Ст 41 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение места жительства гражданина. Более подробно об этом говорится в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилах регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации».

Так, согласно п. 3 указанных Правил местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Формальным основанием признания гражданина проживающим в определенном месте жительства является его регистрация по месту жительства (от места жительства следует отличать место пребывания. Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, туристическая база, больница, а также другое жилое помещение, где гражданин проживает временно). Однако государственная регистрация по месту жительства не происходит автоматически.

Как было отмечено в литературе, исследование нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления и судебной практики позволяет выделить три ключевых основания для отказа в регистрации граждан по месту жительства:

1) ограничение свободы передвижения и выбора места жительства на определенных территориях РФ, имеющих особый правовой статус, где федеральными законами устанавливаются соответствующие правовые режимы, основная цель которых — обеспечение безопасности (речь идет о приграничных территориях и закрытых территориальных образованиях);

2) косвенное ограничение права на свободный выбор места жительства, вытекающее из определенных жилищным законодательством способов реализации права на жилище, поскольку при невыполнении установленных требований гражданин не может получить необходимые для регистрации по месту жительства документы, а соответственно — оформить регистрацию;

3) отсутствие у гражданина жилого помещения или проживание гражданина в нежилом помещении, которое приспособлено им для проживания .

Миролюбова С.Ю. Институт регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 23.

Место жительства может не совпадать с местом регистрации по месту жительства.

Закон связывает категории «место жительства» и «место пребывания» с наличием жилого помещения, которое в соответствии с ЖК РФ и ГК РФ должно отвечать определенным требованиям.

Таким образом, для определения места жительства необходимо наличие жилого помещения и право проживания в нем. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно соответствовать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с указанным Кодексом. Также жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.

Для того чтобы помещение приобрело статус жилого, оно должно быть изолированным и пригодным именно для длительного проживания. По смыслу положений ЖК РФ жилое помещение в случае установления его непригодности для длительного проживания теряет статус такового.

Термин «преимущественно» означает, что речь идет о ситуациях, когда гражданин имеет несколько жилых помещений, в которых он может проживать по указанным выше основаниям, и своим контрагентам он может указать то помещение, которым он владеет, но фактически там не проживает. Таким образом, слово «преимущественно» означает, что в том или ином месте он проживает чаще, чем в других местах.

Точное определение места жительства имеет важное юридическое значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости и определенности гражданских правоотношений. С ним ГК связывает наступление целого ряда гражданско-правовых последствий. Например, по общему правилу местом исполнения денежного обязательства является место жительства кредитора, а по другим обязательствам — место жительства должника; с местом жительства связано признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; место открытия наследства (ст. 1115 ГК); подсудность при разрешении споров в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. По месту жительства осуществляется государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

В связи с этим в случае сообщения неправильного места жительства могут возникнуть ситуации, неблагоприятные либо для одной, либо для другой стороны гражданского правоотношения. Неблагоприятные последствия могут заключаться, например, в неполучении судебных повесток, что в свою очередь может вызвать риск отрицательных последствий в виде неблагоприятного судебного решения.

Вопрос о статусе и месте жительства вынужденных переселенцев и беженцев, т.е. лиц, покинувших место жительства не в индивидуальном порядке и не по своему желанию, а вынужденно, в связи с неблагоприятными политическими, социальными условиями, стихийными бедствиями, а также в силу реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной, расовой, религиозной принадлежности и др., регулируется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

2. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет и лица, признанные недееспособными, проживают по месту жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Другими словами, их место жительства совпадает с местом жительства их законных представителей.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Принят Государственной Думой 12 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 14 марта 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 383-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 6942) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в части 1:

в пункте 2 слова «в сумме 9 042 264 593,7 тыс. рублей, из них 8 999 840 828,0 тыс. рублей» заменить словами «в сумме 9 146 494 250,2 тыс. рублей, из них 9 104 070 484,5 тыс. рублей»;

б) в части 2:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) объем дефицита бюджета Фонда на 2021 год в сумме 27 209 854,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 27 531 250,8 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 321 396,3 тыс. рублей, и объем дефицита бюджета Фонда на 2022 год в сумме 12 833 576,2 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 31 352 428,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 18 518 852,3 тыс. рублей.»;

3) приложения 3 — 5 изложить в следующей редакции:

«Приложение 3

к Федеральному закону

«О бюджете Пенсионного фонда

Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

(в редакции Федерального закона

«О внесении изменений

в Федеральный закон

«О бюджете Пенсионного фонда

Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»)

Источники
внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Сумма (тыс. рублей)

Наименование

2020 год

Плановый период

2021 год

2022 год

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

209 176 211,9

27 209 854,5

12 833 576,2

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в течение соответствующего финансового года

213 527 628,1 27 070 702,4 30 463 528,5

Иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

-4 351 416,2 139 152,1 -17 629 952,3

Приложение 4

к Федеральному закону

«О бюджете Пенсионного фонда

Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

(в редакции Федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»)

Распределение
бюджетных ассигнований бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов

(тыс. рублей)

Рз

ПР

ЦСР

ВР

Сумма

Пенсионный фонд Российской Федерации

9 146 494 250,2

Общегосударственные вопросы

01 00 122 307 675,4

Международные отношения и международное сотрудничество

01 08 8 584,8

Непрограммные направления деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

01 08 73 0 00 00000 8 584,8

Международное сотрудничество

01 08 73 5 00 00000 8 584,8

Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации

(Иные бюджетные ассигнования)

01 08 73 5 00 92794 800 8 584,8

Другие общегосударственные вопросы

01 13 122 299 090,6

Непрограммные направления деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

01 13 73 0 00 00000 122 299 090,6

Обеспечение выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

01 13 73 2 00 00000 120 524 177,2

Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений

(Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями,

органами управления государственными внебюджетными фондами)

01 13 73 2 00 90059 100 90 090 515,0

Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

73 2 00 90059 200 29 253 736,9

Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

01 13 73 2 00 90059 300 90 500,0

Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений

(Иные бюджетные ассигнования)

01 13 73 2 00 90059 800 1 089 425,3

Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры

01 13 73 6 00 00000 1 774 913,4

Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов

(Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)

01 13 73 6 00 94009 400 1 774 913,4

Образование

07 00 134 955,2

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

07 05 134 955,2

Непрограммные направления деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

07 05 73 0 00 00000 134 955,2

Обеспечение выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

07 05 73 2 00 00000 134 955,2

Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

07 05 73 2 00 90059 200 134 955,2

Социальная политика

10 00 9 024 051 619,6

Пенсионное обеспечение

10 01 8 017 761 690,5

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

10 01 03 0 00 00000 70 028 170,8

Подпрограмма «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»

10 01 03 1 00 00000 70 028 170,8

Основное мероприятие «Оказание мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий»

10 01 03 1 04 00000 2 784 101,7

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов

(Закупка товаров, работ

и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 03 1 04 30350 200 20 525,5

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 03 1 04 30350 300 2 763 576,2

Основное мероприятие «Оказание мер государственной поддержки инвалидам»

10 01 03 1 05 00000 516 876,1

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 03 1 05 30360 200 2 361,2

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 03 1 05 30360 300 514 514,9

Основное мероприятие «Предоставление социальных доплат к пенсии»

10 01 03 1 07 00000 63 356 118,0

Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 03 1 07 30570 200 346 342,8

Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 03 1 07 30570 300 63 009 775,2

Основное мероприятие «Выплата дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

10 01 03 1 19 00000 3 371 075,0

Выплата дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 03 1 19 30190 200 14 561,2

Выплата дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 03 1 19 30190 300 3 356 513,8

Непрограммные направления деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

10 01 73 0 00 00000 7 947 733 519,7

Социальные выплаты

10 01 73 7 00 00000 7 947 733 519,7

Материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30560 200 23 396,4

Материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30560 300 7 810 357,5

Выплата страховой пенсии

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30580 200 36 575 500,0

Выплата страховой пенсии

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30580 300 7 366 552 406,8

Выплата накопительной пенсии

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30590 200 804,6

Выплата накопительной пенсии

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30590 300 1 149 425,2

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30600 200 2 431 884,8

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

73 7

493 843 425,6

Выплата доплат к пенсиям

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30610 200 35,4

Выплата доплат к пенсиям

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30610 300 37 191,3

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30620 200 16 562,9

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30620 300 8 653 443,2

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30630 200 17 961,1

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30630 300 11 225 676,4

Срочная пенсионная выплата

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30640 200 1 298,6

Срочная пенсионная выплата

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30640 300 763 887,5

Выплата пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

10 01 73 7 00 30650 200 10 436,8

Выплата пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30650 300 4 444 425,8

Доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности

(Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

73 7

10 856,5

Доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 30660 300 2 544 082,3

Выплата пенсии некоторым категориям граждан Российской Федерации

(Социальное обеспечение и иные выплаты населению)

10 01 73 7 00 31070 300 6 548 599,7

Осуществление пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

1. Патронаж над дееспособными гражданами — это новый правовой институт. Ранее по нормам брачно-семейного законодательства (КоБС) в случаях, указанных в п. 1 комментируемой статьи, над дееспособными совершеннолетними гражданами устанавливалось попечительство (с определенными ограничениями). Такой подход не в полной мере соответствовал правовой природе попечительства и защите имущественных прав полностью дееспособных граждан, хотя и нуждающихся в помощи.

2. Под патронажем как особой формой попечительства в силу п. 1 ст. 41 следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, немощность по старости. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

3. Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Их согласие на установление патронажа и назначение конкретного лица их попечителем (помощником) является обязательным условием. Вместе с тем это лицо должно отвечать требованиям пп. 2, 3 ст. 35 (см. коммент. к ней). Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного.

Назначение попечителя (помощника) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (см. п. 1 ст. 35 и коммент. к нему). Надзор за его деятельностью осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.).

4. Назначенный гражданам, указанным в п. 1 комментируемой статьи, попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении попечителя (как это было ранее) не нуждается. Свою помощь попечитель может осуществлять не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения (гл. 10 и 49 ГК) или договора о доверительном управлении имуществом (ст. 209 и гл. 53 ГК), который заключается с самим подопечным — собственником имущества.

5. Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), попечитель (помощник) совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду его совершеннолетними детьми, и др.).

6. Патронаж прекращается: по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем (независимо от мотивов этого требования); при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты; по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей; при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в т.ч. при использовании патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи (см. ст. 39 и коммент. к ней).

Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации). Патронаж прекращается также со смертью подопечного (без вынесения соответствующего решения).

Другой комментарий к статье 41 ГК РФ

1. Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве РФ отсутствовал. Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать поддержку, в чем бы она ни выражалась.

По смыслу п. 1 комментируемой статьи патронаж — разновидность попечительства, предусмотренного ст. 35 ГК. С таким подходом трудно согласиться. Попечительство над дееспособными совершеннолетними лицами имеет свои отличительные правовые признаки. Главный из них — восполнение дееспособности лица. При патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся только в помощи. Она может быть активной и пожизненной, разовой и систематической, касаться мелких и крупных сделок, распоряжения имуществом. Какой должна быть эта помощь, определять находящемуся под патронажем лицу. Поэтому правильнее было бы говорить о патронаже над дееспособными гражданами как совершенно самостоятельном правовом способе помощи со стороны лиц, которым они доверяют. При отсутствии таких лиц гражданин может быть помещен в одно из специализированных учреждений (интернат, дом инвалидов) на полное государственное попечение. Однако временное пребывание в подобного рода учреждении не исключает патронажа.

2. В п. 2 комментируемой статьи использована уже более точная терминология. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется помощником. Его статус отличается от регламентируемых ст. 35 ГК прав и обязанностей попечителя. Поступки, действия помощника связаны не правовыми предписаниями, а волей дееспособного совершеннолетнего гражданина. Чтобы обезопасить его от всякого рода случайностей, скрытой недобросовестности помощника, устанавливается определенный порядок оформления его отношений с лицом, находящимся на патронаже. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Именно такой видится формальная сторона договора патронажа, которая в ст. 41 четко не определена.

3. Настоящий пункт посвящается защите помощником только имущественных прав патронируемого. Она осуществляется по смыслу п. 3 комментируемой статьи на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся на патронаже.

По нашему мнению, подобного рода правила неоправданно усложняют не только правовую, но и фактическую сторону патронажа, затрудняют его использование по назначению. Это обстоятельство вызывается смешением института попечительства как такового и патронажа. Представляется, что объединенные договором патронажа стороны связаны намерениями находящегося на патронаже лица. Если же возникнет надобность в совершении сделок, требующих нотариального удостоверения, помощник может действовать на основании доверенности.

Патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но беспомощным гражданам может быть как безвозмездным, так и оплачиваемым за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ как имущественного, так и неимущественного характера (пользование дачей, автомашиной, комнатой в квартире, личной библиотекой и т.п.). При отсутствии всяких средств у лица, нуждающегося в помощнике, в исключительных случаях труд последнего может оплачиваться органами социальной помощи, различного рода фондами. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко зафиксированы права и обязанности сторон (помощника и органов опеки и попечительства), а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. В тексте договора могут быть оговорены важные для беспомощного гражданина детали (доставка ему продуктов, приготовление пищи, уборка, организация медицинской помощи, чтение вслух для слепых и т.п.). Договор патронажа предполагает существование систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях — отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других жизненно важных прав лица, пользующегося договором патронажа. Ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося на патронаже без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.

4. Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения побуждения, вызвавшие желание физического лица прекратить отношения по патронажу. Для органов опеки и попечительства, прокурора основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью. Трактуя освобождение помощника (его отстранение) от принятых на себя обязательств, ст. 39 ГК исходит из понимания патронажа как разновидности попечительства, с чем трудно согласиться.