Соц налог в Казахстане

ФОТО: .com/gosphotodesign

Текущая макроэкономическая ситуация в стране во всей полноте обнажила остроту данной проблемы, и в этой связи как один из возможных вариантов решения некоторыми экспертами, в том числе лицами, принимающими политические решения, предлагалось повышение ставки КПН до 24% и НДС до 16%.

Это предложение вызвало отрицательную реакцию общественности, поскольку очевидно, что в условиях тяжелейшего экономического кризиса подобные меры будут способствовать дальнейшему ухудшению конкурентных преимуществ, а значит, и экономического положения большинства агентов бизнеса. Если в скором времени общая экономическая ситуация в стране стабилизируется, то даже и тогда нужно очень обдуманно подойти к повышению действующих ставок, поскольку существуют огромные резервы пополнения бюджета через улучшение процессов налогового администрирования. При этом надо всегда помнить, что разные налоги по-разному влияют на поведение хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных отраслях экономики.

Например, если повышение ставки корпоративного подоходного налога (КПН) приводит к удорожанию себестоимости производимой продукции из-за того, что КПН является прямым налогом, то иначе обстоит дело с НДС, поскольку он является косвенным и затрагивает не только производителей, но и потребителей, так как именно они являются конечными плательщиками НДС. Из-за существующих ограничений мы хотели затронуть проблемы только НДС, оставив на потом проблемы КПН и других налогов.

На данный момент ставка НДС в Казахстане составляет 12%. Для сравнения, в России ставка НДС составляет 20%, в Польше – от 5 до 23% (в зависимости от группы товаров), в Беларуси – 20%. В странах Европы ставка НДС находится в пределах 15-23%. Конечно, если посмотреть на эти цифры, то кажется, что повышение ставки НДС в Казахстане является закономерным. Но возникает вопрос: всегда ли повышение ставки налога сопровождается ростом поступлений в бюджет? А что, если такое решение приведет к обратному эффекту из-за неэффективности действующей политики налогового администрирования?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо попытаться оценить эффективность текущего налогового администрирования через объективные расчеты, показывающие выпадающие объемы налогов (или налоговых уклонений) из-за коррупции, значительности теневого бизнеса в отдельных секторах экономики и, конечно, из-за наличия различных необоснованных налоговых льгот и преференций, а также лазеек и схем, узаконенных в рамках действующих законодательных актов и способствующих уклонению от уплаты налогов в бюджет. Объективно оценив масштабы потерь бюджета в рамках действующих ставок, мы можем более осознанно говорить, стоит ли повышать ставку НДС или же лучше заняться улучшением качества администрирования НДС.

Для ответа на поставленный вопрос мы воспользовались расчетом потенциального НДС по методологии МВФ (RA-Gap Model). В данном случае потенциальный НДС – это поступления НДС, которые государство могло бы собрать в рамках текущей налоговой политики, если бы все соблюдали Налоговый кодекс (т.е. если бы не было уклонений от налогообложения) и не было бы преференций в виде необлагаемого оборота на территории СЭЗ для определенной части оборота по импорту. Расчет данной величины и ее сравнение с фактическими поступлениями НДС в государственный бюджет позволит понять, какой объем НДС государство недополучает в рамках текущей налоговой политики и каковы причины этого.

Расчет проводился на основе данных за период 2015-2018 в силу недоступности более поздних данных таблиц «Ресурсы-Использование» Комитета по статистике МНЭ РК. Многие результаты расчетов совпали с нашими первоначальными ожиданиями и пролили свет на многие аспекты проблемы. В целом за весь рассматриваемый период, по нашим расчетам, бюджет недополучил 8,845 трлн тенге по НДС. На первом рисунке приведены данные по фактическим поступлениям НДС в бюджет и потенциальным (расчетным) НДС, разница между которыми и составляет величину недополученного объема НДС.

Динамика потенциального НДС и НДС, поступившего в государственный бюджет

При этом по секторам экономики потери бюджета по НДС распределились следующим образом:

  1. обрабатывающая промышленность – 38,05%;

  2. операции с недвижимым имуществом – 25,58%;

  3. транспорт и складирование – 11,38%;

  4. оптовая и розничная торговля – 4,25%.

  5. предоставление прочих видов услуг – 4,26%.

Следует обратить внимание на то, что с 2016 резко улучшилась ситуация со сбором данного налога по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля» в связи с внесением изменений в Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года №544-II «О регулировании торговой деятельности». В рамках данных изменений были урегулированы вопросы выездной и уличной торговли, что облегчило возможность контроля за их оборотом.

Теперь, если говорить о причинах недополучения поступлений НДС, то акцент необходимо сделать на трех причинах:

  1. налоговые льготы и преференции в рамках Налогового кодекса РК;

  2. незаконное уклонение от уплаты НДС;

  3. снижение налоговой дисциплины, выражающееся в несовпадении фактически начисленного за налоговый период НДС и оплаченного за этот налоговый период НДС (недоимки).

