Обеспечение исполнения контракта проводки

Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.70.41.

Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться (п. 1 ст. 329 ГК РФ):

  • неустойкой;
  • залогом;
  • удержанием вещи должника;
  • поручительством;
  • независимой гарантией;
  • задатком;
  • обеспечительным платежом;
  • другими способами, предусмотренными законом или договором.

Начиная с версии 3.0.70 в «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается учет обеспечений обязательств (платежей) по договорам. Теперь для договоров с обеспечением обязательств можно указать дополнительную информацию: вид обеспечения, стороны сделки, валюту и стоимость в валюте. Эта информация, в том числе, используется при формировании отчетов заемщика для банка (раздел Банк и касса — Отчеты для банков — Расшифровки обеспечений).

Чтобы учет обеспечений обязательств и платежей стал доступен пользователю, ему потребуется включить соответствующую функциональность (раздел Главное — Настройки – Функциональность). На закладке Расчеты необходимо установить флаг Учет обеспечений обязательств и платежей.

После включения указанной настройки в карточке договора (раздел Справочники — Покупки и продажи – Договоры) появится сворачиваемая группа Обеспечения обязательств, где можно перечислить стороны сделки и указать вид обеспечения (Аваль, Залог, Гарантия, Поручительство, Прочее).

Для учета полученных обеспечений обязательств и платежей предназначен забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Для учета выданных обеспечений обязательств и платежей предназначен забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Для ведения учета обеспечения обязательств и платежей в рублях используются субсчета 008.01 и 009.01. Для учета в валюте – субсчета 008.21 и 009.21.

Информация об обеспечении сделки отражается документом Операция (раздел Операции — Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную). По сделкам с обеспечением в валюте необходимо указать валюту, стоимость сделки в валюте и рублях.

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Приказ № 89н.

В частности в п. 3.55 Приказа № 89н установлено, что счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» можно применять для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением:

  • обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе,
  • обеспечений исполнения контракта (договора),
  • иных залоговых платежей, задатков.

«В соответствии с положениями разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога) в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи 610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ».

Бухгалтерские записи по перечислению денежных средств в виде денежного залога и их возврату приведены в Приложении 1 к Письму Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257:

3 Перечислены учреждением, как участником закупки денежные средства в обеспечение исполнения контракта (договора) 10 500,00 2 210 05 560 2 201 11 610 Увеличение заб.счета 18 (610)
4 Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства, перечисленные ранее в обеспечение исполнения контракта (договора) 8 500,00 2 201 11 510 увеличение заб.счета 17 (510) 2 210 05 660

В Письме также уточнено, что операции по перечислению денежных средств в виде денежного залога и их возврату до внесения изменений в положения Инструкции № 33н следует отражать в строках 731 и 732 раздела 3 формы 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности», далее — Отчет (ф. 0503737).

Содержание

Отражение перечисления и возврата задатка в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 2

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 2 перечисление задатка участником закупки оформляется расчетно-платежным документом — Заявка на кассовый расход (сокращенная). Предварительно необходимо будет настроить проводки в типовых операциях.

Заполненный документ выглядит так:

При проведении документа будут сформированы необходимые бухгалтерские записи.

Возврат задатка (залога, обеспечения) на лицевой счет участника закупки отражается документами «Кассовое поступление». Т.к. соответствующей типовой операции документы не содержат, предварительно ее следует создать.

Поскольку возврат задатка (залога, обеспечения) – это восстановление произведенных ранее расходов учреждения, в создаваемой типовой операции к документу «Кассовое поступление» в качестве забалансового счета дебета следует выбрать счет 17.01, указав КПС назначения платежа такой же, как и при перечислении задатка (залога, обеспечения) заказчику, КЭК назначения платежа — 510 «Поступление на счета бюджетов». В качестве счета кредита – 210.05.

Созданную типовую операцию следует выбрать на закладке «Бухгалтерская операция». При проведении документа будут сформированы необходимые бухгалтерские записи.

