Расчет пени по 44

Новая редакция Ст. 75 НК РФ

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Комментарий к Статье 75 НК РФ

Пеня — разновидность неустойки, применяемая в случаях просрочки исполнения договорных и иных обязательств. Наиболее широко применяется в финансовых отношениях при задержке налогов и неналоговых платежей, а также в расчетных отношениях при задержке оплаты полученных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказания услуг. По общему правилу, пеня устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки.

Законом N 137-ФЗ внесен ряд поправок в ст. 75 НК РФ, устанавливающих основания для уплаты пеней в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В ст. 75 НК РФ внесено два существенных изменения.

Пункт 6 ст. 75 дополнен нормой, согласно которой принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

Напомним, что в п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:

— с организации, которой открыт лицевой счет;

— в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

— с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком и характера деятельности этого налогоплательщика.

В соответствии с пп. «г» п. 52 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 75 НК РФ дополнена п. 8, в соответствии с которым не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).

При этом положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

Данное изменение следует рассматривать в комплексе с изменениями, внесенными в пп. 5 п. 1 ст. 32, п. п. 1, 3 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Подробнее весь комплекс поправок по данному вопросу рассмотрен в разд. 28 комментария.

Отметим только, что в п. 8 ст. 75 НК РФ закреплено три принципиальных положения:

— пеня не начисляется на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений;

— разъяснение может быть адресовано не конкретному налогоплательщику, а неопределенному кругу лиц;

— установлена зависимость того, что разъяснение должно по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа.

Заметим, что редакция НК РФ, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, указывала, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений НК РФ, данных уполномоченным органом, в результате чего налог был исчислен неправильно, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в части взыскания штрафа, но не пени, взыскание которой в таком случае правомерно.

Такие выводы подтверждает арбитражная практика (Постановление ФАС Уральского округа от 1 декабря 2003 г. N Ф09-4060/03-АК).

Кроме этого, заметим, что в соответствии с п. 7 ст. 7 Закона N 137-ФЗ п. 8 ст. 75 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 г.

Другой комментарий к Ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 75 Кодекса определено, что пеней признается установленная комментируемой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П <*>, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

———————————
<*> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

В Определении КС России от 4 июля 2002 г. N 200-О <*> указано, что анализ ст. 75 в целом, а также других положений Кодекса приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (п. 1 ст. 55).

———————————
<*> Вестник КС РФ. 2003. N 1.

Пленум ВАС России в п. 20 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, предписал судам исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 Кодекса. В обоснование приведенного разъяснения Пленум ВАС России привел следующее:

по смыслу п. 1 ст. 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога;

в соответствии с положениями ст. 52 — 55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, — отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период;

в силу п. 1 ст. 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

2. В соответствии с п. 2 ст. 75 Кодекса сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 41/9, в силу ст. 106, 108, 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. 72 и 75 Кодекса).

3. Пунктом 3 ст. 75 Кодекса установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно п. 3 комментируемой статьи не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита в соответствии с п. 3 комментируемой статьи не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Следует отметить, что согласно п. 6 ст. 64 Кодекса по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.

4. Согласно п. 4 ст. 75 Кодекса пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. О ставке рефинансирования Банка России см. комментарий к ст. 64 Кодекса.

5. В пункте 5 ст. 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пункт 6 ст. 75 Кодекса предусматривает возможность принудительного взыскания пеней.

Правила п. 6 комментируемой статьи о принудительном взыскании пеней аналогичны правилам п. 1 ст. 45 Кодекса о принудительном взыскании налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).

Принудительное взыскание пеней производится:

за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке: налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации — в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса; налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса (см. комментарии к ст. 46 и 48 Кодекса);

за счет иного имущества налогоплательщика: налогоплательщика-организации или налогового агента — организации — в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса; налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса (см. комментарии к ст. 47 и 48 Кодекса).