Структура недополученного государством объема НДС в разрезе указанных трех причин представлена на рисунке ниже.

Причины уклонения от уплаты по НДС

Как видно из второго рисунка, основной причиной непоступлений в бюджет является незаконное уклонение от уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Хотя здесь наблюдается некоторый положительный тренд, однако его доля остается высокой (65,2%), а доли выпадающих доходов из-за наличия налоговых льгот в СЭЗ занимают 16,6%.

Проведенный анализ показал, что в Казахстане есть потенциал для увеличения поступлений в государственный бюджет за счет улучшения налогового администрирования по НДС до 2 трлн тенге в год без изменения действующей налоговой ставки, прежде всего путем сужения масштабов незаконного уклонения от налогообложения. При этом наиболее уязвимыми с точки зрения сбора поступлений от НДС являются сектора обрабатывающей промышленности, операции с недвижимым имуществом, а также транспорт и складирование, на долю которых приходится более 75% выпадающих доходов в бюджет.

Теперь, если вернуться к первоначальному вопросу о целесообразности повышения ставки НДС, то очевидно, что при существующих условиях администрирования налоговых сборов смысла в повышении ставки НДС нет, потому что повышение НДС усугубит положение честных плательщиков и в то же время предоставит дополнительные конкурентные преимущества недобросовестным предпринимателям, которые, в силу разных причин, научились обходить требования налогового законодательства.

Таким образом, на данном этапе все усилия уполномоченных государственных органов следует направить на улучшение собираемости и полноты сбора налогов путем улучшения общей налоговой дисциплины в стране, принимая необходимые меры, направленные на сужение простора для незаконного уклонения от уплаты налогов в государственную казну. Вопрос непростой, однако без обеспечения полноты сбора налогов в бюджет говорить о последовательном решении социально-экономических проблем общества не приходится. Следовательно, в данное трудное для страны время каждый член нашего общества должен осознать банальную истину о том, что платить законно установленные налоги и сборы – это гражданский долг и обязанность и от этого зависит будущее нашей страны.

Дата публикации 16.09.2020

45257 просмотра

Новости Кто попадает под налогообложение и за что платит. Юридические лица (резиденты и нерезиденты Республики Казахстан) уплачивают социальный налог (СН) с зарплат своих работников. Директор ТОО также считается работником.

ИП, частные нотариусы, адвокаты, а также судебные исполнители и медиаторы платят налог на количество сотрудников, в которое входит и сам плательщик.

Важно знать! ТОО на общеустановленном режиме платят СН только с зарплаты работников, ИП и ТОО на упрощенке – только с дохода, ИП на общеустановленном режиме – с зарплаты работников и зарплаты владельца ИП. Предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, на основе патента и для крестьянских и фермерских хозяйств, а также специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, не являются плательщиками социального налога.

Что является исключением

Не нужно платить социальный налог с выплат, которые производятся по грантам (государственным, международным), а также с премий и денежных вознаграждений лауреатам, стипендий и компенсаций, которые выплачиваются при расторжении трудовых договоров и неиспользовании трудового отпуска, с пенсионных отчислений.

Как рассчитывается ставка

Для ТОО на общеустановленном режиме ставка СН в 2019 году составляет 9,5%. Предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и применяющие СНР для производителей сельхозпродукции, вправе уменьшить на 70% сумму СН по объектам налогообложения, которые непосредственно связаны с их деятельностью.

Для ИП на общеустановленном режиме, частных нотариусов и адвокатов социальный налог 2 МРП за себя и 1 МРП за каждого работника (МРП на 2019год – 2525 тенге). При этом сумма социального налога уменьшается на сумму социальных отчислений. Если размер социальных отчислений превышает социальный налог (СН отрицательный при уменьшении на сумму СО), то СН равен нулю.

База исчисления СН с зарплаты работника не может быть ниже 1 МЗП (1 МЗП на 2019 год – 42 500 тенге) для всех режимов, кроме ИП на ОУР, для ИП на ОУР она составляет 1 МРП.

Как уплачивается налог

Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика:

— для ИП и ТОО на общеустановленном режиме до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом для уплаты налога и сдачи декларации является календарный месяц.

— для ИП и ТОО на упрощенке раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910.

ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА НАЛОГОВ

  • Социальный налог для ТОО общеустановленный режим:

в 2019 году, если зарплата меньше 25МРП, то есть меньше 63 125 тенге, то при расчете социального налога, необходимо посчитать корректировку.

Корректировка = (ЗП — ОПВ -вычет)х90 % , тогда СН при ЗП меньше 25 МРП считается

СН= (ЗП — ОПВ -коррек)*9,5 -СО

при Зарплате свыше 25 МРП, формула

СН = (ЗП – ОПВ)*0,095 – СО

СО = (ЗП – ОПВ)*0,035

  • Социальный налог для ИП общеустановленный режим:

Для владельца ИП:

СН = 2 МРП – СО

За каждого сотрудника ИП:

СН = 1 МРП – СО

  • Социальный налог для упрощенного режима:

ИП: СН = 1,5% от дохода – СО работников и самого владельца ИП за полгода

ТОО: СН = 1,5% от дохода – СО работников, включая директора ТОО, за полгода

  • Консультации для бухгалтеров,

Проголосовать

(0)

Оставить комментарий

Оксана
Добрый день. Как правильно рассчитать соц налог для ИП ОУР за работника при доходах меньше МЗП (отработан не полный месяц) или при окончательном расчете. Если начисленная сумма окончательного расчета тоже меньше МЗП. Сделать перерасчет с 1 МРП за фактически отработанные дни или с МЗП.
24.07.2020
Для ИП ОУР всегда СН считается как 1 и 2 МРП: 1 МРП для сотрудника, 2 МРП для ИП самого. МРП принимается действующий на момент начисления Куспанова
Насчёт корректировки, не поняла: вычет- это минималка? А если зп 42500?
24.10.2019
Нурмуратова
я ип. инвалид 1 группы подоходный налог от дохода буду оплачивать
24.05.2019
Подоходный налог будете оплачивать в любом случае, при возникновении дохода Алмагуль
Здравствуйте! Частному нотариусу нужно увеличить соц отчисления, для этого если условно указать з/п 200000 тг , то на какую сумму выйдет пенс платежи, соц отчисления, соц налог и подоходный налог?
04.05.2019
доходами нотариусов, адвокатов, частных судебных исполнителей и медиаторов являются все виды доходов, которые они имеют от своей профессиональной деятельности. Эти доходы облагаются налогами. Индивидуальный подоходный налог (ИПН) – по доходам, полученным за месяц, по ставке 10%. Уплачивается до 25 числа каждого последующего месяца. Социальный налог (СН) – как и у ИП на ОУР,фиксированная ставка 2 МРП минус сумма социальных отчислений. Социальный налог уплачивается до 25 числа следующего месяца (за январь – до 25 февраля). В случае отсутствия дохода, СН не платится. Социальные отчисления (СО) – по ставке 3,5%. Обязательные пенсионные взносы (ОПВ) – 10% от дохода, но не менее 10% от минимального размера заработной платы (1 МЗП в 2018 году – 28 284 тенге) и не выше 10% от 75-кратного МЗП. Взносы на обязательное медицинское страхование (ОСМС) – как и ИП, освобождены от взносов до 1 января 2020 года. Жазира
Добрый день, ИП по упрощенке, ранее (2017, 1 полугодие 2018) при разнесении формы 910 соц налог был по нулям (при доходе ИП 1-2 млн. в уведомлении при разнесении формы), сейчас после сдачи фно за 2 полугодие 2018 форма еще не разнесена а срок оплаты налогов подошел, доход в отчетном периоде составил 10 млн, будет ли также соц налог по нулям или от чего это зависит? Могу ли я его (СН) оплатить после разнесения формы?
22.02.2019
СН — зависит от СО, тоесть есть зависимость от ваших социальных отчислений, чем больше платите СО, тем меньше СН Гезик Ирина
Подскажите пожалуйста ИП упращенка , 910 при сдаче без доходов (по 0) СН все равно оплачиваю 2 МРП?
31.01.2019
СН оплачивают за ИП только ИП общеустановленный режим, упрощенка опллачивает -3% (ИПН +СН). Не путайте Орал
Доброе утро! Спасибо Вам за Ваши консультации, статьи по разъяснению законодательство и их применений в практике. Очень помогает в работе.
07.12.2018
Тазабекова Индира
Добрый день! ТОО по упрощенке , если есть обороты платят СН до 25 числа каждого месяца за предыдущий месяц или в полгода один раз? Еще есть такое недопонимание если на примере в августе есть обороты а в сентябре нет оборотов, в октябре , ноябре есть обороты ,а в декабре нет оборотов то за август , октябрь и ноябрь СН платим , а за сентябрь и декабрь СН не платим? Ставка СН 3% от дохода либо от ЗП? (МЗП 28 284) . И какие налоги и формы должны заполнять и платить ТОО по упрощенке? ТОО по упращенке работает в середине года может поменять на общеустановленный режим? Заранее спасибо!
14.09.2018
Социальный налог платите раз в полгода ,вместе с КПН в сумме 3%. Так как ТОО юридическое лицо не зависимо от того есть ли у вас доходы, вы должны платите налоги по зарплате. Если необходимо перейти на другой режим налогообложения, вам необходимо сдать отчет по 910 форме, заплатить все налоги и перейти на другой режим Горковенко Кристина Владимировна
Здравствуйте. Я ИП по упрощенке какие налоги и по сколько платить и когда. Открыла ИП 8 августа 2018 года
09.09.2018
За владельца ИП платите по налогам заработной платы, ежемесячно – ОПВ и СОЗа работников налоги по заработной плате – ОПВ ,СО,ИПН,ОСМСПо ИП доход – ИПН и СН 3% платите раз в полгода Шалтаева
какие налоги оплачиваютя на работника с инвалидностью 1 группы? проценты? зарплата 25000 тг№ спасибо
27.08.2018
Перейдите в раздел полезное- расчет налогов — налоги с зарплаты вот ссылка https://mybuh.kz/useful/nalogi-s-zarplaty-kakie-nalogi-platit-i-formuly-rascheta-nalogov.html Ташпаков
соцналог и социальные отчисления за работника-это одно и тоже? какую сумму должен за работника платить адвокат: 1 МРП или 3.5%? рахмет
07.08.2018
Козлова Валентина Васильевна
Доброе утро! Не знала что с 1 полугодия СО оплачивать ежемесячно Только пенсионные перечислила У меня ИП по Упрощенке работников нет Можно оплатить оптом за 1 полугодие2018?
06.08.2018
да, необходимо оплатить СО , и отдельно пеню оплатить Алтаева Гульзат
Я ИП на упращенке работаю. За первое полугодие 2018 года хочу оформить себе декретный. При зарплате 400000 сколько буду платить соц.отчислений. слышала в этом году соц отчисление не должно превышать 9990 тенге. верно ли это? И при зарплате 400000 сколько выйдет декретный?
03.08.2018
Танбаева Улмекен
Социальные отчисления, подлежащие уплате в Фонд за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере: с 1 января 2018 года — 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений. Объектом исчисления социальных отчислений для работников являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в Фонд. Вы пишите, Соц.отчисления = ЗП — ОПВ х3,5% — 2018 год. Мой вопрос: Почему отнимаем от ЗП-ОПВ? а не от ЗП*3,5% находим? Спасибо
11.07.2018
Богатов Хасен Хусайнович
Мой отец с 2005 года является инвалид 3гр при исполнении воинской службы Семей. В 2015г оформил Ип, может ли он не платить социальные от отчисления от суммы заявленного дохода, а платит минимальную ставку
14.05.2018
Боган Игорь Иванович
ИП открыто без меня в 2007 ? уехал в РФ на пмж и давно уже гражданин РФ) 9 апреля 2018 узнаю , что я ИП, потом КХ , потом снова ИП и поныне. Закрыть нельзя , так как не уплачен соц налог с 2 квартала 2013 по 1 кв 2018 Что делать?
18.04.2018
Пишите заявление в налоговую, доказывайте.Если были обороты по Ип придется оплатить, если нет , то отделаетесь штрафом Вероника
получается для разных форм налогообложения, социальный налог по разному считается, я правильно поняла

Порядок расчета социального налога за индивидуальных предпринимателей зависит от применяемого налогового режима. Рассмотрим подробно для каждого налогового режима объект обложения, ставки и налоговую отчетность, в которой отражаются начисленные суммы социального налога.

Патент

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе патента, не являются плательщиками социального налога, поэтому не исчисляют и не уплачивают данный налог.

Упрощенная декларация

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, производят исчисление и уплату социального налога в соответствии со статьями – НК РК.

Объектом обложения для расчета социального налога у ИП, работающих на «упрощенке», является доход от предпринимательской деятельности. Социальный налог с заработной платы работников по данному налоговому режиму не уплачивается.

Налог рассчитывается по итогам налогового периода (полугодия) в размере 3 % от суммы полученного дохода, затем распределяется на равные части:

  • ½ — индивидуальный подоходный налог;
  • ½ — социальный налог.

Сумма социального налога, подлежащего уплате в бюджет, уменьшается на сумму социальных отчислений за работников и самого ИП уплаченных за отчетный период (полугодие). Если сумма социальных отчислений больше начисленного социального налога, то сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю.

Пример

Доход от предпринимательской деятельности за 1 полугодие 2020 года составил 9 000 000 тенге.

Сумма социальный налог составил 135 000 тенге ( 9 000 000 * 3% * 1/2).

Социальные отчисления за полугодие составили 52 500 тенге ( 31 500 тенге + 21 000 тенге):

  • за ИП — 31 500 тенге ( 5 250 за 1 месяц * 6 месяцев);

  • за работников — 21 000 тенге ( 3 500 за 1 месяц * 6 месяцев).

Социальный налог, подлежащий уплате в бюджет, составил 82 500 тенге ( 135 000 тенге — 52 500 тенге).

Предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, указывают сумму социального налога в форме 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса» в строке 910.00.009.

Социальный налог за ИП, работающих по упрощенной декларации, уплачивается один раз в полугодие:

  • за 1 полугодие – до 25 августа текущего года;
  • за 2 полугодие – до 25 февраля следующего года.

При уплате социального налога в платежном документе необходимо указать код КБК 103101 «Социальный налог».

Общеустановленный режим (ОУР)

Для индивидуальных предпринимателей, работающих на общеустановленном режиме, объектом обложения для социального налога является численность работников. В статьи 485 НК установлены ставки социального налога в размере 1 МРП за каждого работника и 2 МРП за самого предпринимателя.

Пример

Рассмотрим на примере ИП на ОУР, в штате которого 3 работника. В 2020 году месячный расчетный показатель равен 2 651 тенге.

Сумма социального налога за месяц 13 255 тенге:

  • за ИП — 5 302 тенге ( 2 МРП);

  • за работников — 7 953 тенге ( 1 МРП * 3 работника = 3 МРП).

При общеустановленном режиме социальный налог рассчитывается ежемесячно и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму социальных отчислений за работников и самого ИП. Если начисленный социальный налог меньше социальных отчислений, то подлежащая к уплате в бюджет сумма социального налога равна нулю. Расчет социального налога, подлежащего уплате в бюджет, производится индивидуально по каждому работнику.

Пример

Социальный налог

Социальные отчисления

Социальный налог к уплате

ИП

5 302 тенге

3 500 тенге (доход 100 000 * 3,5%)

1 802 тенге

Работник 1

2 651 тенге

2 835 тенге

з/пл 90 000 — ОПВ 90 00 = 81 000 * 3,5%

О тенге

Работник 2

2 651 тенге

2 205 тенге

з/пл 70 000 — ОПВ 7 000 = 63 000 * 3,5%

446 тенге

Работник 3

2 651 тенге

0 тенге (пенсионер)

2 651 тенге

Итого

13 255 тенге

8 540 тенге

4 899 тенге

Социальный налог, подлежащего уплате в бюджет, за текущий месяц составляет 4 899 тенге.

Сумма подлежащего уплате в бюджет социального налога отражается в форме 200.00 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу» в строках 200.00.008 I, 200.00.008 II, 200.00.008 III за каждый месяц отчетного квартала.

Индивидуальные предприниматели, работающие на общеустановленном режиме, производят расчет и уплату социального налога ежемесячно. Оплата производится до 25 числа месяца следующего за месяцем начисления.

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬРаздел 23. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙГлава 86. НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

Статья 752. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 753 настоящего Кодекса.

2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:

1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

3) валовый годовой доход по контракту на недропользование;

4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль;

5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование;

6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 753. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование:

1) указанных в пункте 1 статьи 722 настоящего Кодекса;

2) на разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других групп полезных ископаемых;

3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Статья 754. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 755 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 758 настоящего Кодекса.

Статья 755. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 756 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 759 настоящего Кодекса.

2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения по соответствующему контракту на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 760 настоящего Кодекса.

Статья 756. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между валовым годовым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 757 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 758 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 288 настоящего Кодекса.

2. Превышение вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль над суммой валового годового дохода за налоговый период переносится для погашения за счет налогооблагаемого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль последующих последовательных налоговых периодов.

Статья 757. Валовый годовой доход по контракту на недропользование для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Валовый годовой доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, определенном настоящим Кодексом для определения совокупного годового дохода, за исключением доходов, предусмотренных статьями 228, 234 и 235 настоящего Кодекса, определяемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

2. В целях исчисления налога на сверхприбыль доходы, предусмотренные статьями 234 и 235 настоящего Кодекса, определяются в размере полной стоимости реализации, передачи и выбытия активов, указанной в статьях 258, 259 и 270 настоящего Кодекса.

Доходы, предусмотренные статьей 228 настоящего Кодекса, определяются в размере полной стоимости реализации, передачи и выбытия активов, указанной в статьях 258, 259 и 270 настоящего Кодекса, в случае отнесения стоимости указанных активов на вычеты в целях исчисления налога на сверхприбыль.

Размер доходов от реализации активов, указанных в статье 228 настоящего Кодекса, стоимость которых не подлежит отнесению на вычеты в целях исчисления налога на сверхприбыль, определяется в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса.

Статья 758. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма:

1) расходов, подлежащих отнесению в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 242 — 248, 252 — 257, 261 — 263 и 272 настоящего Кодекса;

2) фактически понесенных в течение налогового периода затрат, подлежащих включению в:

стоимостные балансы групп (подгрупп) фиксированных активов;

в отдельные группы амортизируемых активов, образованных в соответствии со статьями 258, 259 и 260 настоящего Кодекса.

При этом затраты по приобретению общих и (или) косвенных фиксированных активов для целей исчисления налога на сверхприбыль подлежат отнесению на вычеты по удельному весу прямых расходов, приходящихся на каждый конкретный контракт на недропользование и внеконтрактную деятельность, в общей сумме прямых расходов, произведенных недропользователем за налоговый период.

2. В целях исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период 2018 года производится единовременный вычет суммы накопленных в целях исчисления налога на сверхприбыль затрат, подлежавшей отнесению, но не отнесенной на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль с 1 января 2009 года до 1 января 2018 года.

3. В случае, если одни и те же виды расходов предусмотрены в нескольких видах вычетов, установленных настоящей статьей, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 759. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 313 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, определенном статьей 302 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 288 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 299 и 300 настоящего Кодекса.

Статья 760. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 3 статьи 313 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, определенном статьей 652 настоящего Кодекса.

Статья 761. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 762 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням.

2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь:

1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование;

2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 762 настоящего Кодекса, в следующем порядке:

для уровней 1, 2, 3, 4, 5 и 6 — как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 762 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль;

для уровня 7:

в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль, — как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль;

в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль, — как ноль;

3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 762 настоящего Кодекса, в следующем порядке:

для уровня 1:

если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня;

если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится;

для уровней 2, 3, 4, 5, 6 и 7:

если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня;

если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице.

При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится.

Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период;

4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 762 настоящего Кодекса;

5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 762 настоящего Кодекса.

Статья 762. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня

Шкала распределения чистого дохода по уровням для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Ставка (в%)

меньшее или равное 25 процентам

Не устанавливается

от 25 процентов до 30 процентов включительно

от 30 процентов до 40 процентов включительно

от 40 процентов до 50 процентов включительно

от 50 процентов до 60 процентов включительно

от 60 процентов до 70 процентов включительно

свыше 70 процентов

в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 761 настоящего Кодекса

Статья 763. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря.

2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до окончания календарного года.

3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование.

4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до окончания этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 764. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации.

Статья 765. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Изменения по ИП в 2020 году

С января 2018 года с принятием нового Налогового Кодекса изменился порядок уплаты предпринимателями налогов, взносов и отчислений как с доходов работников, так и в свою пользу. Неизменными остались сроки уплаты налогов по итогам предпринимательской деятельности (налоги с дохода).

В начале статьи рассмотрим общие изменения, о которых должен знать каждый индивидуальный предприниматель, не зависимо от применяемого режима налогообложения, а затем подробно рассмотрим порядок уплаты налогов для отдельных налоговых режимов.

Обязательное социальное медицинское страхование: отчисления (ООСМС) и взносы (ВОСМС)

До 2020 года индивидуальные предприниматели уже производили уплату отчислений на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС) в размере 1% от начисленных работникам доходов.

С 01.01.2020 увеличена ставка для исчисления отчислений на ОСМС. Начиная с января 2020 года работодатель — индивидуальный предприниматель обязан рассчитывать сумму отчислений на ОСМС в размере 2% от начисленного работнику дохода.

Помимо отчислений с 2020 года у предпринимателей возникает обязательство по уплате взносов по ОСМС:

  • по работникам: удерживаются из заработной платы в размере 1%;
  • по договорам ГПХ: удерживаются из дохода физического лица, оказывающего услуги, в размере 1%;
  • в свою пользу: 5% от 1,4 МЗП.

Сравнительная таблица изменений по ОСМС:

ОСМС

отчисления

взносы

2019 год

2020 год

2019 год

2020 год

За работников

1,5 %

2 %

нет

1 %

По договорам ГПХ

нет

нет

нет

1 %

За ИП (в свою пользу)

нет

нет

нет

2 975 тенге

Освобождение от налогов

Освобождены от уплаты налога на прибыль сроком на 3 года индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:

  • Патент;
  • Упрощенная декларация;
  • Фиксированный вычет;
  • СНР для производителей сельхозпродукции.

Не освобождаются от уплаты налогов от предпринимательской деятельности налогоплательщики, работающие на общеустановленном режиме, а также данная льгота не распространяется на налогоплательщиков осуществляющих определенные виды деятельности, ознакомиться с которыми можно в статье Малый бизнес освобожден от налогов на 3 года.

Обратите внимание на то, что освобождению подлежат налоги рассчитанные от предпринимательской деятельности (индивидуальный (корпоративный) подоходный налог и социальный налог), налоги и социальные платежи исчисленные с доходов работников и прочих физических лиц (договора ГПХ) подлежат оплате в полном объеме. А так же необходимо своевременно производить уплату пенсионных взносов, социальных отчислений и взносов на ОСМС за самого предпринимателя.

Общеустановленный режим

Индивидуальные предприниматели, применяющие общеустановленный режим (ОУР), по итогам своей деятельности представляют годовую Декларацию по индивидуальному подоходному налогу (ФНО 220.00). В Декларации по ИПН отражаются все полученные доходы и произведенные расходы за отчетный налоговый период, при этом производится расчет налогооблагаемого дохода (доходы — вычеты). Индивидуальный подоходный налог в общеустановленном режиме рассчитывается с прибыли, полученной за налоговый период (календарный год). Ставка индивидуального подоходного налога (налога на прибыль) для ИП на общеустановленном режиме установлена в размере 10 %.

Помимо налога на прибыль индивидуальные предприниматели на ОУР производят ежемесячную уплату налогов и социальных платежей за работников и за самого себя (в свою пользу). По начисленным доходам работников, а также рассчитанным налогам, взносам и отчислениям за работников и за ИП, налогоплательщик ежеквартально представляет Декларацию по форме 200.00.

