Проводки по взаимозачету в бюджетной организации

Вопрос

Какими проводками отразить возврат на лицевой счет денежных средств по счету 302.11. прошлого года. деньги выплачены в декабре прошлого года, но в январе 2017 года вернулись на лицевой счет. казенное учреждение. администратор доходов и какими проводками отразить это в начислении заработной платы.

Ответ

Если денежные средства по перечислению зарплаты вернулись на лицевой счет получателя бюджетных средств, то в учете казенного учреждения возврат денег отразите следующим образом:

Дебет КРБ.1.304.05.211 Кредит КРБ.1.302.11.730 — отражено поступление средств на лицевой счет получателя бюджетных средств от возврата не зачисленных сумм прошлого года.

Если учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета, возврат дебиторской задолженности в доход бюджета отразите проводками:

Дебет 1.303.05.830 Кредит 1.304.05.211 – перечислена сумма дебиторской задолженности в доход бюджета,

Дебет 1.210.02.130 Кредит 1.303.05.730 — отражено поступление средств в доход бюджета.

КБК для перечисления в доход бюджета субъекта РФ 000 1 13 02992 02 0000 130.

В текущем году перечислите денежные средства на заработную плату за счет средств текущего финансового года проводкой:

Дебет КРБ.1.302.11.830 Кредит КРБ.1.304.05.211 – перечислены в банк суммы зарплаты для зачисления на зарплатные карты сотрудников (на основании выписки о списании денег со счета учреждения).

В учете пересчитывать заработную плату не нужно. А вот в ф. 6-НДФЛ и в Справке 2-НДФЛ это следует учесть. Также следует учесть, что если НДФЛ перечислен ранее зачисления дохода на счета сотрудников, то следует считать платеж ошибочным, подлежащим возврату. После перечисления заработной платы на счета сотрудникам за счет средств текущего финансового года, перечислите НДФЛ. НДФЛ, который будет возвращен налоговым органом, также перечислите в доход бюджета. Направляем рекомендацию: Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ http://www.gosfinansy.ru/?utm_source=www.budgetnik.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/11/17631/tit8/

Обоснование

Из рекомендации

Как отразить в бухучете и при налогообложении расчеты с поставщиками, исполнителями или подрядчиками

Ситуация: как в бухучете отразить возврат денег, излишне перечисленных контрагенту в текущем году, или возврат из банка. В платеже была допущена ошибка

Возврат излишне перечисленных денег от поставщика, подрядчика, исполнителя в бухучете отразите как восстановление кассового расхода. Аналогично поступите, если в платежном документе указали неправильные реквизиты и средства возвращает банк. Полученную сумму отразите по тому же КВР, по которому проходила выплата. Такой вывод следует из пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 № 11н, пункта 2.5.4 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 № 8н.

Порядок отражения в бухучете возврата денег от контрагента или банка зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Возврат денег отразите следующим образом:

Дебет счета Кредит счета
Отражено поступление средств (как восстановление кассового расхода текущего финансового года) КРБ.1.304.05.000<2>

КРБ.1.206.XX.660

КРБ.1.302.XX.730

XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<2> В разрезе КОСГУ.

Такой порядок следует из пункта 111 Инструкции № 162н, пункта 130 приложения 1 к Инструкции № 162н.

Как перечислить зарплату на банковскую карту сотрудника

Бухучет

Как отразить в бухучете выплату зарплаты на банковскую карту сотрудника

Порядок отражения в бухучете операций по перечислению зарплаты на банковскую карту сотрудника зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Безналичную выплату зарплаты отразите следующим образом:

Дебет КРБ.1.302.11.830 Кредит КРБ.1.304.05.211
– перечислены в банк суммы зарплаты для зачисления на зарплатные карты сотрудников (на основании выписки о списании денег со счета учреждения).

Такой порядок установлен пунктом 102 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 302.00, 304.05).

