Ст 59 УК РСФСР

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ в статью 196 настоящего кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 196. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков

Подделка удостоверения или иного выдаваемого государственным или общественным предприятием, учреждением, организацией документа, представляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим подделывателем или другим лицом, либо сбыт такого документа, а равно изготовление поддельных штампов, печатей, бланков государственных или общественных предприятий, учреждений, организаций в тех же целях либо сбыт их —

наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок.

Те же действия, совершаемые систематически, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Использование заведомо подложного документа —

наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до одного минимального месячного размера оплаты труда.

Статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР

Уголовный кодекс РСФСР, содержащий печально известную статью 58, был опубликован в ноябре 1926 года и вступил в силу 1 января 1927 года. В первоначальном варианте статья 58 содержала 18 пунктов и отличалась от той, которая действовала в 1930-1940-х гг. Глава первая указанной статьи, содержащая 14 пунктов, была введена в действие постановлением Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) и Советом народных комиссаров РСФСР от 6 июня 1927 года. Также 8 июня 1934 года постановлением ЦИК были введены статьи 58-1а — 58-1г. Уголовный кодекс 1926 года утратил свою силу 1 января 1961 года. С 1921 по 1953 год за контрреволюционные преступления по статье 58 было осуждено 3 777 380 человек, в том числе приговорены к высшей мере наказания — расстрелу 642 980 человек. В Уголовных кодексах других союзных республик СССР были аналогичные статьи. В частности, в Уголовном кодексе Украинской ССР ей соответствовала 54-я статья, в Уголовном кодексе Белорусской ССР аналогичной была 63-я статья.

Краткая расшифровка:

58-1 УК РСФСР — измена Родине;
58-2 УК РСФСР — вооруженное восстание;
58-3 УК РСФСР — сношение в контрреволюционных целях с иностранным государством;
58-4 УК РСФСР — оказание помощи международной буржуазии;
58-5 УК РСФСР — склонение иностранного государства к войне;
58-6 УК РСФСР — шпионаж;
58-7 УК РСФСР — вредительство;
58-8 УК РСФСР — терроризм;
58-9 УК РСФСР — диверсии;
58-10 УК РСФСР — антисоветская агитация и пропаганда;
58-11 УК РСФСР — организационная контрреволюционная деятельность.

При осуждении Особым совещанием использовались «литерные статьи», соответствующие пунктам статьи 58:

Ниже приведен полный текст особенной части уголовного кодекса, содержащей статью 58. С полным текстом Уголовного кодекса РСФСР от 1926 года можно ознакомиться по ссылке.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Преступления государственные

1. Контрреволюционные преступления

58-1. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР. .

58-1а. Измена родине, т. е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу караются — высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок десять лет с конфискацией всего имущества. .

58-1б. Те же преступления, совершенные военнослужащими, караются высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества. .

58-1в. В случае побега или перелета за границу военнослужащего, совершеннолетние члены его семьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершенной измене, или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, караются — лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией всего имущества. Остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления — подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет. .

58-1г. Недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене — влечет за собой — лишение свободы на десять лет. Недонесение со стороны остальных граждан (не военнослужащих) преследуется согласно ст. 58-12. .

58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры, влекут за собой — высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества. .

58-3. Сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-4. Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равноправия коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системе, стремится к ее свержению, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазией общественным группам и организациям, в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела или объявления врагом трудящихся, с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с конфискацией имущества. .

58-5. Склонение иностранного государства или каких-либо в нем общественных групп, путем сношения с их представителями, использование фальшивых документов или иными средствами, к объявлению войны, вооруженному вмешательству в дела Союза ССР или иным неприязненным действиям, в частности: к блокаде, к захвату государственного имущества Союза ССР или союзных республик, разрыву дипломатических сношений, разрыву заключенных с Союзом ССР договоров и т. п., влечет за собой —
меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-6. Шпионаж, т. е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР, — высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся, с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с конфискацией имущества. Передача, похищение или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий, за вознаграждение или безвозмездно, организациям и лицам, указанным выше, влекут за собой — лишение свободы на срок до трех лет. .

Примечание 1. Специально охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза ССР по согласованию с советами народных комиссаров союзных республик и опубликовываемом во всеобщее сведение.

58-7. Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования государственных учреждений и предприятий или противодействия их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-8. Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-9. Разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных складов и иных сооружений или государственного или общественного имущества влечет за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.582 — 589 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-11. Всякого рода организационная деятельность, направления к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в соответствующих статьях настоящей главы. .

58-12. Недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. .

58-13. Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. .

58-14. Контрреволюционный саботаж, т. е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества. .

Глава первая введена в действие со времени вступления в силу Положения о преступлениях государственных, принятого 3-й сессией III созыва Центрального Исполнительного Комитета СССР 25 февраля 1927 года (СЗ СССР 1927 года № 12, ст.123).

Ст.ст. 58-1а — 58-1г введены в действие со времени введения в действие пост. ЦИК СССР 8 июня 1934 года (СЗ СССР № 33, ст.255).

2. Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления

59-1. Преступлением против порядка управления признается всякое действие, которое, не будучи направлено непосредственно к свержению Советской власти и Рабоче-Крестьянского Правительства, тем не менее приводит к нарушению правильной деятельности органов управления или народного хозяйства и сопряжено с сопротивлением органам власти и препятствованием их деятельности, неповиновением законам или с иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти.

Особо опасными для Союза ССР преступлениями против порядка управления признаются те, совершенные без контрреволюционных целей, преступления против порядка управления, которые колеблют основы государственного управления и хозяйственной мощи Союза ССР и союзных республик. .

59-2. Массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, разрушением железнодорожных путей или иных средств сообщения и связи, убийствами, поджогами и другими подобными действиями, влекут за собой:

а) в отношении организаторов и руководителей массовых беспорядков, а равно всех участников, совершивших указанные выше преступления или оказавших вооруженное сопротивление власти, — лишение свободы на срок не ниже двух лет, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества;

б) в отношении прочих участников — лишение свободы на срок до трех лет.

Массовые беспорядки, не отягченные преступлениями, указанными выше, но сопряженные с явным неповиновением законным требованиям властей или с противодействием исполнению последними возложенных на них обязанностей, или понуждением их к исполнению явно незаконных требований, влекут за собой — лишение свободы на срок до одного года. .

59-3. Бандитизм, т. е. организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановках поездов и разрушении железнодорожных путей и иных средств сообщения и связи, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества. .

59-3а. Тайное или открытое похищение огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов:

а) из складов и хранилищ РККА, военизированной охраны и военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, Рабоче-крестьянской милиции, экспедиции подводных работ (ЭПРОН), исправительно-трудовых учреждений, а также тылового ополчения и трудовых частей из лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, либо

б) из мест постоянного или временного расположения частей РККА, военизированной охраны и военизированной пожарной охраны, Рабоче-крестьянской милиции, экспедиции подводных работ (ЭПРОН), тылового ополчения и трудовых частей и из исправительно-трудовых учреждений — в тех случаях, когда огнестрельное оружие, части к нему и огневые припасы находились под охраной или особым наблюдением, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже одного года, а в случае применения похитителями насилия, опасного для жизни и здоровья лиц, несущих соответствующую охрану или наблюдение, — лишение свободы на срок не ниже трех лет, с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества. .

59-3б. Разрушение или повреждение железнодорожных и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегательных знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, с повышением при особо отягчающих обстоятельствах вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества. .

59-3в. Нарушение работниками транспорта трудовой дисциплины (нарушения правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и пути и т. п.), если это нарушение повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений, либо несчастные случаи с людьми, несвоевременную отправку поездов и судов, скопление на местах выгрузки порожняка, простой вагонов и судов и другие действия, влекущие за собой срыв (невыполнение) намеченных Правительством планов перевозок или угрозу правильности и безопасности движения, влечет за собой — лишение свободы на срок до десяти лет.

В тех случаях, когда эти преступные действия носят явно злостный характер, применяется высшая мера социальной защиты с конфискацией имущества. .

