Зачем нужна учетная политика

Содержание

Для чего нужна учетная политика организации

Многие начинающие бухгалтеры интересуются вопросом, для чего нужна учетная политика организации? Можно ли обойтись вообще без нее? Для чего нужна учетная политика в 2018 году? Ответим на эти вопросы.

Должны утвердить все организации

Сформировать и утвердить учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять учетную политику должны все подразделения организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна: в целях бухучета

Учетная политика – это важный документ, в котором организация прописывает выбранные ей способы ведения бухгалтерского учета. То есть, организация может прописать выбранный способ ведения бухучета в зависимости от специфики своей деятельности и работы. То есть, к примеру, розничная торговая компания может выбрать один способ ведения бухучета, а туристическая компания – совершенно другой.
Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, в частности:

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
  • своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.

Учетная политика нужна, в частности, для того, чтобы сделать свободный выбор из ряда вариантов, установленных законодательством. Хороший выбор способов ведения бухучета позволит Вам регламентировать многие процессы бизнеса, повысить эффективность использования ресурсов предприятия, обезопасить себя от досадных ошибок, снизить риски претензий со стороны налоговых органов, сделать отчетность более прозрачной, а бизнес более привлекательным для инвесторов.

Для чего нужна: в целях налогообложения

Налоговое законодательство разрешает организациям и ИП выбирать систему налогообложения (например, ООО, УСН или ЕНВД). Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам допускаются разные варианты их применения. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (ИП). При этом имейте в виду, что выбранный вариант учетной политики нужно применять обязательно. Использовать другой механизм налогообложения запрещается (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Людмила Скакунова: Урок № 2. Учетная политика – основа организации бухгалтерского учета предприятия, или зачем нужна учетная политика

Приказ № 515
«_30_» декабря_ 2012 г.

Об учетной политике ООО «ХХХ» на 2013 год

Общие положения

1. Общество с ограниченной ответственность (далее – ООО) «ХХХ» учреждено 15 февраля 2012 года, зарегистрировано в Республике Молдова, адрес: г. Кишинев, ул. А. Руссо, 1, оф. 315.
2. Основными видами деятельности ООО «ХХХ» являются оказание услуг по установке и ремонту бытовой техники и компьютерного оборудования.
3. Учетная политика разработана на основании

  • Закона «О бухгалтерском учете» N 113-XVI от 27.04.2007;
  • НСБУ, утвержденных приказом министра финансов Республики Молдова N 174 от 25 декабря 1997 года;
  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Приказом министра финансов Республики Молдова N 174 от 25 декабря 1997 года.

4. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета несет руководитель ООО, который создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, своевременного составления и представления отчетов, обеспечивает строгое выполнение всеми подразделениями и службами, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера по составлению документов и представлению информации, необходимой для ведения учета и заполнения финансовых отчетов.
5. Бухгалтерский учет в ООО «ХХХ» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением предприятия.
6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление оперативной информации и составление финансовых отчетов в установленные сроки, несет ответственность за соблюдение методологических принципов организации бухгалтерского учета.
7. Главный бухгалтер совместно с руководителем ООО подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также по расчетным, кредитным и финансовым обязательствам.
8. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям, противоречащим нормативным актам и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
9. Финансовые отчеты ООО, кроме отчета о движении денежных средств, составляются на основе метода начислений.

Выбранные способы и методы ведения бухгалтерского учета
Нематериальные активы

10. В состав нематериальных активов входят: организационные расходы, лицензии, компьютерные программы и др. Нематериальные активы отражаются в текущем учете и бухгалтерском балансе (по первоначальной или переоцененной стоимости).
Сроки полезного использования НА определяются по каталогу основных средств и нематериальных активов.
Амортизация нематериальных активов начисляется прямолинейным методом, исходя из сроков их полезного использования: (по организационным расходам – 10 лет, лицензиям – 3 года, компьютерным программам – 3 года).

Основные средства

11. В состав основных средств включаются материальные активы стоимостью более 6000 леев за единицу и сроком полезного функционирования более одного года (здания, специальные сооружения, хозяйственный инвентарь, производственное оборудование).
Основные средства отражаются в балансе (по первоначальной или переоцененной стоимости). Износ основных средств определяется, исходя из сроков их полезной службы и изнашиваемой стоимости. Сроки полезного использования основных средств определяются предприятием по каталогу основных средств и нематериальных активов.
Предприятие использует метод прямолинейного списания

  • по хозяйственному инвентарю (8 лет);
  • по производственному оборудованию (10 лет).