Как администратору учитывать доходы бюджета

Как отразить возврат дебиторки прошлых лет

Дебиторскую задолженность прошлых лет должник перечисляет в доход бюджета (п. 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н). Для этого сообщите ему реквизиты для зачисления возврата в бюджет, в том числе код классификации доходов бюджетов (абз. 2 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н).

Ситуация: какой код классификации нужно сообщить должнику для перечисления в бюджет дебиторской задолженности прошлых лет

Должник должен указать код доходов от компенсации затрат государства. Ведь он компенсирует затраты, которые понесло государство в прошлом году. Например, на выплату аванса, если дебиторка по расходам. Или на оказание услуг, выполнение работ, если дебиторка возникла по доходам.

Сообщите должнику код в зависимости от бюджета, в который он перечислит деньги:

Код классификации доходов бюджетов Наименование кода
000 1 13 02991 01 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета
000 1 13 02992 02 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации
000 1 13 02993 03 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
000 1 13 02994 04 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов
000 1 13 02994 11 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов с внутригородским делением
000 1 13 02994 12 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов внутригородских районов
000 1 13 02995 05 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов
000 1 13 02995 10 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений
000 1 13 02995 13 0000 130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских поселений

Такие коды установлены в приложении 1.1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н. На месте 1–3-го разрядов кода классификации доходов укажите код главного администратора.

А на месте 14–20-го разрядов – код подвида доходов. Он состоит из группы (14–17-й разряды) и аналитической группы подвида доходов (18–20-й разряды). В частности, при возврате дебиторки прошлых лет по расходам федеральных казенных учреждений (которые не относятся к УИС и загранучреждениям) нужно указать:
– код группы подвида доходов – 0300 «Средства, поступающие от деятельности прочих учреждений» (приложение 11 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н);
– код аналитической группы подвида доходов – 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат» (п. 4.1.1 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н).

Ситуация: как отразить в учете возврат в доход бюджета переплаты по налогам прошлых лет, если инспекция перечислила деньги на лицевой счет ПБС

Если инспекция перечислила деньги на лицевой счет ПБС, перечислите сумму возврата в доход бюджета самостоятельно. В заявке укажите код доходов от компенсации затрат государства.

Об ожидаемых поступлениях в бюджет сообщите администратору кассовых поступлений. Для этого оформите Извещение (ф. 0504805). Когда деньги поступят на лицевой счет администратора, он сообщит об этом в обратном Извещении (ф. 0504805).

В бухучете получателя бюджетных средств и администратора кассовых поступлений делайте проводки:

Дебет счета Кредит счета
В учете ПБС:

Зачислен на лицевой счет ПБС возврат переплаты по налогам прошлых лет

(на основании выписки из лицевого счета)

КРБ.1.304.05.290 КДБ.1.303.ХХ.730

Отражено уведомление администратора кассовых поступлений о возврате дебиторской задолженности прошлых лет по переплате налогов

(на основании Извещения ф. 0504805)

КДБ.1.304.04.130 КДБ.1.303.05.730

Перечислена с лицевого счета ПБС в доход бюджета дебиторская задолженность прошлых лет по переплате налогов

(на основании выписки из лицевого счета и Извещения ф. 0504805 от администратора кассовых поступлений)

КДБ.1.303.05.830 КРБ.1.304.05.290
В учете администратора кассовых поступлений:
Принято к учету извещение (ф. 0504805) от администратора начислений об ожидаемых поступлениях дебиторской задолженности прошлых лет по переплате налогов КДБ.1.303.05.830 КДБ.1.304.04.130

Отражено поступление в бюджет дебиторской задолженности прошлых лет по переплате налогов

(на основании выписки из лицевого счета)

КДБ.1.210.02.130 КДБ.1.303.05.730
В учете администратора доходов:

Отражено поступление в бюджет дебиторской задолженности прошлых лет по переплате налогов

(на основании выписки из лицевого счета)

КДБ.1.210.02.130 КДБ.1.303.05.730
ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такие проводки приведены в пунктах 91, 104, 109, 110, 111 Инструкции № 162н.

Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ

Как отражать в расчете 6-НДФЛ доходы и налог с выплат переходных периодов

Если зарплата начислена в одном отчетном периоде, а выплачена в другом, при заполнении формы 6-НДФЛ учитывайте следующие особенности.

В разделе 1 выплаты отражают нарастающим итогом. А в разделе 2 – за последние три месяца отчетного периода. При этом «переходящие» выплаты нужно отразить в расчете в том отчетном периоде, когда операция завершена. А это период, в котором наступил крайний срок уплаты НДФЛ (письма ФНС России от 25 января 2017 № БС-4-11/1250, от 21 июля 2017 № БС-4-11/14329). Разобраться подробнее поможет таблица:

Ситуация Как заполнить 6-НДФЛ
Зарплату за март выдали в апреле

Мартовскую зарплату, выплаченную в апреле, покажите в разделе 1 расчета за I квартал. Причем впишите только начисленный доход, вычеты и налог (строки 020, 030 и 040). В строках 070 и 080 проставьте «0». Ведь дата удержания налога (день фактической выплаты зарплаты) еще не наступила. Назвать такой налог не удержанным нельзя.

НДФЛ с мартовской зарплаты вы удержите только в апреле в момент выплаты. Поэтому покажите его в строке 070 раздела 1, а саму операцию – в разделе 2 отчета за полугодие. В такой ситуации налог по строке 070 может не совпадать с уплаченным по данным КРСБ. Если инспекторы потребуют объяснить такие расхождения, вот образец пояснения.

Такой порядок подтверждается письмами ФНС России от 1 августа 2016 № БС-4-11/13984, от 16 мая 2016 № БС-4-11/8609, от 12 февраля 2016 № БС-3-11/553 и от 25 февраля 2016 № БС-4-11/3058

Зарплату за декабрь 2016 года выдали в январе 2017 года Зарплату за декабрь, выданную в январе, покажите в разделе 1 годового расчета и в разделах 1 и 2 расчета за I квартал. Ведь доход в виде зарплаты вы признали в декабре и налог с него рассчитали в этом же месяце. Поэтому покажите по строкам 020 и 040 раздела 1 годового расчета. А удержали налог уже в январе, сумму отразите по строке 070 раздела 1 расчета за I квартал 2017 года. Это подтверждает письмо ФНС России от 5 декабря 2016 № БС-4-11/23138. Отметим, что ранее представители ФНС в письме от 25 февраля 2016 № БС-4-11/3058 посоветовали указать выплату в расчете за I квартал только в разделе 2. Но это противоречит приказу налоговой службы от 14 октября 2015 № ММВ-7-11/450
Акт за выполненные работы (оказанные услуги) по ГПД подписали в марте 2017 года, а вознаграждение выплатили в апреле 2017 года Вознаграждение по ГПД и налог с него отражайте в разделах 1 и 2 расчета за I полугодие 2017 года. В расчете за I квартал 2017 года операцию не отражайте. Об этом – в письмах ФНС России от 21 июля 2017 № БС-4-11/14329, от 5 декабря 2016 № БС-4-11/23138
Зарплату за декабрь 2017 года выплатили в декабре Зарплату за декабрь, выплаченную в декабре, покажите в разделе 1 годового расчета и в разделе 2 расчета за I квартал. Ведь в разделе 1 вы отражаете данные по всем выплаченным доходам, вычетам, начисленному, удержанному и возвращенному НДФЛ за год. А декабрьскую зарплату вы выплатили в декабре. Поэтому ее нужно провести в разделе 1 годового расчета. В разделе 2 указывают, на какую дату возник доход, когда налог нужно удержать и перечислить в бюджет. Так как срок уплаты НДФЛ с декабрьской зарплаты выпадает на первый рабочий день января, покажите выплату в разделе 2 расчета за I квартал. Это подтверждает письмо ФНС России от 15 декабря 2016 № БС-4-11/24063
Июньские отпускные выдали в мае В расчете за полугодие отпускные покажите и в разделе 1, и в разделе 2. Ведь доход у сотрудника возник в мае, когда он получил деньги. Рассчитать и удержать НДФЛ с отпускных компания должна была в день выплаты, а перечислить удержанную сумму в бюджет – не позднее 31 мая. Об этом – в письме ФНС России от 21 июля 2017 № БС-4-11/14329
Больничные за декабрь 2016 года выдали в декабре Больничные попадут в отчет за 2016 год и отчет за I квартал 2017 года. В отчете за 2016 год больничные покажите по строкам 020, 040, 070 раздела 1. В отчете за I квартал 2017 года больничные отразите только в разделе 2 по строкам 100–140. Такие разъяснения есть в письме ФНС России от 13 марта 2017 № БС-4-11/4440
Отпускные начислили и выплатили в декабре 2016 года Отпускные попадут в отчет за 2016 год и отчет за I квартал 2017 года. В отчете за 2016 год отпускные покажите по строкам 020, 040, 070 раздела 1. В отчете за I квартал 2017 года отпускные отразите только в разделе 2 по строкам 100–140. Такие разъяснения есть в письме ФНС России от 5 апреля 2017 № БС-4-11/6420

Материал подготовлен и проверен экспертами системы Госфинансы

В статье «Учет возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта» мы обсуждали порядок возмещений от ФСС в соответствии с рекомендациями, данными в Письме Минфина России от 26.12.2019 года № 02-05-10/102478. Напомним, что Минфин рекомендует отражать возмещение предупредительных мер в качестве «новых» доходов от компенсации затрат. В свою очередь, возмещение расходов на выплату пособия на погребение и оплату 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом рекомендуется отражать как восстановление кассовой выплаты либо возврат дебиторской задолженности прошлых лет в зависимости от периода осуществления этих выплат.

Теперь давайте рассмотрим, каким образом отражаются данные возмещения на счетах бухгалтерского учета с учетом особенностей учреждений-участников пилотного проекта.

Отражение в учете возмещения расходов на предупредительные меры

Расходы на предупредительные меры отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от экономического содержания операции. Так, для отражения предупредительных мер могут применяться подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 «Увеличение стоимости основных средств», подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Однако возмещение этих расходов Фондом должно отражаться по виду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 1 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478).*(1)

Для учета расчетов по доходам от компенсации затрат применяется одноименный счет 0 209 34 000.

Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса, к которым относится в том числе и ФСС РФ, отражается по подстатьям 731 (831) КОСГУ (п. п. 15.3.1, 16.3.1 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. Эти коды указываются в 24-26 разрядах номеров счетов бухгалтерского учета.

Таким образом, возмещение Фондом предупредительных мер отражается в учете бюджетный (автономных) учреждений-участников пилотного проекта следующим образом:

  • Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134 — начислены доходы от компенсации затрат в сумме расходов по предупредительным мерам, подлежащих возмещению ФСС;
  • Дебет 2 201 11 510, увеличение счета 17 (КВД 130, КОСГУ 134) Кредит 2 209 34 661 — поступило возмещение на лицевой счет.

В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от компенсации затрат составляют неналоговые доходы бюджетов. Следовательно, в учете казенных учреждений данные суммы подлежат перечислению в соответствующий бюджет (на лицевой счет администратора кассовых поступлений).

Таким образом, возмещение Фондом предупредительных мер отражается в учете казенных учреждений-участников пилотного проекта следующим образом:

  • Дебет 1 209 34 561 Кредит 1 401 10 134 — начислены доходы от компенсации затрат в сумме расходов по предупредительным мерам, подлежащих возмещению ФСС.