Отражение перечисления и возврата задатка в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 1

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 1 перечисление задатка участником закупки оформляется расчетно-платежными документами (Заявка на кассовый расход) с операцией Прочие перечисления.

В документе в качестве забалансового счета кредита следует выбрать счет 18.01 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», КЭК назначения платежа — 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

В качестве счета дебета – 210.05 «Расчеты с прочими дебиторами».

Поскольку такая операция – новая, она не содержится в списке корректных счетов. Для выбора счета 210.05 следует отключить ограничение нажатием кнопки «Корректные счета» — для выбора будут доступны все счета ЕПСБУ.

При проведении документа будут сформированы необходимые бухгалтерские записи:

Возврат задатка (залога, обеспечения) на лицевой счет участника закупки отражается документами «Кассовое поступление» с операцией Прочие поступления.

При проведении документа будут сформированы необходимые бухгалтерские записи.

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

При цитировании статей или заметок ссылка на сайт автора обязательна

Из статьи Вы узнаете:

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Кредит Дата операции 55 — св / Электронная площадка 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета 55 –блок / Электронная площадка 55 — св / Электронная площадка Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ) 009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе Отражена сумма выданного обеспечения заявки 55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете 009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения 51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

Кредит Дата операции 60 55 — блок / Электронная площадка Дата заключения контракта с заказчиком Удержана сумма вознаграждения за услуги электронной площадки 91-2 60 Дата признания расходов на услуги электронной площадки в бухгалтерском учете Отражены в бухгалтерском учете расходы на услуги электронной торговой площадки

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Кредит Дата операции 91-2 55 — блок / Электронная площадка Дата признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта Денежные средства, заблокированные в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, удержаны оператором площадки и перечислены заказчику

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Кредит Дата операции 76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки 009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки 51 76 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки 009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Кредит Дата операции 91-2 76 / Заказчик Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Списана на прочие расходы сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Кредит Дата операции 91-2 76 / Банк Дата предоставления банковской гарантии Отражена сумма комиссии банка за предоставление банковской гарантии 76 / Банк 51 Дата списания денежных средств в оплату комиссии банка Погашена задолженность за услуги банка по выдаче банковской гарантии

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

Кредит Дата операции 91-2 76 / Заказчик Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Отражена задолженность перед заказчиком по выплате обеспечения заявки 76 / Заказчик 76 / Банк Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Задолженность перед заказчиком погашена банковской гарантией 76 / Банк 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Погашена задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки

! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Выпуск от 18 января 2013 года

(см. также выпуски за другие дни)

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Организация (участник размещения заказа на поставку товара для государственных нужд) в качестве обеспечения исполнения контракта предоставила в залог денежные средства в сумме 500 000 руб. После исполнения данного контракта денежные средства, внесенные организацией в качестве залога, возвращены государственным заказчиком на ее расчетный счет. Как отразятся в учете организации указанные операции?

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Государственными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ).

Способы размещения заказа установлены ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).

Государственный заказчик, уполномоченный орган вправе, а в случае, если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%, обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ). В этом случае указанное обеспечение предоставляется участником размещения заказа до заключения контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 N Д28-84).

В данном случае обеспечение исполнения контракта предоставлено в форме залога денежных средств (путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный заказчиком).

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого запрета на использование денежных средств в качестве предмета залога (п. 1 ст. 336, п. 2 ст. 130 ГК РФ). В то же время согласно позиции Президиума ВАС РФ денежные средства не могут являться предметом залога. Данная позиция основана на том, что удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества происходит путем реализации этого имущества (ст. ст. 334, 349, 350 ГК РФ), а безналичные денежные средства исходя из своей природы не могут быть реализованы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге», Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.1996 N 7965/95).

Тем не менее, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает такой способ обеспечения исполнителя контракта, организация вправе его выбрать и перечислить установленную сумму на счет в банке, указанный заказчиком.

Отметим, что срок возврата денежных средств, перечисленных в качестве залога, Федеральным законом N 94-ФЗ не установлен. В этом случае следует руководствоваться нормами ГК РФ о залоге (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ). Сумма залога возвращается организации после надлежащего исполнения обязательств по контракту (п. 3 ст. 352 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта и их возврат не влекут никаких налоговых последствий по НДС. Это обусловлено тем, что указанные денежные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, внесенные в качестве залога и подлежащие возврату организации, не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли независимо от применяемого в налоговом учете метода признания доходов и расходов (п. 1 ст. 252, п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ). При возврате данных денежных средств экономической выгоды и, следовательно, дохода у организации не возникает (ст. 41 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит возврату организации при его исполнении. Следовательно, такая сумма не признается расходом для целей бухгалтерского учета и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Таким образом, при перечислении денежных средств на указанный государственным заказчиком счет в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Одновременно указанная сумма денежных средств также отражается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

При возврате заказчиком денежных средств сумма выданного обеспечения списывается с указанного забалансового счета.

Возврат денежных средств не приводит к образованию дохода у организации и отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 и кредиту счета 76 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов).

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

📌 Реклама Отключить

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности: 📌 Реклама Отключить

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199, к которым относятся случаи: 📌 Реклама Отключить

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться: 📌 Реклама Отключить

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

📌 Реклама Отключить

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Размер обеспечения

В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять: 📌 Реклама Отключить

  • от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
  • от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
  • сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, причем способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен (п. 7 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта. 📌 Реклама Отключить

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

📌 Реклама Отключить

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения 3 201 11 510 3 304 01 730 200 000
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю 3 304 01 830 3 201 11 610 200 000

Сумма предоставленной банковской гарантии. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». 📌 Реклама Отключить

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

📌 Реклама Отключить

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10

170 000
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась

10 170 000

Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта. 📌 Реклама Отключить

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.

📌 Реклама Отключить

Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  1. в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, – учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
  2. после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Эти поступления отражаются по коду доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 «Доходы от компенсации затрат государства» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, предусмотренных Указаниями № 65н. 📌 Реклама Отключить

Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.

Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:

Бюджетное учреждение участвует в аукционе в качестве поставщика. Бюджетному учреждению необходимо перечислить обеспечение по контракту с лицевого счета по коду финансового обеспечения «2».
Как отразить в бухгалтерском учете перечисление обеспечения и его возврат? Какой код вида расхода и статью КОСГУ необходимо указать? Нужно ли вносить изменения в план финансово-хозяйственной деятельности?

21 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перечисление обеспечения по контракту и его возврат отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» по статье 610 (510) аналитической группы подвида доходов бюджетов и по статье 610 (510) КОСГУ.
Изменения в части перечисления обеспечения по контракту и его возврата в Плане финансово-хозяйственной деятельности не отражаются, если иное не установлено учредителем.

Обоснование вывода:
Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения могут перечислять в установленном порядке денежные средства в целях обеспечения исполнения контракта.
Учет расчетов по перечислениям (возвратам) сумм обеспечений осуществляется с использованием счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Операции по перечислению и возврату обеспечений исполнения контракта не являются доходными или расходными операциями. Такие операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения отражаются с применением статьи 610 «Выбытие со счетов» (статьи 510 «Поступления на счета») КОСГУ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
Расчеты с суммами денежных обеспечений подлежат отражению в строках 592 (при перечислении) и 591 (при возврате) раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) (п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н). Соответственно, при отражении перечислений обеспечений применяется код 610 «Выбытие со счетов бюджетов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее — АнКВИ), при отражении их возвратов — код 510 «Поступление на счета бюджетов» АнКВИ.
В письме Минфина России от 01.08.2016 N 02-06-10/45133 приведены бухгалтерские записи для отражения перечисления и возврата обеспечений. При этом данные операции отражаются по статье 610 АнКВИ, статье 610 КОСГУ при перечислении денежных средств, и по статье 510 АнКВИ и статье 510 КОСГУ при возврате ранее перечисленных обеспечений.
Обратите внимание: согласно абзацу 14 п. 2.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, с учетом изменений, внесенных с 6 января 2018 года приказом Минфина России от 29.11.2017 N 212н, по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» формирование 1-17 разрядов осуществляется следующим образом:
— в 1-4 разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы);
— в 5-17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов».
На основании изложенного рассматриваемая ситуация отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ)
— отражено перечисление обеспечения по контракту;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ)
— отражен возврат ранее перечисленного обеспечения по контракту.
Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД) в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования N 81н), в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее — учредитель), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п. 2 Требований N 81н).
Исходя из характера средств, перечисляемых (возвращаемых) в качестве обеспечения контракта, они не являются расходами (доходами) бюджетного учреждения. Соответственно, они не могут отражаться в Таблице 2 по строкам 110-180 в части доходов, 210-260 в части расходов.
Требования N 81н не устанавливают необходимости, а также детального порядка отражения в Таблице 2 Плана ФХД сумм перечисляемых (возвращаемых) обеспечений по контракту. Следовательно, с учетом нормы п. 2 Требований N 81н, такой порядок может быть предусмотрен учредителем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

