Распределение общехозяйственных расходов

Содержание

Распределение накладных и общехозяйственных расходов между разными видами готовой продукции в учете бюджетного и автономного учреждения

Издательство «Гарант-Пресс»

Распределение накладных и общехозяйственных расходов. Прямые расходы непосредственно списывают на себестоимость того или иного вида готовой продукции. При изготовлении единственного вида готовой продукции накладные и общехозяйственные расходы также напрямую включаются в ее себестоимость. Они считаются прямыми затратами. Если учреждение выпускает несколько видов готовой продукции, то накладные расходы распределяются учреждением одним из следующих методов:

— пропорционально прямым затратам (например по оплате труда; стоимости израсходованного сырья и материалов; другим прямым затратам);

— пропорционально объему выручки от реализации продукции;

— пропорционально другому показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Конкретный способ распределения накладных расходов между отдельными видами готовой продукции выбирается учреждением самостоятельно и утверждается в качестве элемента учетной политики.

Инструкция не содержит рекомендуемых способов распределения общехозяйственных расходов учреждения между отдельными видами готовой продукции. Согласно этому документу учреждение устанавливает способ такого распределения в учетной политике . Поэтому общехозяйственные и накладные расходы проще всего распределять одинаковым методом. Часть общехозяйственных расходов может не распределяться, а отражаться в составе расходов учреждения текущего финансового года по дебету аналитического счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года». При этом перечня нераспределяемых расходов инструкция не содержит. Поэтому, по нашему мнению, учреждение должно его определить самостоятельно, закрепив в качестве элемента учетной политики.

Пример

Учреждение занимается производством трех видов готовой продукции. Стоимость сырья и материалов, использованных в процессе производства, составила 1 200 000 руб., в том числе:

— на изделие № 1 — 500 000 руб.;

— на изделие № 2 — 400 000 руб.;

— на изделие № 3 — 300 000 руб.

Заработная плата производственных рабочих составила — 590 000 руб., в том числе:

— занятых в производстве изделия № 1 — 206 500 руб.;

— занятых в производстве изделия № 2 — 247 800 руб.;

— занятых в производстве изделия № 3 — 135 700 руб.

Общая сумма накладных расходов, связанных с выпуском готовой продукции, составила 340 000 руб. Сумма общехозяйственных расходов равна 90 000 руб. Вся сумма общехозяйственных расходов подлежит распределению.

Для упрощения данные в примере округлены до целых рублей.

Ситуация 1

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально стоимости сырья и материалов, израсходованных в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 340 000 = 141 667 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 340 000 = 113 333 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 340 000 = 85 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

500 000 : 1 200 000 × 90 000 = 37 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

400 000 : 1 200 000 × 90 000 = 30 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

300 000 : 1 200 000 × 90 000 = 22 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

141 667 + 37 500 = 179 167 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

113 333 + 30 000 = 143 333 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

85 000 + 22 500 = 107 500 руб.

Ситуация 2

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально заработной плате рабочих, занятых в производстве конкретных видов готовой продукции.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 340 000 = 142 800 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 340 000 = 78 200 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

206 500 : 590 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

247 800 : 590 000 × 90 000 = 37 800 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

135 700 : 590 000 × 90 000 = 20 700 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

142 800 + 37 800 = 180 600 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 3, составит:

78 200 + 20 700 = 98 900 руб.

Ситуация 3

Согласно учетной политике учреждения накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке от продажи конкретных видов готовой продукции. При этом выручка от продажи готовой продукции составила 3 800 000 руб., в том числе:

— изделия № 1 — 1 330 000 руб.;

— изделия № 2 — 1 710 000 руб.;

— изделия № 3 — 760 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 340 000 = 119 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 340 000 = 153 000 руб.

Сумма накладных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 340 000 = 68 000 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 1, составит:

1 330 000 : 3 800 000 × 90 000 = 31 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 2, составит:

1 710 000 : 3 800 000 × 90 000 = 40 500 руб.

Сумма общехозяйственных расходов, приходящаяся на изделие № 3, составит:

760 000 : 3 800 000 × 90 000 = 18 000 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 1, составит:

119 000 + 31 500 = 150 500 руб.

Сумма накладных и общехозяйственных расходов, подлежащая включению в себестоимость изделия № 2, составит:

Госсектор. Распределение общехозяйственных расходов между видами деятельности: как организовать налоговый учет?

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности бюджетного или автономного учреждения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, приведена в ст. 253 НК РФ.

Кроме ст. 251 НК РФ («Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы») глава 25 НК РФ не содержит специальных статей, регулирующих порядок учета конкретных видов расходов при определении налоговой базы бюджетными учреждениями (за исключением отдельных положений п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизации основных средств). Поэтому одним из основных критериев признания расходов бюджетным или автономным учреждением является их связь с приносящей доход деятельностью и оплата за счет доходов от этой деятельности.

Бесспорно учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, те затраты, которые можно отнести к приносящей доход деятельности «прямым счетом». Например, к ним могут быть отнесены расходы на приобретение за счет собственных доходов материалов, используемых при оказании платных услуг или расходы по выплате вознаграждения физическим лицам за выполненные объемы работ по приносящей доход деятельности.

В то же время достаточно часто понесенные бюджетным или автономным учреждением материальные и прочие расходы равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью и, соответственно, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности. В отношении таких расходов возможно распределение в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ (см. письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, письмо ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).

Напомним, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

НАША СПРАВКА

До недавнего времени специалисты Минфина России формулировали совсем иное мнение по вопросу распределения затрат по видам деятельности. Ведомство полагало, что для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (см. письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/4305, письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31298, письмо Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/4/13345, письмо Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4). Однако уже в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051 специалисты финансового ведомства придерживаются совсем иной правовой позиции. Со ссылкой на Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. № 412-О они допускают, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Некоторые некоммерческие организации, в том числе государственные учреждения, и ранее принимали решение распределять затраты пропорционально доходам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, однако эту позицию зачастую приходилось отстаивать в суде (постановление АС Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. по делу № А42-7699/201, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № Ф01-5907/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. № Ф04-3336/11).

Пункт 1 ст. 272 НК РФ не содержит детального порядка распределения расходов по видам деятельности. Мы полагаем, что с целью уменьшения налоговых рисков его необходимо урегулировать в учетной политике для целей налогового учета, исходя из особенностей деятельности и финансового обеспечения учреждения, в том числе периодичности поступления субсидий из бюджета.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вместе с тем, эти нормы, по нашему мнению, не ограничивают возможность налогоплательщика при расчете доли расходов, которые могут быть признаны при налогообложении, определять пропорцию ежемесячно исходя из утвержденного учетной политикой внутреннего регламента по «закрытию» периодов. При проверке налоговых регистров перед составлением квартальной (годовой) налоговой отчетности в случае необходимости в расчет пропорции могут быть внесены соответствующие корректировки, которые могут как уменьшить, так и увеличить долю признаваемых расходов.

При расчете налоговой базы могут быть признаны только фактически понесенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы (отраженные в бухучете по КФО 2 (код финансового обеспечения, по которому соответствующие операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения) (п. 1 ст. 252, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суммы фактических понесенных расходов определяются по методу начисления (п. 1 ст. 271 НК РФ). Это правило относится к расходам:

  • признаваемым «прямым счетом»;
  • признаваемым в части, относящейся к приносящей доход деятельности, исходя из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ.

Поэтому нет оснований сравнивать кассовые расходы по КФО 2 за налоговый (отчетный) период с суммой фактических понесенных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли за этот же период. Иными словами, для квалификации расходов в качестве «фактически понесенных» не имеет значения период осуществления соответствующих кассовых расходов по КФО 2 – достаточно факта отражения в бухгалтерском учете денежных обязательств по КФО 2 или факта передачи со склада для использования в приносящей доход деятельности учтенных по КФО 2 материальных запасов.

ПРИМЕР

Работы, осуществляемые в рамках приносящей доход деятельности, выполнены подрядчиком и приняты учреждением по акту в июне, а оплата будет произведена только в следующем (третьем) квартале. При расчете налога на прибыль стоимость принятых работ может быть учтена в составе материальных (прочих) расходов в налоговой отчетности за полугодие.

Как минимизировать налоговые риски при распределении в налоговом учете расходов между видами деятельности?

1

В настоящее время специалисты финансового ведомства в письменном виде признают возможность распределения согласно п. 1 ст. 272 НК РФ только в отношении «общехозяйственных» расходов (письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660). Понятие «общехозяйственные расходы» в главе 25 НК РФ не определено. С учетом нормы п. 1 ст. 11 НК РФ организация госсектора может установить перечень общехозяйственных расходов (затрат, которые при расчете налога на прибыль не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности), основываясь на нормативных правовых актах, определяющих порядок и методику расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и содержание имущества.

