Общественная безопасность

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Черникова С.А. 1 Черданцев В.П. 1 Вшивкова Г.А. 2 1 ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» 2 АНО ВПО «Прикамский социальный институт» Основной задачей национальной социальной политики страны является обеспечение социальной безопасности. Изучение проблем социальной безопасности имеет особое значение. Оно обусловлено наличием негативных экономических и социально-политических явлений, которые привели к духовно-нравственной бедности значительной части населения страны и способствовали поляризации общества. Социальная безопасность обусловлена определенной дееспособностью социальной функции общества, постоянно обеспечивающей воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизирующей их социальные отношения в едином и целостном социальном пространстве. При этом социальные отношения понимаются как связь между социальными субъектами общества при выполнении ими роли в распределении жизненных потребностей, при самореализации каждым из них своих целей и социального потенциала. Помимо всего прочего, социальная безопасность тесно связана с экономической безопасностью. Система обеспечения экономической безопасности страны включает в себя выявление ситуаций, при которых параметры экономического развития, фактические или прогнозируемые, выходят за пороговые значения и начинают представлять реальную угрозу обществу 291 KB социальная безопасность социальная сфера социальное обеспечение национальная безопасность социальная структура качество жизни 1. Гафнер В.В., Петров С.В., Забара Л.И. Опасности социального характера и защита от них: учеб. пособие / 2. В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: , 2010. – 264 с. 3. Дроздецкая И.А. Социальная политика: учебное пособие для вузов; ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 279 с. 4. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность: монография. – К.: Основа, 2012. – 530 с. 5. Понятие «социальная безопасность»: подходы к определению . – Режим доступа: http://txtb.ru/125/9.html, свободный – Заглавие с экрана. 6. Чмыхало А. Ю. Социальная безопасность: учебное пособие – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 168 с. 7. Экономическая безопасность: учебник / под ред. О.А. Грунина. – М.: Дрофа, 2010.

Основной задачей национальной социальной политики страны, одним из наиболее важных факторов ее развития является обеспечение социальной безопасности. Понятие «социальная безопасность» совсем недавно появилось в научном и политическом обороте. Оно подразумевает состояние общества, обеспечивающее максимальный уровень предоставляемых социальных благ и социальных условий, которые определяют качество жизни общества в целом и гарантируют наименьший риск для жизни и здоровья людей. Изучение проблем социальной безопасности имеет особое значение. Оно обусловлено наличием негативных экономических и социально-политических явлений, которые привели к духовно-нравственной бедности значительной части населения страны и способствовали поляризации общества.

Социальная безопасность обусловлена определенной дееспособностью социальной функции общества, постоянно обеспечивающей воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизирующей их социальные отношения в едином и целостном социальном пространстве. При этом социальные отношения понимаются как связь между социальными субъектами общества при выполнении ими роли в распределении жизненных потребностей, при самореализации каждым из них своих целей и социального потенциала .

С социальной безопасностью непосредственно связаны такие понятия, как социальная сфера и социальная защита населения. Она объединяет в себе такое качество социальных взаимоотношений, при котором каждый член общества был бы защищен от угрозы, социальной, физической и экономической деградации из-за постоянного снижения уровня жизни, отсутствия возможности с наибольшей пользой для общества и себя лично использовать свои возможности в осуществлении гражданской, социальной и трудовой активности.

Важнейшая задача социальной сферы в каком бы то ни было обществе состоит в поддержании на высоком уровне и развитии социального потенциала семьи, личности и населения в целом. Под социальным потенциалом понимается накапливание субъектом необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своих жизненных сил и творческих возможностей. Здесь социальная политика представлена инструментом для увеличения и сохранения социального потенциала общества, а социальная безопасность – средством измерения и фиксирования его критических значений. Состояние защищенности жизненно важных интересов семьи, личности и общества в целом, от внутренних и внешних угроз, обеспечивающееся совокупностью мер правового, политического, идеологического, экономического и организационного характера – это и есть социальная безопасность. Говоря другими словами, «социальная безопасность» – это комплекс мер, защищающий интересы страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и взаимоотношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей .

В системе оценки социальной безопасности четко обозначаются количественные величины, основные показатели и пороговые значения всех социальных угроз. При выходе за пределы этих значений того или иного социального субъекта ему дается право на помощь и социальную защиту от государства. В концепции социальной безопасности четко определяются принципы и цели ее обеспечения, которые формулируются на основе системного анализа социальной ситуации, сложившейся в обществе, в период кризисного этапа осуществления экономических реформ. Сохранение социального потенциала общества, активизация трудовой деятельности его членов, защита их социальных прав и жизненных интересов является первостепенной задачей сохранения социальной безопасности.

