Установление дифференцированных налоговых ставок

В процессе налогового консультирования стали часто получать вопросы про соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», различие между которыми приобрели правоприменительное значение.

Налоговая льгота подлежит применению исключительно по заявлению налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ.

А вот дифференцированная налоговая ставка, пусть зачастую и улучшает положение отдельных категорий налогоплательщиков, однако, по своей природе льготой не является и обязательна к применению как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, которые не имеют право осуществлять проверку правомерности применения дифференцированной ставки в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ.

📌 Реклама Отключить Для налогоплательщиков это означает некоторые хорошие последствия: в требованиях налоговых органов о предоставлении документов (информации), основанных на п. 6 ст. 88 НК РФ, можно отказывать, т.к. в порядке данной нормы налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы. Помимо этого, налогоплательщикам следует учитывать, что если налоговый орган при отказе в применении налоговых льгот был обязан применить существующую дифференцированную ставку, но не сделал этого, то данные действия налогового органа, либо решение, в котором данные обстоятельства нашли отражение, являются незаконными.

Различия между понятиями «налоговая льгота» и «налоговая ставка» следует начинать искать в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Так, в силу п. 1 ст. 17 НК РФ налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, без которой невозможно определить сумму налога к уплате.

В п. 2 ст. 17 НК РФ законодателем установлено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, НК РФ различает понятия «налоговая ставка» и «налоговая льгота», разница между которыми, в первую очередь, заключается в характере нормы, устанавливающей налоговую ставку, либо льготы, поскольку для установление налоговых ставок осуществляется на основании общеобязательных императивных норм федерального, регионального и местного законодательства, тогда как нормы в отношении налоговых льгот носят правонаделительный характер в силу установленного порядка определения налоговых льгот. Во-вторых, различие между понятиями заключается в их функциональном назначении, так как в силу недвусмысленного регулирования ст. 53 НК РФ функцией налоговой ставки является определение величины налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, тогда как функция налоговой льготы — предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 📌 Реклама Отключить

Между тем, возникает вопрос о природе понятия «дифференцированная налоговая ставка», которое, например, зачастую предусматривается региональным законодательством, в частности, для установления разного рода ставок по налогу на имущество организаций, и предусматривают размер ставки в меньшем размере по сравнению с общей ставкой и, тем самым, в некоторой степени улучшают налоговое бремя.

Налоговые органы зачастую утверждают, что такие дифференцированные ставки являются налоговыми льготами, а потому налоговые органы считают, что они вправе истребовать у налогоплательщика документы в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ для проверки обоснованности применения такой «льготы», а ее применение может осуществляться исключительно по воле самого налогоплательщика. В качестве примера таких дифференцированных ставок можно воспользоваться положениями Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае», который в редакции от 29.03.2016 в п. 1 ст. 19 предусматривал, что общая налоговая ставка по налогу на имущество устанавливается в размере 2,2%. 📌 Реклама Отключить

Далее, согласно п. 2 ст. 19 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для:

— организаций, непосредственно осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в настоящем пункте;

— организаций, предоставляющих основные средства за плату во временное владение и пользование или во временное пользование иным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям для осуществления видов экономической деятельности, указанных в настоящем пункте.

Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в отношении приобретенных за плату и введенных в эксплуатацию основных средств фактически используемых в следующих видах экономической деятельности:

  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • рыболовство, рыбоводство;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • строительство;
  • транспорт и связь.

Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются в размере 0,6 процента — в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию основных средств; 1,1 процента — в течение второго и третьего годов эксплуатации основных средств. 📌 Реклама Отключить

В ст. 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 устанавливаются налоговые льготы, а также порядок и основания их применения. Статья 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 г. № 1685-296 закрепляет основания для освобождения от налогообложения налогом на имущество на территории региона.

Таким образом, понятия «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» с позиций регионального нормативного акта также не идентичны с точки зрения характера норм, их устанавливающих, а также функционального назначения, что в целом говорит о соответствии региональных норм логике НК РФ.

Между тем, в последние несколько лет нередки случаи, когда налоговые органы в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в силу разных (субъективных и объективных) причин утверждают, что дифференцированная налоговая ставка в силу улучшения положения налогоплательщика является налоговой льготой, а значит, налоговые органы вправе истребовать документы в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ для проверки обоснованности применения такой ставки. Однако, в таких случаях налогоплательщикам необходимо помнить о правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в п. 3 Определении № 372-О-П от 15.07.2007 г., где указано, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. 📌 Реклама Отключить

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А40-40587/2017 от 07.12.2017 г. указано, что налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения подлежит безусловному применению, а при установлении разных налоговых ставок в рамках одного налога — применению к тем объектам налогообложения, которые прямо указаны в законе и выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении № 372-О-П от 15.05.2007 г., не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика. В связи с чем, пониженная налоговая ставка не является налоговой льготой в смысле ст. 17, 56 НК РФ.

Аналогичная позиция приведена в Письмах Минфина РФ № 03-02-07/1/12009 от 02.03.2017 г., № 03-05-04-01/71167 от 04.10.2018 г.

📌 Реклама Отключить

Выводы приведенной судебной практики, а также официальных разъяснений Минфина РФ дают однозначный вывод, что дифференцированные ставки льготами не являются, а потому правомочия по проверке обоснованности их применения в ходе мероприятий камерального контроля посредством истребования документов (п. 6 ст. 88 НК РФ) у налогового органа попросту отсутствуют, в виду чего, налогоплательщики вправе обоснованно отказывать налоговым органам, истребующим документы в подтверждение применения дифференцированных ставок.

Также в практике налогового консультирования встречались случаи, когда налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок отказывают налогоплательщикам в применении льготы по налогу (например, по тому же налогу на имущество), осуществляют доначисление налога, однако, делают это по общей ставке без какой-либо проверки возможности применения дифференцированной ставки. Как следует из вышеприведенного примера, общая ставка по налогу на имущество составляет 2,2%, однако для ряда случаев региональное законодательство предусматривает дифференцированную ставку 0,6 и 1,1%.

📌 Реклама Отключить

В результате чего, налоговый орган, по сути, неверно определяет налоговые обязательства, начисляя налогоплательщику налог по ставке 2,2%. Налогоплательщик же, в ходе судебных споров указывает на неверный расчет налога инспекцией, на что налоговый орган, обосновывая свою позицию, указывает, что дифференцированная ставка — это льгота, и для ее использования на это надо было указать в возражениях на акт проверки, что, конечно же, необоснованно и является откровенным нарушением со стороны проверяющих, которые в ходе выездной проверки в силу ст. 89 НК РФ должны установить действительные налоговые обязательства налогоплательщиков.

Налоговые органы в таких ситуациях не учитывают, что обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки прямо свидетельствует, что налоговая ставка отличная от налоговой льготы, в связи с чем имеет не заявительный, а обязательный характер применения, в связи с чем, этот общеобязательный характер имеет значение и для налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о различной правовой природе предусмотренных законодательством терминов «дифференцированная налоговая ставка» и «налоговая льгота», их абсолютной неидентичности, в связи с чем, указание налоговым органом на то, что дифференцированная налоговая ставка является по существу налоговой льготой и имеет заявительный характер применения, является необоснованным, противоречащим ст. 53, 56 НК РФ, равно как и незаконный характер носят мероприятия по истребованию документов в порядке п. 6 ст. 88 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

Изложенные выше правовые нормы, обстоятельства и примеры практики следует учитывать руководителям, бухгалтерам и юристам участников гражданского оборота для целей обеспечения верного определения их налоговых обязательств со стороны контролирующих субъектов, а также исключения нарушений со стороны налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Что такое и как применяются дифференцированные ставки

Дифференцированные ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения (УСН), предполагают, что размер этого сбора может варьироваться.

Точная его величина может составлять от 5 до 15% объекта налогообложения, при этом возможность таких дифференцированных ставок возникает, лишь если в качестве объекта налогообложения организация выбрала один из двух, доступных при УСН, а именно доходы минус расходы (а не сами по себе доходы).

Понятие и законодательное регулирование

Подобные дифференцированные ставки для такого сбора устанавливаются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, за регионами закреплено право устанавливать их в любом размере внутри указанного диапазона от 5–15 процентов от упомянутой налоговой базы.

Дифференцированная налоговая ставка предполагает, что при одном и том же сбор с различных предприятий для них будет действовать различный процент. Точная его величина будет определяться дополнительными обстоятельствами.

В частности дифференцированная налоговая ставка в России действует для сбора, который взимается с организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, последняя сокращенно также именуется упрощенкой.

Сама по себе упрощенная система налогообложения предполагает, что действующий в соответствии с ней для данной компании единый платеж замещает ряд других.

К ним относится прежде всего налог, взимаемый с прибыли организаций, однако данное изъятие не относится к сбору, который требуется платить с доходов, которые начисляются на дивиденды.

Кроме того, это налог на добавленную стоимость (НДС). Помимо этого в число таких сборов, замещаемых этим единым налогом, выплачиваемым по упрощенке, входит начисляемый на имущество.

Однако начиная с 2015 года организации, которые работают по УСН, все равно должны платить данный налог на собственность, для которой в качестве налоговой базы определяется кадастровая стоимость.

При этом все прочие налоги помимо перечисленных организации отчисляют в полном объеме.

При этом в качестве объекта налогообложения для общего сбора, выплачиваемого организациями, перешедшими на упрощенку, определяются либо сами по себе доходы, либо же (отдельный случай) доходы, которые уменьшаются на размер расходов.

Использование при УСН

Ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, различаются в зависимости от объекта налогообложения.

В качестве такового могут выступать доходы предприятия, в этом случае ставка будет составлять 6%. Также допускается, чтобы объектом налогообложения были доходы за вычетом расходов. В такой ситуации ставка по умолчанию составляет 15%.

В последнем случае (при объекте налогообложения доходы минус расходы) также появляется возможность введения дифференцированных ставок, которые и составляют основную тему данной статьи. Это право принадлежит субъектам Российской Федерации. Диапазон этой величины может быть от 5 до 15 процентов.

В Российской Федерации существует более 80 субъектов Федерации, и они предлагают весьма разнообразную величину ставок общего налога по УСН в оговоренном диапазоне от 5 до 15% от размера доходов за вычетом расходов.

Условия применения

Дифференцированные ставки могут быть выбраны исключительно теми организациями, которые имеют право на УСН.

Подобная возможность перейти на упрощенку существует для предприятий, у которых взятые в совокупности величина доходов от реализации продукта за вычетом налога на добавленную стоимость, а также полученных из внереализационных источников, за определенный период не превышает определенной величины.

В качестве такого периода берутся девять месяцев, относящихся к календарному году, когда от такой структуры поступило соответствующее заявление.

Следует иметь в виду, что такие показатели могут меняться. Так, за первые 9 месяцев 2016 года величина этого дохода не могла быть больше 59,805 миллионов рублей.

А для аналогичного периода в 2017 году тот же показатель не должен был превышать уже сумму, составлявшую 112,5 миллионов.

При этом предусмотрено, что в дальнейшем до 2020 года в отношении этой величины коэффициент дефлятора применяться более не будет. Иначе говоря, в течение этого срока она останется неизменной.

Также у такой организации за указанный период средняя численность сотрудников не должна превышать лимита в сто человек.

Кроме этого, ограничение установлено и для основных средств, остаточная стоимость последних не может быть более 150 миллионов. При этом данная норма действует лишь в отношении таких основных средств, в отношении которых производится амортизация, и которые согласно российскому законодательству рассматриваются как амортизируемое имущество.

Таким образом, объекты капитального строительства, которые в настоящее время относятся к незавершенным, а также земельные участки и прочие объекты землепользования, не включаются в указанный лимит в 150 миллионов рублей.

Для организаций существуют и дополнительные условия перехода на УСН. В частности, другие компании не могут владеть более чем четвертью таких организаций (т.е. доля участия не свыше 25%, в ином случае они подобного права лишаются).

При этом соблюдать это ограничение по доле других организаций в имуществе данной следует в течение всего времени, пока они работают на упрощенке. Им не предоставят режима УСН, если данный предел будет нарушаться, когда они запросят перехода на такой режим. Если же они перестанут соответствовать этому требованию в течение срока действия упрощенки, то они тоже потеряют на нее право.

Также не допускается упрощенка для структур, у которых имеются собственные филиалы либо если они располагают представительствами.

Помимо этого существует целый ряд направлений, деятельность в рамках которых является обстоятельством, безусловно запрещающим переход на УСН (и, соответственно, применение дифференцированных ставок в рамках упрощенки).

В частности, на подобный режим не могут претендовать структуры, которые осуществляют выпуск продукции, с которой взимаются акцизы.

Также он недоступен для предприятий, которые занимаются разработкой полезных ископаемых, исключения в данном случае составляют те их разновидности, которые относятся к общераспространенным.

Помимо этого такая возможность отсутствует для организаций, которые на профессиональной основе занимаются торговлей на рынке ценных бумаг. Равным образом ее лишены структуры, ведущие игорный бизнес.

Дополнительно такое право отсутствует у адвокатов, обладающих собственными адвокатскими кабинетами либо учреждениями, которые относятся к иным формам аналогичных образований, а также у нотариусов, которые ведут собственную практику.

Если с организации взимается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), то он представляет собой отдельный режим, отличный от УСН. И в этом случае право на упрощенку у подобных компаний также отсутствует.

Если все вышеназванные условия соблюдены и у компании есть право на УСН, то уже далее следует выяснить, обладает ли она возможностью применением к ней именно дифференцированных ставок.

Основным условием получения доступа к такой ставке, которое действует для всех регионов, является то, что структура, чтобы получить доступ к этим ставкам, обязана перейти на упрощенку с объектом налогообложения «доходы, из которых вычли расходы».

Юридические лица, у которых в качестве такого объекта выступают просто доходы, подобной возможности не имеют.

По общему правилу предприятие самостоятельно решает, каким будет для него объект налогообложения. У всех компаний, имеющих право на УСН, есть возможность предпочесть любой из двух вариантов.

Дальнейшие условия определяются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Каждый из них имеет возможность устанавливать собственные дифференцированные ставки для таких случаев. Их размер может находиться в пределах от 5 до 15 процентов.

Установленные льготы

Льготы для предприятий, которые работают на упрощенной системе налогообложения, отсутствуют, поскольку сам по себе режим УСН уже является льготным и предполагает, что компании отчисляют меньший налог, нежели в общем случае.

При этом дифференцированные ставки по общему налогу по УСН, хотя и предусматривают снижение его величины, в качестве льгот не рассматриваются.

Особенности оплаты

При оплате основного сбора по УСН за налоговый период принимается промежуток в один год. Также существует три отчетных периода, а именно квартал, полугодие и девятимесячный.

За каждый из этих отчетных периодов требуется произвести авансовый платеж. Компания обязана перечислить его в срок 25 календарных дней после истечения отчетного периода (к примеру, для квартального — не позднее 25 апреля).

В конце года требуется выплатить весь налог за вычетом авансовых платежей, которые засчитываются в его размер.

Предприятию требуется выполнить это обязательство перед бюджетом в течение трех месяцев по истечению налогового периода, т.е. до 31 марта следующего календарного года. Для индивидуальных предпринимателей определен более длинный срок, составляющий четыре месяца (до 30 апреля).

В течение аналогичного срока (т.е. до 31 марта для компаний и 30 апреля для ИП) необходимо также составить декларацию по общему сбору по УСН. Ее предоставляют в надлежащее отделение Федеральной налоговой службы, для компаний это отделение по их местонахождению, а для ИП — по месту его жительства.

Подробнее о том, как узнать налоговую ставку при УСН, смотрите ниже на видео.

Вопрос: Возможно ли установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении имущества ряда организаций (органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, кредитных организаций, лизинговых организаций), которое используется ими для организации, содействия и проведения азартных игр и сопутствующих играм услуг в игорной зоне? Может ли быть установлена ставка 0%? (Письмо Минфина РФ от 13.03.2008 n 03-05-04-01/10)

Вопрос: Возможно ли установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении имущества ряда организаций (органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, кредитных организаций, лизинговых организаций), которое используется ими для организации, содействия и проведения азартных игр и сопутствующих играм услуг в игорной зоне? Может ли быть установлена ставка 0%?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2008 г. N 03-05-04-01/10
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке установления дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по правовой оценке нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Таким образом, Налоговым кодексом не установлен минимальный размер налоговой ставки по налогу на имущество организаций, а только предусмотрен максимальный размер налоговой ставки, в пределах которой законами субъектов Российской Федерации должна устанавливаться налоговая ставка по налогу на имущество организаций. Следовательно, ставка налога на имущество организаций может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации в размерах, определенных в пределах от 0 до 2,2 процента.
Пунктом 2 ст. 380 Налогового кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом необходимо иметь в виду, что ст. 3 Налогового кодекса установлено, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности организаций.
Поэтому установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков, по нашему мнению, предусматривает определение категорий налогоплательщиков исходя из общих признаков, объединенных конкретным видом экономической деятельности, отраслью экономики и т.п. Установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусматривает установление налоговых ставок для конкретных имущественных объектов или находящегося на балансе организации имущества (имущественного комплекса), используемого по целевому назначению также в определенных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т.п.
При этом исчисление налоговой базы отдельно в отношении имущества, находящегося на балансе организации, в зависимости от использования данного имущества одновременно в разных видах экономической деятельности Налоговым кодексом не предусмотрено.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.03.2008

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 394 НК РФ

Комментируемая ст. 394 НК РФ устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

— земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

— земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

— земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

— земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5%.

Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 налоговые ставки, за исключением налоговых ставок, установленных ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74, устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры

жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении прочих земельных участков.

В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 7701/12 отмечено, что применение вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.