Далее в зависимости от наличия полномочий учреждения по поступлению кассовых доходов:

  • в учете администратора кассовых поступлений
    Дебет 1 210 02 134 Кредит 1 209 34 661 — поступило возмещение на лицевой счет администратора.
  • в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора кассовых поступлений
    Дебет 1 304 04 134 Кредит 1 303 05 731 — на основании извещения отражена сумма ожидаемых к поступлению доходов;
    Дебет 1 303 05 831 Кредит 1 209 34 661 — поступило возмещение на лицевой счет администратора.

Отражение в учете возмещения социальных пособий

На основании п. 2 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 выплата пособия на погребение и оплата 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом должны отражаться по виду расходов 1Х9 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам…» (119, 129, 139, 149) и подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

При этом возмещение в текущем финансовом году расходов на выплату этих пособий, произведенных в том же финансовом году, осуществляется как восстановление кассовой выплаты и отражается по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.

Вместе с тем, выплата пособия производится одному лицу (сотруднику), а возмещение этой выплаты осуществляется от другого лица (ФСС). Следовательно, отразить возмещение пособия от Фонда по кредиту счета 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» с аналитикой «Сотрудник» не представляется возможным.

Кроме того, по сути, расходов по социальным пособиям, подлежащим возмещению Фондом, в учреждении не возникает. Следовательно, относить их на расходы (с применением счетов финансового результата — 401 20, или счетов затрат — 109 00), на наш взгляд, некорректно. Поэтому в рассматриваемой ситуации применима «зачетная» схема отражения социальных пособий (как в учреждениях, не являющихся участниками пилотного проекта).

Однако, следует учитывать, что согласно п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, учреждение-участник пилотного проекта уплачивает страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Следовательно, учреждению необходимо продолжать уплачивать страховые взносы в полном объеме, несмотря на «зачетную» схему отражения операций. На наш взгляд, чтобы контролировать сумму, подлежащую возмещению Фондом, для счета 303 02 целесообразно предусмотреть дополнительную аналитику.

Конкретного механизма для отражения возмещения Фондом социального пособия в учете учреждения-участника пилотного проекта не предусмотрено. Поэтому бухгалтерские записи рекомендуется согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 5 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Таким образом, возмещение Фондом пособия на погребение и оплаты 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может отражаться в учете бюджетного (автономного) учреждения-участника пилотного проекта следующим образом:

  • Дебет Х 303 02 831 (отдельная аналитика) Кредит Х 302 13 737 — начислено социальное пособие;
  • Дебет Х 302 13 837 Кредит Х 201 11 610 (увеличение 18, КВР 119, КОСГУ 213) — отражена выплата социального пособия;

Возмещение суммы пособия в части операций текущего года отражается:

  • Дебет Х 201 11 510 (уменьшение 18, КВР 119, КОСГУ 213) Кредит Х 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия.

Возмещение суммы пособия в части операций прошлых лет отражается:

  • Дебет Х 201 11 510 (увеличение 17, КИФ 510, КОСГУ 510) Кредит Х 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия, выплаченного в прошлом году.

В учете казенных учреждений поступление сумм в возмещение расходов текущего года отражается следующим образом:

  • Дебет 1 303 02 831 (отдельная аналитика) Кредит 1 302 13 737 — начислено социальное пособие;
  • Дебет 1 302 13 837 Кредит 1 304 05 213 — отражена выплата социального пособия;
  • Дебет 1 304 05 213 Кредит 1 303 02 731 (отдельная аналитика) — поступило от Фонда возмещение социального пособия на лицевой счет получателя бюджетных средств «03».

В учете казенных учреждений суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Следовательно, сумма возмещения ФСС социального пособия, выплаченного в прошлом году, подлежит перечислению казенным учреждением в доход соответствующего бюджета.

Итак, в статье мы рассмотрели порядок бухгалтерского учета возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта. Возмещение Фондом предупредительных мер должно отражаться в качестве «новых» доходов от компенсации затрат в корреспонденции со счетом 0 209 34 000. Возмещение расходов на выплату пособия на погребение и оплату 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может осуществляться как восстановление кассовой выплаты с применением отдельной аналитики к счету 0 303 02 000.
_____________________________________
*(1) В проекте Приказа «О внесении изменений в порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н» для отражения данных доходов предусмотрена подстатья КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации», которая будет применяется после официального вступления в силу приказа.

