Подтверждение соответствия и сертификация

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие сертификации

Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

(часть первая в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно — техническом сотрудничестве и международной торговле;

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Статья 5. Система сертификации

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Статья 6. Сертификат и знак соответствия

1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ)

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 31.07.1998 N 154-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Раздел II. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 7. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

(п. 4 введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Статья 8. Участники обязательной сертификации

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

(в ред. Федеральных законов от 31.07.1998 N 154-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры);

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

абзац исключен. — Федеральный закон от 31.07.1998 N 154-ФЗ.

Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Статья 11. Обязанности органа по сертификации

Орган по сертификации:

проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

проведение научно — исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Раздел III. ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 17. Добровольная сертификация

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Статья 18. Организация добровольной сертификации

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;

приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Статья 19. Права заявителя

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ

НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско — правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско — правовую ответственность.

(в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 154-ФЗ)

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

10 июня 1993 года

N 5151-1

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 (ред. от 10.01.2003) «О сертификации продукции и услуг»

«СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 51)

2.4. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.07.91.

2.5. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.07.91 N 375.

«МУ 2.1.4.1184-03. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методические указания по внедрению и применению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». Методические указания» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.01.2003) (ред. от 07.07.2010) (вместе с «Методикой бактериологического контроля емкостей и укупорочных изделий»)

2. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» N 5151-1 от 10.06.93.

3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 07.02.92.

4. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» N 29-ФЗ от 02.01.00.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 N 59 (ред. от 23.12.2010) «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1293-03» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1293-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования по применению пищевых добавок. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2003 N 4613)

1. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. N 5151-1.

2. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

«СН 2.2.4/2.1.8.583-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки. Санитарные нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 52) (вместе с «Порядком расчета эквивалентного уровня звукового давления при воздействии инфразвука»)

2.4. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93.

2.5. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.07.91 N 625.

«Пособие по охране труда главному инженеру ДРСУ (ДЭП)» (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-36-р)

4. Работа по сертификации платная и производится заявителем в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».

5. Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

«ПБ 03-428-02. Правила безопасности при строительстве подземных сооружений» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.11.2001 N 49)

16.1.5. Строительные материалы должны иметь сертификат в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 N 5151-1 (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966).

Постановление Госстандарта РФ от 17.03.1998 N 11 (ред. от 12.05.2009) Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р

Настоящий документ устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Системы сертификации ГОСТ Р (далее — Система ГОСТ Р), созданной Госстандартом России в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; N 31, ст. 3832) для проведения обязательной сертификации, предусмотренной Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287), Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) и другими законодательными актами, которыми на федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации и метрологии возложена организация обязательной сертификации продукции, работ, услуг.

«СанПиН 2.3.4.545-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Санитарные правила и нормы» (вместе с «Инструкцией о ежесменных перед началом работы медицинских осмотрах работников предприятий (цехов, бригад, участков), вырабатывающих кондитерские изделия с кремом», «Общими положениями по применению бактерицидных ламп на предприятиях пищевой промышленности») (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25.09.1996 N 20)

Настоящие Санитарные правила и нормы разработаны и утверждены на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Закона «О сертификации продукции и услуг» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625, и устанавливают требования к предприятиям, производящим хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия.

Постановление Госстандарта РФ от 26.09.2001 N 82 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию. Росс ru.0001.03УГ00»

В целях совершенствования работ по оценке и подтверждению соответствия услуг средств размещения, повышению качества обслуживания, помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг и на основе статей 5 и 18 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. N 5151-1 (в редакции Федерального закона N 154-ФЗ от 31 июля 1998 г.) Госстандарт России постановляет:

Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 312 (ред. от 07.02.2008) Об утверждении Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации

Федеральный закон «О техническом регулировании» коренным образом изменил подход к условиям и механизму подтверждения соответствия установленным требованиям. Он определяет подтверждение соответствия, как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Это закреплено также в Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям технических регламентов, стандартов, условиям договоров;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия применяется на дорыночной стадии продукции и может быть осуществлено как изготовителями (поставщиками), то есть первой стороной (декларирование соответствия), так и независимыми от изготовителей (поставщиков) и потребителей (заказчиков) органами – третьей стороной (сертификация).

Подтверждение соответствия в Российской Федерации, как государстве – члене Таможенного союза, может носить добровольный или обязательный характер.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Письмо № СП-101-32/6852 от 04.12.2008 (pdf , 0.01 Мб) руководителям органов по сертификации Системы сертификации ГОСТ Р о коде ТН ВЭД в сертификате соответствия.

Инфографика «Национальная система сертификации» (pdf , 1.41 Мб)

Сертификат соответствия ГОСТ Р – официальный документ, подтверждающий соответствие сертифицируемой продукции требованиям национальных (государственных) стандартов. Документ выдается в рамках системы сертификации ГОСТ Р, до недавнего времени самой распространенной в России.
В настоящее время, в связи с реформированием национальной системы стандартизации и внедрением Технических регламентов, обязательная сертификация в системе ГОСТ Р стала приобретать второстепенный характер.
В РФ сертификация продукции проводится на основании Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании«.
Обязательной сертификации подлежит только новая продукция, предназначенная для реализации населению или эксплуатации на производственных предприятиях. На продукцию, ввозимую в РФ для собственных нужд физическими (ИП) или юридическими лицами (не предназначенную для отчуждения населению или юр. лицам) обязательный сертификат соответствия не требуется. Для ввоза и таможенного оформления таких товаров, будет достаточно получить отказное письмо для таможни.
Также необходимо учесть то, что сертификация в системе ГОСТ Р — это комплекс мероприятий, направленных на оценку характеристик не самого объекта сертификации как такового, а на пригодность его применения в какой-то определенной области, определяемой Общероссийским классификатором продукции (ОКП). В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с тем, что Общероссийский классификатор продукции охватывает далеко не все виды продукции, которые изготавливаются или поступают на рынок в настоящее время. Зачастую бывает так, что по функциональному назначению продукция не соответствует установленным для нее стандартам или классифицируется и сертифицируется для применения в одной области, а используется в другой.
Оценка соответствия продукции в рамках Таможенного союза позволила сделать шаг вперед в сторону решения этих вопросов, так как классификация товара в целях его сертификации по Единым правилам основывается исключительно на товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а не на Общероссийском классификаторе продукции.
Сертификат соответствия может быть оформлен на единичное изделие, на партию или на серийно выпускаемую продукцию.
Заявителями при сертификации могут выступать производитель или поставщик продукции.
Сертификат соответствия оформляется на однородную продукцию, для которой установлены одинаковые требования или на конечное изделие.
В каких случаях требуется обязательный сертификат соответствия ГОСТ Р?
Как правило, обязательный сертификат соответствия необходим в следующих случаях:
1) при таможенном оформлении. Если импортируемый товар подлежит обязательной сертификации, без наличия соответствующего сертификата о соответствии, таможенная очистка данного товара невозможна.
2) при реализации товара населению. Согласно закону «О защите прав потребителей» реализовываться населению может только качественный товар, прошедший оценку соответствия, если для данного товара она предусмотрена. Документом, подтверждающим соответствие продукции государственному стандарту (эталону) в данном случае является — сертификат соответствия.
3) при необходимости получения прочих разрешительных документов на отдельные виды товаров: заключение на ввоз/вывоз ОРВ, разрешение на применение Ростехнадзора и т.п.
На какую продукцию требуется обязательный сертификат соответствия ГОСТ Р?
Перечень товаров, оценка соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации утвержден постановлением Прав. от 01.12.2009 г. № 982, вступившим в силу 15.02.2010 г.
Товары подлежащие обязательной сертификации с указанием кода ТН ВЭД (369 KB)
Товары подлежащие обязательной сертификации с указанием кода ОКП (373 KB)
Срок действия сертификата соответствия и схемы сертификации
Срок действия сертификата соотвествия зависит от используемой схемы сертификации, которая в свою очередь определяется условиями производства и поставки товара. Схему сертификации определяет эксперт по согласованию с заявителем.
Из 10 схем сертификации в системе ГОСТ Р, наиболее распространенными являются схемы: 3, 3а, 7 и 9. Схемы сертификации 1 — 6 и 9а — 10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции в течение срока действия сертификата. Схемы 7, 8, 9 — при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.
Схема № 3.
Данная схема применяется для серийно выпускаемой продукции, отечественного или зарубежного производства, стабильность производства которой не вызывает сомнения. Данная схема предусматривает лабораторные испытания типовых образцов продукции. Срок действия сертификата не может превышать 3-х лет.
Схема № 3а.
Применяется для серийно выпускаемой продукции, отечественного или зарубежного производства, стабильность производства которой нуждается в подтверждении путем анализа состояния производства. Данная схема предусматривает лабораторные испытания типовых образцов продукции и выезд экспертов органа по сортификции на производство. Срок действия сертификата не может превышать 3-х лет.
Схема № 7.
Данная схема применяется тогда, когда ввозимая партия товара носит разовый характер. Сертификат выдается на конкретную партию товара, срок действия сертификата не ограничен (до реализации всей завезенной партии). Предусмотрены лабораторные испытания образцов продукции.
Схема № 9.
Применяется при ввозе небольшой партии товара или единичного изделия (от 1 до 50 шт.). Сертификат соответствия выдается на основании заявки-декларации, без лабораторных испытаний образцов продукции. Срок действия сертификата не ограничен.
Рекомендации по применению схем сертификации в системе ГОСТ Р (93,5 KB)
Перечень документов необходимых для оформления сертификата соответствия:
1) код ТН ВЭД ТС / ОКП продукции;
2) технические условия (ТУ) для отечественной продукции;
3) эксплуатационная документация;
4) сертификаты соответствия на СМК (при наличии);
5) образцы продукции (при необходимости);
6) копия свид. ОГРН, анкета организации или ИП (при контрактной поставке);
7) копия товаросопроводительной документации.

Согласно ст. 23 Закона о техническом регулировании обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.

Законом о техническом регулировании установлено, что обязательным в Российской Федерации является подтверждение соответствия только требованиям технических регламентов, т.е. требованиям в отношении безопасности. Требования по другим свойствам продукции, услуг и работ подлежат добровольному подтверждению соответствия, причем исключительно по инициативе заявителя (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 21). Данный Закон регулирует отношения только внутри государства, поэтому требование об обязательном подтверждении распространяется на продукцию, применяемую только в Российской Федерации.

Выпускаемой в обращение продукцией является готовая продукция, реализуемая ее изготовителем, находящимся на территории РФ, или ввозимая на территорию РФ продукция, выпускаемая в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в соответствии с правилами Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, изготовленная продукция, предназначенная для использования на самом предприятии, например, составные части, узлы для комплектации конечной продукции, не подлежит обязательному подтверждению соответствия, даже если на нее утверждены технические регламенты.

Но когда такая продукция поставляется покупателю в качестве готового изделия, в частности, в качестве запасных частей и деталей, она подлежит обязательному подтверждению соответствия, если это предусмотрено техническим регламентом.

Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия требованиям технического регламента определены в п. 3 ст. 20 Закона о техническом регулировании. Это принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательная сертификация. Схемы декларирования соответствия представлены в ст. 24 указанного Закона. В широком смысле под схемой сертификации принимается сочетание различных контрольных и инспекционных действий; она принимается в каждом конкретном случае с учетом специфики продукции, организации ее производства, экономических и иных факторов. Выбор формы и схемы обязательного подтверждения соответствия осуществляется при разработке соответствующего технического регламента.

Независимо от того, какая схема обязательного подтверждения соответствия предусмотрена техническим регламентом, декларация соответствия или сертификат имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ.

Оценка соответствия (в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам), сведения о которых составляют государственную тайну) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В отличие от общих правил, объектами, к которым предъявляются обязательные требования и применяется обязательное подтверждение соответствия, в данном случае являются не только продукция, но и работы и услуги.

Данный порядок подтверждения соответствия не относится к случаю, когда на эту продукцию, работы, услуги действует технический регламент. Это объясняется тем, что в соответствие со ст. 7 Закона о техническом регулировании в техническом регламенте должны устанавливаться правила, формы и схемы обязательного подтверждения соответствия.

Все работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем. Правительство РФ и устанавливает методики определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, способствует упорядоченности этой деятельности, обеспечивает возможность планирования затрат заявителем, прогнозирования и планирования объемов работ органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров. Выбор формы обязательного подтверждения соответствия можно производить по алгоритму рис. 6.4.

Декларирование соответствия осуществляется но одной из двух следующих схем:

  • — принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • — принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона).

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Представленное определение содержит лишь один классификационный признак — принадлежность к форме подтверждения соответствия и не имеет признаков, отличающих ее от другой формы — сертификации. Исходя из содержания ст. 24 указанного Закона, декларирование соответствия представляет собой форму обязательного подтверждения соответствия, посредством которой заявитель документально удостоверяет, что его продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое определение согласуется с определением в Международном стандарте МС ИСО/МЭК 17000, согласно которому декларирование соответствия — подтверждение соответствия первой стороной.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (см. приложение 5).

Как уже отмечалось, формы и схемы обязательного подтверждения соответствия для каждого вида продукции устанавливаются в технических регламентах на нее. Закон не предусматривает установление каких-либо общих перечней продукции и схем обязательного подтверждения соответствия.

Рис. 6.4. Блок-схема выбора форм и схем обязательного подтверждения соответствия в технических регламентах

При этом схема декларирования с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте, если собственные доказательства заявителя являются недостаточными для достоверного подтверждения соответствия или при особой важности данной продукции.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Круг заявителей определяется соответствующим техническим регламентом. При этом ими могут быть изготовители или продавцы соответствующей продукции.

Участие в качестве заявителя исполнителя работ или услуг Законом не предусмотрено, поскольку обязательному подтверждению соответствия может подвергаться только продукция. Из этого следует, что при декларировании такой продукции как здания и сооружения строительная организация должна рассматриваться как изготовитель, а не исполнитель работ. Это замечание относится и к случаям декларирования вещественных результатов других работ.

Кроме определения круга заявителей по их функциям, Закон о техническом регулировании устанавливает определенные требования к их организационно-правовой форме и статусу.

Декларацию о соответствии на ввозимую (ввезенную) на территорию РФ продукцию могут принимать зарегистрированные в Российской Федерации лица, которые выполняют на основании договора поручение иностранного изготовителя. Поручение иностранного продавца не может быть предметом такого договора.