Социальная ролт

Анализ и корректировка ролевых форм поведения обеспечивает интеграцию человека в общество, его социализацию на основе согласования поведенческих реакций. Это согласование во множестве бытовых ситуаций происходит естественно, если человек понимает и предвосхищает поведенческие реакции другого человека, одновременно демонстрируя понятный и ожидаемый тип поведения со своей стороны. Человек с затруднениями в понимании чужого социального поведения превращается в асоциального типа, вызывающего постоянные конфликты и недоразумения, разрушающего спонтанность общественной повседневности. В результате его поведение становится странным и непонятным для окружающих. Оно стопорит и разрушает естественные социальные взаимодействия.

При этом чем разнороднее общество по возрастным, этническим, конфессиональным и гендерным признакам, пищевым предпочтениям и типам социо-мифических верований, тем больше требуется усилий для понимания других людей, их интересов, типов реакций на различные самые обыденные ситуации. Усложнение общества, повышение уровня его разнородности приводит к необходимости использования специальных средств для понимания социального поведения.

Самый простой способ понимания социального поведения других людей – это отнесение характерных особенностей поведения к социальной роли. Социальные роли являются своеобразным алфавитом поведенческих действий в обществе. Особенности поведения в конкретной ситуации, реакция на конкретные события и действия других людей приписываются роли и выводятся из неё. Социальная роль помогает не только понимать актуальное поведение человека, но и предугадывать, предвосхищать реакцию другого на самые разнообразные события. А значит, она помогает включаться в совместное координируемое поведение. Роль другого человека – это то, с чем можно отождествляться и чему можно уподобляться. Чужую роль можно проживать, одновременно осознавая свои ограничения и особенности собственной роли. Социальное поведение в обществе построено на взаимном согласовании ролей: врач-пациент, начальник-подчинённый, родитель-ребёнок, автор книги-читатель, производитель товара или услуги-потребитель.

Без мгновенного инстинктивного понимания смысла действия другого лица социальное поведение становится невозможным. Поэтому появление новых форм поведения может вызывать нарушение в сложившихся и привычных взаимодействиях. Целый ряд социальных ситуаций начнёт сбивать с толку, согласованное поведение будет нарушаться.

Такое значение роли и ролевого поведения связано с особой функцией театра в организации жизни общества и становлении всей цивилизации. По мнению многочисленных исследователей, театр в европейской цивилизации неотделим от процессов формирования общественной жизни полиса – древнегреческого города-государства. Именно театр на ранних этапах своего становления связывает в единое целое общественно-политическое и религиозное сознание жителя полиса. Для жителей Афин посещение театра даже являлось обязательным и специально оплачивалось из общественных фондов. Театр являлся особой формой обучения общественно-политическому поведению. Житель Афин должен был уметь вглядываться в чужое поведение, понимать его и ему сопереживать.

Знаменательно, что после победы над персами Эсхил ставит трагедию «Персы», но древнегреческий зритель погружается не в упоение победой и не в славословия победившим. Вслед за автором трагедии зритель напряжённо ищет причину поражения персов – талантливого народа, равного грекам по силам и возможностям. И он находит её в гордыне правителя.

Известна также роль в организации жизни общества древнекитайского и древнеиндийского театров, возникших из религиозных ритуалов. Но роли в театре и обществе существенно отличаются. Первые являются способом отождествления зрителя с актёром для создания условий возникновения у театральной публики специфического переживания. А ролевой анализ поведения в обществе используется для управления активностью людей.

Колоссальное развитие ролевого анализа и техники ролевой психотерапии, необходимых для понимания социального поведения, его корректировки и управляемого преобразования собственного ролевого поведения, происходит в США в середине прошлого века, в период иммиграции из Европы, захваченной Гитлером, значительных групп её жителей, прежде всего, немецкой, французской и польской профессуры. Адаптация к новым условиям жизни требует разыгрывания привычного ролевого арсенала и создания своеобразного зеркала, позволяющего понять, в чём должны состоять изменения в исполнении ролей на новом месте. Человек привёз в иммиграцию старые клише ролевого поведения и стал социально неадекватным в новых условиях американской жизни. Он исполнял роли, но не осознавал, как это делает. Для того, чтобы адаптировать человека к новым условиям, Джекобом Леви Морено создаётся театр ролевого поведения. Человек в нём исполнял роль – сына, мужа, подчинённого, а затем это ролевое поведение специально анализировалось, демонстрировалось ему в специально акцентированном виде, чтобы он смог отрефлексировать и осознать свой неадекватный способ ролевого действия.

