Приказ 794 МЧС России

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 15 «Вопросы местного значения муниципального района» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Установив, что из представленных в материалы дела актах о температурном режиме в учреждениях социальной сферы города (образовательные учреждения, детские сады) усматривается, что средняя температура воздуха в помещениях составляла ниже 19 °С, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований, создает угрозу здоровью и жизни граждан, арбитражные суды, руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правомерно отказали в признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального района, придя к обоснованному выводу о том, что ситуация, связанная с отсутствием теплоснабжения объектов социальной сферы, сложившаяся на территории муниципального образования, соответствует критериям чрезвычайной ситуации, в целях недопущения возникновения последствий, связанных с человеческими жертвами, органом местного самоуправления в рамках своей компетенции принято законное, обоснованное решение о введении режима чрезвычайной ситуации.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 26 декабря 2019 г. N 784

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ВОПРОСАМ

ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2019 г. N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» <1> приказываю:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 27, ст. 3524.

Внести изменения в приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

Министр

Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Приложение

к приказу МЧС России

от 26.12.2019 N 784

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ВОПРОСАМ

ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. В абзаце втором пункта 7 Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039) слова «согласуют каталоги с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а органы местного самоуправления -» заменить словами «и органы местного самоуправления согласуют каталоги».

2. Внести в Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 2011 г., регистрационный N 20424), следующие изменения:

1) в пункте 4.2:

а) в абзаце втором слово «уровне» заменить словами «и межрегиональном уровнях», слова «комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой государственной системы РСЧС» исключить;

б) абзац третий исключить;

в) в абзаце четвертом слова «органа исполнительной власти» исключить;

2) абзац третий пункта 4.3 изложить в следующей редакции:

«на межрегиональном уровне — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположен центр соответствующего федерального округа;»;

3) в пункте 4.4:

а) абзац третий изложить в следующей редакции:

«на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;»;

б) абзац четвертый после слов «в кризисных ситуациях» дополнить словами «главных управлений»;

4) пункт 4.5 изложить в следующей редакции:

«4.5. Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне — осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне — подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.»;

5) в пункте 5.1 слова «на федеральном, региональном и территориальном уровнях» исключить;

6) пункты 5.3 — 5.8 признать утратившими силу;

7) пункт 5.9 изложить в следующей редакции:

«5.9. Перевод функциональной подсистемы СМП ЧС в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.».

3. Внести в Порядок реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденный приказом МЧС России от 22 января 2013 г. N 33 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2013 г., регистрационный N 29080), с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 3 февраля 2015 г. N 44 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный N 36167), следующие изменения:

1) в пункте 1 слова «органами государственной власти или должностными лицами» исключить;

2) пункт 2 признать утратившим силу;

3) в пункте 3:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«Дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указанные в пункте 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» <1>, при установлении соответствующих уровней реагирования реализуются:»;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

«при установлении местного уровня реагирования — по решению главы местной администрации городского поселения, муниципального района, городского округа, должностного лица, определяемого законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по предложению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в установленном порядке;»;

в) в абзаце четвертом слово «(межмуниципального)» и слова «органа исполнительной власти» исключить;

4) пункт 3 дополнить сноской следующего содержания:

«<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648, 2019, N 27, ст. 3524»;

5) в пункте 5 слова «органом государственной власти или» исключить.

4. Внести в Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом МЧС России от 22 июля 2013 г. N 479 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный N 29812), следующие изменения:

1) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:

«2.2. Координация деятельности сил и средств функциональной подсистемы осуществляется через:

на федеральном и межрегиональном уровнях — Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.»;

2) в пункте 2.4:

а) в абзаце четвертом слова «региональные центры МЧС России» заменить словами «главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположен центр соответствующего федерального округа»;

б) в абзаце седьмом слова «на ППОО на водных объектах» исключить;

3) в пункте 2.5:

а) в абзаце третьем слова «региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» заменить словами «главных управлений МЧС России, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов»;

б) в абзаце седьмом слова «регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» заменить словами «главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, в котором расположен центр соответствующего федерального округа,»;

в) в абзаце девятом слово «системы» заменить словом «подсистемы»;

4) пункт 2.6 изложить в следующей редакции:

«2.6. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:

на федеральном уровне — силы и средства аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России центрального подчинения, спасательные центры МЧС России, Авиационно-спасательная компания МЧС России, авиационно-спасательные центры МЧС России;

на межрегиональном уровне — региональные поисково-спасательные отряды МЧС России, Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России;

на региональном уровне — силы и средства главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.»;

5) абзац четырнадцатый пункта 2.12 изложить в следующей редакции:

«уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Внести в Положение о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом МЧС России от 22 июля 2013 г. N 480 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 сентября 2013 г., регистрационный N 29978), следующие изменения:

1) в пункте 1.2 слова «региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональные центры МЧС России)» заменить словами «главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположен центр соответствующего федерального округа»;

2) в абзаце восьмом пункта 1.3 слова «, органов местного самоуправления» исключить;

3) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.»;

4) пункт 2.3 изложить в следующей редакции:

«2.3. Координация деятельности сил и средств функциональной подсистемы осуществляется через:

на федеральном и межрегиональном уровнях — Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.»;

5) в абзаце третьем пункта 2.4 слова «региональные центры МЧС России» заменить словами «главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположен центр соответствующего федерального округа»;

6) в пункте 2.5:

а) в абзаце втором слова «(далее — НЦУКС)» исключить;

б) в абзаце третьем слова «региональных центров МЧС России» заменить словами «главных управлений МЧС России, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов»;

в) в абзаце четвертом слова «, дежурно-диспетчерские службы» исключить;

