Ст 288 НК РФ

Статья 288.1. «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2020)

Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области

1. Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области (далее также — резиденты) уплачивают налог на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

2. Резиденты используют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, установленный настоящей статьей, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»), при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

3. В случае если раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, не ведется, налогообложение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта, производится в соответствии с настоящей главой начиная с того квартала, в котором было прекращено ведение такого раздельного учета.

4. В целях настоящей статьи налоговой базой по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» признается денежное выражение прибыли, полученной при реализации данного инвестиционного проекта и определяемой на основании данных раздельного учета доходов (расходов) (полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта) и доходов (расходов) (полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности), к которым применяются положения настоящей главы.

5. В целях настоящей статьи доходами, полученными при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в результате реализации данного инвестиционного проекта, за исключением производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект.

5.1. В целях настоящей статьи при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» учитываются также субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с реализацией указанного проекта, и (или) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с реализацией указанного проекта, и возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением выданных (полученных) авансов), и (или) возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Указанные доходы (расходы) определяются и учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

6. В течение шести налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» устанавливается в размере 0 процентов.

7. В течение следующих шести налоговых периодов после дня окончания применения налоговой ставки, установленной пунктом 6 настоящей статьи, ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» составляет величину, установленную пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса и уменьшенную на 50 процентов. При этом:

1) сумма налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», исчисленная по уменьшенной на 50 процентов налоговой ставке в размере, установленном абзацем вторым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса, зачисляется в федеральный бюджет;

2) сумма налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», исчисленная по уменьшенной на 50 процентов налоговой ставке в размере, установленном абзацем третьим пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса, зачисляется в бюджет Калининградской области.

7.1. В случае, если юридическое лицо, включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области после 1 января 2018 года, не получило прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в течение трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, начинает исчисляться с четвертого налогового периода, считая с того налогового периода, в котором резидент был включен в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

7.2. Для юридических лиц, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до 1 января 2018 года, налоговая ставка, установленная пунктом 6 настоящей статьи, применяется со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и до окончания шести налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

8. Если законом Калининградской области в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса установлено пониженное значение ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, в число которых входят резиденты, в отношении налогов, зачисляемых в бюджет Калининградской области, резиденты применяют в случаях, предусмотренных настоящей статьей, данную уменьшенную на пятьдесят процентов пониженную ставку.

9. Разница между суммой налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которая была бы исчислена резидентом при неиспользовании особого порядка уплаты налога на прибыль организаций, установленного настоящей статьей, и суммой налога на прибыль организаций, исчисляемой в соответствии с настоящей статьей резидентом в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций для резидентов.

10. В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на прибыль организаций, установленного настоящей статьей, с начала того квартала, в котором он был исключен из указанного реестра.

В этом случае резидент обязан исчислить сумму налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса.

Исчисление суммы налога производится на основании раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации данного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, за период применения особого порядка налогообложения.

Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 287 настоящего Кодекса.

При проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, ограничения, установленные абзацем вторым пункта 4 и пунктом 5 статьи 89 настоящего Кодекса, не действуют при условии, если решение о назначении такой проверки вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты резидентом указанной суммы налога.

  1. УПЛАТА НАЛОГА ОБОСОБЛЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

1.1. Может ли организация централизованно платить налог, если и головная организация, и все ее подразделения находятся на территории одного субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

1.2. Может ли организация в одном субъекте РФ платить налог на прибыль по каждому филиалу, а в другом – через ответственное подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

1.3. Обязательно ли закреплять централизованный порядок уплаты налога в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

1.4. Можно ли применять централизованный порядок уплаты, если организация не уведомила об этом налоговые органы (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

1.4.1. До 01.01.2008. Можно ли применять централизованный порядок уплаты, если организация не уведомила об этом налоговые органы

1.4.2. После 01.01.2008. Можно ли применять централизованный порядок уплаты, если организация не уведомила об этом налоговые органы

1.5. Какой КПП указывается в платежном поручении на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения (ст. 288 НК РФ)?

