Приказ 1000 МВД

В рубрику «Официальный раздел» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Содержание

Состояние пожарной безопасности на объектах системы МВД России и пути ее совершенствования

Обеспечение пожарной безопасности объектов системы МВД России включает в себя деятельность субъектов системы обеспечения пожарной безопасности по разработке, применению и соблюдению правовых норм, выполнению ими федеральных и ведомственных требований пожарной безопасности, а также проведение комплекса организационных, технических, экономических мер, направленных на защиту людей и материальных ценностей от пожаровВ.В. Жилинский
Заместитель начальника Департамента тыла
МВД России, генерал-майор милиции

Внастоящее время можно говорить о сложившейся в МВД России системе обеспечения пожарной безопасности, под которой следует понимать совокупность субъектов (элементов), осуществляющих комплекс правовых, организационных, технических мероприятий, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и минимизацию материального ущерба от него.

Своевременное принятие мер по предупреждению пожаров является важнейшим условием функционирования самой системы и приоритетным направлением деятельности руководителей органов внутренних дел различного уровня.

В 2002 г. Правительством Российской Федерации была поставлена задача: «Федеральным органам исполнительной власти разработать комплекс мер по укреплению пожарной безопасности, в том числе по повышению эффективности деятельности ведомственной пожарной охраны, совершенствованию ее технического и кадрового потенциала, созданию пожарной охраны на подведомственных объектах, упорядочению ведомственной нормативной базы по обеспечению пожарной безопасности».

Ведомственная пожарная охрана: функции, состав, техническая оснащенность

Точкой отсчета в работе ведомственной пожарной охраны МВД России (ВПО) можно считать приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 мая 2002 г. № 505 «Вопросы ведомственной пожарной охраны МВД России», согласованный с МЧС России и утвердивший Положение о ведомственной пожарной охране, которое является основополагающим документом, определившим ее основные задачи и функции.

В настоящее время функции по непосредственному осуществлению ведомственного пожарного надзора (контроля) на объектах системы МВД России выполняются личным составом Центра пожарной безопасности МВД России, инспекций пожарной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте по федеральным округам, линейных управлений внутренних дел на транспорте, внутренних войск МВД России, старшими инспекторами и инспекторами пожарной безопасности в образовательных учреждениях МВД России.

Штатная численность указанных подразделений составляет 547 единиц. Это в основном сотрудники, имеющие специальное образование и практический опыт работы в пожарной охране. Организационное и методическое руководство деятельностью указанных подразделений осуществляется ЦПБ МВД России.

В настоящее время подразделения ВПО МВД России укомплектованы на 92% (503 единицы).

Кроме подразделений, осуществляющих профилактику пожаров на объектах министерства, в подразделениях ОВД и ВВ МВД России созданы подразделения, которые в соответствии с нормативным правовым актом МВД России (приказ МВД России от 30.12.2004 № 876) имеют на вооружении пожарную технику с соответствующими пожарными командами для осуществления деятельности по тушению пожаров. В подразделениях органов внутренних дел – 52 пожарных автомобиля и 169 мотопомп, в составе ВВ МВД России – 119 пожарных автомобилей и 95 мотопомп, в воинских частях и соединениях создана 51 штатная пожарная команда из числа военнослужащих (249 единиц) и 294 нештатные пожарные команды (2538 единиц). В составе ГУ ВОГОиП МВД России (н.п. Ханкала) создан расчет пожарной команды (7 единиц), на вооружении которого 2 пожарных автомобиля.

Нормативная база и ее реализация

Одним из приоритетных направлений в деятельности ВПО МВД России является развитие и совершенствование ведомственной нормативно-правовой базы.

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, дающей возможность качественно решать задачи по обеспечению пожарной безопасности подведомственных объектов, обусловлена учетом их специфических особенностей. Необходимо отметить, что в каждом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации насчитывается несколько сотен объектов с различной функциональной направленностью: административно-общественные, лечебные, курорт-но-оздоровительные, образовательные учреждения, базы, склады, гаражи, спецприемники и т.д. А это — сочетание характеристик объектов с массовым пребыванием людей, хранения значительного количества материальных ценностей, в том числе имеющих повышенную пожарную опасность. Учет данных особенностей предопределяет необходимость самым серьезным образом заниматься решением вопросов пожарной безопасности. Этим инициативно и основательно занимается ВПО МВД России. Только постоянный контроль со знанием специфики каждого объекта может гарантировать эффективность принимаемых мер руководством министерства и подразделений органов внутренних дел по укреплению противопожарной защиты подведомственных объектов.

За 8 лет работы накоплен определенный опыт в обеспечении пожарной безопасности объектов системы МВД России, что привело к существенному изменению нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов и деятельности инспекций пожарной безопасности.