В информационно-аналитическом обеспечении социальной безопасности наиболее важное значение имеет выявление минимально возможных уровней безопасности и социальных угроз. Приближение социальных групп и слоев населения к такому рубежу, более того их вхождение в зону социальной деградации, необходимо своевременно фиксировать мониторингом. Он должен обеспечивать оперативную оценку ситуации, сложившейся в данный период времени, и находить возможные варианты разрешения. Кроме того, должны определяться механизмы и принципы гармонизации социальных отношений, наиболее эффективного взаимодействия субъектов, которые составляют общественную целостность, на основах гражданского согласия и социальной справедливости.

Помимо всего прочего, социальная безопасность тесно связана с экономической безопасностью. Система обеспечения экономической безопасности страны включает в себя выявление ситуаций, при которых параметры экономического развития, фактические или прогнозируемые, выходят за пороговые значения и начинают представлять реальную угрозу обществу . Для избежания таких ситуаций, при составлении прогнозов и разработке программ экономического развития, предусматриваются меры по их преодолению. Главенствующая роль государства, заключающаяся в контроле и обеспечении социальной безопасности в обществе, должна быть обеспечена на весь период кризисного состояния. Кроме этого, требуется поощрять усилия, которые направляют общественно-политические, религиозно-конфессиональные организации, все социальные группы и слои населения на решение этой задачи.

Термин «социальная безопасность» рассматривается в нормативно-правовых документах, в том числе международных. Основное место занимает Всемирная социальная декларация, которая принята в 1995 году по итогам Всемирной конференции по социальному развитию. В ней сказано: «Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается как одно из фундаментальных прав человека» .

Сегодня в системе социальной безопасности любого государства выделяют четыре основных критерия оценки:

а) недопущение эскалации социальной напряженности, своевременное и эффективное разрешение социальных конфликтов, предотвращение возникновения ситуаций социального взрыва;

б) предотвращение деформации и деградации социальной структуры и социальных институтов и не только сглаживания но и развития процессов социального расслоения,

в) обеспечение устойчивости и совершенствования социальной структуры при вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

г) поддержание адекватности политической и экономической системы ценностей и культуры общества, а также всех социальных институтов для обеспечения всестороннего развития .

Социальная политика должна быть направлена не только на ликвидацию последствий любых социальных болезней, но и на предотвращение целого ряда причин их появления. Причиной возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, опасных ситуаций социального характера являются социально-политические и межконфессиональные противоречия, которые серьезно нарушают функции общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. Намеренное игнорирование данных противоречий, отсутствие желания своевременно заниматься решением проблем современного общественного развития приводит к деструктивным явлениям и катастрофам – социальным катаклизмам, войнам и конфликтам .

Рассматривая лишь один из аспектов социальной безопасности – безопасность от криминальных угроз, мы видим, что их изменчивый характер создает сложности в определении понятия «социальная безопасность» с точки зрения комплексного подхода. В связи с этим являются понятными попытки полного отказа от использования данного понятия, но большинство ученых отказываться от него не склонны. Так, по мнению президента Международного женского центра «Будущее женщины» А. Очировой, тема социальной безопасности должна быть основной при разработке социальной стратегии России. При этом человеческий капитал должен иметь приоритет перед финансовым. По ее мнению, в мирное время национальная и социальная безопасность являются понятиями тождественными .

Таким образом, можно смело утверждать, что понятие «социальная безопасность» имеет системный, комплексный характер. Оно ассоциируется с термином «социальное обеспечение» и обозначает деятельность государства по материальному обеспечению нуждающихся граждан.

Вообще, понятие «социальная безопасность», приравненное к понятию «национальная безопасность», может означать систему внешних и внутренних связей личности, общества и государства, определяющих:

? способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;

? социальную независимость государства;

? стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;

? уровень и качество жизни;

? уровень безработицы;

? безопасность труда;

? стабильность заработной платы и соответствие минимальной заработной платы прожиточному минимуму;

? социальное партнерство;

? уровень социального страхования;

? степень развития социальной сферы.

Помимо того, термин «социальная безопасность» можно рассматривать как состояние безопасности личности, общества и государства от целого ряда угроз экономического, экологического, социального и иного характера, таких как безработица, нищета, преступные посягательства, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и т.д.

Для того чтобы успешно реализовать цели социальной политики, необходима возможность выполнения решений, принятых в законном порядке, не разрушая самого общества и систем, которые им управляют. Современная социальная политика строится на принципах социальной безопасности, нацеленных на защиту жизненно важных интересов населения России и социальных факторов, определяющих стабильное развитие нашего общества и экономики страны в целом. Успешной может быть только та социальная политика, которая в полной мере обеспечивает безопасность страны .

Рецензенты:

Светлакова Н.А., д.э.н., профессор кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь;

Пыткин А.Н., д.э.н., профессор, директор, Пермский филиал, ФГБУН «Институт экономики» УрО РАН, г. Пермь.



Актуальность рассмотрения данного вопроса связана с тем, что задача формирования, упорядочения, совершенствования и устойчивого функционирования системы обеспечения общественной безопасности является актуальной для любой цивилизованной страны.

Для Российской Федерации на современном этапе её развития решение данной задачи особенно актуализируется, учитывая возрастание угроз внешнего характера и связанных с ними обострение внутренних угроз нормальному состоянию общественной безопасности.

Обеспечение общественной безопасности традиционно является приоритетом важности глобального характера для всей в целом страны, учитывая общее состояние законности и правопорядка в России. Ухудшение её состояния отражается на состоянии национальной безопасности и становится предметом озабоченности для всего общества и государства.

Именно поэтому Стратегия национальной безопасности Российской Федерации обозначает, что обеспечение общественной безопасности является приоритетным в деле удовлетворения интересов общества и государства.

Следовательно, рассмотрение вопросов, касающихся понятия и обеспечения общественной безопасности, как одного из важнейших составляющих национальной безопасности, является актуальным и злободневным.

Исследуя генезис понятия «общественная безопасность», можно предположить, что оно формулировалась основываясь, во-первых, на этимологии самого слова «безопасность», определяемой семантикой русского языка (безопасность — отсутствие опасности или ее угрозы кому-либо или чему-либо сохранность, надежность ), на сопоставлении опасности и безопасности и их диалектике, и, во-вторых, из ранее законодательно закреплённого общего понятия «безопасность», которое содержалось в Законе Российской Федерации «О безопасности» и обозначенного как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

В них безопасность характеризуется как отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для объекта, системы, как их реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять опасностям и угрозам.

Другая группа определений — это определения, в которых безопасность рассматривается в более широком контексте, с позиций внутренней организации, функционирования и развития какого-либо объекта, системы, их взаимодействия с окружающей средой. Они выражают их «способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз прогрессу и развитию». В них безопасность рассматривается не столько как «состояние» объекта, а в основном как функциональная деятельность. Такие определения сформулированы на основе функционально — деятельностного подхода к пониманию сути безопасности. Безопасность в них трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо охранять, оборонять себя, а, прежде всего как свойство объекта, системы выживать, развиваться и совершенствоваться, их способность сохранять свои особые качества, как отсутствие противоречий в функционировании и развитии объекта, системы, которые могут привести их к разрушению.

Именно с позиции такого подхода, по-нашему мнению, представляется целесообразным подойти к определению общественной безопасности.

Следует отметить, что все современные определения и характеристики общественной безопасности принципиально не противоречат друг другу, а дополняют и развивают, конкретизируют и углубляют представления о безопасности как социальном явлении, о ее сущности. Они ориентируют на то, что по своей сущности общественная безопасность представляет собой определенное состояние объекта, системы, взаимосвязь, взаимодействие и соотношение всей совокупности условий и факторов, обеспечивающих сохранение, защищенность, функционирование, развитие и совершенствование объектов, систем. Однако, при функционально-деятельностном подходе, общественная безопасность может рассматриваться как явление динамичное, постоянно изменяющееся и эволюционизирующее. Такой подход ориентирует на анализ и характеристику общественной безопасности как процесса сохранения и поддержания устойчивого состояния ее как единого образования, её оптимального развития как целого, обеспечивающего защищенность личности и общества от угроз различного характера.

Функционально-деятельностный подход к пониманию общественной безопасности позволяет выявлять и оценивать реальные и потенциальные возможности общества по должному обеспечению защиты человека и общества. На его основе можно определить способности социальной системы адекватно реагировать на опасности, угрозы и вызовы состоянию общественной безопасности, действовать с упреждением по их устранению.

Общественная безопасность, как и безопасность в целом «представляет одну из ключевых категорий современной науки и практики и выступает как важнейшее свойство (атрибут) общественной системы, выражающееся в её целостности, относительной устойчивости и согласия. Иными словами, она, наряду с другими подсистемами национальной безопасности, указывает на надёжность существования и устойчивость развития общественной системы». В то же самое время, общественная безопасность подразумевает и особый вид деятельности по её обеспечению, включающий систему мер, направленных на предотвращение опасностей и угроз общественной безопасности. В данном случае в качестве целевой функции общественной безопасности выступает именно защищённость человека и общества от опасностей и угроз разного характера. При этом под опасностями и угрозами можно понимать совокупность неблагоприятных факторов (явных или латентных), прямо или косвенно влияющих на нормальное состояние общественной безопасности.