Думаю, теперь понятно, почему новая волна миграции, разрушающая сложившийся этно-конфессиональный баланс в Европе, становится источником вспышки защитного национализма. С другой стороны, ролевая структура в западном обществе дифференцируется с точки зрения всё новых и новых особенностей потребительского поведения. Люди, которые используют Samsung Galaxy, отличаются от пользователей iPhone, любители рэпа и этномузыки кардинально отличаются от поклонников классики, веганы и вегетарианцы противостоят друг другу и сторонникам раздельного питания. Таким образом, постоянный приток иммигрантов и всё более дифференцирующаяся ролевая структура потребительского общества образуют два взаимосвязанных полюса.

Так для чего ж всё-таки в обществе нужен анализ ролей и их корректировка? Прежде всего, для снятия возникающих конфликтов между ролями в конкретных ситуациях. Достижению взаимопонимания способствует возможность встать на точку зрения другого участника ситуации, разыграть его роль. Часто так предлагают снимать конфликт родителей и их детей. Родителям предлагают поставить себя на место подростка, который активно их не слушается. А подростка просят предложить убедительный аргумент, который бы подействовал на чадо, роль которого исполняет родитель. В результате подобного ролевого разыгрывания – ролевой психодрамы – родитель начинает видеть, как прямолинейно и грубо, не пытаясь ничего объяснить, он действует на подростка. Подросток, исполняя роль родителя, показывает грубую схему его ролевого поведения. А подросток начинает чувствовать, как тяжело его родителю, когда он разрушает с ним контакт.

Ролевой анализ и перепроектирование ролевого поведения становится очень важным и в том случае, когда поведение автоматизируется и ритуализируется. То есть роль превращается в поведенческую привычку, и человек осуществляет её автоматически, не вкладывает в неё никакого понимания или целенаправленного смысла. Возникает процесс отчуждения от сложившегося привычного поведения. Об этом блестяще сказал в «Евгении Онегине» А.С. Пушкин:

«Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Смотреть на жизнь, как на обряд,
И вместе с чинною толпою
Брести, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей».

Ролевое поведение светских вечеров и приёмов сохраняется, но человек не может себя больше отождествлять с ролью посетителя этих приёмов. Подобные сложности очень часто возникают в разных социальных институтах – в семье, в школе, на работе, когда привычные ролевые отношения муж-жена, учитель-ученик, начальник-подчинённый превращаются в жёсткий статусный ритуал с отношениями подчинения и ответом на вопрос «кто главный». В этом случае разрушается исходный смысл социального взаимодействия. Для восстановления этого смысла возникает необходимость корректировки ролей. Приходится выходить за их рамки и понимать, что в основе семьи, в основе отношения мужа и жены должны быть определённые чувства друг к другу. А в рамках ролей начальник-подчинённый должна лежать трудовая этика общего дела, решения производственных задач и т.п.

Совокупный набор ролевого поведения переносится на человека и связывается с ним. Сам человек, личность начинают рассматриваться как ансамбль осуществляемых им ролей: глава семейства, начальник подразделения, серфингист, пользователь iPhone, любитель велосипедных прогулок и т.д. Но помимо ролей, которые характеризуют социальное поведение, существуют и другие единицы анализа и организации активности человека – позиции, места и персонажи.

Если роль характеризует сложившееся социальное поведение, то позиция является инструментом организации мышления, понимания и действия в неопределённом ситуативном контексте. Чаще всего это возникает в ситуации, когда надо брать на себя ответственность, выйти из роли подчинённого и принять важное решение на свой страх и риск. Здесь ролевым поведением не отделаешься. Поэтому позиция является, на мой взгляд, значительно более важным по сравнению с ролью инструментом организации и самоорганизации человека.

Человек занимает позицию по отношению к формирующейся ситуации, предъявляя своё её понимание, осуществляя определённый тип мышления и демонстрируя готовность к действию. В этом случае человек занимает позицию в ситуации и по отношению к её действующим участникам. Таким образом, позиция по сравнению с ролью всегда задаёт открытый, несводимый к правилам поведения контекст действия. Другие участники ситуации тоже предъявляют свои позиции. Определённость ситуации восстанавливается за счёт выделения набора позиций, на основе которых задаётся разное отношение к ключевому вопросу или предмету действия.

