Правовое регулирование создания и деятельности унитарного предприятия

И. К. Куликова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Работа представлена кафедрой гражданского права.

Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов

В статье проанализированы и выявлены особенности правового регулирования создания унитарных предприятий.

The article provides the analyses of legal regulation of creation of unitary enterprises.

Унитарные предприятия представляют собой особый вид коммерческих организаций, являясь единственной организационно-правовой формой, в рамках которой могут действовать только государственные и муниципальные предприятия, а также единственной организационно-правовой формой, в рамках которой юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество. Указанные выше, а также иные особенности, характерные для данных субъектов гражданского оборота, оказывают существенное влияние на особенности их создания, реорганизации и прекращения деятельности.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее — Закон) собственник имущества унитарного предприятия имеет полномочия принимать решение о создании указанного предприятия. При этом на основании п. 2 ст. 113 ГК РФ закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имущество может на -ходиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 1 ст. 8 Закона учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Неделимость, цельность государственной или муниципальной основы, на которой осуществляется коммерческая деятель -ность унитарного предприятия, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у его учредителя, определяют унитарную природу этого юридического лица, исключающую возможность участия при создании унитарного предприятия соучредителей как в лице государственных образований (РФ, субъект РФ), так и негосударственных структур (муниципальные образования, юридические лица, физические лица). Принцип же разграничения государственной и муниципальной собственности нашел свое отражение в п. 4 ст. 2 Закона, согласно которому не допускается создание унитарных пред-

приятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Пункт 5 ст. 20 Закона развил указанный принцип применительно к унитарному предприятию, установив, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы другому собственнику.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются собственниками своего имущества, которое составляет материальную базу для их самостоятельного участия в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами. Выступление публично-правовых образований в гражданских правоотношениях имеет ряд существенных особенностей, которые выражаются в особой правовой регламентации законом случаев, способов и порядка такого участия.

Одной из особенностей правового регулирования участия указанных субъектов в гражданско-правовых отношениях является то, что в таких отношениях от их имени выступают их органы — органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Конкретные государственные и муниципальные органы, осуществляющие правомочия собственника имущества унитарных предприятий, определяются нормативными правовыми актами органов власти соответствующих публичных субъектов.

Так, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 940 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного предприятия» устанавливалось, что «полномочия собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий осуществляют : федеральные органы исполнительной власти в отношении федеральных государ-

ственных предприятий, находящихся в их ведении, а также Министерство имущественных отношений Российской Федерации»2 .

В соответствии с Законом решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов; решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федера-ции или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов; а федеральное казенное предприятие учреждается только решением Правительства Российской Федерации.

Новым положением Закона является предоставление органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления права на учреждение соответственно казенного предприятия субъекта Российской Федерации и муниципального казенного предприятия. Следует отметить, что ранее, еще в п. 11 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», было рекомендовано создавать казенные предприятия на базе государственных (муниципальных) предприятий, относящихся к собственности субъектов РФ и муниципальных образова-ний. Однако Гражданский кодекс РФ допускал создание только федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК РФ). Теперь редакция ст. 115 ГК РФ изменена. В соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ на базе государственного и муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Кроме того, Законом предусмотрен конкретный перечень оснований создания государственных и муниципальных предприятий и казенных предприятий.

Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 10243, одним из средств достижения эффективного управления государственным унитарными предприятиями предусмотрено принятие решений о создании унитарных предприятий, предмет и цели деятельности которых соответствуют целям государства, и определение круга и количества существующих унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций. В частности, в Концепции было определено, что для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в том числе казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могли быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Государственная регистрация государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»4, однако с особенностями, указанными в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Подобный специальный порядок характерен и для других видов юридических лиц, например: кредитных организаций, общественных объединений, политических партий.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. Следует отметить, что решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Данное требование законодательства связано с тем, что унитарное предприятие является единственным видом коммерчес -ких организаций, имеющим специальную правоспособность.

В том случае, если унитарное предприятие было создано для осуществления конкретного вида деятельности, цель его создания может совпадать с основанием его создания. Получение прибыли является одной из основных целей унитарных предприятий.

