Приказ МВД России 707

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2007 г. утвердившего «Инструкцию о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» // СПС «Консультант плюс».

7 См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 7 октября 2008 г. № 225/240 г. Москва «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы». СПС «Консультант плюс».

8 См.: Приказ МВД Росси и ФМС России №758/ 240 от 12 октября 2009 г. «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства // СПС «Консультант плюс».

9 См.: Постановление правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 » Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы и ее территориального органа иностранных граждан и либо без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской федерации, депортации и реадмиссии» ( в редакции от 31 декабря 2014 г.) // СПС «Консультант плюс».

УДК 34 ББК 67

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ПРИКАЗА МВД РОССИИ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. № 707

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс;

ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, доцент,

кандидат юридических наук Г.Н. Суслова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье раскрывается специфика работы с письменными и устными обращениями в органах внутренних дел, с учетом Приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 г.

Ключевые слова: граждане, МВД, обращения, Федеральный закон, органы местного самоуправления.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Работа с письменными и устными обращениями граждан в органах внутренних дел, подразделениях, учреждениях и организациях системы МВД России является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России, одним из основных критериев при оценке эффективности выполнения задач и функций по борьбе с преступностью, обеспечению правопорядка и общественной безопасности, призванным обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Так, согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», полиция обязана принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.

Конституционное право граждан на обращение получило свое непосредственное закрепление в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем закреплены основные термины, права гражданина при рассмотрении обращения, гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением, порядок рассмотрения обращения, контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращения и ответственность должностных лиц за нарушение данного порядка.

Федеральный закон устанавливает право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления как неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а так же, в идеале, способ оптимизации его деятельности. Кроме того, как отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию, «сама власть, обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам — это значит не уважать себя, своих сограждан».

Определяя сферу применения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 1 данного Закона указывает, что установленный в нем порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами1.

В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических

лиц, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 была утверждена и введена в действие «Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Данный нормативный правовой акт в некоторой части конкретизирует положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Так, в соответствии с указанными документами обращением гражданина является направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

К видам обращений относятся:

• предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

• заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

• жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц2.

Также, в основную терминологию входит и понятие должностного лица как постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющему функции представителя власти либо выполняющему организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Хотелось бы отметить, что положения Инструкции не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением обращений, которые регулируются в ином порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо остановиться на том, что ранее действующий Административный регламент системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утверж-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

денный Приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221, определял порядок осуществления административных процедур при рассмотрении обращений граждан. Поскольку данный документ утратил силу, постольку во исполнение Приказа МВД России от 25 июля 2013 г. № 555 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221», в связи с исполнением поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Ю. Суркова от 27 апреля 2013 г. № ВС-П16-2890, согласно которому федеральным органам исполнительной власти в трехмесячный срок надлежит признать утратившими силу административные регламенты по предоставлению государственных услуг по рассмотрению обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административный регламент — это документ, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Инструкция, утвержденная Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707, является подзаконным нормативным правовым актом, издаваемым компетентным органом государства в целях разъяснения и определения порядка применения нормативного правового акта либо с целью указания методических правил и способов выполнения определенных операций (действий).

В этом и заключается основное отличие раннее действовавшего Административного регламента от Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ.

Согласно инструкции рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие эта-пы:3

• прием и первичная обработка обращений;

• регистрация и учет обращений;

• принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;

• рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;

• подготовка и направление ответов на обращения;

• хранение обращений и материалов по их рассмотрению;

• личный прием граждан;

• анализ рассмотрения обращений;

• контроль за рассмотрением обращений.

Письменное обращение в обязательном порядке

должно содержать (п. 21 Инструкции):

• наименование органа внутренних дел, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество

(последнее — при наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность;

• фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина;

• почтовый адрес для направления ответа или уведомления о переадресации обращения;

• личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать (п. 23 Инструкции):

• фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина;

• адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.

К рассмотрению принимаются следующие обращения (п. 27 Инструкции), направленные посредством:

• операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел;

• официальных сайтов;

• факсимильной связи;

• федеральной фельдъегерской связи и специальной связи;

• дежурной части территориального органа МВД России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей;

• личного приема.

Все обращения, поступившие в орган внутренних дел подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Письменные обращения, адресованные и поступившие в подразделения центрального аппарата МВД России, а также в иные органы внутренних дел регистрируются и учитываются их подразделениями делопроизводства.

Письменные обращения, поданные в территориальный орган непосредственно гражданином или лицом, представляющим его интересы, принимаются в дежурной части и регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях.

При регистрации письменного обращения на лицевой стороне первого листа указываются дата регистрации и регистрационный номер. Если обращение поступило из организации, указанные реквизиты про-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ставляются на сопроводительном письме. В случае поступления из государственных органов, органов местного самоуправления или от должностных лиц нескольких обращений с одним сопроводительным письмом, регистрационный номер присваивается каждому обращению. При этом сопроводительное письмо копируется для всех обращений (п. 37 Инструкции).

Обращение гражданина, поступившее в орган внутренних дел с сопроводительным документом от должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления, в картотеке или журнале учитывается по фамилии гражданина с указанием в отдельной графе фамилии и инициалов должностного лица, направившего обращение

Обязательному учету подлежат следующие сведения об обращении (п. 56 Инструкции):

• регистрационный номер;

• дата регистрации;

• способ доставки;

• количество листов обращения и приложения к нему;

• фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) или инициалы гражданина;

• почтовый и (или) электронный адреса для направления ответа или уведомления;

• название организации, дата и исходящий номер, фамилия и инициалы лица, подписавшего обращение;

• краткое содержание, отражающее суть обращения, а также кому оно адресовано;

• дата, указанная гражданином в обращении;

• классификация по тематике;

• характеристики обращения (заявление, предложение, жалоба, запрос информации, коллективное, повторное, аналогичное, типовое, неоднократное и другие);

• регистрационные номера связанных с ним по смыслу обращений;

• резолюции по обращению с указанием их дат, а также фамилий и инициалов руководителей;

• сведения об осуществлении текущего контроля;

• наименование подразделения, фамилия и инициалы лица, ответственного за рассмотрение обращения по существу и уполномоченного на подписание ответа, дата получения непосредственным исполнителем.

По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений (п. 76 Инструкции):

• принять к рассмотрению по существу;

• направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства (по обращениям, зарегистрированным в ДДО МВД России), в самостоятельное подразделение (по обращениям);

• направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции

данного органа внутренних дел (подразделения). Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено;

• не проводить проверку по обращению (если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и если оно признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме).

Говоря о сроках рассмотрения обращений, необходимо отметить, что они исчисляются в календарных днях (п.п. 88-94). Сроки рассмотрения обращений:

• поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в Департаменте делопроизводства и работы с обращениями граждан МВД России;

• поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина — от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа;

• поданных в ходе личного приема гражданина — с даты приема;

• поступивших в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В течение срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, головной исполнитель организует рассмотрение обращения по существу. Соисполнители в течение первой половины указанного срока представляют головному исполнителю предложения для включения в проект ответа гражданину или сообщают об отсутствии указанных предложений.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 59, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина. Для продления срока рассмотрения обращения головной исполнитель не позднее трех дней до истечения установленного срока представляет рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, или уполномоченного должностного лица (по обращениям, поставленным на текущий контроль в центральном аппарате Министерства — на имя начальника ДДО МВД России) с информацией о проделанной работе, причинах продления, конкретных мероприятиях и сроках, необходимых для завершения рассмотрения обращения4.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обязанности исполнителя рассмотрения обращения по существу закреплены в п. 99 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России:

• внимательно и всесторонне изучает содержание обращения, необходимые сведения, документы и материалы;

• определяет суть заявления, предложения или жалобы;

• устанавливает достаточность изложенных в обращении сведений, а также имеющихся документов и материалов для выработки и принятия решения;

• уточняет при необходимости у гражданина дополнительные сведения или просит представить отсутствующие документы (по телефону, при наличии в обращении сведений об абонентском номере, или приглашает его на личную беседу). В случае отказа гражданина предоставить требуемую информацию или документы ему направляется ответ по результатам рассмотрения имеющихся материалов;

• осуществляет подготовку запросов для получения необходимых сведений, документов и материалов. Запросы подписываются уполномоченным должностным лицом и направляются подразделением делопроизводства;

• вносит руководителю, давшему поручение о рассмотрении обращения, предложения о выезде на место для проверки изложенных в обращении фактов;

• изучает и анализирует полученные сведения, документы и материалы;

• устанавливает факты и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по обращению;

• оценивает достоверность сведений, являющихся основанием для принятия решения по обращению;

• устанавливает обоснованность доводов гражданина;

• осуществляет подготовку заключения о результатах проверки по жалобе и представляет его на утверждение должностному лицу, уполномоченному на подписание ответа;

• осуществляет подготовку и представление на подпись уполномоченному должностному лицу проекта ответа гражданину, а также, при необходимости, проектов ответов в государственный орган или должностному лицу, направившему обращение.

Заключение по рассмотрению обращения граждан в системе МВД России составляется в произвольной форме и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (п.п. 106-108 Инструкции):

• в вводной части заключения указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего проверку; фамилия, инициалы гражданина; предмет обжалования;

• в описательной части заключения указываются: объективный анализ фактов и обстоятельств, установленных по результатам проверки; сведения, документы и материалы, подтверждающие или опровергающие доводы гражданина;

• в резолютивной части заключения указываются: выводы о наличии (отсутствии) нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации в действиях сотрудников; предполагаемое для принятия решение по обращению, если в ходе проверки были выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, недостатки и упущения в деятельности органа внутренних дел, злоупотребления должностных лиц служебным положением, а также необоснованность принятых ими решений, явившихся причиной жалобы.

Необходимо отметить, что хотя рапорт не является одним из видов обращения граждан, однако он установлен уставами в Воинских частях Вооруженных сил и Военно-морского флота, милитаризированных структурах органов исполнительной власти (МВД ФСБ и т.д.); это устный или письменный доклад особой формы при обращении к начальникам в процессе служебной деятельности.

Профессиональные разногласия между коллегами или между сотрудниками и его начальником случаются везде. Правоохранительная система не исключение. Но, в отличие от гражданских структур, в МВД всегда действовали свои правила улаживания таких инцидентов. Глава ведомства Владимир Колокольцев посвятил им отдельный Приказ.

В соответствии с ч. 7 ст. 72 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», был принят Приказ МВД РФ от 13 августа 2012 г. № 782 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в ОВД РФ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сроки проведения разбирательств по рапорту или заявлению также определены этим приказом. Заявитель может подать рапорт в определенном порядке руководителю или в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушение его прав. В отдельных случаях, оговоренных в Порядке, данный срок мажет быть продлен. Для рассмотрения рапорта и ответа заявителю отведен один месяц. Сотрудник или гражданин может обжаловать решение руководителя, принявшего неудовлетворительное решение в судебном порядке в течение десяти дней с момента получения копии решения5.

Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

2 Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 была утверждена и введена в действие «Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»

3 Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»

4 Кабашов С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России: учеб. пособие. М. Наука, 2010.

5 Приказ МВД РФ от 13 августа 2012 г. № 782 «Об утверждении Порядка рассмотрения служебного спора в ОВД РФ».