1.6. Нужно ли платить налог на прибыль по местонахождению недвижимости, которая сдается в аренду (ст. 288 НК РФ)?

1.1. Может ли организация централизованно платить налог, если и головная организация, и все ее подразделения находятся на территории одного субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ организация может выбрать то обособленное подразделение, через которое она будет платить налог в бюджет субъекта РФ. О возможности платить налог через головную организацию НК РФ не упоминает.

Официальная позиция Минфина России, ФНС России, УФНС России по г. Москве заключается в том, что, если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ, платить налог в бюджет этого субъекта может головная организация централизованно. Данного подхода придерживаются и авторы.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333

В Письме разъяснено, что если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик может принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта за все свои обособленные подразделения.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781

Письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22

Письмо Минфина России от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130

Письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/1/225

Письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127

Письмо ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@

Письмо ФНС России от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935@

Письмо ФНС России от 10.08.2006 N 02-4-12/49@

Письмо ФНС России от 30.06.2006 N ГВ-6-02/664@

Письмо ФНС России от 25.01.2006 N 01-2-03/108@

Письмо ФНС России от 21.12.2005 N ММ-6-02/1075@

Письмо УФНС России по г. Москве от 07.08.2012 N 16-15/071669@

Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 N 16-15/053947@

Письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2012 N 16-15/003870@

Письмо УФНС России по г. Москве от 08.11.2010 N 16-15/116243@

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.06.2010 N 16-15/065027@

Письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136064

Письмо УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037682.2

Письмо УФНС России по г. Москве от 11.09.2006 N 20-12/81164

Письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2005 N 20-12/78068

Консультация эксперта, 2013

Консультация эксперта, 2011

Консультация эксперта, 2009

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2006

1.2. Может ли организация в одном субъекте РФ платить налог на прибыль по каждому филиалу, а в другом – через ответственное подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По этому вопросу существует две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что налогоплательщик не вправе применять в различных субъектах РФ два способа исчисления и уплаты налога одновременно. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые авторы.

В то же время есть работа автора, в которой высказана противоположная точка зрения.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Организация должна использовать единый способ перечисления налога на прибыль в разных регионах

Письмо Минфина России от 10.07.2008 N 03-03-06/2/74

Финансовое ведомство разъясняет, что порядок уплаты налога на прибыль, который применяет организация-налогоплательщик, распространяется и на все ее обособленные подразделения.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

Письмо ФНС России от 25.03.2009 N 3-2-10/8

Разъясняется, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено одновременное применение налогоплательщиком в различных субъектах РФ двух порядков исчисления и уплаты налога: через ответственное обособленное подразделение и по каждому филиалу.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2006

По мнению автора, налогоплательщик должен установить в своей учетной политике порядок уплаты налога на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, одинаковый для всех субъектов РФ.

Позиция 2. Организация может использовать различные способы перечисления налога на прибыль в разных регионах

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 15.04.2009

По мнению автора, на основании положения п. 2 ст. 288 НК РФ налогоплательщик не обязан использовать единый порядок уплаты налога на прибыль во всех субъектах РФ, в которых у него есть два и более обособленных подразделения. Таким образом, если компания в одних регионах уплачивает налог на прибыль централизованно, то при создании в других субъектах РФ второго филиала она может перечислять налог отдельно через каждое подразделение, не выбирая ответственного. Автор также отмечает, что инспекция не вправе доначислить налог в данной ситуации, поскольку независимо от порядка уплаты он поступит в бюджет одного субъекта РФ, а значит, недоимки не возникнет. Ответственности за неиспользование единого способа перечисления налога на прибыль в разных регионах Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

1.3. Обязательно ли закреплять централизованный порядок уплаты налога в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Согласно абз. 1, 2 п. 2 ст. 288 НК РФ налогоплательщик должен уведомить налоговые органы о принятом решении платить налог централизованно. Требования об отражении в учетной политике перехода на новый порядок уплаты Налоговый кодекс РФ не содержит.

Официальной позиции нет.

В авторских консультациях сотрудники налоговых органов указывают, что организация обязана отразить факт перехода на централизованный порядок уплаты налога в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Такого же мнения придерживаются и другие авторы.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Консультация эксперта, 2006

По мнению сотрудника налогового органа, в рассматриваемом случае организация обязана отразить в своей учетной политике для целей налогообложения прибыли переход на порядок уплаты налога, установленный абз. 1 п. 2 ст. 288 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2006

1.4. Можно ли применять централизованный порядок уплаты, если организация не уведомила об этом налоговые органы (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

1.4.1. До 01.01.2008. Можно ли применять централизованный порядок уплаты, если организация не уведомила об этом налоговые органы

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что если организация не уведомит налоговые органы о выборе ответственного обособленного подразделения, то:

– она может быть привлечена к ответственности за непредставление налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений по ст. 119 НК РФ;

– при наличии недоимки в части налога, который организация должна была уплачивать через обособленные подразделения, с нее может быть взыскана сумма налога, а также начисленные на нее пени.

Авторы не соглашаются с таким подходом, указывая, что к организации, не сообщившей налоговым органам о выборе ответственного обособленного подразделения, не могут быть применены перечисленные выше меры воздействия, поскольку Налоговый кодекс РФ не связывает право организации на применение централизованного порядка уплаты налога на прибыль с тем, был уведомлен налоговый орган или нет.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Применять централизованный порядок уплаты нельзя

Письмо ФНС России от 12.12.2006 N 18-5-09/000462

В Письме отмечается, что если налогоплательщик не исполнил обязанность по извещению налоговых органов о переходе на новый порядок уплаты налога, то его можно оштрафовать за непредставление налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений налогоплательщика. Кроме того, это повлечет начисление пеней.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2007

Автор отмечает, что в случае принятия решения об уплате налога только по месту нахождения одного из обособленных подразделений налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговые органы.

Позиция 2. Применять централизованный порядок можно

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 26.01.2007

Автор отмечает, что если налогоплательщик своевременно уплачивает налог через выбранное им обособленное подразделение и подает декларации в соответствующую налоговую инспекцию, то у него не будет ни недоимки (п. 2 ст. 11, п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ), ни просрочки в представлении декларации (ст. 119 НК РФ). Кроме того, сроки для уведомления налоговых органов по месту учета обособленных подразделений ст. 288 НК РФ не установлены. Значит, налогоплательщик может сообщить налоговым органам требуемые сведения в любое время, в том числе и в период проведения проверки.

Консультация эксперта, 2007

Автор отмечает, что уведомление налоговых органов, в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ, не является условием перехода на новый порядок уплаты налога на прибыль, поэтому налогоплательщик вправе перейти на новый порядок уплаты налога, не сообщая о своем решении в налоговые органы.

1.4.2. После 01.01.2008. Можно ли применять централизованный порядок уплаты, если организация не уведомила об этом налоговые органы

В абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ прямо указан срок подачи уведомлений о переходе на уплату налога через ответственное обособленное подразделение – до 31 декабря предшествующего года.

Официальной позиции нет.

Авторы указывают, что организация, которая не сообщила в установленный срок налоговым органам о выборе ответственного обособленного подразделения, не теряет права на применение централизованного порядка уплаты налога на прибыль. Кроме того, авторы отмечают, что изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ в абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, станут обязательны для налогоплательщиков только с 01.01.2009.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Примечание: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2008 года

Автор отмечает, что срок, который установлен в абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ, не является пресекательным, т.е. организация, не уведомившая в срок налоговые органы или уведомившая с запозданием, не теряет права на переход. Кроме того, установленный в абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ срок станет обязательным лишь при подаче в налоговые органы уведомлений о переходе на новый порядок уплаты налога с 1 января 2009 г.

1.5. Какой КПП указывается в платежном поручении на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения (ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно официальной позиции указывать нужно тот КПП, который присвоен организации при постановке на учет по данному месту нахождения. Аналогичная точка зрения выражена в работах авторов.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-8-02/465@

Разъяснено, что в расчетных документах на перечисление налога в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения указывается КПП, присвоенный организации при постановке на учет по месту нахождения этого подразделения.

Консультация эксперта, 2005

В платежном поручении на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения организации, налогоплательщик в поле “КПП плательщика” указывает КПП, присвоенный организации при постановке на учет по месту ее нахождения. Соответственно, в платежном поручении на перечисление указанных сумм, подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, налогоплательщик в поле “КПП плательщика” указывает КПП, присвоенный организации при постановке на учет по месту нахождения этого подразделения.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Заполнение платежного поручения на уплату налога на прибыль, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации (“Налоговый вестник”, 2006, N 4)

Статья: Заполнение платежного поручения на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации (“Налоговый вестник”, 2006, N 2)

Статья: Налоговая консультация (А.А. Авдеев) (“Налоги” (газета), 2006, N 21)

1.6. Нужно ли платить налог на прибыль по местонахождению недвижимости, которая сдается в аренду (ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция заключается в том, что в данном случае платить налог по месту нахождения недвижимого имущества не надо.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 23.09.2005 N 03-06-01-04/376

Финансовое ведомство отмечает, что у налогоплательщиков нет обязанности по уплате авансовых платежей и сумм налога на прибыль по месту нахождения недвижимого имущества, если там не созданы стационарные рабочие места.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 15.12.2005 N 03-03-04/1/427

Письмо УФНС России по г. Москве от 17.07.2006 N 20-12/62877

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.03.2005 N 20-12/19402

  1. ПОДАЧА ДЕКЛАРАЦИЙ

2.1. Нужно ли сдавать Приложение N 5 к листу 02 декларации, если налог в бюджет субъекта РФ платится через головную организацию (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Вопрос о необходимости названного Приложения на практике возникает, поскольку сумма исчисленного налога в Расчете распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (Приложение N 5 к листу 02) будет дублироваться в Расчете налога на прибыль (лист 02).

Форма декларации по налогу на прибыль и Приложение N 5 к листу 02 декларации утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной ФНС России, если налог в бюджет субъекта РФ платится через головную организацию, включать в состав декларации Приложение N 5 к листу 02 не надо.

Вместе с тем УФНС России по г. Москве указывает на то, что, если организация уплачивает налог за свои обособленные подразделения, находящиеся с ней в одном субъекте, она должна представлять в составе декларации по налогу на прибыль Приложение N 5 к листу 02 с кодом 4.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Если налог в бюджет субъекта РФ платится через головную организацию, Приложение N 5 к листу 02 декларации сдавать не нужно

Письмо ФНС России от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935@

Разъяснено, что если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ и в его бюджет организация уплачивает налог за все свои обособленные подразделения, то нет необходимости составлять отдельную декларацию и включать в нее Приложение N 5 к листу 02 во избежание дублирования информации о налоговой базе и сумме налога.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо ФНС России от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5651@

Письмо ФНС России от 25.01.2006 N 01-2-03/108@

Позиция 2. Если налог в бюджет субъекта РФ платится через головную организацию, в составе декларации нужно представлять Приложение N 5 к листу 02 с кодом 4

Письмо УФНС России по г. Москве от 08.11.2010 N 16-15/116243@

Разъясняется, что организация, имеющая обособленные подразделения, находящиеся в одном с ней субъекте РФ, и уплачивающая налог за эти обособленные подразделения, должна представлять в составе декларации по налогу на прибыль Приложение N 5 к листу 02 с кодом 4 по строке 002.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 22.06.2010 N 16-15/065027@

  1. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1. Как определить показатели, если у обособленного подразделения нет амортизируемого имущества или оно фактически не используется (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

3.2. Участвуют ли в расчете доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, среднесписочная численность и остаточная стоимость амортизируемого имущества подразделения, находящегося за пределами Российской Федерации (п. 5 ст. 288 НК РФ)?

3.3. Учитывается ли при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, остаточная стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество (ст. 288 НК РФ)?

3.1. Как определить показатели, если у обособленного подразделения нет амортизируемого имущества или оно фактически не используется (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальная позиция Минфина России, УФНС России по г. Москве заключается в том, что для определения показателей, которые применяются для расчета доли прибыли, нужно учитывать основные средства, фактически используемые обособленным подразделением в производственной деятельности. Если обособленное подразделение не имеет амортизируемого имущества, то при расчете доли прибыли остаточная стоимость основных средств равна нулю. Есть работы авторов, подтверждающие данный подход.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 27.06.2011 N 03-03-06/1/381

Финансовое ведомство разъясняет, что если обособленное подразделение не имеет амортизируемого имущества, то при расчете доли прибыли остаточная стоимость его основных средств равна нулю.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 29.05.2009 N 03-03-06/1/356

Письмо Минфина России от 20.06.2005 N 03-03-04/2/7

Письмо Минфина России от 28.02.2005 N 03-03-01-04/2/29

Письмо УФНС России по г. Москве от 25.05.2012 N 16-15/046109

Письмо УФНС России по г. Москве от 15.04.2009 N 16-15/36709

Письмо УФНС России по г. Москве от 08.11.2007 N 14-14/106579

Консультация эксперта, 2013

Статья: Подразделение есть, а прибыли нет (“Новая бухгалтерия”, 2007, N 6)

Письмо Минфина России от 30.06.2005 N 03-03-04/2/16

Финансовое ведомство разъясняет, что для определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, учитывается удельный вес остаточной стоимости амортизируемых основных средств, фактически используемых в производственной деятельности (находящихся в эксплуатации) данного подразделения.

3.2. Участвуют ли в расчете доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, среднесписочная численность и остаточная стоимость амортизируемого имущества подразделения, находящегося за пределами Российской Федерации (п. 5 ст. 288 НК РФ)?

В п. 5 ст. 288 НК РФ определено, что при наличии подразделений, находящихся за пределами РФ, налог платится с учетом особенностей, установленных ст. 311 НК РФ. Вместе с тем в ст. 311 НК РФ порядок расчета показателей по таким обособленным подразделениям не урегулирован.

Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, заключается в том, что среднесписочная численность и остаточная стоимость амортизируемого имущества подразделения, находящегося за пределами РФ, в расчете доли прибыли, которая приходится на обособленные подразделения, не участвуют. Такого же мнения придерживаются и авторы.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо УФНС России по г. Москве от 10.03.2005 N 20-12/15020

Разъяснено, что расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, которое расположено на территории иностранного государства, не производится.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Обособленные подразделения и налог на прибыль (“Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2006, N 8)

Консультация эксперта, 2005

3.3. Учитывается ли при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, остаточная стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество (ст. 288 НК РФ)?

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей и сумм налога производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Такая доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из фактических показателей остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

По данному вопросу существует две точки зрения.

Согласно официальной позиции Минфина России удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества рассчитывается только в отношении основных средств. Стоимость иного амортизируемого имущества, в частности капитальных вложений в арендованные объекты ОС и нематериальных активов, при его определении не учитывается. Аналогичная точка зрения выражена в работах авторов.

В то же время в одном из писем финансовое ведомство выразило противоположную точку зрения: остаточная стоимость неотделимых улучшений в арендованное имущество учитывается при определении удельного веса.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Остаточная стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество не учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение

Письмо Минфина России от 23.05.2014 N 03-03-рз/24791

Финансовое ведомство разъяснило, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 20.04.2011 N 03-03-06/2/66

Письмо Минфина России от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (нематериальных активов, капитальных вложений) при определении указанного показателя не учитывается.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 10.03.2009 N 03-03-06/2/36

Письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/1/672

Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-03-06/2/147

Статья: Налог на прибыль в обособленных подразделениях (Анищенко А.В.) (“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2009, N 5)

Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-03-06/2/2

Разъясняется, что, поскольку произведенные арендатором неотделимые улучшения в предоставленные в аренду объекты основных средств не являются его собственностью, они не могут учитываться при расчете удельного веса доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

Книга: Налог на прибыль (Новоселов К.В.) (“АйСи Групп”, 2010)

Автор указывает, что неотделимые улучшения арендованного имущества основными средствами для арендатора не являются. В расчете удельного веса доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, участвует только амортизируемое имущество, относящееся к основным средствам.

Позиция 2. Остаточная стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение

Письмо Минфина России от 10.12.2007 N 03-03-06/2/221

Разъясняется, что если капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендуемое имущество амортизируются, то на период действия договора аренды сумма капитальных вложений включается в расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества при определении доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

  1. ЛИКВИДАЦИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

4.1. Как распределяется сумма авансового платежа при ликвидации одного из обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

4.2. Как пересчитать налоговые обязательства, если на момент обнаружения ошибки одно обособленное подразделение ликвидировано (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

4.1. Как распределяется сумма авансового платежа при ликвидации одного из обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Согласно официальной позиции в этом случае при распределении налоговой базы между организацией и ее обособленными подразделениями показатели удельного веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества по ликвидированному обособленному подразделению не учитываются. Аналогичного мнения придерживаются и авторы.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Письмо ФНС России от 16.12.2005 N 02-4-12/93@

В Письме разъясняется, что для распределения налоговой базы между организацией и ее обособленными подразделениями исчисление удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества производится без учета указанных показателей по ликвидированному обособленному подразделению.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624

Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-03-04/1/258

Письмо Минфина России от 18.01.2006 N 03-03-04/2/10

Письмо ФНС России от 06.06.2005 N 02-4-12/35

Письмо УФНС России по г. Москве от 25.12.2006 N 20-12/114976

Письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2005 N 20-12/97009

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2006

Консультация эксперта, 2005

Статья: Открыть филиал легко, а рассчитать налоги? (“Налоговые споры”, 2006, N 8)

Статья: Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения (“Налоговые споры”, 2006, N 4)

Статья: Порядок распределения прибыли при создании и ликвидации обособленных подразделений (“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2006, N 2)

Статья: Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения (“Бухгалтерский бюллетень”, 2005, N 8)

Статья: Как рассчитать налог на прибыль, если филиал ликвидирован (“Российский налоговый курьер”, 2005, N 22)

Статья: Как рассчитать налог на прибыль при ликвидации обособленного подразделения (“Российский налоговый курьер”, 2005, N 15)

Статья: Об обложении налогом на прибыль при ликвидации обособленного подразделения организации (“Налоговый вестник”, 2005, N 1)

4.2. Как пересчитать налоговые обязательства, если на момент обнаружения ошибки одно обособленное подразделение ликвидировано (п. 2 ст. 288 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ специальных правил по данному вопросу не содержит.

Официальной позиции нет.

По мнению авторов, сумма налога на прибыль должна распределяться (перераспределяться) исходя из того количества обособленных подразделений и той их доли в налоговой базе в целом по налогоплательщику, которые были заявлены в первичной налоговой декларации за отчетный период совершения ошибки.

Судебной практики нет.

Подробнее см. документы

Консультация эксперта, 2005

По мнению автора, при ликвидации подразделения сумма налога на прибыль должна распределяться (перераспределяться) между обособленными подразделениями в соответствии с порядком, установленным в ст. 288 НК РФ. При распределении суммы налога, исчисленной в уточненной декларации, нужно учитывать количество обособленных подразделений и их долю в налоговой базе в целом по налогоплательщику, которые были заявлены в первичной налоговой декларации за период совершения ошибки.