Периодичность мониторинга

В качестве объектов правового мониторинга могут выступать: нормативный правовой акт или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений; а также отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов.

Методология правового мониторинга представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффкетивную организацию деятельность субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогноза, по оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов и правоприменительной практики.

Важнейшими методами правового мониторинга являются наблюдение, анализ, синтез и оценка полученных сведений.

Этапы проведения правового мониторинга:

определение и конкретизация цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его проведения.

Определение объекта мониторинга с учетом конкретизации его цели.

На этой стадии необходимо собрать весь нормативный массив, касающийся выбранного объекта правового мониторинга, включая подзаконные и ведомственные акты, а также региональные нормативные правовые акты. Здесь важное значение имеет информация о правоприменительной практике (включая статистическую) в сфере, которая определена в качестве объекта мониторинга, а также социологическая информация, основывающаяся на результатах социологических исследований и иллюстрирующая общественное мнение и уровень правового сознания;

определение круга субъектов мониторинга, их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга должностных лиц, ответственных за его проведение;

разработка программы и плана проведения мониторинга;

непосредственные мониторинговые наблюдения, их анализ и оценка;

итог мониторинга включает в себя подготовку документа (правового заключения) по результатам его проведения.

Два основных критерия правового мониторинга – обеспечение удовлетворения с помощью права общественных потребностей, социальных интересов, прав и законных интересов граждан и обеспечение собственно юридического качества действия правовых принципов и норм. Критерии измеряются с помощью показателей, разные значения которых дают картину реальной правовой жизни.

В роли субъектов правового мониторинга могут выступать конституционные субъекты:

— Президент РФ;

— Правительство РФ и органы исполнительной власти РФ;

— Федеральное Собрание Российской Федерации;

— Счетная палата РФ;

— Органы судебной власти РФ;

— Органы Прокуратуры РФ;

— Органы государственной власти субъектов РФ;

— Органы местного самоуправления;

— Управомоченный по правам человека в РФ и институционные субъекты:

— институты гражданского общества;

— экспертные советы при высших органах государственной власти;

— научные организации и объединения;

— корпоративные объединения;

— правозащитные и экологические организации;

— политические партии.

Основной целью мониторинга залогового имущества (контроля залогов) является проверка по документам и фактически наличия, количества, состояния, качества и условий хранения и/или эксплуатации заложенного имущества.

О целях и задачах мониторинга имущества

Основополагающая задача контроля имущества — определение соответствия требованиям по количеству и качеству, предъявляемым Банком, выявление существующих и потенциальных рисков, усиление дисциплины Залогодателей в использовании залогового/лизингового имущества, а также сбор информации о выявленных нарушениях со стороны Залогодателя условий Договора залога с целью формирования обоснованного комплекса мероприятий по защите интересов Банка в области залогового обеспечения кредита.

Мониторинг может проводиться в режиме постоянного присутствия Контролера на объекте (установление стационарного поста) или с заданной Банком периодичностью.

Наименование имущества

Периодичность мониторинга

Недвижимость

Не реже 1 раза / 3 месяца

Транспорт

Не реже 1 раза / 1 месяц

Спецтехника

Не реже 1 раза / 3 месяца

Оборудование (неустановленное)

Не реже 1 раза / 1 месяц

Оборудование (установленное)

Не реже 1 раза / 3 месяца

ТМЦ

Не реже 1 раза / 1 месяц

Независимо от периодичности осуществления контроля, процедура проведения мониторинга состоит из следующих этапов:

  • согласование проверки с Залогодателем и запрос документации (при необходимости);
  • визуальная проверка, в т.ч. фотосъемка;
  • документальная проверка;
  • составление заключения для Банка.

Процедура проведения мониторинга

В процессе инспекции подлежат проверке:

  • количество и качество имущества. В случае большой номенклатуры производятся выборочные проверки, процент выборки согласовывается с Банком;
  • условия приема, хранения, отпуска складируемых товарно-материальных ценностей. Условия эксплуатации для транспорта, оборудования, техники;
  • правоустанавливающие документы, включая документы складского и бухгалтерского учета;
  • сверка идентификационных параметров имущества с фактическими;
  • работоспособность и техническое состояние имущества, комплектность. Возможны и иные дополнительные параметры проверки;
  • производится фотосъемка.

Контроль текущей хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования может производиться в пассивной или активной форме. К пассивной форме контроля относится мониторинг.

В зависимости от изучаемых в ходе мониторинга вопросов он может проводиться:

– скрытым способом.

  • по итогу мониторинга субъекту вручаются или в его адрес направляются рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков);
  • в случае если не выявлены несоответствия требованиям законодательства, субъект мониторинга не извещается (не уведомляется) о его проведении;

– открытым способом.
– дистанционно, на основе анализа информации, имеющейся в распоряжении контролирующего органа.
Законодательство не ограничивает срок проведения мониторинга.

Порядок проведения мониторинга:

1. проводится контролирующими органами без использования полномочий, предоставленных им и их должностным лицам для проведения проверок.
Следовательно, не требуется оформлять предписание, вносить сведения в книгу учета проверок, заблаговременно ставить в известность субъект мониторинга о проведении мониторинга, а при отсутствии нарушений – знакомить субъект мониторинга с результатами осуществленного мониторинга и совершать иные действия, обязательные при проведении проверки.

2. Контролирующие органы вправе:
– входить на территорию и (или) объекты субъекта мониторинга, являющиеся общедоступными (магазины, рынки, выставки и т.д.),

– а на иные территории (объекты) – только с согласия субъекта мониторинга, для получения которого должностные лица контролирующих органов обязаны по требованию субъекта мониторинга предъявить решение о проведении мониторинга, а также служебное удостоверение;

– использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора). При проведении мониторинга должностные лица не вправе использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, поскольку такие средства и устройства могут применяться только при проведении проверок;

– выносить требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, если выявлены нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, с указанием срока приостановления (запрета) такой деятельности и срока информирования контролирующего органа об устранении нарушений. Данное требование (предписание) выносится в день выявления нарушений, вручается немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемому субъекту (его представителю) и вступает в силу с момента его получения им;

– вручать субъекту под подпись в ходе мониторинга или направлять заказным письмом с уведомлением в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), не создающих угрозы национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

3. Решения, принимаемые по результатам мониторинга:

По результатам мониторинга оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствий требованиям законодательства в деятельности субъекта;
– направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если таковые были обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
– применить в установленном законодательством порядке меры административной ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

При неустранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть назначена в соответствии внеплановая проверка.
В случае если нарушения, повлекшие приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, не будут устранены в установленный срок, срок действия приостановления (запрета) может быть продлен судом. При этом до принятия судом решения по заявлению контролирующего органа действие приостановления (запрета) сохраняется.

К активной форме контроля текущей хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования относится проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования.

Проверки осуществляются в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, размещаемыми на официальном сайте Комитета государственного контроля http://kgk.gov.by/ru/ не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

Чек-лист:
При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Информация по контрольному списку вопросов (чек-листу) должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа).

Сроки проведения проверок:
– плановых:

  • индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней
  • юридических лиц – 30 рабочих дней

– внеплановой тематической оперативной проверки – 3 рабочих дня
– контрольной проверки – 5 рабочих дней
– дополнительной проверки – 10 рабочих дней

О назначении плановой проверки проверяемый субъект письменно уведомляется не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.
Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке.

Перенос сроков проведения плановой проверки:
Возможен по заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается контролирующим (надзорным) органом не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз.

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан:
1. предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки.
2. внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), за исключением проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ – такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица.

Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится проверяющими:
– если невозможно снять с них копии (представить выписки из них),
– в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них),
– при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении,
– для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее 2 понятых.

По результатам проверки оформляются следующие документы:

– акт проверки, если выявлены нарушения актов законодательства. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту

– справкой проверки, если не выявлено нарушений актов законодательства.
Акт (справка) проверки оформляется в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения в контролирующий (надзорный) орган.

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения, а в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего (надзорного) органа выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом. О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку. Проведение контрольной проверки устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений назначается руководителем контролирующего (надзорного) органа не позднее 2 рабочих дней со дня получения такого сообщения.

Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись.

Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, вправе обратиться в экономический суд области (города Минска) с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами, в лицензирующий орган – внести представление о прекращении действия специального разрешения (лицензии).

Порядок обжалования актов по результатам проверки, действия (бездействие) проверяющих:
– в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения);
– в экономический суд в течение 1 года со дня их вынесения.
Подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.
Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении.