Услуги фрахтования

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)

Cущественные условия тайм чартера, риски и рекомендации при заключении договора фрахтования судна.

Тайм-чартер всегда актуален для ведения дел с морским и речным транспортом. Успешное планирование бизнеса в море не всегда предполагает и обязывает его участников приобретать собственный флот, тем более что не для всех юридических лиц это актуально. Содержание судна сезонного плавания в доке, обеспечение его эксплуатации и своевременного ремонта, выплата заработной платы команде – все эти расходы большинство компаний брать на себя не готовы.

На благо таких участников морского сектора работает механизм фрахтования судна на время, также известный как тайм-чартер. Статья 198 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) характеризует тайм-чартер, как договор, по которому «судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». Через фрахтование судна на время, компания-фрахтователь получает над судном полный коммерческий контроль, не становясь обязанной по его содержанию. Этот механизм является настолько популярным, что Балтийский и Международный Морской совет в Копенгагене, а за ним и другие морские организации предложили судоходному рынку несколько стандартных форм тайм-чартеров для постоянного использования: Uniform Time-Charter (BIMCO), Uniform General Charter (BIMCO), TIME CHARTER CMAC FORM.

В соответствии с положениями статьи 432 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».

Идентификация

На рынке фрахтования представлены самые разные суда, от сухогрузов и контейнеровозов до скоростных яхт. Для успешного ведения бизнеса фрахтователю, как правило, необходимо нанять судно конкретного типа, подходящее для перевозки необходимых грузов. Компании, продающей и доставляющей плюшевых медведей в контейнерах, не имеет никакого коммерческого смысла фрахтовать нефтяной танкер. По этой причине идентификация судна является существенным условием тайм-чартера. Статья 200 КТМ предполагает минимальный список идентификационных параметров: название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие). Дополнительно, стороны так же должны указать IMO номер судна и год его постройки, так как эти характеристики являются уникальными для каждого судна, и позволяют идентифицировать его с наиболее высокой долей точности.

Законодатель указал необходимость указывать эксплуатационные данные судна не просто так. Очень часто, заявленное для фрахта судно на практике не показывает те показатели скорости или маневренности, которые необходимы фрахтователю для его эффективной коммерческой эксплуатации. Это не всегда означает, что судно находится в немореходном состоянии или потерпело поломку, однако, это имущество, которое фрахтователь получает на время, для достижения своих целей, за определенную плату. Для того чтобы в договоре риск серьезных разночтений между заявленными и реальными характеристиками судна был урегулирован, необходимо согласовывать условие о технических характеристиках со следующей оговоркой: «В случае если судно имеет отклонения от заявленных судовладельцем эксплуатационных характеристик более чем на ____ (указать единицу изменения), при выявлении таких отклонений в момент приема-передачи судна или в процессе его эксплуатации, судовладелец уменьшает общую стоимость фрахта на сумму, пропорционально размеру такого отклонения».Разночтения в характеристиках не всегда должны быть поводом для расторжения договора фрахтования, так как стороны, как правило, заинтересованы в продолжении сотрудничества, однако, фрахтователь должен иметь механизм компенсации такого несоответствия.

Проверка полномочий фрахтователя и судовладельца на заключение договора тайм-чартера должна быть проведена сторонами еще в процессе согласования условий соглашения. Обе стороны должны представить друг другу свои корпоративные документы (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации и т.д.), а в случае, если контрагент является иностранным юридическим лицом такая проверка полномочий является не просто актом предосторожности, а первой необходимостью. Важно понимать, что во фрахт сдается объект недвижимости (судно, по российскому праву, является недвижимым имуществом, и все сделки с ним подлежат государственной регистрации в Российском судовом реестре), а, значит, право на передачу имеет только собственник судна или лицо, наделенное такими полномочиями на основании договора (субфрахтование). В случае если во фрахт судно уходит по распоряжению неуполномоченного лица, фрахтователь рискует оказаться стороной недействительной сделки и потерпеть убытки, связанные с вынужденным приостановлением эксплуатации судна и срыва своей коммерческой деятельности.

Район и цель плавания

Район предполагаемого плавания судна – это одно из условий, которое специально прописано, как обязательное для договоров фрахтования на время, в КТМ. Мотивировка такого включения очевидна: не смотря на то, что судно поступает под командование фрахтователя, судовладелец продолжает осуществлять фактическую (не коммерческую) эксплуатацию судна. Безопасность мореплавания, экипажа и предприятия фрахтователя полностью лежит на судовладельце. Для исполнения своих обязательств, судовладелец должен быть поставлен в известность о том, в каком районе плавания ему необходимо будет работать, так как от сложности такой работы зависит, в том числе, и размер фрахта по договору. В обмен на право знать заранее район плавания, у судовладельца возникает обязанность предоставить для фрахтования судно, изначально пригодное для плавания в указанном районе.

В случае если фрахтователю, который часто является предпринимателем, а не моряком, предоставляется судно, непригодное к эксплуатации в согласованном районе, он может даже и не знать об этом в момент приема-передачи. Это не всегда означает, что судно немореходно. Очевидно, что например судно используемое на Суэцком канале и подготовленное к встрече с пиратами вряд ли будет пригодно без переоборудования пройти Северный Морской Путь. Для большинства фрахтователей такая невозможность означает полную потерю интереса в сделке по договору фрахтования. Для того чтобы обеспечить фрахтователю возможность без материальных потерь выйти из такого договора, а так же возместить его убытки, обязанность судовладельца предоставить судно, годное для эксплуатации в согласованном районе должна быть строгой: «Судовладелец обязан предоставить фрахтователю судно, по всем существенным техническим параметрам годное и подготовленное для эксплуатации в районе плавания, согласованном сторонами в настоящем договоре. В случае если судно окажется по какому-либо параметру непригодным для такой эксплуатации, фрахтователь имеет право немедленно расторгнуть настоящий договор и требовать полного возмещения фактических убытков, причиненных невозможностью эксплуатации». Одновременно с этим, закон так же становится на сторону фрахтователя, предусматривая в статье 203 КТМ, что «судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю — принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна».

