Незавершенное строительство в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Одним из законных способов формирования имущества бюджетного учреждения является бесплатная передача имущества по решению субъекта управления (ст. 140 ХКУ). Таким имуществом вполне может оказаться недостроенный объект.

Как бы там ни было, однако для бухгалтера бюджетного учреждения важно понимать, к какому виду активов отнести то или иное «достояние». В большинстве случаев ориентиром будут именно бухстандарты.

Бухгалтерский учет

По определению объекты незавершенного строительства – это разновидность незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы.

Напомним: такими объектами являются капитальные инвестиции в строительство, изготовление, реконструкцию, модернизацию, приобретение объектов необоротных материальных активов, ввод в эксплуатацию которых на дату баланса не произошло (п. 4 разд. І НП(С)БУгс 121).

Подобное определение можно найти и в Методрекомендациях по учету ОС. В них, в частности, указано, что расходы на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов основных средств с начала указанных работ и до ввод в эксплуатацию являются незавершенными капитальными инвестициями (п. 1 разд. IX Методрекомендаций по учету ОС).

Учреждения ведут бухгалтерский учет таких расходов на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства», то есть включают их в дебет данного субсчета. Напомним: он предназначается для учета расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами и улучшение основных средств, а также расходов по незавершенным / завершенным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств.

Для учета указанных расходов целесообразно вести отдельный регистр аналитического учета незавершенных капитальных инвестиций. Можно, например, разработать специальную форму – карточку учета объектов необоротных активов в составе незавершенных капитальных инвестиций.

Дальнейшая учетная судьба таких активов будет зависеть от принятых управленческих решений. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой бюджетное учреждение собирается достроить незавершенное строительство и ввести в эксплуатацию как объект основных средств.

Достраиваем недострой

Все расходы, связанные с достройкой незавершенного объекта строительства, бюджетное учреждение отражает как капитальные инвестиции на создание объекта основных средств, то есть продолжает накапливать их по дебету субсчета 1311.

Добавим, что бюджетным учреждениям следует учитывать указанные расходы по таким направлениям работ (расходов):

• проектно-изыскательские работы;

• строительные работы;

• работы по монтажу оборудования;

• приобретение оборудования, требующего монтажа;

• приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;

• прочие капитальные работы и расходы.

После окончания всех работ, связанных со строительством, объект вводится в эксплуатацию. При этом оформляется акт ввода в эксплуатацию основных средств по форме, утвержденной Приказом № 818.

В бухучете такое событие будет сопровождаться включением объекта капитальных инвестиций в состав основных средств. То есть все расходы, признанные незавершенными капитальными инвестициями и накопленные по дебету субсчета 1311, в дальнейшем сформируют первоначальную стоимость построенного объекта.

Первоначальную стоимость вновь образованного (достроенного) объекта ОС будут составлять не только расходы, осуществленные в связи со строительством, но и приобретенная стоимость, возникшая во время непосредственной передачи капинвестиций бюджетному учреждению.

Для этого в бухгалтерском учете делают запись – Дт 1013 – Кт 1311, показывая увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования – Дт 5411 – Кт 5111 (п. 5 разд. IX Методрекомендаций и п. 1.9 Типовой корреспонденции).

КЭКР

Для завершения работ, связанных со строительством полученного недостроя бюджетному учреждению может понадобиться проектно-сметная документация. Напомним: в зависимости от вида выполняемых работ учреждения осуществляют расходы на ее изготовление по следующим КЭКР:

• 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Код предназначается для оплаты услуг по разработке проектно-сметной документации для текущего ремонта, монтажа оборудования или для платы за градостроительное обоснование и прочие передпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительства, реконструкции), если такие работы не включены в проектно-сметную документацию (пп. 2.2.4 Инструкции № 333);

• 3131 «Капитальный ремонт жилищного фонда (помещений)». Он применяется для изготовления проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов, а также выполнения сопутствующих работ, являющихся согласно государственным строительным нормам частью общей стоимости указанных работ (пп. 3.1.3.1 Инструкции № 333);

• 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Код предназначается для изготовления проектно-сметной документации на капитальный ремонт прочих объектов и выполнения сопутствующих работ, являющихся в соответствии с государственными строительными нормами частью общей стоимости указанных работ (пп. 3.1.3.2 Инструкции № 333).

Собственно, по такому же принципу КЭКР применяется и к выполняемым работам, связанным с завершением строительства объекта (доведением до состояния, пригодного для использования).