Опубликовано 27.02.2020

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Понятие и особенности бюджетной организации

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть (51 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201.11.610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен НДС с аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201.11.610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 51 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 51 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205.21.560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 11 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302.23.730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 26 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302.23.730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201.11.660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201.11.550 2.205.21.660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201.11.550 2.205.23.660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 26 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по приобретению основных средств. Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
1.106.31.310 1.302.31.730 Поступление основных средств (мебели) 127 000 руб. Товарная накладная
1.106.31.310 1.302.22.730 Отражение расходов на доставку мебели 6 200 руб. Договор на оказание транспортных услуг
1.101.34.310 1.106.31.410 Основные средства (мебель) введены в эксплуатацию 133 200 руб. Акт ввода в эксплуатацию ОС

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 11 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
1.104.34.410 1.101.34.410 Списание суммы амортизации 79 000 руб. Акт на списание ОС
1.401.10.172 1.101.34.410 Списание остаточной стоимости копировального оборудования (88 000 руб. — 79 000 руб.) 9 000 руб. Акт на списание ОС
1.105.36.340 1.401.10.172 Оприходования запчастей по рыночной стоимости 11 355 руб. Акт на списание ОС

Продолжение статьи «Как провести сверку с налоговой инспекцией», опубликованной в ГиМУ № 9/2019.

Д.В. Жуковский,
эксперт по бухгалтерскому учету

По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом

Если ИФНС России по результатам сверки с учреждением признала сумму задолженности учреждения в меньшем размере, чем по данным учреждения, нет смысла искать в учете учреждения ошибку. Считаем, что следует привести показатель задолженности к данным ИФНС России. Уменьшение задолженности учреждения следует рассматривать как чрезвычайные доходы, КОСГУ 173. Кассовых доходов по этому коду КОСГУ быть не может1, эти доходы являются учетным показателем. Также для чрезвычайных доходов не предусмотрен код аналитической группы подвида доходов бюджета (АГПДБ). Поэтому надо будет использовать2 код 180 АГПДБ.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

В результате уменьшения кредиторской задолженности казенному учреждению также необходимо уменьшить бюджетные обязательства (и денежные обязательства, если они уже были приняты). Бюджетному/автономному учреждению также надо будет уменьшить принятые обязательства и денежные обязательства.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – казенное учреждение

Если по результатам сверки расчетов ИФНС России подтвердила наличие переплаты, действия казенного учреждения зависят от того, в каком году произошла переплата: в текущем или в прошлые годы.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

Этот способ хорош для того случая, если в текущем году учреждение ожидает, что начисления до конца года перекроют подтвержденную переплату. Если же до конца года начисление не перекроет переплату, то в следующем году надо будет требовать возврат. То есть снова проводить сверку.

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Порядок действий учреждения в этом случае зависит от того, совпадают ли коды бюджетной классификации КВР и КОСГУ у налогов, которые надо зачесть. Если коды КОСГУ и КВР совпадают, то надо будет отразить в учете перенос показателей с одного налога на другой.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо уточнить в органе казначейства соответствующие платежи текущего года на другие коды.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если переплата произошла в прошлые годы, то казенное учреждение может использовать только один вариант действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) запросить возврат.

Никакие иные варианты использовать недопустимо, потому что иначе будут нарушены положения3 Бюджетного кодекса РФ:

«финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется:

– за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

– на основании бюджетной сметы».

Это положение прямо указывает, что казенное учреждение может расходовать на обеспечение своей деятельности только средства бюджета, причем только на те нужды, которые предусмотрены бюджетной сметой. То есть казенное учреждение не имеет права исполнять бюджетные обязательства текущего года по уплате налогов за счет переплаты прошлого года.

Таким образом, единственное, что казенное учреждение может сделать с переплатой прошлых лет, – запросить ее возврат и направить в доход бюджета.

Порядок действий учреждения и порядок отражения в учете будут зависеть от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Администратор доходов направляет средства возврата за прошлые годы на свой лицевой счет администратора доходов. Казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора, направляет средства возврата соответствующему администратору. И в том, и в другом случае перечисление в доход бюджета следует производить с тех же кодов КВР и КОСГУ, на которые возврат был зачислен.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение

Код КОСГУ 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», согласно его названию и указаниям4 о назначении, неприменим к бюджетным и автономным учреждениям. У бюджетных и автономных учреждений нет никаких ограничений по использованию в текущем году средств, возвращенных по операциям прошлых лет. Поэтому для бюджетных и автономных учреждений доступны без ограничений все способы распоряжения подтвержденной переплатой, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Недопустимо за счет переплаты налогов, произведенной по КВФО «4» зачитывать задолженность по налогам, подлежащим уплате по КВФО «2». Обратное допустимо.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР (АГПДБ) и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразить некассовое исполнение по тому налогу, по которому произошла переплата, со знаком «минус», а по тому налогу, с которым переплата была зачтена, – со знаком «плюс»;

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов (если налог был уплачен как расходы) или как доходы (если налог был уплачен как уменьшение доходов).

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом

Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, в пользу ИФНС России, необходимо провести служебное расследование и выяснить причину увеличения задолженности. Это необходимо по двум причинам:

1) необходимо подтвердить, что сумма задолженности, по данным ИФНС России, правильная. Если ИФНС России указала увеличенную сумму задолженности учреждения неправильно, то учреждению следует отстаивать свои цифры;

2) увеличение задолженности по платежам в бюджет по результатам сверки может привести также к уплате штрафов и пеней. Штрафы и пени для учреждения – это ущерб. Поэтому необходимо выявить лиц, виновных в причинении ущерба учреждению. А для этого необходимо выявить, когда и какая ошибка была совершена.

Бюджетным, автономным учреждениям недопустимо отражать в учете начисление штрафов и пеней на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Потому что эти суммы подлежат возмещению виновными лицами и не формируют себестоимость.

№ п/п

Бухгалтерская запись

Казенное учреждение

Дебет

Кредит

Начисление недоимки – исправление ошибки текущего года

ХХХ 1 40120 2ХХ

ХХХ 1 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки года, предшествующего отчетному

ХХХ 1 40128 2ХХ

ХХХ 1 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки прошлых лет

ХХХ 1 40129 2ХХ

ХХХ 1 303ХХ 731

Начисление штрафа, пеней

853 1 40120 292

853 1 30305 731

№ п/п

Бухгалтерская запись

Бюджетное/автономное учреждение

Дебет

Кредит

Начисление недоимки – исправление ошибки текущего года (по налогам, которые подлежат уплате как расходы)

ХХХ 0 40120 2ХХ

ХХХ 0 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки года, предшествующего отчетному (по налогам, которые подлежат уплате как расходы)

ХХХ 0 40128 2ХХ

ХХХ 0 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки прошлых лет (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов)

ХХХ 0 40129 2ХХ

ХХХ 0 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки текущего года (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов)

180 2 40110 1ХХ

180 2 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки года, предшествующего отчетному (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов)

180 2 40118 1ХХ

180 2 303ХХ 731

Начисление недоимки – исправление ошибки прошлых лет (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов)

180 2 40119 1ХХ

180 2 303ХХ 731

Начисление штрафа, пеней

853 2 40120 292

853 2 30305 731

После того как будут выявлены лица, виновные в нарушении налогового законодательства, что привело к необходимости уплаты штрафов, пеней, надо отразить в учете задолженность виновных лиц. Сумма задолженности – это сумма налоговых санкций, предъявленных учреждению:

№ п/п