Перевозка маломерных судов

Содержание

Об упрощенном порядке лицензирования перевозок пассажиров на водном транспорте для маломерных судов

Пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (далее – Положение о лицензировании) устанавливает, что пассажирские перевозки на законных основаниях могут совершаться с использованием маломерных судов и, как следствие, подлежат лицензированию.
Между тем, состав судовых документов для маломерных судов существенно отличается от состава документов для судов крупного тоннажа, в том числе в соответствии с положениями ст. 25, 27 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ). В связи с этим, при обращении соискателя за получением лицензии на перевозки маломерными судами, он, в результате вступивших в силу изменений, освобождается от обязанности представлять значительную часть судовых и технических документов.
По базовому правилу, установленному п. 4 Положением о лицензировании, у соискателя лицензии на пассажирские перевозки по внутренним водным путям (далее – ВВП) на праве собственности или на ином законном основании должны находиться предназначенные для перевозки пассажиров суда, соответствующие требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Между тем, в соответствии с п. 5 указанного регламента, его требования не распространяются на маломерные, прогулочные и парусные суда. Таким образом, для лицензирования перевозок по ВВП может быть представлено любое маломерное судно.
Вышеуказанное освобождение не применяется, впрочем, для перевозок пассажиров морским транспортом. В соответствии с п. 2 Технического регламента объектов морского транспорта, положения регламента распространяются на любые морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по ВВП, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям и ВВП при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.
По новой редакции п. 5 Положения о лицензировании, соискатели лицензии, осуществляющие перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, не обязаны иметь в штате дополнительное, отдельное должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов на ВВП, имеющего стаж работы не менее 3 лет в соответствующих должностях на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности, а также аттестованное на право занятия должности в установленном порядке. Должностным лицо, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов на ВВП / на морских судах, теперь является то же лицо, которое предусмотрено в системе управления безопасной эксплуатацией судов по нормам Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ) и Международным кодексом Управления безопасностью (МКУБ).
Положение о лицензировании дополнено п. «г» (1) ч. 4 и п. «е» (1) ч. 5, которые устанавливает специальный список судовых документов, подлежащих предъявлению в лицензирующий орган на каждое лицензируемое маломерное судно. Указанный список включает лишь судовой билет. Более того, копии судовых документов, предусмотренных Положением о лицензировании, представляются по желанию заявителя.
Для получения лицензии на перевозки пассажиров по ВВП маломерные суда освобождаются от необходимости предъявления по ним судового свидетельства об управлении безопасностью. В отношении морских судов, предъявление документа о соответствии МКУБ и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна обязательна только для судов, к которым применяются требования МКУБ.
Отсутствует, при лицензировании перевозок по ВВП, необходимость предъявления документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Так же маломерные суда освобождены от необходимости иметь судовой план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (п. 2 Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана).
Обязанность предъявления свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом для морских пассажирских перевозок установлена лишь для судов вместимостью более чем 1000 тонн.
Дополнительно, заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии, что так же существенно облегчает процедуру подачи заявления и сокращает сроки его рассмотрения отсутствие долгосрочной пересылки.
Таким образом, Постановлением требования к соискателям лицензий на морском и внутреннем водном транспорте приведены в соответствие действующему законодательству, в том числе КТМ РФ, а так же техническим регламентам для водного транспорта.
Процедура лицензирования пассажирских перевозок существенно упрощена для владельцев маломерных судов, которые предоставляют вместе с заявлением о лицензировании минимальный пакет судовых и сопроводительных документов.

Правовое обоснование для коммерческой перевозки пассажиров на маломерных судах

Требования законодательства, предъявляемые к осуществлению деятельности по коммерческой перевозке пассажиров с использованием маломерных судов

Предпринимательская деятельность в сфере перевозки пассажиров с использованием маломерных судов требует от перевозчика постановки судов на классификационный учет, их государственной регистрации и получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Организацией, уполномоченной на классификацию маломерных судов, используемых в коммерческих целях, является соответствующее территориальное подразделение (филиал) ФАУ «Российский Речной Регистр».

Вопросы, связанные с классификацией судов, урегулированы Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102.

Согласно п.п. 25, 26 Положения о классификации для постановки маломерного судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо представляет в организацию по классификации:

заявление о постановке на классификационный учет;

документы, удостоверяющие личность заявителя — государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя судовладельца;

копии документов, подтверждающих факт законного владения судном;

сведения о местонахождении судна и/или наименование порта (места) регистрации;

сведения о тактико-технических характеристиках двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт);

а также при наличии конструкторскую и построечную документацию, документы завода-изготовителя, ранее выданные свидетельства о годности к плаванию, свидетельства о классификации, акты освидетельствований, судовой билет.

По результатам проведения классификации маломерного судна филиалом ФАУ «Российский Речной Регистр» заявителю выдается акт классификации и освидетельствования маломерного судна, подтверждающий его класс, который необходим для последующей его государственной регистрации в Государственном судовом реестре и получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

В соответствии со ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре, которая осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Согласно Правилам государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, государственная регистрация судов производится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности, а также приложенных к нему копий и подлинников учредительных документов юридического лица; документов удостоверяющих личность представителя юридического лица; правоустанавливающих документов на судно; актов Российского Речного Регистра о классификации и освидетельствовании маломерного судна; документа об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию.

По результатам рассмотрения представленных документов сведения о судне и его собственнике вносятся в Государственный судовой реестр, а судовладельцу маломерного судна выдается судовой билет.

Кроме того, для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров с использованием маломерных судов перевозчику надлежит получить лицензию.

Порядок выдачи лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, а также действий соискателя лицензии регламентирован Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193.

Органом государственной власти, осуществляющим лицензирование деятельности на внутреннем водном и морском транспорте, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные управления.

Для получения лицензии на перевозку пассажиров с использованием маломерных судов ее соискателю необходимо подать заявление с приложением к нему:

перечня судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров и копий правоустанавливающих документов на них;

копий договоров страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при исполнении ими служебных обязанностей;

копии договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;

судовых билетов на используемые в перевозках маломерные суда.

Наличие у лицензиата указанных документов наряду с судами, соответствующими требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, является для лицензиата одновременно лицензионными требованиями.

Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня принятия заявления.

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (согласно п.92 ч.1 ст. 333.33 НК РФ 7 500 рублей за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием).

При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров судоводительский состав перевозчика должен иметь удостоверения на право управления маломерными судами без указания категории капитана. Вместе с тем, в удостоверении должен быть указан тип маломерного судна с использованием которого осуществляется перевозка (моторное судно, парусное судно, парусно-моторное судно, гидроцикл, судно особой конструкции).

Предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров с использованием маломерных судов классифицируется по группе ОКВЭД 50.30 «Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта».

В соответствии со ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством на основании договора аренды судна. Каких-либо ограничений к заключению лицензиатом, осуществляющим деятельность по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, договоров аренды судов не имеется.

Арендатор судов, планирующий осуществлять перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, должен иметь лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, порядок и условия получения которой указаны выше.

С жалобой на действия и решения перечисленных органов государственной власти и организаций, осуществляющих публично значимые функции, можно обратиться в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру (г.Новосибирск, ул. Саратовская, 13, e-mail: zstproc@yandex.ru).

Некоторые аспекты получения лицензии на перевозку пассажиров маломерным судном

Что означает лицензия на перевозку пассажиров маломерными судами? Как разобраться в юридических тоноктсях и получить лицензирование? В нашем сегодняшнем материале мы постараемся отвтеить на все возможные вопросы.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании») перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, подлежит лицензированию. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 года N 193, далее – Положение о лицензировании перевозок)

Наиболее часто встречающееся основание для отказа в выдаче лицензии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является отсутствие полного комплекта документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок предусмотрены лицензионные требования к лицензиату при выполнении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, а пунктом 5 — при выполнении перевозок пассажиров морским транспортом. Лицензионные требования различны, в зависимости от того, по каким водным путям осуществляется перевозка пассажиров.

