После проведения проверки

Каков порядок проведения плановых и внеплановых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

21 февраля 2018

Налоговые органы, на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
— налоговых проверок;
— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;
— проверки данных учета и отчетности;
— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);
— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).
Отметим, что при проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016-2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ).
Порядок проведения камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ и внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения камеральных налоговых проверок ФНС России подготовила рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок, которые были направлены письмом от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ для использования в работе территориальных налоговых органов.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что налоговые декларации представляются налогоплательщиками по месту своего учета (п. 3 ст. 80 НК РФ). Поэтому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете.
Осуществляется камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для ее проведения не требуется вынесения руководителем налогового органа какого-либо специального решения (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Подвергаются камеральной проверке все представляемые налогоплательщиком налоговые декларации (расчеты) независимо от установленной НК РФ периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).
О начале проведения камеральной проверки налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика. Как правило, о ее проведении налогоплательщики узнают, получив требование представить необходимые пояснения или требование о представлении документов в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка является углубленной формой контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ). Её проведение предполагает изучение, анализ, сопоставление и оценку документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
Такая проверка, согласно ст. 89 НК РФ, ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Как правило, именно в рамках выездной налоговой проверки выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О).
Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-02-08/7955).
В частности, приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе. На основании проведенного в соответствии с Концепцией всестороннего анализа деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок (с разбивкой по кварталам). План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
Например, одним из оснований проведения выездной налоговой проверки может служить отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год (п. 7 Критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (раздел 4 Концепции), п. 7 раздела Приложения N 2 Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепции). По налогу на доходы физических лиц доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
Отметим, что специалисты ФНС анализируют любую общедоступную информацию, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и т.д.), а также информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), в частности контрагентов налогоплательщика.
План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией. Требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о размещении планов проверок на своих ведомственных официальных сайтах не действуют при осуществлении налогового контроля в силу п. 4 ч. 3.1 ст. 1 данного Федерального закона. Налоговое законодательство также не предусматривает возможность ознакомления налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок.
Полномочия налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@.
Проводится выездная налоговая проверка на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Отметим, что при проведении выездной проверки налогоплательщика — физического лица должностные лица налоговых органов без согласия налогоплательщика могут осматривать только нежилые помещения. Доступ представителей налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (п. 1), письмо Минфина России от 31.08.2017 N 03-02-08/55972). Как пояснено в письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-02-08/109, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку в отношении этого физического лица по месту своего нахождения.
Периодичность, сроки и глубина проведения выездных налоговых проверок ограничены положениями ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ. По общему правилу одни и те же налоги за один и тот же период могут быть проверены в рамках выездной налоговой проверки один раз. В то же время налоговым органам предоставлена возможность проведения повторных выездных налоговых проверок. Условия назначения повторной выездной налоговой проверки установлены в п. 10 ст. 89 НК РФ.
Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Не установлены и сроки для вручения налогоплательщику принятого решения о ее проведении. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают в момент прихода проверяющих (письма ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@, от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
Вместе с тем доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика возможен лишь при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (а в отдельных случаях при проведении камеральных проверок налоговой декларации по НДС — при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего такую проверку, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем). Кроме того, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки (а не его вручения) и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89, п. 1 ст. 91 НК РФ).
Следует также учитывать, что нормы НК РФ не предусматривают возможность отвода налогоплательщиком ни должностных лиц, входящих в группу проверяющих, ни должностных лиц, рассматривающих материалы проверки и выносящих решение. Такой подход законодателя свидетельствует о том, что НК РФ установлена административная процедура, которая не предусматривает влияния налогоплательщика на состав лиц, проводящих проверку и принимающих решение по ее результатам (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 N Ф02-94/17)
Течение срока проведения выездной налоговой проверки начинается с даты вынесения решения о ее проведении и не зависит от даты ознакомления с ним проверяемого лица (п. 8 ст. 89 НК РФ). В то же время указанное решение является документом, на основании которого проверяющие должны быть допущены на территорию налогоплательщика для проведения проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ). При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не в праве (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На практике налоговые органы могут позвонить и пригласить налогоплательщика в инспекцию для ознакомления с решением либо ознакомить с ним в тот момент, когда инспекторы пришли для проведения проверки. Заранее информировать налогоплательщика о намерении провести выездную налоговую проверку налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом, как следует из абз. 2, 3 п. 12 ст. 89 НК РФ, проверяющими могут быть затребованы как оригиналы документов, так и их копии.
Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов, по форме согласно Приложению N 1 к письму N АС-4-2/13622@. В уведомлении указываются номер и дата решения о проведении выездной проверки, наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки нужных документов и период, к которому они относятся.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (в виде копий).
В случае необеспечения налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для проверки, налоговый орган вправе истребовать копии документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ либо осуществить выемку документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Нередко налоговые органы одновременно вручают уведомление о необходимости ознакомиться с подлинниками документов и требование о представлении документов (информации) в установленном ст. 93 НК РФ порядке. В связи с чем ФНС России в письме N АС-4-2/13622@ разъяснила, что истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ не должно заменять собой ознакомление с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученными по устному требованию проверяющих должностных лиц налогового органа.
После вручения налогоплательщику копии решения о проведении выездной налоговой проверки проверяющие, как правило, согласовывают технические вопросы с руководителем, главным бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем, ответственными за ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, а также за исчисление и уплату налогов:
— информационного характера (о правах и обязанностях налогового органа и его должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку; правах и обязанностях проверяемого лица);
— организационного характера (предоставление проверяющим помещения, определение графика работы и т.д.);
— получение общей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Для проведения проверки инспекторам желательно подготовить рабочие места (по возможности, отдельное помещение и с компьютером).
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено главой 14 НК РФ.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ (п. 4 ст. 89 НК РФ).
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В ходе проведения выездной проверки инспекторы проверяют, анализируют, сопоставляют и оценивают документы и информацию, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
С целью получения необходимой информации в ходе проверки могут проводиться все мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ (истребование документов и информации у контрагентов и иных лиц, допросы свидетелей, инвентаризация имущества, осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов, привлечение для участия в проведении конкретных действий переводчика, специалиста, понятых и др.).
При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 14 ст. 89 НК РФ).
В общем случае выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, а также формы других документов, используемых налоговыми органами в своей работе, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Проверка может быть приостановлена при наличии оснований, предусмотренных подпунктах 1-4 п. 9 ст. 89 НК РФ. Приостанавливать проверку налоговые органы могут неограниченное количество раз при условии, что общий срок ее приостановления не может превышать шесть месяцев (за исключением случаев, определенных в абзацах 6 и 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).
После составления справки о проведенной проверке сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).
Правила, предусмотренные ст. 89 НК РФ, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, а с 1 января 2017 года — и плательщиков страховых взносов (п. 17 ст. 89 НК РФ).

К сведению:
При необходимости для участия в проверке могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»). Их могут привлечь на любом этапе проведения проверки (как с самого начала, так и в ходе ее проведения). В этом случае порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.
Органы федеральной службы безопасности (ФСБ России) не предусмотрены в ст. 9 НК РФ в составе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Их участие в выездных налоговых проверках не предусмотрено в ст. 36 НК РФ (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 03-02-07/1/68587).
В то же время в письме Минфина России от 07.02.2017 N 03-02-08/6449 отмечено, что налоговые органы и органы ФСБ России выполняют возложенные на них функции во взаимодействии между собой и с другими органами государственной власти на основании п. 3 ст. 30 НК РФ.
Кодексом не регулируются задачи и функции органов ФСБ России, не определяется порядок их взаимодействия с налоговыми органами при осуществлении налогового контроля. Исходя из Положения о ФСБ России одними из основных задач ФСБ России являются организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, легализацией преступных доходов, а также организация оказания содействия федеральным органам государственной власти в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.
Взаимодействие налоговых органов с органами ФСБ России при проведении налоговых проверок не является основанием для признания судами нарушений налоговыми органами условий и процедур проведения налоговых проверок. При этом участие сотрудника органа ФСБ России рассматривается как оказание содействия налоговому органу в рамках межведомственных мероприятий.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Результаты проведения проверок по вопросу приемки МКД после проведения капитального ремонта

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД №72 по ул. Ленина г. Ельца

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД №118 по ул. Советская г. Ельца

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД №7 по ул. Вермишева г. Липецка

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД №13 по ул. Газина г. Липецка

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД №77 по ул. Гагарина г. Липецка

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД №19 по ул.Правды г.Грязи

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 31 по ул.Правды г. Грязи

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 33 по ул. Правды г. Грязи

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 35 по ул. Пушкина г. Ельца

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 70 по ул. Пушкина г. Ельца

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 17 по ул. Юбилейная г. Ельца

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 4 по пл. Константиновой г. Липецка

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 44 по просп. Мира г. Липецка

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 7/3 по ул. Титова г. Липецка

Результаты проведения проверки по вопросу приемки после проведения капитального ремонта МКД № 4 по ул. Котовского д. Копцевы Хутора Липецкого района

До 2007 года налоговики назначали выездные проверки, руководствуясь исключительно внутренними документами. Руководители компаний и бухгалтера не знали, как инспекторы выбирают, к кому приехать с ревизией. Это незнание порождало излишнюю нервозность и отвлекало от важных дел.

С 2007 года ситуация изменилась. Чиновники ФНС стали открыто называть основания для проведения выездной налоговой проверки. Сегодня каждый налогоплательщик может оценить риски приезда контроллеров. Мы расскажем, по каким причинам инспекторы приезжают с проверкой.

Как отбирают налогоплательщиков для выездной проверки

Назначению выездной налоговой проверки предшествует большая работа инспекторов. Сначала собирают информацию о налогоплательщике из внутренних и внешних источников.

Внутренняя информация – это та, которая доступна налоговым органам. Например, сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, данные бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения, полученные в ходе камеральных проверок и т.д.

Читайте по теме: План проверок на 2019 год: сайт Прокуратуры РФ

Внешней является информация, полученная из других источников. Например, сведения о движении денежных средств, полученные из банка, в котором у компании или предпринимателя открыт расчетный счет. Данные, полученные от других лиц, организаций и органов власти. И даже сведения от иностранных и международных источников, полученные в порядке международного правового взаимодействия.

Основания для выездной налоговой проверки

Также инспекторы анализируют сведения, полученные из открытых источников: сети интернет, средств массовой информации, доски объявлений и другие источники, где налогоплательщик размещает информацию о себе, своих товарах, работах и услугах.

После сбора информации налоговики проводят глубокий предпроверочный анализ. Он включает несколько этапов:

Что анализируют

Для чего анализируют

Суммы исчисленных налогов и сборов и динамика их изменения

Чтобы выявить налогоплательщиков, у которых уменьшается сумма налоговых начислений (отрицательная динамика)

Суммы уплаченных платежей и их динамика

Чтобы проконтролировать полноту и своевременность уплаты налогов, выявить налогоплательщиков с растущей задолженностью перед бюджетом

Показатели бухгалтерской и налоговой отчетности

Чтобы выявить значительные отклонения от аналогичных показателей за прошлые периоды, отклонения от среднеотраслевых и региональных показателей, найти противоречия между отчетностью и информацией, имеющейся в распоряжении налоговиков

Факты и условия, влияющие на формирование налоговой базы

Чтобы принять решение о проведении выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на основании проведенного анализа. В ходе предпроверочного анализа инспекторы могут запрашивать у налогоплательщика документы и пояснения, позволяющие пролить свет на возникшие вопросы.

Мы рекомендуем никогда не игнорировать запросы и требования инспекторов. Возможно, именно благодаря полученным от вас пояснениям контроллеры примут решение не проводить выездную проверку. Кроме того, отсутствие ответов на запросы налогового органа само является самостоятельным основанием для рассмотрения вопроса о назначении проверки.

По каким причинам проводят выездную проверку

Анализ показателей деятельности компании налоговики проводят по критериям, разработанным чиновниками ФНС. Любой налогоплательщик может ознакомиться с ними. Критерии изложены в разделе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@). А в Приложении №2 к тому же Приказу те же критерии изложены более детализировано и с пояснениями. Вы можете скачать общедоступные критерии по ссылкам ниже:

Назовем основные причины, по которым контроллеры назначают выездную налоговую ревизию:

  1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднеотраслевой

Налоговая нагрузка – это отношение суммы уплаченных налогов к выручке.

Как сверять показатели налоговой нагрузки инспекторы уточнили в письме >>>. А вы можете посмотреть безопасные показатели.

  1. Убыточная бухгалтерская или налоговая отчетность на протяжении нескольких периодов

Для назначения выездной проверки достаточно отразить убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух лет подряд.

Смотрите образец ответа на вопрос налоговиков об убытке прошлых лет. Читайте подсказку экспертов >>>, о чем писать в пояснении, а о чем лучше умолчать.

  1. Высокая доля налоговых вычетов

Прежде всего, речь идет о вычетах по НДС. Если доля вычетов, заявленных в отчетности, превышает безопасный показатель, высока вероятность назначения выездной проверки.

Новые безопасные показатели вычетов по НДС вы сможете скачать в статье .

  1. Опережающие темпы роста расходов в сравнении с темпами роста доходов

Налоговики анализируют как минимум два – три года. Если расходы организации расту быстрее ее доходов, налоговая база неуклонно сокращается. Вследствие этого уменьшаются налоговые начисления и платежи в бюджет. Такой налогоплательщик – кандидат для проведения выездной проверки.

  1. Среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника не может быть ниже следующих значений:

  • Общефедерального минимального размера оплаты труда,
  • Если в регионе действует районный коэффициент или северная надбавка, МРОТ увеличивается на их значение,
  • Если в субъекте РФ подписано трехстороннее соглашение, местный МРОТ может оказаться больше общефедерального. В расчет нужно принимать большее из значений.

Проверка средней зарплаты перечисленным критериям – это необходимый минимум для снижения риска выездной проверки.

Значения МРОТ с 1 января 2019 года по субъектам РФ скачайте .

  1. Неоднократное приближение к показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы

Анализу подвергаются налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы. Показатели оцениваются за период не менее двух лет. Критичным считается приближение к пороговым значениям менее чем на 5%.

  1. Максимально близкие показатели суммы доходов и расходов у индивидуального предпринимателя

По данному критерию подвергаются анализу предприниматели – плательщики НДФЛ. Критичной считается ситуация, когда расходы составляют 83% и больше от суммы дохода за тот же период.

  1. Выстраивание цепочек посредников без разумных экономических или деловых причин

Наличие «цепочки контрагентов» не является самостоятельным основанием для назначения выездной проверки. Этот критерий рассматривается при наличии доказательств получения компанией необоснованной налоговой выгоды с помощью данной цепочки (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).

Необоснованной налоговой выгодой является уменьшение налоговой базы путем:

  • Получения налогового вычета,
  • Применения налоговой льготы,
  • Применения более низкой налоговой ставки и т.д.

Поводом для назначения проверки является совершение перечисленных действий незаконно с помощью «лишних» контрагентов.

Читайте >>>, какие претензии налоговики предъявляют к необоснованной выгоде, и как отбиться от их претензий.

  1. Отсутствие ответов на требования о представлении документов, запросы о представлении пояснений, неявки налогоплательщика по вызову налогового органа

Право контроллеров требовать документы и пояснения закреплено в ст.31 НК РФ. Отсутствие ответа от налогоплательщика является поводом для назначения выездной проверки. Тем более, если налогоплательщик не отвечает на требования систематически.

Умный календарь поможет не пропустить отчетные сроки >>>

  1. Неоднократная смена юридического адреса, «миграция» между налоговыми органами

Сама по себе смена юридического адреса не является преступлением. Часто она имеет разумное объяснение, например, экономия на арендных платежах, переезд в район с лучше развитой инфраструктурой и т.д. По мнению налоговиков, слишком частная смена юрадреса может свидетельствовать о возможных попытках уклонения от налогообложения.

Читайте в статье, какие проблемы >>> возникают у организаций из-за юридического адреса, и как их избежать или решить.

  1. Значительное отклонение показателя рентабельности компании от среднеотраслевого уровня

Инспекторы сверяют числовые показатели бухгалтерской отчетности организации со среднеотраслевыми значениями по данным Росстата. Отклонение более чем на 10% считается критичным.

В 2018 году ФНС обновила показатели безопасной налоговой нагрузки и рентабельности, подробности – в статье >>>

  1. Осуществление деятельности с высоким уровнем риска

Под деятельностью с высоким уровнем риска понимается получение необоснованной налоговой выгоды с применением различных незаконных схем: работа с фирмами-однодневками, дробление бизнеса без разумного экономического объяснения, занижение стоимости реализуемой недвижимости, получение незаконных налоговых вычетов и т.д.

Как налоговики распределяют компании по группам риска, читайте в статье . А пример того, как инспекторы выявляют фиктивное дробление бизнеса.

Это неполный перечень оснований, по которым могут назначить выездную проверку. Но если вы проверите свою компанию по этим критериям, то уже значительно снизите риски визита контроллеров.

Календарь бухгалтера. Изменения в работе со 2 полугодия 2020 годаскачать таблицу Дарим подарки до конца недели! Гость, Вам согласован счет на «Российский налоговый курьер» + подарок кухонный комбайн Оплатить картой 8 800 511 69 47

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;

6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.

Это, в частности:

  • большое количество документов, которые надо проверить;

  • большая продолжительность проверяемого периода;

  • большое количество проверяемых налогов;

  • несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

  • наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:

  • для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;

  • для проведения экспертизы;

  • для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

  • для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).

Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Методы проведения выездной налоговой проверки

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

  1. Сплошной

  2. Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.

В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

  • ведется ли налогоплательщиком учет;

  • наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

  • факт представления отчетности в налоговые органы.

2. Устанавливаются:

  • правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

  • факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

  • соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

3. Истребуются:

  • налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

  • документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

  • правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

  • правильность и полнота учета документов;

  • правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  • полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

  • своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.

Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

Виды выездной налоговой проверки

Выездные проверки бывают:

  • комплексные и тематические;

  • плановые и внеплановые.

При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

Окончание выездной налоговой проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.

Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.

Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.

Выделяют три основных требования к содержанию акта:

1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).

В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;

2) акт выездной налоговой проверки:

  • должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
  • не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;

3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Подписание акта выездной налоговой проверки

После составления акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Вручение акта выездной налоговой проверки

Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.

Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.

При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.

Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.