Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, КАСАЮЩИМСЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЮЩЕГО НОТАРИУСА,

ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

1. О правомерности принятия Положения

Положение о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, утвержденное решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 10 декабря 2008 г., согласованное Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2009 г. (далее — «Положение»), подготовлено на основании рекомендаций Министерства юстиции Российской Федерации (письмо Минюста РФ N 09/4601-МК от 12.05.2003), выработанных по результатам изучения и обобщения Минюстом РФ практики применения территориальными органами юстиции статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — «Основы»), а также на основании обобщения Федеральной нотариальной палатой практики применения статьи 20 Основ нотариальными палатами субъектов Российской Федерации (далее — «нотариальные палаты»).

Положение принято Федеральной нотариальной палатой в целях координации и установления единообразной практики деятельности нотариальных палат по наделению полномочиями нотариуса лиц, желающих исполнять обязанности нотариуса в период его временного отсутствия, а также в целях обеспечения своевременного квалифицированного нотариального обслуживания населения в период временного отсутствия нотариуса по уважительным причинам.

Правовое регулирование вопроса о наделении лица полномочиями нотариуса установлено нормами закона (статьи 1, 3, 12 и 20 Основ).

Право наделять полномочиями нотариуса на период его временного отсутствия лица, желающего его замещать, принадлежит только территориальным органам юстиции совместно с нотариальными палатами.

Нотариус такими полномочиями законом не наделен, он лишь вносит предложение в отношении лица, желающего его замещать.

Положение, принятое в развитие порядка, предусмотренного статьей 20 Основ, не нарушает принципа, предусмотренного статьей 5 Основ о независимости нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности.

2. О применении отдельных пунктов Положения

1) Должно ли лицо, замещающее нотариуса в период его временного отсутствия по уважительным причинам, быть членом нотариальной палаты

Согласно статье 24 Основ нотариальная палата является профессиональным объединением, основанным на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Лицо, замещающее нотариуса, должно отвечать требованиям статьи 2 Основ. В отличие от нотариуса, который наделяется полномочиями на конкурсной основе (ст. 12 Основ), в отношении такого лица обязательное членство законом не предусмотрено. Вместе с тем, указанное лицо может быть членом нотариальной палаты на добровольной основе (ст. 24 Основ).

2) Требуется ли повторная сдача квалификационного экзамена лицом, желающим исполнять обязанности временно отсутствующего нотариуса, если трехлетний срок (ст. 3 Основ) с момента последнего исполнения этим лицом обязанностей нотариуса в порядке ст. 20 Основ не истек (пункт 2 Положения)

Если лицо ранее не работало нотариусом, но до истечения трехлетнего срока исполняло обязанности нотариуса, и с этого периода времени не истек трехлетний срок, то для последующего наделения этого лица полномочиями нотариуса сдавать квалификационный экзамен ему не требуется.

Если лицо ранее не работало нотариусом и не исполняло обязанности нотариуса в течение трех лет со дня получения лицензии, то для решения вопроса о наделении его полномочиями нотариуса требуется повторная сдача квалификационного экзамена. В указанном случае сдавать квалификационный экзамен повторно не требуется только помощнику нотариуса, если он продолжает работать в этой должности.

3) Должно ли состоять в штате нотариуса лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (пункт 3 Положения)

В настоящее время действующее законодательство не предусматривает такого требования, следовательно, допускается наделение полномочиями нотариуса лица, желающего исполнять обязанности нотариуса в период его отсутствия, если оно и не состоит с нотариусом в трудовых отношениях. Поскольку лицо, наделенное полномочиями нотариуса, будет выполнять его обязанности, оно должно выполнять требования, предъявляемые к нотариусу, в том числе соблюдать нотариальную тайну и режим работы, установленный для нотариуса.

4) О возможности наделения полномочиями нотариуса в порядке ст. 20 Основ другого нотариуса того же нотариального округа либо нотариуса другого нотариального округа (п. 5 Положения)

Наделение полномочиями нотариуса в порядке статьи 20 Основ другого нотариуса не требуется, поскольку он вправе осуществлять нотариальные действия как лицо, уже наделенное полномочиями нотариуса в порядке статьи 12 Основ.

Что касается территории деятельности, то другой нотариус того же нотариального округа вправе выполнять нотариальные действия в пределах всего нотариального округа. Порядок совершения в данном случае нотариальных действий определен в абзаце втором пункта 27 Положения.

Для осуществления нотариальных действий на территории временно отсутствующего нотариуса нотариусом другого нотариального округа потребуется принятие территориальным органом юстиции и нотариальной палатой соответствующего решения об изменении территории деятельности указанного нотариуса в порядке статьи 13 Основ. Это не означает, что он освобождается от осуществления нотариальных действий в нотариальном округе, где был назначен нотариусом. В указанном случае территория деятельности этого нотариуса увеличивается на период осуществления им нотариальных действий в другом нотариальном округе в период отсутствия там нотариуса. Порядок осуществления нотариальных действий тот же, что предусмотрен в пункте 27 (абзац второй) Положения.

5) По поводу срока представления до 1 декабря (в 2009 г.) нотариусом заявления о наделении заранее на последующий год полномочиями нотариуса лица, желающего исполнять обязанности нотариуса в период его временного отсутствия (п. 7 Положения)

Если заявление от нотариуса поступило позже 1 декабря 2009 года, решение вопроса о наделении заранее на 2010 год полномочиями нотариуса лица, желающего исполнять его обязанности в период временного отсутствия, возможно, поскольку Положение поступило в региональные нотариальные палаты только 2 декабря 2009 года.

6) О возможности наделения полномочиями лица, желающего исполнять обязанности нотариуса в период его временного отсутствия, заранее на календарный год не с 1 января, а с другой даты (п. 7 Положения)

В пункте 7 Положения предусмотрена возможность заранее наделять полномочиями нотариуса на календарный год. Это не исключает возможности указания в соглашении, заключаемом нотариусом с лицом, желающим его замещать, возникновения права на выполнение обязанностей нотариуса не с 1 января, а с иной даты. В таком случае окончание полномочий, исходя из нормы ст. 20 Основ, все равно наступит 31 декабря текущего года.

7) По вопросу представления документов, подтверждающих уважительность причины временного отсутствия нотариуса

Правилами нотариального делопроизводства (пункт 105) предусмотрено помещение документов, подтверждающих уважительность причин невозможности исполнения нотариусом своих служебных обязанностей, в специальные дела, формируемые нотариусами.

8) О возможности отклонения кандидатуры, предложенной нотариусом для временного замещения

Право наделять полномочиями нотариуса в порядке ст. 20 Основ, как указано выше, принадлежит территориальным органам юстиции совместно с нотариальными палатами. Порядок наделения полномочиями нотариуса, предусмотренный ст. 20 Основ, следует рассматривать во взаимной связи с положением статьи 12 Основ в части наделения полномочиями нотариуса на конкурсной основе. Из этого следует, что при рассмотрении заявлений нотариусов о наделении лиц полномочиями нотариуса должны приниматься во внимание не только требования о соответствии предлагаемой нотариусом кандидатуры статье 2 Основ, но и иные факторы, характеризующие личность указанного лица.

Следовательно, отклонение кандидатуры, предлагаемой нотариусом для замещения его в период временного отсутствия, возможно (см. пункт 11 Положения). Такое решение не может быть расценено как «административное вмешательство в организацию работы нотариуса», ибо ошибочно полагать, что оценку деловых и моральных качеств кандидата, предлагаемого нотариусом, может дать только нотариус.

9) О рассмотрении в нотариальной палате заявления нотариуса о наделении полномочиями нотариуса предлагаемой им кандидатуры

Рассмотрение предложений нотариусов о наделении полномочиями нотариуса предлагаемого им лица должно рассматриваться в нотариальной палате в соответствии с уставными полномочиями соответствующей нотариальной палаты.

10) Возможно ли считать отсутствие нотариуса временным и по уважительной причине при решении вопроса о замещении его в порядке ст. 20 Основ, если отсутствие связано с его дневным обучением в аспирантуре и в других учебных заведениях

Дневное обучение в аспирантуре и других учебных заведениях связано с длительным отсутствием нотариуса в нотариальной конторе, исчисляемым по 7 — 8 месяцев в году. Такое длительное отсутствие не может быть расценено как «временное отсутствие, а так же как связанное с уважительными причинами». Нотариус в этом случае реализует свое право на образование, но такие длительные сроки отсутствия на работе не предусмотрены действующим законодательством даже в виде дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствие с федеральными законами лицам, обучающимся в аспирантуре.

Кроме того, дневное обучение не связано с осуществлением нотариальной деятельности в отличие от краткосрочного обучения на курсах повышения квалификации нотариуса. Согласно статье 20 Основ временное отсутствие нотариуса в нотариальной конторе связывается с невозможностью исполнения им своих служебных обязанностей в силу уважительных причин.

11) О правомерности определения территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой максимального размера ежегодного отпуска нотариуса (п. 13 Положения)

Статья 20 Основ устанавливает возможность замещения нотариуса другим лицом только на период временного отсутствия нотариуса и по уважительным причинам. Допускаемая длительность отсутствия нотариуса в связи с невозможностью исполнения своих служебных обязанностей и полный перечень уважительных причин, по которым может отсутствовать нотариус в нотариальной конторе, законом не определены, названы лишь «болезнь, отпуск и другие уважительные причины». Тем самым закон предоставил право определять основания невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей, кроме названных в законе, а также период отсутствия нотариуса территориальным органам юстиции совместно с нотариальными палатами, которые вправе наделять полномочиями нотариуса лиц, желающих замещать нотариуса в период его временного отсутствия.

12) О количестве лиц, замещающих нотариуса в период его временного отсутствия (п. 14 Положения)

Из положения статьи 20 Основ усматривается, что в период временного отсутствия нотариуса допускается исполнение его обязанностей одним лицом. Однако если замещающее нотариуса лицо, наделенное полномочиями нотариуса заранее на календарный год, по объективным причинам не может исполнять обязанности отсутствующего нотариуса в определенный период, следует полагать, что не исключена возможность наделения полномочиями нотариуса другого лица только на этот конкретный период. В таком случае не должно допускаться исполнение обязанностей отсутствующего нотариуса двумя лицами одновременно.

13) О необходимости направления копии распоряжения нотариуса о передаче полномочий лицу, замещающему его, территориальному органу юстиции (п. 15 Положения)

В статье 20 Основ предусмотрено, что при отсутствии нотариуса более недели он обязан известить об этом нотариальную палату, процедура передачи указанных сведений территориальному органу юстиции ни законом, ни Положением не определена.

14) О применении пункта 18 Положения о наделении полномочиями нотариуса лица, желающего замещать нотариуса в период его временного отсутствия

В пункте 18 Положения предусмотрена возможность наделения полномочиями нотариуса одного лица, желающего исполнять обязанности нескольких нотариусов, в период их временного отсутствия по уважительным причинам. Допускается возможность наделения одного лица полномочиями нескольких нотариусов заранее на календарный год, при этом исполнение обязанностей одним лицом нескольких одновременно отсутствующих нотариусов исключается.

15) О применении пункта 30 (абзац второй) в части названий проводимых проверок нотариусов

Названия проверок «целевые», «комплексные плановые и внеплановые» определены в пункте 30 Положения в целях осуществления контроля за соблюдением сроков и процедуры замещения временно отсутствующего нотариуса, имея в виду осуществление контроля посредством указанных проверок, если таковые проводятся.

Осуществление проверок определено в Правилах нотариального делопроизводства (раздел XIII).

16) Возможно ли считать основаниями для замещения нотариуса в порядке статьи 20 Основ его отсутствие в нотариальной конторе в выходные и праздничные дни

В пункте 13 Положения среди причин временного отсутствия нотариуса, признаваемых уважительными для наделения его полномочиями иного лица, не содержится такого основания, как отсутствие нотариуса в нотариальной конторе в выходные и праздничные дни.

Однако указанным пунктом Положения предусмотрено, что территориальный орган юстиции и нотариальная палата могут признать и другие причины временного отсутствия нотариуса уважительными.

Таким образом, для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в получении квалифицированной юридической помощи нотариусов, территориальный орган юстиции и нотариальная палата могут признать отсутствие нотариуса в нотариальной конторе в выходные и праздничные дни уважительной причиной для наделения полномочиями нотариуса иного лица.

Что касается других вопросов, содержащихся в обращениях нотариальных палат, таких как:

— кому в нотариальной палате должны быть представлены на обозрение подлинные документы, копии которых приложены к заявлению нотариуса;

— о формировании нарядов в нотариальной палате на нотариусов по замещению их в период временного отсутствия;

— о необходимости представления одних и тех же документов при повторном наделении полномочиями нотариуса тех же лиц;

— что имеется в виду «при возникновении непредвиденных обстоятельств» для замещения нотариуса;

— о расшифровке документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия нотариуса;

— о том, какой орган в нотариальной палате должен рассматривать заявления нотариуса о его замещении,

то они могли бы быть решены на региональном уровне территориальными органами юстиции и нотариальными палатами, имея в виду, что наделение полномочиями нотариуса относится к их компетенции.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска толщиной 10 мм по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Разъяснения по отдельным вопросам, касающимся применения Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой
Скачать: Разъяснения по отдельным вопросам, касающимся применения Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой

С 1 сентября значимые нотариальные действия совершаются только нотариусами

30.08.2019

С 1 сентября 2019 года вступает в силу Федеральный закон N226-ФЗ, который вносит заметные изменения в организацию совершения нотариальных действий на территориях, где в силу их труднодоступности или малонаселенности отсутствует нотариус. Законодатель повысил доступность нотариальных услуг для граждан, проживающих в этих местностях и, в то же время, ограничил список нотариальных действий, которые могут совершаться должностными лицами органов местного самоуправления.

Как и ранее, в населенных пунктах, где нет нотариальной конторы, некоторые функции нотариуса могут выполнять чиновники. Такая обязанность была возложена на них и прежде, но это касалось только поселений и муниципальных районов, где нет нотариуса. Но в связи с недавней территориальной реформой по укрупнению муниципальных образований ряд таких населенных пунктов вошел в состав городских округов. С другой стороны, работа Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в доступе к услугам нотариуса для жителей труднодоступных и малонаселенных регионов, вместе с усилиями нотариальных палат самих регионов, усилили возможности оказания нотариальной помощи в виде регулярных выездов нотариуса в эти местности.

В то же время необходимость защитить граждан и их собственность от неквалифицированно совершенных нотариальных действий требовала ограничить полномочия глав местных администраций, так как практика показывала множество серьезных нарушений.

Поэтому теперь закон разрешает совершать нотариальные действия главам органов местного самоуправления и городских, и муниципальных округов, но только тех, где не только нет нотариуса, но и при этом нотариальная палата региона не утвердила график выезда нотариуса для обслуживания этого населенного пункта.

Чиновники, работающие на малонаселенных территориях на местах, смогут выполнять простые нотариальные действия, не требующие специальных знаний и высокой юридической квалификации. Эти услуги будут доступны только местным жителям, зарегистрированным на данных территориях. Например, должностные лица органов местного самоуправления смогут удостоверять: доверенности, верность копий документов и подлинность подписи и т.п. Также из их компетенции выводятся составление завещаний всех видов, наследственных договоров и ряда иных сложных и значимых документов и действий, например, приятие мер по охране наследственного имущества, кроме его описи. Напомним, что и раньше ряд нотариальных действий, например, удостоверение брачных договоров, должен был совершаться только нотариусом. Все услуги, связанные с возможностями «электронного нотариата», также оказываются исключительно нотариусами.

«Законодатель продолжает решать актуальные проблемы защиты прав и законных интересов граждан с помощью хорошо зарекомендовавшего себя института нотариального удостоверения. Именно нотариат доказал свою способность выступить инструментом наведения порядка, при этом предоставляя гражданам и предпринимателям новые, удобные и быстрые формы обслуживания в режиме «одного окна», — подчеркнул президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Только нотариусы проводят необходимую правовую экспертизу документов перед сделкой, идентифицируют личность обратившегося, убеждаются в его дееспособности, разъясняют правовые последствия, которые повлечет за собой подписание документа и убеждаются в соответствии воли гражданина его волеизъявлению. Более того, нотариат перешел на ведение деятельности в электронных реестрах Единой информационной системы нотариата, в которой регистрируются все совершаемые действия, и через которую ведется обмен сведениями государственными реестрами. Без постоянного доступа к этой системе квалифицированно совершать значимые нотариальные действия невозможно, равно как и обеспечить их законность. Сведения о тех нотариальных действиях, которые совершают должностные лица местных администраций, в соответствии с законом, в четко определенные сроки должны поступать в нотариальную палату региона, где они также вносятся в реестры информационной системы.

Для обеспечения жителей труднодоступных и малонаселенных регионов высококвалифицированной правовой помощью Федеральная нотариальная палата в 2017 году разработала и приступила к реализации Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Нотариат самостоятельно, без каких-либо средств государственного и муниципального бюджета, обеспечивает наличие нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору. «Нотариус — самый доступный для населения юрист, действующий от имени государства. И эта программа разработана для того, чтобы он мог оказать гражданам помощь в каждом уголке страны», — отметил вице-президент ФНП Юрий Иутин. К настоящему моменту проблема доступности нотариуса в ряде субъектов Российской Федерации уже решена.

Но если нотариуса нет в шаговой доступности, но возникла необходимость обратиться за помощью в нотариальную контору, граждане могут либо приехать в населенный пункт, где она расположена, либо ждать выезда нотариуса, который совершает их с определенной периодичностью.

Утвержден

решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

(от 18.05.2015, протокол N 07/15;

от 24.10.2016, протокол N 10/16;

с изменениями от 17.09.2019,

протокол N 10/19)

ПЕРЕЧЕНЬ

УВАЖИТЕЛЬНЫХ ПРИЧИН ВРЕМЕННОГО ОТСУТСТВИЯ НОТАРИУСА

И ВРЕМЕННОЙ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НОТАРИУСОМ

СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1. Настоящий перечень принят в соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

2. Уважительными причинами временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей являются:

2.1. Ежегодный отпуск до 60 дней. Право на использование отпуска у нотариуса, впервые назначенного на должность, возникает по истечении шести месяцев его непрерывной работы в нотариальном округе, в который он назначен на должность;

2.2. Отсутствие в связи с рождением сына, дочери, внука или внучки, регистрацией брака, смертью родственников — до десяти дней подряд;

2.3. Отсутствие в связи с беременностью и родами в течение 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов;

2.4. Уход за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;

2.5. Временная нетрудоспособность в связи с заболеванием;

2.6. Болезнь ребенка или членов семьи при необходимости ухода за ними;

2.7. Наличие инвалидности I или II группы — до одного рабочего дня в неделю;

2.8. Беременность, наличие ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (отцом, при отсутствии матери), уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением — до двух рабочих дней в неделю;

2.9. Осуществление приема населения по выходным и праздничным дням в порядке, установленном нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

2.10. Работа с архивом нотариальных документов (в том числе с архивами других нотариусов, государственных нотариальных контор) — до 20 дней в течение календарного года для нотариусов, не имеющих в штате работников или имеющих в штате не более одного работника; — до 5 дней при осуществлении приема-передачи архива другого нотариуса, государственной нотариальной конторы на хранение;

2.11. Участие в собраниях, семинарах и иных мероприятиях, организуемых нотариальной палатой субъекта Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой или с их участием, обучение на курсах повышения квалификации;

2.12. Исполнение обязанностей президента нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или президента Федеральной нотариальной палаты;

2.13. Участие в работе выборных органов, рабочих групп, советов и комиссий нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной нотариальной палаты, а также комиссий и рабочих групп, образованных при территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации;

2.14. Исполнение поручений президента нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, правления нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, президента Федеральной нотариальной палаты, Правления Федеральной нотариальной палаты;

2.15. Участие в судебных процессах и явка в правоохранительные органы;

2.16. Посещение налоговых органов и внебюджетных фондов в связи с исполнением обязанностей налогоплательщика и работодателя, а также иных организаций по вопросам осуществления нотариальной деятельности и работы нотариальной конторы;

2.17. Военные сборы, вызовы по повесткам военкоматов;

2.18. Иная причина, признанная уважительной нотариальной палатой субъекта Российской Федерации в конкретном случае.

3. Настоящий перечень вступает в силу с момента утверждения его Правлением Федеральной нотариальной палаты.

Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2016 N 1144-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапсалева Ивана Кузьмича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 части первой статьи 2 и части седьмой статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено, что положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в части установления для нотариусов возрастного предела в семьдесят пять лет применяются по истечении тридцати дней после дня вступления в силу утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность, которые, в свою очередь, подлежали утверждению до 1 октября 2015 года (части 4 и 5 статьи 11). Соответствующий нормативный правовой акт был утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 157 согласно решению Федеральной нотариальной палаты от 18 мая 2015 года и начал применяться с 11 августа 2015 года (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 12-134375).