При заключении контракта

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Здравствуйте, Евгения!

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в соответствии с положениями ч. 2 ст. 34 при заключении и исполнении контракта не допускает изменение его условий. Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 34, 95 данного закона.

К тому же, как гласит ч. 1 ст. 95, не допускается при исполнении
контракта изменение его существенных условий. Опять же кроме случаев,
перечисленных в этой части статьи, когда стороны могут изменить условия по
соглашению. Причем надо добавить, что перечень таких случаев, закрепленный Законом № 44-ФЗ, является исчерпывающим.

В иных случаях, подвергаются изменению существенные условия контракта или нет, закон не предусматривает возможности их изменения.

Приведенная в вопросе ситуация не отнесена Законом № 44-ФЗ к случаям, когда допускается изменение условий контракта. Следовательно, формально заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении даты договора может быть признано контролирующим органом нарушением Закона № 44-ФЗ и повлечь административную ответственность.

Однако, отметим, что, несмотря на то что содержание такого реквизита договора, как дата его заключения, имеет существенное практическое значение (например, дата заключения договора может определять момент возникновения предусмотренных им обязательств или срок их исполнения, а применительно к положениям Закона № 44-ФЗ — с учетом указанной в договоре даты может быть осуществлена проверка соблюдения заказчиком срока заключения договора, установленного в ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), реквизит «дата заключения договора» относится к обстоятельствам заключения договора, а не к его условиям. Поэтому мы не можем
исключить вероятность иного подхода, если соглашение об изменении даты договора заключается сторонами лишь в целях устранения технической ошибки, допущенной при подписании договора. Если стороны договора смогут подтвердить, что фактически договор был заключен в установленные Законом № 44-ФЗ сроки, то очевидно, что изменение соответствующих условий направлено исключительно на устранение допущенного нарушения. Полагаем, что при таких обстоятельствах формально не соответствующие Закону № 44-ФЗ действия сторон по заключению дополнительного соглашения к договору не должны квалифицироваться как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Однако с учетом вышеизложенного однозначно оценить правовые последствия таких действий мы не можем. За официальными разъяснениями вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ.

Также считаем целесообразным обратить внимание на следующее. В рассматриваемой ситуации договор подписан обеими сторонами без оформления протокола разногласий. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ в ЕИС размещается контракт в том виде, в каком был оформлен проект контракта, подписанный обеими сторонами. При этом подписанный заказчиком, но не размещенный в Единой информационной
системе контракт не считается заключенным. Соответственно, если контракт
подписан обеими сторонами, на официальном сайте он должен быть размещен в том виде, в каком был подписан, в данном случае — с ошибочно оформленной датой. Внесение изменений в договор в таком случае возможно только после его размещения на официальном сайте. Информация об изменении договора должна быть размещена заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения договора (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, поскольку информация о дате заключения договора подлежит включению в реестр контрактов

(п. 5 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ), то в силу ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в случае заключения указанного в вопросе соглашения заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты его заключения направить соответствующую информацию в Федеральное казначейство для ее внесения в реестр контрактов (см.также п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, Вы можете заказать развернутую консультацию в чате выбранного юриста. Хорошего Вам дня.

Вопрос: Какие выплаты предусмотрены военнослужащим — женщинам при убытии в социальные отпуска по беременности и родам?

Ответ: Военнослужащие женского пола при убытии в социальные отпуска по беременности и родам вместо выплаты им основных и ежемесячных добавочных видов денежного довольствия обеспечиваются необлагаемым подоходным налогом пособием по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере суммы основных и ежемесячных добавочных видов денежного довольствия, причитающихся за период указанного отпуска, но за каждый календарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу наступления социального отпуска по беременности и родам, и не менее минимального размера пособия по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно при убытии военнослужащих в отпуск по беременности и родам в сроки, установленные для выплаты денежного довольствия.