Дополнительно о КЭКР читайте, в частности, в материалах:

«По какому КЭКР оплатить услуги по технадзору во время строительства»;

«Выбираем код расходов на сертификацию завершенного строительства»;

«При планировании расходов на установку ограждения применяют «капитальные» КЭКР».

Предлагаем закрепить информацию на практике.

Условие:

Бюджетное учреждение получило незавершенный объект строительства (незавершенные капитальные инвестиции) на основании решения органа управления. Стоимость объекта составляет 15000000,00 грн. Получение оформлено актом приемки-передачи.

Учреждение приняло решение о завершении строительства объекта и вводе его в эксплуатацию. Общая стоимость работ – 8000000,00 грн.

Решение:

Пример отражения указанных операций приведен в таблице.

Таблица

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

Дебет

Кредит

Отражено зачисление незавершенного объекта строительства на баланс на основании акта приемки-передачи

15000000,00

Получено финансирование для завершения объекта строительства

8000000,00

Включены в состав капитальных инвестиций строительно-монтажные работы

8000000,00

Введен объект строительства в эксплуатацию

23000000,00

Отражены изменения в капитале (одновременно с введением объекта в эксплуатацию)

23000000,00

Предприятие ликвидирует объект незавершенного капитального строительства, зарегистрированного как объект недвижимости. Ликвидации подлежит ряд производственных и административно-хозяйственных корпусов, входящих в единый комплекс объектов недвижимого имущества, некогда приобретенных организацией, но не законченных строительством (далее — объекты НЗС) и не введенных в эксплуатацию. Указанные объекты числятся на счете 08. К ликвидации объектов НЗС будет привлечен подрядчик.
В учетной практике организации применяются формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом РФ.
Каков порядок оформления ликвидации в бухгалтерском и налоговом учете, а также снятия с учета ликвидируемого (ликвидируемых) объектов НЗС?

29 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Учитывая масштаб комплекса ликвидируемых объектов НЗС, в зависимости от того, в чьей компетенции находится принятие таких решений (если это оговорено во внутренних положениях, уставе АО), инициировать начало процесса ликвидации объектов НЗС целесообразно отдельным приказом или иным распорядительным документом исполнительного (единоличного исполнительного) органа АО, а возможно, и решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
2. Порядок документооборота в отношении конкретных операций, не регламентированных действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету, в том числе при ликвидации НЗС, должен быть разработан организацией самостоятельно. По нашему мнению, для оформления ликвидации (списания) в бухгалтерском и налоговом учете необходимо и достаточно оформления акта о ликвидации объектов НЗС с обоснованным решением, принятым компетентной комиссией (по аналогии с ликвидацией ОС).
3. По общему правилу стоимость ликвидируемых объектов НЗС учитывается единовременно: в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, в целях налогообложения — в составе внереализационных расходов. Однако, несмотря на сложившуюся судебную практику последних лет, Минфин России последовательно выступает против единовременного списания стоимости НЗС при их ликвидации.
4. Если же на месте ликвидируемых объектов НЗС будет осуществляться строительство новых объектов, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете стоимость объектов НЗС целесообразно учесть в первоначальной стоимость нового объекта строительства.

Обоснование вывода:
По общему правилу гибель или уничтожение имущества, равно как и утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (наряду с его отчуждением), являются основаниями прекращения прав собственности на указанное имущество (п. 1 ст. 235 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, а также прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Кроме того, в п. 1 ст. 131 ГК РФ также установлено, что прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Здесь же напомним, что с 1 января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ). Ликвидируемый объект НЗС должен быть снят с кадастрового учета (п. 7 ст. 1, п. 7 ст. 40 Закона N 218-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Напомним, что утверждение применяемых в организации форм первичных учетных документов отнесено к компетенции руководства экономического субъекта (исполнительного органа, единоличного исполнительного органа). Разрабатываются указанные формы лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
Обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, Законом N 402-ФЗ, как иными нормативно-правовыми актами в сфере бухгалтерского учета, не предусмотрено. Однако при разработке собственных первичных учетных документов за их основу (образец) могут быть приняты и унифицированные формы, утвержденные некогда Госкомстатом России (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 о вступлении в силу Закона N 402-ФЗ). Кроме того, следует помнить, что первичные документы принимаются к учету, если они содержат все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При разработке собственных форм документов можем также рекомендовать учесть положения ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н далее — Положение N 34н) к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты как на СМР, так и на приобретение зданий, оборудования и проч.
Порядок оформления выбытия (ликвидации) объектов НЗС или незавершенных капитальных вложений в настоящее время четко не регламентирован. Между тем в рассматриваемой ситуации, учитывая, в частности, масштабы ликвидируемого объекта (объектов), полагаем целесообразным ориентироваться на установленный порядок оформления выбытия объектов основных средств.
Например, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утвержден приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее — Методические указания) предполагает создание комиссии, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества. Здесь же приведены вопросы, входящие в компетенцию комиссии, среди которых упомянуто составление акта на списание объекта.
Как указано в п. 78 Методических указаний, принятое комиссией решение о списании объекта оформляется в акте на списание, который утверждается руководителем организации. Опять же, специально утвержденной формы акта на списание объектов НЗС действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено, не было ее в документах Госкомстата РФ и ранее. Полагаем, что при оформлении указанного документа за образец организация может взять форму ОС-4 «Акт о списании основных средств» (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7, далее — Постановление N 7).
Повторимся, нормативно-правовыми актами напрямую не предусмотрено создание специальной комиссии при ликвидации объектов НЗС. Вместе с тем полагаем очевидным, что обоснованное решение о ликвидации, принятое компетентной комиссией, было бы нелишним аргументом для обоснования выбытия объектов НЗС, во всяком случае для целей налогового учета (смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 02.11.2015 N 07АП-9656/15).
Последовательно придерживаясь аналогии с операциями по выбытию основных средств, отметим, что в письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 в отношении недвижимости, учтенной в составе ОС, даны следующие рекомендации аудиторам: организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия независимо от факта государственной регистрации прав собственности.
В соответствии с абзацем 5 п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, связанные с выбытием и прочим списанием активов, отличных от денежных средств, учитываются в составе прочих расходов. Полагаем очевидным, что сюда же относятся: стоимость ликвидируемого объекта НЗС, расходы непосредственно на ликвидацию и прочие, связанные с ликвидацией НЗС расходы.
В п. 16 ПБУ 10/99 одним из условий для признания расходов названа уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность (указано здесь же) имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Применительно к приведенным выше рекомендациям Минфина России отметим, что речь шла о необходимости отражения выбытия объекта ОС на момент когда он утрачивает соответствующие квалифицирующие признаки, названные в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Иными словами, в учете и отчетности в составе объектов ОС не должно отражаться активов, не соответствующих упомянутым признакам. В отношении же объектов незавершенного строительства таких (аналогичных) признаков их признания не существует. Таким образом, определяющим фактором для списания с учета объекта НЗС, учтенного на счете 08, является его (объекта) фактическое выбытие.
С одной стороны, об отсутствии неопределенности в предстоящей ликвидации объекта НЗС может свидетельствовать решение руководства экономического субъекта о ликвидации объекта, оформленное приказом или иным распорядительным документом. Кроме того, о фактическом выбытии в нашем случае может свидетельствовать представленный подрядчиком и подписанный со стороны организации (утвержденный) акт выполненных работ по ликвидации объекта (объектов). С другой стороны, обратившись к указаниям по применению формы ОС-4, найдем, что именно они являются основанием для отражения в бухгалтерском учете выбытия объектов (смотрите также письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).
Таким образом, в любом случае, вне зависимости от внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности на объект НЗС, в момент утверждения акта о списании объект НЗС может (должен) быть списан во избежание завышения суммы активов организации, отражаемых в бухгалтерском учете.
Помимо норм ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, обратившись к п. 8 Положения N 34н, повторимся, что организация самостоятельно определяет для себя как применяемые формы первичных документов, так и порядок их применения и правила документооборота. Таким образом, можем лишь допустить, что инициировать начало процесса ликвидации объектов НЗС было бы целесообразно отдельным приказом или иным распорядительным документом исполнительного (единоличного исполнительного) органа АО, учитывая при этом, что вопросы о ликвидации такого масштаба объектов могут быть отнесены к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Обращаем Ваше внимание, что здесь мы рассмотрели ситуацию без учета того факта, для каких целей ликвидируются объекты НЗС: будет ли использована освободившаяся территория в дальнейшем для строительства новых производственных или жилы объектов (в частности, на продажу), будет ли освободившийся земельный участок продан или останется.
Между тем приведем разъяснения, данные в письме Минфина России от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6914. Согласно п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Р, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее — МДС N 15/1), в сметную стоимость строительства включаются затраты на подготовку территории строительства, в том числе на освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений и проч., на перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и т.п. Поэтому, по мнению Минфина России, на основании ПБУ 6/01 и положений МДС N 15/1 затраты по сносу зданий, расположенных на приобретаемом земельном участке, формируют первоначальную стоимость вновь создаваемого объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Из постановления ФАС Московского округа от 20.02.2012 N Ф05-15170/11 по делу N А40-10421/2011 также следует, что расходы инвестора на приобретение недвижимости для последующего сноса и начала строительства нового объекта в силу Положения N 160 подлежат учету в составе вложений во внеоборотные активы (счет 08) до окончания строительства нового объекта (здания) с последующим включением в первоначальную стоимость нового здания.
Однако здесь же заметим, что в п. 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина России от 30.12.93 N 160, далее — Положение N 160) в составе затрат, предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства, но не увеличивающих стоимость объектов ОС, упомянуты расходы, связанные с возмещением стоимости строений, сносимых при отводе земельных участков под строительство. Указанные затраты учитываются на счете 08 (согласно оформленным в установленном порядке, оплаченным или принятым к оплате документам) отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость (абзац 1 п. 3.1.7 Положения N 160).
По нашему мнению, вопрос о включении стоимости сносимых объектов НЗС в стоимость нового строительства неоднозначен, как и вопрос об учете в первоначальной стоимости освобождаемого земельного участка.
В заключение лишь напомним, что согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» одним из требований, предъявляемых к учетной политике, является требование осмотрительности, которое означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов). Полагаем, что увеличение стоимости, например, земельного участка на стоимость ликвидируемых объектов НЗС (без веских на то оснований) приведет к завышению стоимости активов, указываемых в отчетности организации.

