Перевод на государственной гражданской службе

В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.

В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.

Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.

Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.

Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.

В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.

При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.

Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего.

5.6. Перевод на иную должность государственной службы или перемещение

Статья 28 Закона о государственной гражданской службе:

«1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом».

Статья 20 Закона о службе в таможенных органах:

«1. Перевод сотрудника таможенного органа на другую должность в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (далее — перевод по службе) по инициативе начальника таможенного органа допускается с согласия сотрудника таможенного органа, если иное не оговорено в контракте.

2. При переводе сотрудника таможенного органа на службу в другую местность за указанным сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику таможенного органа и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Сотрудники таможенных органов и члены их семей при переводе на службу в другую местность имеют право на компенсацию расходов на проезд и перевозку личного имущества железнодорожным, воздушным, водным или автомобильным транспортом за счет средств Федеральной таможенной службы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Положениями Закона о государственной гражданской службе и Закона о службе в таможенных органах предусмотрены три варианта перевода государственного служащего. Во-первых, перевод на другую должность в том же таможенном органе. Во-вторых, перевод в другой таможенный орган той же местности. В-третьих, перевод в другую местность.

По общему правилу во всех случаях предусмотрена необходимость получения согласия государственного служащего. Вместе с тем согласие сотрудника таможенного органа не требуется, если возможность перевода оговорена в служебном контракте (ч. 1 ст. 20 Закона о службе в таможенных органах).

В отношении гражданских служащих перевод может быть использован как механизм, обеспечивающий продолжение прохождения гражданской службы при изменении состояния здоровья (ч. 2 ст. 28 Закона о государственной гражданской службе). При таких условиях отказ гражданского служащего от перевода влечет прекращение служебного контракта.

В отношении сотрудников таможенных органов ст. 20 Закона о службе в таможенных органах таких последствий не устанавливает. Кроме того, в соответствии с подзаконным актом ФТС России перевод позволяет государственному служащему продолжить прохождение государственной службы по результату аттестации. Правом принять решение о переводе сотрудника в этом случае наделен начальник таможенного органа.

Законом о службе в таможенных органах предусмотрены гарантии сотрудникам в случае перевода на службу в другую местность.

Во-первых, за указанным сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. Предоставление служебных жилых помещений сотрудникам таможенных органов осуществляется в соответствии с Приказом ФТС России от 03.09.2007 N 1050 «О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления служебных помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России».

Согласно данному ведомственному акту служебные жилые помещения предоставляются не всем сотрудникам таможенных органов, осуществившим перевод на службу в другую местность, а только руководящим кадрам в целях обеспечения необходимой ротации. Служебные жилые помещения предоставляются из служебного жилищного фонда, формируемого из жилых помещений государственного жилищного фонда, переданных таможенным органам в оперативное управление.

К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, обмену, приватизации, бронированию, переустройству и перепланировке.

Во-вторых, по новому месту службы сотруднику таможенного органа и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» сотрудникам таможенных органов, переводимым по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.

Размер компенсации не более 15000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 3600 рублей — в других городах и районных центрах, 2700 рублей — в прочих населенных пунктах. При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50%.

Постановлением предусмотрена выплата сотрудникам, осуществившим перевод на службу в другую местность, компенсации понесенных в связи с переездом затрат.

Сотрудники таможенных органов и члены их семей при переводе на службу в другую местность имеют право на компенсацию расходов на проезд и перевозку личного имущества железнодорожным, воздушным, водным или автомобильным транспортом за счет средств ФТС России.

Порядок компенсации установлен Правительством Российской Федерации. Сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы в другой населенный пункт, возмещаются расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (кроме такси), в том числе личным, транспортом к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного транспорта — другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходов на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, в размере, не превышающем стоимости перевозки в контейнере.

Отметим, что Законом о государственной гражданской службе устанавливается различие между переводом и перемещением. Перемещение не сопряжено с изменением должностных обязанностей (ч. 4 ст. 28). Понимание природы перемещения государственного служащего таможенного органа имеет значение в силу того, что отказ от перевода может стать основанием для увольнения служащего таможенного органа.

В служебном контракте обязательно указывается наименование структурного подразделения, замещаемая должность. Концепция служебного перемещения, предусмотренная Законом о государственной гражданской службе, не предполагает получения согласия гражданского служащего в случае «перемещения его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом».

Согласие гражданского служащего требуется, если изменение условий прохождения службы связано с изменением должностных обязанностей. В этой связи открытым остается вопрос о допустимости изменения без согласия гражданского служащего структурного подразделения при условии неизменности должностных обязанностей. Учитывая, что наименование структурного подразделения указано в контракте и является существенным условием (п. 1 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе) изменение таких условий возможно только по соглашению сторон в письменной форме (ч. 5 ст. 24 названного Федерального закона).