В случае увеличения норм (размеров) денежного довольствия, изменения порядка его выплаты в период указанного отпуска осуществляется перерасчет пособия по беременности и родам и (при необходимости) соответствующая его доплата.

Вопрос: Я завершаю обучение в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь». Претендую на диплом с отличием. Предусмотрены ли какие-либо выплаты за окончание военного учебного заведения с отличием?

Ответ: В соответствии с главой 34 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054, за окончание военного учебного заведения с отличием предусмотрена выплата единовременного денежного вознаграждения в размере одного оклада денежного содержания, а за окончание военного учебного заведения с отличием и вручением золотой медали – двух окладов денежного содержания.

Оклад денежного содержания состоит из оклада по воинскому званию и должностного оклада, размеры которых для выплаты вознаграждения определяются на дату окончания военного учебного заведения.

Вознаграждение выплачивается в воинских частях, в которые назначены для дальнейшего прохождения военной службы офицеры-выпускники.

Вопрос: Предусмотрены ли какие-нибудь меры материального стимулирования курсантов за отличную и хорошую учебу?

Ответ: Да.

Для материального стимулирования курсантов военных учебных заведений за отличную и хорошую учебу или иные достижения предусмотрены следующие меры:

1. Установление повышенных должностных окладов. Так, в соответствии с приказом начальника военного учебного заведения, курсантам с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания экзаменационной сессии, должностные оклады повышаются:

на 50 % – имеющим по результатам прошедшей экзаменационной сессии итоговые оценки (по каждому предмету обучения, выносимому на экзаменационную сессию) не ниже «9»;

на 25 % – имеющим по результатам прошедшей экзаменационной сессии итоговые оценки (по каждому предмету обучения, выносимому на экзаменационную сессию) не ниже «7»;

2. Премирование. Наиболее отличившиеся курсанты могут премироваться разовой премией за особые отличия в воинской службе приказами Министра обороны Республики Беларусь, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь – первого заместителя Министра обороны Республики Беларусь, заместителя Министра обороны Республики Беларусь по представлениям соответствующих начальников военных учебных заведений;

3. Награждение ценными подарками или деньгами. Начальники военных учебных заведений имеют право в установленном порядке награждать ценными подарками или деньгами отличившихся, в том числе в учебе, курсантов, либо представлять их к награждению вышестоящим начальникам.

Вопрос: Я заключил очередной контракт на прохождение военной службы на 5 лет. Положена ли мне выплата вознаграждения при заключении контракта, и в каком размере?

Ответ: Указ Президента Республики Беларусь от 17 августа 2015 г. № 355 «О мерах стимулирования военнослужащих и сотрудников военизированных организаций» предусматривает выплату единовременного денежного вознаграждения при заключении второго (последующих) контракта военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и прослужившим не менее 5 календарных лет (за исключением периодов обучения в очной форме получения образования в указанных учреждениях образования), в следующих размерах:

для заключивших контракт на срок от 3 до 5 лет – 10 базовых окладов;

для заключивших контракт на 5 и более лет – 35 базовых окладов.

Таким образом, при соблюдении названных условий, Вы имеете право на выплату единовременного денежного вознаграждения в размере 35 базовых окладов.

Вопрос: Я военнослужащая, нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. В период нахождения в указанном отпуске у меня истекает срок действия контракта о прохождении военной службы, и я планирую заключить новый контракт на 5 лет. Прошу пояснить, положена ли мне выплата единовременного денежного вознаграждения при заключении контракта о прохождении военной службы?

Ответ: Пунктом 138 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186, предусмотрено, что отпуск по уходу за детьми предоставляется без сохранения денежного довольствия.

В соответствии с частью второй пункта 8 Положения о порядке выплаты, расчета и возмещения единовременного денежного вознаграждения при заключении контракта о прохождении военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Республики Беларусь от 13 ноября 2015 г. № 1459, выплата вознаграждения военнослужащим, утратившим право на получение должностного оклада, осуществляется после возобновления указанного права.

