Особенности современного конституционного права

УДК 316.034

Арутюнов Эрик Каренович

доктор исторических наук, профессор,

Кубанский государственный университет Milena.555@mail.ru

Полякова Кристина Юрьевна

преподаватель кафедры

конституционного

и муниципального права,

Кубанский государственный университет

Место конституции рф

в системе источников российского права

Eric K. Arutyunov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Kuban State University Milena.555@mail.ru

Kristina Y. Polyakova

Teacher of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kuban State University Milena.555@mail.ru

The place

of the constitution of the russian federation in the system of sources of russian law

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы значения Конституции РФ в системе источников российского права. Авторами анализируются фундаментальные основы Конституции РФ, которые оказывают больше значение на формирование и развитие законодательство России. В работе авторамиделается вывод о важном и главенствующем значении Конституции РФ в правовой системе России.

Ключевые слова: Конституция, Россия, источники права, конституционное право.

Keywords: Constitution, Russian Federation, sources of law, constitutional right.

Реформы, происходящие во всех отраслях жизни российского общества, нуждаются в интенсивной правовой поддержке, а также пристальном внимание, как со стороны общества, так и со стороны государственных органов власти. Указанные процессы обязаны пониматься и поддерживаться впервою очередь населением страны.

Развитиеправоотношенийв настоящее время является одной из центральных проблем российского политического процесса .

За последние годы российское общество суме-лоизбежать разрушительных потрясений, которые происходили в период становления Российской Федерации, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия.

Указанные факторы невозможно было добиться без эффективного государственного правового регулирования со стороны всех ветвей власти. Сегодня с уверенностью можно говорить о значительном улучшении ситуации в конституционной сфере.

Нормы конституционного права закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Следует отметить, что главенствующую роль в процессах управления и развития общества и государства играет основной источника права -Конституция РФ .

Конституционно-правовое развитие России началось ещё в первом десятилетии XX века, а именно, с 10 июля 1918 г. с принятием первой Конституции суверенной России .

С течением времени нормы Конституция РСФСР 1918 г. претерпевали значительные изменения. В связи с этим последовательно были приняты Конституции 11 мая 1925 г. , 21 января 1937 г. , 12 апреля 1978 г. и, наконец, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституцию РФ можно считать символом новой эпохи в истории России, которая провозгласила демократический строй, а также закрепила в себе важность прав и свобод граждан.

Основной закон России определяет вектор развития текущего законодательства в вопросах реформирования важнейших сфер общественной жизни. В связи с этим возрастает ее значение как политического, так и юридического документа .

В течение 20 летизменялось мнение населения всей России в оценке влияния Конституции на жизнь страны и общества, а также в оценке её юридическое значимости в иерархии правовых актов.

Данные опросов, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее -ВЦИОМ), свидетельствуют о том, что большинство граждан РФ оценивает Конституцию как необходимый и значимый инструмент управления современным обществом . Для подтверждения указанного, обратимся к эмпирическим данным, собранных ВЦИОМ.

Так, опрос ВЦИОМ, показал, что 30 % опрошенных, в первую очередь, считают, что Конституция РФ поддерживает порядок в деятельности государства, 26 % видит в ней гарантии прав и свобод граждан, 7 % рассматривают Конституцию как средство, позволяющее Президенту управлять Госдумой. Лишь третья часть граждан, принявших участие в опросе, полагает, что Конституция РФ не играет значительной роли в жизни страны.

Мы солидарны с позицией опрошенных, которые утверждают, что Конституция РФ является необходимым средством обеспечения законности и правопорядка в государстве.

По мнению конституционалиста О.Е. Кутафина: «источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы» .

Кубанский правовед Карнаушенко Л. В. считает, что источники конституционного права — это форма установления и выражения действующих конституционно-правовых норм .

Нам представляется, что источники конституционного права представляют собой соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

В иерархии источников конституционного права Конституция РФ является главенствующим и основным источником права. Этот статус определяется её специфическими признаками.

Литература:

Учитывая, что основной источник российского права является актом народного суверенитета, а также то, что она является правовой основой существования всех ветвей власти, можно говорить о верховенстве Конституции РФ. Данный признак ставит Конституцию РФ на высшую ступень системы нормативных актов. Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и других отраслей права.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой на всей территории страны. Поэтому законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречитьей, а субъекты права обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 1, 2 ст. 15).

Конституционные нормы — это нормы прямого действия. Данный факт означает то, что в случаях, когда для разрешения определенной ситуации нет соответствующей нормы права или существует коллизия между нормами закона и нормами Конституции, прямо и непосредственно могут применяться нормы Конституции. Позитивное значение прямого действия Конституции состоит в обеспечении единства судебной практики, разрешения законодательных коллизий, упрочения государственного единства и т.д.

Поскольку принципы и положения Конституции являются определяющими для всей системы законодательства, можно говорить о том, что Конституция обеспечивает его единство.

Конституция обладает учредительным характером, который может быть рассмотрен с точки зрения двух разных функций, таких как: норма-тивно-учред ител ьнаяи политико-учред ител ьная функции.

Краткий анализ основных признаков основного закона России позволяет говорить об особой значимости данного нормативного акта в вопросах государственного устройства, формирования правовой системы и регулирования общественных отношений.

Таким образом, Конституция — это нормативный документ, обладающий особыми юридическими признаками, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.

Основное в современной Конституции РФ — это закрепление прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Общество получило надежную юридическую основу для формирования реальных демократических отношений.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения — ВЦИОМ // https://wciom.ru (дата обращения 21.02.2019).

4. Козлова Е.И. Конституционное право России : 2-е учеб. изд. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 1999. С. 18.

5. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.). URL : http://constitution. garant.ru (дата обращения 21.02.2019).

8. Конституция РСФСР 1918 г. URL : http:// www.hist.msu.ru (дата обращения 21.02.2019).

9. Конституция РСФСР 1925 г. URL : http:// constitution.garant.ru (дата обращения 21.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. All-Russian Public Opinion Research Center -VTsIOM // https://wciom.ru (appeal date 02/21/ 2019).

4. Kozlova E.I. Constitutional law of Russia : 2nd ed. studies / E.I. Kozlova, O.E. Kutafin. M., 1999. P. 18.

УДК 342.951 ББК 67.400

Страницы в журнале: 39-44

А.В. Безруков,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России Россия, Москва abezrukov@bk.ru

Раскрывается социально-правовая природа и формируется конструкция конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти. Рассматриваются основные подходы к сущности категории «механизм», показаны его разновидности, соотношение конституционно-правового механизма со смежными категориями. Доказывается первостепенное значение конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, который интегрирует в себе государственно-правовые, институционально-функциональные и отраслевые черты целостного публично-правового механизма обеспечения правопорядка.

Ключевые слова: механизм, конституционно-правовой механизм, правопорядок, обеспечение правопорядка, органы публичной власти.

Правопорядок есть системное образование, следовательно, конституционно-правовой механизм его обеспечения должен опираться как на общетеоретические, так и на отраслевые, в первую очередь конституционно-правовые разработки. И оптимальным представляется исследовать элементы механизма обеспечения правопорядка на основе системного подхода, который предполагает всесторонний анализ сложных статических и динамических целостностей, находящихся в органическом единстве, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образующих конструкцию конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка.

Формируя конструкцию конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, важно обратиться к сущности категории «механизм» и провести соотношение со смежными понятиями.

Механизм есть внутреннее устройство, совокупность состояний, процессов, из которых складывается явление. Любой механизм представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, находящихся в упорядоченной согласованности между собой и сохраняющих относительную автономность.

В словаре Ожегова под механизмом понимается система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности . В правовых исследованиях при характеристике механизма справедливо отмечается, что речь должна идти о «сложной системе элементов, обладающих структурно-функциональными параметрами, целевыми характеристиками, качественно взаимодействующими между собой на основе определенных принципов» .

В юридической литературе категория «механизм» рассматривается с различных точек зрения. В опоре на фундаментальные разработки теории права учеными используются такие термины, как «механизм правового регулирования», «механизм правотворчества», «механизм формирования правового поведения», «механизм обеспечения прав и свобод личности», «юридический механизм управления», «общий механизм действия права», «механизм действия правовой системы», «механизм укрепления законности», «механизм обеспечения правопорядка» и др. .

Иногда в доктрине категория «механизм» рассматривается как тождественная понятию «процесс». Действительно, сущность механизма выражается не только в статике, но и в динамике, когда речь идет о процессе воплощения правовых предписаний, закрепленных в конституционно-правовой модели должного поведения, в реальное их осуществление в конкретных общественных отношениях. Иными словами, механизм нужен для того, чтобы обеспечить переход от должного к сущему, реальному, что возможно только в условиях эффективного и качественного обеспечения его функционирования. Следовательно, и в конструкции механизма должны присутствовать как статическая, так и динамическая составляющие. В связи с чем представляются обоснованными сомнения ученых в том, что положение о тождественности механизма и процесса не вполне верно, поскольку механизм может рассматриваться и как статическая, и как динамическая категория . При этом статическая сторона показывает внутреннее строение этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве. Динамическая сторона определяет взаимообусловленное взаимодействие всех структурных элементов (организационно-правовых средств), каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком социальными благами .

В.Н. Бутылин, исследуя механизм государственно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, раскрывает его через систему конституционно-правовых норм, структуру (субъекты, объекты, характер связей между ними), разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления конституционно-правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами .

Продолжая разработку механизма обеспечения прав и свобод человека, Е.В. Киричек формулирует авторское определение организационно-правового механизма как сложной, целостной, многосторонней и многоуровневой системы статических, имеющих свое функциональное предназначение, и динамических элементов (организационно-правовых средств), с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного их функционирования с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод) .

Итак, для перевода должного (установленного правом) в конкретные упорядоченные правоотношения (правопорядок) как результат действия права необходимо сконструировать целостный конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка. К.К. Гасанов конституционно-правовой механизм обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина определяет как взятую в единстве систему взаимных конституционно-правовых средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в условиях признания, соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина. То есть это вся совокупность юридических форм и средств (нормативных, процессуальных, институционных), позволяющих не допустить нарушений основных прав и свобод человека и гражданина, а в случае возникновения нарушений — восстановить их .

Эффективность обеспечения прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от качественного и целостного состояния правопорядка, это свидетельствует о тесной взаимосвязи и схожести соответствующих механизмов, что дает основания для рассмотрения их по аналогии. Для обеспечения правопорядка издаются правовые и правоприменительные акты, формируется механизм его обеспечения органами публичной власти.

Государство в лице его органов, прежде всего правоохранительных, является главным субъектом обеспечения правопорядка. При этом справедливо отмечается в литературе, что правовой статус субъектов, обеспечивающих правопорядок, необходимо рассматривать не в границах структуры правопорядка, сущность которого освещена выше, а в рамках сложного институционально-правового механизма обеспечения правопорядка. Под таким механизмом понимается единство правовых и организационных элементов, направленных на создание благоприятных условий для формирования, функционирования и устойчивого развития правопорядка, а также его охрану, защиту и восстановление .

Организация и деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка должна строиться на основе конституционных принципов законности, разделения властей и единства государственной власти, федерализма, приоритета прав и свобод человека и гражданина, дифференциации мер воздействия к нарушителям правопорядка, неотвратимости ответственности.

В механизме обеспечения правопорядка действует комплекс межотраслевых юридических средств, представляющих различные правовые институты и методы регулирования общественных отношений, которые закреплены законодательно и выступают в качестве образцовых моделей, позволяющих достичь поставленной социально значимой цели, и характеризуют обеспечение правопорядка .

В сфере обеспечения правопорядка наиболее значимы юридические средства, связанные с правоустановлением и правоприменением, поскольку именно они, во-первых, вызывают наиболее существенные юридические последствия для всех участников общественных отношений, а во-вторых, отражают специфику компетенционных полномочий конкретных субъектов формирования и поддержания правопорядка .

Что касается непосредственно понятия «обеспечение правопорядка», которое положено в основу механизма его обеспечения, то под ним понимается деятельность по созданию необходимых условий для существования правопорядка, его охраны и защиты от противоправных посягательств, восстановлению путем приведения фактических отношений в нормативно установленное состояние .

С учетом изложенного, непосредственно обеспечение правопорядка как социально-правовой феномен позволяет раскрыть его в разрезе четырех составляющих — через профилактику, охрану, защиту и восстановление правопорядка.

Профилактика (установление) правопорядка выступает как деятельность государства, направленная на качественное и полноценное правовое регулирование общественных отношений; предупреждение правонарушений; устранение причин и условий, способствующих их совершению; создание благоприятных условий для качественного установления и созидания правопорядка участниками общественных отношений, эффективной реализации и защиты прав и свобод граждан.

Охрана правопорядка заключается в контрольно-надзорной деятельности компетентных субъектов за надлежащей реализацией правовых предписаний участниками общественных отношений, обеспечением прав, свобод и обязанностей человека.

Защита правопорядка представляет собой деятельность по пресечению нарушения правовых предписаний, посягательств на установленный правопорядок, применению различных средств конституционно-правового реагирования и принуждения за нарушение правопорядка.

Восстановление правопорядка формирует деятельность государства по привлечению к конституционно-правовой и иной юридической ответственности лиц, виновных в нарушении правопорядка, восстановлению нарушенного состояния общественных отношений, возмещению вреда пострадавшим от правонарушений. Следовательно, это деятельность нацелена на минимизацию негативных последствий и обеспечение прав и законных интересов участников общественных отношений, в той или иной мере пострадавших от нарушений правопорядка.

Таким образом, непосредственное и надлежащее обеспечение правопорядка органами публичной власти посредством профилактики, охраны, защиты и восстановления правопорядка является необходимым условием эффективного функционирования публично-правового механизма его обеспечения в целом. В центре публично-правового механизма обеспечения правопорядка, в системе которого работают различные видовые (государственно-правовой, институционально-функциональный) и отраслевые (административный, уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) механизмы, находится именно конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка.

Такой механизм цементирует и консолидирует находящиеся во взаимодействии статические и динамические видовые и отраслевые элементы публично-правового механизма обеспечения правопорядка, придает упорядоченность процессу конституционно-правового воздействия на состояние правопорядка, повышает его качественные характеристики, имеет магистрально-ориентирующее содержание для формирования механизма обеспечения правопорядка в целом. Следовательно, конституционно-правовой механизм является фундаментальной составляющей публично-правового механизма обеспечения правопорядка.

Рассматривая сущность конструкции конституционно-правового механизма, определим его содержание. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка представляет собой комплексный институт конституционно-правовой деятельности, регламентируемый системой конституционно-правовых и иных норм, содержащихся в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах, определяющих предназначение, цели и задачи функционирования уполномоченных субъектов (государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений) по обеспечению правопорядка.

Структура такого механизма обусловлена динамической и статической его составляющими. Статическая сторона показывает внутреннее строение рассматриваемого механизма, характеристику его элементов; динамическая сторона определяет взаимообусловленное функционирование всех конструктивных элементов, имеющих свое функциональное предназначение, в целях формирования политико-правовых, организационных, социально-экономических и иных условий для эффективного обеспечения правопорядка.

Статические и динамические составляющие системно образуют следующие его элементы: объект (отношения, формирующие конституционный правопорядок), субъекты его обеспечения (органы публичной власти, негосударственные объединения, граждане), содержание (права и обязанности субъектов по обеспечению правопорядка) и конституционно-правовые средства (инструменты обеспечения правопорядка), которые реализуют субъекты обеспечения правопорядка.

Таким образом, конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка представляет собой сложное политико-правовое образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных его элементов, функционирующих в целях формирования надлежащих условий и эффективного применения конституционно-правовых средств уполномоченными субъектами для обеспечения правопорядка.

С учетом изложенного, конструируя оптимальную структуру конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, представим ее в виде трех основных блоков:

— нормативный, преимущественно состоящий из конституционно-правовых норм, которые стимулируют уполномоченных субъектов на правомерное поведение и эффективное обеспечение правопорядка (такие нормы могут быть регулятивными (установление предписаний) и охранительными (установление запретов, ответственности), могут иметь императивный и диспозитивный, материальный, процессуальный или иной характер);

— институциональный, представленный в виде субъектов обеспечения правопорядка, в число которых входят органы публичной власти (государственные и муниципальные органы) и негосударственные формирования и граждане (общественные объединения, советы и др.);

— функциональный, заключающийся в установлении на нормативной основе полномочий субъектов обеспечения правопорядка и формировании связей между ними, каждый из которых выполняет возложенные на него задачи и функции во взаимодействии с другими субъектами, а также выполняет согласованно принятые с ними решения в различных формах, используя те или иные конституционно-правовые средства обеспечения правопорядка. Соответственно, этот блок включает в себя взаимосвязи между указанными субъектами по поводу объекта, представляющего собой систему общественных отношений, направленных на качественное установление правопорядка как социально-правового явления.

Итак, конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка как сложная, целостная, взаимообусловленная система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, между которыми существуют системно-структурные и системно-функциональные связи. Такие связи позволяют обеспечить реализацию функций такого механизма. Его структурные элементы, составляющие представленные основные блоки, взаимосвязаны и находятся в тесном взаимодействии; эффективно функционируя, они должны гарантировать его качественную, консолидированную и целенаправленную работоспособность.

Анализируемый конституционно-правовой механизм функционирует в системной работе его статических и динамических элементов, в условиях действия конституционных принципов правового демократического федеративного государства, разделения властей и единства государственной власти, централизации и децентрализации власти. Рассматриваемый механизм должен быть способен оперативно реагировать на угрозы правопорядку и факты нарушения правопорядка (правонарушения) с целью достижения результата — установления и обеспечения качественного правопорядка.

Таким образом, под конституционно-правовым механизмом обеспечения правопорядка следует понимать возникающую на основе конституционно-правовых норм и находящуюся в пределах конституционно-правового регулирования целостную систему находящихся в статике и динамике, взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, каждый их которых имеет свое функциональное предназначение, осуществляя целенаправленное воздействие на общественные отношения в целях эффективного обеспечения правопорядка в целом.

Однако конституционно-правовой механизм следует отличать от смежных аналогичных категорий (публично-правовой, организационно-правовой, государственно-правовой, институционально-функциональный механизмы обеспечения правопорядка). Рассматривая правопорядок во взаимосвязи с законностью, под механизмом их обеспечения следует понимать систему социальных, политических, экономических и организационно-правовых принципов, процедур, форм и средств, с помощью которых компетентные субъекты осуществляют формирование и поддержание режима законности и правопорядка. Соответственно, институционально-функциональная структура такого механизма складывается из трех ведущих подсистем: нормативной (правовой основы), государственной власти (субъектов обеспечения) и гарантий правового установления и обеспечения правопорядка. Главными признаками механизма обеспечения законности и правопорядка являются правоотношения и связи; правовая структура общества, субъекты правопорядка, методы воздействия и гарантии реализации прав и обеспечения правопорядка .

Представляется, что конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка — интеграционное, комплексное явление, объединяющее указанные виды (и иные возможные виды) механизмов обеспечения правопорядка, который вбирает в себя государственно-правовые, институционально-функциональные и отраслевые черты публично-правового механизма обеспечения правопорядка при ведущей роли конституционно-правового регулирования, определяет стратегическое развитие целостного конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти.

Формирование концепции конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка имеет три взаимообусловленных аспекта: доктринальный, правотворческий и правоприменительный. В основу продуктивной правотворческой деятельности должна быть положена качественно проработанная теоретическая концепция, которая пока не разработана. Соответственно, сложно организовать качественную правоприменительную работу субъектов обеспечения правопорядка при отсутствии теоретической концепции, и как следствие, недостаточно совершенной правотворческой базы.

Поэтому в современных условиях представляется необходимым разработать соответствующую теоретическую концепцию конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка, затем при необходимости принять новые и внести соответствующие коррективы в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок обеспечения правопорядка, на основании принятых документов организовать эффективную правоприменительную деятельность субъектов, участвующих в обеспечении правопорядка.

Список литературы

1. Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации. М., 2000.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 318.

3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

6. Анохин Ю.В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности (теоретический аспект): моногр. Барнаул, 2004.

7. Бугель Н.В. Органы внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб., 2000.

8. Бутылин В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан: моногр. М., 2001. С. 85.

9. Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека: моногр. М., 2004. С. 197.

10. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 84—86, 119—120, 128.

11. Кунаков П.А. Участие субъектов гражданского общества в обеспечении правопорядка как форма проявления социально-правовой активности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 21.

12. Малько А.В. Проблемы правовых средств // Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С. 327.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 354.

14. Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: моногр. М., 2003. С. 117—118.

15. Хесина Н.М. Административно-правовое обеспечение механизма формирования и функционирования реализации законности и правопорядка в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 7—8, 57—58.

Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной Конституцией РСФСР 1918 г., а не договором, она является конституционной. Федеративный договор 1992 г. был договором не об учреждении новой Федерации, а о перераспределении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. При этом полномочия перераспределялись от Федерации к субъектам, а не наоборот.

Другим признаком, характеризующим конституционно-правовую природу Российской Федерации, является ее асимметричность, обусловленная спецификой исторического развития России, субъектами которой являются разные по названию и правовому статусу национально- территориальные и территориальные образования.

Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конституции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 Конституции состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Из данной формулы вытекают шесть принципов российского федерализма.

Во-первых, субъекты РФ созданы по национально- территориальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была сделана попытка создать субъекты по национальному принципу.

Создание федерации по чисто национальному принципу, где в субъектах проживала бы только одна национальность, практически неосуществимо, так как на одной и той же территории обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Так, из 20 республик в составе современной России только в девяти титульная нация составляет абсолютное большинство: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чеченская и Чувашская республики. По переписи населения 1989 г. в семи автономных республиках титульная нация составляла меньшинство: от 10% до одной трети: Карельская – 10%, Башкирская – 21,9%, Коми – 23,3%, Бурятская – 24,1%, Удмуртская – 30,8%, Мордовская –32,5%, Якутская – 33,8%.

Во-вторых, субъекты Федерации согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития.

Однако даже формально юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституции как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики может приниматься как законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, так и референдумом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Устав может приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контроля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъектов РФ.

В-третьих, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе ее государственной целостности. Гарантиями государственной целостности Российской Федерации являются предписания Конституции РФ:

  • – о целостности и неприкосновенности ее территории;
  • – единстве экономического пространства, предполагающем отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • – верховенстве Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России;
  • – едином гражданстве Российской Федерации;
  • – об отсутствии у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации;

В-четвертых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной власти. Государственная власть Российской Федерации реализуется через систему высших органов государственной власти РФ и органы государственной власти всех субъектов Федерации. Единство системы органов государственной власти в Российской Федерации обусловлено: единством источника власти – российский многонациональный народ; единством принципов построения системы органов государственной власти; единством целей деятельности системы органов государственной власти.

В-пятых, в основе федеративного устройства России лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти в Российской Федерации подразделяются: на исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ) и исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую «по остаточному принципу» и закрепляемую конституциями и уставами субъектов РФ.

В-шестых, федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Равноправие народов Российской Федерации означает равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической, социальной жизни.

Самоопределение наций вытекает из суверенитета наций, означающего право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности. Этот принцип закреплен международными документами.

Формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности.

Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

Таким образом, Российская Федерация по способу образования является конституционной, построенной по национально-территориальному и территориальному принципам, централизованной, асимметричной.

  • См.: Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. М., 1994. С. 33.

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.

Под методом конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно-правовые отношения.

Если предмет конституционного права дает представление о том, какие именно отношения регулирует данная отрасль права, го метод показывает, как именно она их регулирует.

В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода:императивный и диспозитивный.

Императивный метод – это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный метод – это метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека).

Названные методы могут быть в свою очередь подразделены на следующие способы правового воздействия (регулирования).

1. Предписание, или позитивное обязывание, – способ правового воздействия, суть которого состоит в обязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.

Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права, случаях использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

В конституционном праве довольно широко используется способ предписаний, на основе которого определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними; без этого способа невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.

2. Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.

В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.

Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.

3. Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение.

Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также дляпредоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Нередко одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может либо воспользоваться данным правом, либо отказаться от него.

Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.

В большей мере для конституционно-правового регулирования характерно использование императивного метода и способов, основанных на властных началах, при этом конституционное право достаточно широко использует диспозитивный метод правового регулирования.

Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственно-властных отношениях, в целом основанных на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве.

Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.

Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. В последнем примере гражданину, в соответствие с Конституцией РФ, должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).