Транспортный налог при ЕСХН

Транспортный налог сельхозпроизводителя

Легковой и грузовой транспорт, а также тракторы и самоходные комбайны всех марок и моделей признаются объектом налогообложения налогом на транспорт. При этом организации и ИП, отнесенные к категории сельхозпроизводителей, могут быть освобождены от уплаты налога в отношении ТС, используемых в производстве. В статье выясним, каковы условия освобождения с/х производителя от уплаты налога, а также разберем, как рассчитать транспортный налог сельхозпроизводителя в отношении объектов, не используемых в процессе производства продукции.

Организации и ИП, деятельность который связана с производством, обработкой, реализацией с/х продукции, признаются плательщиками налога на транспорт в общем порядке. При этом, согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, от уплаты налога может быть освобождены транспортные средства, используемые в процессе производства продукции.

В случае если сельхозпроизводитель владеет исключительно необлагаемыми налогом объектами, то от уплаты налога на транспорт он освобождается. Если в собственности организации/ИП имеется как с/х транспорт (тракторы, комбайны, прочая с/х техника), так и легковые автомобили, не участвующие в процессе производства продукции, то субъект хозяйствования уплачивает налог, рассчитанный на основании базы налогооблагаемых объектов.

Читайте также статью ⇒ «Налог на имущество сельхозпроизводителей».

Какой транспорт с/х производителя освобождается от уплаты налога на транспорт

В соответствие с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения не признаются:

  • тракторы;
  • комбайны;
  • молоковозы;
  • скотовозы;
  • машины для перевозки птицы;
  • транспорт технического обслуживания;
  • машины ветеринарной помощи;
  • прочие специальный с/х транспорт.

Субъект хозяйствования освобождается от уплаты налога на специальный с/х транспорт при выполнении следующих условий:

  • организация/ИП является сельхозпроизводителем;
  • специальный транспорт зарегистрирован на с/х производителя в установленном порядке;
  • спецтранспорт используется при с/х работах и для производства с/х продукции.

В случае несоблюдения хотя бы одного из вышеперечисленных условий, организация признается плательщиком налога в отношении специального с/х транспорта в общем порядке.

Читайте также статью ⇒ “Срок уплаты ЕСХН в 2020 году“.

Общий порядок расчета налога на транспорт

Сельхозпроизводители, в собственности которых находится транспорт, не указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, рассчитывают транспортный налог в следующем порядке:

Налогтранспорт = Мощн * Ставка,

где Мощн – налогооблагаемая база, равная мощности транспортного средства по техпаспорту и измеряемая в лошадиных силах (л/с);
Ставка – налоговая ставка, установленная в отношении конкретного транспортного средства согласно ст. 361 НК РФ.

Отчетными периодами для расчета транспортного налога признается квартал, налоговым периодом – календарный год.

В начале налогового периода сельхозпроизводитель рассчитывает годовую сумму налога, после чего определяет размер авансовых платежей, подлежащих уплате ежеквартально (1/4 часть годовой суммы налога).

По итогам налогового периода плательщик производит окончательный расчет по налогу и подает в ФНС налоговую декларацию.

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по транспортному налогу.

Отметим, что налог на транспорт отнесен к категории местных налогов, в связи срок уплаты налога и авансовых платежей, а также срок подачи налоговой декларации определяется местными законодательными актами, установленными в регионе по месту регистрации ТС.

Рассмотрим пример. ООО «Фермер» занимается выращиванием и реализацией винограда. В собственности ООО «Фермер» находится легковой автомобиль с объемом двигателя 128 л/с.

Так как согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, легковой транспорт не относится к категории ТС, освобождаемых от уплаты транспортного налога, «Фермер» обязан рассчитать и уплатить налог в общем порядке.

Порядок оплаты налога по местонахождению ТС:

  • ежеквартальные авансы в размере ¼ от общей суммы налога – в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • окончательный расчет и подача налоговой декларации – до 1 марта года, следующего за отчетным.

Годовая сумма налога на транспорт для ООО «Фермер» составляет 448 руб. (128 л/с * ставка 3,5 руб.).

ООО «Фермер» оплатил полную сумму налога 09.04.2020 года.

07.02.2020 года «Фермер» составил и подал в ФНС налоговую декларацию.

Как сельхозпроизводителю подтвердить право на льготу по транспортному налогу

Субъект хозяйствования может быть освобожден от уплаты налога на виды транспорта, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, при условии подтверждения:

  • статуса сельхозпроизводителя;
  • целевого назначения транспорта (используется при производстве с/х продукции);
  • регистрации ТС в установленном порядке.

Особенности получения право на налоговую льготу описаны ниже.

Подтверждение статуса сельхозпроизводителя

В соответствие с налоговым законодательством, от уплаты налога на специальный с/х транспорт (трактор, комбайн, молоковоз, т.п.) может быть освобожден только сельхозпроизводитель.

Условия, согласно которым субъекту хозяйствования присваивается статус с/х производителя, установлены ст. 1 закона №193-ФЗ от 08.12.1995 года:

№ п/п Статус с/х производителя Критерий присвоения статуса с/х производителя

1

Производитель сельскохозяйственной продукции Сельхозпроизводителем признается физлицо или организация, половина объема производства которой составляет с/х продукция.
2 Производитель рыбной продукции

Субъект хозяйствования, объем рыбной продукции (улова) которого составляет не менее 70% от общего количества производства.

Для подтверждения статуса сельхоз производителя субъекту хозяйствования необходимо подготовить документы, подтверждающие объемы продукции в стоимостном выражении, а также расчеты, отражающую долю с/х продукции в общем объеме.

Кроме того, статус с/х производителя может быть подтвержден на основании налоговых деклараций об уплате ЕСХН. Согласно ст. 346.1 НК РФ, плательщиками ЕСХН могут выступать ИП и организации, производство с/х продукции которых составляет не менее 70% общего объема. Таким образом, статус плательщика ЕСХН является подтверждением статуса сельхозпроизводителя и дает организации/ИП право освобождение от уплаты транспортного налога, при соблюдении прочих условий.

Бланк декларации ЕСХН можно скачать здесь ⇒ Декларация по ЕСХН.

Регистрация сельхозтранспорта

Обязательным условием получения налоговой льготы в отношении специальных сельскохозяйственных ТС является регистрация транспорта на с/х производителя.

В качестве подтверждения регистрации налогоплательщику необходимо предоставить в ФНС техпаспорт, согласно которому собственником ТС является организация/ИП со статусом с/х производителя.

Целевое назначение сельхозтранспорта

Тракторы, комбайны, молоковозы, прочая специальная с/х техника освобождается от налогообложения при условии, что ТС используются для производства сельхозпродукции.

Сельхозпроизводитель принимает обязательства по уплате налога в отношении специального с/х транспорта в следующих случаях:

  • транспорт передан арендатору на условиях платного пользования;
  • сельхозпроизводитель фактически не ведет деятельность, в связи с чем невозможно подтвердить использования ТС в процессе производства продукции;
  • налогоплательщиком утрачен статус сельхозпроизводителя в связи со снижением доли производства с/х продукции в общем объеме (менее 50% – в общем порядке, менее 70% – для рыболовецких артелей).

В случае если все требования, установленные пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ выполнены, с/х производитель освобождается от уплаты налога на транспорт.

Читайте также статью ⇒ “Авансовые платежи по ЕСХН в 2020 году“.

Организация находится на ЕСХН.
Необходимо ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество?

24 марта 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налогоплательщики транспортного налога, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы с 01.01.2020. Вместе с тем форма заявления не предусматривает указание кода для рассматриваемого случая. Заявление подавать не нужно.
НК РФ не предусматривает заявительного характера применения льготы (освобождения от налогообложения) по налогу на имущество для организаций — налогоплательщиков ЕСХН.

