Продление разрешения на строительство 2018

С. С. Кислов

Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2016

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4 августа 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации…», которыми изменен порядок продления срока действия разрешения на строительство. Фото: www.snppo.ru Согласно новым правилам, для продления действия разрешения на строительство застройщик должен обратиться в соответствующий орган с заявлением о внесении изменений в ранее выданное разрешение на строительство в связи с продлением срока действия разрешения на строительство. Такое заявление должно быть подано не менее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия разрешения на строительство. Напомним, что до 4 августа 2018 года такой срок составлял 60 дней. В случае пропуска указанного 10-дневного срока орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство. Фото: www.sip-rost.ru Помимо этого орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, вправе отказать застройщику в продлении срока разрешения на строительство еще по двум основаниям: • если получит информацию о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте, свидетельствующем о том, что работы по строительству объекта не начаты; • если получит информацию госстройнадзора о том, что застройщик не направил извещение о начале строительных работ (в случае, когда направление такого извещения является обязательным).

По действующему законодательству разрешение на строительство выдается на ограниченный период. Для объектов ИЖС он составляет до 10 лет, а для остальных объектов капстроительства — на время, предусмотренное в проектной документации. Если в этот период возведение объекта не доведено до конца, требуется принимать меры. Ниже рассмотрим, как продлить разрешение на строительство (в том числе частного дома), в какой последовательности действовать, и что из бумаг потребуется для решения поставленной задачи.

Как оформить заявление?

Продление разрешения начинается с момента передачи заявления в уполномоченный территориальный орган. При решении вопроса, связанного с увеличением срока действия документа, его приостановлением или приостановкой действия учитываются законы РФ и действующий админрегламент.

Заявление о продлении предается следующими способами:

  • Лично.
  • С помощью представителя (потребуется нотариальная доверенность).
  • По e-mail.
  • Через почту РФ.
  • С помощью сайта Госуслуг.
  • Через МФЦ.

Перед тем как продлить разрешение на строительство (в том числе частного дома) требуется узнать точный адрес муниципального органа, куда направляется заявление. При этом заявка оформляется в электронной форме или заполнятся от руки. Допускается передача заявления с применением электронной документации, но тогда не обойтись без применения ЭЦП.

Сроки продления

Разрешение продлевается на период до 1 года (по решению уполномоченного органа), если физлицо или компания оформили и передали заявление за 2 и более месяца (не позже). Если нового срока недостаточно для решения поставленной задачи, по его истечению можно вновь обратиться за продлением. При этом условия и порядок оформления идентичны.

Уполномоченный орган откажет в продлении срока, если возведение или реконструкция объекта не начались до дня завершения срока подачи заявки.

Документы для продления разрешения на строительство — перечень

Заявление — главная, но не единственная бумага, необходимая для прохождения государственной процедуры. В перечень документов, необходимых для продления разрешения на строительство, входит:

  • Заявка, оформленная с учетом требований законодательства.
  • Подлинник ранее предоставленного разрешения.
  • Проект организации строительных работ (копия). В нем должно быть пояснение причин, вызвавших необходимость продления разрешения (это требование не касается объектов ИЖС).

Если требуется внести изменение в выданное ранее разрешение, в уполномоченный орган передаются следующие бумаги:

  • Заявление.
  • Разрешение на строительство (подлинник).
  • ГПЗУ участка, где планируется возведение объекта.
  • Правоустанавливающий пакет бумаг (если требуется внесение изменений в название компании застройщика).
  • Постановление о формировании ЗУ посредством разделения или объединения надела.
  • Позитивное решение экспертизы, подтверждающее соответствие откорректированного проекта действующим требованиям и возможность его применения.
  • Распоряжение об изменении адреса (при наличии такой ситуации).

Документы для продления разрешения на строительство принимаются при условии, если они передаются в полном объеме. При отсутствии какой-либо бумаги в приеме отказывается.

Уполномоченный орган в течение десяти суток со дня приема заявки должен дать ответ (в случае отказа) с пояснением причины такой позиции. Если принимается положительное решение, на подготовку нового разрешения (с учетом продления) также даются отмеченные выше 10 суток.