В текущем году Центр пожарной безопасности разработал и согласовал в установленном порядке с МЧС России один из основных ведомственных документов — приказ МВД России от 30 июня 2010 г. № 477 «О ведомственном пожарном надзоре Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данным нормативно-правовым актом консолидирован ряд вышеуказанных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ВПО МВД России, закреплены формы и методы работы должностных лиц и подразделений ВПО МВД России по предупреждению пожаров на объектах системы МВД России, по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора за выполнением требований пожарной безопасности на подведомственных объектах. На местах вопросы взаимодействия ВПО МВД России с ФПС МЧС России не сведены лишь к одним совместным проверкам. В целях правильной организации работы по успешному тушению возможного пожара на объектах органов внутренних дел проводятся пожарно-тактические учения, основными задачами которых являются:

  • повышение оперативной готовности дежурных частей и других служб ОВД к действиям в случае возникновения пожара;
  • практическое закрепление навыков личного состава ОВД по действиям в условиях пожара;
  • отработка согласованности действий личного состава ОВД и пожарной охраны;
  • обеспечение успешной эвакуации людей, документации и материальных ценностей.

Анализ противопожарного состояния объектов МВД России

В целях выработки приоритетных направлений по организации противопожарной защиты объектов системы МВД России и совершенствования ведомственного пожарного надзора было проведено три всероссийских совещания-семинара: в 2003 г. в Екатеринбурге, в 2006 г. в Казани и в 2008 г. в Самаре.

24 сентября 2010 г. проведено совещание при заместителе министра внутренних дел Российской Федерации С.А. Герасимове в режиме видеоконференции с начальниками инспекций пожарной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам, ЛУВДТ, ГКВВ МВД России по вопросу: «Состояние пожарной безопасности на объектах МВД России и мерах по совершенствованию деятельности инспекций пожарной безопасности».

В настоящее время функции по непосредственному осуществлению ведомственного пожарного надзора (контроля) на объектах системы МВД России выполняются личным составом Центра пожарной безопасности МВД России, инспекций пожарной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте по федеральным округам, линейных управлений внутренних дел на транспорте, внутренних войск МВД России, старшими инспекторами и инспекторами пожарной безопасности в образовательных учреждениях МВД России

В ходе всероссийских совещаний-семинаров были обсуждены различные аспекты повышения противопожарной защиты объектов системы МВД России, в том числе реализация мероприятий по поэтапному оборудованию подведомственных объектов современными системами обнаружения и тушения пожаров, обучению сотрудников ОВД, военнослужащих внутренних войск мерам пожарной безопасности.

Однако, несмотря на принимаемые министерством меры по укреплению пожарной безопасности объектов системы МВД России и приведению их в пожаробезопасное состояние, обстановка с пожарами остается сложной. В результате пожаров подразделениям ОВД нанесен значительный материальный ущерб, имеются пострадавшие.

В 2009 г. на объектах системы МВД России зарегистрирован 71 пожар, ущерб составил более 38 млн рублей. На пожарах травмированы 7 человек.

Анализ противопожарного состояния свидетельствует, что меры, принимаемые подразделениями ОВД и ВВ МВД России, не позволили стабилизировать ситуацию с пожарами и их последствиями на подведомственных объектах.

За отчетный период текущего года на объектах системы МВД России зарегистрировано 38 пожаров, ущерб от которых составил более 26 млн рублей. Возросло число пожаров по причинам умышленного уничтожения, повреждения имущества (поджога), на долю которых приходится 50% от общего количества пожаров.

По-прежнему основная доля пожаров приходится на здания административно-общественного назначения и транспортных средств ОВД — около 80% от их общего количества.

Основными причинами возникновения пожаров продолжают оставаться: нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и неосторожное обращение с огнем. На их долю приходится половина от общего числа пожаров.

В целях недопущения пожаров на подведомственных объектах, повышения уровня их противопожарной защиты и предотвращения гибели людей на пожарах за истекшие полтора года подготовлено и направлено в подразделения ОВД и ВВ МВД России 30 нормативно-правовых и распорядительных документов за подписью руководства министерства и департамента тыла МВД России с конкретными предложениями, направленными на укрепление противопожарной защиты подведомственных объектов.

Обстановка с пожарами: ситуация на местах

Наиболее неблагополучная обстановка с пожарами и их последствиями сложилась в МВД по Республике Саха (Якутия), ГУВД по Иркутской и Ростовской областям, а также в Управлении на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу, где произошел ряд крупных пожаров, вызвавших общественный резонанс.

Так, 14 февраля 2009 г. произошел пожар в административном здании ОВД по Качугскому району ГУВД по Иркутской области, в результате которого здание было полностью уничтожено. Причина пожара — неосторожное обращение с огнем. Материальный ущерб составил 1,2 млн рублей.

17 февраля 2009 г. произошел пожар в административном здании ОВД по Тайшетскому району ГУВД по Иркутской области, в результате которого здание было полностью уничтожено. На пожаре пострадали 3 сотрудника ОВД. Причина пожара — короткое замыкание в электросети. Материальный ущерб — 7 млн рублей. По результатам служебных проверок пожаров на объектах ГУВД по Иркутской области к дисциплинарной ответственности привлечены 16 сотрудников. Начальник ОВД по Тайшетскому району полковник милиции В.В. Черных освобожден от занимаемой должности.