Действующее положение о лицензировании перевозок не содержит правил в отношении маломерных судов, а так же судов смешанного (река-море) плавания. Это приводит к тому, что к составу флота лицензиата предъявляются чрезмерные требования, не соответствующие действующему законодательству.

Условия Положения о лицензировании перевозок должны рассматриваться и применяться строго совместно с правилами Кодекса внутреннего водного транспорта (далее – КВВТ РФ) и Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ).

Подпунктом «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ.

Подпунктом «е» п. 5 Положения о лицензировании перевозок, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне документов, предусмотренных статьей 25 КТМ РФ.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2014 года N Ф07-3930/2014 по делу N А56-48345/2013 исследован вопрос соответствия лицензионным требованиям маломерного судна, осуществляющего перевозку пассажиров по внутренним водным путям, с выходом в море. Постановление подтверждает, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право требовать от заявителя лишь те документы, которые прямо предусмотрены в КТМ РФ и КВВТ РФ для судна заявленного типа.

Согласно ч. 9 ст. 14 КВВТ РФ на маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: судовой билет и список членов экипажа судна. В ч. 3 ст. 14 КВВТ РФ указано, что на судне, выходящем в море, должны находиться документы, предусмотренные ст. 25 КТМ РФ.

Статья 25 КТМ РФ, в свою очередь, содержит список документов, обязательных для нахождения на каждом судне, кроме маломерных, спортивных парусных и прогулочных. Список документов, обязательных для нахождения на каждом маломерном судне указан в ч. 1 ст. 27 КТМ РФ: судовой билет и список членов экипажа судна.

Таким образом, маломерное судно даже без пассажирского свидетельства и документов, предусмотренных, как обязательные, для обычных судов, может быть использовано в качестве средства осуществления перевозки пассажиров морским или внутренним водным транспортом, и для получения на него соответствующей лицензии.

Хотите зарегистрировать судно в соответствии с законом? Обращайтесь!

  1. Об упрощенном порядке лицензирования перевозок пассажиров на водном транспорте для маломерных судов

  2. О страховых тарифах на обязательное страхование ответственности перевозчика

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2014 г. по делу N А56-48345/2013

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А., при участии индивидуального предпринимателя Колесова Андрея Анатольевича и его представителя Волошина В.Л. (доверенность от 19.09.2013), от федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства» Стерлинга М.Р. (доверенность от 21.10.2013), от Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Калядина В.В. (доверенность от 25.09.2013), рассмотрев 03.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Колесова Андрея Анатольевича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А56-48345/2013 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.),

установил:

Индивидуальный предприниматель Колесов Андрей Анатольевич (ОГРНИП: 3074784134400070) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства» (место нахождения: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 8; ОГРН: 1027809210330; далее — Учреждение) выдать пассажирское свидетельство на маломерное судно «Bayliner» и обязании выдать пассажирское свидетельство на указанное маломерное судно, а также о признании незаконным отказа Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 37; ОГРН: 1077847240580; далее — Управление) переоформить лицензию в связи с включением в перечень используемых заявителем судов для осуществления лицензионной деятельности маломерного судна «Bayliner» и обязании Управления переоформить лицензию с правом использования маломерного судна «Bayliner» (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением суда первой инстанции от 07.11.2013 (судья Королева Т.В.) действия Управления по возврату Колесову А.А. уведомлением от 16.07.2013 заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов признаны незаконными, на Управление возложена обязанность переоформить заявителю лицензию в связи с включением в перечень используемых судов для осуществления лицензионной деятельности маломерного судна «Bayliner».

В удовлетворении заявленных требований к Учреждению отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2014 решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий Управления по возврату Колесову А.А. заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов уведомлением от 16.07.2013 и возложения на Управление обязанности переоформить лицензию отменено. В указанной части Колесову А.А. в удовлетворении заявления отказано.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Колесов А.А., ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оснований для отказа в удовлетворении его заявления о переоформлении лицензии не имеется.

В судебном заседании Колесов А.А. и его представитель поддержали доводы жалобы, представитель Управления просил в ее удовлетворении отказать.

Представитель Учреждения оставил вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда.

Законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Колесову А.А. выдана лицензия от 16.11.2009 серии ВВТ-2 N 015283 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров сроком действия до 15.11.2014.

Лицензиат подал в Управление заявление от 14.06.2013 о переоформлении лицензии в связи с включением в состав судов, используемых для перевозки пассажиров, маломерного судна «Bayliner».

Уведомлением от 17.06.2013 Управление предложило заявителю в 30-дневный срок представить копии правоустанавливающих документов на судно «Bayliner», в том числе — пассажирское свидетельство.

В связи с непредставлением в указанный срок пассажирского свидетельства на судно «Bayliner» уведомлением от 16.07.2013 Управление возвратило заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые документы.

Колесов А.А., сославшись на незаконность отказа в переоформлении лицензии по причине непредставления пассажирского свидетельства на судно «Bayliner», обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление в указанной части исходя из того, что согласно действующему законодательству пассажирское свидетельство не отнесено к судовым документам маломерного судна.

Суд апелляционной инстанции отменил решение в данной части и отказал в удовлетворении заявления, указав, что положением о лицензировании указанного вида деятельности предусмотрена обязанность соискателя лицензии представить пассажирское свидетельство.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон) такой вид деятельности, как перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, подлежит лицензированию.

Как предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 13 Закона, к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом в силу части 4 статьи 13 Закона лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

Положение о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 (далее — Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрены лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, а пунктом 5 — к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке пассажиров морским транспортом.

Таким образом, лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам пассажиров внутренним водным транспортом и морским транспортом различны.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ).

Согласно пункту 9 статьи 14 КВВТ РФ на маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: судовой билет; список членов экипажа судна (судовая роль).

В данном случае судом первой инстанции установлено, что маломерное судно «Bayliner» осуществляет выход в море.

В судовом билете от 27.03.2013 на маломерное судно «Bayliner» указано, что оно допущено к плаванию в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах с удалением от места убежища не более 5000 м.

В пункте 3 статьи 14 КВВТ РФ указано, что на судне, выходящем в море, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ).

Согласно пункту 1 статьи 27 КТМ РФ подлежащие государственной регистрации маломерные суда должны иметь следующие судовые документы: судовой билет; судовая роль.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у Колесов А.А. обязанности представлять в Управление для переоформления лицензии пассажирское свидетельство является правомерным.

В соответствии с частью 19 статьи 18 Закона отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 Закона.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 14 Закона основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Исходя из того, что иных оснований для отказа в переоформлении лицензии лицензирующим органом в ходе проверки не выявлено, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявление Колесова А.А. в данной части.

Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 25 КТМ РФ.

Согласно пункту 1 статьи 25 КТМ РФ суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

Поскольку пунктом 1 статьи 27 КТМ РФ не предусмотрено наличие в составе судовых документов на маломерном судне пассажирского свидетельства, ссылка суда апелляционной инстанции на то, что представление соискателем лицензии этого документа предусмотрено Положением, в данном случае ошибочна.

Принимая во внимание изложенное, постановление апелляционного суда в обжалуемой части подлежит отмене с оставлением в силе в этой части решения суда первой инстанции.

Судебные расходы подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 Колесову А.А. следует возвратить из федерального бюджета 100 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А56-48345/2013 в части отказа индивидуальному предпринимателю Колесову Андрею Анатольевичу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по возврату уведомлением от 16.07.2013 заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов и обязании переоформить лицензию в связи с включением в перечень используемых судов для осуществления лицензионной деятельности маломерного судна «Bayliner» отменить.

В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2013 по тому же делу.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Колесову Андрею Анатольевичу (ОГРНИП: 3074784134400070) из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по квитанции ОАО Сбербанк России Северо-Западный банк от 18.03.2014, операция N 823026093.

Взыскать с Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 37; ОГРН: 1077847240580) в пользу Колесова Андрея Анатольевича (ОГРНИП: 3074784134400070) 100 руб. судебных расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Грузоперевозки по всему миру осуществляются уже не один десяток лет, с каждым годом эволюционируя как отрасль, чему способствует и технический прогресс, и востребованность услуг по транспортировке в разных сферах. С ростом транспортной сети проблема ограничений маршрутов перестала существовать в принципе, что повысило качество сервиса компаний-перевозчиков и благоприятно сказалось на экономике. Сегодня решаются любые задачи по перемещению грузов не только для юридических лиц, деятельность которых имеет коммерческую направленность, но и для людей, заказывающих услугу в частном порядке.

Как правильно перевозить яхты и катера на автомобильном транспорте.

Современные средства транспортировки, технически оснащённые под определённые нужды, позволяют перевезти какой угодно груз, даже имеющий нестандартные формы и размеры. К таким особенным услугам относится и перевозка катеров, яхт, лодок и им подобных плавательных средств. Часто процесс транспортировки носит сезонный характер, когда судно требуется перевезти на место зимовки или обратно, а также может быть связан с приобретением товара.

Как перевезти катер или яхту

Обилие перевозчиков и методов грузоперевозок позволяет решить задачу в короткие сроки. Доставка катеров, яхт или других небольших судов задача не из лёгких и требует тщательной подготовки и обеспечения безопасной транспортировки по установленному регламенту. Самым гибким в этом вопросе является способ автомобильной перевозки, предоставляющий широкие возможности для доставки товаров разного назначения по любым маршрутам внутри страны и за её пределами. Чаще всего перевозка яхт и катеров выполняется при использовании низкорамных тралов, если судно попадает под категорию негабаритного груза, но при условии небольших размеров плавательного средства возможна и доставка легковым транспортом с прицепом.

При этом одним из наиболее важных моментов остаётся сохранность груза, которую необходимо обеспечить в полной мере от исключения возможности хищения до предупреждения даже малейших повреждений внешних покрытий яхт и катеров. Корпус судна сравнительно хрупок, поскольку предназначен для перемещения в воде, а не по суше, и даже незначительные внешние воздействия могут обернуться серьёзными последствиями. По этой причине подходить к вопросу безопасности транспортировки следует особенно внимательно. Для сохранения «внешности» перевозимых объектов используются специальные чехлы. Сохранность груза в более широком смысле предполагает наличие страховки. Автомобильные перевозки, конечно, считаются надёжным вариантом перемещения грузов, но ничто не может гарантировать стопроцентное исключение форс-мажоров в дороге. В некоторых случаях может потребоваться также сопровождение груза.

Перевезти катер можно самостоятельно или, воспользовавшись услугами компании, специализирующейся на перевозках. Во втором случае также лучше проконтролировать работу перевозчика. Перемещение сухопутным транспортом плавательных средств как таковое не предполагается, поэтому в данном случае они расцениваются как негабаритные грузы с нестандартными размерами, таким образом, и требования к перевозке предъявляются соответствующие. Помимо технических вопросов, существует много нюансов организации транспортировки такого груза, в том числе юридических оформлений. Не стоит упускать из виду необходимость заблаговременного сбора соответствующей документации.

Что нужно знать при перевозке катера

Трансфер маломерных судов автотранспортом имеет свои особенности и требует соблюдения основных правил. Какое конкретно ТС понадобится для перемещения, напрямую будет зависеть от веса и размера судна. Как правило, яхты и катера относятся к негабаритным грузам. Причисляются к данной категории объекты, имеющие следующие параметры:

  • Длина – 20 м.;
  • Ширина – 2,55 м.;
  • Высота – 4 м.;
  • Масса – 38 т.

Транспортировка яхт и катеров, которые расцениваются как негабаритные грузы, требует соблюдения ПДД, предполагающихся на этот счёт:

  • Получение разрешений в Госавтоинспекции;
  • Использование соответствующего параметрам судна спецтранспорта;
  • Разработка маршрута и согласование с государственными органами, контролирующими трассу.

Грузоперевозки данного типа груза требуют профессионального подхода перевозчика, а также внимательности со стороны владельца. Необходимо просчитать все моменты, чтобы успешно осуществить трансфер, не повредив судно.

Основные этапы перевозки негабаритного катера

Перевозка яхт и катеров автотранспортом предполагает выполнения ряда подготовительных работ разного характера. Весь процесс трансфера включает нескольких этапов.

  1. Подготовка документации, страхование судна, просчёт и согласование маршрута:
    • Получение разрешения предусматривает указание владельцем груза его веса и размеров, за предоставление неверной информации клиент несёт ответственность. Эти данные проверяются перевозчиком, при их несоответствии действительности следует наложение штрафа на хозяина судна;
    • Учитывая специфические особенности груза, желательно оформить страховку;
    • При перевозке в другую страну необходима дополнительная документация, в том числе таможенная. Разрешение необходимо от представителей власти каждой страны, по территории которой выполняется трансфер;
    • При заключении договора с перевозчиком можно также оформить доверенность на лицо, осуществляющее транспортировку, что особенно актуально в случае международного трансфера;
    • Маршрут тщательно планируется и согласовывается с органами государственной власти. После соблюдения всех формальностей судно нужно подготовить к передаче.

  1. Подготовка плавательного средства к перевозке:
    • С катера снимают все выступающие детали, стеклянные элементы, антенны и пр.;
    • Убирается также вся незакреплённая мебель, техника;
    • Отключаются электроприборы, аккумуляторы;
    • Сливаются вода и топливо, снимаются сливные пробки;
    • Задраиваются двери, люки, окна;
    • Снимаются также мачты и паруса, если речь о парусной яхте.
  2. Погрузка на автомобиль:
    • Катера или яхты грузят на платформу при помощи специального оборудования, а также мягких строп и траверсов, поскольку корпус судна на суше может легко повредиться;
    • Далее следует процедура закрепления объекта ремнями и специальными фиксирующими механизмами, чему следует уделить большое внимание, поскольку устойчивостью плавательного средства не отличаются. Надёжность фиксации тщательно проверяется, чтобы судно никоим образом не повредилось во время движения, и уж тем более не отправилось в свободное «плавание» на ближайшем повороте;
    • Размещение небольшого катера на прицепе также предполагает надёжное крепление с условием правильного распределения нагрузки. Оптимальным вариантом в случае с небольшой лодкой будет применение специальных лодочных прицепов, адаптированных под данную задачу, имеющих также соответствующие крепления и оборудование. Перевозя даже небольшую шлюпку самостоятельно, следует соблюдать весовое соответствие. То есть масса лодки не должна превышать допустимую массу прицепа;
    • Для сохранности внешнего вида судно упаковывается в специальный чехол, подходящий по размерам, накрывается брезентом, термоусадочной плёнкой;
    • При перевозке негабаритного груза на тягач устанавливается специальный знак, кроме того, трал оборудуется маячком, оповещающим других участников дорожного движения о перевозке груза нестандартных размеров.

  1. Транспортировка:
    • Передвижение с участием машин прикрытия требуется, если ширина автопоезда свыше 3,5 метров, длина – 24 метра. Дополнительное сопровождение патрульной машиной ГИБДД осуществляются, если ширина судна превышает 4 метра, а длина – 30 метров;
    • Водитель обязан снижать скорость до минимально допустимой, в соответствии с правилами дорожного движения, на поворотах и при пересечении перекрёстков;
    • Через каждые 4 часа предполагается остановка ТС с целью проверки надёжности креплений, поскольку данный вид груза не отличается устойчивостью.
  2. Разгрузка:
    • По прибытию в пункт назначения судно тщательно осматривается на предмет повреждений;
    • Разгрузка также выполняется специальными средствами, после чего объект спускают на воду и тестируют.

