Транспортные расходы прямые или косвенные?

Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?

Что такое прямые и косвенные расходы

Что относится к транспортным расходам

Расходы на доставку приобретенного имущества

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Расходы на содержание транспорта

Расходы на аренду транспорта

Итоги

Что такое прямые и косвенные расходы

Каждая компания в процессе своей деятельности несет затраты. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик для целей налогообложения должен указывать в учетной политике алгоритм разделения расходов на прямые и косвенные.

Прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость, но признаются только по мере реализации продукта, товара или услуги. А косвенные траты можно учесть сразу же в полном объеме в расходах компании в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Распределять расходы по их типам должны все компании, но есть 2 исключения:

  • организации, которым разрешено использовать в учете кассовый метод, не выделяют прямые и косвенные расходы, поскольку признают все расходы по мере их оплаты (п. 1 ст. 318, ст. 273 НК РФ);
  • фирмы, работающие в сфере услуг, имеют право учитывать все затраты в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).

О разнице между кассовым методом и методом начисления подробнее читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

Ст. 318 НК РФ содержит перечень прямых расходов компании:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда и начисляемые выплаты во внебюджетные фонды;
  • затраты на амортизацию ОС.

Этот перечень не является закрытым и носит рекомендательный характер. Это значит, что указанные выше прямые расходы налогоплательщик может учесть как косвенные либо включить в состав прямых затрат те, которые прямо не названы в ст. 318 НК РФ. Однако налоговики требуют доказывать обоснованность такого подхода (ст. 252, 319 НК РФ, письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@). Учесть затраты на производство в качестве косвенных можно, только если компания докажет в учетной политике невозможность их отнесения к прямым, а также представит алгоритм распределения таких трат с учетом экономически обоснованных показателей.

От правильности отнесения затрат к прямым и косвенным зависит расчет налога на прибыль. Если компания спишет сразу много косвенных затрат, а налоговики с ней не согласятся, скорее всего, последует доначисление налога и штраф. Примером, когда компания включила в состав косвенных расходов амортизацию и отстояла свою позицию в суде, служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 № А82-12003/2012. Однако есть и обратный пример: Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 05.06.2017 № Ф05-7067/2017 по делу № А40-136716/2016 согласился с налоговым органом, который посчитал неправомерным отнесение в состав косвенных расходов общестроительных затрат, связанных с содержанием строительной площадки при строительстве малоэтажного индивидуального жилья и инфраструктуры поселка (определением Верховного суда РФ от 27.09.2017 № 305-КГ17-13063 отказано в передаче дела № А40-136716/2016 в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

Подробнее о том, как верно определить оба типа расходов, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Что такое прямые и косвенные расходы, мы выяснили. Теперь определим, какие транспортные расходы существуют и в каком случае они являются прямыми затратами компании, а в каком — косвенными.

Что относится к транспортным расходам

Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:

  • расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров, ОС);
  • расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
  • расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных ТС и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).

Рассмотрим подробнее каждый тип транспортных расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

Если торговая компания закупает товары у другой фирмы и вывозит их собственными силами либо платит за доставку транспортной компании или контрагенту, такие расходы будут носить характер прямых (абз. 3 ст. 320 НК РФ). На себестоимость товаров они списываются не в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующим формулам:

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

где: ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от производственных компаний торговые организации не имеют права устанавливать свой перечень прямых и косвенных расходов (абз. 3. ст. 320 НК РФ).

При покупке ОС расходы на его доставку компания должна включить в состав фактических затрат на приобретение ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения транспортные расходы будут учитываться аналогично порядку, принятому в бухучете, то есть будут включены в стоимость ОС, а затем списываться на расходы через амортизацию.

Какой документ является основанием для оприходования ОС и как его верно заполнить, читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — Акт о приеме-передаче ОС».

Производственная компания включает расходы на доставку сырья в стоимость МПЗ и учитывает их в составе материальных расходов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Следовательно, в этом случае ТР будут прямыми затратами компании. Если стоимость доставки зафиксирована отдельной суммой, то, помимо документов на само сырье, поставщик передает покупателю ТТН и счет-фактуру на транспортные услуги.

Расходы на доставку продукции или товаров покупателю

Торговая компания учитывает расходы на доставку товаров покупателям на основании абз. 3 ст. 320 НК РФ. Такие траты являются косвенными. Иные транспортные расходы также следует считать косвенными (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783).

Производственная компания при доставке продукции покупателям учитывает расходы на это в качестве материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поскольку они непосредственно не указаны в перечне прямых расходов, компания может принимать их в качестве косвенных (письмо Минфина России от 13.11.2010 № 03-03-05/251).

О порядке заполнения ТОРГ-12 читайте в статье «Унифицированная форма Торг-12 — бланк и образец».

Расходы на содержание транспорта

В расходы на содержание транспорта компания включает траты на ГСМ, ремонт и покупку комплектующих для автомобилей, стоимость услуг страховой компании, парковку и штрафы ГИБДД.

Траты на бензин, дизельное или иное топливо для автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако компания может учитывать их и как прямые расходы, опираясь на письмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67. Например, если на автомобиле доставляется продукция покупателям, траты на ГСМ в таком случае можно учесть в материальных расходах. А вот если ТС предназначено для перевозки топ-менеджеров фирмы, стоимость ГСМ является прочими расходами и косвенными тратами. Эти нюансы следует закрепить в учетной политике.

Обязательным документом, без которого нельзя списывать траты на ГСМ, является путевой лист. Подробнее о том, как его заполнять, читайте в статье «Какой порядок заполнения путевых листов (образец, бланк)?».

Покупку запчастей и ремонт ТС следует отнести к косвенным расходам и полностью списать в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Списываются расходы на ремонт на основании:

  • акта выполненных работ, счета-фактуры и платежных документов, если ремонт выполняла сторонняя фирма;
  • сметы ремонтных работ, накладной на отпуск запчастей со склада, акта приема выполненных работ, акта списания изношенных запчастей, если ремонт был проведен своими силами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Траты на ремонт должны быть экономически оправданными. Если, к примеру, вместо сломавшейся автомагнитолы будет установлена дорогостоящая звуковая система, налоговики посчитают это излишеством и снимут расходы, поскольку на способность авто приносить прибыль качество звука не влияет.

Любое транспортное средство должно быть застраховано и на него оформлен полис ОСАГО (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 № 40-ФЗ). Расходы на ОСАГО являются косвенными тратами и должны быть учтены в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора (п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ).

Дополнительно к ОСАГО компания может купить КАСКО. Это ее право, а не обязанность. КАСКО предоставляет расширенную страховую гарантию на автомобиль, поэтому стоит дороже. Траты на полис КАСКО относятся к прочим расходам компании (п. 3 ст. 263 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! «Упрощенцы» могут учесть в расходах только ОСАГО, но не КАСКО (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

О бухгалтерском и налоговом учетах затрат на транспорт при УСН читайте в статье «Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы».

Стоимость платной парковки можно учесть для целей налогообложения в качестве косвенных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основанием для списания затрат будет служить парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если заключается договор долгосрочной аренды машино-места.

А вот если автомобиль попал на штрафстоянку или водитель нарушил ПДД, то оплату штрафов учесть в расходах нельзя в любом случае, как и любые другие административные штрафы (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Расходы на аренду транспорта

Компания может не иметь ТС, а арендовать их у другой фирмы, физлица или платить работникам компенсацию за использование собственных авто в служебных целях.

Для целей налогообложения плата арендатора по договору аренды ТС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если автомобиль был арендован для осуществления основной деятельности фирмы (торговли или производства), расходы на аренду можно учесть в качестве прямых. Если же автомобиль используется в иных целях (например, для обслуживания административного персонала), такие траты лучше учесть в косвенных расходах. Обосновать выбранный порядок компания должна в учетной политике.

Арендатор в соответствии с договором аренды несет расходы на обслуживание автомобиля (ГСМ, страховку, ремонт и пр.). Такие траты учитываются аналогично ситуации, когда автомобиль находится в собственности компании.

Списывать расходы арендатор будет на основании подтверждающих документов: договоров, платежных документов, актов приемки-передачи ТС, путевых листов и т. д.

Если авто арендовано с экипажем, то расходы на его обслуживание несет арендодатель, а затраты на управление автомобилем компания может списать в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ) в соответствии с актом приемки-передачи услуг. Будут ли такие расходы относится к прямым или косвенным, зависит от сферы использования автомобиля.

Если компания платит работнику компенсацию за использование собственного легкового автомобиля на работе, такие траты можно списать только в пределах норматива, установленного в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ:

  • для авто с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб. в месяц;
  • авто с двигателем свыше 2 000 куб. см — 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92).

Аргументы с противоположной точкой зрения смотрите в материале «Можно ли учесть расходы на эксплуатацию транспортных средств работника, если ему выплачивается компенсация за автомобиль?».

Есть ли ограничения по признанию в расходах компенсации работнику за использование собственного грузового автомобиля, смотрите в материале » Компенсируем сотруднику расходы на личный автомобиль».

Компенсация сотруднику за использование транспорта является косвенным расходом компании, поскольку в ст. 318 НК РФ среди сумм, которые могут быть отнесены к прямым расходам, компенсации отсутствуют.

Итоги

Для удобства мы свели самые распространенные транспортные расходы в таблицу с указанием типа (прямые или косвенные).

Тип ТС

Прямые

Косвенные

Примечания

Расходы на доставку товаров от поставщика

+

Расходы на доставку сырья от поставщика

+

Расходы на доставку товаров покупателю

+

Расходы на доставку продукции покупателю

+

ГСМ

+

+

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Ремонт и запчасти

+

ОСАГО

+

КАСКО

+

Парковка

+

Штрафы

Нельзя учитывать в расходах

Аренда авто с экипажем

+

+

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Аренда авто без экипажа

+

+

Могут быть и косвенными, и прямыми в зависимости от цели поездки

Компенсация сотруднику за использование личного авто

+

Приведенный перечень носит рекомендательный характер (за исключением штрафов — их относить к расходам однозначно нельзя), поскольку окончательно вопрос об отнесении каждого типа транспортных расходов каждая компания решает для себя самостоятельно на основании приведенных выше рекомендаций и НПА.

Когда транспортные расходы можно рассматривать как прямые или косвенные, читайте также в статье «Отражение косвенных расходов в учетной политике – образец».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как включить все транспортные затраты в косвенные расходы

Затраты торговой компании, связанные с транспортировкой товаров, включаются в налоговые расходы — они направлены на получение дохода и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако расходы по доставке товаров на собственный склад учитываются постепенно, по мере реализации товаров (прямые расходы), а расходы по доставке товаров покупателю — единовременно (косвенные расходы). Очевидно, что списывать транспортные расходы как прямые менее выгодно, чем косвенные. Ведь в этом случае затраты надо будет распределять пропорционально проданным товарам.

Проанализируем на основе арбитражной практики, как компании защитить наиболее выгодный для себя способ учета транспортных расходов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»:
— Так как транспортные расходы в любом случае будут учтены плательщиком при исчислении налога на прибыль, компании, в зависимости от особенностей ее деятельности (размер транспортных расходов, срок реализации товара), при выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта учета транспортных расходов в качестве прямых или косвенных. Для многих налогоплательщиков экономический эффект, если рассматривать его хотя бы в среднесрочной перспективе (календарный год), будет незначителен и может оказаться значительно меньше, чем стоимость судебного процесса с налоговиками, от которого плательщик не застрахован.

«При выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта»

МОЖНО ЛИ ПРЕВРАТИТЬ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В КОСВЕННЫЕ

Когда компания доставляет товар для реализации — это ее косвенные расходы и списать их можно сразу же. Если же транспортные расходы связаны с доставкой товаров до склада компании, их можно либо признать прямыми и распределить затраты между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Либо прописать в учетной политике, что эти расходы входят в продажную стоимость товаров (ст. 320 НК РФ).

Безусловно, выгоднее для компании доказать, что все ее расходы связаны именно с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой их на собственный склад. Но подобная трактовка ситуации потребует соответствующего оформления первичных документов и скорее всего привлечет внимание налоговиков.

В частности, чтобы учесть все расходы как косвенные, на практике компании указывают, что были оказаны, например, консультационные услуги, а не транспортные. Скажем, компания оплачивает одному и тому же перевозчику доставку как купленных, так и проданных товаров, а на доставку выписывается отдельный счет-фактура и оформляется отдельный акт на консультационные услуги. Но, конечно, такой способ рискован. Во-первых, здесь идет речь об оформлении реально не оказанных услуг, а во-вторых, даже если инспекторы не обнаружат этот факт, сами консультационные услуги привлекут их особое внимание, поскольку зачастую налоговики считают, что эти услуги прикрывают схему*.

* Подробнее о том, почему налоговики сейчас проявляют повышенное внимание к услугам, читайте в статье «Услуги будут контролировать особо: внутренние рекомендации ФНС» на стр. 28 этого номера «ПНП».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
— Безусловно, нельзя рекомендовать торговой организации оформлять транспортные услуги как консультационные, информационные, маркетинговые и иные аналогичные услуги. Дело в том, что такого рода расходы всегда вызывают подозрение проверяющих, которые скорее всего обязательно попросят консультационный отчет контрагента. При этом информация, содержащаяся в отчете, должна быть действительно необходима организации, иначе эти затраты будут признаны необоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Выгоднее доказать, что все расходы связаны с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой

Кроме того (если перевозчик один и тот же), возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям. Большую часть суммы перевозчик выставляет в качестве платы за доставку товаров покупателям, а меньшую оформляет как плату за доставку товаров на собственный склад компании.

Но здесь риск следующий. Если в товаросопроводительных документах указано количество перевозимого товара, возможны претензии налоговиков по поводу отклонения цены перевозчика более чем на 20 процентов. Правда, если перевозку компания в обоих случаях осуществляет собственными силами, возможности по перераспределению расходов у нее шире.

Однако в любом случае, когда компания искусственно пытается оформить документы по транспортировке приобретаемых ею товаров таким образом, чтобы они имели отношение не к закупке, а к реализации, она вряд ли найдет поддержку в суде. То же самое можно сказать и про формальное разделение транспортных расходов на плату за собственно перевозку и сопутствующие перевозке услуги. Примером тому является постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.07 № А43-14231/2006-14-86.

Суть дела. Компания доставляла товары до собственного склада по железной дороге. Помимо платы за перевозку товаров компания оплачивала железной дороге стоимость обработки документов, связанных с перевозкой, и некоторые другие сопутствующие платежи, не зависящие от объема перевозимого груза. Для целей налогообложения компания учитывала плату железной дороге за перевозку грузов как прямые расходы, а прочие платежи — как косвенные.

В ходе проверки налоговики не согласились с таким подходом. Все прочие платежи были исключены из состава косвенных расходов. Компании был доначислен налог на прибыль, а также предложено заплатить штраф и пени.

Суд поддержал налоговиков, сочтя, что все затраты компании, связанные с доставкой товаров на собственный склад, должны включаться в состав прямых расходов.

Позиция налоговиков. Расходы по обработке документов железной дорогой являются транспортными расходами, связанными с доставкой товаров на склад покупателя. Поэтому компания неправомерно включала эти платежи в налоговые расходы соответствующего периода полной суммой. А так как они не были включены в стоимость приобретения товаров, они признаются прямыми.

Позиция компании. Расходы по обработке документов железной дорогой являются косвенными, так как по сути они не являются транспортными затратами или иными затратами, связанными с приобретением товаров. Поэтому их необходимо учитывать отдельно.

Выводы судей. Затраты по обработке документов и прочие платежи железной дороге неразрывно связаны с доставкой товаров до склада налогоплательщика, следовательно, их следует включать в расходы в порядке, установленном для прямых расходов. То есть пропорционально стоимости реализованных товаров.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ТРАНЗИТЕ

А как быть торговой организации, если доставка товара одновременно относится и к приобретению этого товара и к его реализации? Такая ситуация возникает, например, когда товары отправляются покупателю транзитом. То есть компания оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»:
— При транзите товара (когда товар поставляется, минуя склад налогоплательщика) отсутствует доставка товаров до склада покупателя, что является непременным критерием для учета транспортных расходов в качестве прямых, согласно буквальному прочтению статьи 320 НК РФ. Поэтому я считаю, что такие транспортные расходы должны быть учтены в качестве косвенных. МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Снежана МЕЛАШЕНКО, главный бухгалтер ООО «Агентство реконструкции и развития», г. Воронеж:
— При транзите продукция напрямую доставляется от поставщика до склада покупателя, поэтому с одинаковым успехом эти расходы можно отнести как к косвенным, так и к прямым. Скорее всего налоговики будут придерживаться последней точки зрения. Чтобы снизить налоговый риск, я бы все транзитные расходы отнесла к прямым.

В данном случае торговой компании невыгодно учитывать транспортные расходы отдельной строкой. Ведь формально налоговики могут признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами и их нужно будет распределить на весь остаток товара на складе. Следовательно, такой метод несет дополнительный налоговый риск.

Поэтому при транзитной торговле выгоднее всего не определять, с чем именно связаны затраты — с приобретением или продажей товара, а учесть транспортные расходы в стоимости товаров. В таком случае затраты на доставку единовременно войдут в налоговые расходы, так как вся партия товара, к которой относятся транспортные затраты, уже отгружена покупателю. Однако такой подход сначала нужно будет закрепить в учетной политике.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
— Проблема учета расходов по доставке «транзитного» товара также заслуживает отдельного внимания. Безусловно, решение вопроса значительно упрощается, если моменты перехода права собственности к компании и к покупателю не совпадают. Тогда расходы на доставку будут признаваться прямыми (или включаться в стоимость товаров) только в части доставки до места, где товар переходит к организации.

Если же товар переходит к покупателю в тот же момент, когда его получает сама компания, правомерность учета расходов на доставку в составе косвенных может подтвердить пункт 1 статьи 510 ГК РФ, где сказано, что обязанность доставки товара лежит на поставщике.

На практике компании указывают, что вместо транспортных были оказаны консультационные услуги

Возможны и другие ситуации, когда нельзя однозначно определить, связаны ли транспортные расходы с доставкой товаров до склада продавца или с реализацией этого товара. Подобное дело рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 23.05.07 № А56-19767/2006).

Суть дела. На основании договоров поставки компания приобретала нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) для их дальнейшей реализации в розничной сети АЗС. Первоначально они хранились на нефтебазах. В дальнейшем нефтепродукты перевозились на хранение на автозаправочные станции. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС компания списывала единовременно в том налоговом периоде, когда они были понесены.

При проверке налоговики исключили часть расходов на транспортировку, приходящихся на нереализованный бензин, из налоговых расходов рассматриваемого периода. Компании были доначислены недоимка, пени, а также наложен штраф.

Суд поддержал компанию, согласившись с тем, что затраты по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются расходами, связанными с реализацией товаров.

Позиция налоговиков. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС являются прямыми, так как АЗС следует рассматривать как место хранения (конечный склад доставки), а не реализации товара. Ведь АЗС не являются покупателем нефтепродуктов, а лишь осуществляют реализацию по договорам оказания услуг.

Позиция компании. Расходы по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются косвенными, связанными с реализацией товаров, так как АЗС является не хранилищем нефтепродуктов, а местом их реализации.

Выводы судей. Транспортные расходы связаны с реализацией товара, а не с доставкой его до собственного склада компании. Ведь автозаправочные станции не являются складами нефтепродуктов компании, а используются как торговые точки. Поэтому транспортные расходы, связанные с реализацией товара и понесенные в связи с его доставкой до торгового места (АЗС), являются косвенными.

Возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ

Если транспортные расходы, произведенные компанией, никак нельзя признать связанными с реализацией (превратить в косвенные), все равно остается законная возможность налогового планирования подобных расходов. Но сначала надо решить, что для компании более выгодно: включать расходы на доставку товаров до собственного склада в стоимость товаров или выделять их отдельной строкой (обе эти возможности закреплены в ст. 320 НК РФ). Суть различия между ними состоит в том, что, если транспортные расходы на доставку включаются в стоимость конкретной партии товаров, они будут учитываться по мере реализации исключительно этой партии товаров, а если распределяются по среднему проценту — распределятся на весь остаток непроданного товара.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА
Нелля ЕРОХИНА, главный бухгалтер группы компаний «Кофе-Центр»:
— На практике самым оптимальным является тот вариант, когда стоимость транспортных расходов «приходуется» вместе с товаром, то есть формирует себестоимость единицы товара.

Несмотря на то что вместе с оставшимся на конец периода на складе товаром останутся и несписанные транспортные расходы, в следующем квартале (когда будут реализованы остатки со склада) эти расходы уменьшат прибыль. В результате затраты будут списаны равномерно на себестоимость и снизятся налоговые риски. Конечно же, такой метод нужно сначала прописать в учетной политике.

В итоге определение выгодности того или иного способа зависит от многих факторов: от того, с какой скоростью в компании реализуются товары, какая сумма тратится на их доставку, от соотношения размера транспортных расходов и покупной стоимости. Но не надо забывать, что выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Однако несмотря на то, что компания имеет право выбора оптимального варианта учета транспортных расходов, как показывает практика, отсутствие претензий со стороны налоговиков не гарантировано. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.05 № 10АП-2837/05-АК арбитры рассмотрели следующую ситуацию.

Суть дела. Компания оплачивала расходы на доставку покупных товаров до собственного склада. В учетной политике было установлено, что расходы на доставку покупных товаров при их приобретении включаются в цену приобретения товаров, а не относятся к прямым расходам, подлежащим определению по среднему проценту в соответствии со статьей 320 НК РФ.

Налоговики установили, что в результате применения такого способа себестоимость реализованных товаров в целях налогообложения была завышена по сравнению с методом распределения транспортных расходов по среднему проценту. По результатам проверки компании было предложено доплатить налог на прибыль, а также перечислить штраф и пени.

Но суд согласился с тем, что компания сама вправе определять, включать ли транспортные расходы в цену приобретения товара или выделять их отдельной строкой. Позиция налоговиков. Компания получила необоснованную налоговую выгоду, поскольку в нарушение статьи 320 НК РФ не распределила прямые расходы текущего периода, связанные с доставкой покупных товаров до склада, на реализованные товары и остаток товаров на складе, а включила их в покупную стоимость товара.

Позиция компании. Метод учета транспортных расходов, предусматривающий их включение в стоимость покупных товаров, разрешен статьей 320 НК РФ и закреплен в учетной политике. А согласно статье 320 НК РФ, налогоплательщик вправе сам определять, какой применять метод налогового учета транспортных расходов. Выводы судей. Действия налогоплательщика не противоречат Налоговому кодексу. Статья 320 НК РФ предусматривает два варианта учета транспортных расходов по доставке товаров на собственный склад компании. При этом налогоплательщик закрепил в учетной политике, что расходы на доставку покупных товаров при их покупке включаются в цену, и следовал этому положению в учете.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:
— Налогоплательщик может в учетной политике самостоятельно определить, включает ли он расходы на доставку товаров в их покупную стоимость или относит к прямым расходам и распределяет пропорционально остатку товаров на конец месяца. Однако первый вариант следует признать не только менее трудоемким с точки зрения бухгалтера, но и более полезным в целях управленческого учета. В этом случае стоимость товаров отражает сумму фактических затрат компании, связанных с приобретением товаров. Кроме того, в налоговом учете целесообразно закрепить тот же порядок, который принят в бухгалтерском учете. Это позволит не только уменьшить трудоемкость учетного процесса, но и снизить риск претензий налоговых органов.

При транзитной торговле выгоднее не определять, с чем связаны затраты — с приобретением или продажей товара

Материальные расходы

Актуально на: 22 июля 2019 г.

Материальные расходы в большинстве организаций являются одной из основных статей затрат наряду с затратами на оплату труда и взносы, амортизацией основных средств. При этом термины «затраты» и «расходы», как правило, рассматриваются в качестве синонимов. Мы рассмотрим, что такое материальные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Что относится к материальным расходам в бухгалтерском и налоговом учете

Материальные затраты поименованы как один из видов расходов по обычным видам деятельности в ПБУ 10/99 (п. 8 ПБУ 10/99). При этом перечень материальных затрат с точки зрения бухгалтерского учета не раскрывается.

Если обратимся к налоговому законодательству, то в ст. 254 НК РФ приведен перечень затрат, которые можно отнести к материальным расходам в налоговом учете. Данный перечень является открытым.

Что относится к материальным затратам?

Материальные затраты включают в себя:

  • затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих изделий;
  • затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;
  • затраты на приобретение работ и услуг производственного характера;
  • потери от недостачи и порчи МПЗ в пределах норм естественной убыли;
  • другие затраты.

Можно сказать, что материальные расходы в бухгалтерском учете – это те же затраты, поименованные выше, с учетом специфики конкретной деятельности.

Перечень материальных расходов бухгалтеру следует закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета. Составить учетную политику вам поможет наш конструктор учетной политики.

Материальные расходы при УСН

Несмотря на то, что перечень расходов, учитываемых при УСН, является закрытым, материальные расходы при упрощенке аналогичны затратам, которые учитываются плательщиками налога на прибыль и которые поименованы ст. 254 НК РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Прямые материальные затраты

Понятие прямых материальных затрат можно найти в Налоговом кодексе (п. 1 ст. 318 НК РФ). Так, к прямым материальным затратам относятся:

  • затраты на приобретение сырья и материалов, которые используются в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), образуют их основу либо являются необходимым компонентом (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, или полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В то же время у организации есть право самостоятельно установить перечень прямых материальных расходов (абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ).

Анализ прямых материальных затрат

Поскольку прямые материальные затраты – это расходы, которые непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и могут быть прямо отнесены на их себестоимость, то управление прямыми затратами – ключ к снижению себестоимости и повышению рентабельности. Проводя анализ прямых материальных расходов, определяя их долю в себестоимости и цене конечного продукта, а также удельный вес материальных затрат по отдельным подразделениям и видам деятельности, можно исследовать показатели в динамике и выявить резервы повышения прибыльности.

Материальные расходы — расходы на приобретение сырья, материалов, инструментов, приспособлений, инвентаря, работ и услуг производственного характера и подобные расходы.

Термин «Материальные расходы» применяется в налогообложении (налог на прибыль организаций). В бухгалтерском учете применяется близкий термин — материальные затраты.

Материальные расходы в налоговом учете

Материальные расходы это один из видов расходов, связанных с производством и реализацией, наряду с расходами на оплату труда, суммами начисленной амортизации и прочими расходами.

В материальные расходы включены собственно материальные ресурсы, используемые при производстве продукции (работ, услуг), а также расходы, связанные с обращением материальных ресурсов. Перечень материальных расходов указан в пункте 1 статьи 254 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика (п. 1 ст. 254 НК РФ):

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) на приобретение материалов, используемых:

для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов);

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).

К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются (п. 7 ст. 254 НК РФ):

1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст. 261 «Расходы на освоение природных ресурсов» НК РФ;

2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли , утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;

4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.

Прямые материальные расходы

Материальные расходы, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся для налога на прибыль к прямым расходам (ст. 318 НК РФ):

— расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);

— расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Налогоплательщики вправе в учетной политики расширить перечень рямых расходам и, к примеру, отнести к прямым расходам иные материальные расходы.

Особенности налогового учета материальных расходов

НК РФ устанавливает правило (п. 6 ст. 254 НК РФ), что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.

Порядок признания расходов (в том числе и материальных) при методе начисления, регулируется ст. 272 НК РФ.

Так, в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), датой осуществления материальных расходов признается — дата передачи в производство сырья и материалов (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Передача сырья и материалов в производство — это начало использования сырья и материалов для производства товаров, работ или услуг.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н уточняют (п. 90) – «Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение».

Пример

Производственная организация передает со склада в цех по внутренней накладной материалы для производства продукции. Такая передача считается передачей в производство. Сумма расходов на материалы на эту дату списываются на затраты (в бухгалтерском учете дебет счета 20).

Списание расходов на материальные ресурсы

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ):

— метод оценки по стоимости единицы запасов;

— метод оценки по средней стоимости;

— метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

Подробнее: Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)

Материальные расходы при УСН

Материальные расходы признаются при применении УСН и указаны в пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и учитываются с учетом п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

Перечень материальных расходов для УСН указан в той же ст. 254 НК РФ, что и для предприятий применяющих общую систему налогообложения.

Материальные затраты в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете применяется близкий термин — «материальные затраты». Так, п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н указывает, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

— материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.