Обоснование позиции:

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
При этом пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ выводит из перечня объектов, признаваемых объектами налогообложения, тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники.
Минфин России в письме от 12.05.2017 N 03-05-05-04/28799 сообщал, что организации, не имеющие объектов налогообложения по транспортному налогу (на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ), не признаются налогоплательщиками данного налога, в связи с чем у них отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций.
Вместе с тем с 1 января 2020 г. для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, письмо ФНС России от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@).
В соответствии с п. 3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В п.п. 1, 4 Приложения к письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@ указано, что Заявление может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года. Срок для представления в налоговый орган Заявления НК РФ не установлен.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@. Эта форма, как и новые правила предоставления юридическим лицам льгот по транспортному налогу, вводится с налогового периода 2020 года.
Заявление заполняется налогоплательщиком на основании документов, подтверждающих право на налоговую льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и представляется в любой налоговый орган.
При этом в поле 5.3 Заявления в листе с информацией указывается государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства, в отношении которого заявлена льгота (пп. 3 п. 19 Порядка заполнения формы заявления, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ (далее — Порядок)).
В поле 5.4 в листе с информацией указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему(им) право на налоговую льготу (пп. 4 п. 19 Порядка), а в поле 5.5 — код налоговой льготы по транспортному налогу в соответствии с приложением N 1 к Порядку.
Следовательно, при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими документами и (или) сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный в заявлении (смотрите также пример заполнения Заявления налогоплательщика — организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (Форма по КНД 1150064) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.)).
Если такие документы у инспекции отсутствуют, то по информации, указанной в Заявлении, она запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, у лиц и органов, располагающих ими, затем информирует налогоплательщика о результатах.
Заявления организаций о предоставлении льгот по транспортному налогу будут рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня получения. Если инспекция направит дополнительный запрос о предоставлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, то указанный срок может быть продлен на 30 дней, о чем налогоплательщик будет уведомлен. По результатам рассмотрения Заявления организация получит уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе.
Вместе с тем в приложении N 1 к Порядку заполнения формы Заявления отсутствует код льготы для данного случая (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ), а именно: зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства: тракторы; самоходные комбайны всех марок; специальные автомашины.
В п. 7 Приложения к письму ФНС России от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@ также разъясняется, что по транспортным средствам, которые не являются объектами налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ), отсутствует необходимость представления Заявления.
Поэтому мы полагаем, что заявительный порядок на данную ситуацию не распространяется.
В целях уточнения вопроса о необходимости представления в налоговый орган Заявления в отношении рассматриваемой конкретной ситуации целесообразно обратиться за индивидуальными письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (п. 1 ст. 34.2, пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, смотрите также пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Перечень льгот, установленных НК РФ в отношении налога на имущество организаций, приводится в ст. 381 Кодекса. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам: организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество (пп. 14 ст. 381 НК РФ), в части определенных активов (например, федеральных автомобильных дорог общего пользования — п. 11 ст. 381 НК РФ); а также организации, которые освобождены от уплаты налога на имущество полностью (п.п. 13, 14, 15, 19, 20 ст. 381 НК РФ).
Кроме того, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Однако НК РФ не предусматривает заявительного характера применения льготы (освобождения от налогообложения) по налогу на имущество организаций — налогоплательщиков ЕСХН. Отсутствуют ссылки на заявительный порядок представления документов о налоговой льготе и в Законе Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-3 ‘О налоге на имущество организаций», который вводит на территории Республики Мордовия налог на имущество организаций, а также устанавливает ставки налога, порядок, сроки его уплаты и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Из положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действующей с 01.01.2018, во взаимосвязи с положением пп.пп. 1, 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ следует, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям (пп. 2.3 п. 2 письма ФНС России от 30.11.2017 N БС-4-21/24271@).
С учетом изложенного полагаем, что если организация отвечает критериям, установленным ст. 346.2 НК РФ и признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату ЕСХН, то налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества не уплачивается, если имущество использовалось данной организацией в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.
При этом для использования ЕСХН налогоплательщик обязан отвечать ряду условий, при нарушении которых он утрачивает право на применение этого специального налогового режима. Полный их перечень установлен п.п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ. К указанным критериям, в частности, относятся:
— наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
— сохранение семидесятипроцентного соотношения доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства, вспомогательных сельхозуслуг) в общем объеме реализации;
— условие о численности работников;
— иные ограничения.
Кроме того, плательщик ЕСХН не платит налог на имущество по имуществу, если использует его только в сельхоздеятельности или одновременно в сельскохозяйственной и другой деятельности. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 12.09.2018 N 03-05-06-01/65198, от 26.07.2018 N 03-05-04-01/52417, от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487 (направлено письмом ФНС России от 10.07.2018 N БС-4-21/13205@), ФНС России от 29.10.2018 N БС-4-21/21061, от 31.07.2018 N БС-4-21/14791).
Также платить налог на имущество не нужно, если имущество, предназначенное для основной деятельности, передали на консервацию (письма Минфина России от 26.07.2018 N 03-05-04-01/52417, от 09.07.2018 N 03-05-04-01/47487 (направлено письмом ФНС России от 10.07.2018 N БС-4-21/13205@)).

К сведению:
Вместе с тем уведомительный характер в отношении налога на имущество установлен при выполнении налогоплательщиком обязанности, установленной п.п. 1 и 1.1 ст. 386 НК РФ при представлении в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговой декларации по налогу на имущество по истечении налогового периода.
Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
В таком случае Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
В случае выявления причин, по которым уведомление не может рассматриваться как основание для представления налоговой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ, налогоплательщику направляется Сообщение налогового органа по субъекту Российской Федерации о результатах рассмотрения Уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Иных случаев уведомления (направления заявления) налоговых органов, в том числе в отношении льгот, объектов налогообложения или других показателей по налогу на имущество организаций, нами не установлено.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
— Вопрос: Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности транспортные средства спецназначения «ветеринарная помощь». Согласно закону республики о транспортном налоге применяется льгота на данный вид транспорта. Включается ли данное транспортное средство в декларацию по транспортному налогу? Включаются ли в декларацию по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, на которые распространяется льгота? Представляется ли заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу на тракторы, самоходные комбайны всех марок? Каков срок представления заявления в налоговую инспекцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
— Можно ли, находясь на уплате ЕСХН, освободиться от уплаты налога на имущество? (М.В. Подкопаев, журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве», N 2, апрель-июнь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Освобождение сельхозтранспорта от транспортного налога

М. В. Подкопаев

Журнал «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве» № 4/2016

Для некоторых видов специализированного сельскохозяйственного транспорта предусмотрена льгота по транспортному налогу. В каком порядке она применяется? Кто из налогоплательщиков имеет право на нее?

С 2015 года организации Республики Крым и Севастополя наравне с другими регионами РФ уплачивают транспортный налог. Порядок его исчисления и уплаты установлен законами Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 и города Севастополя от 14.11.2014 № 75-ЗС.

В этих нормативных актах никаких льгот сельскохозяйственным предприятиям не предусмотрено, но зато они есть на федеральном уровне – непосредственно в НК РФ.

Впрочем, то, о чем мы далее станем говорить, формально не называется льготой. Но по факту является таковой, потому что исключение транспортного средства из объектов налогообложения, по сути, принципиально от предоставления льготы не отличается.

Транспортный налог – не для специального сельхозтранспорта.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В том числе подлежит регистрации и различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения по транспортному налогу. Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, будучи зарегистрированными на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике данная норма прямо относит тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Проверьте документы на технику.

Тем не менее, как видно из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально. Ведомство пояснило, как это сделать.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении. В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 составление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и согласно правилам, которые установлены законодательством РФ, допускается до 01.07.2017.

С указанной даты в ЕАЭС будет повсеместно введена единая форма паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники. Причем на новые транспортные средства эти документы будут оформляться в электронном виде (электронный паспорт). Замена ранее выданных ПТС и паспортов самоходных машин и других видов техники будет производиться по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники).

Минфин обратил внимание на то, что указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например, легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

Частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС – в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например: «легковой», «автобус», «грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п. Кроме того, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Финансисты заключили, что если совокупность данных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

В арбитражной практике – по-другому.

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС. Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится, что отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (до 01.01.2017 действует ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, после 01.01.2017 – ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

Так, в действующем ОКОФ по коду 153410190 указаны автомобили грузовые общего назначения (бортовые, шасси и фургоны); по коду 153410210 – автомобили тягачи седельные; по коду 153410220 – автомобили самосвалы; по коду 153410040 – автомобили специальные, кроме включенных в группировку 143410040.

Поэтому в случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. В Постановлении ФАС ЦО от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован. При этом из представленных налогоплательщиком товар­-
но-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Об условиях применения освобождения.

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства. Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3. Аналогично высказался и Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В настоящее время действуют Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Методические рекомендации), которые, как поясняется в Письме Минфина России от 16.06.2006 № 03-06-04-04/24, не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем являются внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами.

На основании п. 17.3 Методических рекомендаций налоговые органы для проверки правомочности применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ должны требовать представления в налоговый орган в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя расчета стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции.

Однако доля произведенной сельскохозяйственной продукции для подтверждения данного статуса рассчитывалась на основании Федерального закона № 193-ФЗ. Но так как этот статус в настоящее время правильно определять в соответствии с Федеральным законом № 264-ФЗ, то и в обозначенном расчете следует указывать объем не произведенной сельскохозяйственной продукции, а реализованной.

Здесь же налоговики обращают внимание на то, что учет произведенной сельхозпродукции должен вестись по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья». Ведомство дает понять, что использование таких форм обязательно для применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Но Методические рекомендации были выпущены задолго до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в п. 4 ст. 9 которого установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению. Кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов, установленных уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

То есть теперь необязательно при учете сельскохозяйственной продукции применять именно унифицированные формы. Но согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно все же взять унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включаются в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

О заполнении декларации.

В соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, налоговую декларацию по транспортному налогу. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, после каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено названной статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Отсюда можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом на основании пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана представлять декларацию и авансовые расчеты по нему. Очевидно, не должна она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Тем более что на то же самое указывал Минфин, хотя тоже довольно давно (Письмо от 04.03.2008 № 03-05-04-02/14).

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен представить декларацию. И в этой декларации в том числе придется отразить транспортные средства, не признававемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу (далее – Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 – 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 – данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5 к Порядку. В рассматриваемом случае это коды 530 01 (тракторы сельскохозяйственные), 530 03 (самоходные комбайны), 590 15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.17 Порядка в первом поле строки 190 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.17 Порядка она заполняется, исключительно если основанием льготы является закон субъекта РФ, в рассматриваемом случае:

Причем при заполнении строки 200 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в ней должно быть равно указанному в строке 160 «Сумма исчисленного налога» (это следует из п. 2.13 контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по транспортному налогу, направленных Письмом ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5693@). В итоге по строке 250 по данному транспортному средству не будет отражена сумма налога к уплате в бюджет, так как значение в ней должно быть равно разности между строками 160 и 200 (п. 5.23 Порядка).

Принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицирована Указом Президиума ВС СССР 29.04.1974.

Определением ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2570/10 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Напомним, что к этому арбитражному округу относятся Республика Крым и Севастополь.

См. также Письмо ФНС России от 08.04.2016 № БС-4-11/6174@.

См. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 446.

Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

См. Постановление ФАС ПО от 25.01.2007 по делу № А65-14601/2006-СА2?8.

См. Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012.

Утвержден Приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@.