Увольнение муниципального служащего

Установить ограничение на количество раз однократного продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ) в части возрастных ограничений поступления на муниципальную службу предусмотрено, что на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, при этом гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
Следовательно, представитель нанимателя может принять решение о прекращении служебных отношений с муниципальным служащим в связи с достижением им предельного возраста — 65 лет.
Однако согласно части 2 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на 1 год.
Данное положение Федерального закона № 25-ФЗ не совсем однозначно трактуется при правоприменении. Преобладающей является точка зрения, что понятие «однократность» введено исключительно для обозначения, что за 1 раз служебные отношения могут быть продлены на срок не более 1 года,
Однако количество таких продлений не ограничено. Это способствует закостенелости государственных структур.

Увольнение муниципального служащего

Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:

  • глава муниципального образования
  • руководитель органов самоуправления местного уровня
  • председатель избирательной комиссии муниципалитета
  • прочие лица, имеющие соответствующие полномочия

Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:

  • согласно нормам Трудового кодекса РФ
  • в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований

Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:

  • российских граждан
  • лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу

В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:

  • по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
  • по окончании действия договорных отношений
  • по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
  • по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
  • переводу служащего к другому работодателю
  • по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
  • прочим основаниям, предусмотренным законом

Правовое обоснование дополнительных причин увольнения со службы лиц, замещающих должности муниципальных служащих

Кроме причин увольнения со службы в муниципалитете по общим нормам трудового законодательства, ст. 19 ФЗ № 25, действующего в последней редакции от 26 июля 2017 года, предусмотрено право расторгнуть трудовые правоотношения по инициативе нанимателя муниципальных служащих, в случае достижения предельно допустимого возраста;

К сведению:

Заметим, что во втором пункте ст. 13 ФЗ № 25, определяющей ограничения при приеме на муниципальную службу, оговорен возраст по достижению 65 лет, когда гражданин не может быть принят на службу, следовательно, и далее выполнять служебные обязанности:

  • если служащий принимает гражданство иностранного государства или получает право на постоянное место жительства на территории другой страны, не являющейся участником заключенных с Российской Федерацией международных договоров о праве замещать должности муниципальных служащих;
  • в случае нарушения запретов и ограничений, предусмотренных нормами ФЗ № 25 для лиц, поступающих на службу в муниципалитеты.
    Сюда относят:
    • признание полной или частичной недееспособности, по решению судебных органов;
    • вступление в силу приговора суда за виновные действия, не приемлющие дальнейшее несение службы;
    • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретной информации, необходимой для выполнения в полной мере возложенных по условиям контракта обязанностей;
    • выявленные в ходе медицинского обследования заболевания, препятствующие дальнейшему исполнению обязанностей;
    • получение двойного гражданства страны, не заключившей с Россией международных договоров, предусматривающих право несения муниципальной службы;
    • выявление факта нахождения служащего с главой муниципального образования в близких родственных связях, если выполнение служебных обязанностей сопряжено с подчинением и подконтрольностью между ними;
    • сокрытие сведений, которые обязаны сообщать служащие, в соответствии с требованиями норм ФЗ № 278, регулирующего вопросы борьбы с коррупцией, и прочие запреты, установленные нормами ст. ст. 14 – 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», изменениями, вступившими в силу с 01 января 2018 года.

С 17 июля 2009 года, после введения в действие ФЗ № 160, дополнительным основанием увольнения муниципального служащего может стать привлечение его к административным мерам наказания в виде дисквалификации сроком от полугода до трех лет.

В соответствии с нормами ст. 3. 11 КоАП РФ, применение данной меры лишает права физическое лицо занимать должности гражданской, государственной, муниципальной службы.