Прекращение действия

Если в процессе действия разрешения право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, срок выданного ранее документа остается прежним. Но возможны ситуации, когда разрешение на строительство теряет силу. Это происходит в следующих случаях:

  • Прекращение права использования недр (в том числе досрочное).
  • Игнорирование необходимости передачи оригиналов в течение 60 суток с момента уведомления о возможности получения разрешения на строительство.
  • По завершению срока действия документа и при отсутствии заявления на продление (перерегистрацию) существующего разрешения.
  • При отказе застройщика или частного лица от возведения (восстановления) объекта капстроительства.
  • В случае изъятия ЗУ с учетом действующего законодательства РФ.
  • При нарушении требований, прописанных в разрешении на строительство.
  • По решению судебного органа.
  • При изменении характеристик или типа сооружений, а также условий их возведения (восстановления), разрешенных для конкретного ЗУ.

Порядок предоставления услуги

Продление разрешения на строительство происходит следующим образом:

  • Собираются необходимые документы (указаны выше).
  • Оформляется заявление и передается вместе с бумагами одним из доступных способов в уполномоченный орган.
  • Заявление, уведомление, а также переданная документация регистрируются уполномоченным органом.
  • Документы проверяются на факт возможности продления или внесения правок в уже выданное ранее разрешение на строительство.
  • Принимается решение о продлении или отказе в оказании услуги.

Как продлить разрешение на строительство через портал Госуслуг?

Получение услуги через Интернет позволяет сэкономить время. Для продления разрешения стоит придерживаться такой инструкции:

  • Изучаем тонкости получения услуги на сайте.
  • Авторизуемся на портале.
  • Оформляем заявление в электронной форме. Для этого вносим сведения из уже выданного ранее разрешения на строительство, указываем название сооружения и данные о нем. Здесь же прописываем сведения о ЗУ, причине продления, варианте получения результата (в электронном виде или на бумаге).
  • Прикрепляем сканированную документацию, которая требуется уполномоченным органом для продления. Здесь важно учесть требования, касающиеся формата и размера прикрепляемых файлов (как правило, последние должны иметь размер до 1 Гб).
  • Подписываем заявку и документацию электронной цифровой или обычной подписью.
  • Отправляем заполненное заявление после рассмотрения с помощью специальной кнопки.
  • Дожидаемся сообщения по e-mail или уведомления в личном кабинете о приеме документации к рассмотрению. Здесь же указывается номер принятого электронного заявления.
  • Контролируем процесс оформления услуги. Это можно сделать посредством информации, которая проходит по e-mail, через личный кабинет на сайте, в разделе проверки статуса или через мобильное приложение (здесь можно выбрать подходящий для себя вариант).
  • Получаем сообщение о результате продления, а также необходимый документ. Он выдается в электронном виде и в формате pdf. Документы подписаны ЭЦП. В распоряжении заявителя разрешение на строительство (в нем сделана пометка о продлении) или сообщение об отказе с пояснением причин.

Если при подаче заявки был выбран бумажный вариант получения документов, на почтовый ящик или в личный кабинет приходит уведомление, когда и куда прийти за бумагами.

Когда возможен отказ?

Основания для отказа при продлении разрешения на строительства через портал Госуслуг следующие:

  • Отсутствие сведений или документации, необходимой для получения услуги.
  • Строительство (реконструкция) не начаты до срока завершения действия заявления.
  • Нет договора поручительства финансового учреждения за добросовестное выполнение строительной компании взятых на себя обязательств (для застройщиков, работающих по ДДУ).

Заявитель вправе обжаловать решение уполномоченного органа при нарушении сроков продления или регистрации запроса, при требовании дополнительных бумаг (если таковых нет в перечне), в случае отказа в оказании услуги, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Жалоба может подаваться в письменной форме лично, направляться по почте или отправляться в электронном виде. В первом случае с собой необходимо иметь документ, подтверждающий личность. Если бумаги передаются в электронной форме, потребуется их утверждение с помощью ЭЦП. В документе необходимо указать название исполнительного органа, ФИО и данные о заявителе, информацию об обжалуемых решениях и доводы. В результате принимается решение об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.