18 апреля 2009 г. произошел пожар в здании Управления экономической безопасности ГУВД по Ростовской области. Причина пожара – короткое замыкание в электрооборудовании. Материальный ущерб – 24,6 млн рублей. По результатам служебных проверок по факту пожара к дисциплинарной ответственности привлечены 5 сотрудников.

21 ноября 2009 г. произошел пожар в здании ЛОВД Амурского ОВДТ Управления на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу. Причина пожара – поджог. Материальный ущерб составил 2 млн рублей. По факту пожара возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества, совершенное путем поджога), проводится расследование.

Анализируя противопожарное состояние объектов системы МВД России, необходимо отметить, что ежегодно при осуществлении нами надзорных функций, в том числе с участием представителей государственной противопожарной службы МЧС России, обследуется более 24 тысяч подведомственных объектов с подготовкой соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений требований норм и правил пожарной безопасности.

В 2009 г. и за истекший период текущего года проверено 35 305 объектов, руководителям ОВД вручено 12 677 предписаний ВПО, которыми предложено к исполнению 180 270 противопожарных мероприятий. За нарушение (невыполнение) требований правил пожарной безопасности к дисциплинарной ответственности привлечены 1615 должностных лиц и сотрудников ОВД. Полностью или частично приостанавливалась эксплуатация 2817 зданий, помещений, агрегатов, участков электросети, находящихся в пожароопасном состоянии, что позволило предотвратить возникновение значительного количества пожаров.

Наиболее эффективно работа по предупреждению пожаров на подведомственных объектах проводилась в МВД по Республике Татарстан, ГУВД по Ставропольскому, Краснодарскому краям, ГУВД по Московской, Самарской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской областям и УВД по Омской области.

За достигнутые результаты в области обеспечения пожарной безопасности только в 2009 г. и истекшем периоде текущего года руководством министерства и департамента тыла МВД России поощрены 143 сотрудника ведомственной пожарной охраны МВД России.

Оказание практической помощи осуществляется в ходе проведения инспектирований, контрольных проверок и целевых выездов.

В 2009 г. и за истекший период текущего года сотрудниками Центра осуществлен 41 выезд в служебные командировки, из них 5 инспектирований, 3 контрольных проверки, 33 целевых выезда.

Проведенные проверки противопожарного состояния объектов системы МВД России, материалы инспектирований и целевых выездов показывают, что отдельные здания, сооружения, помещения продолжают эксплуатироваться с грубыми нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности.

Характерными нарушениями правил пожарной безопасности на объектах системы МВД России являются: несоблюдение режима курения, монтаж электропроводки, эксплуатация электроприборов и электрооборудования с отступлением от Правил устройства электроустановок, несоответствие путей эвакуации требованиям норм и правил пожарной безопасности, хранение в подвалах горючих материалов, складирование под лестничными маршами мебели, посторонних предметов и других горючих материалов, установка на оконных проемах глухих металлических решеток, в результате чего в случае возникновения пожара эвакуация людей из зданий практически невозможна, что является причиной их гибели.

Не может удовлетворять и степень выполнения предлагаемых противопожарных мероприятий по устранению выявляемых нарушений. Это прежде всего относится к МВД Республики Тыва, УВД по Хабаровскому краю, УВД по Новгородской, Смоленской областям, УВД по Чукотскому автономному округу. Приведенные цифры свидетельствуют о неудовлетворительной организации работы со стороны руководства подразделений ОВД по выполнению предложенных предписаниями ВПО МВД России противопожарных мероприятий и контролю за сроками их выполнения. На протяжении ряда лет не выполняются мероприятия организационного и режимного характера, не требующие больших финансовых затрат (обеспечение условий безопасной эвакуации людей при пожаре, отсутствие документов по пожарной безопасности, в том числе определяющих режим курения). Руководители отдельных подразделений не проводят с дежурными службами и личным составом занятия по изучению правил пожарной безопасности и практической отработке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Анализ основных показателей работы инспекций пожарной безопасности ОВД в текущем году свидетельствует, что погоня за количеством проведенных мероприятий, вал внеплановых проверок по их контролю наносят серьезный ущерб качеству профилактической работы. При проведении проверок сотрудники ИПБ не используют в полном объеме предоставленные полномочия по пресечению имеющихся правонарушений в области пожарной безопасности.

Несмотря на наличие многочисленных нарушений правил пожарной безопасности за истекший период текущего года сотрудниками ИПБ МВД Республик Алтай, Тыва, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской Республикам, УВД по Владимирской, Калининградской, Мурманской Сахалинской областям, Ненецкому АО не вынесено ни одного постановления на приостановку эксплуатации отдельных объектов, помещений, участков электросетей, находящихся в пожароопасном состоянии.

Не привлекались к дисциплинарной ответственности за нарушения (невыполнение) правил пожарной безопасности должностные лица, сотрудники, работники МВД по Республикам Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Карачаево-Черкесской, УВД по Камчатскому краю, Костромской, Липецкой, Магаданской, Сахалинской областям, Ненецкому и Чукотскому АО.