Очень часто стороны сталкиваются с необходимостью покинуть район утвержденного плавания по коммерческим причинам или по соображениям безопасности. Не всегда стороны, столкнувшись с такой необходимостью, осознают правомерность такого действия, в морском праве именуемого «девиация». В соответствии с международными стандартами (например, Правилами Гаага — Висби), а так же положения КТМ (статьи 203, 206) и обычаями делового оборота, наряду с исполнениями приказов фрахтователя, судовладелец имеет право и должен сохранять безопасность своего имущества (судна) и экипажа. Таким образом, предусмотреть строгую обязанность судовладельца не покидать район плавания, невозможно. В случае если фрахтователь желает поставить судовладельца в наиболее жесткие рамки в этом отношении, оговорку о девиации стоит изложить в следующей редакции: «Судовладелец обязан исполнять приказы по коммерческой эксплуатации судна в согласованном районе без девиации, за исключением случаев, когда девиация является единственным и необходимым способом избежания причинения ущерба судну, грузу и/или человеческой жизни на борту». Зеркальная ситуация возникает в процессе тайм-чартера тогда, когда фрахтователь, обязанный, в соответствии со статьей 204 КТМ, эксплуатировать судно коммерчески, в соответствии с условиями чартера, отдает судовладельцу приказ покинуть район согласованного плавания ради коммерческой выгоды. Вновь прибегая к международным нормам и обычаям делового оборота, можно установить, что судовладелец имеет право отказаться выполнять такой приказ, так как он выходит за рамки согласованных условий договора фрахтования. В случае если судовладелец хочет обезопасить себя от одной лишь возможности получить такой приказ от фрахтователя, в тайм-чартер вносится следующая оговорка: «Район плавания судна является согласованным и окончательным. Судовладелец не обязан по какой-либо причине, кроме соображений безопасности судна / груза / экипажа покидать указанный район в период фрахтования судна». Однако для некоторых судовладельцев возможная девиация не является таким уж недопустимым явлением, и они захотят смягчить данное условие, сделав его для себя коммерчески выгодным, например: «В случае необходимости, судовладелец, на свое усмотрение, может согласиться на девиацию из района согласованного плавания по запросу фрахтователя, с учетом пересмотра ставки фрахта на время такой девиации, утвержденной сторонами в дополнительном соглашении к настоящему договору». Стоит понимать, что в случае внесения такой оговорки, у судовладельца возникает право, но не обязанность покидать район плавания, однако если судно его покинет, судовладелец делает это на свой страх и риск.

Еще один важным фактором, согласование которого необходимо сторонам в договоре тайм-чартера является цель фрахтования судна. В соответствии с частью 1 статей 203 и 204 КТМ, цель фрахтования важна как для судовладельца, который обязан предоставить судно, годное для этих целей, так и для фрахтователя, который имеет право коммерческого использования судна только в объявленных целях. В тайм-чартерах цели могут быть указаны четко («Фрахтователь обязуется использовать судно для перевозки плюшевых медведей в контейнерах») или пространно («Фрахтователь обязуется использовать судно для контейнерных перевозок»), оба варианта приемлемы с юридической точки зрения, однако пространная формулировка потенциально увеличивает риски судовладельца быть вовлеченным в перевозку грузов, от которых он предпочел бы отказаться. На судно, по коммерческой инструкции фрахтователя, погрузили контейнеры с указанием содержимого под описанием «лекарства». В процессе перевозки груза до пункта назначения, на судне случился пожар, который привел к серьезному ущербу судну и членам экипажа. Экспертиза показала, что к пожару привел взрыв веществ в контейнере, погруженном по инструкции фрахтователя. Формально, договор тайм-чартера не был нарушен, так как фрахтователь заявил, что судно использовалось для «контейнерной перевозки лекарственных препаратов». Кто же покроет, в таком случае, убытки судовладельца?

Очевидно, что «размытая» формулировка таит в себе риски перевозки фрахтователем неопределенных грузов. В целях гарантирования возмещения любых убытков судовладельца, причиненных перевозкой грузов фрахтователя, необходимо предусматривать несколько дополнительных обязанностей фрахтователя: «Фрахтователь обязуется, вне зависимости от типа заявленного / согласованного к перевозке груза, не допускать к перевозке опасные грузы, в соответствии с международными и национальными нормами закона, без предварительного письменного согласия судовладельца», «Фрахтователь несет полную ответственность за любой ущерб, причиненный имуществу или работникам судовладельца перевозимыми по инструкции фрахтователя грузами, если причиной такого ущерба не стало неправильное осуществление погрузки/ перевозки / разгрузки такого груза судовладельцем».

Доставка и возвращение зафрахтованного судна

Фрахтование судна в отношении положений о его доставке и возврате мало чем отличается от аренды автомобиля с шофером на время: судно должно быть доставлено «к двери клиента» вовремя и возвращено «в гараж» не позже последнего дня окончания аренды. Проблемы у сторон, как показывает практика, могут начаться, если фрахтователь решит отправить судно в рейс, который заканчивается после даты окончания тайм-чартера. Все эти задержки неизбежно приводят к убыткам обеих сторон, чье финансовое благополучие напрямую зависит от своевременного исполнения обязанностей перед третьими лицами. Для того чтобы урегулировать возможные убытки в таких случаях, тайм-чартер может предусматривать механизм «последнего рейса»: «Настоящий чартер продолжает свое действия до окончания последнего коммерческого рейса, совершенного судовладельцем по инструкции фрахтователя, выданной до даты, согласованной сторонами в настоящем договоре. До окончания последнего рейса, фрахтователь уплачивает фрахт с периодичностью и в размере, обусловленном настоящим договором». Этот механизм позволяет судовладельцу избежать заключения договоров с третьими лицами в случае, если становится очевидно, что рейс не будет закончен до согласованной даты, а фрахтователь не терпит убытков от неисполнения «последнего рейса» в виде продления тайм-чартера.

Фрахтовые платежи

Финансовые вопросы для сторон в тайм-чартере являются самыми важными. В соответствии с частью 3 статьи 203 КТМ, «судовладелец обязан в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна». Все эти действия требуют постоянного потока денежных средств на счет судовладельца в форме фрахтовых платежей фрахтователя. Какую ставку фрахта лучше выбрать, фиксированную или варьирующуюся? Фиксированная ставка предпочтительнее для фрахтователя, который может планировать свои затраты на месяцы вперед, однако, в случае, если зафрахтованное судно по какой-либо причине простаивает, оплата фиксированной суммы может стать невыгодной. Вариации фрахта, как правило, вводятся по соглашению сторон в случае перевозки «сложных» в обращении грузов, требующих дополнительного оборудования, а так же в случаях, если затраты топлива и/или припасов на выполнение инструкции фрахтователя превышают / не достигают средних показателей.

Как правило, цена фрахта устанавливается в иностранной валюте, курс которой, как известно, может меняться. Например, цена одного фрахтового платежа в договоре установлена в размере «20 000 долларов, предоплата, ежемесячно, в рублях по курсу Центрального банка РФ на день оплаты». В зависимости от этого курса, общая сумма платежа может понижаться или возрастать, что не всегда выгодно ни фрахтователю, ни судовладельцу. Для того чтобы избежать таких нежелательных изменений, статью о цене необходимо формулировать такими образом, что например «стороны устанавливают фиксированный курс валюты в размере 30 рублей за 1 доллар США», таким образом, размер оплаты не будет зависеть от постоянно меняющегося курса валют Центрального Банка России. Установление собственного курса иностранной валюты к рублю не противоречит законодательству, что подтверждается пунктом 12 Информационного Письма Президиума ВАС Российской Федерации от 04.11.2002 г. N 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации». В случае если стороны не приходят к соглашению о фиксации курса валюты по своему усмотрению, и колебаний курсов не избежать, можно воспользоваться прямой валютной оговоркой, в которой величина суммы платежа ставится в зависимость от изменения валюты платежа по отношению к более стабильной валюте: «Ставка фрахта и платеж устанавливается в долларах США. Если курс доллара США к английскому фунту стерлингов на день платежа изменится по сравнению с курсом на день заключения контракта, то соответственно изменятся цена фрахта и сумма платежа».

Принимая во внимание, что своевременный фрахтовый платеж является залогом функционирования предприятия судовладельца и самого судна, задержки в произведении таких платежей фрахтователем должны полностью исключаться. К сожалению, наложение штрафов за задержку в оплате фрахта не всегда гарантирует своевременную оплату со стороны фрахтователя. В качестве дополнительного механизма по защите судовладельца, в тайм-чартере необходимо предусматривать его право на прекращение исполнения обязательств по договору в случае отсутствия оплаты: «Судовладелец имеет право, в случае задержки оплаты фрахта фрахтователем в течение 7 (сети) календарных дней, письменно уведомить фрахтователя об имеющем место нарушении с требованием оплатить задолженность. В случае неустранения фрахтователем указанного нарушения в течение 5 календарных дней с момента предъявления указанного уведомления, судовладелец имеет право приостановить исполнение по настоящему договору». Данное условие может быть дополнительно усилено правом судовладельца на расторжение договора в случае длительного отсутствия оплаты фрахта: «В случае задержки в оплате фрахта в течение 20 рабочих дней, судовладелец имеет право расторгнуть настоящий договор и вывести судно из чартера за счет фрахтователя».

Очень часто, нарушение сроков оплаты фрахта является непреднамеренным: фрахтователь совершает платеж в срок, но судовладелец его не получает, в связи с чем нарушается финансирование морского предприятия. Данную проблему, вопреки общему мнению, можно легко решить еще на стадии проектирования чартера, внедрив точное условие о том, что «обязательство по оплате фрахта считается исполненным в дату, когда денежные средства списаны с расчетного счета фрахтователя / поступили на расчетный счет судовладельца, с соблюдением срока оплаты предусмотренного настоящей частью». Таким образом, у сторон более не будет возникать недопонимай в отношении того, свершился ли фрахтовый платеж или он был задержан.

Ответственность сторон

Стороны тайм-чартера, который заключается, как правило, на длительный срок (от трех месяцев до нескольких лет), подвержены определенному набору рисков. Судно эксплуатируется уже полгода, в течение которых фрахтователь получается все меньше заказов на перевозки грузов, для которых используется зафрахтованное судно. Фрахтователь уведомляет судовладельца о том, что он расторгает договор тайм-чартера, не окончив перевозку последней партии грузов. Судовладелец возражает и, в отсутствии оплаты фрахта, приостанавливает перевозку, что приводит к задержке в доставке груза и убыткам третьих лиц и фрахтователя. В данном запутанном деле необходимо, в первую очередь, установить первопричину возникновения убытков: правомерно ли расторжение договора в момент действующей перевозки? Была ли задержка перевозки правомерной?

Нужно понимать, что судовладелец и его судно всегда остаются лишь инструментами в выполнении коммерческих задач фрахтователя, поэтому у последнего отсутствует право поручать судовладельцу решение каких-либо задач, кроме исполнительских: «Судовладелец следует коммерческим инструкциям фрахтователя, осуществляет перевозку грузов фрахтователя в соответствии с международными стандартами безопасности и с должной профессиональной заботливостью, погрузку и выгрузку грузов. Судовладелец не несет ответственность за коммерческие аспекты сделок фрахтователя, а так же за исполнение / неисполнение обязанностей фрахтователем и / или третьими лицами».Одновременно с этим, у судовладельца имеется твердая обязанность закончить перевозку по инструкции фрахтователя, если только с его стороны нет каких-либо нарушений (см. «Фрахтовые платежи: кто платит, когда платит?»). В случае потери интереса фрахтователя к фрахтованию судна, он должен иметь право выйти из сделки, однако, такой выход не должен сопровождаться какими-либо убытками для судовладельца: «В случае расторжения договора фрахтования до даты его окончания, фрахтователь обязуется покрыть фактические расходы судовладельца на окончание любой действующей на момент расторжения перевозки грузов. Фрахтовый платеж, оплаченный фрахтователем по предоплате, фрахтователю не возвращается». Все прочие условия, внесенные в договор на случай раннего расторжения его фрахтователем, будут считаться штрафными: «В случае расторжения настоящего договора до даты окончания его действия, фрахтователь обязуется оплатить судовладельцу неустойку в размере фрахтовых платежей, которые подлежали бы уплате на согласованную дату окончания тайм-чартера».

Судно вне найма

Очень часто, эксплуатация судна в длительном тайм-чартере становится невозможной из-за поломок и ущерба судну. Именно тогда у сторон возникают споры о том, продолжается ли фрахтование судна, или договор приостанавливает свое действие на время проведения ремонта?

Пьяный фрахтователь посылает инструкцию капитану судовладельца следовать в опасный регион для погрузки груза. Капитан, так же в состоянии алкогольного опьянения, следует инструкциям, что приводит к столкновению с айсбергом и помещению судна на ремонт в док. Судовладелец требует оплаты фрахтовых платежей за все время ремонта судна, утверждая, что ущерб случился исключительно из-за следования инструкциям фрахтователя. В соответствии со статьей 206 КТМ, «капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном» и «для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна». Таким образом, инструкция изначально пойти в опасный район была коммерческой, и последствия ее исполнения лежат на фрахтователе. Однако капитан судна был пьян и не смог осуществлять управление судном, что привело к столкновению, поэтому фрахтователь не может нести ответственность за ущерб, причиненный вследствие ошибки в управлении. Таким образом, требования судовладельца не основательны, а судно на время ремонта оказывается «вне найма». В договоре условие о помещении судна в указанное состояние формулируется следующим образом: «Любые перерывы в эксплуатации судна по причине ущерба или недоступности судна, причиненные виновными действиями судовладельца, его работников и представителей, прекращают обязанность по оплате фрахтовых платежей фрахтователем на время окончания таких перерывов».

Общая авария

Спасание – это уникальное явление, характерное исключительно для морского сектора. При спасании судно оказывается фактическую помощью судам, терпящим бедствие, на основании чего судовладелец имеет право требовать награду за реально спасенное, неутраченное и сохраненное имущество. Принадлежность награды не вызывает сомнений, когда судовладелец самостоятельно принимает решение произвести спасание, но что происходит, если судно зафрахтовано и спасание происходит хоть и «руками судовладельца», но по инструкции фрахтователя?

В соответствии с условиями статьи 210 КТМ, «вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения». Таким образом, не смотря ни на что, расходы судовладельца на спасание должны быть компенсированы.

Общие рекомендации

Если Вы приняли решение связать себя долгосрочными обязательствами по договору тайм-чартера, необходимо обратить внимание и позаботиться о регулировании следующих важных моментов:

  1. Идентификация сторон и судна: обмен корпоративными документами, согласование основных характеристик судна (см. «Идентификация: что плывет, кто плывет?»).
  2. Определение как можно более точной цели фрахтования судна, отказ от работы с опасными грузами, определение района коммерческой эксплуатации судна (см. «Район и цель плавания: куда плывем, зачем плывем?»).
  3. Механизмы своевременной доставки и возврата судна из чартера, с учетом возможных задержек и планирования рисков, связанных с ними (см. «Доставка и возвращение зафрахтованного судна: почему задерживаемся?»).
  4. Механизмы приостановления исполнения обязательств по договору в случае неоплаты фрахта и методы определения, когда эта оплата была произведена (см. «Фрахтовые платежи: кто платит, когда платит?»).
  5. Распределение ответственности сторон перед третьими лицами, включая задержки в перевозках грузов и расторжении договора фрахтования (см. «Ответственность сторон: рискуем или не рискуем?»).
  6. Условия постановки судна в состояние «вне найма» на случай невозможности его эксплуатации (см. «Судно вне найма: ждем или не ждем оплаты?»).
  7. Справедливое распределение награды за спасание зафрахтованным судном в случае общей аварии (см. «Общая авария: спасаем или не спасаем?».
  8. Применимое право в соответствии с предполагаемыми рисками, на основании которых могут возникнуть споры сторон по договору (см. «Применимое право: английское или российское право?».

Фрахтователь в такси — это кто?

Сегодня такси — один из самых комфортных видов транспорта. Множество компаний предлагает свои услуги. При таком типе перевозки всегда задействован пассажир, который чаще всего и является заказчиком услуги, и водитель, который является представителем транспортной компании.