Таким образом, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, при нахождении в отпуске по уходу за детьми, выплата вознаграждения производится после выхода из указанного отпуска (в том числе досрочного возвращения из него).

Выплата вознаграждения при этом производится в полном размере.

При этом базовый оклад для исчисления вознаграждения применяется в размере, действующем на дату возникновения у военнослужащего права на получение данного вознаграждения (дату вступления в силу контракта о прохождении военной службы).

Вопрос: Являюсь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Представил рапорт на оказание мне материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями и рапорт на выплату пособия на оздоровление в связи с необходимостью лечения члена моей семьи. По плану убываю в отпуск в августе с.г. Подскажите, пожалуйста, могу ли я получить материальную помощь и единовременное пособие на оздоровление в данном случае, и какие подтверждающие документы необходимо предоставить для подтверждения необходимости лечения члена моей семьи?

Ответ: Порядок и условия выплаты единовременного пособия на оздоровление военнослужащим определен Положением о порядке и условиях выплаты единовременного пособия на оздоровление военнослужащим Вооруженных Сил, утвержденным приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054 (далее – Положение о пособии на оздоровление).

В соответствии с пунктом 6 Положения о пособии на оздоровление выплата единовременного пособия на оздоровление осуществляется:

1. при предоставлении военнослужащим отпусков (кроме социальных отпусков: для сдачи вступительных экзаменов в учреждения среднего специального, высшего и послевузовского образования; в связи с обучением в учреждениях среднего специального, высшего и послевузовского образования; для работы над диссертацией, написания учебников и в других случаях, предусмотренных законодательством; по уважительным причинам личного и семейного характера);

2. в случае необходимости оздоровления (лечения) военнослужащего или членов его семьи;

3. в декабре.

Для получения единовременного пособия на оздоровление военнослужащий представляет рапорт, в котором указывается причина необходимости получения данного пособия (в Вашем случае – лечение члена семьи).

В Положении о пособии на оздоровление перечни документов, подтверждающих необходимость оздоровления (лечения), а также перечни заболеваний, являющихся основанием для выплаты единовременного пособия на оздоровление, не определены.

Решение о выплате единовременного пособия на оздоровление принимает соответствующий командир (начальник).

Командир (начальник), принимающий решение о выплате единовременного пособия на оздоровление, имеет право потребовать от военнослужащего предоставление документов, подтверждающих необходимость лечения члена его семьи, которые сам командир (начальник) сочтет основательными.

Порядок и условия оказания материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями (далее – материальная помощь) определен Положением о порядке и условиях оказания материальной помощи военнослужащим Вооруженных Сил, утвержденным приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054 (далее – Пособие о материальной помощи).

В соответствии с пунктом 6 Положения о материальной помощи оказание материальной помощи осуществляется по решению соответствующего командира (начальника) в связи с непредвиденными материальными затруднениями, возникшими у военнослужащего.

Для получения материальной помощи военнослужащий имеет право один раз в календарном году в любое время представить рапорт, в котором указываются возникшие у военнослужащего непредвиденные затруднения.

В Положении о материальной помощи перечень непредвиденных материальных затруднений, являющиеся основанием для оказания материальной помощи, не определен.

Решение о выплате материальной помощи принимает соответствующий командир (начальник).

Вопрос: В текущем году я написал рапорт на получение единовременного пособия на оздоровление и материальной помощи за прошлый год, но в финансовом органе мне отказали в их выплате. Правомерно ли это, ведь в прошлом году я указанные выплаты не получал?

Ответ: В соответствии с Положением о порядке и условиях выплаты единовременного пособия на оздоровление военнослужащим Вооруженных Сил и Положением о порядке и условиях оказания материальной помощи военнослужащим Вооруженных Сил, утвержденными приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054, единовременное пособие на оздоровление и материальная помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями не выплачиваются в текущем календарном году за истекший календарный год, если в истекшем календарном году военнослужащий не обращался в установленном порядке за их получением, в связи с чем приказ командира (начальника) о выплате в течение истекшего календарного года не издавался.

