Стадии групповой динамики
ЗАДАЧИ МОДУЛЯ:
1. Передать знание о законах групповой динамики и о влиянии геймификации на групповую динамику
2. Дать инструменты и технологии управления групповой динамикой
3. Научить тренеров создавать в тренинге позитивную мотивацию на обучение и развитие с учетом индивидуальных особенностей участников
4. Дать инструменты работы со сложными группами и сложными участниками
5. Показать, как через геймификацию можно ускорять учебные процессы и вовлекать участников в Обучение-игру
ПРОГРАММА МОДУЛЯ:
Автор проекта и программы
© Завьялова Жанна Владимировна, 2020г.
День 1. Групповая динамика
- Играем и постигаем законы развития группы:
1.1. четыре этапа развития группы и эффективность Обучения на каждом из них
1.2. Роль и возможности тренера на каждом этапе развития группы
1.3. Роли участников и поведение на каждом этапе развития группы (агент влияния, агент экспертности, учащийся, выпавший)
2. Бессознательное отношение «свой/чужой» между участниками и тренером и влияние на групповую динамику:
2.1. что означает отношение «свой/чужой» в учебном процессе?
2.2. как влияет отношение «свой/чужой» на эффективность обучения?
2.3. как тренеру управлять отношениями и создать пространство «все свои»?
3. Что значит Групповая динамика и что значит управление ею?
4. Групповая дискуссия как метод системного действия в бизнес-тренинге:
4.1. Цели бизнес-обучения, которые можно решить с помощью групповой дискуссии;
4.2. Влияние групповой дискуссии на групповую динамику.
4.3. Игры, Создающие пространство групповой дискуссии: zoom, обелиск лад, загадка Эйнштейна и др. Как искать и как создавать такие Игры
5. Внутренняя позиция тренера и ее влияние на группу и групповую динамику:
5.1. групповые эмоции и групповые реакции.
5.2. Виды внутренних позиций бизнес-тренера
5.3. Играем в игру «Кто я во всем этом?»Как стать своим создать атмосферу «здесь все свои»?
6. Шеринг как метод системной обратной связи и метод гармонизации групповых процессов:
6.1. Цели и задачи шеринга
6.2. Алгоритм проведения шеринга
6.3. Виды и формы шеринга
День 2. Методы Тренинга, корректирующие групповую динамику и вовлекающие участников в учебный процесс
- Кинометафора как метод бизнес-треннига:
- Цели и задачи метода кинометафоры
- Корректирующее влияние метода на групповую динамику
- Алгоритм проведения метода и три формы организации анализа кинометафоры
- Социометрия как метод диагностики и коррекции групповых процессов:
- Цели и задачи метода социометрии
- Корректирующее влияние социометрии на групповую динамику
2.3. Социометрия «Картина» алгоритм проведения и место в структуре тренинга
2.4. Социометрия «Город мастеров» алгоритм проведения и место в структуре тренинга
2.5. Социометрия «Дерево» алгоритм проведения и место в структуре тренинга
2.6. Социометрия «Медали» алгоритм проведения и место в структуре тренинга
3. Игра и геймификация как методологическая стратегия организации обучения:
3.1. Уникальность групповой динамики при использовании геймификации – скорость, неконфликтность, легкость, эффективность
3.2. Инструменты и формы при внедрении геймификации в учебный процесс
3.3. Игра и игровые динамики как основа геймификации
День 3. Как тренер сам создаёт сложных и лёгких участников
- Пять зон сообщений и 5 сфер влияния тренера на групповые и индивидуальные процессы коммуникации в тренинге:
1.1. Зона информационная: что мы изучаем и можно ли это изучить не приходя на тренинг (дистанционно, самообразование, через интернет и т д )?
1.2. Зона эмоций: кайфовать, страдать или агрессировать?
1.3. Зона Эго и амбиций — смогу ли быть самим собой?
1.4. Зона подтекста: никаких ценностях мы учимся и какие желания исполняем?
1.5. Зона воздействия: исполнительность или протест?