Несмотря на все удобство путешествий на такси, иногда поездку могут омрачить различные неприятные события — например, грубость водителя, незнание города. Самым неприятным может быть дорожно-транспортное происшествие с участием такси, в результате которого наносится ущерб багажу или жизни и здоровью пассажира. В таких ситуациях многие транспортные компании всячески стараются избежать выплаты компенсации пострадавшей стороне. Защитить ваши интересы в этом случае поможет квалифицированный юрист.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 304 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Кто такой фрахтователь такси, всегда ли это пассажир?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни вызывал такси для перевозки себя или другого пассажира из пункта А в пункт Б в заданное время. Это означает, что вы выступали в качестве заказчика услуги, а транспортная компания или индивидуальный предприниматель — в качестве стороны, которая предоставляла данную услугу. С точки зрения законодательства, данные стороны называются фрахтователем такси и его фрахтовщиком.

В рамках закона фрахтователь представляет собой человека или организацию, которые в соответствии с договором оказания услуг берут на себя обязательство оплатить использование одного или нескольких транспортных средств. Автомобиль предоставляется на один или несколько рейсов для транспортировки пассажиров и/или багажа, ручной клади. Иными словами, фрахтователь — это всегда заказчик такси.

Фрахтовщик — это всегда организация или индивидуальный предприниматель (ИП), которые в соответствии с договором оказания услуг принимают на себя обязательство предоставить фрахтователю транспортное средство для перевозки пассажиров и/или багажа, ручной клади в соответствии с его запросом. Таким образом, фрахтовщик будет являться одновременно водителем, если это ИП, который сам сел за руль автомобиля. Это означает, что в случае возникновения спорной ситуации в процессе перевозки необходимо обращаться в первую очередь к фрахтовщику, а не к водителю.

При этом пассажир такси — это человек, который заключил договор перевозки, или человек, для перевозки которого кто-то другой заключил договор. Исходя из данного определения, пассажир такси будет являться фрахтователем только в том случае, если он самостоятельно оплачивает услугу перевозки. Если же автомобиль для вас вызывает другой человек или организация, то именно они будут считаться фрахтователем, а вы будете выступать только в роли пассажира.

На основании чего осуществляется взаимодействие фрахтователя и фрахтовщика?

Как уже понятно из приведенных выше определений, взаимодействие между сторонами осуществляется на основании договора оказания услуг перевозки или договора фрахтования. Это публичный договор — т.е. он заключается на одних и тех же условиях с неограниченным кругом лиц — который имеет следующие особенности:

  • заключается в устной форме или путем принятия к исполнению заказа фрахтователя такси;
  • заключается с водителем автомобиля, который действует от имени и по поручению фрахтовщика;
  • фрахтовщик вправе отказать в заключении договора, если поведение пассажира или предложенный маршрут представляют опасность для водителя.

Заказ фрахтователя такси должен быть принят посредством использования любых средств связи по усмотрению сторон. По прибытии автомобиля в место отправления фрахтовщик должен незамедлительно уведомить об этом заказчика. Пункт назначения и маршрут следования определяются фрахтователем. Если указаний водителю по поводу маршрута не поступило, то он выбирает кратчайший путь.

Плата за транспортировку может быть фиксированной, установленной исходя из информации о пункте отправления и назначения. Также стоимость услуги может быть рассчитана по тарифу, исходя из фактического километража и времени поездки. В любом случае, фрахтователь такси должен быть уведомлен до начала поездки о способе расчета стоимости перевозки.

Ответственность фрахтователя легкового такси

Ответственность фрахтователя в данных обстоятельствах сводится к оплате штрафов по следующим причинам:

  • отказ от поездки, т.е. от использования транспортного средства: в соответствии с законодательством, фрахтователь должен заплатить 20% от стоимости несостоявшейся поездки. На практике большинство фрахтовщиков устанавливают размер штрафа по своему усмотрению — при заказе через агрегаторы услуг вы наверняка, замечали уведомление, что при отказе с вас может быть списан определенный процент стоимости;
  • провоз ненадлежащего багажа — фрахтовщик вправе требовать с заказчика возместить убытки (например, по чистке салона или багажного отделения);
  • штраф за задержку (простой) транспортного средства — обычно транспортные компании дают пассажирам от 3 до 5 минут для того, чтобы дойти до машины, дальнейшее время ожидания оплачивает фрахтователь.

Не забудьте, что вся информация о штрафах должна быть доступна фрахтователю и пассажиру до момента оказания услуги. Если транспортная компания не сообщила какую-либо важную информацию о санкциях и списала за это определенную сумму, то такие действия можно оспорить.

Основные понятия устава автомобильного транспорта

Заключение договора фрахтования легкового такси

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси

Ответственность фрахтователя и пассажира такси

Есть еще вопросы?

  • Узнай решение у профильных компаний
  • Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно

По этой услуге подключено 304 компаний Подобрать компанию в несколько кликов >

Фрахтователь

Смотреть что такое «Фрахтователь» в других словарях:

  • ФРАХТОВАТЕЛЬ — сторона в договоре фрахтования, предъявляющая груз кперевозке морем в порт назначения. ФРАХТОВАТЕЛЬ обязан обеспечить своев ременное предъявление обусловленного груза и оплатить обусловленный фрахт. Словарь финансовых терминов. Фрахтователь… … Финансовый словарь

  • фрахтователь — наниматель Словарь русских синонимов. фрахтователь сущ., кол во синонимов: 2 • наниматель (17) • … Словарь синонимов

  • ФРАХТОВАТЕЛЬ — сторона в договоре фрахтования, предъявляющая груз к перевозке морем в порт назначения. Ф. обязан обеспечить своевременное предъявление обусловленного груза и оплатить обусловленный фрахт … Юридический словарь

  • Фрахтователь — сторона в договоре фрахтования, предъявляющая груз к перевозке. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • ФРАХТОВАТЕЛЬ — ФРАХТОВАТЕЛЬ, фрахтователя, муж. (мор. торг.). Лицо или учреждение, фрахтующее судно для перевозки своих грузов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • фрахтователь — ФРАХТОВАТЕЛЬ, я, муж. (спец.). Лицо или организация, к рые фрахтуют транспортное средство. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ФРАХТОВАТЕЛЬ — (Charterer) лицо, арендующее судно или часть его. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

  • Фрахтователь — (англ. charterer) сторона в договоре фрахтования, предъявляющая груз к перевозке в порт назначения. Ф. обязан обеспечить своевременное предъявление обусловленного груза и оплатить обусловленный фрахт. См. также Дого … Энциклопедия права

  • ФРАХТОВАТЕЛЬ — сторона договора перевозки груза (чартера), имеющая право требовать от перевозчика (фрахтовщика) перевозки груза в порт назначения. Ф. обязан обеспечить своевременное предъявление обусловленного груза и уплатить установленную за перевозку плату… … Юридическая энциклопедия

  • ФРАХТОВАТЕЛЬ — физическое или юридическое лицо, получившее по договору фрахтования право за установленную плату перевезти морем определенный груз на зафрахтованном судне или его части. При рейсовом фрахтовании в обязанности Фрахтователя входят предоставление… … Морской энциклопедический справочник

Что такое фрахт в грузоперевозках?

Грузоперевозки – неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Успех международной сделки, стоимость и безопасность доставки зависят от способа доставки, выбора перевозчика, условий транспортировки. Одна из важных задач – разобраться в тонкостях фрахта. Для этого необходимо понять значения термина, принципы расчета ставок, узнать условия договора фрахтования.

Что такое фрахт?

Простыми словами, термин фрахт означает плату за доставку. Ее выплачивает фрахтователь либо отправитель груза судовладельцу. Она устанавливается условиями договора или положениями закона. Размер фрахта при отсутствии договоренности сторон формируется с учетом ставок, которые применяются в месте погрузки. Предметом договора является сдача судна в аренду, но не транспортировка груза.

Другие значения слова:

  1. Доставка на зафрахтованном судне. Стороны договариваются об условиях транспортировки, оценивают состояние груза;
  2. Договор на транспортировку с описанием груза, указанием обязанностей грузоперевозчика, суммы платы.

Если фактический объем отправляемого груза превышает указанный в договоре, сумма фрахта будет выше. Если груза окажется меньше, судовладелец вправе потребовать компенсации упущенной выгоды. В ситуации, когда установленный договором фрахт оплачивается независимо от объема груза, применяется термин люмпсум.

От чего зависит стоимость фрахта?

Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:

  • Протяженность маршрута. Чем дальше находится пункт отгрузки, тем дороже доставка;
  • Безопасность маршрута. Если судну приходится пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки возрастет;
  • Маршрут через Босфорский либо Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина;
  • Необходимость проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • Перевозка опасных грузов.

На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.

Как рассчитывается ставка фрахта?

Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.

Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:

  • BAF – за топливо. Корректируется каждый месяц с учетом колебания мировых цен;
  • ТНС – компенсация портовых расходов. Выплачивается в терминалах портов за погрузку, разгрузку, обработку;
  • DOCS – плата за оформление документов в портах отправления и прибытия.

Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.

Условия погрузки фрахта

Они предусматривают обязанность оплачивать погрузочно-разгрузочные работы отправителем или получателем груза. Условия могут быть следующие:

  • Free Out (FO) – перевозка без выгрузки. Во фрахт данный вид работ не входит;
  • Free In – доставка без погрузки. Оплата погрузки товара в порту выгрузки не включена в стоимость фрахта;
  • Liner Out (LO) – условие доставки, когда обработка груза, контейнера и их выгрузка включены в стоимость;
  • Liner In (LI) – условие перевозки, когда выгрузка, погрузка входят в ставку перевозки.

Условия погрузки прописываются в договоре поставки, транспортной документации, которая устанавливает обязанность сторон по оплате этапов фрахта.

Стоимость зависит от условий погрузки фрахта.

Морской фрахт

Морской фрахт осуществляется на основании договора, где прописывается порядок найма судна, обязанности фрахтователя и фрахтовщика, определяются условия оплаты доставки. В международных грузоперевозках есть разная практика распределения расходов и ответственности между грузоотправителем и получателем. Договор фрахтования бывает двух типов:

  1. Бэрбоут-чартер. Судовладелец предоставляет фрахтователю судно без экипажа.
  2. Тайм-чартер. Предполагает передачу судна вместе с экипажем на конкретный период.

Какие документы нужны

Морская перевозка, погрузочно-разгрузочные работы сопровождаются специальными документами, которые необходимы как владельцу, перевозчику груза, так и таможне:

  • Коносамент. В нем прописывается право собственности на доставляемый груз. Документ позволяет перепродавать товар еще на пути следования с внесением всех записей о сделках;
  • Штурманская расписка. Подтверждает передачу товара грузоперевозчику;
  • Морская накладная. Удостоверяет наличие договора, которым определена обязанность перевозчика доставить груз в порт получения;
  • Упаковочный лист. Содержит данные всех перевозимых товаров и товарных мест.

В пакет документов также входит доковая расписка. Она подтверждает, что груз прибыл в порт для дальнейшей транспортировки по морю.

Морская перевозка востребована благодаря ряду преимуществ:

  • Доступность. Транспортировка судном позволяет привозить товары крупными партиями и экономить средства;
  • Безопасность. Доставка морем позволяет перевозить грузы в целости и сохранности.

Предприниматели могут доставлять морем грузы самых разных типов: негабарит, опасные, ценные, хрупкие.

При морских перевозках обычно используются контейнеры – универсальные для всех наземных типов транспорта. Их легко можно перегружать на ж/д состав, автотранспорт для дальнейшей наземной отправки из порта.

Доставка морем имеет свои риски и особенности:

  • Срыв сроков доставки в связи с погодными условиями. Из-за непогоды судна могут потерять время в пути следования, пережидать ненастье в порту отправки;
  • Невозможность доставки от двери к двери. Для этого заказчику необходимо выбирать мультимодальную перевозку и доплачивать за перевалочные работы, доставку по суше;
  • Невозможность срочной доставки. Для экстренных случаев предпочтительно авиасообщение.

Несмотря на минусы, морской фрахт пользуется большим спросом у участников ВЭД благодаря доступности и возможности доставлять крупные партии грузов.

Авиафрахт

К основным документам при авиаперевозке относятся:

  • Авиагрузовая накладная. Подтверждает заключение договора между грузоотправителем и перевозчиком, принятие груза, содержит условия доставки;
  • Грузовой манифест. Составляется на все накладные, в нем указаны данные о товаре на конкретном рейсе;
  • Инвойс. Включает наименование товара, его количество, описание, стоимость;
  • Упаковочный лист. Также включает наименование товаров с указанием веса нетто, брутто, габаритов.

Пакет документов может включать паспорт безопасности, удостоверяющий безопасность отправления для доставки воздухом.

Преимущества авиафрахта:

  • Высокая скорость доставки. Позволяет транспортировать срочные и скоропортящиеся грузы за 1 день;
  • Безопасность. При перевозке грузы фиксируются специальными креплениями;
  • Возможность доставлять в любые города, в которых есть аэропорты.

Недостатки:

  • Дороговизна. Доставка самолетом гораздо дороже, чем морем или автомобильным транспортом;
  • Ограниченная грузоподъемность. Самолеты не могут вместить большое количество грузов и негабаритные отправления;
  • Невозможность перевозки жидких, взрывоопасных, сыпучих материалов.

Скорость и экономия средств определяют выбор способа грузоперевозки. Если заказчику важно доставить товар за 1–2 дня, предпочтителен авиафрахт. В приоритете экономия средств – в этом случае выручит морская доставка, но в ущерб скорости перевозки.

Стоимость и сроки доставки 20 футового контейнера из Китая Одним из неоспоримых преимуществ морских контейнерных перевозок является их невысокая стоимость и универсальность Ставки за таможенные сборы в 2020 в удобной таблице Для удобства пользователей сайта были составлены таблицы, облегчающие восприятие информации. В 2020 году продолжают действовать утвержденные ранее ставки.

Что вы знаете о фрахтовании тс?

Фрахт у большинства из нас ассоциируется с морским плаванием, соответствующими перевозками и оформлением договорных отношений между сторонами <1>. В Уставе автомобильного транспорта <2> также используется данный термин. Автор предлагает разобраться с правовой квалификацией фрахтования транзитных средств, экономической сущностью, бухгалтерским учетом и налогообложением такого направления деятельности перевозчиков пассажиров и грузов. Что же, не будем терять время, начнем.

<1> Фрахт (нем. fracht) — буквально «груз», фрахтовый рынок — это рынок фрахтования судов, тоннажа.
<2> Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Правовые нормы

Устав автомобильного транспорта связывает понятие фрахта с:

  • перевозкой груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозкой груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей;
  • перевозкой пассажиров и багажа по заказу;
  • перевозкой пассажиров и багажа легковым такси.

Во всех этих случаях заключается договор фрахтования. Однако его условия различны. Но есть кое-что общее для всех названных случаев. Во всех договорах фрахтования фигурируют лица, являющиеся сторонами данных договоров.

Представим сравнительную таблицу.

Договор перевозки

Договор фрахтования

Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу

Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования.

Грузоотправитель — лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза.

Грузополучатель — физическое или юридическое лицо — получатель груза

Фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов

Из таблицы видно, что перевозчик перевозит грузы, пассажиров и багаж из пункта отправления в пункт назначения, а фрахтовщик предоставляет вместимость транспортных средств для перевозок без указания какого-либо определенного маршрута, хотя начальный и конечный пункты назначения в принципе известны. Выделим правовые особенности различных договоров фрахтования.

Фрахтование ТС для перевозки груза. Груз может сопровождать экспедитор, который заключает договор фрахтования с перевозчиком либо не заключает, например, если перевозится мусор для утилизации. Как правило, в такой ситуации оформляется заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). Также третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю. При этом заключение договора фрахтования на перевозку груза не исключает оформления путевого листа, который служит для контроля за работой водителей и эксплуатацией ТС.

Фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу. Транспортные средства предоставляются для перевозки как определенного, так и неопределенного круга лиц. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров.

В случае если договором фрахтования предусматривается использование ТС для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии). В отличие от регулярных перевозок пассажиров, фрахтование ТС для перевозки пассажиров по заказу для неопределенного круга лиц не подразумевает перевозку согласно установленному расписанию. Хотя на остановочных пунктах должны быть размещены информация в том числе о времени начала и окончания движения ТС по маршруту, а также расписание. Оказывается, причина такого несоответствия формулировок реальному положению дел в том, что пункты посадки (высадки) пассажиров в ТС (из ТС), используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок. Тогда расписание будет отражать информацию, относящуюся не к фрахтованию по заказам, а к обычным перевозкам.

Так же как и при фрахтовании ТС для перевозки грузов, договор фрахтования для перевозки пассажиров по заказу может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление ТС для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком.

Фрахтование ТС для перевозки пассажиров легковым такси. Такая перевозка осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал разрешение на данный вид перевозки. Плата за пользование легковым такси определяется:

  • в виде фиксированной платы (независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им);
  • на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) времени пользования легковым такси, определенных в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

Фрахтование ТС для организованной перевозки детей. Возможность оформления отношений договором фрахтования в данном случае предусмотрена совсем недавно Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177. Документом установлены повышенные требования к ТС, используемым для перевозки детей. В частности, к таким перевозкам допускаются автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет. Плюс к этому ТС должны соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям, предъявляемым к перевозкам пассажиров, быть допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Что касается фрахтования, то при организованной перевозке группы детей именно фрахтовщик является лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения. При этом фрахтовщик или фрахтователь (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции, а также отвечают за сопровождение организованной группы детей медицинским работником. За назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих отвечает фрахтователь. В его обязанности также входит назначение старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку (при использовании двух и более автобусов).

Понятия «фрахтовщик», «фрахтователь» и «договор фрахтования» используются в значениях, предусмотренных Уставом автомобильного транспорта. При этом фрахтование можно выделить в отдельный вид взаимоотношений, которые оформляются смешанными договорами, содержащими в себе отдельные нормы договора перевозки и договора предоставления ТС в аренду с экипажем. Но не будем углубляться в детали.

Экономическая сущность

Не секрет, что для целей ведения бухгалтерского учета приоритет имеет экономическое содержание перед правовой формой. Это требование содержится как в п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», так и в п. 10 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». К сожалению, раскрытию экономического содержания хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) не посвящены отдельные нормативные акты, за исключением, быть может, экономических словарей. Однако в них в большей степени фрахт рассматривается в контексте перевозки водным транспортом, поэтому правоприменителям ничего не остается, как сформировать собственное понимание (суждение, позицию) экономического содержания фрахтования автотранспортных средств. Для этого логично использовать тезисы Устава автомобильного транспорта, озвученные выше, а также ориентироваться на фактические отношения, складывающиеся при перевозке грузов с сопровождением, пассажиров и багажа по заказу, а также при перевозке пассажиров легковым такси и организованной перевозке детей.

По мнению автора, все перечисленные виды фрахта ТС — это разновидность перевозок грузов и пассажиров соответственно. При этом любая перевозка подразумевает, что есть пункт отправления и пункт прибытия, только иногда они известны заранее, а порой о них становится известно в ходе перевозки. То обстоятельство, что фрахтовщик предоставляет лишь вместимость транспортных средств, не говорит о том, что это имущество используется как-то иначе, не как эксплуатация ТС в качестве участника дорожного движения. В данном случае имеет место перевозка пассажиров и (или) грузов, только оформлена она не как перевозка, а как фрахтование ТС. Напоминаем, речь идет именно об экономической сущности, а не о правовом содержании рассматриваемой операции. Поэтому, хотя правильно говорить «фрахтование ТС», по мнению автора, подразумевать при этом можно перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Согласитесь, немного непривычно, но вполне логично, так как по международным правилам бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности отражение активов и обязательств, доходов и расходов определяется сущностью операции, а не тем, как она закреплена нормами того или иного национального законодательства. Это делает отчетность понятной, доступной и объективной для всех ее пользователей.

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте <3> не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н). При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании.

<3> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Налогообложение

Для налогообложения, в отличие от ведения бухгалтерского учета, нет норм, обязывающих рассматривать операцию исходя из ее экономической, а не правовой сущности. Поэтому чиновники и налоговики не без оснований опираются на правовую характеристику факта хозяйственной жизни. Неудивительно, что чиновники разделяют перевозку грузов и (или) пассажиров и фрахтование ТС.

Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности по передаче в аренду транспортного средства (в том числе с экипажем), осуществляется в рамках иных режимов налогообложения, а не по «вмененке» при перевозке пассажиров и (или) грузов (Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-11/49499). По договору аренды (фрахтования на время) ТС с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Исходя из сущности такого договора на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому данный вид деятельности не относится к сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов (пассажиров) автотранспортом и не переводится ни на спецрежим в виде уплаты ЕНВД (Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002), ни на патентную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-11-12/02).

Но есть и другое определение, которое чиновники почему-то не принимают во внимание. По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). На основе этого определения сложилась положительная для налогоплательщика арбитражная практика.

Постановление ФАС ВВО от 20.09.2012 N А82-9164/2011. Стороны заключили договоры аренды транспортного средства с экипажем, но фактически ТС не переданы перевозчиком во временное владение и пользование заказчику (арендатору). Последний самостоятельных решений о порядке использования ТС не принимал. Транспортные средства в спорный период могли использоваться перевозчиком и использовались им для осуществления других перевозок, не связанных с рассматриваемыми отношениями. Поэтому уплата ЕНВД с доходов, полученных от предоставления в пользование ТС заказчику для перевозки пассажиров, правомерна.

Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 N А06-8814/2012. Арендная плата оценивалась сторонами как среднемесячная стоимость полного отработанного месяца и составляет ориентировочно какую-либо сумму. В итоге плата за выполненные услуги по каждому автомобилю производилась в зависимости от объема оказанных услуг, который определялся с учетом пробега автомобиля. В договорах отсутствуют указания на конкретную сумму оплаты пользования каждым транспортным средством. В то же время такой способ определения цены не свойственен при предоставлении ТС во владение и пользование арендатора, поскольку время простоя в этом случае не может учитываться. Изменяющаяся стоимость услуг характерна не для аренды, а для перевозки. Если фактически автотранспортные услуги по перевозке пассажиров оказывались исполнителем от своего имени, то организация вправе пользоваться преимуществами «вмененки».

* * *

Таким образом, читателю следует решить для себя, как квалифицировать отношения и операции по договорам фрахтования ТС для перевозки грузов, пассажиров с правовой, бухгалтерской и налоговой точки зрения, а статья поможет вам в этом.

И.И.Дубовик

Эксперт журнала

«Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение»