Ввод в эксплуатацию одпу

Порядок ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии

Ранее в своих статьях мы разъясняли За чей счет устанавливаются коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, Как установить общедомовой прибор учета за счет средств капитального ремонта, а также Счетчик за 1 000 000 рублей и обязанность собственников установить общедомовой счетчик тепла до 01 января 2019 года. В настоящей статье мы разъясним порядок ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Пунктом 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 предусмотрено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку коллективных приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии «ввод в эксплуатацию узла учета» – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Процедура ввода в эксплуатацию коллективного прибора учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках, детально описана в пунктах 61-73 вышеназванных Правил, согласно которым ввод в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая созывается владельцем узла учета. Комиссия проверяет:

  • соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
  • наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
  • соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
  • соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.

В состав комиссии входят представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Перед началом комиссии владелец узла учета обязан за 10 дней до начала ее работы предоставить в теплоснабжающую организацию для рассмотрения следующие документы:

  • схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
  • свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  • базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
  • схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
  • почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 суток).

При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного у потребителя, после чего узел учета пломбируется.

Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию – документ, отражающий готовность прибора учета к использованию. Без него невозможна процедура допуска конкретного оборудования в эксплуатацию. Именно он является документальным оформлением проведенных операций.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта допуска прибора учета в эксплуатацию .docСкачать образец акта допуска прибора учета в эксплуатацию .doc

Подготовка

Так как составление акта – это заключительная часть ввода в эксплуатацию прибора учета, до этого составления необходимо произвести полноценную проверку имеющегося оборудования. Она включает в себя:

  • Проверку правильности указания заводского номера в техническом паспорте и на приборе. Эту нумерацию присваивает завод-изготовитель проборов учета. Номер, нанесенный на оборудование, и номер, указанный в документации, должны совпадать друг с другом.
  • Контроль верного проведения монтажной схемы подключения.
  • Проверку уровня работоспособности прибора учета. Этот показатель необычайно важен для получения допуска к эксплуатации.

Законодательная база

При формировании подобного рода бумаг обычно обращаются к «Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии». Эта бумага утверждена Постановлением правительства №442 от 4 мая 2012 года. Она описывает принятые нормативы и алгоритм прохождения процесса утверждения. В том числе там указано, что должно содержаться в оформляемой в заключении документации.

Обновления

С 28 марта 2018 года документ претерпел изменения. Раньше акт оформлялся в свободной форме. Теперь это должна быть специальная форма. Она дана в Приложении №16 Правил технического присоединения. Также изменения в документе коснулись:

  • Сроков предоставления бумаг. Теперь проект договора от сетевой организации должен прийти не позже 20 дней с момента отправки заявки.
  • Неправильно составленных заявок. Если есть огрехи, сетевая организация должна на них указать отправителю не позже 3 дней с момента получения. И указанные ошибки должны быть исправлены в срок не более 20 дней, иначе заявка признается недействительной.

Детали требований к процедуре допуска

Пункт 152 «Основных положений» упомянутого выше документа детально описывает процесс допуска к эксплуатации прибора учета электроэнергии, а именно:

  • Дата установки и дата составления акта не должны иметь разницу в сроках более месяца. То есть все действия по проверке и введению должны быть согласованы и осуществлены в 30-дневный срок. Нарушителям грозит административная ответственность в виде штрафа.
  • Обязательным условием для ввода прибора в эксплуатацию является участие представителей сетевой компании и гарантирующего поставщика электричества. А также нужно участие владельца имущества, к которому присоединяется прибор учета. Если это разные люди, то и непосредственного владельца счетчика.
  • Если счетчик общедомовой, то нужно присутствие представителя товарищества жильцов либо управляющей компании.

Также необходимо иметь в виду, что инициатором процедуры допуска должен быть собственник счетчика. Именно он отправляет заявку на проведение этой процедуры. Эта заявка отправляется гарантирующему поставщику электроэнергии и сетевой организации. Только в присутствии представителей этих организаций введение счетчика электричества в эксплуатацию будет удовлетворять общепринятым правилам.

Как заполнять акт допуска прибора учета в эксплуатацию

Бумага имеет много граф для заполнения. Для удобства они разбиты на пункты. Всего их 10:

  1. Точка поставки.
  2. Характеристика счетчика.
  3. Описание измерительных трансформаторов тока.
  4. Описание трансформаторов напряжения.
  5. Данные о пломбах.
  6. Если такое есть, то описывается устройство дистанционного сбора данных.
  7. Регистрация результатов проведенных при вводе в эксплуатацию измерений.
  8. Какое оборудование использовалось при снятии показателей.
  9. Прочее.
  10. Заключение.

Каждый из пунктов является принципиально важным. В самом конце делается вывод о том, допущен прибор учета в эксплуатацию или нет.

Если не допущен, то какие действия нужно предпринять, что исправить для того, чтобы предъявляемые условия соответствовали нормам допуска. Причем указывается конкретный срок исправления недостатков.

Первый пункт – точка поставки

Под точкой поставки имеется в виду место, куда устанавливается счетчик, жилое оно или нет. Описываются числовые показатели присоединения. Они включают в себя:

  • Адрес.
  • Номер, уровень напряжения и название точки поставки.
  • Описание фидера.
  • Информацию об опоре.

Так как акт предполагает ручное заполнение, то в правом столбце все строчки объединены в одну. Это позволяет сформировать полноценное описание точки опоры прибора учета.

Второй пункт — характеристики устанавливаемого счетчика

Характеристика прибора учета представлена в виде таблицы. В левой ее части перечисляются характеристики, в правой – должны быть прописаны конкретные значения и номера. Приборы учета имеют разные места установки, типы, принадлежности, заводские номера, классы точности. Они рассчитаны на разное напряжение в сети и номинальный ток. Отдельно предусмотрены графы для указания разрядности до и после запятой. Также указываются год выпуска, дата последней проверки и когда планируется следующая. Здесь же фиксируются показатели активного либо реактивного вида энергии.

Третий пункт – измерительные трансформаторы тока

Каждая из фаз трансформатора описывается отдельно. Отдельные строчки призваны рассказать о:

  • Месте установки.
  • Типе трансформатора (если он двухфазный, то третий столбец не заполняется).
  • Заводском номере установленного оборудования.
  • Коэффициенте трансформации каждой фазы.
  • Классе точности.
  • Дате предыдущей и планирующейся проверки.

Ошибки

В целом 8 из 10 пунктов документа должны преподносить информацию читателю в виде таблиц. Чистовые значения и показатели прибора вписываются в предназначенные для них графы. К формированию акта допуска прибора учета в эксплуатацию необходимо подходить внимательно. Ошибки не поощряются. При их совершении лучше распечатать форму заново и переписать верные данные.

Установка ОДПУ

Установка и ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию.

Каким образом осуществляется установка и прием в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОДПУ) все еще остается актуальной темой. Согласно Федеральному Закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон об энергосбережении), обязанность установки ОДПУ изначально была возложена на собственников помещений в МКД. Так, согласно п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении в срок до 01 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, ОДПУ входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (в нашем случае холодного водоснабжения) и является общим имуществом многоквартирного дома. Ответственность за содержание и эксплуатацию ОДПУ лежит на собственниках в МКД, либо управляющей компании с которой заключен договор на управление, либо ТСЖ.

В эксплуатацию ОДПУ входят осмотр, техническое обслуживание, поверка. Данные работы должны быть заложены в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества (пп. «к» п. 11 Правил содержания). В случае если ОДПУ установлен с автоматизированной системой снятия показаний, то обслуживание такой системы осуществляется за счет РСО

Установка ОДПУ является увеличением структуры общего имущества МКД и относится к работам по капитальному ремонту (пп. «б» ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»). Принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), причем проголосовать за установку ОДПУ должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (пп. 1 п. 46 ЖК РФ).

Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с п. 12 Закона об энергосбережении установить ОДПУ должны ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений впоследствии должны оплатить стоимость ОДПУ и затраты на его установку ресурсоснабжающей организации или единовременным платежом или равными долями в течение пяти лет с даты установки. По истечении срока (01 июля 2013 года), установленного п. 12 Закона об энергосбережении, обязанность РСО установить ОДПУ в МКД не прекращается.

Порядок установки ОДПУ: РСО производит осмотр объекта на предмет проверки наличия технической возможности установки ОДПУ (п. 10 Приказа № 149) и при наличии технической возможности не позднее 15 дней с даты осмотра РСО направляет заказчику (УК, ТСЖ) проект договора (п. 11 Приказа № 149). Заказчик после получения от РСО проекта договора подписывает его и не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта направляет подписанный экземпляр РСО. Указанный выше договор является публичным (п. 3 Правил № 149).

Обратите внимание: Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ «односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными». Иными словами, РСО, установив в МКД общедомовой прибор учета, должен направить в адрес УК (ТСЖ) подписанный со своей стороны акт приемки-сдачи работ, а УК (ТСЖ) обязаны данный акт подписать или направить в ответ мотивированный отказ. Срок ввода ОДПУ в эксплуатацию установлен п. 3 ст. 13 Закона об энергосбережении «приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».

Порядок ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию законодательно закреплен в п. 2 ст. 20 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776