Позиционное самоопределение невозможно в жёстко упорядоченной схеме, где люди занимают места в соответствии с должностными инструкциями. Поэтому язык позиций отличается от языка иерархически упорядоченных организационных мест, связанных отношениями производственной кооперации. В системе организованного производства выделяются места, в то время как позиции существуют в системе свободных клубных пространств, где люди взаимодействуют как личности. Именно поэтому позиция и позиционный анализ имеют такое важное значение для самоорганизации личности. Без занятия позиции не существует личности, человек остаётся индивидуальностью с бесконечным набором ролевых поведенческих реакций, и все эти роли – лишь своеобразные социальные стереотипы поведения, за которыми нет самого человека. Позиция всегда предельно уникальна, а роль всегда типична и массова.

Но надо заметить, что помимо примитивных социальных ролей обыденного поведения, человек может представлять себя и персонажем сложного сюжета: апостолом Павлом, Галилеем, выступающим против инквизиции, Сократом. В этом случае его действия в глазах многих других людей будут определяться не элементами социального поведения – ролями, а единицами культурного сюжета. Если роль и позиция являются элементами анализа и организации активности человека (соответственно, поведения и деятельности) в ситуации, то сюжет развёртывается на основе множества событий и целого ряда ситуаций. Но позиция позволяет взламывать запрограммированный сюжет и вырываться из сложившейся «механики судьбы» за счёт неординарного личного действия.

Способность участвовать в многопозиционной коммуникации, учитывать разные позиции по отношению к обсуждаемому вопросу является необходимой компетенцией управленца. Согласование разных позиций совершенно необходимо для разрешения проблемной конфликтной ситуации и принятия решения, когда однозначный ответ на поставленные вопросы невозможен.

Позиция всегда связана с самоопределением человека и основывается на его свободном личностном решении. Это может быть тип профессионального, политического, социокультурного, корпоративного или предельно личного самоопределения, которое осуществляет человек, вырываясь за рамки сложившегося социального порядка. В случае корпоративного самоопределения выявление позиций позволяет управленцам формировать консорциумы и связывать интересы разных организаций друг с другом. То есть в отличие от ролей, которые возникают в результате типизации потребительского поведения и являются продуктом деятельности маркетинговых служб, рекламных агентств, средств массовой информации, занятие позиции является актом свободной воли человека. Поскольку в рыночном обществе процессы потребления продуктов и услуг являются ведущими, то любой тип бытового поведения может быть оформлен как потребительский на основе рекламы, маркетинга и обсуждения в социальных сетях. Другими словами, роли «изготавливают» и настраивают различные общественные институты в целях управления потребительским поведением человека, аккуратно формируя у него ожидания определённого ролевого поведения. Позицию же занимает свободная действующая личность. Именно на основе свободного и ответственного занятия позиции человек вырывается за рамки манипулирования общественным сознанием, организуя свою деятельность в неопределённом контексте. Если роли могут быть представлены в виде своеобразного ролевого алфавита потребительского поведения человека в типовых бытовых ситуациях, то позиция – это элемент социокультурного действия личности на границе сложившегося социального порядка. Личность – это всегда то, что «выламывается» за рамки сложившегося социального порядка, предлагая новое решение социокультурной профессиональной проблемы. Личность – это всегда занятая позиция по отношению к сложному вопросу. Именно позиция позволяет человеку преодолеть роль «жертвы обстоятельств», жертвенного персонажа в механизме судьбы, «места стрелочника», на которое списывают проблемы организации.

Подпишитесь на eRazvitie.org в Фейсбуке и ВКонтакте, чтобы не пропустить новые материалы.

Понятие социального положения

Важнейшим элементом жизни и деятельности любого индивида является его социальное положение. Оно определяет статус человека, его социальные роли, направления деятельности. От него зависит воздействие членов социума друг на друга, их жизнедеятельность, развитие и совершенствование.

Определение 1

Социальное положение – это статус индивида, обусловленный его семейным положением, должностной и профессиональной ролью, происхождением, половой принадлежностью, социальной ролью.

Социальное положение формируется исходя из финансового состояния личности, ее возраста, пола, образования, имеющихся способностей и навыков, творческого потенциала.

Также, социальное положение, которое индивид получает в обществе может быть определено, исходя из обычаев и традиций определенной нации или государства в целом.

Замечание 1

Стоит отметить, что социальное положение не определяет принадлежность человека к определенному социальному коллективу. Члены одного и того же социального коллектива могут иметь совершенно разное социальное положение.

В зависимости от занимаемого положения, человека относят к определенному социальному классу.

Социальное положение характеризуется иерархичной структурой т.е. имеется несколько уровней, которые человек может занимать в обществе.

Рассмотрим уровни социального положения:

  1. Прирожденное положение. Это статус индивида, который был им получен при рождении. Сюда входит: половая принадлежность, раса, национальность. Эти критерии определяют определенную социальную роль, которую человек будет выполнять на протяжении всей своей жизнедеятельности. Прирожденное социальное положение является устойчивым и неизменным.
  2. Приобретенное положение. Это статус, который человек приобретает в ходе своей жизнедеятельности. Сюда входит его карьера и достижения в ней, уровень финансового обеспечения, занимаемый должностной пост. Человек достигает этого положения своими усилиями, интеллектуальными и физическими качествами, наличием талантов. Такое положение отличается нестабильностью т.е. оно может меняться в течение процесса жизнедеятельности, как в лучшую, так и в худшую сторону.
  3. Предписанное положение. Оно предоставляется человеку, независимо от его стремлений и интересов, действий и поступков. Такое положение может определяться, исходя из возрастной специфики развития личности, либо отражать его происхождение. Статус такого человека может быть, как прирожденным, так и приобретенным.

Виды социальных статусов

При исследовании социального статуса, нужно отвлечься от качественной оценки личности и ее поведенческих реакция.

Социальный статус – это общественно-формально-структурная характеристика субъекта.

Выделяют следующие виды социальных статусов:

  1. Основной, или ведущий статус. Он занимает главенствующую позицию среди всех статусов личности, определяя социальное положение индивида и его ролевые функции в общественной среде (семейный, профессиональный). Кроме того, данный статус указывает на манеры, которым должен соответствовать индивид, определяет его уровень жизни. Такие статуса человека могут быть личными, прирожденными, достигаемыми, приписываемыми.
  2. Прирожденный и предписанный статус. Этот статус любой индивид приобретает автоматом при появлении на свет. Он не зависит ни от его желаний и потребностей, ни от направлений деятельности. (пол, национальность, раса, дочь, брат, сын).
  3. Предписанный статус. Этот статус человек получает в результате свершения каких-то событий. Фактически, он дается без желания человека, без проявления им инициативы (зять, теща, невестка).
  4. Достигнутый статус. Этот статус достигается человеком самостоятельно. Он желает и стремиться получить определенное социальное положение, поэтому следует за ним, прилагая усилия. Социальный коллектив, также, может оказать помощь в достижении такого вида статуса: неосновные статусы, предопределенные кратковременной ситуацией (пациент, прохожий, зритель, свидетель).
  5. Личный статус. Реализуется при участие личности в малых социальных коллективах (трудовой коллектив, семья, круг близких людей) и зависит от ее специфических признаков и критериев развития.
  6. Групповой статус. Реализуется в социальных коллективах большого размера – представители профессии, конфессии, нации.

Достигнутые статусы могут определяться:

  • званием (народный артист, подполковник, заслуженный учитель и т.д.);
  • должностью (менеджер, заведующий, директор);
  • профессиональной принадлежностью (заслуженный мастер спорта или народный артист);
  • ученой степенью (профессор, кандидат наук, доктор наук).

Представить себе социальную среду без статусов невозможно.

Статусы присутствует всегда. В случае потери одного статуса, личность тут же приобретает новый.

Поскольку, каждый человек может быть членом нескольких социальных коллективов, то и статусов он может иметь несколько. Они определяются его коллективной принадлежностью и функциональной ролью в ней (по должности – директор, в семье – жена, для детей – мать, для родителей – дочь).

Однако, такие статусы не являются равно значимыми. Ведущий социальный статус указывает на положение, которое человек занимает в социуме. Он базируется на профессиональной принадлежности и занимаемой должности.

Достигнутые и предписанные статусы имеют между собой особую связь: как правило, достигнутые статусы человек получает в конкурентной борьбе, а некоторые из них становятся следствием приписанных статусов.

Если статус, которого достиг человек является высоким, то это компенсирует его предписанный статус низкого уровня. Общество ценит реальные достижения, навыки и стремления личности.

Статусная иерархия

Социальный статус рассматривается в двух ориентациях (Р. Будон):

  • горизонтальная – статус, построенный на системе социальных контактов, реальных и допустимых, назначаемых между носителем статуса и другими личностями, находящимися на идентичном общественном положении;
  • вертикальная – статус, построенный на системе социальных контактов и взаимообменов, развивающихся между носителями статуса и людьми социального уровня другой ступени.

Статусная иерархия присуща любому социальному коллективу, взаимодействие членов которого реально только за счет их знакомства. При этом официальная структура организации может разниться с неофициальной. Официальный социальный статус во многом определяется квалификацией, личными качествами, обаянием и т.д.

Замечание 2

Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс.

Путаница статусов — это параметр социальной дезорганизации, вследствие развития которой может развиться девиантное поведение.

Нарушение статусного функционирования и взаимодействия может иметь две формы (Э. Дюркгейм):

  • на базе общественного положения индивида его ожидания приобретают характер неопределенности и ответные ожидания других людей также становятся неопределенными;
  • неустойчивость социального статуса оказывает воздействие на степень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального поощрения.

Структура социального статуса

Социальный статус, независимо от своей видовой принадлежности, имеет следующее устройство:

  • права и обязанности человека, определяемые его статусом. Они предполагают характеристику действий, которые может выполнять и должен человек определенного статуса;
  • статусный диапазон – это границы дозволенного. Человек определенного статуса имеет права и обязанности, ограниченные статусными рамками;
  • символика статуса – наличие отличительных внешних законов, по которым можно узнать статусную принадлежность человека. Примером может быть полицейская форма, деловой костюм;
  • статусная модель – это представления о том, каким образом должен действовать, каких манер придерживаться, как одеваться представитель того или иного статуса;
  • статусная идентификация. Она отражает уровень соответствия личности ее социальному статусу.

Социальная роль

В связи с социальным положением человека, его социальным статусом, другие члены общества ожидают от него определенного поведения, выполнение им конкретных функций и видов деятельности. Такое ожидаемое социумом поведение именуется социальной ролью.

Замечание 3

Социальная роль представляет собой способ реализации практической деятельности человека, обусловленной его социальным положением и статусом в структуре социальных взаимоотношений.

Социальная роль является мобильной характеристикой социального положения. Это означает, что социальные роли могут меняться во времени и пространстве, в зависимости от изменения статуса личности, либо социального развития.

Один и тот же социальный статус предполагает выполнения сразу нескольких социальных ролей. Они зависят от направления деятельности человека, его бытовых условий и профессионального положения, конкретной ситуации.

Каждая социальная роль состоит из нескольких ведущих компонентов, совместное функционирование которых определяет роль.

Основными элементами социальной роли являются:

  • тип поведения, соответствующий данной роли;
  • нормы, которые отражают требования общества, предъявляемые к определенной роли и ее реализации;
  • мониторинг выполнения роли. Проводится оценка эффективности реализации личностью своих ролевых функций;
  • вознаграждение или наказание, позволяющее стимулировать оптимальное ролевое исполнение

Социальные роли применяются обществом в качестве моделей поведения представителей различных статусов. Если человек хочет быть носителем того или иного социального статуса, то он должен качественно исполнять все требования социальной роли, соответствующей этому статусу.

Все люди играют определенную роль в обществе. В каких бы кругах не находился человек, абсолютно везде он принадлежит к определенным группам, внося свой социальный вклад. И, так как человек – существо социально зависимое, социум имеет не менее важное значение в формировании поведения личности. То есть, не только человек формирует общество, но и общество формирует человека.

Социальная роль – основополагающий образец поведения. То, что ожидают от определенного индивида. Определенный порядок его действий. Существует множество важных моментов, влияющих на установление той или иной роли. А, если говорить точнее, – ролей. Ведь один человек всегда занимает сразу несколько ролей и выполняет множество функций во множестве групп.

Виды ролей

Социальная – связанная с положением человека, его родом деятельности. Для этого вида неважно, кто именно выполняет данную роль, и строится она на основе прав и обязанностей, привязанных к выполняемой функции (студент, машинист, продавец, парикмахер и т.д.). По-другому такие роли именуют безличными, которые не имеют эмоциональной привязки.

Межличностные роли, напротив, заложены на эмоциях и связаны с отношениями и контактом между людьми.

Характеристика

Абсолютно все роли можно охарактеризовать по 4 критериям:

  1. Масштаб. Зависит от диапазона, возникающего между личностями. Чем шире диапазон, тем шире масштаб. А это значит, что межличностные отношения развиты на многих уровнях, и между людьми практически нет никаких ограничений.
  2. Способ получения роли. То, как приобретается роль индивида: либо она неизбежна (возраст, половая принадлежность), либо целенаправленно достигается (профессия, звание и т.д.).
  3. Степень формализации. Характеризует форму межличностных отношений: одни требуют только формального подхода, другие же, напротив, – состоят из неформальной формы. Также эти формы часто пересекаются и перетекают друг в друга, из-за чего в формальных межличностных отношений на фоне эмоций возникает симпатия и антипатия.
  4. Виды мотивации. Напрямую зависят от мотивов самого человека, то есть от роли, которую он выполняет.

Конечно же, человек, как существо социальное, всегда выполняет больше одной функции, то есть играет не одну роль, а сразу целый набор. Такой набор называется ролевым, таким образом, ролевой набор – это совокупность ролей индивида в межличностных и социальных сферах. Порой роли могут даже противоречить друг другу, из-за чего возникает ролевой конфликт.

Ролевой конфликт – это разногласие между ролями одного индивида, причем требования одной обязательно противоречат другой. Существует несколько внутренних причин, вызывающих противоречие. К примеру, социальные требования, разногласия в мотивах, ценностях и концепции своего «Я». Всего выделяют 16 типов ролевых конфликтов, которые могут приводить к развитию ролевого стресса и нежелания выполнять свои роли в социуме.

Неформальное общение: друзья

Конечно же, в компании друзей мы точно также играем свою роль. Она, как звено в цепи, создает целостную картину всей компании, и без определенного звена баланс может нарушиться. Особенно такая закономерность хорошо прослеживается в давно сформированных дружеских компаниях, когда все изначально заняли те роли, которые они выполняют на «отлично», создавая гармоничное сообщество.

Пройдите тест на определение роли прямо сейчас!

Пройти тест «Какая ваша роль в компании друзей?» онлайн Вы можете на нашем сайте, ответив на несколько несложных вопросов. Главное, чир необходимо понять, – нет плохих ролей, ведь каждая роль индивидуальна и занимает свою неотъемлемую часть в обществе.

УДК 316.612 А.А. Джафарова

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО СТАТУСОВ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается вопрос о соотношении и связи социального и правового статусов личности, определена их тождественность и установлены различие.

Ключевые слова: личность, статус, тождественность, различие.

A.A. Dzhafarova CORRELATION OF THE SOCIAL AND LEGAL STATUSES OF A PERSON

The issue on correlation and relationship of the social and legal statuses of a person is considered in the article.

Key words: person, status, identity, difference.

Один из кирпичиков социальной культуры — статус (социальное положение, занимаемое индивидом). «Статус» в его обыденном значении — «престиж», когда у президента колледжа «статус выше», чем у только что нанятого ассистента. Но в организации (колледже) статусами выступают и «пост президента», и «должность ассистента». Любой статус является частью нашей социальной идентичности и помогает определить отношение к другим людям. Как заметил один из основоположников социологии, Георг Зиммель, «первым условием общения с кем бы то ни было…является знание, с кем именно вы имеете дело» .

Под статусом также понимают устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами и обязанностями. «Статус» в этом смысле близок к понятию роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение.

Статус — положительная или отрицательная репутация, авторитет личности в рамках системы определенных отношений. Эти представления происходят от форм общества, в которых индивидуальное социальное положение было относительно устоявшимся. В современных обществах статусные позиции становятся более динамичными, подвижными .

Р. Линтон определял статус как позицию в рамках социальной системы, такую, как «ребенок» или «родитель». Статус обозначает то, чем является человек, тогда как тесно связанное с ним понятие роли относится к поведению, ожидаемому от людей, обладающих каким-либо статусом .

У каждого человека есть несколько статусов одновременно. Набор таковых складывается из всех статусов, которыми индивид обладает в данное время. Мальчик — подросток — сын для своих родителей, брат для своего брата или сестры, друг для представителей его социального круга и вратарь для членов его футбольной команды. Такие наборы статусов ветвятся по многим направлениям и изменяются с течением жизни. Ребенок вырастает в родителя, студент становится юристом; люди вступают в брак, чтобы стать мужьями и женами, иногда вновь оказываясь в одиночестве из-за кончины супруга или развода. Присоединение к организации или нахождение работы увеличивают наш статусный набор; уход от дел уменьшает его. За свою жизнь индивиды приобретают и теряют десятки статусов .

Понятие «социальный статус» в социологическом смысле впервые употребил английский историк Г.Д.С. Мейн. В отличие от понятия «социальное положение», выражающего лишь принадлежность индивида к группе, общности, обществу в целом, социальный статус включает также оценку индивидом (группой) своего места в обществе в сравнении с положением других людей и оценку деятельности индивида (группы) со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии и др.). В этом смысле социальный статус является обобщенным показателем социальной стратификации. Соотношение социального статуса со шкалой ценностей, господствующей в данной общности, дает представление о социальном престиже личности (группы) .

Социологи классифицируют статусы с точки зрения того, как люди их получают. Различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически — по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи — вне зависимости от

аво и социальные отношения

личных усилий. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп — семьи, бригады, партии.

Однако статусы неравновесные. Существует мнение, что положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции: вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть . Однако это мнение может быть оспорено. Не в меньшей, а нередко и в большей степени статусная позиция зависит и от принадлежности индивида к классу или другой социальной общности, к тому или иному этносу, социально-демографической группе и т.д.

На практике большинство статусов предполагает некое сочетание предписанности и достижений. Это означает, что первые влияют на вторые. Людей, достигающих, к примеру, статуса юриста, часто объединяет предписанное преимущество рождения в благополучных семьях. Лишним доказательством здесь выступает и то, что многие менее желательные статусы — например, преступника или безработного — легче выпадают на долю людей, происходящих из благополучных семей.

Большое значение придается доминирующему статусу. Он важен для социальной идентичности и часто выстраивает всю жизнь индивида. Обычно в качестве доминирующего статуса выступает род занятий людей, так как он многое сообщает о социальном происхождении, образовании и доходах. В негативном смысле доминирующим статусом выступают серьезная болезнь, инвалидность. Такие люди нередко воспринимаются окружающими неадекватно, лишь как страдающие недугом .

В России 1990-е годы в качестве ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, собственника, достигшего благополучия и материального успеха. В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части субъектов, которые приобретение специальности стали рассматривать инструментально — как средство достижения значимого, материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его престиж и отношение к обществу, помогает найти высокий смысл жизни, во многом определяет его карьеру и судьбу. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим многие пути закрыты с самого рождения. Например, в настоящее время ребенок из семьи среднего класса (приписанный статус) имеет большие возможности стать врачом или ученым (достигнутый статус), чем ребенок из низших слоев общества. В этой связи в обществе растет сопротивление созданию учебных элитных заведений, качество учебы в которых покупается за деньги, что лишает значительную часть молодежи возможности иметь равные стартовые позиции в жизни.

Важной характеристикой каждого из статусов является спектр и свобода выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно свободной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующее условия, обеспечивающее его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как в поведении и облике людей, их одежде, жаргоне, манерах, так и во внутреннем мире личности, ее установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий, реализации определенных планов, надежд, для чего необходимо известное сочетание субъективных усилий и объективных условий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он «действительно есть», органически и психологически, но как он «сделан» другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социальной точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологические особенности индивида, по Ф. Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность .

Переходя к проблемам правового статуса, мы отталкиваемся оттого, что право, прежде всего, это система обязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений .

Правовой статус представляет собой установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей .

Сложные связи между государством и индивидом, а также между людьми фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

Правовой статус человека и гражданина может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности — основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем» .

В правах и обязанностях не только фиксируется образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой упорядоченности, постоянного регулирования. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека . Гражданство является для индивида юридическим основанием пользоваться правами и свободами и выполнять установленные законом обязанности, т.е. основанием правового статуса гражданина.

Права и обязанности в правовом государстве фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей социума.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как понятия правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру правового статуса включается различный набор элементов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые ученые включают непосредственно в правовой статус личности гражданство . Однако, по нашему мнению, гражданство лишь предпосылка, определяющая правовой статус индивида без каких-либо изъятий. Известно, что иностранцы, как и лица без гражданства, проживающие в данном государстве, также обладают правовым статусом, но в ограниченном объеме (такого рода ограничения определяются конституцией либо законодательством той или иной страны). Так же обстоит дело с включением в правовой статус общей правоспособности, юридической ответственности, системы гарантий, не закрепленных в правах и обязанностях интересов людей и т.п.

Короче говоря, следует ограничить понятие правового статуса правами и обязанностями людей, что позволяет четко определить структуру статуса. Что касается околостатусных и послестатусных явлений, то они могут войти в понятие «правовое положение личности», как это предлагают Н.В. Витрук и В.А. Кучинский.

Возникает еще один вопрос, связанный с содержанием правового статуса: включаются ли в него процессуальные права человека, либо они являются способом обеспечения правового статуса? К. Штерн включает их в перечень основных прав, указывая, что процессуальные права немыслимы без существования государственной, правой системы, в которой они себя преимущественно и проявляют. Такой подход подтвердил Федеральный конституционный суд Германии, указав, что по смыслу Основного закона конституционным и принципиально неотъемлемым является не только первичное процессуальное право человека, но и объективно-правовой принцип судопроизводства.

Однако включение в правовой статус индивида принципов судопроизводства неоправданно. Правовой статус состоит из различных, в том числе и процессуальных прав — на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и др. При этом объективно правовые принципы этих процедур (административных, судебных, организационных) находятся за пределами субъективных (субъектных) прав, а значит, и правового статуса и являются гарантиями обеспечения этого статуса. Государство создает систему органов по защите прав человека, в основу которых должны быть положены определенные принципы. В систему учреждений, защищающих права человека, входят судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) и др., а также устанавливаются конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Каждая из стран располагает своим набором процедур и механизмов защиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты.

>аво асоциальные отношения

Арсенал этих средств богат и многообразен. Правовое государство никогда не ограничивается юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и свободы личности, государство должно гарантировать их существование не только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными средствами.

Как уже отмечалось, права и свободы индивида — это условия его нормальной жизнедеятельности, определенный каталог благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей. В этих формально закрепленных пределах осуществляется самоопределение индивида, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах личности, политической, экономической и культурной жизни.

Права человека — это субъективные (субъектные) права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в его проведение нередко встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, порождающего данное отношение.

Государство закрепляет права личности не произвольно; оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социальноэкономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями взаимосвязей людей, состоянием экономического развития общества.

Разумеется, ни один человек не может реализовать сразу все субъективные права, входящие в его правовой статус. Однако это не дает основания для вывода о различии правового статуса или объема субъективных прав. Формы, свободы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права; возможность обратиться к государству для защиты нарушенного права.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением его интересов в материальной или духовной сфере. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко небезразлично относится к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

Рассматривая права и свободы как элемент правового статуса, мы включаем в него не только основные (конституционные) права, но и весь комплекс прав, вытекающих из законов (внутригосударственных и международных). Особо следует подчеркнуть влияние международных норм о правах человека на расширение правового статуса личности в современном мире. Законодательство испытывает в нынешней России заметно возрастающее влияние международно-правовых актов по правам человека. Пункт 1 ст. 17 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии сданной Конституцией». Это положение Конституции дает основание понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

Рассматривая социальный и правовой статусы личности, можно выявить некоторые соотношения и связь между ними.

Соотнося социальный и правовой статусы личности, мы должны, прежде всего, избрать некоторые методологические позиции. Видимо, в этом качестве наиболее предпочтительны тождество и различие, содержание и форма. Социальный и правовой статусы тождественны постольку:

• тот и другой являются статусами личности. В принципе статусные характеристики могут иметь и определенные группы, но в данном исследовании речь идет о личностных статусах;

• тот и другой характеризуются такими признаками, как права и обязанности, исполнение определенных ролей, ответственность за свою деятельность, поведение и их последствия;

• тот и другой характеризуются сочетанием индивидуального и социального.

Социальный и правовой статусы различны, поскольку:

• в них различно сочетание социального и индивидуального;

• социальный статус носит реальный, а правовой статус — формальный характер;

• права, обязанности, роли и ответственность в рамках социального и правового статусов совпадают лишь частично;

• социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Однако такое соотношение не абсолютно. Форма и содержание, взаимопревращаемы.

Литература

1. МасионисДж. Социология. — 9-е изд. — СПб., 2004.

2. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. — М., 1999. — Т.2.

3. Большой юридический энциклопедический словарь — М., 2003.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2010. — Т.З.

4. ТощенкоЖ.Т. Социология: учеб. пособие. — 2-е изд. — М., 2001.

5. Юридический энциклопедический словарь. — 3-е изд. — М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Большой юридический словарь: 2-е изд. — М., 2009.

7. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция

СССР и правовое положение личности. — М., 1979.

8. Матузов Н.И. Личность, право, демократия. — Саратов, 1972.

9. Конституция Российской Федерации. — М., 1994.

10. Права человека: учеб. — М., 2002.