5.4. Заключение служебного контракта

5.5. Испытание при поступлении на государственную службу в таможенных органах

5.6. Перевод на иную должность государственной службы или перемещение

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

5.8. Временное замещение иной должности государственной службы

Особенности перевода гражданского служащего


Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы может быть связано с различными причинами: с повышением или понижением по службе, сокращением штата, состоянием здоровья и т.д. В любом случае такое назначение оформляется как перевод работника на другую должность. При этом приходится руководствоваться не только законодательством о госслужбе, но и ТК РФ и другими законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В статье рассмотрим, какие виды переводов установлены для госслужащих, как оформляется перевод и каковы особенности перевода по тому или иному основанию.

Перевод, его виды и основания

Согласно Трудовому кодексу под переводом на другую работу понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1).

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) понятие перевода не определяется, однако из его ст. 28 следует, что под переводом гражданского служащего понимается перевод:

— на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;

— на иную должность гражданской службы в другом государственном органе:

— в другую местность вместе с государственным органом.

Во всех указанных случаях перевод осуществляется с письменного согласия служащего.

Перевод в том же государственном органе осуществляется в следующих случаях:

— при неудовлетворительном результате испытания (п. 1 ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ);

— по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

— в случае служебной необходимости при наступлении чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 30 Закона N 79-ФЗ);

— по результатам аттестации (п. 3 ч. 16 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

— при восстановлении на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы (ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Перевод служащего в том же государственном органе или в другой государственный орган возможен в связи с сокращением должностей, реорганизацией и ликвидацией (ст. 31 Закона N 79-ФЗ) и в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона N 79-ФЗ).

Также п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ предусмотрен перевод служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

Обратите внимание! Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия перемещение служащего на иную должность без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Перевод может быть временным и постоянным. Возможность временного перевода на иную должность гражданской службы установлена ст. 30 Закона N 79-ФЗ. Такой перевод осуществляется по инициативе представителя нанимателя в случае служебной необходимости. Согласие служащего на перевод в данном случае запрашивать не нужно. Постоянный же перевод в пределах одного государственного органа возможен:

— по инициативе гражданского служащего — например, когда такой перевод необходим ему по медицинским показаниям или служащий желает перевестись на вышестоящую вакантную должность (если ему позволяет уровень квалификации);

— по инициативе представителя нанимателя — по результатам аттестации, при неудовлетворительном результате испытания и др. При таком переводе, как уже было сказано, необходимо согласие гражданского служащего.

Отметим, что если служащий переводится на вакантную должность, то в силу ч. 1 ст. 22 Закона N 79-ФЗ замещение такой должности осуществляется по результатам конкурса. Исключение составляет перевод:

— по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

— в связи с сокращением должностей, реорганизацией или ликвидацией государственного органа;

— в другую местность вместе с государственным органом.

Если должность, на которую переводится гражданский служащий, более высокая и для нее предусмотрен более высокий классный чин, чем имеющийся, служащий должен еще сдать квалификационный экзамен .

Рассмотрим случаи перевода более подробно.

Неудовлетворительный результат испытания

Статьей 27 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность установления испытательного срока при поступлении на гражданскую службу — продолжительностью от трех месяцев до одного года. При этом испытание на срок от трех до шести месяцев может устанавливаться гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа (за исключением случаев, названных в ч. 3 ст. 27 Закона N 79-ФЗ).

Если служащий не прошел испытание, представитель нанимателя имеет право или предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы, или расторгнуть с ним служебный контракт, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание (ч. 7 ст. 27 Закона N 79-ФЗ). Сделать это нужно до окончания испытательного срока. Если же срок испытания истек, а служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Исходя из формулировки ч. 7, можно посчитать, что представитель нанимателя сам решает, что предложить служащему, не прошедшему испытание: перевод на прежнюю должность или увольнение. Однако принимая во внимание основание для увольнения, установленное п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, — отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания, — можно сделать вывод, что служащий может быть уволен только в том случае, если он отказался от ранее замещаемой должности.

Перевод по медицинским показаниям

Прежде чем говорить о переводе по медицинским показаниям, отметим, что существуют ограничения по замещению должностей гражданской службы по медицинским показаниям. Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н (далее — Перечень, Приказ N 984н). Согласно данному приказу все гражданские служащие должны проходить ежегодную диспансеризацию, под которой понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития и выявления заболеваний, препятствующих прохождению службы. К таким заболеваниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с болезненными проявлениями или с употреблением психоактивных веществ и с такой болезнью нервной системы, как эпилепсия.

К сведению. Правила прохождения диспансеризации, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению или прохождению государственной гражданской службы, установлены Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ, утвержденным Приказом N 984н.

Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего выдает ему медицинское заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу, по установленной форме, которое приобщается к личному делу служащего. Если выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, медучреждение направляет копию медицинского заключения в государственный орган по месту прохождения службы. В случае признания гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется по инициативе работодателя по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Таким образом, в случае выявления заболевания, указанного в Перечне, гражданский служащий будет уволен. Перевод же ему может потребоваться при наличии других заболеваний согласно медицинскому заключению. Таким заключением может быть:

— справка, подтверждающая установление группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности ;

— справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности ;

— программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ;

— заключение лечебно-профилактического учреждения, проводившего обязательный медосмотр, выданное на основании положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;

— заключение врача женской консультации .

На основании принесенного служащим медицинского заключения представитель нанимателя предлагает служащему соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья иную должность гражданской службы. В силу ч. 3 ст. 28 Закона N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

В отличие от положений Трудового кодекса, в ст. 28 Закона N 79-ФЗ не установлено, какой характер, временный или постоянный, может иметь описанный выше перевод.

Согласно Трудовому кодексу в зависимости от медицинских показаний перевод может быть временным или постоянным, и от того, какой перевод рекомендован работнику, зависят дальнейшие действия работодателя. Так, если работник отказывается от временного перевода сроком до четырех месяцев или у работодателя отсутствуют вакантные должности, работодатель должен отстранить его от работы с сохранением за ним занимаемой должности. Если же работник нуждается во временном переводе на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ст. 73 ТК РФ).

Поскольку временный перевод служащего по медицинским показаниям в ст. 28 Закона N 79-ФЗ не урегулирован, если в медицинском заключении служащему будет рекомендован такой перевод, следует применять положения Трудового кодекса. Если служащий переводится на нижеоплачиваемую должность, нужно руководствоваться положениями ст. 182 ТК РФ — в течение месяца со дня перевода за служащим сохраняется средний заработок по прежней должности, а если служащий получил увечье или профессиональное заболевание, средний заработок сохраняется за ним до тех пор, пока служащий не выздоровеет или ему не будет установлена инвалидность.

Служебная необходимость как основание перевода

Согласно ст. 30 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе. Срок такого перевода не может составлять больше месяца. При этом оплата труда по временно замещаемой должности гражданской службы не может быть ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для:

— предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

— предотвращения несчастных случаев;

— временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества;

— замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

При этом такая должность не должна быть противопоказана служащему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

Обратите внимание! Гражданский служащий не вправе отказаться от такого перевода. Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе может признаваться нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу — прогулом. Однако работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда .

Представитель нанимателя вправе назначить служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности, выплатой установленных по временно замещаемой должности надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий. В этом случае необходимо согласие служащего (ч. 3 ст. 30 Закона N 79-ФЗ).

Аттестация

Согласно ст. 48 Закона N 79-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110.

Аттестация гражданского служащего проводится аттестационной комиссией один раз в три года. По результатам комиссия принимает одно из следующих решений. Служащий:

— соответствует замещаемой должности гражданской службы;

— соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

— соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

— не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По итогам аттестации в течение месяца госорган издает правовой акт о том, что гражданский служащий:

— подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

— направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

— понижается в должности гражданской службы.

Примечание. Аттестации не подлежат служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если с ними заключен срочный служебный контракт.

Перевод на нижестоящую должность гражданской службы (при ее наличии) возможен только с согласия служащего. При этом его назначение на нижестоящую должность возможно по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы.

Напомним, что конкурс не проводится:

— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

— при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

— при заключении срочного служебного контракта;

— при назначении служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1, 2 и 3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ;

— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (ч. 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

Также конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, а по решению представителя нанимателя — при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ).

При отказе служащего от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Перевод в связи с восстановлением служащего, ранее замещавшего должность

В связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, по решению суда служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и включается в кадровый резерв.

Служебный контракт прекращается с письменного согласия гражданского служащего, если невозможно в течение шести месяцев предоставить ему для замещения иную должность гражданской службы (ст. 39 Закона N 79-ФЗ).

Сокращение должностей, реорганизация, ликвидация

В соответствии со ст. 31 Закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, могут продолжаться, если ему будет предоставлена иная должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, соответствующая уровню его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация, по результатам которой определяются служащие, имеющие преимущественное право на замещение иных должностей гражданской службы.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с лицами, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения указанных должностей.

Примечание. С письменного согласия служащего служебный контракт может быть расторгнут без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

При ликвидации государственного органа отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления ему иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе. В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Не допускается увольнение с государственной гражданской службы по данному основанию одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет .

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Изменение существенных условий служебного контракта. Ротация служащих

В силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Примечание. Существенные условия служебного контракта установлены ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Среди них наименования замещаемой должности, подразделения государственного органа, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент и др.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до изменения.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение ее в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.

А в случае письменного отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта он прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

Отметим, что с 1 января 2013 года вступят в силу изменения ст. 24 Закона N 79-ФЗ, касающиеся ротации на государственной гражданской службе. Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ в Закон N 79-ФЗ будет введена ст. 60.1 «Ротация гражданских служащих», согласно которой в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции проводится ротация гражданских служащих — их назначение на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Ротация по своей сути — тот же перевод. Он коснется не всех гражданских служащих. В статье 60.1 Закона N 79-ФЗ предусмотрена ротация только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Иные должности должны быть утверждены специальными перечнями. Согласно разъяснениям, представленным в Письме Минтруда РФ от 16.08.2012 N 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих», условие о нахождении должности гражданской службы в таком перечне Законом N 395-ФЗ отнесено к существенным условиям служебного контракта. В связи с этим в силу ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (контракт на неопределенный срок или срочный), об изменении существенных условий служебного контракта — в письменной форме, не позднее чем за два месяца до их введения. Так как изменения вступают в силу с 1 января 2013 года, представителю нанимателя следовало уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 года.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение ее с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа служащего от данной должности представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.

В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение ее с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, со служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту. Данное соглашение содержит условие о том, что ранее замещаемая должность гражданской службы входит в перечень, и новый срок ее замещения (от трех до пяти лет, в зависимости от срока, установленного в плане).

Минтруд разработал Методические рекомендации «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (Письмо от 18.09.2012).

К сведению. Более подробно о ротации поговорим в следующем номере нашего журнала.

Перевод служащего по его просьбе

По просьбе гражданского служащего или с его согласия он может быть переведен в другой государственный орган или на государственную службу иного вида. В этом случае служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с нее оформляются правовым актом государственного органа (ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).

Оформление перевода

Итак, если инициатором перевода является гражданский служащий, он подает соответствующее заявление, если же инициатор — представитель нанимателя, он должен направить служащему письменное уведомление о переводе. Уведомление направляется не позднее чем за два месяца. В полученном уведомлении служащий проставляет отметку о своем согласии или несогласии на перевод. Если служащий не согласен, он увольняется по соответствующему основанию, установленному Законом N 79-ФЗ.

Обратите внимание! При переводе на другую должность гражданский служащий должен быть ознакомлен с соответствующим должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (ст. 14 Закона N 79-ФЗ).

Перевод служащего оформляется приказом (распоряжением) о переводе работника на другую постоянную работу в той же организации, о переводе на постоянную работу в другую местность вместе с работодателем, о временном переводе. Унифицированная форма приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу (форма Т-5) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Изменения служебного контракта в случае временного перевода или перевода в другую местность вместе с работодателем оформляются в форме дополнительного соглашения к контракту. Если же перевод постоянный, то, как правило, служебный контракт перезаключается, то есть прекращается прежний и заключается новый служебный контракт.

Запись о постоянном переводе не позднее чем через неделю со дня перевода вносится в трудовую книжку служащего по правилам, предусмотренным Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Кроме этого, сведения о переводе вносятся в личную карточку (унифицированная форма Т-2ГС), с чем необходимо ознакомить работника под роспись.

Перевод и перемещение на государственной службе

аттестация государственный служащий инвалидность

В соответствии с законом о государственной гражданской службе в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В отличие от Трудового кодекса, который предусматривает испытание, срок которого не должен превышать трех месяцев, Закон устанавливает срок испытания для гражданских служащих от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа и назначении гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

При поступлении на гражданскую службу испытание не устанавливается:

  • * для беременных женщин — гражданских служащих;
  • * для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступивших на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • * для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категории «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
  • * для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа, либо сокращением должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии с законом о государственной гражданской службе.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право: предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы; до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Переводом на другую постоянную работу в той же организации являются изменение трудовой функции или изменение иных существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией. Другими словами, переводом законодатель признает изменение не только трудовой функции работника, но и иных существенных условий трудового договора (например, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и т.п.).

Вместе с тем, перевод гражданского служащего возможен:

  • 1) на иную должность в том же государственном органе;
  • 2) на другую должность в ином государственном органе;
  • 3) либо перевод в другую местность вместе с государственным органом.

Под другой местностью в данном случае следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Представляется, что с точки зрения юриспруденции такая формулировка указанной нормы не совсем удачна. В частности, исходя из буквального толкования комментируемой статьи, не является переводом и, соответственно, не требует согласия гражданского служащего предоставление ему той же должности гражданской службы, но в ином государственном органе. По смыслу комментируемой статьи законодатель признает переводом лишь изменение трудовой функции, т.е. изменение должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Иначе говоря, данная норма не рассматривает в качестве перевода изменение иных существенных условий служебного контракта, если при этом не изменяются замещаемая должность и должностные обязанности (например, режим служебного времени, условия оплаты труда и т.п.).

Необходимо отметить, что перевод осуществляется только с согласия работника (исключения могут быть установлены законодательством). Причем такое согласие обязательно должно быть выражено в письменной форме. Ранее перевод без получения письменного согласия работника мог считаться законным, если он добровольно приступил к выполнению другой работы. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством такое правило применяться не может. Это означает, что если гражданский служащий добровольно приступил к выполнению другой работы, он, тем не менее, не лишается права обжаловать перевод, совершенный при отсутствии его согласия в письменной форме, как незаконный.

Переводы на другую работу классифицируют по различным основаниям. Наиболее существенной является классификация переводов по источнику инициативы (по инициативе работника или работодателя) и в зависимости от срока (временные или постоянные). Законодатель закрепляет правила перевода по инициативе гражданского служащего, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности. Впрочем, инициатива в данном случае может исходить не только от гражданского служащего. Так, на основании соответствующего медицинского заключения представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность, в том числе и по собственной инициативе. Такое заключение выдается медико-социальной экспертной комиссией (далее — МСЭК).

Не устанавливает специальных гарантий гражданскому служащему в случае перевода по состоянию здоровья. В случае, когда работник (гражданский служащий) переводится на нижеоплачиваемую работу, за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой (выполнением служебных обязанностей), — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления. Трудовым увечьем является повреждение здоровья работника при выполнении трудовых обязанностей или на территории организации в течение рабочего времени (включая и установленные перерывы), в пути на работу или с работы, а также вблизи места работы в течение рабочего времени, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в установленном порядке.

Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание, которое является результатом воздействия на него вредных производственных факторов, и повлекло временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Таким образом, если снижение трудоспособности наступило в результате трудового увечья или профессионального заболевания, гражданский служащий временно (до излечения) переводится на другую должность с сохранением оплаты труда по ранее замещаемой должности. Если же расстройство здоровья имеет стойкий характер, т.е. полного восстановления трудоспособности не происходит, то должен производиться постоянный перевод на иную не противопоказанную по здоровью должность. Стойкое расстройство здоровья устанавливается заключением медико-социальной экспертизы. До установления стойкой утраты трудоспособности за гражданским служащим должен сохраняться заработок по прежней должности.

Отдельно ТК РФ выделяет перевод на другую работу беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до полутора лет. Этим категориям работников законодательством установлены повышенные гарантии при переводах в связи с состоянием здоровья. В соответствии с медицинским заключением и по их заявлению им снижаются нормы труда либо они переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию. В качестве одного из оснований расторжения служебного контракта называет отказ гражданского служащего от перевода на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе. Необходимо, однако, отметить, что аналогичное основание расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя содержится и в других статьях. Согласно указанной норме служебный контракт, может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий уволен с гражданской службы в случае несоответствия его замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Перевод следует отличать от перемещения, которое не требует согласия гражданского служащего. Согласно трудовому законодательству последнее предполагает перемещение работника в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности (например, в другой цех, лабораторию и т.п.), поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения других существенных условий трудового договора. Например, если при заключении трудового договора было определено место работы с указанием структурного подразделения, определенного агрегата, механизма (автомобиль, локомотив), то перемещение в другое структурное подразделение или на другой агрегат, механизм будет считаться переводом, требующим согласия работника, поскольку меняются обусловленные трудовым договором условия труда. Если же при заключении трудового договора такой оговорки не было, то работодатель вправе переместить работника без его согласия.

Комментарий к статье 28

Комментируемой статьей регулируются перевод или перемещение гражданского служащего на иную должность на постоянной основе. Вопросы временного замещения должности урегулированы ст.

30 Закона.

Данным Законом не определено, что можно считать переводом гражданского служащего на иную должность. Исходя из содержания ч. 4 комментируемой статьи, под переводом, в частности, следует понимать перевод гражданского служащего с его согласия на должность, влекущую изменение его прежних должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Из этого следует, что если на гражданского служащего возлагаются те или иные обязанности, которые он ранее не выполнял, вопрос о том, имеет ли место перевод гражданского служащего на другую должность, решается путем сопоставления круга его прежних и новых обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и служебным контрактом. Если содержащиеся в них требования, которые поручены гражданскому служащему, не расходятся с новыми обязанностями, то нет и юридического факта перевода на другую должность.

1. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрены различные случаи (причины) перевода гражданских служащих на иные должности, которые разделены на три группы:

1) перевод в том же государственном органе;

2) перевод на иную должность в другом государственном органе;

3) перевод в другую местность вместе с государственным органом.

К группе переводов в том же государственном органе можно отнести следующие случаи, предусмотренные Законом:

— перевод гражданского служащего на иную должность по результатам конкурса (ст. 22 Закона);

— перевод гражданского служащего на ранее замещаемую должность гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27);

— перевод гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 и 3 ст. 28);

— перевод гражданского служащего на иную должность в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29);

— перевод гражданского служащего на иную должность в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также в связи с изменением его структуры (ст. 31);

— перевод на иную должность в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (ч. 1 ст. 39).

— перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы по результатам аттестации (ч. 17 ст. 48).

Неясно, что имел в виду законодатель под «иной должностью» в случае перевода на иную должность в другом государственном органе. Представляется, что любая должность для гражданского служащего в другом государственном органе, в том числе и должность, наименование которой и должностные обязанности по которой совпадают с прежней, является для него «иной». В связи с чем речь должна идти о переводе в другой государственный орган.

К случаям перевода гражданского служащего на иную должность в другом государственном органе можно отнести:

— перевод на иную должность в связи с сокращением должностей гражданской службы;

— перевод на иную должность в государственный орган, которому переданы функции ликвидированного государственного органа (ст. 31 Закона).

Решая вопрос о переводе гражданского служащего, в том числе в случае перевода вместе с государственным органом в другую местность, следует обращать внимание на то, что Законом понятие другой местности не дано. Представляется, что в этом случае следует руководствоваться разъяснениями, данными п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 применительно к аналогичным положениям ТК. Так, под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Перевод из одного населенного пункта в другой даже в пределах одного административного района рассматривается как перевод в другую местность независимо от наличия автобусного или иного регулярного сообщения между этими пунктами.

Соглашение сторон служебного контракта о возмещении расходов в связи с переездом гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом достигается до переезда гражданского служащего и оформляется в письменной форме.

При переводе гражданского служащего в другую местность гражданскому служащему и членам его семьи согласно п. 9 ч. 1 ст. 52 Закона гарантируется возмещение расходов, связанных с их переездом в другую местность. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливается соответственно постановлением Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ. До настоящего времени в отношении федеральных государственных служащих таких решений Правительством РФ не принято. Впредь до принятия соответствующего постановления Правительства РФ, исходя из положений ст. 73 Закона, при определении размеров расходов, возмещаемых федеральным гражданским служащим в связи с их переводом в другую местность вместе с государственным органом, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» . В соответствии с указанным Постановлением гражданскому служащему расходы возмещаются в следующих размерах:

СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1285.

а) расходы по переезду гражданского служащего и членов его семьи (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;

— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, возмещение осуществляется в размере минимальной стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

— водным транспортом — в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

— автомобильным транспортом — в автобусе общего типа;

б) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на гражданского служащего и до 150 кг на каждого переезжающего члена его семьи — в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом.

При отсутствии указанных видов транспорта возмещаются расходы по провозу имущества воздушным транспортом от ближайшей к месту работы железнодорожной станции или от ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в данное время.

Предусмотренные расходы не подлежат возмещению в случае, если представитель нанимателя предоставляет гражданскому служащему соответствующие средства передвижения;

в) расходы по обустройству на новом месте жительства: на гражданского служащего — в размере месячного должностного оклада и на каждого переезжающего члена его семьи — в размере одной четвертой должностного оклада гражданского служащего;

г) выплата гражданскому служащему суточных — в размере 100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к новому месту.

В случае если заранее невозможно точно определить размер подлежащих возмещению расходов в связи с переездом гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, ему по предварительной договоренности с представителем нанимателя выдается аванс.

Расходы по переезду членов семьи гражданского служащего и по провозу их имущества, а также по обустройству их на новом месте жительства возмещаются в том случае, если они переезжают на новое место жительства гражданского служащего до истечения одного года со дня фактического предоставления жилого помещения.

Перевод гражданского служащего на иную должность государственной службы в любом случае допускается исключительно с его письменного согласия. Если перевод осуществлен без получения письменного согласия гражданского служащего, но он добровольно приступил к выполнению обязанностей по иной должности, такой факт не может расцениваться как согласие на перевод и не снимает обязанности с представителя нанимателя такое согласие получить в письменной форме. Вместе с тем исполнение обязанностей по иной должности в течение длительного времени, если гражданский служащий не принял мер, свидетельствующих о его несогласии с переводом, рассматривается на практике как согласие на перевод.

Отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с работодателем является основанием для прекращения с ним служебного контракта по п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона.

Вместе с тем изменение местоположения (переезд в другую местность) структурного подразделения гражданского органа, если сам государственный орган в эту другую местность не перемещается, не может являться основанием для прекращения с гражданским служащим служебного контракта по указанному основанию.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, представитель нанимателя обязан предоставить соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья иную должность гражданской службы.

Обязанность представителя нанимателя перевести гражданского служащего на иную должность (постоянно или временно) возникает при наличии следующих условий:

1) такой перевод необходим в соответствии с медицинским заключением;

2) медицинское заключение выдано в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

3) у представителя нанимателя имеется соответствующая должность и исполнение обязанностей по ней не противопоказано гражданскому служащему по состоянию здоровья;

4) гражданский служащий дал письменное согласие на перевод на иную должность.

3. Как предусмотрено ч. 3 комментируемой статьи, в случае отказа гражданского служащего, который в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности, от предлагаемого перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона.

Следует иметь в виду, что состояние здоровья, подтвержденное медицинским заключением, также может явиться основанием увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона. Возникает вопрос: в каких случаях может быть применено последнее основание увольнения гражданского служащего? Законом указанный вопрос не урегулирован. Представляется, что в этом случае следует руководствоваться разъяснениями, данными п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 применительно к аналогичным положениям ТК.

Так, в случае оспаривания в судебном порядке решения представителя нанимателя о расторжении служебного контракта и увольнения гражданского служащего по подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 представитель нанимателя будет обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что состояние здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением препятствовало надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей. Другими словами, увольнение гражданского служащего по такому основанию будет законным, если при допуске гражданского служащего к исполнению своих обязанностей он не справляется со своими обязанностями в силу состояния здоровья. Однако если гражданский служащий надлежащим образом выполняет свои обязанности, но обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой должности вследствие того, что выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, его увольнение должно осуществляться по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона. Следовательно, в этом случае при существующей физической возможности исполнять свои обязанности гражданский служащий не может быть допущен к их исполнению в силу причин, подтвержденных медицинским заключением, и должен быть уволен.

В соответствии со ст. 73 ТК и в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ гражданские служащие могут быть временно переведены на иные должности в соответствии с медицинским заключением как на срок до четырех месяцев, так и свыше этого срока.

Если в случае временного перевода на другую должность гражданского служащего, нуждающегося в этом в соответствии с медицинским заключением на срок до четырех месяцев, гражданский служащий отказывается от перевода либо соответствующая должность у представителя нанимателя отсутствует, то представитель нанимателя обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить гражданского служащего от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от замещаемой должности денежное содержание гражданскому служащему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, коллективным договором или служебным контрактом.

Если в соответствии с медицинским заключением гражданский служащий нуждается во временном переводе на другую должность на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у представителя нанимателя соответствующей должности служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона. Такая возможность сохранения гражданскому служащему с его согласия места работы (должности) в течение четырех месяцев при его отказе от перевода либо при отсутствии у представителя нанимателя соответствующей должности является дополнительной гарантией, установленной федеральным законом гражданскому служащему в соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона.

Следует иметь в виду, что при переводе гражданского служащего, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в переводе на другую нижеоплачиваемую должность в данном государственном органе, за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением обязанностей по службе, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления гражданского служащего (ст. 182 ТК).

При увольнении гражданского служащего на основании п. 8 ч. 1 ст. 33 или подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона ему на основании ч. 3 ст. 178 ТК должно выплачиваться выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Выплата выходного пособия гражданскому служащему в данном случае является дополнительной гарантией, установленной гражданскому служащему федеральным законом, в соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона.

Перевод гражданского служащего в другой государственный орган влечет за собой изменение одной стороны служебного контракта, поэтому он рассматривается законодателем как самостоятельное основание прекращения одного служебного контракта и заключение нового.

Перевод гражданского служащего с его согласия в другой государственный орган является основанием для прекращения с ним служебного контракта по месту его службы. Для перевода гражданского служащего в другой государственный орган, в том числе и на иную государственную должность, кроме его собственного согласия необходимо также согласие представителей нанимателей одного и другого гражданского органа.

На практике основанием для прекращения с гражданским служащим служебного контракта в связи с его переводом в другой государственный орган (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона) служит письмо- просьба этого государственного органа за подписью его руководителя.

Согласие гражданского служащего на перевод выражается в его заявлении с просьбой об освобождении от замещаемой должности в связи с переводом в другой государственный орган.

В акте нового государственного органа о назначении на должность гражданской службы обязательно фиксируется, что назначение производится в порядке перевода (из другого гражданского органа).

Указанное назначение, как правило, осуществляется с первого рабочего дня, следующего за днем прекращения служебного контракта по предыдущему месту службы (если соглашением сторон не было предусмотрено иное). Подтверждением указанной даты могут являться записи в трудовой книжке либо копия акта об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности по предыдущему месту службы.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с п. 6.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек в случае перевода гражданского служащего в другой государственный орган в его трудовой книжке указывается, в каком порядке осуществляется перевод — по просьбе гражданского служащего или с его согласия.

При приеме на новое место службы в трудовой книжке гражданского служащего делается запись с указанием, что лицо назначено на должность в порядке перевода.

В случае отсутствия согласия на перевод хотя бы у одного из руководителей государственных органов перевод не состоится.

При прекращении служебного контракта и увольнении гражданского служащего по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (по п. 8 ч. 1 ст. 33 или по п. 1ч. 1 ст. 37 Закона) до окончания того года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержание из его денежного содержания за неотработанные дни отпуска не производится (ч. 2 ст. 137 ТК).

Гражданским служащим, приглашенным на службу в порядке перевода из другого государственного органа по согласованию между руководителями государственных органов, не может быть отказано в заключении служебного контракта в течение одного месяца со дня прекращения служебного контракта по прежнему месту службы в соответствии со ст. 64 ТК. В данном случае это согласно ч. 3 ст. 52 Закона является дополнительной гарантией гражданскому служащему, установленной федеральным законом.

По требованию лица, которому отказано в принятии на гражданскую службу в порядке перевода, представитель нанимателя обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Такой отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Последствия отказа гражданского служащего от перевода на иную должность зависят от причин, послуживших в соответствии с Законом основанием для такого предложения от представителя нанимателя. Например, отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы является основанием прекращения служебного контракта по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона с сопутствующей этому основанию увольнения выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия (ч. 9 ст. 31 Закона). Отказ гражданского служащего от перевода на другую должность в соответствии с результатами проведенной аттестации в государственном органе может повлечь освобождение гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы по подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона гражданским служащим, приглашенным из другого государственного органа и назначенным на должность в порядке перевода, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 Закона.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи не является переводом на иную должность и не требует согласия гражданского служащего его перемещение на иную должность без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Перемещения в интересах руководства представитель нанимателя может производить без согласия гражданского служащего только при условии, если подобные перемещения не противопоказаны гражданскому служащему по состоянию здоровья. Например, гражданский служащий, страдающий сердечным заболеванием, не может быть перемещен на высокий этаж при отсутствии лифта, а инвалид с протезом ноги не может быть перемещен в другое структурное подразделение, до которого нужно длительное время добираться пешком.

Перемещение может серьезно затронуть интересы гражданского служащего. В этой связи судебная практика исходит из того, что подобные перемещения не могут производиться безмотивно и тем более с целью ущемления интересов гражданских служащих.

При переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе новый служебный контракт не заключается. На основании акта государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность в имеющийся служебный контракт гражданского служащего вносятся изменения, касающиеся новой должности и других условий гражданской службы. Такое изменение оформляется соглашением сторон, которое является неотъемлемой частью служебного контракта. Обязательных форм дополнительных соглашений к служебному контракту законодательством не предусмотрено.

Перевод гражданского служащего на иную должность в том же государственном органе, а также перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом оформляется актом государственного органа. Соответствующая запись о переводе вносится в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего.

Акт государственного органа о переводе гражданского служащего должен оформляться по установленной унифицированной форме. Согласно п. 2 Постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Использование унифицированных форм в государственных органах является обязательным, но с особенностями, касающимися бюджетных учреждений. Применительно к комментируемой статье это унифицированные формы приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу ^ Т-5) и приказа (распоряжения) о переводе работников на другую работу ^ Т-5а).

Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 5.

Необходимость применения унифицированных форм в органах государственной власти для оформления отношений с гражданскими служащими также вытекает из положений ст. 73 Закона, однако до настоящего времени законодательством о гражданской службе РФ такие вопросы не урегулированы. Указанные формы разрабатывались для трудовых отношений и не могут быть применены для гражданской службы буквально.

Между тем форма — это всего лишь шаблон, предназначенный для некой усредненной ситуации, и эту форму, согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 , можно модернизировать. Так, согласно указанному Постановлению в унифицированные формы первичной учетной документации организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно- распорядительным документом организации.

Финансовая газета. 1999. N 23.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом объема показателей, включения дополнительных строк (в том числе свободных) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Кадровые службы должны помнить, что после оформления приказа о переводе соответствующая информация должна быть отражена в личной карточке гражданского служащего N Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего», а также в его личном деле.