Нотис о готовности судна, образец

Нотис о готовности судна

Нотис о готовности судна, далее просто нотис, (Notice of Readiness – NOR) это уведомление о том, что судно готово к выполнению обязательств в соответствии с условиями договора о фрахтовании судна – Чартера (Charter Party). Он подается при вхождении судна в чартер, при готовности к погрузке или выгрузке груза.

Подача нотиса имеет две цели:

1. Информировать фрахтователя о том, что судно в его распоряжении.

2. Означает начало отсчета времени фрахтования судна или отсчета сталийного времени.

Для того чтобы нотис о готовности судна имел законную силу, необходимо, чтобы были выполнены следующие условия:

1. Судно должно прибыть к месту, оговоренному в договоре о фрахтовании, то есть стать «прибывшим судно» (arrived vessel).

2. Судно должно быть физически готовым к выполнению договорных обязательств.

3. Судно должно быть юридически готовым к выполнению договорных обязательств.

Рассмотрим подробнее каждое из условий.

1. Судно должно прибыть к месту, оговоренному в договоре о фрахтовании, то есть стать «прибывшим судно» (arrived vessel).

Для того чтобы считаться «прибывшим судном», нотис о готовности должен подаваться тогда, когда судно фактически прибудет в место, оговоренное договором о фрахтовании. В договоре о фрахтовании судна всегда точно оговорено место, в которое должно прибыть судно прежде чем подавать нотис о готовности. В большинстве случаев таким местом является порт или причал. В рейсовом договоре о фрахтовании может быть указан и порт, и причал. В таких случаях весь вопрос в толковании места подачи нотиса, порт или причал. Например, если местом назначения указан «один безопасный причал, Гамбург», то местом подачи нотиса является причал фрахтователя, а если указан «Гамбург, один безопасный причал», то местом подачи нотиса является место, в пределах границ порта, в котором суда обычно ожидают захода в порт. Однако, если место обычного ожидания находится вне границ порта, то в этом случае нотис, поданный судном из этого места, не имеет юридической силы. Некоторые виды договоров, например, Дженкон, допускают подачу нотиса из такого места.

В зависимости от дополнительных условий, изложенный выше принцип, может иметь отличие в значении и зависит от применяемых в договоре формулировок:

а) «Либо у причала, либо нет» (whether in berth or not – WIBON) означает причал фрахтователя в порту фрахтователя. В данном случае договор о фрахтовании определяет, что судно может подавать нотис, как только пересечет границу коммерческой зоны порта, но только в том случае, если причал не доступен, так как занят другим судном, а не из-за погодных условий. В данном случае по договору, все риски, связанные с мореплаванием, лежат на стороне судовладельца, а все коммерческие риски, на стороне фрахтователя.

б) «Либо в порту, либо нет» (whether in port or not – WIPON) означает, что нотис о готовности может быть подан судном, находящимся вне границ порта, если только судно находится в месте обычного ожидания, установленного для данного порта.

в) «Либо прошло таможенный контроль, либо нет» (whether customs cleared or not – WCCON) означает начало отсчета сталийного времени, вне зависимости от того, прошло судно таможенный контроль или нет.

г) «Либо получило свободную практику, либо нет» (whether in free pratique or not – WIFPON) означает начало отсчета сталийного времени, вне зависимости от того, получило судно свободную практику или нет.

2. Судно должно быть физически готовым к выполнению договорных обязательств.

Судно считается готовым, если оно подготовлено для того, чтобы незамедлительно могли начаться грузовые операции в соответствии с распоряжениями фрахтователя, не зависимо от того даны таковые фрахтователем или нет. К грузовым операциям должны быть готовы: грузовые помещения, люковые закрытия, грузовые устройства, системы вентиляции и осушения, судовые устройства, механизмы и оборудование судна. Однако это не означает, что люковые закрытия должны быть уже открыты. Это подразумевает, что люковые закрытия исправны и готовы к открытию в любой момент по распоряжению фрахтователя. Обычно в нотисе, готовность судна, записывается выражением «судно во всех отношениях и условия готово» (in every или all respects and conditions).

3. Судно должно быть юридически готовым к выполнению договорных обязательств.

Данное требование означает, что свободная практика получена от карантинных властей, таможенные, иммиграционные и полицейские формальности пройдены. Все документы необходимые для грузовых операций оформлены.

Нотис о готовности судна подается в произвольной форме, главное, чтобы в нем было указано название судна, указано дата и время прибытия, дата и время готовности судна, место прибытия. Если в договоре о фрахтовании судна содержатся специальные условия по форме и содержанию нотиса, то в этом случае необходимо подавать нотис с соблюдением всех требований договора о фрахтовании.

В некоторых договорах о фрахтовании судна может быть указано, что нотис о готовности судна должен подаваться в рабочие часы с 06:00 до 17:00. В этом случае нотис, поданный в нерабочие часы, скажем в 22:30 час, не будет считаться недействительным. Если в договоре не сказано иное, то нотис, поданный в нерабочие часы, будет считаться поданным в ближайший рабочий час следующего дня. Соответственно поданный в 01:00 будет считаться поданным в 06:00 час.

Важное замечание

Следует принимать во внимание, что как правило, отсчет сталийного времени начинается не с момента подачи нотиса капитаном, а с момента его акцептирования, сделанного в соответствие с соответствующим Чартером (Relevant Charter Party). Например, нотис подан до 12:00 час местного времени в рабочие дни, в случае если он будет акцептирован, то отсчет сталийного времени начнется с 14:00 час этих же суток. А если нотис будет подан в 12:01 час, то в случае его принятия (акцептирования), отсчет сталийного времени начнется не ранее, чем с 06:00 часов утра следующих суток. То есть, в этом случае грузополучатель или грузоотправитель, в зависимости от того с какой целью судно прибыло в порт, может не начинать грузовые операции до следующего утра и судно будет простаивать.

Следует обращать внимание на случаи, когда судно по каким-либо причинам не готово к грузовым операциям в обусловленное чартером время и поэтому не может подать нотис о готовности. В это же самое время, фрахтователь не готов поставить судно к причалу по причине неготовности причала. Если судно пользуясь тем, что причал не готов подаст нотис о готовности, то такой нотис признается недействительным. В этом случае считается, что, несмотря на то, что причал не готов, судно не освобождается от обязательства быть готовым, следовательно, судовладелец не выполнил свои обязательства перед фрахтователем.

Недействительный нотис ни при каких обстоятельствах не станет действительным, если через некоторое время судно будет подготовлено и соответствовать условиям чартера. Как только судно готово, оно должно подать новый нотис о готовности в часы, указанные в чартере.

В случае, когда нотис признан недействительным из-за неготовности судна, фрахтователь не может отказаться от судна и аннулировать чартер до дня отмены (cancelling date) оговоренного в чартере, даже если у него имеются обоснованные доказательства, что судно не будет готово до дня отмены чартера. Однако, если фрахтователь сможет доказать, что судно в любом случае не будет готово до дня отмены, то в этом случае у судовладельца все равно не будет возможности получить неустойку с фрахтователя за дни до дня отказа.

Следует обращать внимание что если судно, оборудованное грузовым устройством (не трюма), не готово к грузовым операциям в момент входа в рейсовый чартер, то это не является основание для аннулирования чартера. В случае же с некоторыми тайм чартерами, неготовность грузового устройства, является основанием для аннулирования договора.

В случае, когда нотис признан недействительным, то отсчет сталийного времени не начинается до тех пор, пока не будет подан и признан действительным, новый нотис, или если фрахтователь не начнет использовать судно для грузовых операций.

Разумеется, что существует множество других оговорок в договорах о фрахтовании судов, знание которых позволит капитану принимать правильные решения в спорных случаях и защитить судно от возможных претензий со стороны фрахтователей.

Образец Нотиса о готовности судна на английском языке в формате pdf Читать далее >>

Автор капитан В.Н. Филимонов

Нотис о готовности судна и начало течения сталийного времени по английскому праву

Нередко, договоры чартера, предусматривающие погрузку и выгрузку груза в течение согласованного периода сталийного времени, регулируются нормами английского права, в связи с чем имеет значение сложившаяся судебная практика по спорам данной категории в английской юрисдикции.
Нужен ли нотис?
Некоторые судовладельцы, пытаясь сократить документооборот, отказываются подавать уведомление о готовности судна (нотис) по прибытию в порт погрузки / выгрузки. Такой отказ несет с собой риски, сопряженные с неопределенностью момента начала течения сталийного времени.
По базовому правилу, если условиями чартера предусмотрена обязанность подачи нотиса, но такой нотис судовладельцем не подан, отсчет сталийного времени не начинается. Такой строгий подход практикуется при разрешении споров в государственных судах Англии. В случае, если спор разрешается в третейском суде / коммерческом арбитраже, арбитры могут занять более практичный подход, установив, что сталийное время начинает течь с момента начала грузовых операций. Такие решения продиктованы коммерческой целесообразностью: рано или поздно сталийное время должно начать свое течение, так как фрахтователь рано или поздно точно получает сведения о том, что судно прибыло в порт и во всех отношениях готово к погрузке или выгрузке. В момент начала грузовых операций данные факты становятся для фрахтователя очевидными, а любые неформальные основания для отказа от отсчета сталийного времени отпадают.
Письменные условия чартера всегда будут являться преобладающими для определения порядка поведения сторон. Таким образом, если договор на последовательные перевозки предусматривает подачу только одного уведомления, оно подается в первом порту погрузки, но не в последующих портах погрузки грузов. В случае, если фрахтователь желает получать нотисы в каждом из последующих портов погрузки, рекомендуется установить данное требование в чартере.
Существенно важным является и соблюдение формы подачи уведомления. Если такая форма в договоре не предусмотрена, то подавать нотис судовладелец имеет право в любом виде, как в письменном, так и в устном. В случае, если форма нотиса предусмотрена чартером, подача его в другой форме не допускается. Более того, исходя из выводов дела «PORT RUSSEL» EWHC 490 (Comm); 2 Lloyd’s Rep 57, запрещено подавать уведомление, предусмотренное «в письменной форме» по электронной почте, если это четко не разрешено договором. В отсутствие указания на email форму, письменная форма нотиса не считается соблюденной.