Претензия к перевозчику, образец

При отправлении груза транспортной компанией клиент всегда идет на определенный риск. При транспортировке не исключены форс-мажорные ситуации, в результате которых собственность отправителя может быть повреждена, испорчена, безвозвратно утеряна.

Транспортная компания, принимая от клиента груз, берет на себя и полную ответственность за него. Грузополучатель при неудовлетворении качеством или сроками оказанной услуги вправе обратиться к грузоперевозчику с претензией по возмещению нанесенного ущерба.

В Российской Федерации существует порядок досудебного разрешения правоотношений между транспортной компанией и клиентом. Если, в соответствии с действующим законодательством, в досудебном порядке конфликт решить не удается, можно писать заявление в суд.
Досудебное решение вопроса начинается с составления претензии клиента о порче, утрате груза или о нарушении сроков и правил его выдачи.

Как написать претензионное письмо в транспортную организацию?

При получении груза, прежде всего, необходимо вместе осмотреть целостность упаковки, проверить сопроводительные документы. Все недостатки и замечания следует зафиксировать в двустороннем акте в присутствии экспедитора или сотрудника склада.

По возможности нужно сделать фотографии всех повреждений: как упаковки, так и содержимого и прописать об этом и в акте.

На основании двустороннего акта и сделанной фото фиксации повреждений можно составлять претензию в адрес грузоперевозчика.

Претензия может быть составлена в свободной форме, но обязательно должна содержать:

  • Реквизиты грузоперевозчика и грузополучателя;
  • Дату и место выдачи груза;
  • Стоимость транспортированного груза, подтвержденную документами;
  • Описание характера повреждений;
  • Обстоятельства обнаружения порчи, недостачи и других недостатков.

В конце необходимо поставить подпись с расшифровкой и число. Следует уточнить, что при не разрешении ситуации в претензионном порядке, заявитель имеет право обратиться в суд.

Претензия в транспортную компанию составляется в двух экземплярах. Первый остается у грузоперевозчика. Второй с подписью, расшифровкой подписи и датой получения претензии сотрудником компании остается у клиента.

В некоторых случаях претензию можно направить по почте заказным письмом. Оно должно содержать опись вложения и уведомление о вручении.

Как сделать возврат некачественного товара в магазин?

О том, как сделать возврат товара с чеком,

В каких случаях можно подать претензию в компанию, занимающуюся перевозками?

Заказывая услугу по перевозке груза, мало кто задумывается, что в дороге что-то может случиться. Но бывает так, что посылку привозят с повреждениями или не привозят совсем. Как правило, грузоперевозчики идут навстречу клиентам, и вопрос регулируется мирным путем. Но обязательно должна быть составлена претензия.

Согласно ст. 797 ГК РФ, до того, как писать исковое заявление в суд, клиент должен обратиться в транспортную компанию с претензией. Претензия к транспортной компании является основным инструментом защиты прав клиента. Ведь часто водители не признают вины, да и транспортируемые вещи редко застрахованы. Претензия должна быть составлена грамотно и основываться на двустороннем акте приема товара.

При получении посылки от курьера или со склада, прежде всего, следует внимательно осмотреть состояние упаковки, затем вскрыть и проверить содержимое. Если обнаружены повреждения, составляется акт, в котором подробно описываются все дефекты и обстоятельства.

Что же является основанием для составления акта и предъявления претензии?

Законодательно закреплены следующие причины:

  • Повреждение упаковки или груза;
  • Обнаруженное расхождение в количестве мест;
  • Нарушение заранее согласованных сроков доставки;
  • Порча содержимого при транспортировке.

Составление претензии должно быть обосновано объективными и достоверными фактами.

Сроки подачи рассматриваемой претензии

Сроки доставки груза могут быть различными и зависят от дальности расстояния, количества перегрузок и смены видов транспортных средств. При этом не исключены повреждения, обнаружить которые возможно лишь при вскрытии упаковки.

В зависимости от вида транспорта, которым доставлялся груз, расстояния доставки и характера порчи имущества, законодательно установлены следующие сроки предъявления претензии:

  1. При полной утрате груза – по прошествии 30 дней с момента завершения срока его доставки или 10-ти дней в случае доставки воздушным транспортом. Если доставка осуществлялась смешанным способом, то после 4-х месяцев с момента приема груза.
  2. При повреждении или частичной утрате имущества – со дня получения груза.
  3. При нарушении заранее оговоренных сроков доставки – со дня завершения срока доставки.

Претензия в отношении ущерба, нанесенного имуществу, предъявляется в течение 6 месяцев. По возмещению прочих убытков, таких, как штрафы и пеня претензию следует предъявить в 45-дневный срок.

Законодательно утвержденный срок рассмотрения претензии транспортной компанией составляет 30 дней со дня ее получения.

Если в указанный срок заявитель не получил письменного ответа, можно подавать иск в суд.

Была ли Запись полезна? 129 из 166 читателей считают Запись полезной.

Претензионный порядок — составляющая часть предъявления требований к перевозчику груза (грузобагажа).

Отсутствие письменной претензии, предъявленной в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, делает невозможным заявление к перевозчику судебного иска (п. 1 ст. 797 ГК).

Обязательная претензионная процедура дает перевозчику возможность своевременно расследовать допущенные нарушения, собрать необходимые доказательства, что во многих случаях ведет к удовлетворению требований грузовладельца без обращения в судебные органы, существенной экономии средств и времени.