Альтернативные способы перевозки катеров

Транспортировка маломерных судов по России и за её пределами может быть осуществлена и другими методами. Выбор зависит от габаритов судна и предъявляемых требований к срокам. Быстрее всего выполнить трансфер авиатранспортом, но это не самый выгодный способ и применяется в редких случаях для перемещения небольших судов. По морю на сухогрузах перевозятся различные лодки. Небольшие катера могут быть помещены в контейнеры, на трейлеры вместе с автомобилями, средние – в трюмах, на палубе. При необходимости перевозки тяжеловесных лодок используют специальные суда, оснащённые спецтехникой повышенной грузоподъёмности.

В РФ также практикуется перевозка подобного груза с помощью ж/д сообщения. Способ более безопасен, чем автоперевозки, но при этом менее удобен, поскольку подогнать поезд непосредственно к причалу не представляется возможным.

В некоторых случаях могут применяться мультимодальные перевозки, представляющие собой использование разных видов транспорта. Иногда только такой тип трансфера может обеспечить эффективную доставку «от двери до двери».

Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Весной 2018 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, так как действующий регламент толкуется неоднозначно.

Правила водного движения маломерных судов 2019

Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2019 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2018 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2019 года.

Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.

Правила регистрации маломерных судов

По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2018 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  • Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л. с.).
  • Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме: масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак.

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л. с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л. с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л. с.!

К слову, заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ / постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

Обязанности судоводителя

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:

  • знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
  • перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
  • при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  • обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
  • выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Бортовой номер маломерного судна

Важные изменения претерпели в 2018 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.

В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.

Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2019 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:

  • сквозные пробоины корпуса;
  • разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;
  • повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля;
  • отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива;
  • повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора;
  • отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней;
  • несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т. е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

Штрафы ГИМС для маломерных судов в 2019 год

Правонарушения, совершаемые владельцами маломерных судов, влекут за собой наложение санкций, предусмотренных Административным кодексом Российской Федерации. Законодательных положений предусмотрено много, но мы выделим лишь основные из них.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • опасное маневрирование;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение правил плавания;
  • игнорирование навигационных знаков;
  • остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

Также в размере от 500 до 1000 рублей налагается штраф на судоводителей, перевозивших на борту число пассажиров, превышающее установленную норму. Еще здесь стоит отметить такие правонарушения, как игнорирование границ акваторий разрешенного судовождения и закрытых для плавания районов. И, наконец, до 1 тысячи рублей придется заплатить в случае, если при проверке инспекторы выяснят, что используемое плавсредство имеет запрещенные правилами судоходства неисправности.

Более строго карается передача управления судном лицу, не имеющему судоводительских прав. Такой проступок облагается штрафом до 2000 тысяч рублей. К слову, во столько же оценивается управление водным транспортом с просроченным удостоверением судоводителя.

Экологические правонарушения

Законодательством запрещена эксплуатация маломерных суден, в выбросах которых содержится повышенное количество вредных веществ, равно как и использование плавсредств, производящих слишком сильный шум (нормы показателей приведены в профильном Госстандарте РФ). За нарушение подобного рода инспектор ГИМС вправе выписать протокол на уплату штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей.

При этом, если установлен факт того, что судовладелец знал о нарушениях своим судном экологических норм и продолжал его эксплуатацию, к выписанному штрафу добавляются дополнительные санкции. Их размер варьируется от 100 до 300 рублей.

Отстранение от управления маломерным судном

Ранее такую жесткую санкцию инспекторы применяли только в отношении лиц, управляющих судном в состоянии опьянения. Но штрафы ГИМС для маломерных судов 2019 года ужесточились, и теперь отстранение также может применяться при:

  • выявлении факта управления незарегистрированным судном;
  • отсутствии у рулевого сертификата судоводителя или судового билета;
  • передаче управления судна лицу, не имеющему прав ГИМС.

При этом судно отправляется на госстоянку, а на владельца составляется протокол. В течение 2 месяцев проводится судебное разбирательство, и в зависимости от тяжести правонарушения суд может установить штрафные санкции вплоть до лишения судоводительских прав на срок до 2 лет.

Соблюдайте правила на воде!