Положение о государственной экспертизе условий труда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 мая 2002 г. № 694

Об утверждении Положения об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь

(в редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2005г. №811; от 28 февраля 2007г. №252; от 23 ноября 2008г. №1783; от 28 апреля 2010г. №640; от 29 января 2013 г. № 66; от 13 января 2014г. №21; от 16 мая 2014 г. №471; от 17 ноября 2016 г. № 933; от 14 апреля 2018 г. № 294)

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь.

2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. № 189 «О Государственной экспертизе условий труда Республики Беларусь» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996г., №8, ст.211).

Премьер-министр Республики Беларусь Г.Новицкий

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.05.2002 № 694

ПОЛОЖЕНИЕ
об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь

1. В настоящем Положении определяются основные задачи и функции органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь (далее – органы госэкспертизы условий труда), полномочия должностных лиц этих органов.

К органам госэкспертизы условий труда относятся: управление охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты (далее – управление охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты), управления (отделы) государственной экспертизы условий труда (управления (отделы) государственной экспертизы условий и охраны труда) комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее – управления (отделы) госэкспертизы условий труда комитетов).

2. Органы госэкспертизы условий труда образуются для осуществления контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (далее – списки), и перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (далее – перечень), качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, а также надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

3. Органы госэкспертизы условий труда осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.

4. Решения органов госэкспертизы условий труда, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми работодателями.

5. Органы госэкспертизы условий труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, в том числе органами надзора за объектами повышенной опасности, надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, санитарного надзора, а также с профессиональными союзами и другими организациями.

6. Основными задачами органов госэкспертизы условий труда являются:

  • разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в области условий труда, совершенствования законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
  • контроль за правильностью применения списков и перечня;
  • контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

7. Органы госэкспертизы условий труда в соответствии с возложенными на них задачами:

7.1. осуществляют экспертизу:

  • правильности применения списков и перечня;
  • качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда и обоснованности предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • условий труда на рабочих местах;

7.2. анализируют результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;

7.3. оказывают консультативную и методическую помощь работодателям по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке условий труда, предоставлению работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

7.4. участвуют в обучении и подготовке специалистов организаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

7.5. рассматривают запросы организаций и обращения граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, осуществляют прием граждан;

7.6. формируют и актуализируют банк данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

7.7. осуществляют контроль за соблюдением сроков предоставления нанимателями документов по аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде.

8. Органам госэкспертизы условий труда предоставляется право:

8.1. осуществлять проверки работодателей по соблюдению законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, мониторинг соответствия предоставления организациями компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда требованиям законодательства о труде и пенсионном обеспечении;

8.2. вносить на рассмотрение Министерства труда и социальной защиты предложения по вопросам, отнесенным к компетенции органов госэкспертизы условий труда, в том числе проекты нормативных правовых актов;

8.3. рассматривать в установленном законодательством порядке обращения республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, депутатов и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции органов госэкспертизы условий труда;

8.4. исключен;

8.5. привлекать по мере необходимости ученых и высококвалифицированных специалистов к проведению различных видов экспертиз;

8.6. запрашивать и получать необходимую информацию у работодателей по вопросам своей компетенции;

8.61. вызывать представителей проверяемого работодателя, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого работодателя;

8.7. осуществлять иные полномочия в соответствии с задачами и функциями органов госэкспертизы условий труда.

9. Управление охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты в соответствии с возложенными задачами:

9.1. подготавливает с участием управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов проекты нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции;

9.2. разрабатывает с участием управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов предложения:

9.2.1. о совершенствовании списков, подготавливает разъяснения по их применению;

9.2.2. о совершенствовании нормативных правовых актов по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведения государственной экспертизы условий труда, подготавливает разъяснения по применению этих актов;

9.3. координирует работу управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов, обеспечивает единый методологический подход к решению вопросов в пределах компетенции;

9.4. анализирует работу управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов, вносит предложения руководству комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов о ее совершенствовании;

9.5. организовывает проведение научных исследований, направленных на совершенствование законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда, нормативных правовых актов в области условий труда;

9.6. осуществляет сотрудничество и обмен опытом работы с международными организациями по вопросам своей компетенции;

9.7. участвует в организации повышения квалификации государственных экспертов управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов;

9.8. организовывает проведение государственных экспертиз условий труда и качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

9.9. согласовывает соответствующие заключения, подготовленные управлениями (отделами) госэкспертизы условий труда комитетов по результатам проведенных экспертиз;

9.10. организовывает аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

9.11. ведет государственную статистику по вопросам условий и охраны труда в соответствии с законодательством;

9.12. организовывает создание и актуализацию банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

10. К должностным лицам органов госэкспертизы условий труда относятся:

  • заместитель Министра труда и социальной защиты, который осуществляет общее руководство органами госэкспертизы условий труда и является главным государственным экспертом Республики Беларусь по условиям труда;
  • начальник управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты – заместитель главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда;
  • начальник отдела государственной экспертизы условий труда управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты – государственный эксперт Республики Беларусь по условиям труда;
  • консультанты, главные (ведущие) специалисты отдела государственной экспертизы условий труда управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты – государственные эксперты Республики Беларусь по условиям труда;
  • заместители председателей комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов, которые осуществляют общее руководство управлениями (отделами) госэкспертизы условий труда комитетов и являются главными государственными экспертами областей и г. Минска по условиям труда;
  • начальники управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов – заместители главных государственных экспертов областей и города Минска по условиям труда;
  • заместители начальников управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов – государственные эксперты областей и города Минска по условиям труда;
  • главные (ведущие) специалисты управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов – государственные эксперты областей и города Минска по условиям труда.

Начальники управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности председателями комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по согласованию с Министром труда и социальной защиты.

11. Должностные лица органов госэкспертизы условий труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

11.1. для проверки соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда свободно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя, осматривать рабочие места в порядке, установленном законодательством;

11.2. запрашивать и безвозмездно получать необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документы, ведение которых работодателю предписано законодательством о пенсионном обеспечении и о труде, касающиеся проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

11.3. подготавливать по результатам проведенных государственных экспертиз условий труда заключения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите, работодателей, работающих, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

11.4. подготавливать с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников) заключения о фактической занятости работников в условиях, предусмотренных списками, для включения в специальный стаж периодов работы, в течение которых по вине работодателя не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда;

11.5. исключен;

11.6. исключен;

11.7. составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

11.8. приглашать при необходимости в органы государственной экспертизы условий труда уполномоченных должностных лиц работодателей в связи с находящимися на рассмотрении обращениями, документами;

11.9. совместно с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, подготавливать заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утверждаемый Министерством труда и социальной защиты;

11.10. проводить государственную экспертизу условий труда;

11.101. осуществлять надзор за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением должностных лиц Минтруда и соцзащиты;

11.11. отменять или изменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении;

11.12. выдавать в пределах своей компетенции работодателям обязательные для исполнения требования (предписания) об устранении нарушений законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, аттестации рабочих мест по условиям труда.

111. Заместитель Министра труда и социальной защиты является главным государственным экспертом Республики Беларусь по условиям труда и осуществляет общее руководство органами госэкспертизы условий труда в соответствии с законодательством.

Начальник управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты является заместителем главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда.

Заместители председателей комитетов, осуществляющие общее руководство управлениями (отделами) госэкспертизы условий труда комитетов и являющиеся главными государственными экспертами областей и г. Минска по условиям труда, при исполнении своих обязанностей имеют право в порядке, установленном законодательством, назначать проверки.

Должностные лица, указанные в части третьей настоящего пункта, начальники управлений (отделов) госэкспертизы условий труда комитетов – заместители главных государственных экспертов областей и г. Минска по условиям труда имеют право:

  • принимать решения по результатам проверок;
  • осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

12. Исключен.

13. Исключен.

14. Исключен.

15. Исключен.

16. Исключен.

17. Исключен.

18. Заключения и предписания должностных лиц органов госэкспертизы условий труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности и в случае, если они противоречат нормативным правовым актам, изменены, отменены либо их действие может быть приостановлено заключением главного государственного эксперта области (города Минска) по условиям труда или его заместителя либо заключением главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда или его заместителя.

Заключение главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда может быть обжаловано в суд.

19. Формы предписания, заключения, протокола об административном правонарушении и решения органов госэкспертизы условий труда утверждаются Министерством труда и социальной защиты. Органы госэкспертизы условий труда имеют бланки и штампы со своим наименованием.

Важнейшим в обеспечении конституционных гарантий граждан на свободный и безопасный труд является обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

Контроль за условиями труда призвана обеспечить государственная экспертиза условий труда.

Задачи и функции государственной экспертизы условий труда прописаны на законодательном уровне в Трудовом Кодексе РФ (ст. 216.1) Этой статьей определено, что «государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В соответствии с этим положением государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

На местах всеми вопросами государственной экспертизы занимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а вот функции государственной экспертизы условий труда, ранее реализовавшиеся соответствующим отделом Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в ходе административной реформы 2004 г. переданы в Федеральную службу по труду и занятости.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется строго в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Целью и задачей государственной экспертизы условий труда является оценка:

¨ качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

¨ соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

¨ фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственной экспертизе условий труда подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Интерактивный портал

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Личный кабинет Войти через госуслуги

Охрана труда и государственная экспертиза условий труда

Общая информация

Для проведения государственной экспертизы условий труда заявитель направляет в Главное управление труда и занятости населения города Севастополя (далее – Главное управление) заявление о проведении государственной экспертизы условий труда (далее – заявление) в соответствии с приложением №1 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы условий труда.

В случае если заявление подано работодателем, то к нему прилагаются следующие документы:

для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда:

— отчет о проведении специальной оценки условий труда в соответствии с Приложением №3 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33н (далее – отчет);

— предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» нарушений (при наличии);

для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и условиями труда:

— отчет;

— иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);

— коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;

— положение о системе оплаты труда работников (при наличии);

— локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;

— список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;

— заключительный акт о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год;

для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников:

— отчет;

— иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);

— коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;

— предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному надзору в установленной сфере деятельности (при наличии).

Получатели услуги

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

а) обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее – заявитель);

б) определений судебных органов;

в) представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее – государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Способы получения услуги

Заявление и документы могут быть представлены (направлены) заявителем в Главное управление на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственный информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В случае направления заявления и документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

Результаты получения услуги

Результатом предоставления государственной услуги является выдача (направление) экспертного заключения или выдача (направление) уведомления о непроведении государственной услуги.