Региональные налоги

Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 — 2020 годах

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги и сборы

Налоги и специальные режимы

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)

Страховые взносы

Итоги

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе.

Выделяют следующие режимы:

  • УСН;

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • ЕНВД;

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

Страховые взносы

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».

Итоги

Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в нашей консультации и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

Виды налогов (федеральные, региональные и местные налоги) установлены ст. 13-15 НК РФ. При этом в п. 7 ст. 12 НК РФ указывается, что помимо приведенных в ст. 13 НК РФ федеральных налогов к ним также относятся специальные налоговые режимы.

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина;
— ЕСХН;
— УСН;
— ЕНВД;
— СРП;
— ПСН.
—налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог.
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор.

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные – в счет местных) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Региональные налоги: значение, функции и порядок

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти чтобы установить региональные налоги, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Элементы региональных налогов

Региональными налогами признаются совокупность налогов, установленных в масштабах всей территории РФ ее законами и НК в частности, а также в масштабах отдельно взятого региона, но с учетом положений действующего федеративного налогового законодательства.

Оба уровня налогов имеют в своем составе отдельные более узкие классификации, в частности для региональных налогов классификация представлена перечнем налогов, которые могут устанавливаться в рамках субъекта его органами:

  • налог на имущество;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог с транспорта.

Анализ существующих региональных налогов показывает, что в большинстве своем в качестве налогоплательщика выступают юридические лица – организации, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и в редких случаях физические.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Функции региональных налогов

Региональные налоги – денежные средства, уплачиваемые юридическими лицами в региональный бюджет, что позволяет последующем субъекту федерации в лице его органом управления использовать эти отчисления для выполнения ряда функций:

  • аккумулирование и использование средств, поступающих в региональный бюджет для достижения региональных целей;
  • реализация властными органами региона своих представительных и распорядительных полномочий;
  • самообеспечение реализации программ социального значения разработанных и действующих в пределах территории региона (области);
  • развитие инфраструктуры региона;
  • поддержание экологии и природных ресурсов, поскольку именно они являются естественной базой существования, развития и процветания региона.

стимулирование деловой активности, проведение структурных преобразований, которые сделают регион (область) более привлекательной с токи зрения инвестиций, что в последующем скажется благоприятно на будущем благополучия региональной бюджетно-налоговой сферы.

Значение региональных налогов

Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.

Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.

Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.

Порядок установления региональных налогов

Введение в действие региональных налогов и прекращение их действия на территориях федеративных субъектов осуществляется на основании положений НК РФ и территориальных законов субъектов РФ, регулирующих вопросы налогообложения.

Законодательные органы государственной власти федеративного субъекта при установлении налогов для своего региона (области) руководствуются федеральными налоговыми нормами, сосредоточенными в НК РФ. Они же определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

Остальные элементы налогообложения, а также круг налогоплательщиков, предусмотрены самим НК РФ.

Региональная законодательная власть, указанными законами с учетом положений НК РФ может дополнительно предусмотреть и налоговые послабления (льготы) для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и основания для их применения.

Какие налоги являются региональными

Региональные налоги — это сборы и налоговые отчисления, которые пополняют региональный бюджет. В зависимости от того, в казну какого уровня зачисляются средства, все налоговые сборы разделены на три группы: местные, региональные и федеральные. В статье расскажем, какие налоги относятся к региональным налогам.

Общая характеристика региональных налогов

Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).

То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ. То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.

Региональные налоги: перечень 2020

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Обременение игорного бизнеса

Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:

  1. Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
  2. Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
  3. Пункт приема игровых ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.

Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ. Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.

Как узнать порядок и правила налогообложения

Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал, разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.

Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».

Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.

Статья 53 НК РФ. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

Новая редакция Ст. 53 НК РФ

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 53 НК РФ

Статья 53 НК РФ дает определение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Стоимостная характеристика выражает денежную оценку, способность иметь определенную цену.

Физическая характеристика может выражать собой параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик.

Иная характеристика объекта налогообложения — количественная характеристика (возможность быть измеренным); такие параметры объекта, как производительность, место расположения и т.п.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на доход физического лица, на недвижимое имущество налогоплательщика и т.д.). Чаще всего налоговая ставка выражена в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 1% от стоимости имущества и т.д.).

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам, а также по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговые же ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, устанавливаются:

— по региональным налогам — законами (иными нормативными правовыми актами), принимаемыми представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ, например в Москве — законами, принятыми городской Думой и подписанными мэром г. Москвы;

— по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако в г.г. Москве и Санкт-Петербурге налоговые ставки местных налогов устанавливаются законами этих субъектов РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).

В нынешней редакции в п. 1 ст. 53 содержится еще один абзац, который исключается с 1 января 2007 г. Федеральным законом N 137-ФЗ. Данный абзац гласит, что в некоторых случаях ставки федеральных законов могут устанавливаться Правительством РФ.

Другой комментарий к Ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 ст. 17 Кодекса налоговая база и налоговая ставка являются элементами налогообложения, причем обязательными элементами налогообложения, т.е. если налоговая база или налоговая ставка не определены, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как следует из п. 1 ст. 38 Кодекса, стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта имеет значение для установления его в качестве объекта налогообложения (см. комментарий к ст. 38 Кодекса). Соответственно, п. 1 ст. 53 Кодекса определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно п. 3 ст. 11 Кодекса понятие «налоговая база» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

Налоговая ставка в свою очередь, как определено п. 1 комментируемой статьи, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом.

Пунктом 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом. В настоящее время такие случаи Кодексом не предусмотрены.

2. В соответствии с п. 2 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом.

Налоговые ставки согласно п. 2 комментируемой статьи устанавливаются в пределах, установленных Кодексом:

по региональным налогам — законами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Положения п. 2 ст. 53 Кодекса основаны на нормах ст. 12 Кодекса, закрепляющих полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 3 ст. 12);

при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 4 ст. 12).

Какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в России

Федеральная, региональная и местная налоговая пошлина – это основной налоговый сбор, действующий на огромной территории России. Именно от уровня законодательных властей, установивших правила по применению фискальных обязательств, и будет зависеть классификация принятых законов. Предлагаем поговорить о том, какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в 2020 году.

Трёхуровневая налоговая «территория»

Все существующие пошлины разделяются на три категории (ст. 12 НК РФ):

  1. Федеральный уровень.
  2. Региональный уровень.
  3. Местный уровень.

Для большей ясности и понимания предмета разговора, охарактеризуем отдельно каждую из перечисленных категорий.

Федеральный налог

Федеральные пошлины, установленные действующим НК РФ, являются строго необходимыми к выплате по всей стране.

Региональный налог

Региональными являются пошлины, которые установлены НК РФ и необходимы к выплате лишь в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации.

В процессе принятия региональных пошлин всегда утверждается следующие элементы налогообложения:

  • проценты по налоговым пошлинам;
  • система и время выплат налоговой пошлины;
  • отчётная форма по каждой отдельной региональной пошлине.

Все прочие фрагменты по налогообложению устанавливаются действующим законодательством. При их утверждении законодательной (представительной) властью в субъектах РФ, как правило, предусматриваются и различные послабления с основаниями для их использования.

Местный налог

Местными являются пошлины, которые установлены действующим Кодексом и законными актами муниципальных органов власти. Они необходимы к погашению на конкретных муниципальных территориях.

Налоги и сборы местного толка обычно начинают и прекращают действовать на территории каждого муниципалитета, причём в строгом соответствии с действующим НК РФ, а также всеми нормативными актами, принятыми органами муниципалитетов.

Налоговая «иерархия», представленная в таблице

№/№

Налоговый уровень

Налоговый перечень

Федеральные налоги

налог на добавленную стоимость;
акцизы;
НДФЛ;
налог на прибыль организаций;
налог на осуществление добычи полезных ископаемых;
водный налог;
пошлина за использование объектов флоры и фауны;
пошлина за эксплуатацию ресурсов воды;
государственная пошлина.

Региональные налоги

имущественная пошлина организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.

Местные налоги

земельная пошлина;
налог на имущество физлиц;
торговый сбор.

Налоги: методика взимания

Пошлины, в отношении способов их взимания, разумно разделить на две категории:

  1. Налог прямой направленности (прямой).
  2. Налог косвенной направленности (косвенный).

Прямые налоги установлены конкретно в отношении доходной части имущества налогоплательщика: использование и обладание данным имуществом является причиной для удержания налоговой пошлины.

Прямыми налогами считают: НДФЛ, пошлину на прибыль компаний, имущественный налог в отношении юридических и физических лиц. Налогами прямой направленности являются:

  1. Налоги реального свойства – они берутся с величины имущественной стоимости: это имущественная пошлина в отношении юридических и физических лиц.
  2. Пошлины личного свойства – они берутся с доходной суммы заработка: налог на прибыль компаний.

Косвенные налоги часто называют пошлиной на потребление. Они включены в стоимость товаров в форме надбавки и выплачиваются покупателями.

Субъектами косвенного налогообложения являются продавцы товаров (работ и услуг), а носителями и фактическими плательщиками такого налога являются потребители.

Косвенные налоги включают в себя: налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины таможенные и т.д. К косвенным налогам относят:

  1. Налоги универсального свойства – они взимаются со всех товаров (работ и услуг): это НДС.
  2. Налоги индивидуального свойства – они взимаются с чётко ограниченного круга товаров (работ и услуг): это акцизы.

Говоря о косвенных налогах, нельзя не отметить, что именно данные налоги являются наиболее лёгкими для государства, если рассуждать с точки зрения их взимания.

Они представляются крайне привлекательными для государственной «машины» ещё и по причине того, что поступают в казну прямым путём и не имеют привязки к хозяйственной деятельности субъекта налогообложения. При этом отличная эффективность сбора может быть достигнута и в условиях упадка производственных мощностей, и даже убыточной деятельности всей компании.

Всё это работает комплексно, и именно этим способно создать надёжность поступления налогового потока в государственную казну.

Налоги и их назначение

В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:

  1. Общий налог.
  2. Целевой налог.

Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.

Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.

Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.

Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:

  • это налоги на транспорт;
  • это налоги на воспроизведение сырьевой базы.

Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.

Налоги и ставки

В отношении установленных ставок, налоговые сборы могут быть двух видов:

  1. Твёрдые налоги.
  2. Процентные налоги (пропорциональный налог, прогрессивный и регрессивный).

Налоги и бухгалтерский учёт

В отношении финансовой целесообразности и способа отражения в учётных бумагах у бухгалтера все налоги разумно поделить на следующие категории:

  1. Налоговые пошлины, включённые в ценник товаров при продаже.
  2. Налоговые сборы, относящиеся к издержкам и затратам производственного процесса.
  3. Налоги, которые относятся к финансовым результатам.
  4. Налоговые сборы, которые погашаются чистой прибылью, которая остаётся в пользовании у налогоплательщика.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Налог и уровень бюджета

В отношении принадлежности к бюджетному уровню все налоговые пошлины разделяются следующим образом:

  • Закреплённый налог – данный налог целенаправленно и полностью должен поступить в конкретную бюджетную «корзину», либо в фонд внебюджетного значения. В этой категории принято легко выделить пошлины, которые вливаются в бюджетные «корзины» разных уровней: федерального, регионального и местного.
  • Регулируемый налог – данный налог поступает одновременным образом в бюджеты самых разных уровней, но в таком пропорциональном соотношении, которое определено законом.

Налог и его классификация в отношении субъекта налогообложения

Вашему вниманию предлагается классификационная таблица, отражающая соотношение налоговой пошлины и субъектов налогообложения:

№/№

Субъект налогообложения

Налог

Налоговые сборы, предназначенные для уплаты юридическим лицом

налог на доход;
налог на имущество компании.

Налоговые пошлины, предназначенные для уплаты физическим лицом (гражданином)

налог на доход гражданина;
налог на имущество гражданина.

Смешанные налоговые сборы

НДС;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.

Специальный налоговый режим

Приводим перечень специальных налоговых режимов, регулируемых Налоговым Кодексом РФ:

  • система налоговых пошлин, имеющих вид единого налога на вменённый доход в отношении конкретной деятельности;
  • УСН (упрощёнка);
  • система налоговых пошлин в отношении производителей сельхоз товаров;
  • система налоговых сборов в отношении выполнения соглашений, относительно раздела продукции.

Налог и объекты налогообложения

В отношении объектов налогообложения все налоговые пошлины можно разделить на четыре вида:

  1. Налоги, которые взимаются с дохода (ЕНВД).
  2. Пошлины, которые взимаются с прибыли (налог на прибыль).
  3. Пошлины, которые взимаются с имущественной собственности (имущественный налог).
  4. Пошлины, которые взимаются с различных действий и операций (НДС).

Резюме

Все обязательства по налогам разделяются на три категории. Их разделение зависит, прежде всего, от того, для какого бюджета они предназначаются.

Налоговый Кодекс России – это тот главный документ, который служит фундаментом для фискальной системы всей страны.

В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.

Именно за счёт фискальных платежей формируется доходная часть бюджета страны: ведь туда деньги поступают напрямую. В отношении обязательств первого и второго уровней может быть допущено перераспределение между нижестоящими бюджетными «корзинами», а именно: такие средства, как субсидии, субвенции и иные трансферы.

Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.