Нюансы увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия

В нормы Трудового кодекса РФ, в основание увольнения работников по инициативе руководителя, с введением в действие ФЗ № 231 от 03 декабря 2012 года, был внесен п. п. 7. 1 ст. 81, предусматривающий право нанимателя прекратить трудовые отношения со служащими муниципальных учреждений, в случае утраты доверия, включая:

  • бездействие со стороны служащего, замещающего должности муниципалитета по предотвращению или урегулированию конфликтных ситуаций, когда, в силу занимаемой должности, он обязан предотвратить конфликт интересов, и может повлиять на объективное и беспристрастное решение вопросов, связанных с исполнением служебных обязанностей;
  • непредставление или частичное скрытие сведений о получении доходов, расходов, а также имуществе, находящемся в личной собственности как непосредственно служащего, так и его близких родственников – супруга, несовершеннолетних детей;
  • открытие счетов в иностранных банках на имя служащего или его супруга, несовершеннолетних детей и пользование прочими иностранными финансовыми инструментами.

Урегулирование конфликта интересов, возникающего в процессе исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, происходит в соответствии с нормами ст. 14. 1 ФЗ № 25.

Для расследования обстоятельств и выяснения наличия вины служащего проводится служебное расследование после истребования письменного объяснения. Если в течение двух дней объяснительная не была написана, составляется соответствующий акт за подписью нескольких свидетелей.

Согласно второму пункту ст. 27 ФЗ № 25, муниципальный служащий может быть отстранен от исполнения своих непосредственных обязанностей, с сохранением денежного содержания, на время проведения расследования и принятия решения о мерах привлечения к ответственности, сроком до одного месяца.

За несоблюдение запретов и ограничений, требований о предотвращении, урегулировании конфликта интересов, с целью предотвращения коррупции в муниципальных учреждениях, служащий привлекается к ответственности вплоть до увольнения, в связи с утратой доверия.

Основанием прекращения трудовых отношений могут стать:

  • доклад о результате проведенной проверки кадровой службой, с целью профилактики нарушений, имеющих коррупционный характер;
  • рекомендации, направленные в комиссию по соблюдению служебных требований;
  • прочие материалы расследования, подтверждающие виновные действия служащего, с учетом тяжести содеянного.

Стоит обратить внимание, что, в случае увольнения со службы, в связи с утратой доверия, сведения включают в реестр лиц, уволенных по аналогичным причинам, что закрывает двери для поступления на службу в будущем.

Запись в трудовой книжке о прекращении трудовых отношений со служащим, утратившим доверие, может звучать со ссылкой на нормы трудового законодательства с формулировкой, дублирующей основания п. 7.1ст. 81 ТК РФ.

Трудовая книжка выдается на руки уволенному сотруднику в последний день его службы.

Особенности увольнения муниципального служащего за несоблюдение ограничений (Куревина Л.В.)

В целях защиты публичных интересов для муниципальных служащих помимо оснований для увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом, установлены дополнительные основания. Одним из таких оснований является нарушение служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. При этом некоторые ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Об особенностях увольнения муниципальных служащих в связи с нарушением ограничений расскажем в этой статье.

Ограничения и запреты для муниципальных служащих

Законодательством РФ установлены особые требования к порядку поступления на муниципальную службу, порядку ее прохождения и порядку увольнения с такой службы.
В частности, что касается увольнения, то ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены дополнительные основания для увольнения муниципального служащего по инициативе работодателя. Одним из таких оснований является несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).
Следует отметить, что понятия «ограничения» и «запреты» различаются. Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий, занимающий должность муниципальной службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с муниципальной службы. Соблюдение ограничений обязательно и для работодателя, и для служащего, в случае несоблюдения ограничений служащий должен быть уволен.
Запреты — это ситуации, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. К запретам, например, относятся запреты на осуществление муниципальным служащим предпринимательской деятельности, получение в связи с должностным положением вознаграждения от физических и юридических лиц, допущение публичных высказываний в отношении деятельности органа местного самоуправления и т.д. При осуществлении служащим таких действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до увольнения.
Уволить по основанию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, помимо несоблюдения ограничений и запретов, можно в случае возникновения конфликта интересов на муниципальной службе (ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ) и за непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений (ст. 15 Закона N 25-ФЗ).

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Ограничения, связанные с муниципальной службой, перечислены в ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы: действующие в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу, и лиц, уже занимающих должности муниципальной службы.
К ограничениям относятся следующие случаи:
1) признание гражданина (служащего) недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказ гражданина (служащего) проходить процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений. Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, установлен Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63;
4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) гражданина (служащего) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также близкое родство, свойство между гражданами (служащими), занимающими должности главы местной администрации и главы муниципального образования;
6) прекращение гражданства РФ или иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, а также приобретение гражданства другого государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличие гражданства иностранного государства (государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, согласно которому иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

К сведению. Перечень документов, представляемых при поступлении на муниципальную службу, установлен ч. 3 ст. 16 Закона N 25-ФЗ;

9) непредставление гражданином предусмотренных Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. В частности, это сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
10) признание гражданина (служащего) не прошедшим военную службу по призыву, если на то нет законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
11) достижение гражданином возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Обратите внимание! Для лиц, занимающих должности муниципальной службы, установлено исключение: допускается однократное продление срока нахождения на муниципальной службе при достижении предельного возраста на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ). Срок пребывания в должности ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального высшего учебного заведения может продлеваться до достижения ими возраста 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Особенности увольнения за несоблюдение ограничений

Как уже было отмечено, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Так:
— п. 11 ст. 81 ТК РФ (увольнение по инициативе работодателя) предусмотрено увольнение при представлении работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора, которое корреспондирует с таким ограничением для муниципального служащего, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ);
— п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) установлено увольнение работника за его осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, названо осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
— в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ ограничением является наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Кроме того, ст. 84 ТК РФ установлено прекращение трудового договора вследствие нарушения предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в частности, вследствие нарушения установленных ТК РФ, другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. При таких нарушениях увольнение осуществляется по общему основанию согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В данной ситуации возникает вполне логичный вопрос: по какой статье следует увольнять муниципального служащего в случае несоблюдения им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ?
Некоторые специалисты рекомендуют руководствоваться положениями Закона N 25-ФЗ, поскольку его нормы являются специальными, и при наличии указанных ограничений увольнять работника по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Однако мы считаем, что если на момент заключения трудового договора ограничения уже имели место, например гражданин имел заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу, но договор был заключен, то при выявлении такого ограничения трудовой договор может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Если же ограничение (в частности, наличие заболевания) возникло и было выявлено работодателем в процессе служебной деятельности, применяются специальные нормы и увольнение осуществляется по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.
Трудности при увольнении за несоблюдение ограничений также возникают при увольнении некоторых категорий служащих, к которым относятся беременные женщины и работники, имеющие детей.

К сведению. Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до 14 лет, другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5 — 8, 10 или п. 11 ч. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Однако, поскольку увольнение по ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнениям по инициативе работодателя, возникает вопрос о том, можно ли уволить беременную женщину или лицо с семейными обязанностями в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.
Аналогичным образом, если ограничение существовало на момент заключения трудового договора, можно применить п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Некоторые суды придерживаются именно такого мнения. Так, Суд Ненецкого автономного округа признал законным увольнение служащей в связи с нарушением ею ограничений и запретов на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку оно служит основанием для прекращения трудового договора независимо от воли сторон, а не по инициативе работодателя и это не связано с ограничением на увольнение женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (Апелляционное определение от 19.08.2014 по делу N 33-158/2014).
Сложнее ситуация, когда ограничение возникло и выявлено после заключения трудового договора. С одной стороны, работодатель должен соблюдать гарантии, предоставленные Трудовым кодексом беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями, а с другой — работник не имеет права замещать должность муниципальной службы при наличии ограничений. Никаких разъяснений по данному вопросу законодатель не дает, поэтому с учетом императивности норм ст. 261 ТК РФ на беременных женщин и лиц с семейными обязанностями, занимающими должности муниципальной службы, распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя.
Могут возникнуть проблемы и при увольнении служащего в связи с прекращением гражданства РФ или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ. Увольнение по этому основанию установлено п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, данное основание относится и к ограничениям, предусмотренным ст. 13 Закона N 25-ФЗ, тогда увольнение предполагается по п. 3 ч. 1 ст. 19 ТК РФ за несоблюдение служащим ограничений. На какой пункт в этом случае ссылаться при увольнении?
Мы придерживаемся мнения, что в данном случае следует применять п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, поскольку этот пункт является специальной нормой по отношению к общей норме — п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Порядок увольнения

Несоблюдение служащим ограничений и запретов, согласно ст. ст. 27 и 27.1 Закона N 25-ФЗ, относится к дисциплинарным проступкам, за совершение которых работодатель имеет право применить к нему следующие взыскания:
— замечание;
— выговор;
— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
При этом муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится согласно муниципальному правовому акту.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. ст. 192, 193, 194 ТК РФ.
Итак, с того момента, как работодатель узнал, что служащий не соблюдает ограничения, установленные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, он должен в письменном виде запросить с него объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, составляется соответствующий акт.

Примечание. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Принимая решение о применении дисциплинарного взыскания, работодатель в первую очередь должен учитывать, что под несоблюдением служащим ограничений подразумевается виновное противоправное поведение, нарушающее положения ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, необходимо учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Ввиду того что муниципальный служащий, не соблюдающий ограничения, не может находиться на муниципальной службе, работодатель вправе применить к нему только такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение. Если же выяснится, что в несоблюдении служащим ограничений нет его вины, он все равно должен быть уволен, но уже не по инициативе работодателя в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ, а по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, установленным ст. 83 ТК РФ, таким как:
— осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение им прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1). Так, например, Верховный Суд Республики Марий Эл признал законным увольнение муниципального служащего в связи с его осуждением к наказанию на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (Кассационное определение от 08.11.2011 N 33-1845/2011);
— признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1);
— возникновение установленных ТК РФ, другим федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности (п. 13 ч. 1).
При этом при увольнении по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ служащему должен быть предложен перевод на другую работу, не имеющую отношения к муниципальной службе, при наличии таковой.
При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением установленных законом ограничений работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В заключение

Итак, мы рассмотрели особенности и порядок увольнения муниципального служащего за несоблюдение им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Еще раз обратим внимание, что при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ следует соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный Трудовым кодексом. Увольнение по данному основанию осуществляется только в случае, если служащий нарушил требования Закона N 25-ФЗ об обязанности соблюдать ограничения. Если же служащий своевременно сообщил работодателю о возникновении ограничений, не позволяющих ему находиться на муниципальной службе, а его действия не квалифицируются работодателем как дисциплинарный проступок, увольнение производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, или по собственному желанию в соответствии с Трудовым кодексом.
Поскольку увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ осуществляется по инициативе работодателя, следует также помнить, что не допускается увольнение по инициативе работодателя служащего, находящегося в отпуске или на больничном. Кроме того, до внесения каких-либо поправок в Закон N 25-ФЗ работодатель не сможет уволить по данному основанию беременную женщину и лицо с семейными обязанностями, перечисленными в ст. 261 ТК РФ.

Дополнительные основания увольнения муниципальных служащих


Кроме оснований увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по дополнительным основаниям, установленным ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ). Что это за основания, когда они применяются, как оформляется увольнение? Поговорим на данную тему в статье.

Статьей 19 Закона N 25-ФЗ предусмотрены следующие дополнительные основания расторжения трудового договора (контракта) (далее — трудовой договор) с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя) (далее — работодатель):

— достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

— прекращение гражданства РФ, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ;

— применение административного наказания в виде дисквалификации.

Обратите внимание, что в ст. 19 предусмотрено право работодателя расторгнуть трудовой договор по указанным основаниям, а не обязанность.

Рассмотрим, что же они собой представляют, более подробно.

Достижение предельного возраста

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 25-ФЗ общий предельный возраст для замещения должности муниципальной службы составляет 65 лет.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе служащих, достигших предельного возраста. При этом однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).

Поскольку Законом N 25-ФЗ не установлено, сколько раз может быть продлен такой срок, до какого возраста он может продлеваться, можно предположить, что количество таких продлений не ограничено и остается на усмотрение работодателя.

К сведению. Исключение предусмотрено для ректоров, проректоров, руководителей филиалов (институтов) государственного или муниципального высшего учебного заведения, срок пребывания в должности которых установлен ст. 332 ТК РФ и может продлеваться до достижения ими возраста 70 лет. Для государственных гражданских служащих установлен предельный возраст 60 лет, который может быть продлен до 65 лет (ст. 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ)).

Инициатором продления предельного срока может быть как сам служащий, обратившийся к работодателю с письменным заявлением, так и работодатель. В любом случае решение о продлении или отказе в этом принимает работодатель и издает соответствующий муниципальный правовой акт — приказ (распоряжение) о продлении срока нахождения на службе. Как при этом вносить изменения в трудовой договор — путем заключения нового договора или дополнительного соглашения, разъяснений также нет. Попробуем разобраться.

В отличие от муниципалов, с государственным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, в случае продления срока прохождения службы может быть заключен срочный трудовой договор, что прямо предусмотрено п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

Заключить срочный трудовой договор с муниципальным служащим можно, только если ранее заключенный с ним договор был также срочным. Но в то же время новый трудовой договор не может быть заключен в силу запрета, установленного ч. 2 ст. 13 Закона N 25-ФЗ, поскольку гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Остается руководствоваться ст. 72 ТК РФ. Единственный вариант оформления продолжения служебных отношений в случае принятия работодателем решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе — заключение дополнительного соглашения к трудовому договору. Если соглашение заключается к срочному трудовому договору, его срок продлевается на период не более одного года, а если трудовой договор бессрочный, изменяют его условие и устанавливают срок его действия также на соответствующий период, не превышающий один год.

Также отметим, что поскольку в силу ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ предусматривается продление срока нахождения на муниципальной службе, а не срока замещения занимаемой должности муниципальной службы, то при продлении такого срока служащий может занимать другую должность муниципальной службы. Тогда оформляется перевод. Сделать это можно одновременно с оформлением продления срока одним приказом (распоряжением) и одним соглашением к трудовому договору. Запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку служащего.

Требований о том, нужно ли уведомлять муниципального служащего, если работодатель хочет расторгнуть с ним трудовой договор по достижении предельного возраста 65 лет, в законодательстве нет. Однако считаем, что в разумный срок до наступления такого возраста следует направить служащему уведомление о том, что в связи с наступлением предельного возраста для замещения муниципальной службы трудовой договор расторгается по инициативе работодателя в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Приказ (распоряжение) в силу ст. 14 ТК РФ издается на следующий день после наступления предельного возраста и служащий должен ознакомиться с ним под роспись. Исходя из п. 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек , согласно которому записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона, делают следующую запись в трудовую книжку: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Прекращение гражданства РФ

В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на такой службе в случае:

— прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в силу которого гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

К сведению. На муниципальную службу помимо граждан РФ, достигших возраста 18 лет, владеющих государственным языком РФ и соответствующих квалификационным требованиям (ст. 16 Закона N 25-ФЗ), могут приниматься иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, допуск к муниципальной службе которых установлен международными договорами. На сегодня это граждане республик Армения, Киргизия, Туркменистан, Казахстан и Белоруссия. При этом некоторыми международными договорами установлены ограничения по должностям. Граждане Киргизии и Казахстана, например, не могут занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

Итак, если муниципальный служащий вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство иностранного государства, согласно ст. 12 Закона N 25-ФЗ в день выхода или приобретения он обязан сообщить об этом представителю нанимателя. И хотя согласно ст. 19 Закона N 25-ФЗ работодатель может уволить служащего по основаниям, перечисленным в данной статье, — расторгнуть трудовой договор по этому основанию он обязан, поскольку ст. 13 Закона N 25-ФЗ запрещает находиться на муниципальной службе данным лицам.

Увольнение осуществляется по приказу (распоряжению) работодателя. Заметим, что другим основанием увольнения муниципального служащего, установленным п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, является несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, а прекращение гражданства РФ и приобретение гражданства иностранного государства относится именно к ограничениям, установленным ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Возникает вопрос: какое основание указывать в трудовой книжке служащего — п. 2 или п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ?

Существует мнение (которого придерживаемся и мы), что если служащий своевременно сообщил работодателю о факте выхода из гражданства РФ или получении гражданства другого государства, его следует уволить по п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ и запись будет выглядеть так: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с выходом из гражданства РФ (получением гражданства иностранного государства), пункт 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Если же служащий своевременно не сообщил о данном факте, он подлежит увольнению в связи с несоблюдением установленных законом ограничений и запретов по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, который мы и рассмотрим ниже.

Несоблюдение служащим ограничений и запретов

Муниципальный служащий может быть уволен с муниципальной службы в случае несоблюдения им ограничений и запретов, связанных с такой службой, установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а служащий не может находиться на ней, установлены в ст. 13, в ст. 14 перечислены запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, в ст. 14.1 говорится об урегулировании конфликта интересов на муниципальной службе, а в ст. 15 — об обязанности муниципального служащего предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом обязанность уволить служащего у представителя нанимателя возникает только при выявлении ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. В остальных случаях тот может быть уволен, а может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание! Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. 193 ТК РФ. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен муниципальным правовым актом от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (ст. 27 Закона N 25-ФЗ).

При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением им установленных законом ограничений и запретов работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Рассмотрим несколько решений судов, связанных с увольнением по данному основанию.

Прокурор Березовского района Красноярского края подал иск в интересах Российской Федерации к Главе поселка Березовка Березовского района Красноярского края муниципальному служащему администрации Березовки С. С. о признании незаконными его действий по заключению трудового договора с С., возложении обязанности отменить распоряжение о приеме на работу и расторгнуть трудовой договор.

Распоряжением С. С. от 10.01.2012 N 1 С. принята на должность муниципальной службы — специалиста 1-й категории по организации и оперативным вопросам администрации поселка Березовка и в этот же день с ней заключен трудовой договор на неопределенный срок. При этом С. является дочерью С. С., то есть они близкие родственники. Поскольку должность специалиста 1-й категории находилась в подчинении заместителя Главы поселка Березовка, С. С. посчитал, что не нарушает положения п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ о том, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Однако данный довод С. С. не был принят судом. Кроме того, суд отметил: наличие подчиненности и подконтрольности дополнительно подтверждается тем обстоятельством, что в период отпуска и иного временного отсутствия заместителя Главы на рабочем месте непосредственным руководителем автоматически становится в порядке подчиненности Глава поселка, который в полном объеме имеет полномочия контролировать деятельность специалиста, соблюдение трудовой дисциплины, давать поручения, требовать их исполнения, применять меры поощрения и взыскания. Таким образом, трудовой договор с С. подлежит расторжению по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Исковые требования прокурора решением суда первой инстанции были удовлетворены, судебной коллегией апелляционной инстанции оно было оставлено без изменений (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 28.11.2012 по делу N 33-10472).

Также было оставлено без изменений Решение Центрального районного суда г. Волгограда, которым было отказано в восстановлении на работе Г.

Г., являясь муниципальной служащей и занимая должность начальника отдела патриотической работы и пропаганды здорового образа жизни комитета по делам молодежи администрации Волгограда, была уволена по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Приказом председателя комитета по делам молодежи администрации Волгограда Г. уволили за нарушение требований ст. 15 Закона N 25-ФЗ, а именно за непредставление в установленный срок сведений о своих расходах, расходах своего супруга и несовершеннолетних детей.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона N 25-ФЗ муниципальные служащие, замещающие должности, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для их представления государственными гражданскими служащими субъектов РФ.

Срок представления сведений был определен Положением администрации Волгограда, утвержденным постановлением главы Волгограда, — не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Должность Г. была включена в перечень должностей муниципальной службы администрации Волгограда, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации Волгограда обязаны представлять сведения о доходах.

Г. нарушила сроки представления сведений о доходах, декларации ею были сданы в июне. При этом Г. в качестве причин нарушения срока указала, что она не была уведомлена работодателем о представлении декларации в срок до 30 апреля 2011 года и не получила бланки декларации. Кроме этого, в период, предшествующий 30.04.2011, она была лишена возможности представить декларацию в силу уважительных причин (болезни членов семьи, очередного отпуска).

Однако суд не принял доводы Г. и ее увольнение было признано законным (Кассационное определение Волгоградского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-64/12).

Обратите внимание! В случае несоблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия (ч. 1, 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ).

С целью профилактики и выявления коррупционных нарушений подразделение кадровой службы соответствующего муниципального органа может проводить проверки.

Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии (ч. 4 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

На основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, рекомендации комиссии, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию, объяснений муниципального служащего и иных материалов работодатель принимает решение о наложении на служащего дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения).

Так, в соответствии с ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию данного конфликта — это правонарушение, влекущее увольнение с муниципальной службы. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 25-ФЗ непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений также является правонарушением, влекущим увольнение с муниципальной службы.

Таким образом, муниципальный служащий подлежит увольнению за утрату доверия, если он не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и не представил или представил заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах. Обязательное условие увольнения — наличие вины служащего в совершенных действиях.

Применяя взыскания, предусмотренные ст. 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ, необходимо учитывать характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим его должностных обязанностей.

Примечание. В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается ч. 1 или 2 ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ.

Что касается записи в трудовую книжку, руководствуясь п. 14 Правил, предлагаем такой вариант: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» или «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с утратой доверия за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Дисквалификация муниципального служащего

Последним дополнительным основанием увольнения муниципального служащего, установленным ст. 19 Закона N 25-ФЗ, является применение административного наказания в виде дисквалификации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ дисквалификация — один из видов административных наказаний, устанавливаемых за совершение административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Поскольку в силу указанной статьи КоАП РФ служащий лишается права замещать должность муниципальной службы, то в случае обнаружения факта дисквалификации работодатель обязан расторгнуть трудовой договор со служащим.

Обратите внимание! Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей. При этом срок наказания может составлять от шести месяцев до трех лет.

Как правило, работодателю известно, что в отношении служащего ведется административное производство. Поэтому, получив постановление суда, он издает приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора с дисквалифицированным муниципальным служащим.

Запись в трудовой книжке в этом случае будет выглядеть так: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с применением административного наказания в виде дисквалификации, пункт 4 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Возможно, служащий был дисквалифицирован на предыдущем месте службы, но записи об этом в трудовой книжке нет. В таком случае кадровая служба муниципального образования в силу п. 12 ст. 28 Закона N 25-ФЗ может выяснить, действует ли в отношении кандидатов, претендующих на должности муниципальных служащих в орган местного самоуправления, мера ответственности в виде дисквалификации.

Осуществляется это путем направления запроса в орган, который ведет реестр дисквалифицированных лиц, — в Федеральную налоговую службу. В соответствии с п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805, реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной налоговой службой в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;

— организация, в которой указанное лицо работало во время совершения правонарушения, и должность, которую оно занимало;

— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— срок дисквалификации, даты его начала и истечения;

— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

— основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;

— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Согласно п. 5 названного Положения информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Она предоставляется всем заинтересованным лицам (физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления) по соответствующему запросу о конкретном лице. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется бесплатно. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Обратите внимание! Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится по истечении срока дисквалификации или в случае отмены постановления о дисквалификации.

В отличие от ст. 19 Закона N 25-ФЗ, которой увольнение в связи с дисквалификацией отнесено к увольнению по инициативе работодателя, Трудовым кодексом данное основание отнесено к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако в этом случае действует специальная норма, то есть увольнение дисквалифицированного муниципального служащего осуществляется не по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а по п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Поэтому перед увольнением служащего работодатель не обязан предлагать ему другую вакантную должность или работу (как соответствующую его квалификации, так и нижестоящую или нижеоплачиваемую должность), как предусмотрено ст. 83 ТК РФ.

Подчеркнем, что если с дисквалифицированным лицом будет заключен трудовой договор в должности руководителя организации, организации грозит штраф в размере до 100 тыс. руб. Дисквалифицированное лицо за управление организацией в течение срока дисквалификации может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).

В заключение отметим: поскольку увольнение муниципальных служащих в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнению по инициативе работодателя, следует учитывать положения ст. 81 и 261 ТК РФ, согласно которым не допускается увольнение по инициативе работодателя работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, а также расторжение трудового договора с беременной женщиной.