По указанным причинам претензии могут заявляться также и пассажирами. Однако обязанность пассажира предъявлять претензию установлена лишь КВВТ (ст. 161) и УАТ (ст. 158). Для требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, претензионного порядка не предусмотрено, однако на практике такие претензии заявляются.

Претензии, вытекающие из перевозки груза, предъявляют отправитель, получатель, а также (по общему правилу) страховщик, выплативший страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств.

Между тем Воздушный кодекс (ст. 125) умалчивает, например, о праве грузоотправителя на предъявление претензий. КТМ допускает возможность отправителя и получателя передавать свои права на предъявление претензии и иска, но только друг другу, страховщику и транспортно-экспедиторской организации посредством специальной переуступочной надписи на транспортном документе (ст. 404).

Схожую норму содержит УАТ (ст. 161). Претензии заявляются, как правило, транспортной организации (ее филиалу), осуществлявшей перевозку или выдавшей груз в месте назначения. От претензии следует отличать заявление с просьбой о розыске груза, не прибывшего в пункт назначения, поскольку его содержание не удовлетворяет требованиям, установленным для претензий.

На практике в случае несохранности груза транспортные организации нередко ссылаются на ответственность отправителя. Поэтому когда из обстоятельств дела с достаточной очевидностью не вытекает наличие ответственности только одного перевозчика, получатели груза адресуют свои претензии одновременно и грузоотправителю, который, например, ненадлежаще затарил груз, что вызвало его несохранность. Основанием предъявления таких претензий является не нарушение договора перевозки, а несоблюдение обязательств отправителя в отношении получателя по купле-продаже, поставке и др. (см. об этом § 3 настоящей главы).

Транспортным законодательством предусмотрены требования о предоставлении документов, которыми заявитель должен обосновать свою претензию. Так, в ст. 120 УЖТ дан подробный перечень возможных претензий с указанием документов, которые следует приложить, и сведений, которые должны в них содержаться. Претензии необходимо заявлять, как правило, по каждой отправке с приложением подлинника транспортного документа, коммерческого акта или жалобы на отказ в его составлении, обоснования и расчета суммы претензии.

Претензионный порядок предусматривается и при предъявлении требований перевозчику в связи с нарушением обязательств по подаче транспортных средств, использованию подвижного состава или контейнеров грузовладельцев, других обязательств, не вытекающих из договора перевозки, но связанных с организацией транспортного процесса (ст. 120 УЖТ, ст. 158, 163 УАТ, подп. 5 п. 4 ст. 161 КВВТ).

В случае полного или частичного отклонения претензии грузовладельца или неполучения на нее ответа в 30-дневный срок к перевозчику может быть предъявлен иск (п. 2 ст. 797 ГК). ГК не определяет срока на заявление самой претензии. Этот вопрос решается транспортными уставами и кодексами по-разному. В силу ст. 406 КТМ и ст. 161 КВВТ претензии заявляются в течение срока исковой давности (см. ниже). При этом только КТМ предусмотрено, что на время рассмотрения претензии перевозчиком течение срока исковой давности приостанавливается (ст. 407).

Согласно ст. 123 УЖТ, ст. 163 УАТ и ст. 126 Воздушного кодекса претензии должны заявляться в течение 6 месяцев. УЖТ и УАТ предусмотрен также 45-дневный срок для заявления претензий о штрафах и пени. Арбитражные суды не рассматривают указанные сокращенные сроки как пресекательные, предъявление претензии за рамками этих сроков не является основанием к возвращению искового заявления*(148). Кроме того, УЖТ и Воздушный кодекс предусматривают право самого перевозчика принять к рассмотрению претензию по истечении установленных сроков, если причина их пропуска будет признана им уважительной.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, согласно п. 3 ст. 797 ГК составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Таким моментом является, как правило, день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии (ст. 125 УЖТ, п. 2 ст. 164 КВВТ). Однако на отдельных видах транспорта этот момент определяется по-другому.

Так, согласно п. 2 ст. 128 Воздушного кодекса течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузовладельцем ответа на претензию, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки.

По требованиям возмещения ущерба за утрату груза на морском транспорте согласно п. 2 ст. 408 КТМ срок исковой давности исчисляется по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, а в смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Для требований в связи с перевозкой багажа УЖТ предусматривает давность в один год со дня наступления соответствующего события (ст. 125). На других видах транспорта в силу специальных указаний уставов и кодексов (п. 3 ст. 164 КВВТ) либо в силу отсутствия таковых применяется общий срок исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК).

На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажиров, сроки исковой давности не распространяются. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска. Такой, вытекающий из ст. 208 ГК порядок основан на ст. 800 ГК, которая, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК), изымает ее из сферы специального транспортного законодательства.

Для исков транспортных организаций к грузовладельцам срок давности в силу общей редакции п. 3 ст. 797 ГК составляет один год. Для возможных исков к пассажирам УЖТ (ст. 126), КВВТ (ст. 164) также предусматривают давность в один год. На других видах транспорта специальных норм по этому поводу нет, поэтому должен применяться общий срок, установленный ст. 196 ГК, — 3 года. Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозок, подлежат приостановлению, перерыву и восстановлению согласно общим нормам ГК (гл. 12). Законом предусмотрена выплата процентов на сумму признанной перевозчиком претензии или сумму, выплачиваемую по решению суда (ст. 395 ГК, ст. 413 КТМ, ст. 168 УАТ).