Предмет деятельности унитарного предприятия включает в себя перечень видов деятельности, которые оно имеет право осуществлять. Предмет деятельности определяет границы специальной правоспособности унитарных предприятий и позволяет в конкретных случаях определить состав имущества, которое необходи-

мо закрепить за создаваемым предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Итак, после рассмотрения некоторых аспектов законодательства об унитарных предприятиях становятся понятными существующие особенности, связанные в том числе с созданием унитарных предприятий. Данные особенности обусловлены прежде всего природой самого унитарного предприятия, действующего на основе ограниченного вещного права и обладающего специальной правоспособностью в соответствии с целями деятельности, определяемыми собственником.

ПРИМЕЧАНИЯ

Вопрос

Согласно п.16 ч.1 ст.20 №161-ФЗ от 14.11.2002 собственник имущества унитарного предприятия (УП) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно ч.4 ст.5 №307-ФЗ от 30.12.2008 договор с аудиторской организацией (АО) заключается путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса… ч.2 ст.5 №307-ФЗ от 30.12.2008 гласит, что обязательный аудит проводится ежегодно. Проведение аудита УП является обязанностью или желанием собственника, каким внутренним документом закрепляется, какой документ объясняет это в Федеральном законодательстве? Каким образом собственник принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (внутренний приказ, постановление, распоряжение, самостоятельное проведение конкурса или наделение УП полномочиями в проведении конкурса).

Ответ

Новые правила работы после COVID-19 на год вперед

Заказчики и поставщики в конце апреля получили новые поправки в закон, которые облегчают проведение закупок. Среди них было уменьшение финансового бремени участников, замена ряда обязанностей правами, что раньше было несвойственно Закону № 44-ФЗ. Поправки вступают в силу поэтапно — до середины следующего года. Чтобы показать, какие изменения заказчики должны включить в документацию, проекты контрактов и извещения, мы подготовили таблицу. В ней перечислены все изменения, которые нужно включить в документы для закупок. А также список новых прав и обязанностей заказчика.

Читать статью

Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия принимает решение собственник имущества такого унитарного предприятия.

Унитарное предприятие обязано проводить обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если собственник имущества унитарного предприятия принял решение о проведении обязательного ежегодного аудита унитарного предприятия.

Данный вывод следует из ч. 1 ст. 26 Закона № 161-ФЗ.

Собственник имущества унитарного предприятия осуществляет обязательный аудит на основании своего решения. Размер оплаты на проведение аудита должен быть определен на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

При проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие.

Письмо Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 № Д06-1874

«…1. По вопросу проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственным унитарным предприятием сообщаем следующее.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируются специальным законом — Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ).

В ст.20 Закона № 161-ФЗ закреплены основные права собственника имущества унитарного предприятия, в том числе право принимать решение о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг.

В свою очередь, в соответствии с ч.1 ст.26 Закона № 161-ФЗ бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия.

Таким образом, по вопросу о необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия необходимо обращаться к собственнику имущества такого государственного унитарного предприятия.

2. По вопросу, является аудит обязательным или инициативным в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в соответствии с п.16 ч.1 ст.20 Закона № 161-ФЗ, сообщаем следующее.

Пунктом 16 ч.1 ст.20 Закона № 161-ФЗ установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Аудиторская деятельность регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно.

Таким образом, по мнению Департамента, в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности указанного предприятия такой аудит будет являться обязательным. …»

Письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 № Д28и-1624

«…В частности, отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-Ф3).

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-Ф3 договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

При этом заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Вместе с тем согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Таким образом, при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или индивидуального аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для муниципального унитарного предприятия заказчиком будет является непосредственно само муниципальное унитарное предприятие. …»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения единого подхода к составлению, утверждению и установлению показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Новошахтинска (далее — муниципальные унитарные предприятия), повышения эффективности их работы, выявления и использования резервов, усиления контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

1.2. Настоящий Порядок определяет:

1.2.1.этапы подготовки и утверждения планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее — программа деятельности предприятия);

1.2.2. состав показателей, величины которых подлежат обязательному отражению в программах деятельности предприятия, в том числе состав утверждаемых показателей эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;

1.2.3. последовательность действий должностных лиц и отраслевых (функциональных) органов Администрации города Новошахтинска, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления, при составлении и утверждении программ деятельности предприятий;

1.2.4. порядок осуществления контроля за достижением утвержденных показателей и выполнением программ деятельности предприятий, в том числе периодичность, состав и перечень представляемой отчетности руководителями муниципальных предприятий о деятельности последних.

1.3. Документом, определяющим цели и задачи муниципального унитарного предприятия на очередной финансовый год, а также способы их достижения, является программа деятельности предприятия (форма программы приведена в приложении к настоящему Порядку).

Программа деятельности предприятия представляет собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности муниципального унитарного предприятия в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом.

Значения показателей экономической эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия устанавливаются (утверждаются) поквартально нарастающим итогом.

2. Порядок разработки и утверждения

программ финансово-хозяйственной деятельности предприятий

2.1. Руководители муниципальных унитарных предприятий ежегодно обеспечивают разработку проектов программ деятельности предприятия на год с поквартальной разбивкой, пояснительной запиской и до 1 августа (до начала планируемого года) представляют их в трех экземплярах заместителю Главы Администрации города Новошахтинска, осуществляющему координацию деятельности по курируемому направлению.

Вместе с проектом программы деятельности предприятия, разработанной по установленной форме, представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

2.2. Заместитель Главы Администрации города Новошахтинска, осуществляющий координацию деятельности по курируемому направлению, на основании проведенного анализа представленного проекта программы, рассматривает обоснованность и утверждают её, либо направляет свои замечания и предложения в адрес руководителя муниципального унитарного предприятия для корректировки данной программы.

2.3. Утвержденные заместителями Главы Администрации города Новошахтинска программы в срок до 1 ноября (до начала планируемого года) доводятся до исполнения муниципальным унитарным предприятиям. При этом один экземпляр программы остается у соответствующего заместителя Главы Администрации города Новошахтинска, второй экземпляр направляется муниципальному унитарному предприятию, третий экземпляр передается Комитету по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска.

2.4. В течение планируемого года утвержденные программы деятельности предприятий при необходимости могут уточняться. В случае уточнения заместитель Главы Администрации города Новошахтинска, осуществляющий координацию деятельности по курируемому направлению, вносит в программы соответствующие изменения и представляет их для исполнения лицам, указанным в п. 2.3. настоящего Порядка.

2.5. Основанием для уточнения программ деятельности предприятий являются:

2.5.1. корректировка в течение планируемого года бюджетных средств, предусмотренных для предприятия;

2.5.2. изменение объема и номенклатуры оказываемых услуг;

2.5.3. изменение экономических условий: цен на материалы, топливо, тарифов на энергоресурсы, переоценка основных средств, изменение норм амортизационных отчислений, налогового законодательства и прочее.

3. Контроль за выполнением

программ деятельности предприятий

3.1. Муниципальные предприятия организуют свою работу в соответствии с утвержденными и согласованными программами деятельности предприятия, ответственность за выполнение которых несет руководитель муниципального предприятия.

Непосредственный контроль за выполнением программ деятельности предприятий осуществляет Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска.

3.2. Муниципальные предприятия предоставляют отчеты с материалами, указанными в п.п. 3.2.1 и 3.2.2 настоящего Порядка, в Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска:

3.2.1. Ежеквартальные — не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом предоставляются:

— копии бухгалтерской отчетности (формы NN 1 — 5) с отметкой налогового органа;

— отчеты о выполнении программ, включающие в себя сравнение фактически достигнутых показателей с их плановыми значениями, в том числе с приложением пояснительных записок о допущенных отклонениях фактических показателей от утвержденных с анализом причин отклонения;

— сведения о кредиторской и дебиторской задолженности: общая сумма, в том числе просроченная, полный перечень организаций и предприятий с суммой просроченного долга более 50 тыс. рублей (с указанием суммы долга);

— справку о проводимой претензионно-исковой работе по взысканию задолженности;

— сведения о наложении ареста на имущество;

— сведения о недвижимом имуществе предприятия, не используемом в производственных целях;

— информацию о фонде оплаты труда за отчетный период;

— сведения о задержке выплаты заработной платы;

— сведения о среднесписочной численности работающих;

— сведения по движению кадров;

— сведения о наличии признаков банкротства (с указанием на меры, принятые руководителем в целях финансового оздоровления).

— сведения о формировании фондов, предусмотренных Уставом, и направлениях использования прибыли;

— сведения об изменениях в структуре выполняемых работ и услуг, в том числе с указанием прочих видов деятельности.

3.3. Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска анализирует представленные муниципальными предприятиями материалы и подготавливает сводный отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий для представления Мэру города Новошахтинска.

Приложение

Статья 7.2. Государственная компания

(введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
1. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.
2. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.
3. Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
4. Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.
5. Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.
6. В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

оглавление |