2. Эмоциональный интеллект тренера как компетенция, обеспечивающая гармонию групповых процессов:
2.1. Играем в игру «Эмоциональный интеллект»
2.2. Развиваем компетенции осознания и управления своими эмоциями и эмоциями участников
2.3. Определяем приемы работы с состояниями участников во время учебного процесса
3. Лабиализация как методологическая стратегия обучения незамотивированной тяжелой Группы:
3.1. Что входит в стратегию лабилизации?
3.2. Для каких типов групп подходит стратегия лабилизации, а для каких – нет?
3.3. Как грамотно проводить лабилизацию?
4. Тесты в тренинге как инструмент вовлечения группы в учебный процесс
4.1. Зачем нужны тесты, каике задачи обучения они решают?
4.2. Тесты лабилизационные : цели, задачи, алгоритм проведения
4.3. Тесты диагностические проективные: цели, задачи, алгоритм проведения
5. Как создавать тренинговые модули с учетом типов будущих участников тренинга и групповой динамики:
5.1. Играем в игру «Управление групповой динамикой»
5.2. Применяем лайф-хаки по управлению групповой динамикой с учетом уровня компетенции и специфики мотивации участников тренинга
5.3. Разбираем ошибки тренера при работе с группой, находим оптимальные решения.
Все обучение модуля реализовано через игровой подход. Использование геймификации в тренинге позволяет увеличить скорость учебного процесса за счет увеличения практики и снижения количества споров. За счет создания опыта проживания каждого изучаемого метода обучение становится более приятным и комфортным, более эффективным. Мы передадим вам не только знания по управлению групповой динамикой, но и опыт внедрения геймификации в учебный процесс.
Мы сознательно убрали из модуля темы по групповым конфликтам и агрессивным участникам, потому что мы покажем вам силу влияния внутренней позиции самого тренера и на группу в целом, и на каждого участника в отдельности. Мы покажем вам как тренеру гармонизировать групповые процессы за счет работы над самим собой. Именно отношение тренера к участникам может как увеличить сопротивление группы, так и увеличить командообразование. А за счет чего это происходит и как этим управлять – вы узнаете и проживете на втором модуле ICBT
Видео Теста Карта внутренней страны от Елены Фарба
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УТОЧНЯЙТЕ У ОРГАНИЗАТОРОВ>>>
Читать отзывы >>>
Cмотреть фото с тренингов >>>
- Главная
- Организационная психология
- Вопросы к экзамену
->
->
Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию(неподвижность), регресс, распад.
В понятие групповой динамики входят шесть основных элементов:
1. цели группы;
2. нормы группы;
3. позиция ведущего;
4. структура группы и проблема лидерства;
5. сплоченность группы;
6. фазы развития группы.
Этапы развития группы -это периоды групповой деятельности, отличные друг от друга позициями и чувствами участников, определяющими психологическую атмосферу в группе.
Обычно выделяют три стадии развития группы:
1. Ориентация и зависимость. Группа встревожена, обеспокоена, зависима. Члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний. Иногда на этой фазе развивается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей.
2.Конфликты и протест. Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Особенно явно проявляются протестные реакции в слабоструктурированных группах. Опыт работы показывает, что в нашей культуре людям гораздо легче выражать негативные, отрицательные чувства, чем положительные. Некоторые ведущие специально провоцируют участников на открытое выражение агрессивных чувств, чтобы показать, что агрессия — это не всегда плохо. Принятие агрессии ведущим способствует снижению напряжения и увеличению чувства безопасности у членов группы.
3.Сплоченность и сотрудничество. На этой фазе развиваются сплоченность, искренность, открытость, спонтанность. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности.
Характеристики групповой динамики и ее стадии
Определение 1
Групповая динамика в социальной психологии – это процесс становления и последующего развития группы во времени. Он вызван взаимодействием членов группы между собой, а также внешними воздействиями и реакцией на них.
Иначе говоря, групповая динамика состоит из нескольких основных этапов, которые отражают специфику становления и развития группы в процессе общения с руководством, а также в процессе взаимодействия всех ее членов. Также группы могут проявить свою групповую динамику, если предполагается, что они общаются друг с другом. На фоне одних групп можно выделить более стабильные и успешные, а можно выделить менее стабильные и находящиеся в зоне риска.