Инструкция по бухгалтерскому и налоговому учету банковских гарантий

Бухучет банковской гарантии — это регистрация операций по предоставлению, использованию и исполнению гарантийных обязательств в бухгалтерском и налоговом учете.

Определяем меры ответственности участников сделки

В любой сделке есть несколько участников. Банковскую гарантию выдает банк, получает ее поставщик и передает в качестве обеспечения контракта заказчику. Банковская гарантия — это документально оформленное обязательство банка выплатить заказчику определенную сумму, если поставщик нарушит или не выполнит обязанности по контракту (ст. 368 ГК РФ). По сути, это залог того, что противоправные действия подрядчика (его недобросовестное поведение) материально компенсируются.

Официально стороны сделки называются так:

  1. Гарант — тот, кто выдает банковскую гарантию. Это банк или кредитная организация. Банковские учреждения выдают гарантию за вознаграждение, определенное договором.
  2. Принципал — тот, кто обращается за гарантийными обязательствами. Это поставщик, подрядчик или исполнитель государственного контракта. По условиям договора с кредитным учреждением поставщик выступает должником.
  3. Бенефициар — тот, для кого выписывается банковская гарантия. Это заказчик, интересы которого защищают выданные банком гарантийные обязательства.

Как в госконтракте сторонами являются поставщик и заказчик, так и в договоре о гарантийных обязательствах сторонами соглашения выступают принципал и бенефициар. Они обязаны действовать в рамках гражданских норм и правил (ст. 420 ГК РФ). Наличие гарантийного договора страхует возможные действия поставщика. Стороны — поставщик-заказчик, принципал-бенефициар — взаимодействуют в рамках двух соглашений. По госконтракту исполнитель поставляет товары, выполняет работы и оказывает услуги, а заказчик оплачивает их в полном объеме. Банк-гарант подключается только тогда, когда у поставщика в силу определенных причин не получается исполнить обязательства или он намеренно уклоняется от их исполнения. Обязанность составителя гарантийного договора — четко прописать все основания для выплаты гарантии.

Организация-заказчик обязана провести гарантийные обязательства как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Проводки зависят от формы обязательств. Вот на какой счет отнести банковскую гарантию:

  • бюджетным учреждениям — забалансовый счет 10;
  • коммерческим и некоммерческим организациям — забалансовый счет 008.

Изучаем документы и законные основания

В сделке участвуют три стороны: поставщик, заказчик и банк. Их действия регулируют нормативы:

В нормативах есть разночтение. Условие о предоставлении гарантии надлежит включать только в тех случаях, когда изначально есть основание полагать, что поставщик не исполнит обязательства (определение ВС РФ по делу № 305-ЭС16-14210 от 30.01.2017). В госзакупках действует иное правило: условие о предоставлении банковской гарантии надлежит включать всегда, оно является обязательным к исполнению (ст. 96 44-ФЗ). Заказчики включают требование о гарантийных обязательствах в закупочную документацию (описательная часть, проект контракта, извещение) или приглашение об участии в закрытых процедурах (ч. 1 ст. 96 44-ФЗ). Форма обеспечения указана в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.

Условия выдачи, требования к формированию и порядок ведения реестра банковских гарантий прописаны в ст. 45 44-ФЗ. Исполнитель вправе предоставить гарантийный обязательства от банка и для обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах (ч. 3, 4 ст. 44 4-ФЗ). Страховку направляют не только в форме официального документа от кредитной организации, но и в виде денежных средств, перечисленных на расчетный (лицевой) счет заказчика.

Гарантийные обязательства понадобятся для обеспечения контрактов на приобретение основных средств и материальных запасов, выдачи кредитов, ссуд и займов, поручительства при возмещении авансов. И это далеко не все возможные ситуации. Порядок отражения в бухгалтерском учете напрямую зависит от того, на каком основании выдан гарантийный документ. Выдачу и использование гарантии фиксирует не только заказчик-бенефициар, но и поставщик-принципал.

Учитываем банковскую гарантию у бенефициара

Бенефициар-заказчик распоряжается гарантийным документом на свое усмотрение. Использовать его получится, только если поставщик не исполнил предъявленные к нему требования.

Порядок взаиморасчетов сторон прописан в государственном контракте, но у заказчика есть определенное преимущество. Предоставляя компенсационные обязательства, банк-гарант страхует поставщика-принципала (п. 1 ст. 378 ГК РФ). Это значит, что у заказчика есть поступления до момента исполнения контракта и окончания всех расчетов между сторонами. По этой причине организации ведут аналитический учет банковских гарантий на забалансовом счете. Счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные» используется для списания гарантии при полном исполнении сторонами всех условий госконтракта.

Вот основной принцип отражения гарантийных документов в бухучете. Допустим, ООО «Поставщик» и ООО «Заказчик» заключили государственный контракт на поставку товаров. Сумма соглашения — 300 000,00 рублей. ООО «Поставщик» подготовил обеспечение контракта в виде документа от банка-гаранта. В итоге «Поставщик» не выполнил обязательства по контракту, и другая сторона воспользовалась гарантийной опцией. Готовим бухгалтерские записи:

Проводки Сумма, в рублях Описание
Дт 008 300 000,00 Регистрация банковской гарантии
Дт 62 Кт 90 300 000,00 Поставка товара
Дт 51 Кт 76 300 000,00 Получение денег от гаранта по факту обращения за ними
Дт 76 Кт 62 300 000,00 Зачет долговых сумм
Кт 008 300 000,00 Списание гарантийных обязательств

Если стороны своевременно выполняют условия контракта (поставщик вовремя отгружает, а заказчик — оплачивает), то обеспечение не понадобится. В таком случае бухгалтер формирует две записи (первую и последнюю) — поступление и списание гарантийной опции с забаланса.

Проводим операцию у принципала

Учет обеспечения у принципала не так однозначен. Есть две обоснованные позиции:

  1. Учет не требуется. Гарант выдает документ для бенефициара, на операционный результат принципала это никак не влияет. Для бухучета счета забалансовые счета 008 и 009 не подходят.
  2. Бухгалтерский учет необходим. Противоположная позиция строится на том, что если бенефициар воспользуется обеспечением от гаранта, принципал получит штрафные санкции. Их придется проводить в учете и ссылаться на конкретный документ-основание.

Проведение банковской гарантии в бухучете принципала — это не лишняя операция. Благодаря таким проводкам, аналитическая отчетность становится более прозрачной и понятной для внутренних и внешних пользователей. Вот на какой счет заносят банковскую гарантию:

  • Дт 08 Кт 76 — предоставлено обеспечение от банка-гаранта (сумма проводки — перечисленная комиссия);
  • Дт 60 Кт 76 — учет требования об оплате;
  • Дт 76 Кт 51 — погашение долга перед банком.

