Система охраны представляет собой в ИВС

ФУНКЦИИ подразделения

Подразделение изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляет охрану лиц находящихся в специальном подразделении. Осуществляет охрану в режимном подразделении, с целью недопущения побегов, защиты от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию, незаконного проноса имущества, предметов, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Обеспечивает исполнение судебных решений, режимных и иных требований, а так же мероприятий предусмотренных федеральными законами и другими нормативными актами.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной конвоя.

ЗАДАЧИ:

Охрана подозреваемых и обвиняемых при их содержании в ИВС, во время принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, стационарного лечения в медицинских учреждениях, производства следственных действий и уголовного судопроизводства;

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения, санпропускники и обратно в органы внутренних дел в ИВС.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды федерального значения, мировые суды, а так же иные здания и помещения и в иные места в которых проводятся судебные заседания.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

D.E. BUTORIN

THE NOTION OF CUSTODIAL CONTROL OVER REMAND PRISONERS

investigated in the article.

Key words: security in penal institutions, custodial control.

Д.Е. БУТОРИН (НИИ ФСИН России)

E-mail: butorin@mail .ru

ПОНЯТИЕ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ЛИЦ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

Аннотация: в статье исследуются сущность и понятие режима содержания под стражей, дается определение понятия режима содержания под стражей в следственных изоляторах, анализируются нормы уголовноисполнительного законодательства, касающиеся термина «режим».

Ключевые слова: режим в исправительных учреждениях, режим содержания под стражей.

Термин «режим» применяется как в повседневной жизни (обеденный режим, постельный режим), так и в нормативных правовых документах (пограничный режим, таможенный режим и т. д.). Что такое режим, каковы его суть и правовая природа? Режим (от лат. regimen — управление) — это:

1) совокупность правил, норм, установленных применительно к определенным объектам управления; 2) государственный строй, образ правления1. В ст. 22 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливается, что таможенный режим — это «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами…», Федеральный закон «О ведомственной охране» дает определение пропускному режиму: «пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выез-

да) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.В российском законодательстве даются определения различным видам режимов: противопожарный, режим труда и отдыха, общий режим кредитования и т. д. Изучив все многообразие встречающихся в нормативных документах видов режима, можно сделать несколько выводов, определить общие признаки режима. Итак, во-первых, все виды режима по своей форме представляют собой набор норм, правил, процедур, условий, которые регулируют ту или иную сферу деятельности; во-вторых, данные правила устанавливаются уполномоченными на то государственными либо иными органами в установленном порядке. Необходимо также отметить, что термин «режим» не относится к какой-либо одной отрасли права.

В уголовно-исполнительном законодательстве России термин «режим» впервые был употреблен в Положении РСФСР 1920 г. «Об общих местах заключения», затем использовался в нормах Исправительно-трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1924 г., в ИТК 1933 г. (ст. 31), в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. (ст. 21), а также в ИТК союзных республик.

В ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)

режим определен как установленный порядок исполнения и отбывания наказаний. Необходимо отметить, что УИК РФ содержит целую главу (гл. 12), которая целиком посвящена режиму. В ст. 82 данной главы дается более полное определение режима в исправительных учреждениях — это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Данное определение полностью подпадает под указанные выше признаки режима: 1) режим в исправительных учреждениях — это совокупность правил, которые регулируют порядок исполнения и отбывания лишения свободы;

2) правила установлены законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами.

В нормах УИК РФ вместо термина «режим» часто встречается выражение «порядок исполнения наказания». По мнению доктора юридических наук Ю.М. Ткачевскогс, такой прием усложняет осмысление текста, а следовательно, противоречит требованиям законодательной техники2. Действительно, порядок исполнения наказаний может отождествляться с термином «режим» лишь отчасти. Как видно из приведенного в ст. 82 УИК РФ определения, режим включает в себя не только порядок исполнения наказания. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ указано, что, помимо порядка, режим устанавливает и условия исполнения и отбывания наказания.

Термин «режим» можно встретить во многих исследованиях теоретиков уголовноисполнительного права. Изучением сущности, определения режима и проблемами его обеспечения занимались такие известные отечественные ученые, как С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, Г.О. Бектузаров, В.И. Селиверстов, которые создали необходи-

мые методологические предпосылки для дальнейшего исследования.

В ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ) отмечается, что «в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». В данной статье не дано определения режима содержания под стражей, а только указано на то, что он устанавливается и обеспечивает: 1) соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых; 2) исполнение подозреваемыми и обвиняемыми своих обязанностей; 3) изоляцию подозреваемых и обвиняемых; 4) выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Правовую основу деятельности следственного изолятора составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция РФ, а также нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, территориального органа уголовноисполнительной системы и Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 8 Федерального закона № 103-ФЗ определяет, что следственные изоляторы

(СИЗО) уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

В ст. 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации более четко сформулировано назначение следственного изолятора: «Следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия».

Основные задачи следственного изолятора:

— создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;

— осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

— обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;

— обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

— организация жизнедеятельности СИЗО, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи, стоящие перед СИЗО, в целом сопоставимы с задачами, стоящими перед режимом, устанавливаемым в следственном изоляторе.

Вернемся к определению термина «режим» применительно к заключению под

стражу. Статья 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовноисполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 января 2005 г. № 189 гласит: «В СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ). Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Как видим, в Правилах внутреннего распорядка в отличие от ст. 15 Федерального закона № 103-Ф3 дается определение режима содержания под стражей.

В ст. 3 Правил, так же как и в ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ, подчеркивается, что обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Как следствие, режимные требования адресованы не только обвиняемым и подозреваемым, но и сотрудникам СИЗО, за невыполнение которых они могут быть привлечены к ответственности. Причем в зависимости от степени вины сотрудника, тяжести последствий проступка ответственность варьирует от дисциплинарной до уголовной.

В СИЗО функционируют отделы режима, сотрудники которых непосредственно призваны обеспечивать выполнение режимных требований. Конкретно обязанности сотрудников, от младших инспекторов на внутренних постах до начальника следственного изолятора, подробно изложены в ведомственных нормативных актах.

На основании анализа положений норм уголовно-исполнительного законодательства, которые касаются термина «режим», считаем, что ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых

в совершении преступлений» должна быть изложена в следующей редакции: «В местах содержания под стражей устанавливается режим. Режим содержания под стражей — это установленные законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также порядок отбывания лишения свободы осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО, обеспечивающие охрану и изо-

ляцию подозреваемых, обвиняемых и осужденных, постоянный надзор за ними, реализацию их прав, обязанностей и законных интересов, личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации».

1 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубце-ва Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

2 См.: Ткачевский Ю.М. Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы // Законодательство. 2006. № 2.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, — изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2005 г.

См. текст части четвертой статьи 9

Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных органах, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

ГАРАНТ:

Чтобы изолировать человека от общества, для которого он стал опасен, совершив преступное деяние, в учреждении пенитенциарной системы необходимо решение органа правосудия. А для этого дело должно быть передано в суд. До того момента пока судебный процесс начнется, органам следствия и розыска необходимо выполнить большой объем работ, а дознавателям предстоит узнать у задержанного множество деталей содеянного.

Все это время лицо, подозреваемое в совершении преступления или пойманное с поличным, должно содержаться под охраной, дабы избежать его сокрытия и последующего длительного розыска. Для подобных целей, а также для лиц, отбывающих административное наказание, предусмотрены изоляторы временного содержания (далее – ИВС) в структуре МВД.

Что такое изолятор временного содержания?

Изоляторы такого рода предназначены для содержания задержанных, в отношении которых не избрана мера пресечения, а значит их водворение в учреждение, предназначенное для изолирования подследственных недопустимо. Помимо задержанных по различным причинам граждан в ИВС содержаться:

  • те, кому предписано отбытие административного наказания в пределах 15 суток;
  • переведенные из СИЗО на период проведение следственных мероприятий, если его размещение является удаленным и ежедневные переезды не оправданы.

Об особенностях несения службы в ИВС рассказывает этот видеосюжет:

Сроки

Первичный срок содержания в изоляторе временного содержания (ИВС), исчисляемый с момента доставки к сотруднику, ведущему следствие или осуществляющему дознание, не может превышать двух полных суток, после чего надлежит выполнить одно из процессуальных действий:

  1. Вынести постановление органа правосудия об аресте, как мере пресечения и осуществить перевод в СИЗО.
  2. Продлить решением органа правосудия период изоляции ещё на трое полных суток, так как суммарная продолжительность не должна превысить 120 часов.
  3. Освободить из-под стражи.

Лица, переведенные из СИЗО для реализации следственных мероприятий, не могут находиться в ИВС дольше 10 дней в одном календарном месяце, однако суммарная непрерывная продолжительность пребывания может достигнуть 20 дней. Для этого потребуется оформление различных переводов, для первого из которых последний день соответствует крайнему дню текущего месяца, а первый день следующего срока совпадает с первым днем следующего месяца.

О том, какие условия и правила содержания в следственном изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, ИВС, расскажем ниже.

Спальное место в изоляторе временного содержания (фото)

Характер содержания в изоляторе, находящемся в ведении МВД, является тюремным, то есть задержанные субъекты находятся в запертых камерах, которые зачастую не оснащены санитарными приборами, а из обстановки имеют только места для спанья. Период пребывания в ИВС не продолжительный, поэтому такие мероприятия, как прогулки, культурный досуг и прочие льготы доступные обитателям колоний, реализуются только при наличии оборудованных помещений.

Условия содержания достаточно жесткие, что необходимо для предотвращения побега и сговора задержанных, поэтому перемещение без сопровождения недопустимо, а с наступлением темного времени суток камеры освещаются до тех пор, пока не рассветет.

Более подробно об особенностях содержания в ИВС расскажет это видео:

Общие нормы

Ограниченное число мест в камерах при отделах полиции зачастую становится причиной их переполнения при наплывах задержанных, которые обычно наблюдаются в праздничные и выходные дни. Средние и крупные ИВС оборудуемые в подвальных помещениях или отдельных зданиях соответственно, обычно лишены подобного недостатка и оборудуются согласно действующих правил, а именно:

  • имеют количество спальных и посадочных мест за общим столом соответствующее числу задержанных;
  • снабжаются санитарными приборами и принадлежностями для умывания;
  • оборудуются шкафами для хранения одежды и тазами для её стирки;
  • снабжены светильниками для разного времени суток, приточно-вытяжной вентиляцией;
  • имеют бак с питьевой водой, радиодинамик, кнопку вызовы дежурного и пр.

Помимо обстановки, позволяющей удовлетворять первичные потребности, правила пребывания в ИВС подразумевают выдачу каждому арестанту:

  • хозяйственного мыла;
  • периодической печати, при наличии у администрации средств на её приобретение;
  • бумаги для целей гигиены;
  • настольных игр;
  • инвентаря и предметов для уборки в камере;
  • предметов для шитья.

Про порядок содержания в изоляторах временного содержания и про правила внутреннего распорядка поговорим далее.

Порядок приема задержанных

Прием задержанных в изолятор для их временного содержания под стражей осуществляется в непрерывном режиме, то есть в любые дни недели и время суток. При первичном осмотре производится опрос поступившего субъекта на предмет соответствия сопроводительных документов и удостоверения личности его показаниям.

Наличие телесных повреждений является основанием для оформления соответствующего акта, в котором фиксируются характер и тяжесть ущерба физическому благосостоянию. Если состояние поступившего требует медицинской помощи, то в приеме будет отказано, а задержанный должен быть госпитализирован под охраной сотрудников полиции.

Процедура приемки включает в себя также выполнение фотографирования, снятие отпечатков пальцев и тщательный личный досмотр, в том числе тела задержанного и его одежды, которая может быть вспорота, а обувь разобрана, если возникнут подозрения в проносе недозволенных вещей. Личный досмотр лиц, доставленных в ИВС, включает в себя снятие и изучение протезов, гипсов и наложенных повязок, а также осмотр внутренних полостей на предмет инородных предметов.

Все вещи вновь поступивших арестантов подлежат дезинфекции, а сами они помывке в бани или душе, за исключением больных педикулезом, которым надлежит пройти санитарную обработку.

Правила внутреннего распорядка

Основную часть времени лица, содержащиеся в ИВС, проводят в пределах запертых камер, покидая их по следующим причинам:

  1. Для ежедневной прогулки, если имеется обрадованная территория или помещение, которая продолжается не менее часа для взрослых и двух часов – для подростков, но может быть прервана досрочно по желанию задержанного.
  2. Для свиданий с адвокатом, которые могут происходить ежедневно, продолжаясь при этом не менее 2-х часов.
  3. Для общения с близким и родственниками, если орган следствия или дознания даст разрешение, но не более двух раз в месяц и не длительнее 3-х часов.
  4. Для приема горячего душа или посещения бани, которые реализуются еженедельно.
  5. Для участия в следственных мероприятиях, работы с дознавателем и следователем, реализации прочих процессуальных процедур.
  6. Несовершеннолетние могут отлучаться для обучения под руководством приглашённых преподавателей, если такая мера будет признана необходимой.

Организация деятельности изоляторов временного содержания, ИВС, предполагает разные режимы, о чем и поговорим далее.

Режим

Для соблюдения прав задержанных граждан правила функционирования ИВС регламентируют ограничения по совместному содержанию различных субъектов, а именно:

  • лиц слабого и сильного пола;
  • подростков и взрослых, кроме задержанных впервые за не слишком тяжкие проступки;
  • сотрудников властных структур и уголовников;
  • допустивших проступок впервые и подозреваемых в рецидиве;
  • находящихся под подозрением и уже осужденных;
  • субъектов, проходящих фигурантами по одному или смежным уголовным делам;

Отдельному содержанию подлежат субъекты, подозреваемые в совершения ряда тяжких преступлений, в том числе против отдельных граждан или значимых социальных ценностей.

В ИВС допускается даже содержание матерей с грудными детьми, если будет надлежащее постановление прокурора, а родственная связь подтвердится документально. Для такой категории задержанных предоставляется дополнительная мебель (кроватка) и средства гигиены, а содержание, при наличии возможности, организуется отдельно от остального контингента.

Более подробно о режиме и условиях содержания в ИВС расскажет видео ниже:

Освобождение

Освобождение из ИВС возможно в двух случаях:

  1. При окончании срока обоснованного задержания и не продлении санкции соответствующим постановлением суда.
  2. По постановлению прокурора или следователя, а также по решению органа правосудия.

О том, как и что можно передать в изолятор временного содержания, каков порядок и надо ли писать заявление в ИВС на передачу, расскажем ниже.

Передача

Получать все необходимые в обиходе или для частных нужд вещи и предметы, содержащиеся в ИВС, граждане могут посредством передач, количество которых не ограничено, при этом суммарный вес отправлений не должен превышать 30 кг и содержать запрещенную номенклатуру. Ограничения по максимальному ежемесячному весу передач не распространяется на лиц:

  • не достигших полного совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста;
  • имеющих медицинскую справку, подтверждающую наличие тяжкого заболевания;
  • слабого пола, вынашивающих ребенка, либо отбывающих задержание совместно с грудничком.

Подросткам разрешается дополнительно к перечню допускаемых продуктов и предметов, получать передачи, содержащие в своем составе учебники, литературу, пособия и канцелярские принадлежности, которые необходимы им для продолжения образовательного процесса.

Номенклатура допустимая для передач находится в открытом доступе в помещении ИВС, где осуществляется приёмка отправлений, при передаче которых производится их досмотр и взвешивание.

  • Лицам, которым в силу поведения во время содержания в ИВС вменено содержание в карцере, запрещено получать передачи, сохраняемые до окончания дисциплинарного наказания и передаваемые после возврата в общую камеру.
  • Какие-либо передачи при свиданиях с родственниками или адвокатом не допускаются, а при их выявлении общение с посетителем будет прекращено досрочно.
  • Передачи между камерами или осужденными контрафактных и запрещенных продуктов и предметов не допускаются, а при выявлении подобных фактов могут быть приняты меры дисциплинарного характера.