Сегодня выделяют четыре стадии групповой динамики:
- Стадия знакомства членов группы друг с другом;
- Стадия распределения участниками внутригрупповых ролей;
- Стадия осуществления совместной деятельности и устойчивой работы группы в складывающихся условиях. Работа предполагает определение цели, а также средств для ее достижения, механизмов эффективного взаимодействия всех членов группы друг с другом;
- Стадия завершения работы группы. После нее участники могут покинуть группу навсегда, а могут остаться в ней для того, чтобы реализовывать новые задачи.
Стадии знакомства и распределения ролей
На первом этапе групповой динамики происходит знакомство участников. Они оценивают друг друга визуально, а затем, при более близком контакте (диалог) они дают эмоциональную оценку окружающим и ситуации, в которой они оказались. Участник также ставит перед собой несколько вопросов: комфортно ли ему здесь, как поведут себя окружающие и отреагируют на его поведение и присутствие, как лучше показать себя и кому можно доверять в группе.
Вторая стадия – распределение внутригрупповых ролей. В группе могут проявляться лидеры, которые воздействуют на участников группы эмоционально. Лидеры также мотивируют группу, активизируют ее деятельность, помогают мини-группам осознать свою ответственность и внести свой вклад в реализацию главной идеи. Но при этом, если лидеры преследуют исключительно свои интересы и мотивы, то они могут дезорганизовать работу в группе – уводить разговор в сторону, высказывать возражения на любые идеи, которые противоречат их интересам и потребностям. Признаком данной стадии является то, что люди начинают лучше узнавать друг друга, разбиваются на маленькие группы, но их общение может не совпадать с целями деятельности. По сути, они ведут диалоги о личной жизни, о самих себе, и не заботятся о том, чтобы обсудить действительно актуальные и важные проблемы. Но они активны, задают много вопросов, уточнений, могут возражать друг другу, несколько ярких и активных участников на следующих стадиях могут стать лидерами.
Стадии устойчивости и завершения групп
Помимо стадий возникновения и постепенного становления групп исследователи также выделяют еще две стадии групповой динамики: устойчивая работа и завершение работы участников. Стадия устойчивой работы определяется максимальной работоспособностью участников. Вся группа сосредоточена на том, чтобы достичь желаемого результата, поэтому включаются все резервные механизмы человеческих сил: как физических, так и интеллектуальных. Участники доверяют друг другу, готовы сотрудничать, обмениваться опытом и знаниями. Микроклимат в группе также достаточно ровный и спокойный, он комфортен участникам, поэтому они не отвлекаются на разъяснение спорных моментов или конфликтов.
Стадия устойчивого развития группы обладает некоторыми признаками:
- Открытые позы участников, их лица спокойные, не выражают тревогу или беспокойство;
- Высокая активность, в которой каждый член группы реализует себя и предлагает идеи для достижения поставленных целей;
- Участники готовы адекватно воспринимать критику;
- Группа может выполнять самые сложные задачи, поскольку она подготовлена, коммуникации внутри работают исправно, достигнуто понимание каждого, что он делает и для чего реализуется его деятельность;
- Группа выполняет правила и требования. В некоторых случаях, при нахождении нестандартных форм и решений сложившихся ситуаций правила адаптируются под запросы группы, что делают достаточно редко, но исключения все же допустимы;
- Настроение собранное и рабочее, проявляется дисциплина.
Замечание 1
Очень велика здесь роль лидера: он должен поддерживать работоспособность группы, пояснять участникам особо сложную информацию более доступным языком, а также создавать объективную обратную связь, если это необходимо. Лидер берет на себя ответственность и готов вести за собой участников группы, представлять их интересы перед остальным миром.
Теперь мы переходим к последней стадии – стадии завершения группы.
Этап завершения группы предполагает завершение общения по заданной тематике. Участники подводят окончательные итоги своей деятельности, резюмируют самое ценное, чтобы они выявили для себя в процессе реализации деятельности. Также они находятся в эмоционально приподнятом настроении, активны и доброжелательны, готовы делиться опытом и знаниями уже за пределами группы и ее деятельности. На данном этапе отмечается максимальная раскованность участников, они активно общаются друг с другом, обмениваются контактами, чтобы продолжить общение за пределами группы. Некоторые испытывают грусть и сожаление, что работа в команде завершилась, из-за чего они могут испытывать дезориентацию, ведь сложно из привычных условий возвращаться в обыденную жизнь.
Стадии динамики группы очень важно исследовать для того, чтобы понимать, какие нормы и ценности объединяют участников, что может привести к преждевременному завершению группы, и какие механизмы необходимо задействовать для того, чтобы этого не произошло. Также исследования динамики показывают, как создать максимально эффективные и комфортные условия для ускоренного вхождения участников в рабочую атмосферу. Именно от скорости и успешности прохождения зависит дальнейший опыт члена группы уже за ее пределами.
Групповая динамика — это развитие группы во времени, которое вызвано взаимодействием участников между собой и внешним воздействием на группу. Иначе говоря, это этапы, которые проходит тренинговая группа в процессе общения с тренером и между собой.
4 стадии развития групповой динамики:
- Стадия знакомства
- Стадия распределения внутригрупповых ролей
- Стадия устойчивой работы группы
- Стадия завершения группы
-
Стадия знакомства
Описание: первый этап, в течение которого происходит знакомство участников, эмоциональная оценка окружающих и ситуации. Участник отвечает для себя на вопросы: Комфортно ли мне здесь? Как поведут себя окружающие? Как лучше себя показать? Кому здесь можно доверять?
Признаки:
- участники сидят далеко друг от другу, иногда отсаживаются подальше, свои вещи держат рядом
- позы закрытые
- участники практически не общаются между собой
- мало вопросов, возражений
- участники выполняют задания, следуют правилам
- активность группы небольшая, основной лидер – это тренер
Задача тренера: озвучить правила работы, познакомить между собой участников, создать комфортную для работы обстановку.
-
Стадия распределения внутригрупповых ролей
Описание: в группе появляются лидеры, которые делают взаимодействие группы более эмоциональным. Лидеры активизируют группу, организуют взаимодействие в мини-группах. Также лидеры могут и дезорганизовать работу (уводить разговор в сторону, высказывать многочисленные возражения).
Признаки:
- группа может разделяться на пары, тройки
- общение более активное, очень часто может отходить от сути
- задания могут выполняться невнимательно, группа отступает от правил
- большая активность, много вопросов, уточнений, возражений
- есть несколько активных ярких участников
Задача тренера: пользоваться возросшей энергетикой группы, ускорять динамику (повышать сложность заданий, скорость их выполнения), постоянно менять состав мини-групп в упражнениях для скорейшей адаптации участников друг к другу.
-
Стадия устойчивой работы группы
Описание: максимальная работоспособность, когда вся группа сосредоточенно работает на достижение цели. Участники доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству. Микроклимат в группе ровный, спокойный, комфортный.
Признаки:
- открытые позы, лица спокойные открытые
- высокая активность
- участники готовы воспринимать критику
- группа способна выполнять максимально сложные задачи
- группа выполняет правила, либо правила адаптируются под запросы группы
- настроение рабочее, собранное
Задача тренера: поддерживать работоспособность группы, раскрывать максимально сложную информацию, давать объективную обратную связь.
-
Стадия завершения группы
Описание: этап завершение общения, когда участники подводят итоги тренинга, резюмируют для себя самое ценное. Участники в эмоционально приподнятом настроении, активны, доброжелательны.
Признаки:
- участники максимально раскованы
- активное общение между собой, в котором участники делятся выводами
- хорошее настроение, возможно небольшое сожаление о том, что тренинг уже завершается
Задача тренера: помочь каждому участнику подвести итоги работы и выделить для себя самое главное. Собрать обратную связь, организовать необходимые процессы – обмен контактами, информацией и др. Завершить общение на позитиве!
Знание 4 стадий развития групповой динамики поможет тренеру грамотно спланировать работу и предсказать поведение группы. Групповая динамика — это процесс, который только внешне выглядит спонтанным и неконтролируемым, однако на деле у этого процесса есть вполне определенные и предсказуемые стадии. Владение этой информацией дает тренеру уверенность и понимание происходящих в группе процессов.
Добавить комментарий