59-3г. Нарушение работниками гражданской авиации и гражданского воздухоплавания служебных обязанностей (нарушение начальником аэропорта правил о выпуске воздушных судов в полет, вылет из аэропорта без распоряжения начальника аэропорта, нарушение правил о полетах и т. п.), если это нарушение повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна или земного оборудования для полетов, либо несчастный случай с людьми влечет за собой — лишение свободы на срок до десяти лет, а при особо отягчающих обстоятельствах — высшую меру наказания. .

59-3д. Нарушение правил о международных полетах (влет в Союз ССР и вылет из Союза ССР без разрешения, несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полетов и т. п.) при отсутствии признаков измены родине или иных контрреволюционных преступлений, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже одного года или штраф в размере до 10000 рублей с конфискацией или без конфискации воздушного судна. .

59-4. Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу влечет за собой — исправительно-трудовые работы на срок до одного года.

Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу при отягчающих обстоятельствах, в частности посредством причинения себе телесного повреждения, симуляции болезни, подлога документов, подкупа должностного лица и т. п. или под предлогом религиозных убеждений, влечет за собой — лишение свободы на срок до пяти лет. .

59-5. Уклонение лиц, зачисленных в тыловое ополчение, и лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, от призыва в военное время в части тылового ополчения и трудовые части влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже одного года. .

59-6. Отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей (в частности, военно-автотранспортной, военно-конской, военно-повозочной и военно-судовой) влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества. .

59-7. Пропаганда или агитация, направленные к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни, а равно распространение или изготовление и хранение литературы того же характера влекут за собой — лишение свободы на срок до двух лет.

Те же действия в военной обстановке или при массовых волнениях влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже двух лет, с конфискацией всего или части имущества, с повышением при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества. .

59-8. Подделка или сбыт в виде промысла поддельной металлической монеты, государственных казначейских билетов, билетов Государственного банка Союза ССР, государственных ценных бумаг, а равно подделка или сбыт в виде промысла поддельной иностранной валюты влекут за собой — высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже двух лет, с конфискацией всего или части имущества.

Подделка в виде промысла чеков, документов на денежные вклады и вклады в ценных бумагах, а равно свидетельств по денежным аккредитивам, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже двух лет с конфискацией всего или части имущества.

Подделка или сбыт в виде промысла поддельных знаков почтовой оплаты, билетов железнодорожного и водного транспорта и иных проездных и на провоз груза документов влечет за собой — лишение свободы на срок до трех лет. .

59-9. Квалифицированная контрабанда влечет за собою — сверх произведенной таможенным управлением конфискации товаров и наложения штрафа, лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, а при особо отягчающих обстоятельствах, — с повышением вплоть до высшей меры социальной зашиты — расстрела, с конфискацией имущества. .

59-10. Способствование незаконному переходу государственных границ, совершенное в виде промысла или должностными лицами, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже одного года. .

59-11. Нарушение Положения о монополии внешней торговли влечет за собой — лишение свободы на срок до десяти лет, с конфискацией всего или части имущества. .

59-12. Нарушение правил о валютных операциях влечет за собой — лишение свободы на срок до трех лет, с конфискацией всего или части имущества. .

59-13. Недонесение о достоверно известных готовящихся или совершенных преступлениях, предусмотренных ст.ст. 59-2, 59-3 и 59-8 настоящего Кодекса, влечет за собой — лишение свободы на срок до одного года. .

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №4 — 2010

Исаев Даурен Рахметуллаевич

В последние десятилетия ХХ века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних.

Казахстан, в августе 1994 года, одним из первых стран СНГ ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». В последующем, в целях обеспечения лучших интересов детей, Республика Казахстан присоединилась к наиболее значимым Конвенциям, к примеру, к Конвенции о взыскании за границей алиментов (1999 г.), к Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу (2000 г.), к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и порнографии (2001 г.), Конвенции Международной организации труда о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (2002 г.) и к ряду других.

Став участником международного сообщества, Казахстан прилагает немалые усилия в достижении международных стандартов по улучшению качества жизни детей, их полноценного и гармоничного развития, в связи с чем современное законодательство постоянно претерпевает определенного рода изменения.

В 2008 году Казахстаном была принята Концепция развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, которая определила основные направления в развитии ювенального права.

При построении данной Концепции был учтен опыт различных зарубежных стран, однако Казахстан имеет свою историю, свои особенности, в связи с чем необходима национальная модель ювенальной юстиции, которая бы эффективно работала в условиях нашего государства.

А для этого необходим исторический анализ развития норм, направленных на защиту прав несовершеннолетних.

С развенчанием культа личности Сталина в СССР начался период правовых реформ, направленных на более строгие требования к самому законодательству, и на гуманное отношение к человеку, в общем, и несовершеннолетним, в частности.

Казахстанское законодательство 50-х годов уже было ориентировано на гуманное отношение к несовершеннолетним правонарушителям, как материальное, так и процессуальное.

Так, статья 10 Уголовного кодекса УК КазССР 1959 года предусматривала, что Уголовной ответственности подлежат лица, которым к моменту совершения преступления исполнилось 16 лет.

Если сравнивать с современным уголовным законодательством, то необходимо отметить, что спектр составов, за которые предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних в возрасте с 14 до 16 лет, значительно расширился.

Так, согласно статьи 15 УК РК, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах, умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

В то время, как УК КазССР не перечислял конкретные составы, а давался перечень преступлений, которые содержат в себе несколько составов. Например, в УК КазССР говорилось, что уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет за убийство, но здесь же подразумевалось, что они подлежат ответственности и за неосторожное убийство; или нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья подразумевало расстройства здоровья любой степени тяжести от легкой до тяжелой.

Если говорить об уголовном наказании, то, согласно ст. 22-24 УК КазССР, к несовершеннолетним не применялись такие виды наказаний, как смертная казнь, ссылка и высылка, исправительные работы без лишения свободы. Лишение свободы назначалось на срок не более, чем на 10 лет. Сравнивая с УК РК 1997 года, мы можем сказать, что, согласно статье 79, несовершеннолетним могут быть назначены следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Причем, лишение свободы несовершеннолетним может быть назначено на срок не выше десяти лет, а за убийство при отягчающих обстоятельствах или по совокупности преступлений, одним из которых является убийство при отягчающих обстоятельствах — двенадцати лет.

Вместе с тем, Уголовный кодекс Республики Казахстан специально предусматривает, что лицам, впервые совершившим преступления небольшой тяжести в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и средней тяжести в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, лишение свободы не назначается.

Статьей 10 УК КазССР также оговаривалось, что если суд найдет, что исправление лица, совершившего в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным наказанием.

В качестве таковых кодекс называл следующие меры:

а) отдача несовершеннолетнего на попечение родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, родственников или других лиц, заслуживающих доверие, если таковые могут обеспечить надлежащее содержание и воспитание несовершеннолетних, либо передача несовершеннолетних под наблюдение и на воспитание коллективу трудящихся или общественной организации по их просьбе. Как указывал Пленум Верховного суда СССР в Постановлении от 3 июля 1963 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» нельзя было допускать необоснованных отказов в удовлетворении ходатайств коллективов трудящихся и общественных организаций, а также комиссий по делам несовершеннолетних о применении к лицам, впервые совершившим преступление условного осуждения с передачей их этим коллективам и организациям на перевоспитание;

б) помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное заведение;

в) помещение несовершеннолетнего в лечебно-воспитательное учреждение;

г) помещение несовершеннолетних в воспитательные колонии для несовершеннолетних. Здесь необходимо пояснить, что в сравнении с настоящим законодательством лишение свободы несовершеннолетние отбывали в исправительно-трудовых учреждениях со специальным воспитательным режимом для несовершеннолетних, воспитательные колонии в их структуру не входили, в настоящее же время лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательных колониях общего и усиленного режима .

Уголовный кодекс Республики Казахстан тоже предлагает ряд мер, которые обозначены в статье 82 УК РК, как принудительные меры воспитательного воздействия. В соответствии с УК РК. такими мерами являются:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

д) помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Причем, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Безусловно, положительным моментом является то, что в современном законодательстве расширился перечень подобных мер, но, к сожалению, как нам констатирует практика, назначение этих мер не так распространено, как хотелось бы, во-первых, а во-вторых, эффективность этих мер в силу отсутствия системы перевоспитания привязанной к этим мерам крайне низкая.

Но положительным в современном уголовном законодательстве является то, что Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 года предусматривает отдельный шестой раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних, в то время как в УК КазССР были предусмотрены лишь отдельные нормы в общих разделах.

В послевоенные годы, в начале пятидесятых, общество стало осознавать необходимость гуманизации законодательства в отношении несовершеннолетних. Медиками, социологами, психологами признавалось, что, в силу возрастных физиологических, психических особенностей несовершеннолетние не могут отвечать за свои поступки наряду со взрослыми. Карательная политика в праве относительно несовершеннолетних сошла на нет, и это отразилось не только в материальном праве, как было описано выше, но и в процессуальном.

Порядок производства предварительно следствия и судебного разбирательства по уголовным делам несовершеннолетних определялся Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. В уголовно-процессуальном кодексе КазССР статьи о таких особенностях были помещены в соответствующих разделах о дознании и предварительном расследовании.

При возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего государственные органы, а также лица, правомочные возбуждать уголовные дела, обязаны решать следующие вопросы:

а) может ли лицо, о котором идет речь в первичном материале, быть привлечено к уголовной ответственности по своему возрасту;

б) будет ли целесообразно применение к данному лицу мер уголовного наказания;

в) нет ли некоторых иных обстоятельств, исключающих с учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетнего наказуемость совершенного им деяния.

Согласно статьи 45 УК КазССР, при производстве предварительного следствия и при разбирательстве дела в суде подлежат доказательству:

а) событие преступление (время, место, способ и другие обстоятельства совершенного преступления);

б) кто совершил преступление;

в) виновность обвиняемого в совершении преступления;

г) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

д) последствия совершенного преступления;

е) характер и размер ущерба нанесенного преступлением.

По делам несовершеннолетних, кроме указанных обстоятельств особо подлежали выяснению: 1) точный возраст несовершеннолетнего; 2) условия жизни и воспитания; 3) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников .

В соответствии же со статьей 117 УПК РК, по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие и предусмотренные уголовным законом признаки состава преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) кто совершил запрещенное уголовным законом деяние;

3) виновность лица в совершении запрещенного уголовным законом деяния, форма его вины, мотивы совершенного деяния, юридическая и фактическая ошибки;

4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

5) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

6) последствия совершенного преступления;

7) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

8) обстоятельства, исключающие преступность деяния;

9) обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания.

По делам же несовершеннолетних дополнительному доказыванию подлежит возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; степень интеллектуального, волевого и психического развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы; влияние на несовершеннолетнего взрослых лиц и других несовершеннолетних.

Как мы можем видеть, объем фактических данных, подлежащих доказыванию в судопроизводстве по делам несовершеннолетних несколько увеличился, благодаря введению законодателем таких фактических данных, подлежащих доказыванию, как обстоятельства, исключающие преступность деяния, обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания, а также (что касается непосредственно несовершеннолетних) степень интеллектуального, волевого и психического развития, особенности характера и темперамента, потребности и интересы несовершеннолетнего; влияние на несовершеннолетнего взрослых лиц и других несовершеннолетних.

В соответствии в УК КазССР, при допросе несовершеннолетнего следователь обязан был правильно применять процессуальные и тактические приемы допроса.

Законом не был установлен возраст, по достижении которого несовершеннолетний мог быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего. Несовершеннолетние или потерпевшие, не достигшие 16 лет, не несли уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, хотя в обязательном порядке предусматривалось разъяснение о необходимости давать правильные показания. При допросе подростка в возрасте до 14 лет могли быть вызваны педагог, врач, родители или законные представители несовершеннолетнего. Такое действие производилось по усмотрению следователя и обычно в тех случаях, когда допрашиваемый по своему характеру был замкнут. Современный УПК РК, в отличие от УПК КазССР, предусматривает обязательность присутствия при допросе несовершеннолетнего, родителей или законных представителей, а также защитника, а при необходимости и участие психолога, педагога.

С учетом особенностей детской психологии, при допросе детей дошкольного возраста (3-7 лет) и младшего школьного возраста (7-12 лет) установление личности свидетеля и разъяснение его обязанностей, а также порядок допроса свидетелей, предусмотренные статьями 148 и 149 УПК КазССР, не применялись. Такой допрос производился в непринужденной обстановке после беседы на отвлеченные темы.

В соответствии с требованиями статья 158 УПК КазССР, при наличии достаточных доказательств, указывающих на совершение преступления несовершеннолетним, следователь составлял мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

Если по делу к уголовной ответственности привлекались несколько несовершеннолетних, несмотря на однородность и тесную связь их преступной деятельности, в отношении каждого из них составлялось отдельное постановление.

Согласно статьи 22 Основ судопроизводства СССР и статьи 23 УПК КазССР по делам о преступлениях несовершеннолетних, обязательным являлось участие защитника в деле с момента предъявления обвинения. Причем, согласно статье 25 УПК РК в интересах несовершеннолетнего обвиняемого даже его отказ от защитника не мог послужить основанием для устранения защитника. Более того, в случаях, когда несовершеннолетний отказывается не от защиты вообще, а от конкретного защитника, то его ходатайство должно быть удовлетворено, и защитник должен быть заменен.

Данная норма УПК КазССР была, безусловно, прогрессивной, но емкость данного положения омрачало то, что УПК КазССР строго оговаривал те следственные действия, при которых мог присутствовать защитник, а также предусматривал разрешение следователя на то, чтобы защитник мог задать вопросы при производстве следственных действий таким участникам процесса, как обвиняемый, эксперт, свидетель.

Также УПК КазССР устанавливал, что защитник мог принимать участие в следственных действиях, в том числе и при допросе, также только с разрешения следователя .

В настоящее время для участия защитника в допросе обвиняемого разрешения следователя не требуется, закон дает безоговорочное право защитнику на участие в допросе и других следственных действиях, а также право на то, чтобы задавать вопросы участникам следственных действий.

Также закон предусматривает обязательное участие в деле родителей или законных представителей несовершеннолетнего.

Согласно статье 22 УПК КазССР обвиняемый несовершеннолетний на предварительном следствии имел право: знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному обвинению, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, ознакомиться по окончании предварительного следствия с материалами уголовного дела, заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения следователя и прокурора, а также иметь переводчика.

После предъявления обвинения следователь решал вопрос о необходимости избрания мер пресечения. По статье 33 Основ судопроизводства СССР и статьи 63 УПК КазССР, к несовершеннолетним обвиняемым могли быть применены следующие меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций, заключение под стражу, отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, отдача в соответствующие детские учреждения.

Заключение под стражу применялось при наличии таких условий, когда есть основание полагать, что, находясь на свободе, обвиняемый: а) скроется от следствия и суда; б) воспрепятствует установлению истины по уголовному делу; в) будет заниматься преступной деятельностью; г) воспрепятствует исполнению приговора .

В современном законодательстве не оговариваются особые основания для применения ареста в качестве меры пресечения в отношении несовершеннолетних, они общие как для взрослых, так и для лиц, не достигших совершеннолетия, и заключаются в следующем: 1) если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Республики Казахстан; 2) если не установлена его личность; 3) если им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) если он пытался скрыться или скрылся от органов уголовного преследования или от суда.

Хотя закон оговаривает, что арест в качестве меры пресечения, а также задержание могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Срок содержания несовершеннолетнего под стражей на стадии предварительного расследования, установленный статьей 153 УПК РК, может быть продлен на срок не более чем до шести месяцев. Содержатся несовершеннолетние отдельно.

Таким образом, мы можем констатировать, что применение ареста в отношении несовершеннолетних в современном законодательстве, по сравнению с процессуальным законодательством 1959 года, значительно сужено.

После окончания предварительного следствия следователь либо прекращал уголовное дело при наличии указанных в законе оснований, либо направлял дело прокурору с обвинительным заключением для направления в суд.

В соответствии со статьей 189 УПК КазССР, при направлении дела прокурору, последний разрешал следующие вопросы:

а) не имеются ли в деле основания, влекущие прекращение дела;

б) соблюдены ли требования полноты, всесторонности и объективности расследования;

в) достаточно ли доказательств для расследования дела в суде;

г) правильно ли квалифицировано преступление;

д) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК;

е) есть ли необходимость в избрании, изменении или отмене мер пресечения;

ж) правильно ли определена подсудность дела.

Согласно статье 191 УПК КазССР, прокурор выяснив вопросы, указанные в статье 190 УПК КазССР производил одно из следующих действий: а) признав, что имеются достаточные основания, утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд; б) возвращает дело следователю или органу дознания с письменными указаниями для дополнительного расследования; в) прекращает дело с мотивированным постановлением; г) в случае несогласия с обвинительным заключением составлял новое и с ним направлял дело в суд.

Анализируя особенности судебного процесса 50-80-х годов, необходимо отметить, что таковые, безусловно, имелись, что обосновывалось необходимостью учета психических возрастных особенностей несовершеннолетних.

Процессуальный порядок судебного разбирательства с участием несовершеннолетних практически не отличался от судебного разбирательства, где такого участия нет. Однако имелся ряд особенностей.

Так, в соответствии со статьей 234 УПК КазССР, в целях усиления воспитательного воздействия в судебном заседании должны были присутствовать представители школы или иного учебно-воспитательного учреждения, где учился несовершеннолетний подсудимый, а также представители общественных организаций с места работы родителей, опекунов или попечителей. Хотя М.С. Нарикбаев констатировал, что данное требование законодательства на практике не выполнялось, что намного снижало воспитательное значение судебного процесса . Мы еще вернемся к рассмотрению данной нормы, так как в судебном процессе в рамках проекта ювенальной юстиции значение общности, общественности очень велико.

Кроме этого, УК КазССР предусматривал такие особенности судопроизводства по делам несовершеннолетних, как:

— дополнительные меры контроля суда над полнотой материалов предварительного следствия. Согласно требованию статьи 36 Основ и статьи 207 УПК КазССР по делам о преступлениях несовершеннолетних, предание суду осуществляется распорядительным заседанием суда, где рассматриваются вопросы относительно подсудности дела; обстоятельств, влекущих прекращение или приостановление производства по делу; вопросы относительно полноты и достаточности доказательств; правильности применения уголовного закона; вопросы относительно соблюдения норм УПК при производстве следствия и дознания; правильности назначения меры пресечения. В случае выявления нарушений процессуальных норм дело возвращалось на доследование.

— детализация предмета доказывания;

— введение дополнительных участников процесса;

— обязанность участия защитника;

— дополнительные меры обеспечения воспитательно-профилактического воздействия процесса;

— основной порядок вызова подсудимого.

Современный Уголовно-процессуальный кодекс содержит отдельную главу о производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, и также устанавливает ряд особенностей:

— дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослыми, выделяется в отдельное производство на стадии предварительного следствия;

— участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно;

— при наличии у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого родителей или других законных представителей, их участие в деле обязательно. При их отсутствии обязательно участие представителя органа опеки и попечительства;

— при производстве процессуальных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, а также достигшего этого возраста, но имеющего признаки отсталости в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно;

— для решения вопроса о наличии у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого психического заболевания или аномалии развития и его способности полностью или частично отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в конкретной ситуации назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы обязательно;

— в судебное заседание должны быть вызваны родители или иные законные представители несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда, участвовать в заседании суда, рассматривающего дела в апелляционном порядке, и давать пояснения к жалобам. Указанные права должны быть им разъяснены в подготовительной части судебного разбирательства. Законные представители присутствуют в зале судебного заседания в течение всего судебного разбирательства. С их согласия они могут быть допрошены судом в качестве свидетелей;

— по ходатайству защитника или законного представителя, а также по своей инициативе суд вправе, с учетом мнения сторон, своим постановлением удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное влияние;

— при постановлении приговора несовершеннолетнему суд наряду с вопросами, перечисленными в статье 371 УПК РК, обязан обсудить вопрос об условном осуждении, назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Казахстан;

— если по делу о преступлении небольшой или средней тяжести будет признано, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные статьей 82 Уголовного кодекса Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к УК КазССР// Под ред. В.Н. Маркелова, Г.Ф. Поленова. – Алма-Ата: «Казахстан». – 1966. – С. 57.

2. Нарикбаев М.С. Подросток и закон//Под ред. С.Х. Жадбаева. – Алма-Ата: «Мектеп». – 1981. – С. 54.