Органы государственного пожарного надзора

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной противопожарной службе.

2. Установить предельную численность федеральной противопожарной службы в количестве 80216 единиц, в том числе 76426 единиц рядового и начальствующего состава.

3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 37, ст. 3454);

пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О пожарной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 627 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 271 «О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1345);

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2175).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о федеральной противопожарной службе

1. Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

2. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения:

1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;

2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

3) органы государственного пожарного надзора;

4) пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения;

5) подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

6) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

7) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

4. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и учреждений федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них.

5. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций;

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

6. Федеральная противопожарная служба осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку в образовательных учреждениях МЧС России специалистов для пожарной охраны, а в случае необходимости — в других образовательных учреждениях с учетом потребности федеральной противопожарной службы в специалистах;

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, осуществляет досудебную подготовку в протокольной форме материалов о преступлениях, связанных с пожарами, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

16) организует проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы;

18) участвует:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:

1) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;

2) в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;

3) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах;

4) ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.

8. Деятельностью федеральной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

9. Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

1) лиц рядового и начальствующего состава (далее — сотрудники);

2) военнослужащих;

3) лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

10. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и военнослужащими федеральной противопожарной службы определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также нормативными актами МЧС России.

Права, обязанности и социальные гарантии лиц, указанных в подпункте 3 пункта 9 настоящего Положения, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Личному составу федеральной противопожарной службы выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом МЧС России.

12. Сотрудники и военнослужащие федеральной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОДЧИНЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 25 февраля 2004 г. N 118 (Д) 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о мерах пожарной безопасности в административных зданиях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации. 2. Руководителям подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, в месячный срок организовать изучение вышеуказанной Инструкции. Вр.и.о. Министра, генерал-полковник милиции Р.Г.НУРГАЛИЕВ 25 февраля 2004 г. N 118 Приложение к Приказу МВД России от 25 февраля 2004 года N 118 ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОДЧИНЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования пожарной безопасности в административных зданиях центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделений, непосредственно подчиненных <1> Министерству внутренних дел Российской Федерации <2>, а также прилегающей территории и является обязательной для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными служащими, военнослужащими, работниками МВД России <3>. ——————————— <1> Далее — «объекты». <2> Далее — «МВД России». <3> Далее — «сотрудники». 2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» <4> и на основе «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» <5>. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 2001, N 1 (часть 1), ст. 2; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167. <5> Утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2003 г., N 4838. 3. Все сотрудники, вновь назначенные на должности, должны проходить противопожарный инструктаж, проводимый должностными лицами ведомственной пожарной охраны МВД России или должностным лицом подразделения МВД России, на которое приказом начальника (командира) возложены эти обязанности. 4. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается: 4.1. По объектам — на руководителей подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России <6>, размещаемых в них. ——————————— <6> Далее — «руководитель». 4.2. По помещениям — на должностных лиц, в установленном порядке назначенных приказом (распоряжением) ответственными за обеспечение пожарной безопасности. 5. Ответственность за техническое состояние противопожарных систем возлагается на хозяйственно-эксплуатационную службу, осуществляющую техническое обслуживание объекта. 6. Сотрудники несут дисциплинарную или иную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. Руководители, лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны обеспечивать своевременное выполнение норм и правил пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ведомственной пожарной охраны МВД России. II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 8. Во всех помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. 9. Для каждого объекта приказом руководителя должен быть установлен противопожарный режим, определяющий: 9.1. Места для курения. 9.2. Порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и в случае пожара. 9.3. Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ. 9.4. Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы. 9.5. Порядок, сроки прохождения противопожарного инструктажа и определение лиц, ответственных за его проведение. 9.6. Действия сотрудников при возникновении пожара. 10. Для объектов должны быть разработаны: 10.1. При единовременном нахождении на этаже более 10 человек разработаны и на видных местах вывешены поэтажные планы (схемы) эвакуации сотрудников в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения сотрудников о пожаре. 10.2. На объектах с массовым пребыванием сотрудников (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации сотрудников при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия сотрудников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации сотрудников, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации сотрудников. 10.3. На каждом объекте должна быть обеспечена безопасность сотрудников в случае возникновения пожара. 11. Сотрудники обязаны: 11.1. Соблюдать требования правил пожарной безопасности и поддерживать противопожарный режим. 11.2. Руководствоваться требованиями пожарной безопасности (инструкциями по эксплуатации) при эксплуатации электроприборов, газовых приборов, при пользовании предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися жидкостями <1>, горючими жидкостями <2>, другими пожароопасными веществами и материалами. ——————————— <1> Далее — «ЛВЖ». <2> Далее — «ГЖ». III. Содержание объектов, помещений 12. Проезды, подъезды и проходы к объектам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, подступы к наружным пожарным лестницам и пожарному инвентарю должны содержаться в исправном состоянии и быть всегда свободными, а зимой очищаться от снега и льда. Территория объекта должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. Горючие отходы следует собирать на специально выделенных площадках в металлические контейнеры (ящики) и по мере их накопления вывозить. 13. Противопожарные расстояния между объектами не разрешается использовать для складирования материалов, оборудования и тары, стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. 14. Территория объекта должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц, а также подъездов к входам в здания. 15. Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности <3>, а также класс зон по правилам устройства электроустановок <4>, которые надлежит обозначать на дверях помещений. ——————————— <3> Нормы пожарной безопасности НПБ 105-2003, утвержденные Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314 (в соответствии с письмом Минюста России от 26 июня 2003 г. N 07/6463-ЮД признан не нуждающимся в государственной регистрации). <4> Пункт 33 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. 16. Противопожарные системы (противодымная защита, средства пожарной автоматики, противопожарное водоснабжение) должны содержаться в исправном состоянии. 17. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). 18. Обработанные (пропитанные) деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. 19. Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) объектов должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям. 20. Двери чердачных помещений, технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания сотрудников, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть указана информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены. 21. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из объекта. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать сотрудникам, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. 22. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). 23. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в коридорах и помещениях объектов должны надежно крепиться к полу. 24. Мусоропроводы должны своевременно очищаться, а их клапаны иметь плотные притворы. 25. Пожароопасные работы: 25.1. На проведение всех видов огневых работ на временных местах (кроме строительных площадок) руководитель объекта обязан оформить наряд-допуск по установленной форме <1>. ——————————— <1> Приложение N 4 к Правилам пожарной безопасности Российской Федерации ППБ 01-03 (Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности). 25.2. Места проведения огневых работ следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведром с водой) и очищены от сгораемых веществ и материалов. IV. При эксплуатации объектов и помещений запрещается 26. Хранить и применять в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ, ГЖ, порох, взрывчатые вещества, баллоны с газом и другие взрывопожароопасные вещества и материалы. 27. Использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для размещения производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. 28. Оставлять открытыми двери технических помещений, электрощитовых и вентиляционных камер. 29. Устраивать склады горючих материалов, а также размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток. 30. Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей и холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток. 31. Устраивать в световых карманах коридоров служебные помещения (кабинеты). 32. Загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери эвакуационных выходов, проходы, коридоры, тамбуры и лестницы. 33. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ПК. 34. Устанавливать глухие металлические решетки на окнах и приямках у окон подвалов. 35. Устраивать в лестничных клетках и коридорах кладовые, а также хранить под маршами лестниц и на их площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. 36. Применять на путях эвакуации горючие материалы для отделки, облицовки, окраски стен и потолков, а в лестничных клетках — ступеней и площадок. 37. Снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты. 38. Заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг. 39. Эксплуатировать электролампы и светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника. 40. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара. 41. Использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией. V. Содержание первичных средств пожаротушения 42. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. 43. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую складку. 44. В помещениях насосных станций должна быть вывешена общая схема противопожарного водоснабжения. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должно быть указано их назначение. 45. Задвижки с электроприводом, установленные на обводных линиях водомерных устройств, должны проверяться на работоспособность не реже двух раз в год, а пожарные насосы — ежемесячно, с записью в журнале. Указанное оборудование должно находиться в исправном состоянии. 46. Помещения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03» и нормативными правовыми актами МВД России. 47. При выборе, размещении и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями норм пожарной безопасности <1>. ——————————— <1> Пункт 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. VI. Действия при пожаре 48. Каждый сотрудник при обнаружении пожара или признаков горения (запаха гари, задымления) обязан: 48.1. Немедленно сообщить об этом по телефону «01» в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию). 48.2. Оповестить дежурного и руководителя. 48.3. Принять меры по эвакуации людей, имущества, вооружения, служебной документации, а также тушению пожара после отключения электроэнергии, при помощи первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара допускается только в его начальной стадии, когда очаг возгорания незначителен и к нему можно безопасно подойти без средств защиты органов дыхания на расстояние подачи огнетушащих веществ. 49. При невозможности эвакуации из помещения изолировать его от проникновения дыма и огня (уплотнить дверные притворы влажной тканью). 50. Для защиты органов дыхания от продуктов горения использовать индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания либо влажную ткань, закрывающую рот и нос. 51. При эвакуации запрещается пользоваться лифтами.

Статьей 5 вышеназванного Закона установлено, что в систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы;

<Письмо> МНС РФ от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184@ «Об освобождении от НДС услуг Государственной противопожарной службы»

Статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с учетом изменений и дополнений) основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушение пожаров. При этом статьей 5 указанного Федерального закона установлено, что Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы, организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 17.04.1995 N 29 (ред. от 20.08.1999) По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю

Статьей 5 вышеназванного Федерального закона установлено, что в систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно — технические научно — исследовательские учреждения и пожарно — технические учебные заведения; специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы;

Письмо Госналогслужбы РФ от 23.01.1996 Изменения и дополнения N 2 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. N 29 по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю

Статьей 5 вышеназванного Федерального закона установлено, что в систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.».

Вопрос 1: Какие должны выполняться нормы пожарной безопасности при открытии малого предприятия по обслуживанию населения?

Ответ: Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения изложены в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.

Вопрос 2: Прошу перечислить:

1) правовые основания, по которым могут проводиться проверки ТСЖ по пожарной безопасности;

2) документы, которые должен предоставить проверяющий;

3) может ли это быть не сотрудник МЧС России;

4) какие документы он вправе требовать от правления ТСЖ?

Ответ: Правовые основания организации и проведения плановых и внеплановых проверок изложены в ст. 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Одновременно сообщается, что в соответствии с п. 8 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 (зарегистрировано в Минюсте России 13 января 2017 г. № 45228), должностные лица органов государственного пожарного надзора (далее – орган ГПН), при исполнении государственной функции, имеют право:

запрашивать и получать после издания распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты на основании мотивированных письменных запросов органов власти, организаций и граждан документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

требовать предоставления необходимых пояснений в письменной форме от юридического лица, индивидуального предпринимателя, в случае, если в ходе проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа ГПН документах и (или) полученным в ходе осуществления мероприятия по контролю;

беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования;

проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;

использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

привлекать к проведению проверок представителей общественных организаций;

выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

выдавать органам власти, организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводить наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем, возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать их и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН административным делам, делам и материалам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии.

Вопрос 3: Какие возникают обязанности у руководителя организации при ее учреждении, чем они регламентированы и какова ответственность в случае их несоблюдения?

Ответ: В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон) граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

При этом сообщается, что лица, перечисленные в статье 38 Федерального закона, несут административную и уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос 4: Как получить разрешение на установку шлагбаума на территории многоквартирного жилого дома у МЧС России?

Ответ: Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утвержден постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП.

При этом сообщается, что вопросы выдачи подобного рода разрешений в компетенцию надзорных органов МЧС России не входят.

Вопрос 5: Необходимо ли оснащать пожарной сигнализацией вагончик для дежурного персонала на проходной в административном здании?

Ответ: Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, приведен в СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

При этом сообщается, что в соответствии с п. А.4 Приложение А

СП 5.13130.2009 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:

— с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);

— венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

— категории В4 и Д по пожарной опасности;

— лестничных клеток.

Вопрос 6: Где содержатся требования по установке автоматических дверей на входе в продуктовый магазин? Нужно ли дублировать указанную дверь распашной, если есть аварийные выходы в других местах?

Ответ: В соответствии с подпунктом а) пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.

При этом сообщается, что требования к необходимому количеству эвакуационных выходов, изложены в СП 1.13130.2009 «Cистемы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Вопрос 7: Прошу разъяснить порядок подачи жалоб на действия или бездействия сотрудников пожарного надзора? Куда можно обратиться и в какие сроки можно получить ответ?

Ответ: В соответствии с п. 134 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 (зарегистрировано в Минюсте России 13 января 2017 г. № 45228) (далее – Административный регламент), жалоба заинтересованного лица может быть направлена руководителю органа ГПН или руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

При этом п. 135 Административного регламента установлено, что жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления и рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Одновременно сообщается, что п. 21 Административного регламента для органов ГПН устанавливается график (режим) работы (по местному времени) в течении которого должностные лица вправе осуществлять государственную функцию. Адреса и телефоны территориальных органов ГПН Главного управления МЧС России по г. Москве, размещены на официальном сайте www.moscow.mchs.ru в разделе «Силы и средства» → «Управление надзорной деятельности и профилактической работы» → «Адреса и телефоны территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности и профилактической работы».