Основным отличием общеустановленного режима для индивидуальных предпринимателей от всех остальных является отдельный порядок расчета социального налога как за работников, так и в свою пользу. Социальный налог ИП на ОУР рассчитывается исходя из численности работников, а нет от суммы начисленной заработной платы.

Расчет и уплата за работников

Налоги и отчисления за работников:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • индивидуальный подоходный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование;
  • социальный налог

Важно!

Социальные платежи и ИПН за работников:

  • исчисляются ежемесячно;
  • уплачиваются ежемесячно (в срок до 25 числа следующего месяца);
  • отражаются ежеквартально в Декларации по индивидуальному подоходному и социальному налогу (ФНО 200.00).

Декларация по ИПН и СН (Форма 200.00) Основные положения

удерживаются из заработной платы работника

уплачиваются за счет средств ИП

ОПВ

ВОСМС

ИПН

СО

ОСМС

СН

10 %

1 %

10 %

3,5 %

2 %

1 МРП за каждого

расчет и уплата ежемесячно

Декларации по индивидуальному подоходному и социальному налогу (ФНО 200.00)

Сумма социального налога, подлежащего к уплате в бюджет, уменьшается на сумму социальных отчислений при этом, если сумма социального налога меньше социальных отчислений, то социальный налог считается равным нулю.

Пример 1) Заработная плата работника за январь 2020 года составила 70 000 тенге:

  • Социальные отчисления = (з/п 70 000 – опв 7 000) х 3,5% = 2 205 тенге;
  • Социальный налог: 1 МРП = 2 651 минус СО 2 205 = 446 тенге.

Социальный налог за январь 2020 года составил 446 тенге.
2) Заработная плата работника за февраль 2020 года составила 100 000 тенге:

  • Социальные отчисления = (з/п 100 000 – опв 10 000) х 3,5% = 3 150 тенге;
  • Социальный налог: 1 МРП = 2 651 минус СО 3 150 = — 499 тенге.

Социальный налог за февраль 2020 года составил 0 тенге.

Социальный налог, подлежащий уплате, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений по каждому физическому лицу индивидуально. Т.е. расчет суммы социального налога, подлежащего уплате в бюджет, рассчитывается отдельно по каждому работнику, а так же за самого индивидуального предпринимателя.

Расчет и уплата за индивидуального предпринимателя

Индивидуальный предприниматель обязан ежемесячно производить уплату социальных платежей и социального налога в свою пользу. Объекты обложения ОПВ, ВОСМС и СО, так же как и суммы исчисленных взносов и отчислений отражаются в строках с названием «в свою пользу» декларации формы 200.00.

Социальные платежи и социальный налог за ИП

Индивидуальный предприниматель ежемесячно исчисляет и уплачивает за себя:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное социальное медицинское страхование;
  • социальные отчисления;
  • социальный налог.

ОПВ

ВОСМС

СО

СН

10 %

5 %

3,5 %

2 МРП

уплата ежемесячно

отражение в ФНО 200.00 за квартал

Размер дохода для расчета ОПВ и СО в свою пользу индивидуальным предпринимателем определяется самостоятельно.

Объект для расчета взносов на ОСМС в 2020 году установлен в размере 1,4 МЗП ( 1,4 * 42 500 = 59 500 тенге), то есть сумма взносов на медицинское страхование является фиксированной — 2 975 тенге ( 1,4 * 42 500 * 5 %).

исчисления и перечисления обязательных пенсионных взносов в 2020 году для объекта исчисления установлены минимальный и максимальный пределы в размере от 1 МЗП до 50 МЗП. До декабря 2018 года максимальный предел для исчисления ОПВ был установлен в размере 75 МЗП.

Для расчета социальных отчислений Правилами исчисления и уплаты СО предусмотрены пределы: минимальный 1 МЗП и максимальный 7 МЗП (до 2019 года 10 МЗП).

В Правилах исчисления ОПВ и СО установлено, что сумма заявленного дохода для расчета отчислений и взносов в свою пользу не должна быть больше дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

Из этого следует, что сумма заявленного дохода для расчета ОПВ и СО не может быть больше фактического дохода от предпринимательской деятельности.

Несмотря на данное ограничение, ИП в случае отсутствия дохода, вправе уплатить ОПВ в свою пользу из расчета 10% от 1МЗП.

Индивидуальный подоходный налог за самого ИП

ИПН индивидуальным предпринимателем рассчитывается на основании результатов предпринимательской деятельности один раз в год.

ИП, применяющий общеустановленный режим налогообложения, ежегодно (в срок до 31 марта следующего года) представляет Декларацию по индивидуальному подоходному налогу (ФНО 220.00).

В налоговой декларации рассчитывается прибыль (доходы — расходы) полученная за отчетный период, которая является объектом обложения ИПН по ставке 10%.

ИПН за ИП уплачивается раз в год – до 10 апреля года следующего за отчетным.

Упрощенная декларация (СНР)

Налоги и отчисления за работников:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • индивидуальный подоходный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

ИП, применяющие СНР на основе Упрощенной декларации, не исчисляют и не уплачивают социальный налог за своих работников. Социальный налог рассчитывается по результатам предпринимательской деятельности.

Расчет и уплата ОПВ, СО, ОСМС и ИПН за работников с 2018 года производится в общем порядке, а это значит ежемесячно.

Социальные платежи и ИПН за работников:

  • исчисляются ежемесячно;
  • уплачиваются в срок до 25 числа следующего месяца ежемесячно;
  • отражаются в Упрощенной Декларации (ФНО 910.00) – 1 раз в пол года.

удерживаются из заработной платы работников

уплачиваются за счет средств ИП

ОПВ

ВОСМС

ИПН

СО

ОСМС

10 %

1 %

10 %

3,5 %

2 %

расчет и уплата ежемесячно

ФНО 910.00 Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса за полугодие

В полугодовой декларации 910.00 предусмотрены строки для указания начисленных взносов, отчислений и налогов за работников в соответствии с месяцем начисления.

Расчет и уплата за ИП

Несмотря на то, что налоговая отчетность по упрощенной декларации представляется только 1 раз в полугодие, индивидуальный предприниматель обязан ежемесячно производить уплату социальных платежей в свою пользу (ОПВ, ВОСМС, СО за ИП). А вот налоги с дохода в размере 3% (1/2 ИПН и 1/2 СН) налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, уплачивают 1 раз в полгода.

Социальные платежи за ИП

Индивидуальный предприниматель ежемесячно исчисляет и уплачивает за себя:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование;
  • социальные отчисления.

ОПВ

ВОСМС

СО

10 %

5 %

3,5 %

уплата ежемесячно

отражение в ФНО 910.00 за квартал

Так же, как и в общеустановленном режиме, индивидуальный предприниматель на СНР самостоятельно определяет размер дохода для расчета ОПВ и СО в свою пользу в пределах:

  • от 1МЗП до 50 МЗП для ОПВ (до 2019 года максимальный предел — 75 МЗП);
  • от 1МЗП до 7 МЗП для СО (до 2019 года максимальный предел — 10 МЗП);
  • не больше дохода от предпринимательской деятельности

При этом, в случае отсутствия дохода, предприниматель вправе уплатить ОПВ в свою пользу из расчета 10% от 1МЗП.

Для расчета взносов на обязательное медицинское страхование в 2020 году объектом обложения признается сумма в размере 1,4 МЗП ( 1,4 * 42 500 = 59 500 тенге), следовательно, сумма ВОСМС в 2020 году составляет 2 975 тенге (59 500 * 5%).

Индивидуальный подоходный и социальный налог за ИП

Индивидуальный подоходный и социальный налоги рассчитываются и уплачиваются предпринимателем один раз в пол года на основании представленной ФНО 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса».

ФНО 910.00

срок представления ФНО

срок уплаты ИПН и СН

1 полугодие

до 15 августа текущего года

до 25 августа текущего года

2 полугодие

до 15 февраля следующего года

до 25 февраля следующего года

Налоги по упрощенной декларации исчисляются с дохода, полученного от предпринимательской деятельности, по ставке 3%.

Если среднемесячная заработная плата работников за полугодие оказалась больше 23 МРП, то сумма исчисленного налога уменьшается на 1,5 % за каждого работника.

Пример
Доход от предпринимательской деятельности за 1 полугодие 2020 года составил 7 000 000 тенге.
Средняя заработная плата работников за 1 полугодие 2020 года составила 72 000 тенге.
Средняя численность работников (без учета самого ИП) 7 человек.
Расчет:
Так как 72 000 это больше 23-х МРП (23 х 2 651 = 60 973), то предприниматель может уменьшить начисленную сумму налога на 1,5% х 7 чел = 10,5%.

  • Сумма налога = 7 000 000 х 3% = 210 000 тенге.
  • Сумма корректировки 210 00 х 10,5% =22 050 тенге.

Итого сумма налога = 210 000 -22 050 = 187 950 тенге.

Исчисленная сумма налога распределяется на следующие виды:

  • 1⁄2 – индивидуальный подоходный налог за ИП
  • 1⁄2 — социальный налог

Пример Доход за 1 полугодие 2020 года составил 7 000 000 тенге.
Сумма налога = 7 000 000 х 3% = 210 000 тенге.
Сумма корректировки 210 00 х 10,5% =22 050 тенге (пример выше).
Сумма налога после корректировки = 210 000 -22 050 = 187 950.

  • ИПН = 187 950 / 2 = 93 975 тенге;
  • СН = 187 950 / 2 = 93 975 тенге.

Сумма социального налога, рассчитанная по Упрощенной декларации, также подлежит уменьшению на сумму исчисленных за полугодие социальных отчислений за работников и самого ИП. Если сумма социальных отчислений за полугодие окажется больше суммы социального налога, то социальный налог считается равным нулю.