Проект по отходам пноолр

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) — документ, разрабатываемый на предприятиях, в процессе деятельности которых образуются отходы. ПНООЛР предназначен для определения количества образующихся отходов на предприятиях, установления сроков их накопления.

Разработка ПНООЛР

Основание для разработки проекта ПНООЛР — Федеральный Закон Российской Федерации №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (ст.24), Закон Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления» от 24.06.1998г (ст.18).

Целью разработки ПНООЛР является установление нормативов образования отходов и утверждение лимитов на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами являются количества отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в соответствии с приказом МПР № 50 от 25.02.2010, вступившим в силу 22.02.2011г.).

Выгоды от разработки:

  • Прохождение государственного экологического контроля, а также отсутствие требований и предписаний со стороны государственных инспекторов в области охраны окружающей среды;
  • Снижение в пять раз платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Проект разрабатывается:

  • для объектов федерального уровня контроля, в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
  • для объектов регионального уровня контроля, в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 25.11.2015 №1177 «Об утверждении Порядка разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору»

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) учитываются:

  • объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;
  • результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;
  • наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;
  • наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;
  • экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;
  • возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;
  • экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;
  • наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов;
  • предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
  • экологическая обстановка на территории.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;
  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает следующие разделы:

  1. Общие сведения о хозяйствующем субъекте
  2. Сведения о хозяйственной и иной деятельности
  3. Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов
  4. Сведения о предлагаемом образовании отходов
  5. Сведения о местах накопления отходов
  6. Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения
  7. Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов
  8. Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов
  9. Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов
  10. Приложения (карта-схема расположения территории предприятия с указанием объектов размещения отходов, копии договоров на передачу отходов, копии паспортов отходов, материалы, обосновывающие отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды, документы, подтверждающие факты утилизации, обезвреживания, размещения отходов и др.)

Рассмотрение и согласование ПНООЛР

Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в состав документов должны входить:

  1. Заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  2. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  3. Платежное поручение об оплате госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  4. Опись представляемых документов.

Все предоставленные материалы рассматриваются в соответствии с административным регламентом Исполнительного органа в течение 35 рабочих дней, по истечению которого принимается решение об утверждении лимитов на размещение отходов, либо об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, в таком случае документы возвращаются на доработку с обоснованием причин отказа. Повторное прохождение согласования документов также занимает 35 рабочих дней.

Срок действия ПНООЛР

Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается на 5 лет, при условии ежегодного подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы «технический отчет по обращению с отходами».

При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

Ответственность за нарушение требований экологического законодательства

При отсутствии ПНООЛР организация осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере, по сверхлимитам;

Кроме того, за отсутствие проекта ПНООЛР организация и ее должностные лица несут ответственность, поскольку это является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Это определено Федеральным Законом Российской Федерации №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

Статья 75. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Мера ответственности определена Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей).

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей).

Подготовка документов для ПНООЛР

Компания «Экология-комплекс» предлагает предприятиям и организациям сформировать пакет документов в соответствии с государственными требованиями, получить недостающие документы.

Срок подготовки документов составляет до 30 дней (при наличии всех необходимых документов).

Стоимость услуги зависит от количества образующихся отходов и вида хозяйственной деятельности.

По интересующим вопросам, можно получить консультацию по тел.: 8-920-623-78-61, или по e-mail: ekokompleks@bk.ru

Скачать приказ Минприроды России от 05.08.2014 №349

Утверждены

приказом Минприроды России

от 05.08.2014 N 349

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ

I. Общие положения

1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Методические указания) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее — хозяйствующие субъекты), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальные органы Росприроднадзора), принимающих решение об утверждении нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

2. Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

3. Действие Методических указаний не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами и с медицинскими отходами <1>.

4. В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

5. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

определение (расчет) нормативов образования отходов;

определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

6. При принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР:

наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам;

имеющиеся технические возможности по использованию и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам;

количество предлагаемых к размещению отходов;

наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;

наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.11.2011, регистрационный N 22313).

7. В целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.

8. Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:

подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;

подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

II. Содержание и оформление проекта нормативов образования

отходов и лимитов на их размещение

16. ПНООЛР составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

17. В ПНООЛР включаются:

титульный лист (приложение N 6 к Методическим указаниям);

структура ПНООЛР;

общие сведения о хозяйствующем субъекте;

сведения о хозяйственной и иной деятельности;

расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год;

сведения о предлагаемом образовании отходов;

сведения о местах накопления отходов;

сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;

сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов;

сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;

предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;

список использованных источников;

приложения.

18. В разделе «Общие сведения о хозяйствующем субъекте» ПНООЛР содержатся:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН);

коды по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФС), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО);

вид основной хозяйственной и иной деятельности;

номера телефонов, телефакса (при наличии);

адрес электронной почты (при наличии);

фамилии и инициалы руководителя юридического лица и лиц, ответственных за обращение с отходами (с указанием должностей);

перечень структурных подразделений (основных и вспомогательных цехов, участков и других объектов), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

перечень филиала(ов) и обособленных подразделений, информация по которым включена в ПНООЛР, и места их расположения;

перечень самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов.

19. В разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» ПНООЛР в текстовой форме приводится краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы.

По каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков:

используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;

производственные операции (без детализации производственных процессов);

производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);

образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);

операции по обращению с отходами, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

20. В разделе «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год» ПНООЛР представляются расчеты нормативов образования отходов, рассчитанные (определенные) для каждого вида отхода с использованием методов определения (расчета) нормативов образования отходов, приведенных в разделе II данных Методических указаний.

Расчеты нормативов для каждого вида отхода оформляются в отдельном подразделе ПНООЛР.

Исходные данные для расчетов, производимых методами материально-сырьевого баланса, расчетно-аналитическим и статистическим, следует представлять в табличном виде (приложение N 1 к Методическим указаниям). При использовании метода расчета по удельным показателям допускается представлять расчеты и обоснования в текстовой форме.

В текстовой форме приводятся по каждому виду отхода ссылки на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие количественные показатели.

В конце раздела по результатам расчетов формируется общий перечень образующихся отходов с указанием рассчитанных предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год (приложение N 7 к Методическим указаниям).

21. В разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение N 8 к Методическим указаниям) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалу(ам) и обособленным подразделениям), в целом (приложение N 9 к Методическим указаниям).

Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации <1>.

При этом в приложениях N 8 и N 9 к Методическим указаниям указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Хозяйствующими субъектами, основной хозяйственной деятельностью которых является сбор отходов от физических лиц с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам, в табличном виде (приложения N 8, 9 к Методическим указаниям) приводится информация о поступающих видах отходов.

22. В разделе «Сведения о местах накопления отходов» ПНООЛР приводится перечень и вместимость мест (площадок, контейнеров, бункеров и других объектов) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в табличном виде (приложение N 10 к Методическим указаниям).

23. В разделе «Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения» ПНООЛР приводятся данные о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения в табличном виде (приложение N 11 к Методическим указаниям).

В данном разделе указываются также полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (последнее — при наличии), место нахождения (жительства) и ИНН хозяйствующих субъектов, принимающих отходы.

24. Хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно удаляют образованные ими отходы путем использования и (или) обезвреживания, включают в ПНООЛР раздел «Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов».

В данном разделе ПНООЛР приводится обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отходов.

Для обоснования количества предлагаемого ежегодного использования отходов в раздел «Приложения» включаются (при их наличии) документы (их копии, заверенные хозяйствующим субъектом) и материалы, являющиеся источником данного обоснования.

Для обоснования количества предлагаемого ежегодного обезвреживания отходов указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию отходов I — IV класса опасности.

Сводные сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отходов каждого вида приводятся в табличном виде (приложение N 12 к Методическим указаниям).

25. Хозяйствующие субъекты, размещающие образующиеся отходы на самостоятельно эксплуатируемых ими (собственных) объектах размещения отходов, включают в ПНООЛР раздел «Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов».