Оснащение объектов МВД России противопожарной техникой

Одними из основополагающих направлений в политике министерства на современном этапе являются техническое перевооружение и модернизация используемых ресурсов, реконструкция и благоустройство зданий и сооружений системы МВД России. Ежегодно увеличиваются объемы ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение противопожарных мероприятий, в том числе оборудование зданий и сооружений современными автоматическими системами обнаружения и тушения пожаров.

Проведенный анализ практических результатов внедрения современных автоматических систем обнаружения и тушения пожаров на подведомственных объектах свидетельствует о существенном повышении уровня их противопожарной защиты и сокращении количества пожаров.

За истекшие полтора года на объектах системы МВД России, оборудованных автоматическими системами противопожарной защиты (далее – АСППЗ), произошло 19 пожаров. Во всех случаях АСППЗ выполнили свои функции, что позволило своевременно обнаружить и ликвидировать очаг возгорания, тем самым избежать распространения огня на большую площадь и предотвратить возникновение крупных пожаров с тяжелыми последствиями.

В этой связи при проектировании строительства новых объектов, проведении капитального и текущего ремонтов зданий и сооружений необходимо особое внимание уделять внедрению новейших разработок и проведению единой технической политики в области обеспечения пожарной безопасности объектов системы МВД России.

Руководством ряда подразделений ОВД проводится работа по оборудованию подведомственных объектов автоматическими системами противопожарной защиты и процент их оборудования указанными системами превышает средний показатель по объектам системы МВД России. Это относится к МВД по Республике Бурятия, ГУВД по Ставропольскому краю, Самарской, Тюменской и Челябинской областям, УВД по Белгородской, Ульяновской и Томской областям.

Несмотря на проводимую министерством политику по техническому перевооружению, модернизации используемых ресурсов, реконструкции и благоустройству зданий и сооружений системы МВД России, на протяжении ряда лет оснащенность объектов автоматическими системами противопожарной защиты продолжает оставаться крайне низкой: в МВД Карачаево-Черкесской Республики – 29,7%, республик Ингушетия – 35,7%, Тыва – 22,4%, Дагестан – 20,5%, УВД по Калининградской – 30,3% и Новгородской областям – 28%, Ненецкому – 46,2 % и Чукотскому АО – 44,6 %.

Исходя из возможностей федерального бюджета и поступивших в ФЭД МВД России заявок, до подразделений ОВД доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств на установку и наладку систем охранно-пожарной сигнализации в размере 558,4 млн рублей.

Несмотря на дополнительное выделение денежных средств, оснащенность объектов АСППЗ осталась низкой и составляет 51%. Кроме того, обеспокоенность вызывает значительное количество (свыше 1,5 тысячи) неисправных автоматических систем противопожарной защиты на объектах ОВД. Это в первую очередь касается зданий горрайорганов.

Ключевым фактором в вопросе обеспечения пожарной безопасности объектов системы МВД России на сегодняшний день является привлечение денежных средств из местных источников финансирования.

Кроме того, необходимо отметить, что более 70% зданий, в которых размещены подразделения органов внутренних дел, имеют низкую устойчивость при пожаре, а также находятся в ветхом состоянии. В этой связи следует активизировать работу с местными органами исполнительной власти в целях привлечения дополнительных денежных средств на их реконструкцию, ремонт с учетом паспортизации объектов системы МВД России и перевода финансирования с местного на федеральный бюджет.

Наиболее целенаправленно работа в данном направлении в прошедшем году проводилась руководством МВД по Республике Башкортостан, ГУВД по Ставропольскому краю, Московской, Самарской, Челябинской областям, УВД по Костромской области.

Однако в МВД по республикам Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской и Чеченской, ГУВД по Алтайскому краю, УВД по Приморскому краю, Астраханской и Мурманской областям, Чукотскому АО не организовано взаимодействие с местными органами государственной власти по привлечению денежных средств из местных источников финансирования.

И если оборудование подведомственных объектов современными системами обнаружения и тушения пожаров требует значительных финансовых затрат, то чем можно объяснить, что до настоящего времени ряд объектов ОВД не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в соответствии с нормами положенности?

Самые низкие показатели по обеспеченности подведомственных объектов первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) отмечаются в МВД по Республике Ингушетия — 41,0%, МВД по Республике Мордовия — 79,4%, ГУВД по Иркутской области — 58,5%, ГУВД по Алтайскому краю — 82,0%, УВД по Магаданской области — 92%.

Деятельность ВПО по улучшению пожарной безопасности

Важным направлением деятельности ВПО является нормативно-техническая работа, которая заключается в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, а также приемке их в эксплуатацию по окончании работ. Недостаточный контроль данного направления может привести к пожару на указанных объектах с крупным материальным ущербом.

В целях недопущения пожаров на строящихся (реконструируемых) объектах подготовлено и направлено в подразделения системы МВД России распоряжение заместителя министра «О проверках строящихся (реконструируемых) объектов системы МВД России» (от 4 декабря 2009 г. № 1/9722). Однако не все объекты строительства удалось привести в пожаробезопасное состояние.