Изнашиваемая стоимость объектов основных средств определяется как разница между их первоначальной и остаточной стоимостями.
Остаточная стоимость основных средств рассчитывается по каждому объекту (группе объектов) в момент их сдачи в эксплуатацию, исходя из процента, установленного предприятием, к первоначальной стоимости объектов и составляет.

  • по хозяйственному инвентарю (0 %);
  • по производственному оборудованию (0,5 %).

Товарно-материальные запасы

12. К товарно-материальным запасам относятся:

  • материалы, предназначенные для потребления в процессе оказания услуг;
  • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Товарно-материальные запасы, за исключением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отражаются в финансовых отчетах (по наименьшей сумме из себестоимости и чистой стоимости реализации). В текущем учете применяется метод ФИФО.
В себестоимость услуг предприятие включает прямые (материалы, запчасти) и косвенные затраты (износ и ремонт основных средств, используемых для оказания услуг, зарплата рабочих и администрации производственных участков, арендная плата, МБП, электроэнергия, теплоэнергия). Косвенные производственные затраты распределяются на базе прямых материальных затрат.
13. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы отражаются в балансе суммой стоимости приобретения предметов в наличии на складе и остаточной стоимости объектов, находящихся в эксплуатации. Износ начисляется только по малоценным и быстроизнашивающимся предметам стоимостью более 3000 леев за единицу в размере 100% их стоимости за минусом предполагаемой остаточной стоимости. Предметы, индивидуальная стоимость которых не более 3000 леев, списываются на затраты или расходы по мере их отпуска со склада в эксплуатацию.

Дебиторская задолженность

14. Дебиторская задолженность включает обязательства других предприятий и физических лиц перед ООО по торговым счетам, начисленным доходам, подотчетным суммам, арендной плате и др. Дебиторская задолженность учитывается и отражается в балансе (по номинальной сумме) с учетом НДС и акцизов.
Убытки по сомнительным долгам предприятие списывает за счет коммерческих расходов прямым методом.

Денежные средства

15. Остатки денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банке отражаются в балансе (по номинальной сумме). Связанные денежные средства показываются отдельной строкой в приложении к бухгалтерскому балансу.

Расходы будущих периодов

16. В ООО расходы будущих периодов отражаются в бухгалтерском учете и балансе отдельными статьями и списываются на затраты или расходы по мере наступления периода, к которому они относятся. Ими являются:

  1. плата за подписку на техническую и периодическую литературу на срок 12 месяцев;
  2. арендная плата, перечисленная авансом;
  3. оплата страхового полиса.

Собственный капитал

17. Собственный капитал включает уставный капитал, резервы, нераспределенную прибыль (убыток) отчетного и предыдущих периодов.
18. Уставный капитал установлен уставом ООО, равен 5400 леев и изменению не подлежит до принятия новых учредителей и внесения соответствующих изменений в устав.
ООО создает резервы, согласно учредительным документам, за счет чистой прибыли после налогообложения.

Обязательства

19. В состав обязательств входят полученные банковские кредиты и займы, задолженность по торговым счетам, бюджету, персоналу и другим кредиторам.
20. Обязательства приводятся в балансе в суммах, которые должны быть уплачены, или в суммах, необходимых для погашения обязательств.
21. Задолженность по полученным банковским кредитам и займам отражается в балансе с учетом процентов, причитающихся к уплате на конец отчетного периода.
22. В целях равномерного включения предстоящих издержек на затраты или расходы отчетного года ООО создает резервы:

  • на оплату отпусков рабочим в размере 10 процентов от начисленной заработной платы.

23. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, обособленно отражаются в бухгалтерском учете и в финансовых отчетах и включаются в доходы при наступлении отчетного периода, к которому они относятся. Ими в ООО являются:
а) суммы недостач, подлежащие возмещению виновными лицами в следующие отчетные периоды.

Доходы и расходы

24. Доходы и расходы признаются и отражаются в финансовых отчетах на основе метода начисления в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от момента фактического получения или выплаты денежных средств.
25. Доход от оказания услуг признается при поставке услуг и передаче права собственности покупателю, а от оказания услуг по установке оборудования – по мере их осуществления (после полного завершения и принятия работ заказчиком или методом процента завершенности).
26. Доходы, расходы и финансовые результаты отражаются в Отчете о прибылях и убытках отдельно по видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой, — и по чрезвычайным событиям.
27. Чистая прибыль распределяется и используется на основе решений общего собрания учредителей для:

  1. (выплаты дивидендов);
  2. (создания резервов);
  3. (других целей).

Подоходный налог

28. Подоходный налог определяется и уплачивается в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова. В течение 2013 года подоходный налог (уплачивается ежеквартально в виде авансовых платежей в размере одной четвертой части суммы налога за 2013 год).

Образцы первичных документов и учетных регистров, используемых предприятием ООО «ХХХ»

Зачем нужна учетная политика

Необходимость формирования учетной политики дя каждой компании на сегодняшний день прописана в Федеральном законе от 23.02.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Нормативные акты необходимо указывать со всеми реквизитами. Мы все-таки юридическая компания – должны знать нормативную базу. Грамотно составленная учетная политика позволяет правильно вести учет, а заодно оказывает влияние и на эффективность использования бизнес-ресурсов, является одним из существующих законных инструментов, служащих для снижения или равномерного распределения налоговой нагрузки компании.

Следует отметить, что, прежде всего, в четко составленной учетной политике заинтересовано само предприятие, поскольку основными целями, достигаемыми ее разработкой и последующим утверждением, является закрепление правил и основных методик ведения бухгалтерской и налоговой отчетностей, а заодно и регулирование организационных моментов бухучета. Таким образом, разработка учетной политики призвана унифицировать все формы и методы отчетности, существующие на предприятии, максимально эффективно организовать между структурными элементами предприятия документооборот (и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях). В конечном итоге учетная политика будет не только облегчать и упрощать работу по учету и повышать эффективность документооборота, но также экономить трудозатраты предприятия и его материальные ресурсы.

Как правило, разработку учетной политики производят в текущем году, а начинает действовать она с 1 января следующего года. При этом в течение года изменение учетной политики является недопустимым, кроме тех случаев, когда это обуславливается законодательством. За весь процесс разработки учетной политики отвечает главный бухгалтер, но ее утверждение – сугубо прерогатива директора.

Грамотно разработанная учетная политика учреждения – будь то малое предприятие либо крупная организация — оказывает существенное влияние на величины показателей себестоимости продукции, налогов на прибыль, добавленную стоимость, имущество, самой прибыли, а также на общие показатели финансового состояния. Без анализа учетной политики сравнивать показатели деятельности организации в различные периоды ее деятельности попросту нельзя.

Предприятия довольно часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов и аудиторских фирм, и при этом внимание аудиторов в первую очередь направлено на принятую учетную политику — очень важно именно поэтому заранее позаботиться о грамотности ее составления и о соответствии закону. Доверять оформление и оценку эффективности учетной политики организации следует только профессионалам с большим опытом работы в подобном деле. Мы, в свою очередь, с радостью поможем вам в разработке учетной политики вашей фирмы, гарантируя при этом безупречное выполнение, грамотность и предельную точность.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Что такое учетная политика

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019-2020 годах

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

Итоги

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Для начала вспомним, что нормативно-правовое регулирование бухучета (далее — БУ) в РФ представлено несколькими уровнями:

Ст. 21 закона № 402-ФЗ определяет следующую структуру нормативной документации БУ:

До составления федеральных и отраслевых стандартов БУ и придания им законодательной силы действует нормативно-правовая база, разработанная до начала действия закона № 402-ФЗ (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухучете”»).

ПБУ «Учетная политика» относится к числу положений по БУ, регламентирующих порядок составления и применения в организации учетной политики. Данное ПБУ имеет порядковый номер 1, первая редакция ПБУ «Учетная политика» (ПБУ 1/98) была утверждена приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н. В настоящее время действует ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Нормы ПБУ «Учетная политика организации» распространяются на всех юрлиц, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений — они составляют учетную политику по иным НПА (п. 1 ПБУ 1/2008).

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от бухгалтерского, налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Учетная политика составляется не только для целей БУ и НУ, но и для нужд управленческого учета — примерную структуру такой УП вы найдете в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Экономические субъекты составляют свою УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

ВАЖНО! На практике изменения и дополнения УП бывают 2 видов:

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

Подробнее о процедуре внесений изменений в УП читайте в статье «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?».

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

ПБУ 1/2008 состоит из 4 разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • к УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы;
  • способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

  • изменения УП вступают в силу с начала следующего отчетного года либо в исключительных случаях, которые были разобраны в разделе «Что такое учетная политика?»;
  • изменения в УП вносятся распоряжениями или приказами руководителя;
  • не считается изменением УП утверждение способов ведения БУ по новым хозоперациям, существенно отличающимся от тех, которые осуществляла организация ранее, либо возникшим впервые в деятельности компании (п. 10 ПБУ 1/2008);
  • результаты изменения УП выражаются в денежной оценке, а в учете отражаются в соответствии с законодательством РФ. Если УП поменялась не из-за изменений в законодательстве, то отражать последствия изменения УП следует ретроспективно, то есть корректируя входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период и представляя связанные статьи отчетности так, как если бы новая УП применялась ранее (пп. 13, 14 ПБУ 1/2008);
  • фирмы, применяющие упрощенные способы ведения БУ, отражают в бухотчетности последствия изменения УП без ретроспективного пересчета, если иное не установлено законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Как уже было сказано выше, в настоящий момент действует ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

Отсутствует

5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ

5. УП формируется главбухом

4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации

5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности

4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности

Отсутствует

6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи

8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ

7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО

Отсутствует

7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета

Отсутствует

7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности

Отсутствует

7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них

7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности

12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98

2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации

21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся

15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной

Отсутствует

15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве

Отсутствуют

20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2)

Отсутствует

21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности

Отсутствует

22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП

Отсутствует

23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019-2020 годах

В 2019 году поправки в ПБУ 1/2008 не вносились. Информации о корректировке положения в 2020 году пока нет.

Последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в состав УП организации должны входить следующие документы:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички, регистров БУ и документов внутренней бухотчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и обработки информации;
  • механизм контроля хозопераций;
  • иные необходимые для организации БУ документы.

Все эти документы, а также образцы составления УП для разных компаний и систем налогообложения вы найдете в нашем разделе «Учетная политика-2020».

Итоги

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» не зря имеет первый порядковый номер среди всех ПБУ, поскольку УП — важнейший документ для организации БУ экономического субъекта. Положение содержит правила составления, утверждения и изменения УП, а также описывает порядок выбора способов ведения БУ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учетная политика – зачем она нужна главному бухгалтеру

При планировании изменений и дополнений в учетную политику следует исходить из правильного понимания ее цели и задач. Учетная политика – это не какой-то формальный документ. С помощью учетной политики главный бухгалтер может решать три важные задачи:

1) строить взаимоотношения с проверяющими органами;
2) строить взаимоотношения с другими подразделениями и сотрудниками учреждения;
3) организовывать работу бухгалтерского подразделения.

Строить взаимоотношения с проверяющими органами

Проверяющие часто предъявляют претензии по тем вопросам, по которым нет однозначного руководства в нормативно-правовых актах. И руководствуются при этом каким-то своим личным пониманием. Позиция главного бухгалтера в этой ситуации будет гораздо прочнее, если бухгалтер сможет подтвердить ее на основании учетной политики.

Пример 1
Нередко проверяющие предъявляют претензии по поводу того, как учреждение классифицирует те или иные предметы: как основные средства или как материальные запасы. С введением в действие нового ОКОФ1 и новой редакции Постановления № 12, СГС «Основные средства»3 и СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»4 граница между этими двумя категориями нефинансовых активов стала совершенно размытой. Поэтому подобные претензии стали еще более беспочвенными.
В новых указаниях о сроках полезного использования нормативы для персональных компьютеров и компьютерной техники установлены с нарушением классификации ОКОФ (так указано в Постановлении № 1):

Машины офисные прочие

включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей

Нарушение состоит в том, что ни персональные компьютеры, ни периферийные устройства к ним, ни системы хранения данных не отнесены к «машинам офисным прочим – 330.28.23.23». Так указано в классификаторе ОКОФ:

ИНФОРМАЦИОННОЕ, КОМПЬЮТЕРНОЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ (ИКТ) ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютеры и периферийное оборудование

То есть согласно ОКОФ все информационное компьютерное оборудование отнесено к группе 320.26, а не к 330, как указано в Постановлении № 1.

Бухгалтер может использовать это нарушение как основание для того, чтобы самостоятельно определять срок полезного использования для таких предметов, как флеш-накопители. Установить решением комиссии их срок полезного использования в 12 месяцев ровно, классифицировать как материальные запасы.

Чтобы упростить общение с проверяющими по этому вопросу, необходимо зафиксировать такое решение в учетной политике учреждения.

Пример формулировки учетной политики

На основании анализа положений нормативно-правовых актов:

– в ОКОФ отсутствуют коды классификации для внешних переносных накопителей цифровой информации;
– в Постановлении № 1 отсутствуют указания о сроках полезного использования для переносных внешних носителей цифровой информации; отсутствуют указания о сроках полезного использования для какой-либо вычислительной техники – код ОКОФ 320.26.2;
– согласно пункту 35 СГС «Основные средства» при отсутствии нормативного срока полезного использования в Постановлении № 1 учреждение должно определять его самостоятельно; можно использовать сроки гарантии производителей/поставщиков.

Исходя из многолетней практики учреждения, не было фактов приобретения флеш-накопителей с гарантийным сроком более 12 месяцев.

На основании указанных норм законодательства в соответствии с настоящей учетной политикой флеш-накопители классифицированы как материальные запасы со сроком полезного использования 12 месяцев.

Опираясь на такое положение учетной политики, бухгалтеру будет проще отстаивать решение о приобретении флеш-накопителей по подстатье 346 КОСГУ и дальнейший учет как материальных запасов.
Споры и конфликты с проверяющими нередко возникают также по вопросам классификации разных видов работ в отношении нефинансовых активов: модернизация/дооборудование или ремонт? Причина таких споров в том, что в законодательстве нет и не может быть конкретных указаний по всем возможным видам работ по всем возможным видам НФА. Поэтому у проверяющих есть возможность объявить неправильным любое решение учреждения по вопросам классификации работ в отношении НФА. Застраховать себя от подобных необоснованных претензий в некоторой степени возможно, подробно описав в учетной политике различные ситуации работ в отношении НФА из многолетней практики самого учреждения.
Пример 2
Муниципальные образования в силу своих полномочий осуществляют расходы на содержание автомобильных дорог. При этом иногда возникает необходимость в установке недостающих элементов обустройства дорог: дорожных знаков, светофоров, ограждений. Проверяющие склонны классифицировать такие работы как модернизацию автодорог или как создание основных средств. Законодательство о дорожной деятельности однозначно классифицирует такие работы как содержание дорог. Чтобы снизить вероятность претензий со стороны проверяющих, учреждению можно включить в свою учетную политику соответствующие нормы.
Пример положения учетной политики
На основании анализа положений нормативно-правовых актов:
– согласно пункту 10.2.5 Порядка № 209н5 отсутствуют конкретные указания в отношении расходов на содержание автомобильных дорог;
– согласно пункту 45 Инструкции № 157н6 элементы обустройства автодорог – дорожные знаки, светофоры, ограждения, автобусные остановки – являются частью автодороги; следовательно, указанные элементы автодорог недопустимо признавать в учете как самостоятельные основные средства;
– согласно вводной части ОКОФ элементы обустройства автодорог – дорожные знаки, светофоры, ограждения, автобусные остановки – являются частью автодороги; следовательно, указанные объекты не могут быть классифицированы как основные фонды;
– согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автодорог – дорожные знаки, светофоры, ограждения, автобусные остановки – являются частью автодороги;
– согласно пункту 10 раздела IV приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» добавление отсутствующих элементов дороги и замена неисправных – это содержание дороги.
На основании указанных норм законодательства в соответствии с настоящей учетной политикой добавление отсутствующих и замена неисправных элементов обустройства автодорог – дорожных знаков, светофоров и светофорных объектов, автобусных остановок и остановочных павильонов, ограждений, тротуаров и пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, урн, скамеек – учреждение классифицирует как работы по содержанию автодорог. Указанные расходы учреждение классифицирует по КОСГУ 225, без последующего увеличения балансовой стоимости автодороги.

Также нередко встречаются ситуации, когда проверяющие просто игнорируют нормы законодательства, потому что не дают себе труда внимательно в них вчитываться. Предвидя такие случаи, уместно в учетной политике прямо цитировать законодательство.
Пример 3
Нередко проверяющие на территории учреждения обнаруживают какие-нибудь кусты или деревья и требуют принять их к учету, попутно обвиняя бухгалтера в искажении данных отчетности. Очевидно, что проверяющие проверяют некомпетентность: согласно пункту 45 Инструкции № 157н многолетние насаждения – это не просто любые деревья и кустарники на территории учреждения, а те, «чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета». Также, согласно вводной части ОКОФ, как объект основных фондов рассматривают «культивируемые биологические ресурсы», в том числе многолетние насаждения, «чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц».
Из этого прямое следствие: если учреждение не осуществляет контроль над ростом и восстановлением кустов или деревьев на своей территории, эти растения недопустимо классифицировать как основные средства группы «многолетние насаждения». Чтобы не излагать этот вывод проверяющим в устной форме, можно включить в учетную политику соответствующую норму.
Пример положения учетной политики

На основании анализа положений нормативно-правовых актов:
– согласно ОКОФ в состав основных фондов включены культивируемые многолетние насаждения, «чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц»; на учреждение не возложена ответственность за рост и восстановление каких-либо растений в пределах земельного участка, закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования;
– согласно пункту 45 Инструкции № 157н в состав объекта основных средств «многолетние насаждения» включают те растения, «чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета»; учреждение не осуществляет контроль за ростом и восстановлением каких-либо растений.
На основании указанных норм законодательства в соответствии с настоящей учетной политикой никакие посадки многолетних растений не подлежат признанию в учете учреждения в составе многолетних насаждений.
Имея в своей учетной политике такие положения, бухгалтер еще на этапе проверки может указать ревизору: да, мы знаем, что у нас посередине двора растет сосна, да, она не отражена в учете, и мы это делаем сознательно, потому что умеем читать нормативно-правовые акты, и даже в учетной политике написали: деревья и кустарники, которые мы не выращиваем, мы не отражаем в учете.

Строить взаимоотношения с другими подразделениями и сотрудниками учреждения

Главному бухгалтеру важно построить взаимодействие с другими подразделениями учреждения таким образом, чтобы своевременно получать точную информацию, необходимую для ведения учета. Для организации этого процесса взаимодействия служит порядок документооборота, который подлежит утверждению в составе учетной политики. В результате главный бухгалтер будет требовать сведения от других подразделений учреждения не от себя лично, а согласно графику документооборота, утвержденному руководителем.
На практике, к сожалению, руководители учреждений крайне редко при проверках «берут удар на себя», чаще наоборот, перекладывают вину на бухгалтера, который якобы не поставил руководителя в известность о проблемах.
Пример 1
Для отражения в учете расходов подотчетного лица бухгалтеру необходимы документы, подтверждающие расходы сотрудника. Конечно, ответственность за признание расходов подотчетного лица несет руководитель, который утверждает Авансовый отчет (ф. 0504505) сотрудника. Но лучше предотвратить проблемы до их возникновения. Например, в составе графика документооборота утвердить некий «Порядок предоставления подтверждающих документов о расходах подотчетного лица», описать требования к подтверждающим документам, предусмотреть ознакомление всех подотчетных лиц с этим «Порядком» под расписку. И уже дальше бухгалтер сможет не на словах предъявлять свои требования сотрудникам и руководителю, а ссылаясь на порядок документооборота.
Пример 2
Согласно новому СГС «Информация о связанных сторонах» в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760) бухгалтер обязан отразить информацию о «связанных сторонах» и операциях с ними. Для этого бухгалтеру надо будет получать соответствующую информацию от других сотрудников и подразделений. Если это требование не будет исполнено должным образом, ответственность будет нести главный бухгалтер. Никакой проверяющий не сделает скидку на то, что бухгалтеру эту информацию не дали. Поэтому бухгалтеру крайне важно предпринять все возможные меры, чтобы в графике документооборота было предусмотрено, кто из сотрудников (какое подразделение), в какие сроки, в какой форме должен представлять в бухгалтерию информацию о «связанных сторонах». График документооборота – это составляющая часть учетной политики.
Пример 3
Учреждение производит готовую продукцию для продажи. В учете необходимо отражать фактическую себестоимость готовой продукции. Если учреждение выпускает несколько видов продукции, надо будет рассчитывать себестоимость каждого вида готовой продукции. Для этого надо будет как минимум считать расход основного сырья на каждый вид продукции. Бухгалтерия сама продукцию не изготавливает. Значит, бухгалтерия должна получать от производственного подразделения точную и своевременную информацию не просто о том, сколько сырья израсходовано, но также и о конкретных видах готовой продукции (даже партиях, если это предусмотрено учетной политикой). Для решения этой задачи необходимо:
— соответствующим образом оформить первичные документы о расходовании сырья; возможно, надо будет доработать форму первичного документа, что требует отражения в учетной политике;
— соответствующим образом установить требования к документообороту между производственным подразделением и бухгалтерией.
Пример 4
Учреждение администрирует поступления сумм принудительного изъятия в доход бюджета. В самом учреждении начислением и взысканием штрафов занято отдельное подразделение. Значит, главному бухгалтеру необходимо организовать информационный обмен между этим подразделением и бухгалтерией:
— разработать форму первичного документа, который будет представлен в бухгалтерию; этот документ должен содержать следующую информацию: название и идентификация контрагента, основание для начисления задолженности (решение суда и т.д.), дата возникновения задолженности, предельная дата погашения задолженности (если установлена отсрочка), сумма задолженности; этот первичный документ надо будет описать в учетной политике;
— разработать регламент представления документов о задолженности: о возникновении задолженности, об изменении суммы задолженности, об изменении сроков уплаты задолженности, о прекращении взыскания задолженности; эти регламенты следует установить в графике документооборота;
— разработать регламент сверки расчетов между бухгалтерией и отделом, который администрирует начисление задолженности; этот регламент следует установить в графике документооборота.

Организовывать работу бухгалтерского подразделения

Учетная политика учреждения должна работать как внутренняя инструкция по ведению учета. Именно поэтому нет смысла тратить бумагу на то, чтобы дублировать в своей учетной политике инструкции и стандарты, которые уже есть. Именно поэтому в учетной политике главный бухгалтер должен записать для своих сотрудников подробные указания по тем вопросам, по которым в инструкциях и стандартах нет подробных указаний.
Есть большое количество вопросов по организации учета, которые крайне важны практически и при этом ни в каком законодательстве не записаны.
Пример
1. Медикаменты можно учитывать как минимум двумя способами:
— или в разрезе только номенклатуры + формы выпуска;
— или дополнительно в разрезе номенклатуры + формы выпуска + номера партии.
2. Расходование медикаментов в таблетках можно учесть одним из нескольких способов:
— или списывать упаковку таблеток при вскрытии, независимо от того, сколько таблеток израсходовано сразу при вскрытии;
— или списывать упаковку таблеток при полном расходовании;
— или списывать долями пропорционально количеству израсходованных таблеток, то есть при расходовании 3 таблеток из пачки в 10 таблеток списывать 0,3 единицы;
— или вести учет не по пачкам, а по штукам таблеток.
3. Учет моторного топлива можно вести одним из нескольких способов:
— по учреждению в целом без обособленного учета по автомобилям/водителям;
— в аналитике по водителям, раздельно по маркам бензина;
— в аналитике по водителям, без разделения по маркам бензина;
— в аналитике по автомобилям, раздельно по маркам бензина;
— в аналитике по автомобилям, без разделения по маркам бензина.
4. Учреждение обязано выбрать способ расчета цены при списании материальных запасов: или по усредненной цене, или по фактической цене единицы. Можно установить разный способ расчета для разных видов материальных запасов. Но чтобы реализовать выбранный способ расчета, надо:
— описать его в учетной политике;
— обеспечить отражение в учете поступления материальных запасов таким образом, чтобы потом можно было производить списание выбранным способом; например, если принято решение списывать продукты питания «по фактической цене единицы», надо каким-то образом разделить в учете картофель, приобретенный по 36 руб./кг, и картофель, приобретенный по 37 руб./кг; это можно сделать, например, прибавляя к наименованию продуктов питания при отражении в учетных регистрах цену: «Картофель (36)» и «Картофель (37)».
Чтобы требовать от сотрудников какого-то определенного способа учета, важно отразить этот способ учета в учетной политике. И затем знакомить сотрудников бухгалтерии с учетной политикой под расписку.

1Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов»

2постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Постановление № 1)

3федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н; далее – СГС «Основные средства»)

4федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017г. № 274н)

5Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н)

6Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция № 157н)