В данном разделе ПНООЛР приводится обоснование предлагаемого ежегодного размещения отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов. В обосновании используются результаты инвентаризации самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов, проводимой в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.06.2010, регистрационный N 17520) с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.12.2010 N 541 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.02.2011, регистрационный N 19685).

Для обоснования количества предлагаемого ежегодного размещения отходов указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по размещению отходов I — IV класса опасности.

Сводные сведения о предлагаемом ежегодном размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов представляются в табличном виде (приложение N 13 к Методическим указаниям).

26. В разделе «Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов» ПНООЛР указываются перечень и количество видов отходов, предполагаемых к ежегодному размещению в конкретных объектах размещения отходов, в табличном виде (приложение N 14 к Методическим указаниям).

27. В разделе «Список использованных источников» ПНООЛР приводится перечень использованных источников информации с указанием авторов, издательства и года издания.

28. В раздел «Приложения» ПНООЛР включаются:

заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;

заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;

карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;

карта-схема расположения мест накопления отходов;

иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

III. Содержание и оформление технического отчета

по обращению с отходами

29. Технический отчет по обращению с отходами составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Технический отчет по обращению с отходами включает:

титульный лист (приложение N 15 к Методическим указаниям);

структура технического отчета;

сведения о хозяйствующем субъекте;

сведения о фактически образованных количествах отходов;

сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов.

30. В разделе «Сведения о хозяйствующем субъекте» технического отчета приводятся:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

номера телефонов, телефакса (при наличии);

адрес электронной почты (при наличии);

фамилии и инициалы руководителя юридического лица и лиц, ответственных за обращение с отходами (с указанием должностей);

перечень структурных подразделений (основных и вспомогательных цехов, участков и других объектов), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;

перечень филиала(ов) и обособленных подразделений, информация по которым включена в технический отчет по обращению с отходами, и места их расположения.

31. В разделе «Сведения о фактически образованных количествах отходов» технического отчета приводятся сведения о фактическом образовании отходов за отчетный период отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в табличном виде (приложение N 16 к Методическим указаниям) и фактические сводные сведения об образованных отходах по хозяйствующему субъекту в целом в табличном виде (приложение N 17 к Методическим указаниям).

32. В разделе «Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов» технического отчета приводятся сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам в табличном виде (приложение N 18 к Методическим указаниям).

При фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам для целей обезвреживания и (или) размещения указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV класса опасности данного хозяйствующего субъекта.

33. Хозяйствующим субъектом к техническому отчету могут быть приложены иные документы и материалы.

В этом материале мы расставляем все точки над i: каким организациям нужно разрабатывать ПНООЛР, а каким – нет необходимости.

В ходе работы мы часто встречаемся с недопониманием со стороны обращающихся к нам в компанию людей в вопросе необходимости разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) конкретно для их организации. В связи с этим, мы решили выпустить небольшое, но вместе с тем исчерпывающее разъяснение о том, кому все-таки нужен проект по отходам. Надеемся, что после прочтения материала у Вас не останется вопросов по этой теме.

А если все-таки останутся, связывайтесь с нами – наши экологи бесплатно Вас проконсультируют!

Итак, начнем с законодательных актов, которые регламентируют необходимость проекта НООЛР для организаций в России. Во-первых, это федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления», определяющий все нормы обращения с опасными отходами в России, а также определяет отчеты и документы, которые необходимо сдавать и разрабатывать природопользователям. Например, в 89-ФЗ указывается необходимость лицензирования деятельности по обращению с отходами, предоставления соответствующей отчетности, в т.ч. в государственный кадастр. Что касается конкретно ПНООЛР, то ему посвящена статья 18 данного федерального закона.

Вторым законодательным актом является Приказ № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», который призван помочь экологам в его правильной разработке. С текстом методических указаний можно ознакомиться по данной ссылке.

Ну и к третьему документу можно отнести Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а именно его ст. 8.2, где указан размер штрафов за нарушения при обращении с опасными отходами. И штрафы там значительные, вплоть до 250 000 рублей или долгосрочной приостановки деятельности организации.

Данные документы, в целом, дают нам четкое понимание, каким предприятиям необходим проект по отходам НООЛР.

Получить подробную консультацию по поводу ПНООЛР и, если он Вам действительно нужен, заказать его оформление, Вы можете у нас — обращайтесь по телефонам 8 (800) 775-28-26 и 8 (499) 403-17-56, а также пишите на почту eco-info@ekvt.ru. Без проблем поможем Вам!

ПНООЛР разрабатывают:

1) Юридические лица, относящиеся к крупному предпринимательству. Критерии отнесения:

  • среднесписочная численность сотрудников за отчетный год – свыше 250 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности за отчетный год – свыше 2 млрд. рублей;
  • доля участия в уставном капитале организации государственных образований, общественных и некоммерческих организаций – свыше 25%;
  • доля участия в уставном капитале организации иностранных юридических лиц и/или субъектов, не являющихся малым и средним бизнесом – свыше 49%.

3) Разнообразные некоммерческие организации (НКО) – к ним относятся общественные объединения, кооперативы, религиозные организации, ТСЖ, СРО, садовые товарищества (СНТ), различные фонды и пр. Поскольку все они не относятся к малому и среднему предпринимательству, то, согласно той же статье 18 89-ФЗ, они также должны иметь утвержденный ПНООЛР.

Поскольку мы достаточно подробно указали список тех предприятий, которым проект по отходам необходим, то сейчас не доставляет особого труда определить, кому он не нужен. А не нужен ПНООЛР малому и среднему бизнесу. В качестве замены разработки данного документа Правительство РФ обозначило необходимость сдавать отчет, который не имеет определенного названия и именуется просто отчетом по отходам для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Дискуссионным вопросом остается следующий: необходимо ли медицинским учреждениям (ЛПУ) разрабатывать ПНООЛР – здесь мы встречаемся с определенным законодательным противоречием. Данные заведения, по сути, попадают под зону ответственности как Росприроднадзора, так и Роспотребнадзора и не совсем понятно, в соответствии с каким законодательством им работать и в какое ведомство отчитываться. Разумеется, самым верным вариантом для лечебных учреждений станет разработать проект лимитов, включив туда только немедицинские отходы и разработав на них стандартные паспорта. Что касается отходов, образовавшихся в ходе медицинской деятельности, то на них паспорта оформляться не должны и, соответственно, в НООЛР они тоже не должны включаться – это уже юрисдикция Роспотребнадзора.

В случае же с конкретным учреждением, рекомендуется запросить разъяснительное письмо в надзорных органах о необходимости оформления проекта лимитов и в дальнейшем действовать согласно полученной информации.

Несмотря на то, что работы по строительству и реконструкции объектов обычно не длятся достаточно долго и постоянно меняют местоположение, существует необходимость в получении природоохранной документации – технологического регламента по обращению со строительными отходами, паспортов опасных отходов, ПНООЛР, ПДВ – для юридических лиц, ответственных за обращение с образовавшимися отходами.

Для чего разрабатывать ПНООЛР на период строительства?

Прежде всего, это выгодно самой организации. Зачастую, строительство и снос зданий связаны с образованием большого количества строительных отходов, основная масса которых не может использоваться в дальнейшем. Единственный вариант утилизации для таких отходов – захоронение на специализированных полигонах. Но, захоронение отходов является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. Согласно законодательству Российской Федерации, негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Для того, чтобы уменьшить сумму выплат, необходимо получить лимит на размещение отходов, согласовав в надзорных органах ПНООЛР. Результатом проделанной работы является уменьшение платы за размещение отходов в пять раз.

Кроме того, наличие согласованных лимитов на захоронение отходов для конкретного объекта строительства – одно из требований законодательства и надзорных органов при проведении проверок, нарушение которого грозит организации высокими штрафами.

Проект НООЛР для объектов строительства разрабатывается и действует на период строительства отдельно для каждого конкретного объекта строительных работ. По содержанию он практически не отличается от ПНООЛР для других отраслей.

Основные документы, необходимые для его разработки:

  • разрешение на проведение строительных работ,
  • технологический регламент обращения со строительными отходами,
  • ведомости объемов работ и материалов.

На сегодняшний день при организации стройки ни в коем случае нельзя забывать про разработку и согласование экологической документации. Игнорирование данного вопроса может послужить появлению проблем при закрытии стройки и сдачи объекта.

Поэтому в обязательном порядке на стройку необходимо разрабатывать и согласовывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР). Особенностью данного проекта заключается в том, что лимиты получаются на период строительства.

Если объект строится в городе Федерального значения (Санкт-Петербурге и Москве), то согласно законодательной базе, строительная организация обязана разрабатывать и согласовывать технологический регламент по обращению со строительными отходами (ТРОСО).

На согласование этот документ подают в Комитет по природопользованию. Цель этого проекта – осуществление контроля и отчетности по движению строительных отходов. После введения требований разработки и согласования ТРОСО, резко сократилось количество стихийных строительных свалок в Ленинградской и Московских областях.

При наличии источников загрязнения атмосферного воздуха строительная организация попадает под Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и вынуждена разрабатывать и согласовывать проект ПДВ. Здесь нет никаких особенностей, кроме (как и в случае с отходами) срока разрешения на выбросы (документ выдается на весь период строительства).

В случае если организация или предприятие на период строительства имеют сток в водный объект, помимо проекта ПНООЛР и ПДВ необходим еще и проект НДС (Нормативы допустимых сбросов), который учитывает максимально допустимые показатели загрязняющих веществ. Помимо этого, Проект регламентирует отведение водостоков и водоемов возвратных вод. Отсутствие Проекта НДС влечет за собой плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами — природопользователями, которые не относятся к субъектам малого и среднего бизнеса и осуществляют деятельность в области обращения с опасными отходами. К обращению с опасными отходами относят деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.№ 89-ФЗ). Лимиты на размещения отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.

Норматив образования отходов можно представить как количество отходов, приходящееся на единицу продукции. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является необходимым и важным условием для дальнейшего получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Такой «лимит на отходы» является официальным документом, в котором указаны виды отходов, их количество и объект размещения отходов. Ведение деятельности без наличия утвержденных лимитов образования отходов для многих предприятий очень затруднительно. ПНООЛР требуется любому юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, в процессе производственной деятельности которого образуются отходы производства, исключая деятельность малого и среднего бизнеса.

В процессе разработки ПНООЛР осуществляется расчет готовых нормативов образования отходов, определяется количество образующихся отходов в год, а также дается обоснование количества отходов, предлагаемых для использования, обезвреживания или размещения.

Порядок разработки ПНООЛР

Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. №703. При разработке ПНООЛР можно выделить следующие основные этапы:

  • проведение инвентаризации источников образования отходов, мест их складирования, хранения и захоронения;
  • разработка ПНООЛР;
  • согласование ПНООЛР в уполномоченных органах и получение лимита на размещение отходов производства и потребления.

Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предоставляются на рассмотрение и согласование в Росприроднадзор в соответствии с приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50. Для утверждения лимитов на размещение отходов в состав предоставляемых в Росприроднадзор материалов (документов) должны входить:

  • заявление от утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности;
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица — пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Перечисленные документы принимаются по описи, копия которой направляется заявителю с отметкой о дате принятия документов. Срок рассмотрения проекта нормативов образования отходов производства в органах Росприроднадзора составляет 30 дней, после чего принимается решение об утверждении лимитов на размещение отходов I-IV классов опасности или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа. Повторно представленные материалы рассматриваются также в месячный срок. Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Чем регулируется ПНООЛР?

Необходимость разработки проекта НООЛР обусловлена Федеральным законом «Об охране окружающей среды», а также рядом других нормативных документов. К тому же Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 8.2) установлены меры ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления ответственность для граждан в денежном эквиваленте, а также мера наказания как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Мы оказываем широкий спектр услуг по разработке экологической документации. Специалисты ООО «Экологический центр» имеют большой опыт в разработке ПНООЛР возьмут на себя все Ваши заботы:

  • соберут все необходимые данные для разработки ПНООР;
  • проведут расчет количества образуемых отходов и определят класс их опасности;
  • оформят проект ПНООЛР, включая технический отчет по обращению с отходами;
  • согласуют проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.