Увольнение бывшего госслужащего

Минтруд напомнил об особенностях трудоустройства бывших чиновников

Что делать бывшему госслужащему?

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии – по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить договор гражданско-правового характера стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.

Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.

Что должен сделать будущий работодатель?

Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

  • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

  1. Уточнить, нужно ли на трудоустройство разрешение специальной комиссии. Сделать это необходимо следующим образом:
    • Проверить, какую должность на государственной или муниципальной службе занимал будущий работник. Это можно сделать с помощью данных из трудовой книжки.
    • Определить, распространяются ли ограничения по трудоустройству на нового работника, исходя из норм Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 и Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. Если должность там указана, не стоит оформлять трудовые отношения с гражданином до тех пор, пока он не получит согласие специальной комиссии.
    • Выяснить, входили ли в обязанности будущего работника функции государственного, муниципального (административного) управления организацией. К таковым относятся полномочия по приему обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, а также полномочия по подготовке проектов таких решений. Если входили, не заключать никакой договор о сотрудничестве, пока не будет получено официальное разрешение от специальной комиссии.
  2. Дождавшись разрешения, заключить договор с новым сотрудником.
  3. Уведомить бывшего работодателя о трудоустройстве гражданина либо заключении с ним договора ГПХ. Это делается в течение 10 дней со дня заключения договора в следующих случаях:
    • Если было получено соответствующее разрешение из комиссии;
    • Если с момента увольнения гражданина прошло менее двух лет;
    • Если оплата по договору ГПХ превышает 100 тысяч рублей в месяц.
  4. Согласно постановлению правительства № 29 и рекомендациям Минтруда, такое уведомление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя либо гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии). В информационном сообщении обязательно должны быть следующие данные:
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. Если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;
    • число, месяц, год и место рождения гражданина;
    • должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;
    • полное и сокращенное (при наличии) наименование организации-нового работодателя;
    • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия (дата и номер гражданско-правового договора, его срок, в том числе сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
    • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
    • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы (предмет гражданско-правового договора с кратким описанием работы (услуги) и ее результата, а также стоимости работ в рублях в течение месяца).
    • Если работодатель и последнее место работы отличаются, необходимо уведомлять и одного, и другого, рекомендует Минтруд. Такие ситуации возможны в отношении руководителей территориальных органов федеральных служб или агентств, находящихся в ведении федерального министерства: решение о назначении на должность принимает министр, а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы или агентства.

    Важно не ошибиться и при уведомлении бывшего работодателя в случае ликвидации/реорганизации государственного или муниципального органа. Пока работает ликвидационная комиссия, уведомления надо отправлять непосредственно в упраздняемый государственный/муниципальный орган, сказано в письме Минтруда от 1 июля 2016 г. N 18-2/В-421. После завершения работы ликвидационной комиссии сведения следует направлять в орган, который является правопреемником упраздненного. Если таковых несколько (как, например, было при упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, когда функции были переданы Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе), то уведомление надо направить в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение госслужащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности.

  5. Сохранить документы, подтверждающие отправку уведомления. Обязательно письмо надо зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции, затем можно сохранить квитанцию об отправке заказного письма с уведомлением либо вручить лично под подпись. Как именно отправить информацию, работодатель выбирает самостоятельно. Главное – чтобы обязанность по уведомлению была исполнена, поскольку за несоблюдение этого требования предусмотрено наказание.

Образец уведомления

СКАЧАТЬ

Какие обязанности у бывшего работодателя?

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Почему рекомендации обязательны для исполнения

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников – порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах – еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

  • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
  • для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
  • для организаций – от 100 до 500 тысяч руб.

Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

Как расторгнуть трудовой договор?

Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов – на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ — «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Пример заполнения

СКАЧАТЬ

Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ — «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

Порядок рассмотрения обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства

Т. Шадрина

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2017

О том, как следует рассматривать обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства, идет речь в статье.

Борьба с коррупцией ведется постоянно. Законодательство в этой области не стоит на месте и тоже способствует минимизации возникновения коррупционных рисков. Отдельного внимания в данном аспекте заслуживают бывшие государственные служащие, поскольку для них установлены ограничения в части осуществления трудовой деятельности и оказания услуг. Контроль за выбором места трудоустройства бывших госслужащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, например, в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства. В настоящей статье рассмотрим, в каком случае госслужащий должен сообщить бывшему представителю нанимателя о заключении трудового или гражданско-правового договора, каков порядок рассмотрения обращения гражданина – бывшего госслужащего о даче согласия на трудоустройство.

Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Несообщение работодателю при трудоустройстве сведений о последнем месте службы влечет расторжение трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: в связи с нарушением установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

Работодатель, в свою очередь, также должен сообщить по последнему месту службы о заключении трудового или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы из перечня, который устанавливается нормативными правовыми актами РФ. Правила такого сообщения определены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. В частности, сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Отметим, что если общество в своей деятельности не использует печать, то оттиск печати не проставляется.

Работодатель по новому месту работы должен направить такое сообщение в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.

Однако не только новому работодателю бывший служащий должен сообщить сведения о предыдущем месте работы. В определенных случаях для трудоустройства в коммерческой организации он должен получить согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на месте бывшей службы. Таково требование ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Случаи, когда согласие комиссии обязательно.

Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 пояснил, что условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), являются:

1) наличие должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ;

2) указание в должностных (служебных) обязанностях гражданина отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается;

3) прошествие менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы;

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (по которым) составляет более 100 000 руб. в течение месяца.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих условий.

Для начала внесем ясность, касающуюся должностей гражданских служащих. Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрены следующие должности федеральной государственной службы, замещение которых требует получения согласия для трудоустройства в коммерческой организации:

  • включенные в разд. I или II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Указ № 557);
  • включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разд. III перечня, утвержденного Указом № 557.

Приведем наименования отдельных должностей служащих, которым придется получать согласие, в таблице.

МВД

Росгвардия

Минобороны

Руководители и заместители руководителей:

– органов предварительного следствия системы МВД и их структурных подразделений;

– медико-санитарных и санаторно-курортных организаций;

– образовательных и научных организаций системы МВД

Руководители (начальники) и заместители руководителей (начальников):

– структурных подразделений центрального аппарата;

– органов управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии

Руководители (начальники) и заместители руководителей (начальников):

– органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;

– военных комиссариатов;

– территориальных органов министерства;

– иных органов военного управления

Командиры соединений и воинских частей войск национальной гвардии

Командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей

Кроме того, если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.

К сведению:

Согласно п. 4 ст. 1 Закона № 273-ФЗ функции государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Также нужно учитывать двухлетний срок с момента увольнения со службы. При этом если гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, то получать согласие придется в отношении каждого случая его трудоустройства.

Обращение на прежнее место службы подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Порядок рассмотрения обращения о согласии на трудоустройство.

Прежде всего отметим, что поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работ на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы рассматривается:

  • комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы;

  • аттестационными комиссиями – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов.

Вне зависимости от того, какая комиссия рассматривает обращение бывшего служащего, необходимо придерживаться порядка рассмотрения обращений, определенного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее – Положение о комиссиях). Отметим, что этот порядок касается федеральной государственной службы. Однако органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления вправе принять свой порядок. Полагаем, что основные моменты все равно будут одинаковыми, поэтому рассмотрим правила для федеральной государственной службы.

Рассмотрение обращения подразделением кадровой службы.

Первоначально обращение служащего рассматривается в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

При подготовке мотивированного заключения должностные лица кадрового подразделения могут проводить собеседование со служащим, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в любые заинтересованные организации.

К сведению:

При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно этой организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должность и т. д.), предполагаемом круге обязанностей.

Согласно п. 17.5 Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Результатом первоначального рассмотрения обращения гражданина становится мотивированное заключение, в котором делается вывод о возможности или невозможности дать гражданину согласие на трудоустройство с обоснованием причин.

Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 рекомендует:

  • проанализировать, в чем заключались функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, которые ранее выполнял гражданин, уточнив при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения (например, решения о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проведении государственной экспертизы и выдаче заключений и пр.);
  • установить наличие либо отсутствие выгоды, преимуществ, преференций, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты работ (услуг), явно отличающийся от средне установленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

Если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной (муниципальной) службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному, муниципальному (административному) управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения делается вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании комиссии.

Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии

В 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом она не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации

Знакомит членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании, с информацией, поступившей в подразделение государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и результатами проверки

Рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии иных лиц – специалистов, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией, представителей заинтересованных организаций, принимает решение об их удовлетворении (отказе в удовлетворении) и рассмотрении (отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов

С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина за один-два дня до заседания комиссии.

Рассмотрение поступившего обращения комиссией.

В первую очередь отметим, что комиссия образуется согласно нормативному правовому акту государственного органа, которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.

Комиссия состоит:

  • из заместителя руководителя государственного органа (председатель комиссии);

  • из руководителя подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностного лица кадровой службы государственного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии);

  • из государственных служащих подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемых руководителем;

  • из представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ;

  • из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.

По общему правилу, установленному п. 19 Положения о комиссиях, заседание комиссии проводится в присутствии гражданина. Но в некоторых случаях возможно рассмотрение обращения и без него.

Обратите внимание:

Комиссия должна рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации или выполнение в данной организации работ (оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения и направить гражданину письменное уведомление о принятом решении в течение одного рабочего дня, а уведомить его устно – в течение трех рабочих дней (ч. 1.1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

По итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия в силу п. 24 Положения о комиссиях принимает одно из следующих решений:

1) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо заключение гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

2) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо заключении гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

К сведению:

Нужно давать отказ в письменном виде и мотивировать его не только доводами, изложенными в подготовленном ранее мотивированном заключении, но и новыми сведениями (при их наличии), полученными в ходе заседания комиссии (вновь открывшиеся обстоятельства, мнения членов комиссии и т. д.).

Выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного (муниципального) органа, вручается гражданину под подпись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

Согласно п. 30 Положения о комиссиях решение комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина носит обязательный характер. Однако, если гражданин не согласен с решением, он может обратиться в комиссию с просьбой о его пересмотре.

* * *

Обобщим вышесказанное. Итак, за выдачей согласия на заключение трудового или гражданско-правового договора обращаются не все государственные и муниципальные служащие, а лишь те, чьи должности включены в специальные перечни.

Обращение бывшего служащего рассматривается подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а затем комиссией. При принятии решения комиссия оценивает круг трудовых обязанностей в организации, с которой служащий планирует заключить договор, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору и другие условия. В результате комиссия либо дает согласие, либо отказывает гражданину.

«О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».