Налоговый учет

Рассматривая ситуацию с точки зрения главы 25 НК РФ, прежде всего следует исходить из того, что налоговый учет представляет из себя систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных именно первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (абзац 2 ст. 313 НК РФ).
Как указано в абзаце 3 ст. 313 НК РФ, в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Согласно положениям абзаца 5 ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Обращаем внимание, что подтверждением данных налогового учета, прежде всего, являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), и уже потом аналитические регистры налогового учета и непосредственно сам расчет налоговой базы по налогу на прибыль (абзацы 9-12 ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию, в частности, выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы учитываются в целях налогообложения в составе внереализационных расходов.
По мнению Минфина России, высказанному в письме от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486, затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства и иного имущества подлежат включению в состав внереализационных расходов. При этом, однако, стоимость самих ликвидируемых объектов НЗС и иного имущества не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций (смотрите также письма от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471, от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757).
Если исходить из понимания незавершенного строительства, как оно определено в п. 3.1.1 Положения N 160, то в рассматриваемой ситуации сносимые (ликвидируемые) объекты, строго говоря, незавершенным строительством не являются, поскольку организация не производила по ним строительных работ. Однако в приведенном пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ перечень ликвидируемых объектов, стоимость которых (стоимость демонтажа которых) учитывается в составе внереализационных расходов, представлен довольно широко: это и объекты ОС, и НЗС, и «иное имущество, монтаж которого не завершен».
Пунктом 1 ст. 272 НК РФ, где регламентирован порядок признания расходов при методе начисления, определен принцип соотносимости расходов, понесенных налогоплательщиком, с доходами, на получение которых направлены расходы.
Однако, например, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2015 N Ф02-6011/15 по делу N А78-11292/2013, ссылаясь в том числе на нормы п. 1 ст. 272 НК РФ, п. 3.1.7 Положения N 160, судьи признали неправомерным включение затрат по демонтажу спортивного комплекса в первоначальную стоимость возведенной на его месте многоуровневой стоянки. По мнению суда, расходы на ликвидацию (демонтаж) объекта НЗС (спортивного комплекса) относятся к периоду, когда они были фактически понесены, т.е. должны были быть учтены в периоде ликвидации (демонтажа) объекта. Заметим, что данный спор возник ввиду отказа налогового органа в признании расходов на ликвидацию объекта в более позднем налоговом периоде.
Следуя определениям Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П, N 320-О-П, направленность произведенных затрат на получение доходов (абзац 4 п. 1 ст. 252 НК РФ) рассматривается как основное (определяющее) требование для признания затрат в расходах для целей налогообложения. Здесь же КС РФ, ссылаясь, в частности, на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», отмечает, что обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Руководствуясь приведенной позицией, суды оценивают цели, ради которых изначально налогоплательщик нес расходы (постановление АС Уральского округа от 18.01.2018 N Ф09-8546/17 по делу N А60-15584/2017).
Обратившись к арбитражной практике, можно встретить достаточное количество судебных решений, где признается правомерным учет приобретенных и демонтированных объектов (включая НЗС) единовременно в составе внереализационных расходов на основании пп. 8 или пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (постановления АС Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3052/2016, Уральского округа от 27.06.2016 N А76-17698/2015, Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф04-1283/2016, от 15.03.2016 N Ф04-284/2016, от 13.05.2015 N Ф04-18378/2015, Поволжского округа от 29.06.2015 N Ф06-24788/2015).
В то же время, хотя и в более ранних решениях, некоторые суды с учетом конкретных обстоятельств по делу принимали решения в пользу налоговых органов (постановление Двадцатого ААС от 24.12.2015 N 20АП-7236/15, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 N Ф07-6496/11 (определением ВАС РФ от 10.01.2012 N ВАС-16900/11 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора налогоплательщику отказано), постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 N Ф04-883/2008).
Напомним, что согласно абзацу 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (и т.п.), за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, прямо предусмотренных НК РФ.
В письме от 07.08.2015 N 03-03-06/45638 Минфин России высказал мнение, что затраты на приобретение аварийных нежилых зданий и сооружений, подлежащих сносу, с целью строительства новых объектов, а также затраты на осуществление работ по сносу таких зданий и сооружений являются затратами по созданию амортизируемого имущества и формируют первоначальную стоимость новых объектов. В письмах от 23.05.2013 N 03-03-06/1/18418 и от 07.03.2013 N 03-03-06/1/6914, ссылаясь в том числе на приведенную норму п. 1 ст. 257 НК РФ, Минфин России также разъяснил, что стоимость приобретенного и подлежащего сносу здания вместе с затратами на его снос включается в стоимость вновь возводимого (подлежащего строительству) объекта.
Здесь же упомянем постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2014 N Ф07-2482/14 по делу N А44-1827/2013, где указано, что первоначальная стоимость земельных участков, приобретенных с целью создания санитарно-защитных зон, должна формироваться с учетом всех затрат, в том числе, с учетом стоимости домов, расположенных на земельных участках. Указанные жилые дома изначально не могли использоваться по назначению в качестве объектов ОС (как жилые дома) и подлежали безусловному сносу для приведения земельных участков в состояние, пригодное для использования в качестве санитарно-защитных зон. Верховный суд РФ в определении от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314 отказал налогоплательщику в пересмотре дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