Так, 14 мая текущего года в результате проведения пожароопасных работ работником подрядной организации произошел пожар в реконструируемом административном здании Управления комплектования службы тыла МВД по Республике Башкортостан, в результате которого здание получило значительные повреждения. Материальный ущерб составил более 19 млн рублей.

В летний период текущего года резко обострилась обстановка с природными лесными пожарами.

Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 966 чрезвычайная ситуация была объявлена в семи субъектах Российской Федерации (республиках Марий Эл и Мордовия; Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях).

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина подготовлено и направлено в подразделения органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации указание МВД России о принятии исчерпывающих мер по недопущению пожаров на подведомственных объектах, прилегающих к ним территориях, контролю и оперативному реагированию на изменение обстановки с пожарами на объектах, находящихся под охраной подразделений МВД России, а также объектах, на которых осуществляются мероприятия по охране общественного порядка.

В результате проделанной работы чрезвычайных ситуаций с момента осложнения обстановки с лесными пожарами на подведомственных объектах системы МВД России и прилегающих территориях не допущено.

Сегодня руководством министерства ставится задача – используя имеющийся опыт, организовать работу по приведению в пожаробезопасное состояние объектов органов внутренних дел.

Характерными нарушениями правил пожарной безопасности на объектах системы МВД России являются: несоблюдение режима курения, монтаж электропроводки и эксплуатация электроприборов и электрооборудования с отступлением от Правил устройства электроустановок, несоответствие путей эвакуации требованиям норм и правил пожарной безопасности, хранение в подвалах горючих материалов, складирование под лестничными маршами мебели, посторонних предметов и других горючих материалов, установка на оконных проемах глухих металлических решеток, в результате чего в случае возникновения пожара эвакуация людей из зданий практически невозможна, что является причиной их гибели

В настоящее время Центром ведется работа по выработке приоритетных направлений в развитии и совершенствовании ведомственного пожарного надзора и повышению эффективности деятельности ведомственной пожарной охраны. Эти вопросы будут рассмотрены на совещании, решения которого должны стать основой организации нашей деятельности на ближайшие два-три года. Речь идет об активизации работы по следующим направлениям деятельности:

1. Совершенствование ведомственной нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, а также определяющей правовые основы осуществления ведомственного пожарного надзора в современных условиях.

2. Модернизация форм и методов осуществления надзорной деятельности, направленная на повышение ее эффективности, в том числе:

2.1. Осуществление в полном объеме полномочий, предоставленных сотрудникам ведомственной пожарной охраны МВД России законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативно-правовыми актами МВД России по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований норм и правил пожарной безопасности на подведомственных объектах, вплоть до приостановки их эксплуатации в случае выявления нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей.

2.2. Проведение экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности на строящихся и реконструируемых объектах.

2.3. Оказание методической и практической помощи руководителям подразделений ОВД и ВВ МВД России в разработке мероприятий, направленных на повышение уровня противопожарной защиты подведомственных объектов.

2.4. Обеспечение эффективной координации деятельности подразделений ВПО МВД России с органами государственной противопожарной службы МЧС России в решении задач пожарной безопасности зданий и сооружений МВД России.

3. Улучшение качества подготовки руководителей и инспекторского состава ВПО МВД России посредством использования различных форм обучения (переподготовки, аттестования, повышения квалификации и самоподготовки).

4. Активизация работы со средствами массовой информации по освещению нашей деятельности, а также осуществление действенной противопожарной пропаганды.

При этом по нашему убеждению, реализация предлагаемых приоритетных направлений позволит выполнить задачу по повышению эффективности ведомственного контроля в области пожарной безопасности, повысить уровень противопожарной защиты объектов и территорий, обеспечить темпы снижения количества пожаров и числа погибших.

Приведенные выше направления деятельности ведомственного пожарного надзора – лишь составная часть большого объема работы, которую предстоит выполнить в ближайшее время.

В заключение хочу отметить: мы видим свои недостатки, четко представляем, что надо делать для их устранения, знаем настрой на плодотворную работу многих начальников инспекций пожарной безопасности, постоянно ощущаем поддержку и помощь со стороны руководства министерства и департамента тыла. Их высокую требовательность к нам мы рассматриваем как оценку значительной роли, которая отводится противопожарной защите подведомственных объектов.

Нам необходимо повышать чувство персональной ответственности за порученное дело и исполнительскую дисциплину, обострять у подчиненных чувство гордости за причастность к важному государственному делу борьбы с преступностью, пусть не на переднем, но таком необходимом участке тылового обеспечения.

Опубликовано: Каталог «Пожарная безопасность»-2011
Посещений: 24292

Автор

Жилинский В. В.Заместитель начальника Департамента тыла
МВД России, генерал-майор милиции

Всего статей: 1

В рубрику «Официальный раздел» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРИКАЗ

от 6 сентября 2013 года N 642

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В целях формирования и развития у сотрудников деловых, профессиональных, нравственных и морально-психологических качеств личности, необходимых для качественного осуществления оперативно-служебной деятельности, повышения эффективности воспитательного воздействия на личный состав, укрепления служебной дисциплины и законности в коллективах и реализации требований приказа МВД России от 10 февраля 2010 года N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по организации индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом подразделений МВД по Удмуртской Республике, территориальных органов внутренних дел, порядку учета и ведения карты индивидуальной воспитательной работы (приложение N 1).
1.2. Схему организации индивидуальной воспитательной работы в подразделении МВД по Удмуртской Республике, территориальном ОВД, отделе, отделении полиции (приложение N 2 — не приводится).
1.3. Перечень сведений об организации индивидуальной, профилактической, воспитательной и информационно-пропагандистской работы (приложение N 3 — не приводится).
2. Установить, что индивидуальная профилактическая и воспитательная работа с личным составом подразделений МВД по Удмуртской Республике проводится руководителями всех уровней.
3. Начальникам подразделений МВД, территориальных ОВД, отделов, отделений полиции, командирам строевых и специальных подразделений:
3.1. Рассматривать индивидуальную профилактическую и воспитательную работу с подчиненными как важнейшую часть управленческой деятельности, оказывающую непосредственное влияние на конечные результаты оперативно-служебной деятельности в целом.
3.2. Ежегодно в срок до 10 января составлять общую схему проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с сотрудниками по линии их непосредственной подчиненности (приложение N 2). В схеме указывать должность, звание, Ф.И.О. руководителя (сотрудника).
3.3. Проведение мероприятий индивидуальной, профилактической и воспитательной работы с сотрудниками с отражением в картах индивидуальной воспитательной работы осуществлять в соответствии с настоящей инструкцией и пп. 45, 46, 47 и 48 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 года N 80.
3.4. Ежеквартально рассматривать состояние индивидуальной профилактической и воспитательной работы, служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности в подчиненных коллективах на оперативных совещаниях, где давать принципиальную оценку деятельности руководителей, эффективности проводимой ими индивидуальной, профилактической и воспитательной работы.
3.5. О результатах проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом подразделений ежеквартально до 25 числа (последнего месяца квартала) направлять сведения по перечню в ОМПО УРЛС МВД по Удмуртской Республике по форме согласно приложению N 3.
4. Считать утратившим силу приказ МВД Удмуртской Республики от 7 декабря 2005 года N 791.

Врио министра
полковник полиции
А.А.ЩУР

Приложение N 1
к приказу МВД
по Удмуртской Республике
от 6 сентября 2013 года N 642

I. Основные положения

1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями приказа МВД России от 11 февраля 2010 года N 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Руководители осуществляют общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвуют в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несут личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности в органах (учреждениях), отдельных, самостоятельных, входящих и внештатных подразделениях.
3. Заместители руководителей по работе с личным составом (должностные лица) организуют морально-психологическое обеспечение, несут личную ответственность за его состояние, результативность и эффективность.
4. Индивидуальную воспитательную работу <1> с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

<1> Далее — ИВР.

II. Задачи ИВР

5. Всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента.
6. Обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности.
7. Оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях.
8. Подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста.
9. Оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

III. Формы ИВР

10. Индивидуальная воспитательная работа проводится в следующих формах: индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик; анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.
11. Руководитель при проведении:
11.1. Ознакомительной беседы — лично знакомится с сотрудником, разъясняет ему варианты должного поведения в служебном коллективе в различных ситуациях, раскрывает основные ценностные ориентиры коллектива, пропагандирует позитивные примеры служебной деятельности.
11.2. Поддерживающей беседы — вырабатывает у сотрудника профессионально важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста с использованием методов поощрения и стимулирования деятельности.
11.3. Корректирующей беседы — предлагает сотруднику возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной жизнедеятельности, а также раскрывает его возможности по исправлению своего поведения с использованием методов убеждения, критики действий и поступков.

IV. Порядок организации ИВР

12. ИВР организуется во всех подразделениях органа (учреждения) по месту службы сотрудника и должна решать психолого-педагогические задачи в любых условиях обстановки.
13. В первоочередном порядке ИВР должна быть организована с сотрудниками, проявляющими низкие адаптационные способности к условиям служебной деятельности, склонными к отклоняющемуся поведению, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту, совершившими нарушения служебной дисциплины.
14. В обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками:
14.1. Впервые принятыми на службу в органы внутренних дел.
14.2. Окончившими образовательные учреждения МВД России.
14.3. Вновь назначенными на вышестоящие должности.
14.4. Переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений).
14.5. Многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей.
14.6. Пережившими сложные жизненные ситуации.
15. ИВР обязаны проводить:
15.1. Руководитель органа (учреждения) — со своими заместителями, руководителями непосредственно подчиненных подразделений и по своему решению с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании.
15.2. Заместители руководителя — с руководителями подчиненных и курируемых подразделений, иными категориями сотрудников по решению руководителя органа (учреждения).
15.3. Руководители подразделений — с подчиненными сотрудниками под руководством заместителя руководителя по работе с личным составом и контролем руководителя органа (учреждения).
16. Руководитель ставит задачи по организации и проведению индивидуальной воспитательной работы, учитывает ее результаты при выработке управленческих решений, организации профессиональной подготовки, решении организационно-кадровых и иных служебных вопросов.
17. Заместитель руководителя по работе с личным составом (должностное лицо) при организации ИВР обязан:
17.1. Определить круг лиц, на которых возлагается проведение ИВР с личным составом.
17.2. Составить общую схему организации ИВР в органе (учреждении).
17.3. Обеспечить выявление сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
17.4. Обеспечить выбор оптимальных форм и методов проведения ИВР.
17.5. Организовать планирование и документирование ИВР.
17.6. Организовать обучение лиц, проводящих ИВР.
17.7. Осуществлять анализ, контроль состояния и результативности ИВР, оказывать помощь в ее проведении.
17.8. Обеспечить обобщение и распространение положительного опыта ИВР.
17.9. Докладывать руководителю о ходе и результатах выполнения задач ИВР.
18. Документирование ИВР осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.
19. Периодичность проведения бесед с личным составом определяется руководителем, его заместителем по работе с личным составом, руководителем подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
20. Ознакомительные беседы должны проводиться:
20.1. С сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, — один раз в ходе прохождения ими испытательного срока, но не позднее недели пребывания в должности стажера.
20.2. С сотрудниками, окончившими образовательные учреждения системы МВД России, — в течение недели по прибытии их в орган внутренних дел.
20.3. С сотрудниками, вновь назначенными на вышестоящие должности, — в течение недели после назначения.
20.4. С сотрудниками, переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений), — в течение первой недели пребывания в новом подразделении.
21. Корректирующие беседы с сотрудниками, допустившими нарушения служебной дисциплины и законности, проявляющими негативные черты характера, должны проводиться немедленно, в последующем — постоянно, но не реже одного раза в квартал, а с сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, — по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в течение первого года службы.
22. Корректирующие беседы с сотрудниками, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, проводятся 1 раз в месяц.
23. Поддерживающие беседы с многодетными сотрудниками и сотрудниками, воспитывающими детей без одного из родителей, имеющих детей инвалидов, с сотрудниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

V. Порядок заведения карты ИВР

24. Руководитель подразделения МВД по Удмуртской Республике в течение десяти дней с момента прихода сотрудника в подразделение оформляет карту ИВР (приложение N 1 к Инструкции).

VI. Учет карт ИВР

25. В органах, подразделениях, учреждениях МВД по УР учету подлежат все карты ИВР. В левом верхнем углу карты проставляется порядковый номер карты, дата заведения. Список заведенных карт ведется у сотрудника по работе с личным составом (лица, закрепленного приказом по работе в данном направлении) по мере заведения карт. В верхнем правом углу проставляется N личного дела сотрудника.

VII. Порядок ведения карт ИВР

26. Один раз в квартал карты предоставляются на проверку сотруднику кадрового подразделения, один раз в полугодие — руководителю подразделения для проверки ведения ИВР с сотрудниками.
27. При переходе сотрудника в другое подразделение карта пересылается для постановки на учет в аппарат по работе с личным составом подразделения по их новому месту службы, о чем делается запись в списке карт. В случае увольнения сотрудника карта приобщается к личному делу сотрудника.

Приложение. КАРТА индивидуальной воспитательной работы

Приложение
к Инструкции по организации
индивидуальной профилактической
и воспитательной работы
с личным составом МВД по УР
(ведение карты ИВР)

N дата заведения ____________ N л/д _______________

КАРТА индивидуальной воспитательной работы

<2> Заполняется психологом подразделения, при отсутствии
психолога — руководителем подразделения, заместителем (помощником)
начальника подразделения по кадрам.

Учет мероприятий индивидуально-воспитательной работы

N п/п

Дата проведения

Специальное звание, Ф.И.О., должность проводящего мероприятие

Чем вызвано проведение мероприятия

Форма проведения мероприятия

Выводы и результаты проведенной воспитательной работы

Подпись сотрудника

Записи проверяющих

Замечания и предложения

Срок исполнения

Отметка о выполнении

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В целях совершенствования организации экспертно-криминалистической деятельности и в связи с реорганизацией экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в экспертно-криминалистические центры при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах <*> приказываю:

<*> Далее — «Экспертно-криминалистический центр», «Центр», «ЭКЦ».

1. Утвердить:

1.1. Примерную модель структуры Экспертно-криминалистического центра при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах (приложение N 1) <*>.

<*> Приложения не приводятся.

1.2. Примерную модель структуры Экспертно-криминалистического центра при ГУВД г. Москвы (приложение N 2).

1.3. Примерную модель структуры Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (приложение N 3).

1.4. Примерную модель структуры Экспертно-криминалистического центра при УВД административного округа г. Москвы, УВД на Московском метрополитене (приложение N 4).

1.5. Нормы введения должностей сотрудников Экспертно-криминалистических центров при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных объединениях, на особо важных и режимных объектах по видам специализации (приложение N 5).

1.6. Перечень базовых межрегиональных отделов (отделений) специальных экспертиз и исследований Экспертно-криминалистических центров при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и обслуживаемых ими органов внутренних дел (приложение N 6).

2. Возложить:

2.1. На Экспертно-криминалистические центры задачи по организации и непосредственному осуществлению экспертно-криминалистической деятельности в системе органов внутренних дел, при которых они созданы.

2.2. На государственное учреждение «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российский Федерации» <*> функции организационно-методического руководства Экспертно-криминалистическими центрами в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

<*> Далее — «ГУ ЭКЦ МВД России».

3. Установить, что:

3.1. Экспертно-криминалистические центры являются самостоятельными подразделениями, непосредственно подчиненными МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации <*>, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте <**>, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах <***>, при которых они созданы.

<*> Далее — «МВД, ГУВД, УВД».

<**> Далее — «УВДТ».

<***> Далее — «УВДРО».

3.2. Структура и штатное расписание Экспертно-криминалистического центра утверждается министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальником УВДТ, УВДРО на основе утвержденных настоящим Приказом примерных моделей структуры и норм введения должностей Экспертно-криминалистических центров.

3.3. Центр возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальником УВДТ, УВДРО по согласованию с ГУ ЭКЦ МВД России.

3.4. Начальник Центра подчиняется непосредственно министру внутренних дел, начальнику ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальнику УВДТ, УВДРО.

3.5. Финансирование, материально-техническое обеспечение и автотранспортное обслуживание Экспертно-криминалистических центров в системе органов внутренних дел Российской Федерации осуществляются в установленном порядке через соответствующие МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВДРО.

3.6. Медицинское, жилищно-бытовое, социально-культурное обеспечение, обеспечение путевками в санатории и дома отдыха сотрудников Экспертно-криминалистических центров и членов их семей, финансовое обеспечение и вещевое довольствие сотрудников Экспертно-криминалистических центров осуществляются в порядке и по нормам, установленным для сотрудников аппаратов управления МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВДРО.

3.7. Обеспечение структурных подразделений Экспертно-криминалистического центра, выполняющих задачи экспертно-криминалистического обеспечения деятельности горрайлиноргана внутренних дел, служебными помещениями, организация их обслуживания, ремонта и охраны возлагаются на начальника соответствующего горрайлиноргана внутренних дел.

3.8. Начальник горрайлиноргана внутренних дел осуществляет оперативное руководство структурным подразделением Экспертно-криминалистического центра, выполняющим задачи экспертно-криминалистического обеспечения деятельности подчиненного ему органа, согласовывает план работы этого подразделения, утверждает график дежурства сотрудников экспертно-криминалистического подразделения и контролирует его исполнение, организует проведение с ними занятий по служебно-боевой и физической подготовке.

3.9. Базовый межрегиональный отдел (отделение) специальных экспертиз и исследований <*> Экспертно-криминалистического центра при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации исходя из имеющихся возможностей по заданиям органов внутренних дел обслуживаемого региона производит специальные виды экспертиз и исследований, требующие комплексного использования оборудования, отсутствующего в других Экспертно-криминалистических центрах закрепленной зоны обслуживания, обеспечивает применение соответствующих методов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также проводит обучение экспертов.

<*> Далее — «Базовый отдел».

3.10. Зона, обслуживаемая Базовым отделом, определяется МВД России.

4. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, УВДРО:

4.1. До 1 июля 2003 года утвердить на основании примерных моделей, перечней должностей, норм введения должностей сотрудников Экспертно-криминалистических центров по специализации, нормативов штатной численности создания органов внутренних дел и их структурных подразделений структуру, штатное расписание Экспертно-криминалистического центра и положение об Экспертно-криминалистическом центре, передав ЭКЦ штатную численность реорганизуемых соответствующих экспертно-криминалистических подразделений.

Сохранить при необходимости места дислокации экспертно-криминалистических подразделений.

4.2. До 15 июля 2003 года представить в ОШУ ГУК МВД России копии штатных расписаний Экспертно-криминалистических центров.

4.3. В месячный срок согласовать с ГУ ЭКЦ МВД России кандидатуры для назначения на должность начальника Экспертно-криминалистического центра.

4.4. Внести необходимые коррективы в организацию финансово-хозяйственного и материально-технического обеспечения подчиненных органов внутренних дел с учетом реорганизации экспертно-криминалистических подразделений.

5. ГУ ЭКЦ МВД России (В.В. Мартынову):

5.1. Обеспечить организационно-методическое сопровождение мероприятий по реорганизации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. По итогам работы в 2003 году провести анализ функционирования Экспертно-криминалистических центров и представить руководству Министерства внутренних дел Российской Федерации предложения по внесению необходимых корректив.

5.2. В месячный срок подготовить предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России.

6. Считать утратившими силу Приказы МВД России от 25 октября 1993 г. N 473, от 26 июля 1995 г. N 284.

7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр
Б.ГРЫЗЛОВ