При определении содержания общественной безопасности, по-нашему мнению, не следует ограничиваться использованием термина «защищенность». На наш взгляд, понятие «защищенность» характеризует некую статику рассматриваемого явления. Между тем состояние защищенности возникает вследствие предпринимаемых соответствующих мер, направленных на противодействие определенным угрозам.

Следует отметить, что угрозами общественной безопасности являются не только противоправные посягательства, но и другие угрозы (например, природные, техногенные и другие).

С позиции такого подхода представляется возможным полагать, что в широком смысле общественная безопасность — это понятие, характеризующее уровень противодействия угрозам различного характера нормальному состоянию общественной безопасности и степень защищенности человека и общества.

Соответственно, было бы логичнее в определении общественной безопасности обозначить наступательную позицию общества по должному обеспечению защиты жизненно важных интересов и противодействию угрозам. В таком случае, понятие общественной безопасности звучало бы так: общественная безопасность — это состояние защищённости человека и общества от угроз различного характера (противоправных, природных, техногенных и иных), достигаемое противодействием данным угрозам различными общественно-государственными мерами превентивного характера.

В данном случае общественная безопасность, как понятие, характеризует уровень противодействия угрозам общественной безопасности и степень защищённости интересов человека и общества.

При этом, сущность общественной безопасности как социального явления составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень защищённости общественной безопасности и позволяют государству прогнозировать, предупреждать, выявлять и устранять угрозы её нормальному состоянию. Проявляется сущность общественной безопасности в повышении уровня жизни населения, снижении уровня правонарушений и преступлений; в функционировании системы противодействия угрозам безопасности человека и общества; в динамичности системы обеспечения общественной безопасности (ее способности своевременно выявлять и нейтрализовывать опасности и угрозы её нормальному состоянию, своевременно перестраиваться в соответствии с изменением обстановки).

Иными словами, введение в научный и нормативно-правовой оборот предложенного авторского определения «общественная безопасность» ориентирует на динамичные характеристики, связанные с диагностикой возникающих угроз нормальному состоянию общественной безопасности, способствует совершенствованию деятельности субъектов, реализующих указанную функцию, сделав приоритетными такие направления деятельности, как прогнозирование угроз, их профилактика, а также разработка и реализация мер по противодействию этим угрозам.

Чаще чем в научной литературе, общественная безопасность употребляется в нормативных и правовых актах, однако, пожалуй, единственное нормативное закрепление её понятия содержится в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, которая трактует её как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .

Если исходить из данного определения, предложенная нами формулировка понятия «общественная безопасность» не только согласуется с толкованием, содержащимся в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (далее — Концепция), но также содержательно дополняет её и выступает понятием, характеризующим уровень защищённости человека и общества (то есть понятие отражающее степень удовлетворённости их интересов в защищённости).

Заметим, что указанная Концепция определяет общественную безопасность как одну из приоритетных направлений государственной политики. .

При этом, данной Концепцией, как условие достижения целей системы обеспечения общественной безопасности обозначается важность определения и нейтрализации угроз общественной безопасности путём применения различных мер политического, организационного, социально-экономического, информационного, правового и иного характера .

Основными целями обеспечения общественной безопасности являются: достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера; повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз; сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе и другие. .

Таким образом, анализ Концепции позволяет установить, что в ней общественная безопасность определяется не только как понятие, определяющее состояние защищённости человека и общества, но и как деятельность, сочетающая в себе комплекс превентивных мер предупреждения угроз различного характера.

Базовый документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности (частью которого, как мы отметили ранее, является общественная безопасность ) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, под которыми понимаются, соответственно, объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищённости и устойчивого развития и важнейшие направления обеспечения национальной безопасности.

Вторым по значимости стратегическим национальным приоритетом, после обороны страны, Стратегия определила государственную и общественную безопасность, провозгласив, что состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени её реализации и эффективности функционирования системы её обеспечения. При этом, целями государственной и общественной безопасности, Стратегия определила, защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Стратегии также перечислены основные угрозы нормальному состоянию общественной безопасности, направления и способы её обеспечения

Таким образом, можно заметить, что целевая ориентация общественной безопасности характеризуется не только состоянием её защищённости, но и предполагает определение и нейтрализацию угроз общественной безопасности путём применения комплекса мер различного характера. Данный вывод также подтверждает, что авторское определение понятия «общественной безопасности» наиболее согласуется со смыслом анализируемых Стратегии и Концепции.

Соответственно, обозначив общественную безопасность как важнейший стратегический национальный приоритет, следует определить её как состояние защищённости человека и общества от угроз различного характера (противоправных, природных, техногенных и иных), достигаемое противодействием данным угрозам различными общественно-государственными мерами превентивного характера.

Литература: