Порядок проведения запроса предложений в электронной форме

Два года назад законодатели дали право заказчикам проводить запрос предложений в электронной форме. А с 1 января 2019 года стал возможен только электронный формат этой процедуры.

При запросе предложений, как и при других видах закупок, соблюдается принцип конкуренции, который помогает определить будущего исполнителя. Заказчик размещает в ЕИС извещение и документацию о госзаказе, и информацию получает неограниченный круг лиц.

Из новой статьи вы узнаете, как сегодня проводится электронный запрос предложений.

Основания для проведения электронного запроса предложений

Весь алгоритм организации и проведения запроса предложений в электронной форме подробно описан в 44-ФЗ. Согласно ст.83.1 данное закупочное мероприятие начинается с размещения извещения в ЕИС. Побеждает участник, который подал выгодное для заказчика ценовое предложение. В этом суть торгов.

Заказчики проводят запрос предложений в ЭФ в соответствии с ч.2 ст.83.1 44-ФЗ, когда нужно приобрести следующие категории товаров/работ/услуг:

  • спортивные товары (инвентарь, оборудование, экипировку), необходимые для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • товары, работы, услуги, которые были предметом контракта, расторгнутого по ч.9 и ч.15 ст.95 44-ФЗ;
  • лекарственные средств для будущего назначения их пациентам после прохождения врачебной комиссии;
  • услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в зарубежные судебные органы или международные суды;
  • товары, работы или услуги по факту признания несостоявшимися некоторых других электронных процедур согласно ч.4 ст.55.1 (конкурс) и ч.4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • изделия народных художественных промыслов, зафиксированных в особом порядке, утвержденном российским правительством;
  • жилье у собственников-физлиц для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Важный момент! Согласно ч.5 ст.83.1 44-ФЗ заказчик не может отменять электронный запрос предложений и вносить корректировки в опубликованное извещение. Поэтому ответственные за подготовку документации и извещения лица не должны допускать ошибок.

Подготовка документов

Итак, заказчик решил провести запрос предложений в электронной форме. В этом случае вместе с извещением и проектом контракта он размещает в ЕИС закупочную документацию. При этом он обязан соблюдать сроки, указанные в ч.3 ст.83.1 44-ФЗ. Если мы говорим об извещении, то размещать его необходимо не позднее 5-ти рабочих дней до мероприятия.

В этот же 5-дневный период размещается документация электронного запроса предложений. В этом отличие этой процедуры, например, от электронного аукциона, при котором документация о закупке публикуется за 7 дней при НМЦК до 300 млн. руб. и за 15 дней при НМЦК более 300 млн. руб.

В извещении указывается информация, регламентированная ч.4 ст.83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии электронного запроса предложений;
  • требования для предполагаемых исполнителей и список документов и выписок, которые нужно подавать в составе заявки;
  • сроки мероприятия — день и время окончания подачи заявок и дата окончания их рассмотрения и оценки.

В техническом задании в первую очередь следует обращать внимание на то:

  • сколько времени отводится на контрактные обязательства;
  • сколько нужно поставить товара/выполнить работ;
  • каким требованиям должен соответствовать исполнитель (например, представить лицензии, допуски и т.д.).

Направление приглашений

Отличительной особенностью запроса предложений в ЭФ является то, что заказчик может разослать поставщикам, в которых он уверен, приглашения принять участие в процедуре (ч.3 ст.83.1 44-ФЗ).

Потенциальные исполнители должны соответствовать условию – иметь за последние полтора года заключенные контракты по аналогичному виду работ. Эти контракты не должны быть расторгнуты из-за несоблюдения исполнителем контрактных условий и обязательств.

Когда основанием проведения запроса предложений в ЭФ является приобретение товаров/работ/услуг в соответствии с п.2 ч.2 ст.83.1 (расторжение контракта по ч.9 и 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик имеет право письменно пригласить поучаствовать в торгах тех предполагаемых исполнителей, которые ранее были участниками госзаказа, по итогу которого и был расторгнут контракт. Закупочная комиссия не может отклонить их заявки.

Письменно приглашать участников нужно не позднее 5-ти рабочих дней до даты проведения электронного запроса предложений.

Составление заявки на электронный запрос предложений

Участнику следует внимательно и безошибочно готовить данный документ. К заявке (она подается на ЭТП в электронной форме) следует прикладывать всю информацию и документы, которые требует заказчик, в противном случае поставщик будет отстранен от участия в процедуре.

Состав заявки:

  • сведения об участнике: адрес нахождения, ИНН;
  • документальное подтверждение, что ТРУ соответствуют требованиям законодательства;
  • документальное подтверждение, что участник соответствует требованиям заказчика, указанным в закупочной документации;
  • документальное подтверждение соответствия нормам ст. 31 44-ФЗ;
  • принадлежность к СМП или СОНКО;
  • стоимость и документы согласно закупочной документации.

Оператор электронной площадки должен в течение 1 часа уведомить участника о получении заявки и присвоить ей идентификационный номер.

Рассмотрение поступивших заявок

Заказчик получает заявки потенциальных исполнителей от оператора ЭТП в течение 1 рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе предложений (ч.15 ст.83.1).

Следующим шагом является рассмотрение заявок и их оценка членами закупочной комиссии. Все заявки должны соответствовать установленным требованиям.

Заявка может не пройти дальше на основании норм ч.18 ст.83.1 44-ФЗ в следующих случаях:

  • предполагаемый исполнитель не соответствует требованиям, прописанным в извещении и документации к мероприятию;
  • участник подал ложные сведения;
  • нарушена структура заявки согласно ст.14 44-ФЗ.

В качестве примера неправильно составленной заявки согласно ст.14 44-ФЗ можно привести лекарства из списка ЖНВЛП, закупаемые для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Такие участники не проходят на основании п.1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30 ноября 2015 г. (кроме пункта 5 данного Постановления).

Специалисты заказчика не могут отклонить участника:

  • за отсутствие документов, указанных в п.5 ч.9 ст.83.1 (кроме запретов по положениям ст.14 44-ФЗ).
  • за непредставление в составе заявки документов, подтверждающих право предполагаемого исполнителя на преимущества для ведомств уголовно-исполнительной структуры или объединений инвалидов, согласно п.4 ч.9 ст. 83.1, ст. 28-29 44-ФЗ. Это указано в ч.18 ст.83.1 44-ФЗ.

После того, как заявки были рассмотрены, специалисты заказчика обязаны оценить их по критериям электронного мероприятия, которые указывались в извещении и документации о закупке (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

Оформление протокола проведения и выписки

После проведения электронного запроса предложений и рассмотрения заявок комиссией требуется подготовить протокол проведения закупки (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

Данный протокол имеет следующую структуру:

  • вся информация по отклонению заявок с обязательным указанием оснований для отстранения участников;
  • информация о заявке участника, который подал наилучшее предложение по исполнению контракта;
  • все критерии исполнения госзаказа, в том случае, если на участие в запросе предложений в ЭФ поступила только одна заявку.

К протоколу обязательно должна прилагаться таблица с оценкой всех участников мероприятия.

Затем нужно оформить и опубликовать в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписке содержится информация о выбывших участниках с указанием причины их отстранения, а также условия исполнения госзаказа из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Если поступило только одно предложение, то этот участник в выписке не указывается.

Срок размещения – до конца срока окончания рассмотрения и анализа поступивших заявок (ч.20 ст.83.1).

Протокол проведения размещается одновременно с итоговым протоколом согласно ч.24 ст.83.1 44-ФЗ.

Рассмотрение окончательных предложений участников

Сотрудники заказчика рассматривают окончательные предложения участников на следующий рабочий день после того, как они были отправлены (ч.23 ст.83.1). Если окончательное предложение предполагаемого исполнителя ухудшило изначальную подачу запроса, то его отстраняют. В этом случае и в случае, когда участник не направил окончательное предложение, первоначальное предложение и будет считаться окончательным для такого участника.

В запросе предложений в ЭФ побеждает участник, который представил наилучшее окончательное предложение по критериям, указанным в извещении и документации к закупке (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Если несколько окончательных представлений содержат идентичные условия, то побеждает то, которое было подано раньше. Победителем признается более расторопный участник.

Оформление итогового протокола

После прохождения всех этапов требуется подготовить итоговый протокол (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Содержание итогового протокола:

  • условия, указанные в окончательных представлениях всех участников;
  • решение, вынесенное после рассмотрения и оценки окончательных предложений;
  • порядковые номера, назначенные сотрудниками комиссии после анализа окончательных предложений;
  • итоги рассмотрения сведений, поданных участниками мероприятия.

Публикация протоколов

В соответствии с положениями ч.24 ст.83.1 44-ФЗ в ЕИС публикуются одновременно два документа: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Сроки заключения контракта

После публикации итогового протокола заказчик переходит к размещению проекта контракта в ЕИС, на это ему дается 5 дней.

Если у участника возникают разногласия по проекту контракта, то сроки подписания меняются. Что это значит?

  1. При наличии разногласий в 5-дневный срок участник направляет заказчику протокол разногласий. Протокол разногласий можно отправить только 1 раз (ч.4 ст. 83.2 44-ФЗ).

Если заказчик согласен с замечаниями, то в течение 3-х дней он публикует исправленный проект контракта, если не согласен – то публикует прежний документ с указанием причин, почему отказывается от внесения изменений.

Далее исполнитель в течение 3-х дней подписывает документ и представляет заказчику подтверждение перечисления обеспечения исполнения контракта. Заказчик подписывает проект так же в течение 3-х дней.

  1. При отсутствии разногласий выигравший торги участник подписывает контракт и отсылает заказчику подтверждение перевода ОИК.

Заказчик в свою очередь подписывает документ в течение 3-х рабочих дней.

После проведения электронного запроса предложений контракт заключается в промежуток 7-20 дней со дня подписания итогового протокола.

При обнаружении нарушений в ходе мероприятия, или, если участник считает, что его заявку отклонили неправомерно, то он вправе обратиться с жалобой в ФАС в течение 5-ти дней со дня подписания итогового протокола.

Причины признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся, и действия заказчика в этом случае

  1. Подана только одна заявка, соответствующая требованиям, указанным в извещении и закупочной документации или из всех поступивших заявок комиссия признала только одну соответствующей требованиям. В этом случае заказчик может провести процедуру у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
  2. Не поступило ни одной заявки или все заявки не соответствовали требованиям, указанным в извещении и закупочной документации. В этом случае заказчик (при необходимости) вносит соответствующие корректировки в план-график и проводит новую процедуру или осуществляет закупку у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся
Комментарий к статье 55
1 — 2. Комментируемая статья определяет последствия признания конкурса несостоявшимся. Ранее последствия признания конкурса несостоявшимся предусматривались положениями ст. 31 Закона о размещении заказов.
Случаи признания открытого конкурса и конкурса с ограниченным участием несостоявшимся установлены положениями ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53 и ч. 9 ст. 56 комментируемого Закона. В зависимости от этих случаев в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи предусмотрены следующие действия:
1) заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Это действие предусмотрено для следующих случаев: если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям данного Закона и конкурсной документации; если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям данного Закона и конкурсной документации; если по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям данного Закона, конкурсной документации.
Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 комментируемого Закона. Как предусмотрено указанным пунктом, решение заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок;
2) заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса или новую закупку. Эти действия предусмотрены для следующих случаев: если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки; если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки; если участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта (указание на данный случай введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ); если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
Прежде в ч. 1 ст. 31 Закона о размещении заказов устанавливалось, что в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта РФ, нужд муниципального бюджетного учреждения). Как предусматривалось там же, по согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
3. В положениях ч. 3 комментируемой статьи регламентировано проведение повторного конкурса. Так, установлено, что проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями комментируемого Закона о проведении открытого конкурса с учетом положений данной статьи. В качестве особенностей проведения повторного конкурса предусмотрено следующее:
извещение о проведении повторного конкурса подлежит размещению заказчиком в ЕИС не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе;
объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся. Исключением являются лишь, во-первых, срок исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и во-вторых, начальная (максимальная) цена контракта, которая может быть увеличена не более чем на 10% начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся;
в случае установления к участникам повторного конкурса с ограниченным участием единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения ст. 56 комментируемого Закона, с учетом положений комментируемой статьи.
Ранее в рамках соответствующе регламентации в ч. 2 ст. 31 Закона о размещении заказов предусматривалось лишь то, что в случае объявления о проведении повторного конкурса заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия конкурса.
4. Часть 4 комментируемой статьи определяет последствия признания несостоявшимся повторного конкурса по основаниям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ч. 2 данной статьи. В Законе о размещении заказов такая регламентация не содержалась.
В указанном случае согласно ч. 4 комментируемой статьи заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений. При этом установлено, что объект закупки не может быть изменен. Такой случай осуществления закупки путем проведения запроса предложений предусмотрен п. 8 ч. 2 ст. 83 комментируемого Закона, к которому и отсылает рассматриваемая часть. Рассматриваемая часть также предусматривает, что в указанном случае заказчик вправе осуществить закупку и иным образом в соответствии с комментируемым Законом.
5. Положения ч. ч. 5 и 7 комментируемой статьи определяют последствия признания несостоявшимся двухэтапного конкурса. Случаи признания такого конкурса несостоявшимся предусмотрены соответствующими положениями ст. 57 комментируемого Закона:
если по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе двухэтапного конкурса, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям (ч. 10). В этом случае согласно ч. 5 комментируемой статьи заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку;
если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки (ч. 15). В этом случае в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку;
если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям данного Закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям комментируемого Закона и конкурсной документации (ч. 15). В этом случае согласно ч. 7 комментируемой статьи заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 комментируемого Закона. Как предусмотрено указанным пунктом, такое решение заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

КОНКУРСЫ С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ И ДВУХЭТАПНЫЕ

Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вводятся особые формы конкурсов — конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс о которых мы и поговорим в настоящей статье.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статья 24 Закона N 44-ФЗ обязывает заказчиков при осуществлении госзакупок использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данной статьей предусмотрены следующие способы осуществления закупок:
конкурентные способы:
а) конкурсы (победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта):
— открытый конкурс (статья 48 Закона N 44-ФЗ);
— конкурс с ограниченным участием (статья 56 Закона N 44-ФЗ);
— двухэтапный конкурс (статья 57 Закона N 44-ФЗ);
— закрытый конкурс (статья 85 Закона N 44-ФЗ);
— закрытый конкурс с ограниченным участием (статья 85 Закона N 44-ФЗ);
— закрытый двухэтапный конкурс (статья 85 Закона N 44-ФЗ);