Требования к автостанциям
В соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1102; 2011, № 37, ст. 5268; 2013, № 20, ст. 2504, № 48, ст. 6276; 2014, № 24, ст. 3101; 2015, № 19, ст. 2822), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций.
2. Признать приказ Минтранса России от 1 ноября 2010 г. № 234 «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2010 г., регистрационный № 19512) утратившим силу.
Министр | М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2016 г.
Регистрационный № 41368
Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2015 г. № 387)
1. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций разработаны в соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112.
2. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций (далее — Требования) обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании (далее — владельцы автовокзалов и автостанций).
3. В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются:
1) билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов*;
2) зал ожидания;
3) комната матери и ребенка;
4) туалет;
5) камера хранения вещей или места для хранения вещей*;
6) пункт общественного питания;
7) здравпункт*;
8) комната отдыха водителей с местами для сидения*.
4. В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются:
1) билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов*;
2) зал ожидания*;
3) туалет;
4) здравпункт*;
5) комната отдыха водителей с местами для сидения*.
5. Расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров принимается равным среднесуточному количеству отправленных пассажиров в предыдущем календарном году, определенному на основании учетных данных автовокзала, автостанции об отправленных пассажирах, а в случае, если автовокзал, автостанция введены в эксплуатацию в текущем календарном году — среднесуточному количеству отправляемых пассажиров, указанному в проектной документации.
6. В здании и (или) на территории автовокзала, автостанции помимо объектов, указанных в пунктах 3, 4 настоящих Требований, допускается размещение иных объектов при условии выполнения требований, предусмотренных приложением к настоящим Требованиям.
7. На территории автовокзала, автостанции размещаются:
1) перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы;
2) перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов;
3) площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении).
8. Перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы, перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов и посты для уборки и осмотра автобусов должны иметь асфальтобетонное или бетонное покрытие.
9. Допускается объединение перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы с перронами (площадками) для высадки пассажиров из автобусов.
10. Количество перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы должно обеспечивать возможность стоянки автобусов во время посадки пассажиров для автобусов особо малого, малого и среднего классов не менее 10 минут, для автобусов большого и особо большого классов не менее 15 минут.
11. На территории автовокзала и автостанции размещаются технические средства организации дорожного движения для транспортных средств и пассажиров.
12. Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания должны оборудоваться системами громкой связи и информационными табло.
13. На территории автовокзала и автостанции должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) и иных услуг наравне с другими пассажирами.
* Вступает в силу с 1 июля 2017 г.
Приложение
к Минимальным требованиям
к оборудованию автовокзалов
и автостанций
Требования к оборудованию автовокзалов и автостанций
№ п/п | Наименование объектов | Расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров, чел. | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
до 250 | 251 — 500 | 501 — 750 | 751 — 1000 | 1001 — 2000 | 2001 — 3000 | 3001 — 4000 | 4001 — 6000 | 6001 — 8000 | 8001 — 10000 | 10001 — 15000 | 15001 — 20000 | 20001 — 25000 | свыше 25000 | ||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
1 | Билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов, ед. | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 | Количество мест для сидения в зале ожидания, ед. | 10 | 15 | 18 | 21 | 25 | 35 | 50 | 60 | 75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 |
3 | Количество мест хранения вещей, в том числе в камере хранения, ед. | — | — | — | — | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 165 | 200 | 240 | 280 | 320 |
4 | Здравпункт | — | — | не менее одного | |||||||||||
5 | Количество индивидуальных детских спальных мест в комнате матери и ребенка, ед. | — | — | — | — | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 |
6 | Количество, отдельных туалетных кабин с санитарными приборами, ед. | 1 | 2 | 4 | 4 | 6 | 8 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
7 | Количество мест для приема пищи в пункте общественного питания, ед. | — | — | — | — | 12 | 16 | 20 | 24 | 32 | 44 | 52 | 64 | 72 | 84 |
8 | Количество мест для сидения в комнате отдыха водителей, ед. | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 |
Примечания:
1. Площадь помещения, в котором размещается билетная касса, устанавливается из расчета не менее 4,5 на одно рабочее место кассира.
2. Площадь комнаты матери и ребенка устанавливается из расчета не менее 1,5 на одно индивидуальное детское спальное место.
Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций: здравпункт должен быть в обязательном порядке
Кто определит критерии, которым он должен соответствовать?
С 26 марта 2016 года на территории Российской Федерации действуют Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций», утв. Приказом Министерства транспорта России от 29.12.2015 года №387, которые являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими соответствующие объекты транспортной инфраструктуры.
Данные Минимальные требования устанавливают ряд обязательных условий, наличие которых является обязательным на автовокзалах и автостанциях, например, наличие на территории перронов для посадки/высадки пассажиров в/из автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов; площадки для стоянки автобусов и т.д.
Однако, Минимальные требования содержат ряд положений, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.
Итак, с 1 июля 2017 года обязательному размещению подлежат:
на территории автовокзала:
- билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов;
- камера хранения вещей или места для хранения вещей;
- здравпункт;
- комната отдыха водителей с местами для сидения;
на территории автостанции:
Каким критериям должен соответствовать здравпункт, размещаемый на территории автовокзала?
Отдельно хотелось бы остановиться на необходимости наличия на автовокзале/автостанции такого объекта, как здравпункт. Примечательно, что несмотря на обязательность исполнения данного требования со стороны субъектов транспортной инфраструктуры, до настоящего времени со стороны законодателя не разработано не только каких-либо критериев, которым должен соответствовать «здравпункт», размещаемый на территории автовокзала/автостанции, но также не предусмотрено, кто должен устанавливать требования по оснащению пунктов медицинской помощи на автовокзалах, что на практике может привести к весьма спорным ситуациям.
Необходимость законодательного регулирования указанного вопроса признана Министерством транспорта РФ, которое подготовило Проект Приказа «О внесении изменений в Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденные приказом Минтранса РФ от 29 декабря 2015 г. N 387», согласно которого предлагается заменить понятие «здравпункт» на понятие «пункт медицинской помощи», требование о наличии которого содержится в пункте 28 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112. При этом, предлагается перенести срок вступления в силу требования о размещении на территории автовокзалов и автостанций пунктов медицинской помощи с 1 июля 2017 г. на 1 июля 2018 г.
Тем не менее, до настоящего времени, Проект Приказа «О внесении изменений в Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций» не подписан. И хотя по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия данного ведомственного нормативного акта было вынесено положительное заключение, как справедливо отмечено в заключении: «Вместе с тем отмечаем, что разработчиком … указано, что необходимость замены требования о наличии здравпункта обусловлена в том числе отсутствием требований к здравпунктам, что может привести к спорным ситуациям между владельцами автовокзалов и автостанций и контролирующими органами. Однако требования к пунктам медицинской помощи, размещенным на автовокзалах и автостанциях, также не утверждены, что также приведет к указанным разработчиком негативным эффектам.»
Таким образом, Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, утв. Приказом Министерства транспорта России от 29.12.2015 года №387, с 01 июля 2017 года действуют в полном объеме, что означает обязанность владельцев автовокзалов/автостанций размещать на своей территории «здравпункт», вот только требований к этим «здравпунктам», да и тех, кто должен разработать данные требования – законодатель не определил, что на самом деле может привести к спорным ситуациям между владельцами автовокзалов и автостанций и контролирующими органами.
Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Ирина Санжакова
Поделиться новостью
Добавить комментарий