Спд

Справка о валютных операциях: понятие, назначение, реквизиты

Понятие справки о валютных операциях (далее — СВО) раскрывалось в инструкции Банка России «О порядке представления…» от 04.06.2012 № 138-И.

Важно! Новая инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И такого понятия уже не содержит.

Назначение этой формы состояло в предоставлении ее резидентом в обслуживающий банк после совершения им или его контрагентом действий по зачислению или списанию со счета денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ. Посмотрим, как применялась корректирующая справка, отмененная в 2018 г. СВО содержала следующие сведения:

  • наименование обслуживающего банка и клиента, подающего форму;
  • номер счета клиента;
  • код страны банка-нерезидента;
  • признак корректировки;
  • информацию о документе (распоряжении, уведомлении или др.);
  • дату совершения валютной операции, ее код;
  • признак платежа;
  • проведенную сумму, в том числе в валюте, установленной договором (с указанием кода валюты);
  • сведения о паспорте сделки или контракте;
  • срок возвращения авансового платежа;
  • ожидаемый срок исполнения обязательств контрагентом-нерезидентом.

Обратите внимание! Помимо перечисленных реквизитов она содержала графу для указания каких-либо дополнительных сведений по проведенной валютной операции. Также в ней должна была быть графа, в которой указана информация банка: дата поступления в финансовое учреждение, возврата и принятия.

Корректировка данных

В тех случаях, когда перечисленные выше сведения менялись, требовалась корректировка справки о валютных операциях. Данное требование не относится к информации о резиденте-клиенте и самом уполномоченном банке.

Из пп. 2.9, 3.15 инструкции № 138-И следовало, что при изменении таких сведений клиент банка обязан был представить в финансовую организацию новую СВО. В ней должны были быть отражены уже измененные сведения. То есть под корректирующей справкой о валютных операциях подразумевалась та же самая СВО, но с иными, измененными сведениями. Чтобы корректирующая форма была таковой, необходимы:

  • предварительное представление резидентом в банк СВО;
  • ее принятие банком.

Заполнялась она полностью так же, как и первоначально представленная форма. Сведения, которые изменились, указываются в новом виде, а прежние оставались неизменными.

К корректирующей форме прилагались необходимые документы, свидетельствующие о происшедших изменениях.

Признак корректировки в справке о валютных операциях и сроки ее предоставления

Как было отмечено выше, в реквизитах данного документа была графа «Признак корректировки». Заполнялся этот пункт только в случае, если имели место изменения сведений в ранее поданной справке, которая принята банком. Если же поданная СВО была не принята, а возвращена банком с указанием соответствующих причин, то она считалась не корректирующей, а первоначальной. В этом случае в названном поле никакие данные не указывались.

Когда изменения все-таки вносились в первоначально представленный документ, корректирующая СВО в указанном поле должна была содержать знак «*» и номер исправления (1 — если исправляющий сведения документ подается впервые, 2 — подается во второй раз и т. д.).

Общие сроки, в рамках которых первоначальный документ должен был быть подан клиентом в обслуживающий банк, следующие:

  1. Если валюта зачисляется на счет, резиденту дается 15 банковских дней с соответствующей даты зачисления.
  2. Если валюта списывается со счета резидента, ему необходимо подать справку вместе с соответствующим распоряжением о переводе.

При внесении изменений в ранее поданную форму участнику денежной операции следовало подать в банк корректирующую СВО в течение 15 банковских дней. Отсчет времени начинался с момента окончательного оформления документов, свидетельствующих о внесенных изменениях.

Этот момент мог быть определен датами:

  • подписания;
  • вступления в силу;
  • составления.

Корректировка справки, заполненной банком

Обратите внимание! СВО могла быть заполнена сотрудником обслуживающего банка. То же относится и к корректирующей форме. Это правомочие должно было быть закреплено в соответствующем договоре между финансовой организацией и ее клиентом.

При этом в случае делегирования таких полномочий банку с резидента снималась обязанность не только по оформлению справок, но и по контролю за их содержанием. Неоформление и непередача банком корректирующего документа клиенту освобождала его от установленной за нарушение сроков ответственности (см. решение Арбитражного суда Амурской области от 20.08.2015 по делу № А04-5190/2015).

Экземпляр заполненной сотрудником банка СВО передавался клиенту, который при обнаружении несоответствия или несогласии с указанными данными в 15-дневный срок должен был подать справку с исправлениями. Дополнительно к этому документу резидент должен был приложить:

  • написанное в произвольной форме заявление, в котором указаны причины несогласия с информацией, отраженной в справке банком;
  • дополнительные документы, которые не были ранее представлены в банк.

Ответственность за нарушения

Нарушение указанных сроков подачи корректирующей формы грозило административной ответственностью по ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действующей в актуальный на момент редакции (см. таблицу ниже).

Вид нарушения и часть ст. 15.25 КоАП

Размер штрафа (руб.)

Для граждан

Для должностных

лиц

Для организаций

Нарушение сроков подачи на 10 и менее дней — подп. 6.1 (возможно только предупреждение)

300–500

500–1 000

5 000–15 000

Нарушение сроков на 11–30 дней — подп. 6.2

1 000–1 500

2 000–3 000

20 000–30 000

Нарушение сроков более чем на 30 дней — подп. 6.3

2 500–3 000

4 000–5 000

40 000–50 000

Следует иметь в виду, что несвоевременная отправка контрагентом-нерезидентом документов, которые подтверждают внесение изменений во внешнеторговый контракт, не являлась уважительной причиной для резидента, позволяющей нарушать сроки представления корректирующей СВО (см. постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу № А60-36423/2013).

***

Таким образом, корректирующая справка — один из документов, позволявших государству контролировать денежные операции с валютой в стране, применяемый в РФ до 01.03.2018. С указанного момента СВО для целей валютного контроля не используются.