Поскольку в истекшем году Вы не обратились в установленном порядке за получением указанных выплат, право на их получение в текущем году Вы не имеете. В выплате Вам было отказано законно.

Вопрос: В связи с назначением на должность я переехал на новое место жительства в другой город. В каком размере мне будет выплачено подъемное пособие? Какие документы необходимо предоставить для получения подъемного пособия?

Ответ: В соответствии с пунктом 279 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054, подъемное пособие выплачивается в размере одного оклада денежного содержания на самого военнослужащего и 0,25 оклада денежного содержания на каждого члена семьи.

Подтверждающим факт переезда на новое место жительства является один из указанных документов:

справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;

справка о месте жительства;

справка о месте жительства и составе семьи;

договор найма.

В случае если информация, содержащаяся в документах, не подтверждает факт переезда на новое место жительства, военнослужащий вправе дополнительно представить иные документы, подтверждающие такой факт.

Вопрос: Предусмотрена ли какая-нибудь доплата (выплата) за нахождение на службе сверх времени, установленного в регламенте служебного времени?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054, военнослужащим за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, объявленные в соответствии с законодательством нерабочими, дополнительная оплата не осуществляется.

Вопрос: В июне я был оштрафован ГАИ за превышение скорости. Правда ли, что теперь меня еще и лишат премии? Если да, то почему, ведь я уже наказан штрафом?

Ответ: В соответствии с пунктом 11.2 пункта 11 Положения о порядке и условиях премирования военнослужащих Вооруженных Сил, утвержденного приказом Министра обороны Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1054, ежемесячной премии лишаются военнослужащие, которые в истекшем месяце привлекались к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с исполнением обязанностей военной службы.

Из Вашего вопроса следует, что в июне к Вам применялось административное взыскание в виде штрафа за административное правонарушение, однако, ежемесячной премии за июль Вас лишат только в том случае, если Вы совершили данное административное правонарушение управляя служебным автомобилем.

Если Вы были привлечены к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения на личном автомобиле, то ежемесячной премии Вы лишены не будете, поскольку совершенное административное правонарушение не связано с исполнением Вами обязанностей военной службы.

Вопрос: Положена ли выдача аванса перед убытием на полевой выход, и в какие сроки обязаны выплатить полевые?

Ответ: В соответствии с пунктом 101 Инструкции о порядке выплаты полевых военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил и транспортных войск, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1060, выдача под отчет денежных средств в счет предстоящей выплаты полевых осуществляется только личному составу, направляемому на полевой выход за пределы Республики Беларусь. Личному составу, направляемому на полевой выход в пределах Республики Беларусь, аванс не выдается.

В соответствии с пунктом 10 этой Инструкции выплата полевых осуществляется в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь для выплаты денежного довольствия (заработной платы).

Вопрос: Ранее я проходил военную службу, а затем работал в воинской части. В настоящее время я собираю документы для оформления трудовой пенсии. Подскажите, пожалуйста: куда мне следует обращаться за справками о фактическом заработке?

Ответ: В соответствии со статьей 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. N 1596-XII «О пенсионном обеспечении» пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка за установленный период работы до выхода на пенсию.

Законодательством установлено, что размер фактического заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, за периоды работы после 1 января 2003 г. – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Справки о размере заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. выдаются на основании первичных бухгалтерских документов о начисленной и выплаченной заработной плате, в частности, лицевых счетов и расчетных ведомостей.

За справкой о фактическом заработке гражданин должен обращаться прежде всего к работодателю. В случае прекращения деятельности работодателя – к его правопреемнику, при отсутствии правопреемника – в архив или орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы.

При отсутствии правопреемника граждане, работавшие в воинских частях (организациях) Вооруженных Сил, за справками о фактическом заработке должны обращаться в Центральный архив Министерства обороны Республики Беларусь (далее – Центральный архив) по адресу: 220021, г. Минск, ул. Кулешова, 1а.