На сегодняшний день законодательство о бухгалтерском учете регламентирует порядок и отражение в бухгалтерском учете переоценки только основных средств (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). О том, как отразить результаты переоценки тех объектов, которые еще не «доросли» до основных средств, нигде не говорится. Возникает вопрос, а можно вообще изменить стоимость незавершенного строительства или же на переоценку этого объекта бухгалтерского учета наложено табу?

Переоценить можно!

Последнее упоминание о переоценке незавершенного строительства содержится в постановлении Правительства РФ от 25.11.95 № 1148. В нем говорится о переоценке объектов по состоянию на 1 января 1996 года. Напомним, на тот период переоценка носила обязательный характер и нужно было изменить стоимость как основных средств, так и незавершенного строительства.

После того как переоценка перестала быть обязательной, вопрос о том, можно ли изменить стоимость незавершенного строительства, повис в воздухе.

Для его выяснения обратимся к закону об оценочной деятельности и посмотрим, какие объекты подлежат оценке.

Цитируем закон

«…К объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия)…» Статья 5 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Поскольку объекты незавершенного строительства являются составной частью имущества предприятия, проводить их переоценку можно. Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком (ст. 9 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ).

А учесть в бухучете?

Итак, мы выяснили, что произвести переоценку незавершенного строительства можно. А можно ли учесть ее результаты в бухгалтерском учете? К сожалению, этот вопрос до сих пор является спорным. Одни специалисты считают, что результаты можно учесть в бухгалтерском учете, а другие придерживаются противоположной точки зрения. Приведем все доводы как «за», так и «против».

Переоценку отражать нельзя — данная позиция основана на следующих аргументах. В бухгалтерском учете оценка имущества организации осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат. Применение других методов оценки допускается только в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами, касающимися бухгалтерского учета (ст. 11 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В нашем случае проведение переоценки установлено нормативными актами по бухгалтерскому учету только в отношении основных средств (ПБУ 6/01). На этом основании сделан вывод — учесть результаты переоценки незавершенного строительства в бухгалтерском учете нельзя. Заметим, что данной позиции придерживается и Минфин России. Специалисты этого ведомства считают, что поскольку незавершенное строительство не относится к основным фондам (а учитывается на счете 08), то и переоценке оно не подлежит (письмо Минфина России от 16.07.99 № 04-02-05/1).

Существует и противоположная позиция — результаты переоценки незавершенного строительства можно учесть в бухгалтерском учете.

Законом о бухгалтерском учете (в статье 1) определено, что одной из основных задач бухгалтерского учета является «формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении». А если реальная рыночная стоимость имущества в несколько раз отличается от его балансовой стоимости, то о какой достоверности данных учета может идти речь?

Кроме того, несоответствие балансовой и рыночной стоимости активов общества может повлечь за собой ущемление прав акционеров, инвесторов и прочих субъектов. Например, участнику ООО, подавшему заявление о выходе из него, общество обязано выплатить действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). При этом, если балансовая и рыночная оценки активов будут существенно отличаться, выход одного из участников может сопровождаться конфликтом его интересов и интересов остальных участников общества. И причиной этого будет неадекватное отражение стоимости имущества в бухгалтерском учете предприятия.

Кроме того, ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» предусматривают отражение в составе внереализационных доходов и соответственно расходов «суммы дооценки активов» и «суммы уценки активов». То есть действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету не ограничивают состав имущества (активов) предприятия, результаты переоценки которого могут отражаться в учете.

По-нашему мнению, выполняя одну из основных задач бухгалтерского учета, сформулированную в законе о бухгалтерском учете, переоценку незавершенного строительства отражать в бухгалтерском учете не только можно, но и нужно.

Обратите внимание, что с 1 января 2004 года незавершенное строительство, стоимость которого учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», не включается в расчет среднегодовой стоимости имущества. Это связано с тем, что объектом обложения налогом на имущество являются только основные средства, числящиеся на балансе организации (п. 1 ст. 374 НК РФ). Незавершенное строительство основным средством не является. Поэтому с этого года результаты дооценки «незавершенки» никак не повлияют на увеличение налога на имущество.

Налоговый учет без переоценки

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривает отражение в налоговом учете результатов переоценки имущества. Причем это касается не только переоценки незавершенного строительства, но и результатов изменения стоимости основных средств.

Дело в том, что Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ исключил из кодекса нормы, содержащиеся в пункте 12 статьи 250 и подпункте 7 пункта 1 статьи 265, предусматривающие отражение в налоговом учете результатов переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг*). А пункт 1 статьи 257 НК РФ прямо запрещает учитывать для налогообложения прибыли результаты переоценки основных средств (кроме переоценки на 1 января 2002 года с учетом ограничений).

Таким образом, для целей налогообложения не следует принимать доходы (расходы), возникающие в результате переоценки активов (основных средств, незавершенного строительства, материалов, товаров).

Подборка рекомендаций, которые упросят работу бухгалтеру

  • Новые правила зачета: как бухгалтеру применять на практике
  • Маршруты всех ваших платежей скоро сдадут налоговикам: в чем опасность
  • Как предсказать, что вам готовят проверку, и сократить риски

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 01.06.2018 по методологическому вопросу, планируемому к отражению в акте выездной налоговой проверки, и сообщает следующее.

Из письма следует, что налогоплательщик в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) учел в составе внереализационных расходов стоимость затрат, связанных с созданием объекта незавершенного строительства, который по решению налогоплательщика (протокол совещания по вопросам финансово-экономической деятельности общества) подлежит частичному демонтажу с последующим сооружением объекта нового назначения.

Статьей 252 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, если иное не установлено статьей 267.4 Кодекса.

Пунктом 5 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов в виде амортизационной премии, предусмотренной пунктом 9 статьи 258 Кодекса.

Таким образом, на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию этих объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен.

Расходы, перечисленные в письме (строительно-монтажные работы, проектно-сметная документация, услуги по управлению проектом, исследования, страхование СМР, электроснабжение), являются затратами по формированию первоначальной стоимости спорного объекта и не связаны с фактической ликвидацией данного объекта (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества).

Учитывая изложенное, в случае если ликвидация (частичная ликвидация) объекта незавершенного строительства осуществляется в процессе создания нового объекта амортизируемого имущества, то в целях налогообложения прибыли сумма затрат, формирующих стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства, подлежит включению в первоначальную стоимость создаваемого объекта в той части, в какой этот объект незавершенного строительства будет использован при создании нового объекта (данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.09.2017 № Ф02-5060/2017 по делу № А19-22028/2016).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН