Таможенный комитет союзного государства

О Положении о Таможенном комитете Союзного государства

СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2001 года N 18

О Положении о Таможенном комитете Союзного государства

В соответствии с Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 15 «Об обеспечении правопреемственности в деятельности органов Союза Беларуси и России и Союзного государства» Совет Министров Союзного государства
постановляет:

1. Утвердить Положение о Таможенном комитете Союзного государства (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.Касьянов

Положение о Таможенном комитете Союзного государства

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета
Министров Союзного государства
от 16 июля 2001 года N 18

I. Общие положения

1. Таможенный Комитет Союзного государства (далее — ТК Союзного государства) является отраслевым органом Союзного государства, осуществляющим унификацию таможенного законодательства в пределах, отнесенных к ведению Союзного государства, по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-участников, а также совместную организацию и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и их транзита.
ТК Союзного государства подотчетен Высшему Государственному Совету и Совету Министров Союзного государства и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Постоянным Комитетом и другими отраслевыми и функциональными органами Союзного государства.

2. ТК Союзного государства в своей деятельности руководствуется Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, нормативно-правовыми актами Союзного государства, и настоящим Положением.

3. ТК Союзного государства решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через центральные таможенные органы государств-участников Союзного государства.

II. Основные задачи Таможенного комитета Союзного государства

4. Основными задачами ТК Союзного государства являются:

4.1 участие в создании правовых и организационных условий для формирования и функционирования единого таможенного пространства, защита экономических интересов Союзного государства, обеспечение в пределах своей компетенции его экономической деятельности;

4.2 унификация и гармонизация таможенного законодательства, организация и руководство таможенным делом в Союзном государстве в части обеспечения единого порядка и условий ввоза товаров и транспортных средств в Союзное государство, вывоза товаров и транспортных средств и их транзита, в пределах компетенции таможенных служб государств-участников Союзного государства, в том числе:
— обеспечение единства применения мер таможенно-тарифного регулирования, единого порядка экспортного и валютного контроля;
— реализация единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

4.3 обеспечение формирования единой нормативно-правовой базы Союзного государства по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб;

4.4 обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного законодательства государств-участников Союзного государства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы государств-участников Союзного государства;

4.5 разработка и внесение в органы Союзного государства предложений по установлению, введению и применению единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и контроля;

4.6 обеспечение участия Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

III. Функции Таможенного комитета Союзного государства

5. ТК Союзного государства в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

5.1 подготавливает и вносит на рассмотрение органов Союзного государства предложения по таможенному делу в Союзном государстве, его совершенствованию, унификации таможенных правил и процедур;

5.2 подготавливает проекты нормативно-правовых актов Союзного государства о таможенном деле;

5.3 разрабатывает и вносит на рассмотрение органов Союзного государства программы развития таможенного дела, обеспечивает исполнение принятых программ в пределах своей компетенции;

5.4 участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма регулирования взаимоотношений государств-участников Союзного государства в сфере экономики с другими государствами в пределах своей компетенции;

5.5 участвует в разработке предложений об унифицированном механизме применения таможенных пошлин и налогов, применяемых при ввозе, вывозе и транзите товаров;

5.6 участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, обращающихся во внешней торговле государств-участников Союзного государства с третьими странами, включая лицензирование, квотирование и другие меры нетарифного регулирования, организует в соответствии со своей компетенцией контроль за реализацией этих мер;

5.7 обеспечивает применение унифицированного порядка взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей и обеспечения их зачисления в порядке, установленном международными договорами, национальными законодательствами Республики Беларусь и Российской Федерации, в соответствующие бюджеты государств-участников Союзного государства;

5.8 принимает единые классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ, вносит в органы Союзного государства предложения по унификации правил определения таможенной стоимости товаров, а также, в пределах компетенции таможенных служб, предложения по унификации правил и критериев определения страны происхождения товаров;

5.9 разрабатывает единые правила таможенного контроля за происхождением товаров и их таможенной стоимостью, осуществляет методическое руководство и контролирует применение этих правил таможенными службами государств-участников Союзного государства;

5.10 обеспечивает унификацию таможенных режимов, методологию и контроль за единообразным и эффективным применением унифицированных таможенных режимов в государствах-участниках Союзного государства;

5.11 унифицирует порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, контролирует его соблюдение и принимает меры к совершенствованию и упрощению таможенного оформления и таможенного контроля без ущерба эффективности такого контроля;

5.12 в пределах компетенции таможенных служб разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Союзного государства, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей государств-участников Союзного государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан государств-участников Союзного государства, включая развитие таможенной инфраструктуры, обеспечивает реализацию этих мер;

5.13 создает и совершенствует систему мер, обеспечивающих соблюдение нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

5.14 участвует в разработке разрешительного порядка ввоза, вывоза и транзита отдельных товаров и транспортных средств и организует контроль за соблюдением этого порядка;

5.15 принимает меры по унификации контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Союзного государства товаров и материалов, а также культурных ценностей, в пределах компетенции таможенных служб участвует в организации экспортного контроля;

5.16 организует осуществление таможенными органами государств-участников Союзного государства валютного контроля за ввозом и вывозом валюты и валютных ценностей, а также за совершением валютных операций связанных с экспортом и импортом товаров и транспортных средств;

5.17 обеспечивает участие таможенных органов в осуществлении мер по защите безопасности, по охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, охране животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов потребителей в Союзном государстве;

5.18 организует взаимодействие таможенных органов государств-участников Союзного государства по борьбе с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями и действиями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов государств-участников Союзного государства;

5.19 разрабатывает и реализует систему совместных мер таможенных органов государств-участников Союзного государства по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов государств-участников Союзного государства и народов зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров;

5.20 в пределах своей компетенции оказывает таможенным органам государств-участников Союзного государства содействие в борьбе с международным терроризмом;

5.21 организует ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Союзного государства;

5.22 представляет в установленном порядке данные таможенной статистики Высшему Государственному Совету, Совету Министров, Парламенту, Постоянному Комитету, отраслевым и функциональным органам управления Союзного государства, органам государственной власти государств-участников Союзного государства;

5.23 обеспечивает информирование иных органов государств-участников Союзного государства, предприятий, учреждений, организаций и граждан посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней торговли;

5.24 обеспечивает в установленном порядке Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламент, Постоянный Комитет, отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства, органы государственной власти государств-участников Союзного государства информацией по таможенным вопросам;

5.25 участвует в работе по подготовке предложений об изменении и дополнении Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, организует контроль за ее единообразным применением в Союзном государстве;

5.26 принимает меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций государств-участников Союзного государства при осуществлении таможенного контроля;

5.27 обеспечивает в пределах своей компетенции опубликование нормативно-правовых актов Союзного государства по таможенному делу;

5.28 проводит информационно-разъяснительную работу по состоянию и развитию таможенного дела в Союзном государстве, используя для этого различные средства, включая публикации в средствах массовой информации;

5.29 в установленном порядке разрабатывает проекты международных договоров, заключаемых от имени Союзного государства по вопросам таможенного дела;

5.30 при необходимости участвует в согласовании международных договоров государств-участников Союзного государства в части, касающейся таможенного дела, вносит предложения о заключении таких договоров;

5.31 участвует в пределах своей компетенции от имени Союзного государства в международном сотрудничестве по таможенным вопросам, координирует участие в нем центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства;

5.32 организует проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела в Союзном государстве;

5.33 обобщает и анализирует практику применения нормативно-правовых актов Союзного государства и унифицированного законодательства Союзного государства о таможенном деле;

5.34 обеспечивает изучение и анализ состояния таможенного дела в иностранных государствах и экономических союзах;

5.35 обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

5.36 утверждает единые учебные программы для учебных заведений, подведомственных центральным таможенным органам государств-участников Союзного государства;

5.37 организует систему обучения специалистов в области таможенного дела для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций государств-участников Союзного государства;

5.38 осуществляет оперативное управление имуществом, являющимся совместной собственностью государств-участников Союзного государства и переданным ему в установленном порядке;

5.39 обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Союзного государства;

5.40 осуществляет мероприятия по развитию таможенного дела в Союзном государстве в пределах средств, выделенных Таможенному комитету Союзного государства на эти цели;

5.41 развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

5.42 содействует реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц и работников таможенных органов и подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

5.43 выполняет другие функции, возложенные на него Высшим Государственным Советом, Советом Министров и Постоянным Комитетом Союзного государства.

IV. Права Таможенного комитета Союзного государства

6. Для выполнения возложенных на него задач ТК Союзного государства вправе:

6.1 вносить в установленном порядке в Высший Государственный Совет, Совет Министров и в Постоянный Комитет Союзного государства предложения по основным направления организации и совершенствования таможенного дела в Союзном государстве;

6.2 издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу и контролировать их исполнение;

6.3 поручать центральным таможенным органам Союзного государства подготовку предложений по унификации, единообразному применению и разработке единых нормативно-правовых актов по таможенному делу в Союзном государстве, включая вопросы таможенного контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности единых мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Союзном государстве;

6.4 запрашивать и получать у отраслевых и функциональных органов Союзного государства, таможенных органов государств-участников Союзного государства информацию, документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций;

6.5 заслушивать отчеты руководителей таможенных органов государств-участников Союзного государства по вопросам формирования единых нормативно-правовых основ таможенного дела в Союзном государстве, применения единых нормативных правовых актов Союзного государства по таможенному делу, организации таможенного контроля за их соблюдением;

6.6 согласовывать решения о создании, реорганизации и ликвидации таможенными органами государств-участников Союзного государства региональных (областных) таможенных управлений, таможен, таможенных постов и подведомственных центральным таможенным органам государств-участников Союзного государства предприятий, учреждений и организаций, а также при необходимости положения (уставы) о них;

6.7 осуществлять издательскую деятельность;

6.8 выполнять в установленном порядке функции заказчика продукции (работ, услуг);

6.9 образовывать координационные и экспертные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по вопросам таможенного дела;

6.10 привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных, к решению проблем таможенного дела в Союзном государстве;

6.11 взаимодействовать в пределах своей компетенции с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами, как в государствах-участниках Союзного государства, так и в иных странах;

6.12 принимать в установленном порядке иностранные делегации по вопросам, касающимся таможенного дела в Союзном государстве;

6.13 осуществлять иные правомочия, в соответствии с договорами между государствами-участниками, решениями Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, нормативными правовыми актами Союзного государства.

V. Организационная структура Таможенного комитета Союзного государства

7. ТК Союзного государства возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности решением Высшего Государственного Совета Союзного государства по представлению Председателя Совета Министров Союзного государства.

8. Председатель ТК Союзного государства имеет заместителей по числу государств-участников Союзного государства, назначаемых на должность и освобождаемых от должности решением Совета Министров Союзного государства по представлению Постоянного Комитета Союзного государства.

9. В ТК Союзного государства образуется коллегия в составе Председателя ТК Союзного государства (председатель коллегии), его заместителей, а также руководящих работников центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства с равным представительством от каждого центрального таможенного органа.
Решения о нормах представительства и включении в состав членов коллегии работников центральных таможенных органов государств-участников принимаются Советом Министров Союзного государства по представлению Председателя ТК Союзного государства, согласованному с Постоянным Комитетом Союзного государства.

10. Функции рабочего аппарата ТК Союзного государства выполняет центральный аппарат Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Порядок работы коллегии определяется регламентом, утверждаемым Председателем ТК Союзного государства.

VI. Статус Председателя Таможенного комитета Союзного государства

11. Председатель ТК Союзного государства:

11.1 руководит деятельностью ТК Союзного государства;

11.2 несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ТК Союзного государства задач и функций;

11.3 представляет ТК Союзного государства и обеспечивает его взаимодействие с Советом Министров и Постоянным Комитетом Союзного государства, другими отраслевыми и функциональными органами Союзного государства;

11.4 совместно с заместителями согласовывает назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных таможенных органов государств-участников, начальников региональных (областных) таможенных управлений и таможен;

11.5 в пределах функциональной компетенции ТК Союзного государства и по согласованию со своими заместителями Председатель ТК Союзного государства издает приказы, распоряжения и поручения организационного характера, которые подлежат исполнению на основании соответствующих поручений руководителей центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства, издаваемых в трехдневный срок с даты издания поручения Председателя ТК Союзного государства. Порядок принятия и исполнения приказов, распоряжений и поручений организационного характера определяется Регламентом коллегии ТК Союзного государства;

11.6 распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности;

11.7 подписывает постановления Коллегии ТК Союзного государства и организует их исполнение;

11.8 утверждает регламент Коллегии ТК Союзного государства;

11.9 определяет перечень конфиденциальных сведений, образующихся в процессе деятельности ТК Союзного государства, которые подлежат защите, принимает решения о порядке пользования ими;

11.10 осуществляет другие функции и пользуется другими правами в соответствии с решениями Высшего Государственного Совета, Совета Министров, иными нормативными правовыми актами Союзного государства и договорами между государствами-участниками Союзного государства.

12. Председатель ТК Союзного государства вправе делегировать отдельные предоставленные ему полномочия своим заместителям.

VII. Постановления коллегии Таможенного комитета Союзного государства

13. Постановления коллегии ТК Союзного государства (далее — коллегия) принимаются голосованием, при этом каждое государство-участник Союзного государства имеет один решающий голос. Решение считается принятым, если ни одно из государств-участников Союзного государства не проголосовало против этого решения.
В случае разногласий Председатель ТК Союзного государства передает соответствующий вопрос на рассмотрение Постоянного Комитета Союзного государства.

14. Постановления коллегии в семидневный срок с момента принятия объявляются для исполнения приказами руководителей центральных таможенных органов государств-участников Союзного государства.

15. Постановления коллегии по вопросам, отнесенным к ведению высших органов Союзного государства, направляются Председателем ТК Союзного государства в соответствующие органы.

16. Высший орган Союзного государства в соответствии с законодательством государств-участников Союзного государства может принимать решения по подготовке нормативных правовых актов подлежащих дальнейшей имплементации в национальные законодательства государств-участников Союзного государства в установленном порядке.

VIII. Заключительные положения

17. Финансирование расходов ТК Союзного государства на проведение мероприятий и реализацию программ, утвержденных решениями Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства, осуществляется из бюджета Союзного государства в порядке, установленном соответствующими решениями.

18. Финансирование расходов ГТК России по выполнению функций аппарата ТК Союзного государства осуществляется за счет бюджетных средств Российской Федерации, выделяемых на финансирование ГТК России.

19. ТК Союзного государства является юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства пребывания, имеет печать со своим наименованием, другие печати и штампы, счета в банках и других кредитных учреждениях государств-участников.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Постоянного комитета Союзного государства

по состоянию на 01.09.2017