Регистрируем банковскую гарантию в бюджетном учете

Учетные процедуры для бюджетников отличаются от коммерческих операций. Во-первых, учет банковских гарантий в бухгалтерском учете бюджетного учреждения зависит от формы предоставления:

  • в виде денежных средств на расчетный счет — используем счет 304 01 по КФО 3, так как это средства во временном распоряжении;
  • в виде документа от банка-гаранта — применяем забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Бюджетные заказчики обязаны предъявлять требования об обеспечении заявок и контрактов при проведении электронных конкурсов и аукционов. Исполнитель направляет обеспечение в форме денежных средств на временное распоряжение или в виде документального подтверждения от банка-гаранта. Учет гарантийных обязательств в бюджете ведется в соответствии с инструкцией 157н от 01.12.2010 (п. 351 инструкции). Для фиксации денежных гарантийных средств забалансовые счета не применяются (письмо Минфина № 02-07-07/31342 от 27.07.2014).

Бухгалтерские записи формируются в день предоставления гарантии. Сумма всегда равна тем обязательствам, которые страхует банк-гарант. Как только действие страховки заканчивается, бухгалтер списывает обеспечение с 10 забалансового счета. Вот основные проводки для учета банковской гарантии в бюджетном учреждении:

Бухгалтерская запись Примечание Обоснование
Обеспечение в виде перечисления денежных средств
Дт 3 201 11 510 Кт 3 304 01 73Х Одновременное увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ, КОСГУ 510) Получение обязательства
Дт 3 304 01 83Х Кт 3 201 11 610 Одновременное увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ, КОСГУ 610) Возврат средств поставщику после полного исполнения контракта
Обеспечение в виде банковской гарантии
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 41 660 Увеличение забалансового счета 10 датой предоставления обеспечения Поступление гарантийного финансирования
Дт 2 205 41 560 Кт 2 401 10 140 Принятие гарантийных средств в качестве дохода учреждения

Проводим банковскую гарантию для казенного учреждения

У казенных учреждений обеспечение учитывается только как средства во временном распоряжении — по КФО 3. В дальнейшим их надлежит зачислить в доход бюджета. Операционные проводки для учета банковской гарантии в казенном учреждении формируются в зависимости от того, какую роль в администрировании финансов играет организация и какие у нее полномочия. Вот основные бухгалтерские записи:

  1. Для казенных учреждений — ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов: Дт КИФ 3 201 11 510 Кт гКБК 3 304 01 730 — поступление средств.
  2. Для ПБС, РБС, ГРБС и администраторов доходов: Дт гКБК 3 304 01 830 Кт КИФ 3 201 11 610 — перечисление средств в доходы бюджета.
  3. Для администраторов бюджета: Дт КДБ 1 209 40 560 Кт КДБ 1 401 10 140 — начисление прибыли от поступления.
  4. Для администраторов с ограничением полномочий: Дт КДБ 1 304 04 140 Кт КДБ 1 209 40 660 — отражение расчетов.
  5. Для администраторов с полными полномочиями: Дт КДБ 1 210 02 140 Кт КДБ 1 209 40 660 — зачисление денег в бюджет.

Отражаем банковскую гарантию в налоговом учете

При налоговом учете банковских гарантий соблюдаем нормы Налогового кодекса РФ. Регистрация поступлений фиксируется как прочие издержки на выпуск и реализацию продукции. В ряде налоговых отчетов есть раздел, где отражается учет банковской гарантии в налоговом учете, — расходы по обеспечению необходимо демонстрировать в ИФНС в том отчетном периоде, когда она была фактически предоставлена. Отражаем по факту предоставления, а не по срокам выплат. День получения гарантийных обязательств — это дата подписания соглашения с банком-гарантом.

При налоговом учете обеспечения не забывайте о следующих правилах:

  1. Закупка товаров, работ и услуг по госконтракту сопровождается начислением НДС. Исключением является не облагаемая налогом продукция.
  2. Применение гарантийных опций не облагается НДС (пп. 3 п. 3 ст. 159 НК РФ).
  3. Гарантийная оплата, перечисленная гарантом за недобросовестные действия принципала, включается бенефициаром в доходы точно так же, как учитывались бы негарантийные поступления.
  4. Расходы на банковскую гарантию — комиссия банку — учитываются в целях налогового учета как прочие или внереализационные расходы.
  5. Затраты на обеспечение признаются равными частями на весь срок действия соглашения с гарантом (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/4 от 11.01.2011).