Как установлено п. 6 комментируемой статьи, принудительное взыскание пеней производится:

с организаций и индивидуальных предпринимателей — в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Кодекса;

с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном ст. 48 Кодекса.

Данные положения п. 6 комментируемой статьи приведены в ред. изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ и действующих с 1 января 2006 г. В п. 6 комментируемой статьи в ранее действовавшей ред. устанавливалось, что взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

Нормативные правовые акты

В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:

  • Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
  • Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.

Что изменилось в расчете пеней и штрафов?

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о новых правилах расчета пеней и штрафов по государственным контрактам:

Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ напомнила про важные изменения:

«В Постановлении № 1042 дифференцирован размер штрафа в зависимости от цены контракта. Теперь есть отдельные штрафы за очень дорогие контракты, а именно — введены дополнительные оговорки для штрафов, когда контракт превышает 500 млн. рублей. Появилась отдельная градация системы штрафов по итогам закупок среди СМП и СОНКО. Также урегулированы нормы, когда торг идет на повышение, — в этой ситуации защитить нужно в первую очередь заказчика. Совокупная сумма штрафов пеней не может превышать стоимость контракта — и это разумно. И наконец урегулированы споры, которые дились много лет, по вопросу, надо ли сторонам каждый раз выставлять претензии друг другу, — да, за каждое нарушение выставляем соответствующие неустойки, и на это в Постановлении 1042 есть прямая оговорка».

Неустойки по 44-ФЗ: когда пени, а когда штрафы?

В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:

  1. Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
  2. Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.

Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.

Место и форма описания неустоек

Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта. Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой. Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.

В проект контракта, контракт надо включить:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.

Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:

  1. Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).
  2. Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.

Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.

Поставщик нарушает срок поставки — заказчик обязан выставить требование об уплате неустоек!

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара про ответственность и штрафы по 44-ФЗ, Школа электронных торгов:

«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»

Размер штрафов по 44-ФЗ

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

Размер штрафа, если закупка «на повышение»

НМЦК Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 10% НМЦК
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5% НМЦК
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 1% НМЦК

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Цена контракта Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 1 000 рублей
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 000 рублей
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 10 000 рублей
превышает 100 млн. рублей 100 000 рублей

Размер штрафов для заказчиков

Цена контракта Размер штрафа, руб.
не превышает 3 млн. рублей 1 000
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5 000
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 10 000
превышает 100 млн. рублей 100 000

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк) 1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) 800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени* 9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту 270 дней
Количество дней просрочки 50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Размер штрафа является фиксированной величиной, размер пени нормативно определен и рассчитывается по стандартной формуле.

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Вопрос:

Поступил товар с просрочкой сроков поставки на 10 дней, а собрали товар еще через 10 дней. Как правильно начислять пени за 10 дней или 20 дней? Когда производить оплату, и в какой момент возвратить обеспечение контракта?

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

Ответим на вопрос, календарные или рабочие дни используются при расчете просрочки, а также рассмотрим порядок исчисления пеней.

Дни просрочки: календарные или рабочие

В некоторых статьях 44-ФЗ сроки определены рабочими днями, однако просрочка высчитывается именно по календарным. Рабочие дни – это дни с понедельника по пятницу. Календарные дни – это последовательные дни в календаре, которые имеют порядковый номер. Календарные дни и рабочие отличаются тем, что первые включают выходные, а также официальные праздники. Иначе говоря, календарный день – это сутки.

ЖУРНАЛ «ГОСЗАКУПКИ.РУ» Практические разъяснения от ведущих экспертов отрасли.

То есть, если срок выполнения обязательств поставщика истек, к примеру, в пятницу, то к понедельнику у него будет уже два дня просрочки. Даже если на субботу или воскресенье выпал какой-то государственный праздник – 23 февраля или 8 марта.

Часто возникает вопрос, имеются в виду календарные или рабочие дни в Гражданском кодексе. В ГК сказано, что установленный законом, сделкой или же судом срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется часами, днями, месяцами и т.д. Кроме того, там указано, что срок может быть определен другим способом: указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Начисление и размер пени

В 44-ФЗ указано, что пени идут за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения срока выполнения обязательств по контракту.

Размер пени должен быть прописан в контракте. Но здесь есть некоторые ограничения. Размер пени высчитывается по формуле, установленной постановлением правительства. Чтобы его вычислить, необходимо знать, какая ставка рефинансирования ЦБ действует на дату уплаты пени.

Далее мы разберем эту формулу.

Высчитываем пени

Сначала высчитываем . Для этого делим количество дней просрочки на число дней, в которые, по условиям контракта, должны быть выполнены обязательства по нему. Полученное число умножаем на 100 процентов. Далее смотрим на то, что получилось.

Если наш коэффициент меньше 50 процентов, то размер ставки будет равен 0,01 ставки рефинансирования ЦБ на день уплаты пени. Если он находится в пределах от 50 до 100 процентов – 0,02 ставки рефинансирования, если же он больше 100 процентов – 0,03.

Мы получили размер ставки рефинансирования с учетом коэффициента.

Чтобы высчитать размер ставки для формулы, умножаем получившуюся ставку рефинансирования Банка России (с учетом коэффициента) на количество дней просрочки.

Именно этот размер ставки мы будем использовать в формуле для расчета пени.

Итак, чтобы высчитать размер пени, необходимо вычесть из цены контракта стоимость обязательств, которые поставщик выполнил в срок. Получившееся число следует умножить на размер ставки.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

УТВЕРЖДЕН Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.11. 2000года 105

ПОРЯДОК

завер?/ения расчетов по страховым взносам и другим платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2000 год

1. Настоящий Порядок в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года 1462-р (пункт 7) определяет механизм и сроки завер?/ения расчетов со страхователями — работодателями (далее страхователи) по страховым взносам и другим платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации по государственному социальному страхованию.

Данный Порядок не распространяется на завер?/ение расчетов по страховым взносам и другим платежам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2000 год, за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

2. Страховые взносы и другие платежи в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд), перечисленные до 16 января 2001 года, зачисляются на текущие счета Фонда и относятся на результаты исполнения бюджета за 2000 год.

3. Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ)- за 2000 год представляется страхователями в исполнительный орган Фонда по месту регистрации до 31 января 2001 года.

4. Суммы страховых взносов и других платежей в Фонд, перечисленных до 16 января 2001 года, отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4 — ФСС РФ) за 2000 год в таблице 3 по строке 15 Перечислено на банковский счет по социальному страхованию.

5. Дебиторская задолженность страхователей по счету Расчеты по социальному страхованию и обеспечению на 1 января 2001 года, в части превы?/ения произведенных страхователем расходов над суммами начисленных страховых взносов в 2000 году, возмещается страхователям исполнительными органами Фонда до 15 января 2001 года включительно.

6. Для пога?/ения Фондом задолженности, страхователь представляет в исполнительный орган Фонда по месту регистрации промежуточную расчетную ведомость или справку — расчет.

7. Суммы, перечисленные исполнительным органом Фонда, отражаются в расчетной ведомости (ф. 4-ФСС РФ) за 2000 год в таблице 3 по строке 10 Получено от исполнительного органа Фонда на банковский счет.

8. В исключительных случаях исполнительные органы Фонда, на основании заявления страхователя, принимают ре?/ение о пога?/ении задолженности путем проведения взаимозачета суммы задолженности за исполнительным органом Фонда по государственному социальному страхованию суммой задолженности за страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с оформлением авизо.

В расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (ф. 4-ФСС РФ) за 2000 год данный взаимозачет отражается в таблице 3 по строке 10 «Получено от исполнительного органа Фонда на банковский счет» и в таблице 5 по строке 13 «Перечислено на банковский счет исполнительного органа Фонда».