Штрафы по НДФЛ

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще
и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03‑02‑08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие‑либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03‑04‑05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО
не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305‑КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен свое-
временно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевре-
менному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305‑КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6‑П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик
освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во‑первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во‑вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15‑108‑1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6‑П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546‑ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6‑НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №2, 2019 год

Сегодня у костромичей есть последняя возможность сделать это без штрафных санкций.

Уплатить земельный, транспортный и имущественный налог нужно до 3 декабря включительно, напоминают в УФНС по Костромской области. Обычно срок уплаты наступал ещё раньше – в первый день зимы, но поскольку, 1 декабря в этом году пришлось на субботу, россиянам предоставили небольшую отсрочку.

По данным региональной налоговой службы, рассылка налоговых уведомлений завершилась еще в середине октября. Те, кто не получил налоговое уведомление в бумажном виде, могут найти квитанцию в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Можно оплатить любым способом: на сайте ФНС, через Госуслуги, через интернет-банкинг или же в банке. Если же квитанции нет ни в бумажном виде, ни в личном кабинете, то тогда следует направить письменное обращение в адрес налоговой службы по месту жительства с просьбой предоставить такое уведомление.

Напомним, налоговое уведомление не формируется при наличии налоговых льгот в размере суммы исчисленных налогов (в отношении всех видов имущества, признаваемого объектами налогообложения по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц), а также если общая сумма налогов составляет менее 100 рублей.

Если не заплатить вовремя, начнут начислять пени, напоминает портал «Правовая гарантия». Сумму пеней рассчитывают с помощью следующей формулы: Пеня = (Неуплаченная сумма налога * ставка рефинансирования/300) * Число дней прострочки. Далее последуют ещё и штрафы.

Гражданам, уклоняющимся от уплаты налогов, кроме счетов за прошлые неоплаченные годы, Федеральная налоговая служба выставит штраф – 20% от суммы годового платежа. С 2017г. россиянин, владеющий недвижимостью и/или автомобилем, должен сообщить о своем имуществе сам. Если он не получил уведомление об уплате налога и не подал сведения о своей недвижимости или транспортных средствах налоговикам, то, согласно п.3 статьи 129.1 НК РФ, его оштрафуют.

Также налоговая служба вправе взыскать налоги через суд после окончания срока исполнения требования (три года) об уплате налога. Если налогоплательщик получил квитанцию в 2018г., то взыскать деньги с него в суде можно лишь за 2015-2017гг. Потребовать денег за прошлые периоды просрочки налоговики не смогут (пункт 1 ст. 48 НК). Если же сумма задолженности превысит 30000 рублей, а в некоторых случаях и 10 000 рублей, и суд примет решение о взыскании этого долга, то служба судебных приставов вправе завести исполнительное производство и ограничить выезд неплательщика за рубеж.

Последние новости рубрики

02:09, 10 сентября 2020

Россельхозбанк продлевает до конца 2020 года действие специального предложения «Кредит Юбилейный», приуроченного к 20-летию Банка. В рамках спецпредложения можно оформить потребительский кредит по сниженной ставке от…

02:09, 10 сентября 2020

В Костромской области решили создать фонд участков с полезными ископаемыми – сообщает пресс-служба облДумы. Накануне такое решение приняли депутаты регионального…

Когда налоговики могут запросить пояснение

Информация о НДФЛ поступает в налоговые органы из разных источников. В первую очередь, это отчетность самого работодателя, предоставляемая по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Физлицо также предоставляет в налоговую инспекцию сведения о подоходном налоге, если подает декларацию по форме 3-НДФЛ. Подача декларации не является обязанностью всех физических лиц, но фактически ее сдают во многих случаях — при продаже имущества, если требуется получить налоговый вычет, по доходам ИП и т. п.

Инспектора анализируют суммы поступлений по налогу, сверяя их с данными отчетности. В случае обнаружения каких-либо расхождений между данными из разных источников налоговики могут запросить у налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик обязан предоставить пояснение о несвоевременной уплате НДФЛ в течение 5 дней. За нарушение этого срока с него может быть взыскан штраф в сумме 5000 руб., а в случае повторного нарушения в течение года — 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Как правильно составить пояснение: образец, по которому можно подготовить ответ

Утвержденной формы пояснения не существует, поэтому оно может быть произвольным. Главное, чтобы ответ налоговой о несвоевременной уплате НДФЛ содержал достоверное объяснение обнаруженных отклонений и был обоснованным и убедительным.

Конкретные формулировки и аргументы зависят от того, какие именно отклонения вызвали вопросы инспекторов:

  1. Техническая ошибка. Налог исчислен и уплачен в срок и в полном объеме, но была допущена ошибка в КБК или ОКТМО. В этом случае вместе с пояснением нужно подать заявление об уточнении платежа.
  2. Расхождение между периодами начисления и уплаты НДФЛ. Налоговый агент должен перечислить НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты заработной платы (п. 6 ст. 226 НК РФ). Если зарплата выдается в последний день отчетного периода (квартала), то налог может быть перечислен уже в следующем периоде. Нарушением это не является, но данную ситуацию нужно будет пояснить налоговикам.
  3. Фактическая просрочка. Если налог на самом деле был уплачен позднее установленного срока, следует сослаться на наличие смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ). Такими обстоятельствами могут быть тяжелое материальное положение, незначительный период просрочки (1–2 дня), наличие переплаты по другим налогам и т. п. Если обстоятельство признается смягчающим, то размер штрафа должен быть снижен не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

В первом и втором случаях обоснованное пояснение позволит избежать применения санкций. В третьем — все зависит от того, как налоговики оценят смягчающие обстоятельства. Впрочем, за налогоплательщиком всегда остается право обратиться в суд.

Образцы пояснений о несвоевременной уплате НДФЛ приведены ниже:

  1. Пояснение о неверном указании кода ОКТМО.
  1. Пояснение о переносе дня выплаты зарплаты.
  1. Пояснение о задержке уплаты НДФЛ в связи с финансовыми трудностями.

Возможно, вам будут полезны и интересны наши материалы:

  • «Какой действует срок для уплаты НДФЛ при увольнении»;
  • «Размер штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ».

***

Налоговые органы, проводя камеральные проверки и мониторинг платежей, могут обнаружить отклонения между начисленным и уплаченным НДФЛ. В этом случае они запрашивают у налогоплательщика соответствующие пояснения. Грамотно составленный ответ поможет избежать применения санкций. Даже при наличии фактической просрочки есть возможность сослаться на смягчающие обстоятельства и уменьшить сумму штрафа.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДФЛ».

Все мы знаем, что налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу физлица, обязан удержать из суммы такого дохода НДФЛ и военный сбор (далее — ВС) и уплатить их в бюджет (п. 168.1 НКУ):

— во время выплаты дохода единым платежным документом (если деньги на выплату берем с банковского счета или перечисляем в безналичной форме на счет работника);

— в течение 3 банковских дней после выплаты дохода наличными из кассы1 или предоставления дохода в неденежной форме;

1 За счет денежных средств, которые не были получены в банке на указанные цели, а поступили в кассу, например, как выручка.

— в 30-дневный срок после окончания месяца, в котором был начислен доход, — в случае если доход начислен, но не выплачен.

Понятно, что неуплата (несвоевременная уплата) НДФЛ и ВС чревата для налогового агента штрафными санкциями. Вопрос только, какие санкции и в каких случаях применять: по п. 126.1 или по п. 127.1 НКУ?

Давайте вспомним обе нормы.

Так, п. 126.1 НКУ предусматривает ответственность налогоплательщика за несвоевременную уплату согласованного денежного обязательства. При этом размер штрафа зависит от периода просрочки:

— при задержке уплаты до 30 календарных дней включительно штраф составляет 10 % погашенной суммы налогового долга;

— если с уплатой опоздали на 31 календарный день и более, размер штрафа увеличивается до 20 %.

Ну а что п. 127.1 НКУ? Согласно этому пункту неначисление, неудержание и/или неуплата налогов плательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов влечет за собой наложение штрафа в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

За те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, взимается штраф в размере 50 %, а за действия, совершенные в третий раз и более в течение 1095 дней, — в размере 75 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

При этом сам получатель таких доходов (физлицо) освобождается от обязанности погашения такой суммы налоговых обязательств/долга.

Теперь перейдем к рассмотрению практических ситуаций.

Ситуация 1. Налоговый агент не удержал и не уплатил НДФЛ/ВС в бюджет при выплате дохода физлицу. В этом случае санкций по п. 127.1 НКУ не избежать. Думаем, комментарии здесь излишни.

Ситуация 2. Налоговый агент выплатил доход физлицу в полном объеме, без удержания НДФЛ/ВС, но уплатил налоги за свой счет. Здесь тоже есть опасность применения санкций по п. 127.1 НКУ — за неудержание налога у источника выплаты. И формально налоговики будут правы.

Поскольку в тексте п. 127.1 НКУ при перечислении видов нарушений, за которые применяется эта санкция, законодатель вставил союзы «и/или» («неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление)»).

В этом случае возникает вопрос: при расчете суммы налога ставку следует применять «изнутри» или «снаружи»? Считаем, «снаружи», т. е. через применение «натурального» коэффициента из п. 164.5 НКУ.

Ситуация 3. НДФЛ/ВС начислен (удержан), но на момент проверки не уплачен. В этом случае от штрафов из п. 127.1 НКУ тоже не уйти.

Как указывают суды, ответственность за нарушение, предусмотренное ст. 127 НКУ, может наступать тогда, когда плательщик (в том числе налоговый агент) допускает бездеятельность в отношении начисления, удержания и/или уплаты (перечисления) налогов до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика. То есть вообще отсутствует факт выполнения указанных обязанностей.

Таким образом, если на момент проверки НДФЛ/ВС не уплачен, налоговый агент будет отвечать по п. 127.1 НКУ.

Хотим обратить внимание еще на такой момент. При проведении проверки контролеры иногда выявляют сразу несколько фактов неуплаты НДФЛ/ВС (например, плательщик не уплатил НДФЛ с дохода физлица, начисленного/выплаченного в сентябре, октябре и ноябре 2018 года). И тут фискалы разворачиваются, как говорится, по полной: применяют штрафы по п. 127.1 НКУ за каждое выявленное нарушение отдельно, с учетом повторности: за первое нарушение штраф в размере 25 %, за второе — 50 %, а за третье и последующие — 75 % суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

По их мнению, при определении повторности правонарушения с целью применения повышенного размера санкций по п. 127.1 НКУ, нужно учитывать сами факты нарушений (неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов), которые совершены плательщиком повторно в течение 1095 дней (см. категорию 138.01 ЗІР).

Знайте: подобные действия неправомерны. Если указанные нарушения выявлены одной проверкой, повторности в действиях плательщика нет. Есть одно правонарушение в виде неуплаты НДФЛ/ВС. То есть по всем фактам неуплаты НДФЛ/ВС, выявленным одной проверкой, должен применяться один штраф — 25 % суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Применение штрафа большего размера (50 %, 75 %) возможно только в том случае, если контролеры ранее (в течение 1095 дней) уже фиксировали подобные нарушения в актах проверки и выносили соответствующие налоговые уведомления-решения.

2 reyestr.court.gov.ua/Review/81727814.

3 reyestr.court.gov.ua/Review/83024763.

4 reyestr.court.gov.ua/Review/69388236.

Ситуация 4. Налоговый агент начислил/удержал НДФЛ/ВС, но уплатил налоги в бюджет позже установленного срока. Касается это в большей части случаев, когда доход выплачивается из выручи или начисляется, но не выплачивается/выплачивается с существенным опозданием.

Здесь можно говорить о том, что имеет место именно несвоевременная уплата согласованного налогового обязательства, для которого предусмотрены спецсанкции в ст. 126 НКУ. То есть при несвоевременной уплате ст. 126 является более специальной, чем ст. 127 НКУ.

Однако налоговики понятие «неуплата (неперечисление)» налога для целей ст. 127 НКУ трактуют весьма широко, в том числе и как несвоевременное перечисление налога. Соответственно приоритет они отдают штрафам из ст. 127 НКУ. Вот, например, фрагмент из консультации в категории 102.18 ЗІР:

«Какая ответственность применяется контролирующим органом к плательщику налога за неудержание, неуплату (несвоевременную уплату) налога на доходы нерезидентов?

К плательщику налога, который осуществляет выплаты дохода нерезиденту без удержания и внесения в бюджет… в полном объеме, но позже срока, применяется штраф, предусмотренный ст. 127 НКУ».

Этот подход налоговики применяют к любым ситуациям с несвоевременной уплатой налогов, которые подлежат удержанию плательщиком у источника выплаты (в том числе в отношении НДФЛ/ВС), о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Если эта «беда» вдруг коснулась вас, помните: такие действия налоговиков могут быть оспорены. К плательщику, который несвоевременно уплатил удержанный налог, формально должна применяться более либеральная норма — п. 126.1 НКУ. Дело в том, что п. 54.2 НКУ четко устанавливает дату согласования обязательств по налогам, подлежащим удержанию и уплате в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу физлица. Это момент возникновения налогового обязательства, который определяется по календарной дате, установленной разд. IV НКУ для предельного срока уплаты налога в бюджет. Соответственно если вы начислили/удержали налог, но уплатили его позже установленного срока, применяются санкции по п. 126.1 НКУ — штраф в размере 10 % или 20 % (в зависимости от срока задержки уплаты — до 30 календарных дней или больше).

5 reyestr.court.gov.ua/Review/72983208.

6 reyestr.court.gov.ua/Review/67035475.

В то же время судебные споры в основном касаются случаев, когда зарплата выплачивается с опозданием, т. е. когда плательщик не платил НДФЛ/ВС в 30-дневый срок, а платил их одновременно с запоздавшей выплатой зарплаты.

Ситуация 5. Налоговый агент перечислил НДФЛ/ВС в бюджет до или одновременно с выплатой дохода физлицу, но не в полном объеме. В этом случае налоговики, опять-таки, настаивают на применении п. 127.1 НКУ (см. категорию 103.26 ЗІР). И спорить с ними здесь сложно. Однако штраф должен применяться не ко всей сумме удержанного налога, а только к той, которая осталась не уплаченной.

Ситуация 6. Налоговый агент самостоятельно исправляет ошибку — доначисляет НДФЛ/ВС. Если речь идет об НДФЛ, то штрафа по п. 127.1 НКУ можно избежать, оформив исправление как результат проведенного перерасчета за тот период, в котором выявлена ошибка. Правда, сделать это нужно в течение отчетного года (последний абзац п. 127.1, п. 50.1 НКУ). Что важно: 3 %/5 % самоштраф в «перерасчетном» случае тоже не применяется. А вот если «промахнулись» с ВС, то от штрафа по п. 127.1 НКУ не уйти. Причина в том, что в НКУ не предусмотрено проведение ВС-перерасчета (см. категорию 132.06 ЗІР).