7) пункт 2.7 изложить в следующей редакции:

«2.7. К силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы относятся:

на федеральном уровне — силы и средства аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России центрального подчинения, спасательные центры МЧС России, Авиационно-спасательная компания МЧС России, авиационно-спасательные центры МЧС России;

на межрегиональном уровне — региональные поисково-спасательные отряды МЧС России, Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России, Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра»;

на региональном уровне — силы и средства главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.»;

8) в пункте 3.1:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«3.1. Координация деятельности по поиску и спасанию людей на водных объектах в рамках функциональной подсистемы осуществляется в соответствии с региональными планами организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для спасания на море и водных бассейнах Российской Федерации (далее — региональный план взаимодействия), а также планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.»;

б) в абзаце втором слова «сил и средств» исключить;

9) в абзаце пятом пункта 3.3 слова «работ по» исключить;

10) абзац пятнадцатый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:

«уточнение региональных планов взаимодействия и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;».

11) абзац второй пункта 3.6 исключить;

12) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:

«4.1. Взаимодействие по поиску и спасанию людей на водных объектах организуется и осуществляется в соответствии с региональными планами взаимодействия.».

Дата публикации 19.09.2018

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2004 г. N 5553

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 19 января 2004 г. N 19

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАБОТНИКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПЕРЕПОДГОТОВКУ

ИЛИ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И НА КУРСАХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585) и от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в установленном порядке.

Приложение

к приказу МЧС России

от 19 января 2004 г. N 19

ПЕРЕЧЕНЬ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАБОТНИКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ПЕРЕПОДГОТОВКУ

ИЛИ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УЧРЕЖДЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ,

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И НА КУРСАХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

N п/п

Наименование должности (категории обучаемых)

Нормативные правовые акты, на основании которых определены наименования должностей (категории обучаемых)

Образовательные учреждения

Академия гражданской защиты МЧС России

учреждения повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций

учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации

курсы гражданской обороны муниципальных образований

1

2

3

4

5

6

7

Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти

Пункт 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, осуществляющих функции отраслевых управлений

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности других организаций

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

+

Члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций

Пункт 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

+

+

Начальники региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Заместители начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Начальники структурных подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Специалисты региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Начальники органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Заместители начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

+

Специалисты органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Начальники органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Заместители (помощники) начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Специалисты органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Руководители структурных подразделений (работники) организаций, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

+

+

Специалисты структурных подразделений организаций, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пункт 10 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

+

+

Руководители и специалисты центров управления в кризисных ситуациях, информационных центров, дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов

Пункт 11 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Руководители и специалисты центров управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

Пункт 11 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Руководители центров управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Пункт 11 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

Специалисты центров управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Пункт 11 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Руководители и специалисты единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований

Пункт 11 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

Руководители и специалисты дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов)

Пункт 11 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794

+

+

+

В России даже режим ЧС вводится в гибридном режиме

Режим чрезвычайного положения можно определить как временную, при наличии к тому оснований, приостановку действия обычных законов, ограничение прав и свобод граждан в целях их общей безопасности. Тот режим, который вводится сейчас в Москве и регионах, по факту и есть режим чрезвычайного положения (ЧП), возможность которого предусмотрена Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ЧС) и Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» (впрочем, Кремль через Дмитрия Пескова 26 марта заявил, что для введения чрезвычайного положения оснований пока нет).

Статья 1 ФЗ-68 дает определение чрезвычайной ситуации, под которое подпадает пандемия, это: «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате… опасного природного явления… стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей… значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности». «Предупреждение чрезвычайных ситуаций, — говорится далее, — это комплекс мероприятий… направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей…»

В соответствии со ст. 8 ФЗ-68 (как и в соответствии с ФКЗ-3) именно президент своим решением после консультаций с Советом безопасности РФ вводит чрезвычайное положение, и указ об этом немедленно передается на утверждение Совету Федерации (ст. 4 ФКЗ-3). Указ Путина от 25 марта, отсылающий к более общей ст. 80 Конституции вместо этих законов, является скорее формой уклонения от введения ЧП и по факту перекладывает принятие таких решений на глав субъектов Федерации (что они и делают, но вразнобой). Указ написан явно в спешке и не согласуется с другими законами в сфере других отраслей права.

Это отчасти извиняемо режимом ЧС, но фактом остается то, что высшие органы власти не имели готовых наработок для такой ситуации.

26 марта сообщалось, что о намерении получить право на введение режима ЧС заявило правительство, внесшее соответствующий законопроект в Государственную думу (этот документ в базе законопроектов Думы сейчас недоступен). Такое право излишне, оно уже есть, хотя и не у правительства, а у президента, — то есть законопроект, если он не отозван, скорее, также направлен на размывание ответственности.

Тем временем Дума готовит закон о наказаниях за нарушения карантина (притом что еще не определено, что такое карантин в условиях этой эпидемии). Такие меры нужны, но депутаты продолжают удивлять невежеством, предлагая в случаях «умышленного заражения коронавирусом» наказывать виновных за терроризм (видимо, речь все же не о прямом умысле, но и косвенный умысел охватывает цель, с которой совершаются те или иные действия).

Чрезвычайная ситуация жестко проявляет ситуацию, давно сложившуюся в стране: боязливости должностных лиц, во многом их безответственности и ненадлежащего (в значительной степени осуществляемого по параллельным и неофициальным каналам) управления.

Власть не готова отвечать на те вызовы, которые созданы не ею самой, и неслучайно последние коррективы в ФЗ-68 1994 года были внесены 3 июля 2019 года — они были заточены на подавление массовых выступлений в Москве.