Письмо на вывоз мусора

Штраф за незаключение договора на вывоз мусора предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях (ст.8.2). Заключить его – это обязанность граждан. В некоторых случаях это сделать непросто. Причина – мусорная реформа только началась с января 2019 года. Многие механизмы не отработаны или на их исполнение нет ресурсов.

Содержание

Нужен ли договор на вывоз мусора?

Итак, после начала мусорной реформы граждане неожиданно обнаружили возросшие счета за коммунальные услуги. К ним причислили по закону обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Сам факт, что появилась строка с оплатой за вывоз мусора означает, что договор заключен. Его особенности:

  1. Совсем необязательно, чтобы владелец квартиры об этом знал;
  2. Соглашение во многих случаях заключается автоматически;
  3. Существует в электронном виде, бумажный вариант можно потребовать, направив региональному оператору письменное сообщение.

Для справки! Правительством утверждена типовая форма договора. Предусмотрено, что он считается заключенным даже, если собственник не предпринял никак действий (письмо Минстроя от 16.10.18 № 41963-АЧ/04).

В остальных случаях, у кого в платежках не появилась соответствующая строка, придется проявить инициативу и заключить соглашение с региональным оператором. Это не право собственника, а его обязанность. Если нет договора на вывоз мусора – платите штраф.

Сложнее приходится жителям частного сектора. С ними региональные операторы неохотнее заключают подобные соглашения, есть случаи отказа, что незаконно. Но этот документ необходим, чтобы избежать административной ответственности.

Какой штраф за незаключение договора на вывоз мусора?

Для физ. лиц — до 5000 рублей, для юр. лиц — до 250 000 рублей.

Как указано выше, ответственность за незаключение договора на вывоз мусора предусмотрена ст.8.2 КоАП. Для этого региональный оператор должен обратиться в суд с иском. При небольших суммах (до 100 т.р.) приказ о назначении штрафа выносит мировой судья. В остальных случаях нужно обращаться в районный суд по месту жительства ответчика.

Размеры штрафов:

  1. Для физических лиц – до 2 т.р., в некоторых регионах увеличены до 5 т.р.;
  2. Должностные лица предприятий – до 40 т.р.
  3. Для индивидуальных предпринимателей – до 50 т.р.;
  4. Для организаций –до 250 т.р.

Кроме того, субъекты хозяйственной деятельности могут в принудительном порядке обязать приостановить работу на срок до 3 месяцев. А это существенные потери, после которых предприятие может начать процедуру ликвидации или банкротства.

Для справки! Безотходных хозяйств не бывает. По закону установлены нормы образования отходов для физических и юридических лиц. На их основании рассчитывается стоимость услуг региональных операторов.

У физических лиц существует возможность понести существенные финансовые потери, кроме административного штрафа. Региональный оператор может постфактум выставить счет за фактически убранный ранее мусор. Сумма может существенно отличаться от обычных платежек в сторону увеличения.

При возникновении задолженности через 30 дней начисляется пеня, а через два месяца инициируется производство против должника. В результате последний лишается права выезда за границу и вождения транспортных средств.

Как избежать административного наказания?

Чтобы избежать штрафа, нужно заключить договор с оператором.

Не нужно ждать повестки в суд или пока постучат в дверь приставы. Со временем деятельность операторов войдет в размеренное и правильное русло. Привлекать неплательщиков станет проще, а наказание станет строже. Различные законопроекты в этом духе обсуждаются с весны 2019 года.

Оснований для освобождений от уплаты за услугу по обращению с ТКО законом не предусмотрено. Не остается ничего иного, как заключить договор на вывоз мусора. Исключение – в платежках уже есть соответствующая строка.

Для этого нужно:

  1. Зайти на официальный сайт регионального оператора или специализированный компании, которая выполняет функции оператора ТКО, список региональных операторов можно посмотреть ;
  2. Перейти в раздел заключения договора;
  3. В предоставленной форме заполнить некоторые поля, указав данные владельца, включая адрес. Основные пункты уже заполнены;
  4. Проверить и нажать кнопку «отправить».

О том, что договор заключен, будет свидетельствовать появление в квитанции счета за вывоз мусора. Если квитанция пришла без изменений, следует подать письменное заявление региональному оператору с требованием заключить договор на вывоз мусора. Подается через канцелярию организации или заказным письмом.