При отсутствии документов в Центральном архиве граждане, работавшие в воинских частях (организациях) до 1 мая 1992 г., за справками могут обратиться в Федеральное казенное учреждение «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» по адресу: 142100, г. Подольск Московской обл., ул. Кирова, 74.

В случае невозможности оформления справки о заработке, в связи с утратой документов о начислении и выплате заработной платы, гражданин вправе обратиться в суд по месту жительства с исковым заявлением об установлении факта получения заработной платы за конкретный период.

Порядок подтверждения заработка решением суда разработан Верховным Судом Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (письмо Верховного Суда Республики Беларусь от 16.03.2006 № 01-10).

При разрешении вопроса в отношении размера заработной платы для расчета пенсии, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Законодательство не содержит ограничений в способах доказывания полученной заработной платы в определенном размере. Заработная плата может быть подтверждена документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке, например, выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, учетной карточкой, партийным или профсоюзным билетами, расчетной книжкой и другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

При рассмотрении в суде вопроса о подтверждении заработной платы за время работы в воинских частях (организациях) главное финансово-экономическое управление Министерства обороны предоставляет сведения о системе оплаты труда по аналогичным должностям и профессиям, которая была предусмотрена в воинских частях (организациях) Белорусского военного округа и Вооруженных Силах Республики Беларусь. Для получения указанных сведений необходимо обратиться в адрес главного финансово-экономического управления Министерства обороны Республики Беларусь, (220034, ф-2, г. Минск, ул. Азгура, 4). Вместе с обращением необходимо представить копии архивных справок, подтверждающих факт утраты документов, копию трудовой книжки, подтверждающую работу в воинских частях (организациях).

Сведения о системе оплаты труда гражданского персонала также могут быть использованы в суде в качестве косвенных доказательств для установления факта получения заработной платы.

Доказательства, косвенно свидетельствующие о фактическом заработке, подлежат оценке судом.

При наличии оснований, суд выносит решение об установлении факта получения заявителем заработной платы за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы социальной защиты для решения вопроса о назначении пенсии или перерасчета ранее назначенной пенсии.

Аналогичным образом происходит рассмотрение в суде вопроса о подтверждении обеспечения денежным довольствием военнослужащих за период прохождения военной службы.

Для выдачи сведений о нормах денежного довольствия, действовавших в периоды, за которые данные о фактически начисленном денежном довольствии отсутствуют, вместе с обращением о выдаче указанных сведений необходимо предоставить в главное финансово-экономическое управление Министерства обороны документы, подтверждающие прохождение военной службы (или их копии). Такими документами могут являться личное дело, военный билет, удостоверение личности, расчетная книжка и другие документы, по которым возможно определить присвоенные воинские звания, занимаемые воинские должности и выслугу лет в указанные периоды.

Задать вопрос Задать вопрос Подождите немного, идет отправка …

Протокол разногласий по 44-ФЗ – 2020

Победитель торгов может направить протокол разногласий к контракту по 44-ФЗ только тогда, когда контракт оформляют по итогам проведения электронной процедуры. При заключении контракта по итогам бумажных торгов подача протокола разногласий к договору по 44-ФЗ не предусмотрена.

Протокол разногласий 44-ФЗ – образец, как правило, содержит:

  • название и реквизиты сторон госконтракта;
  • дату и место составления;
  • основания внесения правок;
  • положение контракта, в которое нужно внести правки;
  • новое положение.

Читайте мнение экспертов Актион Госзаказ, можно ли направлять протокол разногласий с формальными правками. Узнаете мнение контрольных органов и судов по этому вопросу. Также в материале сможете ознакомиться с судебной практикой.

Закон № 44-ФЗ предусматривает только два основания внесения правок в проект контракта, предложенный заказчиком. Во-первых, несоответствие проекта положения закупочной документации и извещению о проведении торгов. Во-вторых, его несоответствие заявке победителя торгов. В остальных случаях направление протокола разногласий по 44-ФЗ в 2020 году запрещено.

Протокол разногласий от заказчика по 44-ФЗ не предусмотрен, т.к. именно заказчик готовит проект госконтракта. Не будет же он править собственный документ с помощью протокола разногласий.

Протокол разногласий к проекту контракта Скачать образец

Протокол разногласий по 44-ФЗ сроки и порядок подачи

Срок направления протокола разногласий по 44-ФЗ составляет 5 дней с момента публикации заказчиком проекта госконтракта в ЕИС. Тот же временной интервал установлен для подписания контракта при отсутствии возражений со стороны победителя торгов. Таким образом, последний в течение 5 дней либо подписывает предложенный проект либо направляет протокол разногласий по контракту 44-ФЗ, образец которого мы рассмотрели выше. Если победитель торгов не сделает ни то ни другое, его признают уклонившимся от подписания госконтракта и внесут в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 13 ст. 83.2).

Сколько раз можно подавать протокол разногласий по 44-ФЗ – только 1 раз в отношении 1-го контракта (ч. 4 ст. 83.2). Его можно направить только с помощью электронной площадки, на которой проходили торги. Приведем порядок подачи документа на примере площадки РТС-тендер:

  1. Входим в личный кабинет;
  2. Переходим в раздел «Контракты» и находим там нужный документ;
  3. Открываем карточку госконтракта и на верхней панели нажимаем кнопку «Создать протокол разногласий»;
  4. В открывшейся форме указываем причину составления протокола;
  5. Прикрепляем файл протокола и нажимаем кнопку «Продолжить».

На этом форма протокола разногласий по 44-ФЗ закроется и документ будет опубликован в ЕИС. В карточке контракта появится надпись «Участником создан протокол разногласий».

Подготовьте протокол разногласий, когда заказчик составил контракт с ошибками. Согласовать можно только неточности в проекте контракта, менять условия закупки нельзя. Протокол направьте заказчику в сроки, которые предусмотрены Законом 44-ФЗ. Направите позже – попадете в РНП. Читайте, в каких случаях составить протокол разногласий, какую информацию включить в документ и в какие сроки направить заказчику.

Порядок и срок рассмотрения протокола разногласий по 44-ФЗ

Заказчику отведено 3 рабочих дня на рассмотрение поданного протокола. Ответом на протокол разногласий по 44-ФЗ будет выполнение заказчиком одного из следующих действий:

  • публикация откорректированного проекта госконтракта с учетом замечаний победителя торгов;
  • публикация откорректированного проекта госконтракта с учетом части замечаний, а также публикация документа с указанием причин, по которым не были учтены остальные замечания;
  • публикация первоначального варианта документа и публикация отдельного документа с причинами отказа учесть замечания победителя торгов.

Далее уже у победителя торгов есть 3 рабочих дня на подписание проекта госконтракта и предоставление обеспечения выполнения такого контракта, если такое требование было установлено закупочной документацией. При пропуске этого срока победителя торгов признают уклонистом и включать в реестре недобросовестных поставщиков.

В следующие 3 рабочих дня после публикации проекта госконтракта, подписанного со стороны победителя торгов, проект подписывает заказчик.

Как мы видим, процедура подписания госконтракта не предусматривает подписание протокола разногласий по 44-ФЗ обеими сторонами, как это происходит при заключении обычного гражданско-правового договора. В госзакупках этот документ подписывает только победитель торгов. Заказчик же на его основании вносит либо не вносит корректировки в свой проект госконтракта.

Всегда ли протокол разногласий дает отсрочку на заключение контракта? Эксперты Актион Госзаказ привели примеры из практики за что ФАС и суд накажут участника закупки.

Заключение контракта по результатам конкурса по Закону N 44-ФЗ

По результатам конкурса согласно ч. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола (далее — дата подписания или размещения протокола конкурса).

Проект контракта направляется заказчиком победителю конкурса вместе с экземпляром вышеуказанного протокола в течение 3 рабочих дней с даты подписания такого протокола (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ). Проект контракта по смыслу ч. 12 ст. 53, ч.ч. 1, 5 ст. 54 Закона N 44-ФЗ составляется путем включения в проект контракта, прилагавшегося к конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), условий контракта, предложенных победителем конкурса. Исключение предусмотрено ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ для случаев когда заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с этим Законом заключается контракт, увеличивает количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией. Подробнее такое изменение рассмотрено в отдельном материале.

Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе конкурса, или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законом заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Победитель конкурса в силу ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику в течение 10 дней с даты подписания или размещения протокола конкурса. Одновременно с контрактом победитель конкурса обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или ч.ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Контракт заключается только после предоставления такого обеспечения (ч. 2 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). В случае, если победителем конкурса не исполнены эти требования, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

Если победитель конкурса не подписал проект контракта и не предоставил обеспечение исполнения контракта по причине того, что заказчик неправомерно не направлял ему проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок, то победитель не признается уклонившимся от заключения контракта (см. определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 12.02.2018 N 305-КГ17-17091).

Обращаем внимание, что нормами о заключении контракта по итогам конкурса не предусмотрен протокол разногласий. В связи с этим возникает вопрос о действиях победителя конкурса в случае искажения заказчиком условий проекта контракта, прилагаемого к конкурсной документации, или предложенных победителем конкурса. Подписание контракта с протоколом разногласий, по крайней мере, формально, может быть приравнено к отказу от подписания*(1) и повлечь признание победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что в данном случае у победителя конкурса не остается иного выхода, кроме подписания контракта и последующего обжалования действий заказчика в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч.ч. 1, 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ) или предъявления в суд требований об изменении условий контракта на надлежащие. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, разрешающих данный вопрос, нам найти не удалось.

В течение 10 дней с даты получения подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, от победителя конкурса заказчик обязан подписать контракт и передать 1 экземпляр контракта победителю конкурса или его представителю либо направить ему 1 экземпляр контракта по почте. Если заказчик не совершил указанные действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае победитель конкурса вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта (ч. 7 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта также влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса согласно ч. 8 ст. 54 Закона N 44-ФЗ в сроки, предусмотренные ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, то есть в течение 5 рабочих дней после подписания контракта (п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 54 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 5 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, контракт с таким участником конкурса заключается в том же порядке, что и с победителем конкурса, с учетом особенностей данной ситуации. Главным отличием является то, что как следует из ч.ч. 5, 6 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, заключение контракта не является обязательным для вышеуказанного участника конкурса, в случае неподписания им контракта конкурс просто признается несостоявшимся. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или обстоятельств в течение 1 дня. При этом течение установленных ст. 54 Закона N 44-ФЗ сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем соответствующего события (ч. 9 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

Отказ от заключения контракта с победителем конкурса

Вплоть до момента подписания контракта заказчик должен отказаться от его заключения на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в случае, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки:

— не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или

— предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В таком случае заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для отказа, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о:

— месте и времени его составления;

— лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт;

— факте, являющемся основанием для отказа заключить контракт;

— реквизитах документов, подтверждающих этот факт.

Указанный протокол в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком победителю (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в такой ситуации заказчик вправе заключить контракт с иным участником конкурса, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем (далее — «второй» участник).

По-видимому, в ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ допущена техническая ошибка: пропущена запятая перед «в порядке». На наш взгляд, имеется в виду, что контракт со «вторым» участником должен заключаться в порядке, установленном для заключения контракта при уклонении от его заключения победителя. Этот порядок рассмотрен в отдельном материале.

Отказ от заключения контракта с победителем конкурса может быть обжалован им в установленном Законом N 44-ФЗ порядке (ч. 12 ст. 31 этого Закона).