Формируем проводки при неисполнении обязательств

Как работает гарантийная система? Принципал (поставщик) берет у гаранта (банка) документ, страхующий возможность неисполнения поставщиком обязательств по государственному контракту, и передает его бенефициару. Если исполнитель нарушает условия контракта и не выполняет положенные обязательства, заказчик обращается в банк за компенсацией, уведомляя об этом поставщика. Банк направляет запрос по возмещению расходов поставщику — предъявляет ему регрессивное требование. Бухгалтер принципала формирует аналогичные проводки по обеспечению исполнения контракта, но только по причине его неисполнения:

  • Дт 60 Кт 76 — принятие регрессивного требования от гаранта;
  • Дт 76 Кт 51 — возврат долга банку-гаранту.

Бенефициар отражает неисполнение бухгалтерской записью Дт 76.2 Кт 62. Это означает, что банк компенсировал заказчику неисполненные обязательства по госконтракту.

Оплачиваем и регистрируем комиссию за выдачу банковской гарантии

При заключении соглашения с принципалом гарант объявляет точную сумму комиссии за финансовые услуги. В договоре прописывается форма комиссионных отчислений — фиксированная, процент от цены обеспечиваемого госконтракта или любая другая.

В гарантийном договоре стороны определяют все условия сделки — сумму комиссии, порядок оплаты комиссионных, срок возвращения долга. К примеру, принципал вправе закрепить условие о равномерном распределении комиссионных платежей на весь срок действия соглашения.

И если с регистрацией в бухучете обеспечения все не так однозначно, то комиссию надлежит отражать в обязательном порядке. Допустим, организация приобретает оборудование на сумму 1 000 000,00 рублей. Руководитель обращается в банк за гарантией — страхуется своевременная оплата. Комиссия по договору — 1,5%, или 15 000,00 рублей. Срок документа — 1 месяц. Если комиссионные перечислили гаранту до покупки оборудования и перечисления денежных средств, то комиссию включают в расходы на покупку актива (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01). В указанной сделке все стороны своевременно выполнили обязательства, банковская гарантия не применялась. Для отражения операций используется такой счет учета банковских гарантий:

Проводки Сумма, в рублях Описание
Дт 76 Кт 51 15 000,00 Комиссия перечислена банку-гаранту
Дт 08 Кт 76 15 000,00 Сумма комиссии включена в стоимость актива
Дт 08 Кт 60 1 000 000,00 Стоимость имущества отражена во внеоборотных активах
Дт 01 Кт 08 1 015 000,00 Итоговая стоимость приобретенного имущества отражена в составе основных средств

Если за банковской гарантией обратились после формирования стоимости имущества, то включить комиссионные расходы в цену и изменить учетную стоимость актива не получится. Для учета комиссионных, не учтенных в цене, формируйте бухгалтерскую запись Дт 91.2 Кт 76.

Утверждаем правила учета банковских гарантий в учетной политике

В учетной политике надлежит закрепить правила взаиморасчета с гарантом в отношении выданных обеспечений. Утверждается и методология учета расходов и займов по кредитам в соответствии с ПБУ 15/2008. Есть несколько вариантов: издержки учитываются в составе прочих расходов или равномерно признаются как дополнительные затраты по кредитам и займам (п. 7, 8 ПБУ 15/2008). Учет возможен только в период действия гарантийного договора с банком.

Методология распределения расходов не влияет на бухгалтерские записи. Готовьте такие проводки:

  • Дт 91.2 Кт 76 — учтена комиссия гаранту (полная или частичная);
  • Дт 76 Кт 51 — перечислены комиссионные.

Если вы брали банковскую гарантию для обеспечения госконтракта, учитывайте комиссионные издержки в составе обычных или прочих расходов. Проводки для фиксации обеспечения обязательств в госзакупках ничем не отличаются от учета любой другой гарантийной опции.