Чаще всего отказывают жителям частного сектора, владельцам дачных участков и домов в сельской местности. Это незаконно, нужно зафиксировать факт отказа. Например, достаточно отрицательного письменного ответа на заявление о заключении договора.

Пишется жалоба в Роспотребнадзор и местные органы власти. При отказе регионального оператора заключать договор, он привлекается к административной ответственности. При этом на должностных лиц накладывается штраф до 40 т.р., а на организацию – до 300 т.р. Его обяжут заключить договор и выполнять его условия по своевременному вывозу мусора.

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

В редакцию «Фонаря» пришло письмо из «Центра экологической безопасности» — регионального мусорного оператора. В письме говорилось, что у нас возникла задолженность за вывоз мусора и мы должны обратиться к оператору для её погашения. В противном случае ЦЭБ будет взыскивать её через суд.

Мы решили разобраться с этим письмом, потому что мы арендуем офис и платим за вывоз мусора арендодателю. На «горячей линии», которую ЦЭБ указал в письме, нам не помогли, заявив, что письма рассылаются всем предпринимателям без разбора, поэтому мы, пользуясь служебным положением, задали все интересующие нас вопросы пресс-службе компании.

Как ЦЭБ определяет объёмы ТКО, которые производит мой офис?

Регоператор ответил, что по нормативам накопления ТКО на одного сотрудника приходится полтора кубометра мусора в год, а данные о штатной численности сотрудников они берут из открытых источников (например, среднесписочная численность сотрудников, которая размещается в СБИС, — прим. Ф). На основе этих данных и высчитывается объём ТКО для конкретного предприятия.

А с чего вы взяли, что у меня задолженность, если я не заключал договор?

Как указано в письме, если потребитель не отправляет регоператору заявку и документы для заключения договора в 15-дневный срок, то он считается заключённым по умолчанию и вступает в силу на 16-й рабочий день после того, как регоператор разместил предложение о его заключении у себя на сайте. С этого момента вы начинаете платить за вывоз мусора.

Данные о дате регистрации предприятия ЦЭБ берёт из ИФНС, потому что в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» хозсубъекты обязаны заключать договор с момента начала хозяйственной деятельности, то есть с даты регистрации в ИФНС. На основании этой информации в компании и делают выводы о задолженностях.

Так, а если я арендую офис в офисном центре, то я что-то должен?

Тут есть два варианта. В ЦЭБе говорят, что арендатор должен заключить договор на вывоз ТКО с регоператором только в том случае, если «в заключённом между арендодателем и ЦЭБом договоре, объём ТКО рассчитан по нормативу арендодателя, исходя из целевого использования его помещений». Это значит, что в договоре, который вы заключали с собственником помещений, должно быть указано, сколько мусора вы производите.

А если объём рассчитан по фактическому объёму ТКО (по количеству и объёму контейнеров, установленных около здания, — прим. Ф) и арендодатель оплачивает весь объём ТКО, собранный со всех арендаторов здания, то вам не надо заключать никакой договор, потому что, скорее всего, вы и так платите собственнику за вывоз мусора.

Чтобы разобраться, просто сходите и спросите у арендодателя, как в вашем центре оплачивается вывоз мусора. В нашем случае арендодатель сказал, что вывоз оплачивается по факту, и нам не стоит беспокоиться из-за судебного иска.

Договор оказания услуг

по приему на размещение

отходов 3 класса опасности

г. Красноярск «____»__________2013 г.

1.Предмет договора

1.1. Исполнитель обязуется оказать услугу по приему на размещение отходов 3 класса опасности (далее Отходы), а Заказчик имеет право сдавать отходы согласно «Перечню принимаемых отходов», являющегося приложением № 2 к данному договору.

2. Стоимость и порядок расчетов

2.1. Стоимость приема на размещение отходов согласно Калькуляции (Приложение № 1 к настоящему договору).

2.2. При необходимости в сдаче отходов Заказчик направляет Исполнителю письменную заявку по факсу 8 (391) 252-78-48 с указанием подробного описания типа и количества отходов и копию Паспорта отхода или Свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды.

2.3. После получения заявки Исполнитель обязуется направить заказчику письменное подтверждение о готовности к приемке отходов и в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента такого подтверждения выставить счет на оплату Заказчику.

2.4. За выполненные работы (оказанные услуги) Заказчик производит 100 % предоплату путём перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения счета.

3. Порядок приема отходов на площадку полигона

3.1. Прием отходов производится на площадке полигона, по адресу: Красноярский край, Берёзовский район, 3,5 км юго-западнее д. Кузнецово.

3.2. Отходы принимаются на размещение в соответствии с «Сопроводительным паспортом», заполненным Заказчиком на основании Паспорта опасного отхода.

3.3. Транспортировка отходов до места размещения осуществляется за счет Заказчика.

4. Срок действия договора

4.1.Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует один год.

4.2. В случае если ни одна из сторон не сделает письменного заявления о расторжении настоящего договора за месяц до его окончания, то он считается ежегодно продленным на тот же срок.

4.3.Стороны имеют право расторгнуть настоящий договор, с обязательным письменным уведомлением другой стороны, не позднее, чем за 30 календарных дней, с указанием обоснованных причин.

5. Обязанности сторон

5.1. Исполнитель обязан:

— в течение 10-ти календарных дней, после получения предоплаты, принять отходы у Заказчика согласно п.1.1. и раздела 3 на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

5.2. Заказчик обязан:

— оформлять «Сопроводительный паспорт» на каждую партию отходов за подписью ответственного лица Заказчика, отвечающего за сдачу отходов по качеству.

5.3. За размещение отходов плату за загрязнение окружающей природной среды производит Заказчик.

6. Заключительные положения

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, а также за экологические правонарушения Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.

6.2. В случае возникновения между сторонами спора, он подлежит урегулирования путем переговоров. В случае неурегулирования спорных вопросов путем переговоров, стороны обращаются в арбитражный суд по месту нахождения Исполнителя.

6.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору будут иметь юридическую силу, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами.

6.4. Настоящий Договор составлен в 2-ух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: один экземпляр – для Заказчика, второй экземпляр – для Исполнителя.

7. Адреса и реквизиты сторон

Приложение №2

К Договору оказания услуг по приему на размещение отходов 3 класса опасности

№ ______ от «___»__________ 2013 года

Перечень принимаемых отходов

(на основании ПОО)

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Генеральный директор

ЗАО «Зеленый город

_____________________ Е.Н. Чернявская

ЗАКАЗЧИК

Приложение №1

К Договору оказания услуг по приему на размещение отходов 3 класса опасности

№ ______ от «___»__________ 2013 года

г. Красноярск УТВЕРЖДАЮ:

ЗАО «Зеленый город» Генеральный директор

_________________ Е.Н. Чернявская

Калькуляция

расходов на размещение отходов 3 класса опасности

на полигоне «Серебристый»

№ п/п

Наименование статей затрат

Сумма,

руб. на 1 (одну) тонну

Заработная плата

3575,04

Отчисления на оплату труда

30,3

%

1083,24

Эксплуатация и содержание полигона

10299,54

Материалы

32644,07

Рекультивация

508,98

Итого по статьям затрат

48110,87

Накладные расходы

20,0

%

9622,17

Рентабельность

%

5773,3

Итого:

63506,35

НДС -18%

11431,14

ВСЕГО:

74937,49

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

ОПАСНОГО ОТХОДА

Наименование отхода_______________________________________________________________________

Код отхода ___________________________________________________________________

Класс опасности_______________________________________________________________

Количество___________________________________________________________________

Полное наименование юридического лица ____________________________________________________________________________

Адрес юридический___________________________________________________________

Передано по договору № __________от __________________________________________

в ЗАО «Зелёный город»

Дата передачи ________________________________________________________________

Ответственный «Заказчик» Ответственный «Исполнитель»

________________________ __________________________

Ф.И.О. должность Ф.И.О. должность

_________________________ ___________________________

подпись подпись

М.П. М.П.

10.10.2019

Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также договор на обращение с ТКО) заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил № 1156. Этот раздел был введен в Правила № 1156 Постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», и начал действовать со 2 октября 2018 года, значительно упростив для регионального оператора процедуру заключения договора на обращение с ТКО с потребителями.

В настоящей статье рассмотрим новый порядок заключения договора на обращение с ТКО и особенности признания его заключенным в силу прямого указания Правил № 1156.

О договоре на обращение с ТКО

Стороны договора на обращение с ТКО

Сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами выступают региональный оператор и потребитель, под которым в соответствии с п.2 Правил № 1156 и нормами жилищного законодательства понимаются собственники жилых помещений в многоквартирных домах и в жилых домах, а также:

а) лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством РФ, такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ);

б) организация (в том числе некоммерческое объединение), действующая от своего имени и в интересах собственника, — такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах;

в) лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченные ими лица в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, — такой договор заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных ч. 1 и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на обращение с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ), и на земельных участках.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.148 (1) Правил № 354, «Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления».

Следовательно, рассмотренная в настоящей статье процедура заключения договора между региональным оператором и потребителем, в т.ч в части признания заключенным договора на обращение с ТКО, реализуется и в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами.

Форма договора

Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.

Срок действия договора

Пунктом8(19) Правил № 1156 предусмотрено, что срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Положением п. 8(20) Правил № 1156 закреплена возможность продления срока действия договора на обращение с ТКО в случае если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявила о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. В указанном случае срок действия договора на обращение с ТКО продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Основания для заключения договора

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 8(4) Правил № 1156, является:

  • заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя),

либо

  • предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Процедура заключения договора на обращение с ТКО по заявке потребителя

Действия регионального оператора по размещению информации

Согласно п. 8(17) Правил № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с органом исполнительной власти субъекта РФ извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Срок направления заявки потребителя

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором.

Указанная заявка может быть направлена потребителем региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения им предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Последствия не направления потребителем заявки региональному оператору

Пунктом 8(17) Правил №1156 предусмотрено, что последствием не направления потребителем заявки в адрес регионального оператора в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на обращение с ТКО является признание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из приведенной нормы следует, что Правила №1156 закрепляют механизм, так называемого, автоматического заключения договора на обращение с ТКО между потребителем и региональным оператором, независимо от волеизъявления потребителя. Такой договор считается заключенным в силу прямого указания нормативного положения п. 8(17) Правил №1156 на условиях типового договора и без его составления в письменной форме.

Содержание заявки потребителя

В соответствии с п. 8(6) Правил №1156, в заявке потребителя указываются следующие сведения:

а) реквизиты потребителя (для юридического лица — полное наименование, ОГРН в ЕРЮЛ и дата его внесения в реестр, фактический адрес, ИНН, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на обращение с ТКО; для индивидуального предпринимателя – ОГРН в ЕГРИП и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, ИНН и банковские реквизиты; для физического лица — ФИО, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя);

б) наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) Правил №1156 (объектов, в которых образуются ТКО);

в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

Документы, прикладываемые к заявке потребителя

Согласно п.8(7) Правил № 1156 к заявке потребителя прилагаются следующие документы:

  • копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком;
  • документы, подтверждающие наличие у управляющей организации или товарищества, кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам ТКО;
  • документы, подтверждающие наличие у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на обращение с ТКО
  • документы, содержащие сведения о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта РФ или ОМС поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта;
  • документы, содержащие сведения о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).

Сроки и порядок рассмотрения заявки потребителя

Пунктом 8(8) Правил № 1156 установлено, что заявка потребителя и приложенные к ней документы, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

Случаи приостановления рассмотрения заявки потребителя

Региональный оператор приостанавливает рассмотрение заявки потребителя в следующих случаях:

1) если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы.

В этом случае региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов.

Если потребитель в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления от регионального оператора о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, не представит их, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.

2) в случае поступления заявки потребителя от нескольких потребителей в отношении одних и тех же объектов (частей объектов).

В этом случае региональный оператор может приостановить рассмотрение заявок потребителей не более чем на 10 рабочих дней для получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах (частях объектов).

Порядок заключения договора по заявке потребителя

Если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) Правил № 1156, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на обращение с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на обращение с ТКО обязан направить региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором

ü либо 1 подписанный экземпляр проекта договора

ü либо мотивированный отказ от подписания проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

Если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на обращение с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на обращение с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном им первоначально потребителю в соответствии с п. 8(10) Правил № 1156.

Последствия урегулирования и не урегулирования разногласий по проекту договора

1) Если разногласияпо проекту договора на обращение с ТКО урегулированы полностью, то

— в этом случае региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений. Потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

2) Если разногласия по проекту договора на обращение с ТКО урегулированы частично, то

— в этом случае региональный оператор направляет потребителю для подписания проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений. Потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

3) Если разногласия не урегулированы или региональный оператор не направил указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений, то

— в этом случае договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном им первоначально потребителю в соответствии с п. 8(10) Правил № 1156.

Сводная информация о признании заключенным договора на обращение с ТКО в зависимости от успешности урегулирования разногласий по проекту договора, а также от действий регионального оператора и потребителя, приведена в таблице.

Признание договора заключенным на условиях типового договора

Признание договора заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном изначально потребителю

Признание договора заключенным на условиях, согласованных сторонами

Если потребитель не направил заявку региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на обращение с ТКО (п. 8(17) Правил №1156)

Если потребитель по истечении 15 рабочих дней со дня получения от регионального оператора проекта договора не представил:

— подписанный экземпляр договора

— либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект (п.8(12) Правил № 1156)

Если разногласия по проекту договора не урегулированы (п. 8(15) Правил № 1156)

Если региональный оператор не направит потребителю проект договора с учетом урегулированных разногласий (п. 8(15) Правил №1156)

Если потребитель не имеет разногласий и подписал проект договора, полученный от регионального оператора (п. 8(11) Правил № 1156)

Если разногласия урегулированы полностью (п. 8(14) Правил №1156)

Об определении лица, оказывающего коммунальную услугу по обращению с ТКО, при управлении МКД управляющей организацией

Частью 9 ст.157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 ст.157.2 ЖК РФ в соответствии с типовым договором, и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 354.

Согласно п.148(8) Правил № 354. «управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме … не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

До даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором, региональный оператор в соответствии с п. 148(11) Правил № 354 приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Учитывая, что п.8(17) Правил № 1156 предусмотрена процедура признания заключенным договора на обращение с ТКО на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в случае не направления потребителем (в т.ч. управляющей организацией) заявки на заключение договора, то, как показывает складывающаяся практика, многие управляющие организации, не отследившие вовремя информацию на официальном сайте регионального оператора, и не направившие заявку на заключение договора на обращение с ТКО, оказываются «автоматически» в силу прямого указания Правил № 1156 участниками договорных отношений с региональным оператором, и соответственно, становятся исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В том случае, когда управляющая организация, ознакомившись с информацией, размещенной региональным оператором на официальном сайте, успеет направить заявку на заключение договора на обращение с ТКО до даты заключения указанного договора исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей в многоквартирном доме, по нашему мнению, будет являться региональный оператор. При этом считаем, что к рассматриваемым нами отношениям не применяется положение п. 8(18) Правил № 1156 о том, что до дня заключения договора на обращение с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поделитесь этой информацией:

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 10 апреля 2019 г.

С недавних пор все собственники квартир и жилых домов должны отдельно от других жилищно-коммунальных услуг оплачивать вывоз мусора. Причем плата за твердые коммунальные отходы (ТКО) во многих регионах с этого года выросла. Конечно, не все собственники жилых помещений согласны платить региональному оператору по установленным тарифам. А можно ли вообще не оплачивать его услуги, если договор с ним не заключен?

Обязанность владельцев жилья заключить договор

В соответствии с законодательством все собственники ТКО, т. е. люди, у которых образуются отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 4 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ч. 5 ст. 30 ЖК РФ). Такой договор имеет характер публичной оферты. Он может быть заключен в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий (п. 148(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). То есть действий, совершение которых свидетельствует о согласии на заключение договора другой стороной. В нашем случае если потребитель выносит мусор в контейнер, который обслуживает регоператор, то он совершает конклюдентные действия. Иначе говоря, соглашается на его условия по вывозу мусора и оплаты услуг.

Исходя из этого Минприроды уже давало разъяснения о том, что собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором и даже при отсутствии письменного договора все равно должны вносить платежи за обращение с ТКО.

В целом, по мнению ряда юристов, обязанность потребителя заключить договор на вывоз мусора вытекает из закона (ст. 445 ГК РФ), а не из правил публичного договора.

Сроки заключения договора и вступление его в силу

Ранее в правилах обращения с ТКО было указано, что регоператор должен направить предложение о заключении договора всем собственникам по адресу многоквартирного дома или жилого дома. То есть фактически выслать каждому индивидуальное предложение.

По действующей же редакции правил оператор должен уведомить собственников о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, к примеру, разместив информацию об этом на своем сайте или в СМИ. На сайте же он должен разместить предложение о заключении договора, а также текст типового договора. В течение 15 рабочих дней с даты размещения предложения потребитель (допустим, владелец жилого дома) направляет оператору заявку на заключение такого договора. А если он ее не направляет, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после размещения указанных выше документов на сайте регоператора (п. 8(17) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).