2

В составе общехозяйственных расходов, которые учреждение будет распределять в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, могут быть такие, которые в явном виде согласно существующим в конкретном публично-правовом образовании нормативным правовым актам отдельно включаются в расчет нормативных затрат при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Желательно, чтобы решение о распределении таких расходов было подкреплено аргументацией, обосновывающей невозможность признания этих видов расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными (в сумме «не профинансированных» расходов) в порядке, упоминаемом в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, в письме Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, а также в письме ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@.

Например, в ходе мероприятий налогового контроля организация может предоставлять документы, подтверждающие, что учредителем расчет нормативных затрат в учреждение не направлялся либо детализация этого расчета и (или) Плана ФХД не позволяет организовать налоговый учет должным образом.

Признание расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными

Учитывая положения письма Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, письма Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660 и письма ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@, учетной политикой учреждения может быть предусмотрен следующий порядок признания расходов.

1

При налогообложении прибыли не учитываются расходы, фактически понесенные за счет средств бюджетных субсидий (по КФО 4, 5, 6), то есть за счет средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Речь идет о расходах (затратах), отраженных (начисленных) в бухгалтерском учете по КФО 4, 5 и 6, кассовое исполнение которых согласно Плану ФХД также уже осуществлено (будет осуществлено) за счет средств бюджетных субсидий.

2

У органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, истребуется расчет нормативных затрат (с расшифровкой по отдельным позициям), применявшийся при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

3

На основании расчета нормативных затрат по каждой позиции (содержание недвижимого имущества, содержание особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и т. д.) и утвержденного Плана ФХД определяется сумма превышения фактических затрат (по всем КФО) над нормативными за отчетный (налоговый) период. Доля нормативных затрат, относящаяся к определенному отчетному (налоговому) периоду, может определяться, например, с учетом суммы субсидий, которая согласно соглашениям должна быть перечислена учреждению в отчетном (налоговом) периоде.

ВНИМАНИЕ!

В налоговом учете учреждения группировку расходов (ст. 253 НК РФ) следует максимально сблизить с расшифровкой нормативных затрат, полученной от учредителя, и сравнивать с соответствующими показателями по выплатам, отраженным в Плане ФХД. В противном случае налоговым органом могут быть выдвинуты претензии по поводу несопоставимости показателей, которые учреждение будет использовать при организации налогового учета.

4

Превышение фактических затрат над нормативными («не профинансированные» расходы) на основании обоснованного расчета учитывается при налогообложении прибыли в сумме, не превышающей утвержденные в Плане ФХД объемы расходов по соответствующей позиции по КФО 2 на определенный отчетный (налоговый) период.

Как видим, для составления обоснованного расчета желательно, чтобы План ФХД был утвержден с поквартальной разбивкой.

5

Средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02-13-10/23799, письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 02-13-11/24924, письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 02-01-11/69294, письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030). Соответственно, возможны ситуации, когда по какому-либо направлению расходов учреждение согласно утвержденному Плану ФХД получит право израсходовать за счет бюджетных субсидий сумму, которая будет меньше размера нормативных затрат по этому направлению расходов. Полагаем, что подобные обстоятельства, во избежание разногласий с налоговыми органами целесообразно учитывать при составлении расчета «не профинансированных» расходов.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение в налоговом периоде осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 20 000 руб. Имущество использовалось как в деятельности по выполнению госзадания, так и в приносящей доход деятельности. Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с госзаданием, при определении размера субсидии на выполнение задания расходы на ремонт особо ценного движимого имущества были учтены в сумме 170 000 руб. Планом ФХД в целях оплаты ремонта особо ценного движимого имущества по виду деятельности «4» предусмотрены расходы в сумме 165 000 руб.

В налоговом периоде (при соблюдении иных условий признания расходов) учреждение может признать расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 15 000 руб. (20 000 + 165 000 — 170 000).

Калькуляция

Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок формирования элементов чистого дохода в цене

Издержки производства (себестоимость) — это выраженные в денежной форме текущие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, являющиеся расчетной базой цены

Калькуляционная единица — это единица конкретного изделия (услуги) по калькуляционным статьям (по калькуляции)

Основой расчета цен — калькулирование себестоимости (издержек обращения).

Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1метр, 1штука, 100штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.

Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств.

Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:

  • сырье и материалы;
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • заработная плата производственных рабочих;
  • начисления на заработную плату производственных рабочих;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • прочие производственные расходы;
  • коммерческие расходы.

Статьи 1-7 называются производственными расходами, так как они непосредственно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Статья 8 (коммерческие расходы) расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов — это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно

на себестоимость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены статьями 1-3, что характерно для большинства производств. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы — это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Напротив, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.

Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.

Прибыль изготовителя в цене — величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.

Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца (глава 4).

Если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и с помощью других рычагов прямого ценового регулирования (глава 2).

В современных российских условиях объектами прямого ценового регулирования на федеральном уровне являются цены на природный газ для объединений-монополистов, тарифы на электроэнергию, регулируемые Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, тарифы на виды транспорта с наибольшими грузооборотами (в первую очередь тарифы на грузовом железнодорожном транспорте), цена на жизненно важные лекарственные препараты и на услуги, наиболее существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.

Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъектов Российской Федерации и местных органов власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.

В российской практике при государственном регулировании цен и в подавляющем большинстве случаев при системе свободных цен в качестве базы для использования процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.

Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом:

  1. Сырье и основные материалы — 3000 руб.
  2. Топливо и электроэнергия на технологические цели — 1500 руб.
  3. Оплата труда основных производственных рабочих — 2000 руб.
  4. Начисления на оплату труда — 40% к оплате труда основных производственных рабочих
  5. Общепроизводственные расходы — 10% к оплате труда основных производственных рабочих.
  6. Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных производственных рабочих.
  7. Расходы на транспортировку и упаковку — 5% к производственной себестоимости.

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15%.

Расчет

1. Исчисляем в абсолютном выражении косвенные расходы, данные в процентах к оплате труда основных производственных рабочих, на 1000 изделий:

2. Определяем производственную себестоимость как сумму расходов статей 1-6.

  • Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 800 + 200 + 400 = 7900 (руб.).

3. Расходы на транспортировку и упаковку = 7900 руб. · 5% : 100% = 395 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7900 руб. + 395 руб. = 8295 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,3 руб. + 8,3 руб. · 15% : 100% = 9,5 руб.

6. В том числе прибыль от реализации одного изделия = 8,3 руб. · 15% : 100% = 1,2 руб.

Цена изготовителя — цена, включающая себестоимость и прибыль изготовителя.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна преимущественно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного

большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т. е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция — обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.

Наряду с основными федеральными налогами (налогом на добавленную стоимость и акцизом) в цены могут включаться другие косвенные налоги. Например, до 1997г. в России в структуре цены был предусмотрен специальный налог. В 1999г. практически во всех регионах Российской Федерации был введен налог с продаж. Позже эти косвенные налоги были сняты.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную стоимость в цене как наиболее распространенного налога.

Базой для исчисления налога на добавленную стоимость служит цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.

Пример. Уровень цены изготовителя —
9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную стоимость равна 20%. Тогда уровень отпускной цены, т. е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:

  • Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. · 20% : 100% = 11,4 руб.

Элементами цены выступают также посредническая оптовая надбавка и торговая надбавка, если товар реализуется через сеть розничной торговли.

Отпускная цена — цена, по которой изготовитель реализует продукцию за пределы предприятия.

Отпускная цена превышает цену изготовителя на величину косвенных налогов.

Правила учета и регламентирования посреднических услуг

Посредническая (торговая) надбавка (скидка) — форма ценового вознаграждения оптового (торгового) посредника.

Издержки обращения — собственные затраты посредника без учета расходов на закупаемый товар.

И оптовая посредническая, и торговая надбавки по экономической природе, как отмечалось в главе 2, являются ценами услуг соответственно посреднической и торговой организаций.

Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:

  • затраты посредника или издержки обращения;
  • прибыль;
  • косвенные налоги.

Рис. 9. Общая структура цены в современных российских условиях. Ип — издержки производства (себестоимость); П — прибыль; Нк — косвенные налоги, включаемые в структуру цены; Нпоср — надбавка оптового посредника.

По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается. В настоящее время в отечественной практике широкий ассортимент потребительских товаров реализуется лишь с помощью торгового посредника и прямо с завода-производителя.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки.

В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар — цена закупки, и ценой, по которой его продает — отпускная цена. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует этот товар.

Пример.

В условиях свободных цен посреднические надбавки используются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого ценового давления, т. е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

Однако чаще посреднические надбавки используются как рычаг ценового регулирования со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка позволяет реализовать товар по цене более высокой, чем это допускается интересами народно-хозяйственной и социальной политики. Так, в России в течение длительного времени применялись снабженческо-сбытовые надбавки на важнейшие виды топлива. Эти надбавки регулировались федеральными органами власти. В настоящее время практически во всех регионах России действуют торговые надбавки по продуктам повышенного социального значения. Эти надбавки регулируются местными органами власти. Масштабы их использования существенно увеличились после кризиса 1998г.

В условиях свободных цен посреднические скидки используются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жесткой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются обычно производителями посредникам по сбыту и своим постоянным представителям.

Наряду с посредническими скидками и надбавками, связанными с уровнем цены, широкое

распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров.

Прибыль посредника определяется с использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения — собственные затраты посредника (например, плата за аренду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара).

Расходы, связанные с закупкой товара, в издержки обращения не входят.

Пример. С учетом условий предыдущего примера определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная приемлемая для него рентабельность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги — 20%.

Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допустимые издержки обращения:

  • х + х * 0,15 + (х + 0,15х) * 0,2 = 1,6;
  • х = 1,16 (руб.).

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Пример. Посредник реализует товар торговой организации. С учетом указанных выше условий эта реализация будет проведена по цене 13руб. (11,4 + 1,6).

Тогда розничная цена при предельно допустимом уровне торговой надбавки в 20% составит 15,6 руб. (13 + 0,2 * 13).

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок.

Первые, как указано выше, составляют вознаграждение за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями (их число прямо пропорционально числу посредников).

Ценовые скидки и надбавки — инструменты стимулирования сбыта (глава 4). Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.

Общая структура цены в современных российских условиях с учетом всех вышеперечисленных элементов представлена на рис. 9.


Что включают в себя общехозяйственные расходы – понятие и классификация затрат

Общехозяйственные расходы включают в себя все затраты, которые требуются для стабильной работы предприятия. Без них не представляется возможным организовать не только само производство, но и последующую реализацию выпущенных товаров и изделий.

Принципы классификации затрат

Для их классифицирования следует разбираться в том, что собой могут представлять траты, без которых не удастся организовать рабочий процесс. Их можно условно разделить на две базовые категории.

В первую группу попадают те из них, которые имеют прямое отношение к оплате труда сотрудников и другим материальным затратам. При изготовлении совершенно любого товара или единицы продукции требуется использовать определенные материалы или сырье. Базовыми становятся те, что в результате определяют конечные составляющие готового изделия, предназначенного для реализации. Характеризующую себестоимость разрешается смело вносить в зафиксированные траты, понесенные ради производства изделия.

Во второй раздел попадают любые затраты, которые признаются косвенными. Главная отличительная характеристика заключается в их прямой связи с процессом изготовления той или иной продукции. Однако их нельзя отнести к какой-то определенной товарной партии или продукции.

Порядок формирования и распределения расходов

Распределение и формирование расходов производится в соответствии с принципами, установленными в самой организации. Они могут определяться в индивидуальном порядке.

Существует два самых распространенных варианта, на основании которых расходы распределяются и формируются надлежащим образом. Существует способ пропорционального распределения. В этом случае расходы в обязательном порядке должны соответствовать прямым производственным затратам.

При использовании второго базового сценария они соотносятся с уровнем зарплат сотрудников предприятия.

Отличия общепроизводственных и общехозяйственных расходов

К общехозяйственным и общепроизводственным расходам относят любые непрямые затраты, которые имеют непосредственное отношение в организации и реализации производственного процесса. Их главная особенность заключается в невозможности отнести их к той или иной определенной категории продукции. Это просто непродуктивно с экономической точки зрения и нерационально.

Общепроизводственные расходы называют еще общецеховыми. Любой компании не обойтись без них при организации работы по обслуживанию и поддержанию производства на должном уровне. Также они включаются в затраты, необходимые для надзора и управления над процессами производства.

В отличие от них общехозяйственные затраты относятся к тем издержкам предприятия, которые используются исключительно для управления процессом производства и его составляющими.

Что включают в себя общехозяйственные расходы

Наглядно охарактеризовать общехозрасходы можно, представив их в виде следующих пунктов:

  • транспортные расходы сотрудников компании, организованные по служебной необходимости
  • командировки
  • почтовые расходы, а также траты на оплату связи и печатной продукции
  • оплата работы сотрудников, непосредственно выполняющих функции в сфере управления и администрирования
  • амортизация и проведение ремонта
  • денежные выплаты работникам, попадающим под сокращение или вынужденным уйти с предприятия в результате его полномасштабной реорганизации
  • выплаты молодым специалистам, которые поступают на производство сразу после окончания учебного заведения
  • консультационные, информационные и аудиторские услуги
  • иные виды расходов, имеющих непроизводственное назначение

Данный тип расходов можно классифицировать дополнительно по типовой номенклатуре. В этом случае в нем можно будет выделить следующие категории:

  • расходы непосредственно финансового характера
  • траты на оплату труда конкретных работников
  • затраты для возмещения существующих социальных нужд
  • средства на амортизацию
  • налоги и сборы
  • оплата услуг для организации вспомогательного типа производств
  • затраты, имеющие ярко выраженное непроизводственное назначение
  • остальные расходы

Помимо этого все указанные расходы можно условно разделить на те, что необходимы для организации хозяйственного, обслуживающего и управленческого персонала.

Состав затрат можно уточнить по МСФО

Стоит отметить, что отдельные типы косвенных затрат не определяются Положением о бухгалтерском учете. По крайней мере, такая ситуация с российским стандартом, а вот в международном приводится их исчерпывающая расшифровка.

В МСФО указывается, что можно на законодательном уровне отнести к косвенным видам расходов. К ним причисляется:

  • платежи по страхованию за вычетом сумм, направленных на оплату страховки, а также денежных компенсаций за обеспечения и гарантии по конкретным договорам, заключенным со сторонними организациями
  • расходы, которые предприятие вынуждено нести на техническую и конструкторскую поддержку, но они при этом не оплачиваются по отдельным договорам
  • накладные на строительные услуги
  • расходы по займам и кредитам

Данный перечень хоть и считается международным, им вполне можно воспользоваться при работе на российской территории. Возможность использования международных стандартов присутствует в нормах отечественного права, например, в Положении, регулирующем финансовую политику предприятия любой формы собственности. Дополнительно подтверждается приказом Министерства Финансов, изданном в 2008 году.

Соответствующим пунктом Положения определяется понятие времени признания расходов. По нему затраты следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были непосредственно осуществлены.

Важно помнить, что затратами на производство считаются все расходы, понесенные предприятием при выполнении работ, предусмотренных соответствующими договорами. Если расходы описывают исключительно предстоящие работы, то их включают в будущие периоды.

Понятие и классификация

Косвенные расходы между собой подразделяются еще на два вида. Если с общепроизводственными все понятно, то к общехозяйственным тратам причисляют те, что официально проводятся при обустройстве управленческих процессов.

Описывая структуру основополагающих производственных трат, выделяют две базовых разновидности – общепроизводственные и общехозяйственные.

Таблица 1. Пример двух видов затрат.

Общепроизводственные затраты

Общехозяйственные затраты

косметический и текущий ремонт, гарантия стабильного выполнения всеми устройствами своих функций

ресурсы, необходимые для организации руководства технологическим процессом

понесенные энергозатраты

траты на менеджмент на всем предприятии

износ ТС, устройств и производственного оборудования, используемого на предприятии

траты, требующиеся для экономической и маркетинговой работы, а также распределения заготовок и бухгалтерских операций

услуги производства, которые можно отнести к вспомогательным

расходы, гарантирующие использование квалифицированных и опытных сотрудников (сюда относят рекрутинг, повышение квалификации специалистов соответствующего уровня, их обучение, переподготовку, остальные смежные процедуры)

заработная плата, а также любые отчисления, требуемые в рамках законодательства (в страховой и пенсионный фонд)

внесение платы за работу, выполненную третьими сторонами

обустройство стабильных грузоперевозок в пределах самого предприятия

обеспечение и поддержание в надлежащем состоянии объектов недвижимости, находящихся на балансе

иные затраты, имеющие отношение к изготовлению продукции или использованию значимых устройств

платежи, которые требуется вносить регулярно. Сюда относятся налоги, пошлины, размер которых определен российским правом

Именно по такому принципу классифицируются все траты на предприятиях.

О классификации затрат на видео:

Методы распределения

Для грамотного управления расходами, которые можно отнести к категории общехозяйственных, ведется специальная ведомость. Самый распространенный способ связан с поэтапным разнесением между всеми без исключения объектами, основываясь на уровне дохода работников, представляющих данный сектор.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что определенные виды ограничены в форме лимитов или других типов, использующихся в системе налогообложения.

При списании любых расходов на разных направлениях хозяйственной деятельности первоначально организуется четкое разделение на незаконченные и готовые товарные партии. Выделяется особая часть для оплаты вспомогательных работ, а также на себестоимость услуг.

В результате от того, как реализуются процессы в отдельных цехах и отделах, на практике применяются разные методы, по которым данные расходы могут распределяться:

  1. На основании зарплаты работников. Считается самым удобным и практичным среди предприятий, где используется принципиально разный уровень механизации и автоматизации. Именно этот метод позволяет гарантировать учет этих факторов, даже выраженных в разных степенях. Учитывает, насколько производство является трудоемким.
  2. На основании трат по переделу. Используется в нефтяной отрасли.
  3. На основании выпущенной/произведенной продукции. Актуален при изготовлении стройматериалов, в области горнодобывающей и металлургической промышленности.

Примечательно, что какой бы метод не был выбран, используется единый алгоритм:

  1. Перечень трат за определенный период выделяется из регистра учета.
  2. Организуется суммирование элементов, основанное на формировании уровня расходов при определении экономической стратегии предприятия.
  3. Устанавливается параметр, обеспечивающий необходимый результат.
  4. Производится расчет по общей сумме с учетом отдельных базовых элементов.

Выбор определенного метода зависит от отрасли, в которой представлено предприятие.

Как анализировать

Анализ в этой сфере производится, чтобы отыскать резервы, способные снижать себестоимость. При этом важно определить ее структуру, чтобы установить отдельные типы затрат.

Он производится за счет сравнения реальной величины всех видов косвенных расходов на один рубль товарной партии. Важно посмотреть, как будут изменяться результаты в динамике.

Как определяется норма

Устанавливать норму необходимо в нескольких случаях:

  • уточнения основного плана
  • сокращение расходов
  • отслеживание трат
  • разработка конкретных шагов, направленных на снижение расходов

При нормировании выбираются более приоритетные расходы. Для этого производится анализ:

  • понесенных затрат, включающих в себя данные за определенный период времени
  • вычисление параметров каждой отдельной статьи в общей сумме понесенных трат
  • распределение в зависимости от удельного веса
  • регулирование, позволяющее выделить наиболее насущные части

Это приводит к оптимизации и экономии.

Бухгалтерский учет

В бухучете вся информация по расходам обобщается, что помогает отразить:

  • регулярные траты на эксплуатацию и содержание машин, устройств
  • расходы на амортизацию
  • траты на содержание помещений, где организовано непосредственное производство (освещение, отопление)
  • аренда машин, помещений, когда в этом возникает потребность
  • зарплата работников, обслуживающих производство
  • иные траты

В бухучете фиксируются траты, относящиеся к издержкам на управление производством и его организацию. Ключевой параметр, по которому траты сюда попадают, это нерациональность их включения в себестоимость продукции.

Счет 26

Именно в нем отображаются данные расходы. Его специально ввели для обобщения сведений по управленческим тратам, не относящимся напрямую к изготовлению продукции.

В него включают:

  • траты на содержание сотрудников, не относящихся напрямую к выпуску той или иной продукции
  • траты на административный аппарат и сопутствующие расходы
  • взносы за аудиторские услуги, получение консультаций от профессионалов

В результате на многих предприятиях сюда попадают только управленческие и административные издержки.

О 25 счете бухгалтерского учета смотрите видео:

Основные свойства 26 счета

Ключевой характеристикой счета становится его ориентация на перечень заранее известных расходов, например, в него включают траты на охрану. Игнорируя, что пост, как правило, прикреплен за определенным объектом.

Также в него может попасть оплата труда технических и инженерных работников, прикрепленных к конкретному цеху или стройплощадке.

Типовые проводки

Проводки по счету 26 отражают операции, не связанные с процессом производства.

Расходные операции в этом случае могут включаться в акт оказанных услуг, зарплатную ведомость, авансовый отчет.

В лимитно-заборную ведомость относят работы, связанные со вспомогательным производством, списание полуфабрикатов (см. таблицу 2).

Наименование операции

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

Общехозрасходы, связанные с основным производством

Общехозрасходы, связанные с вспомогательным производством

Общехозрасходы, связанные с обслуживающим производством

Общехозрасходы на финансовые результаты

Об использовании 26 счета смотрите видео:

Примеры

Возьмем условную компанию, которая ведет деятельность в сфере строительства. По итогам месяца ею были произведены следующие списания:

  • по основному производству на 1,5 млн. рублей
  • по вспомогательному производству на 0,3 млн. рублей
  • по производственным расходам на 1,7 млн. рублей
  • по общехозяйственным расходам на 0,4 млн. рублей

Чтобы установить, какую часть расходов, указанных в последнем пункте, стоит отнести к вспомогательному и основному производству, необходимо сделать следующие расчеты:

  1. На основное производство: 1 500 000 / 1 700 000 * 400 000 = 352 941 рубль.
  2. На вспомогательное производство: 300 000 / 1 700 000 * 400 000 = 70 588 рублей.

Когда применяется счет 25

Его использование не так распространено, так как может считаться оправданным только в тех ситуациях, когда техника и оборудование предприятия одновременно используются на разных объектах.

В таком случае затраты на страхование, эксплуатацию, содержание, ремонт учитываются в составе общепроизводственных расходов. В результате данные расходы представляют собой управленческие и административные издержки.

Принцип списания

Самый распространенный вариант – списание на счет 20 путем переноса в полном объеме с 26 счета. Такой способ применяется, если фирма изготавливает какой-то один вид продукции.

Альтернативный вариант – списание на субсчет 2. Это актуально для производств, не имеющих непосредственного отношения к изготовлению продукции.

Списание методом «директ-кост»

Такой вариант имеет широкое распространение в последние годы. Ориентируясь на него, бухгалтер включает в себестоимость изделия все типы трат, кроме общехозяйственных.

Очевидный плюс в возможности оформить и установить непосредственную закономерность между тратами и происходящими производственными процессами. Оформляется списание на счет 90.

Производственная себестоимость

Разновидность себестоимости, включающая в себя общехозяйственные и общепроизводственные расходы. На крупных промышленных предприятиях сюда же могут быть включены общезаводские траты, а также деньги, направленные на инновационные исследования, потери от уплаты процентов по кредитам.

Отдельной строкой выносятся траты на техобслуживание и стандартизацию.

Налоговый учет

При составлении налоговой отчетности следует выделить прямые и косвенные расходы. Список трат, связанных с изготовлением изделий, плательщик волен определять самостоятельно.

Определенная им квалификация позволит производить в дальнейшем учет налоговой базы. Законодательно предприятию позволено в данной ситуации использования разные варианты расчета.

Пример расчета выделения общехозяйственных затрат

Допустим, что объем издержек по итогам месяца составил 437 000 рублей. При этом предприятие оказывает ремонтные услуги. Необходимо определить коэффициент, на котором будет основан план расходов.

В производственном календаре указано, что в течение года было 1 980 рабочих часов. В среднегодовом отношении этот показатель равняется 165.

Величина ФОТ равна 35 000 рублей. Рассчитываем коэффициент: 437 000 / 35 000 = 12,49.

Как сократить общехозяйственные расходы

За счет эффективного сокращения этих статей удается снизить траты на приобретение вспомогательных материалов, рачительно проводить хозяйственные нужды.

Общехозяйственный тип расходов – важный элемент для организации любой формы собственности. Необходимо разбираться, как их верно рассчитывать и использовать.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

    Итого: 200000.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

Проводки:

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Главное

  1. Общехозяйственные расходы не относятся непосредственно к производству продукции.
  2. В зависимости от выбранного метода их либо распределяют пропорционально выбранному базовому показателю, по видам продукции, а затем списывают согласно номенклатуре, либо полностью относят на себестоимость, либо выделяют и относят на себестоимость методом «директ-костинг».
  3. В бухгалтерском учете для ОХР предусмотрен счет 26, который закрывается на производственные счета с учетом видов продукции либо на счет 90.
  4. В налоговом учете, согласно учетной политики для целей НУ, ОХР могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным.