Задачи спортивного комплекса

Самоизоляция спровоцировала развитие двух противоположных тенденций — с одной стороны, спортивные клубы и секции на время закрыли, с другой — возрос спрос на физическую активность: и среди взрослых, и среди детей. При этом, по мнению экспертов, существует опасность, что люди не вернутся в спорт — по большей части из-за того, что отвыкли заниматься, выпали из режима.

И тут все зависит не только от вовлеченности тренеров, многие из которых проводили видеоуроки. Но и от того, в каком состоянии находится собственно спортивная инфраструктура — зачем идти куда-то, если дома тоже можно, при желании, получить нагрузку. Причем относится это не только к любителям, но и к будущим профессионалам.

На необходимость развивать детский спорт — особенно активно в условиях выхода из самоизоляции — указывал Президент Владимир Путин. Он поручил кабинету министров нацеливать региональные и муниципальные власти на развитие спорта и строительство инфраструктуры.

«Нужно этим заниматься постоянно. Держать это в поле зрения, в фокусе нашего внимания, не упускать из вида. И обращать на это внимание коллег на всех уровнях», — сказал глава государства на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам, назвав развитие спортивной инфраструктуры для детей одним из приоритетов работы.

Значительную роль в создание спортивной инфраструктуры играют общественные институты. В «Единой России» развитием этим вопросом занимаются в рамках партпроекта «Детский спорт». Задача партийного проекта — соединять запрос населения и возможности власти. В том числе, контролировать создание спортивной инфраструктуры — с момента формирования заявки до получения федерального финансирования и завершения работ.

Направлений много — от ремонта спортзалов в сельских школах (в 2020 году по всей стране в этом участвуют более 1 100 общеобразовательных организаций) до строительства крупных физкультурно-оздоровительных комплексов. То же касается и многофункциональных спортивных объектов открытого типа (ФОКОТов).

В Амурской области реализуются мероприятия по созданию условий для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности. В 2020 году эта работа будет проведена в спортивных объектах Архаринского, Белогорского, Благовещенского, Бурейского, Ивановского, Мазановского, Михайловского и Тындинского районов.

В общей сложности за два года (2019-2020) регионы получили из федерального бюджета порядка шести миллиардов рублей на все работы, которые курирует партпроект «Детский спорт» – тысячи жителей получили возможность заняться спортом в комфортных условиях и приобщить к этому детей. Этого, конечно, хватает не на все. Поэтому сейчас в партии собирают заявки на объекты 2021 года.

Характеристика КСК «Дом физкультуры» ОАО «Полоцк-Стекловолокно»

Культурно-спортивный комплекс «Дом физкультуры» ОАО «Полоцк-Стекловолокно» расположен в центре города Полоцка, является структурным подразделением ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

Адрес: Республика Беларусь, 211400, г. Полоцк, ул. Строительная, 30

Тел.: +375 (214) 41-55-51 Факс: +375 (214) 41-54-04

Его деятельность включает в себя организацию отдыха, проведение спортивных мероприятий для организаций, жителей города Полоцка и Новополоцка, а также гостей города, и различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья людей.

В культурно-спортивном комплексе проводятся 3 круглогодичные спартакиады среди работников ОАО «Полоцк-Стекловолокно», включающие 24 вида спорта, Дни здоровья с работниками предприятия, а также различные городские, областные, республиканские соревнования.

В Культурно-спортивном комплексе жители Полоцка и Новополоцка, а также гости города могут посетить секции по аэробике, атлетической гимнастике, мужскому и женскому волейболу, баскетболу, настольному теннису, плаванию, пляжному волейболу, спортивному ориентированию, йоге, аквааэробике, оздоровительному туризму.

В распоряжении посетителей:

— Бассейн длиной 25 метров (6 дорожек), оборудованный водопадами, гейзерами, гидромассажем для лечебных процедур. Для водоподготовки используется современное оборудование фирмы Astral Pool, Испания. Имеются также две ванны джакузи, две сауны: мужская и женская. В бассейне проходят занятия по аквааэробике, работают секции по обучению плаванию детей;

— Спортивно-игровой зал для занятий волейболом и баскетболом. В зале также работают секции по аэробике и йоге;

— Настольный теннис, бадминтон;

— Тренажерный зал.

Для желающих необычно и с пользой для здоровья провести праздничное мероприятие, отметить профессиональный или личный праздник, в бассейне организуются так называемые Дни здоровья (для организаций, семей либо компаний друзей). В этом случае комплекс услуг включает в себя: один час в спортивном зале, один час в бассейне (работают водопады, джакузи, сауна), чаепитие.

Для туристов, прибывающих в Полоцк и Новополоцк, в культурно-спортивном комплексе можно заказать обзорную экскурсию по Полоцку, поездку и проживание на базе отдыха на Суе, оздоровительную программу в бассейне. Комплекс услуг включает в себя предоставление транспорта и питания.

Структура и содержание работы КСК «Дом физкультуры» ОАО «Полоцк-Стекловолокно»

Основными задачами объектов спорта в КСК «Дом физкультуры»

— развитие массовой физической культуры и спорта, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для открытого акционерного общества «Полоцк-Стекловолокно»;

— пропаганда и формирования здорового образа жизни среди населения;

— активное использование средств массовой физической культуры для повышения производительности труда и укрепления здоровья;

— привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом работников ОАО «Полоцк-Стекловолокно»;

— проведение мероприятий по созданию позитивного имиджа открытого акционерного общества «Полоцк-Стекловолокно»;

— повышение заинтересованности руководителей в постоянном совершенствовании физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Участие населения в многоэтапных и разовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях рассматривается как одна из эффективных форм повышения ДА, улучшения и поддержания на достаточно высоком уровне функциональных показателей организма.

Периодическое участие в многоэтапных и разовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях оказывает стимулирующее воздействие на ведение здорового образа жизни, поиска резервов в ДА.

Организовываются и проводятся эти мероприятия методически правильно. Методика организации и проведения любого массового физкультурно-оздоровительного мероприятия начинается с определения предполагаемых физических нагрузок с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников. Все это учитывают при разработке положения (программы, сценария) того или иного мероприятия.

13.00.00 — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 796

Е.А. АЛДОШИНА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра физвоспитания, Орловский государственный аграрный университет E-mail: sport@orelsau.ru А.В. АЛДОШИН

кандидат педагогических наук, преподаватель, кафедра физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова E-mail: sport@orelsau.ru Л.И. ИВАНИНА

старший преподаватель, кафедра физвоспитания, Орловский государственный аграрный университет E-mail: sport@orelsau.ru

UDC 796 E.A. ALDOSHINA

Candidate of Pedagogics, Senior teacher, Department of the Physical education, Orel State Agrarian University

E-mail: sport@orelsau.ru A.V. ALDOSHIN

E-mail: sport@orelsau.ru L.I. IVANINA

Senior teacher, Department of the Physical education,

Orel State Agrarian University E-mail: sport@orelsau.ru

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ

MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPORTS INFRASTRUCTURE

В статье рассматривается государственно-частное предпринимательство как часть системы государственного устройства, а именно как инструмент экономического развития, достигаемого посредством максимизации преимуществ партнеров через сотрудничество, при котором идет процесс развития государства за счет продвижения инновационных разработок в сферу применения проектов ГЧП. При этом большую роль играет социальная направленность получаемых результатов, их общественная полезность. ГЧП включает гибкие механизмы формирования новых целей, мероприятий, сетевой обмен опытом между партнерами, более быструю и адекватную реакцию участников на технологические и управленческие изменения.

Ключевые слова: модернизация, объект, модель, спортивная инфраструктура, контракт.

Keywords: modernization, object, model, sports infrastructure, contract.

На современном этапе развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни современного человека, становятся все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, неотъемлемой частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнастикой, участие в спортивных соревнованиях. С большим размахом развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного

проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.

В Российской Федерации действуют более 250 тысяч объектов спорта, способных единовременно принять более 6 миллионов человек. При этом обеспеченность спортивными залами составляет около 58%, бассейнами — около 8%, плоскостными спортивными сооружениями — около 25%. Занимаются физической культурой и спортом менее 20% российского населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60% . В 2011-2013 годах количество спортивных объектов в стране начинает увеличиваться, а самое главное, что началась масштабная реконструкция сооружений, построенных еще в советское время. Показатели развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации в разрезе феде-

© Е.А. Алдошина, А.В. Алдошин, Л.И. Иванина © E.A. Aldoshina, A.V. Aldoshin, L.I. Ivanina

Таблица 1.

Показатели развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации в разрезе Федеральных округов за 2013 год

Субъект РФ Всего Стадионы Плоскостные сооружения Залы Бассейны Численность занимающихся Финансирование ФКиС на 1 руб. жителя (руб.)

Центральный федеральный округ 60628 519 33744 16156 1264 7796574 1179,16

Северо-западный федеральный округ 20865 105 8498 6634 452 2533814 1487,65

Южный федеральный округ 24930 185 14842 5944 329 3475040 1117,11

Северо -кавказский федеральный округ 11581 95 6831 3513 107 1278422 982,09

Приволжский федеральный округ 60855 413 31735 18240 981 6683034 1362,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уральский федеральный округ 23657 159 10901 7410 581 2610467 2977,24

Сибирский федеральный округ 39269 326 21039 12575 568 3837107 1391,29

Дальневосточный федеральный округ 12142 104 6012 3812 185 1224696 1968,68

Российская Федерация 253927 1906 133602 74284 4467 29439154 1443,42

ральных округов за 2013 год представлено в таблице 1.

Несмотря на положительную динамику развития спортивной инфраструктуры, одновременно с этим, спортивных сооружений для занятий некоторыми видами спорта явно недостаточно. Увеличение объемов строительства спортивных сооружений не успевает за ростом спроса на спортивные услуги: как результат — загруженные площадки, высокие цены и низкий уровень комфорта для посетителей. Эта тенденция, несмотря на увеличения объемов строительства спортивных объектов, не изменилась в 2013 году и, очевидно, сохранится в ближайшей перспективе, поскольку темпы строительства новых объектов и модернизации старых недостаточно для удовлетворения потребностей государства.

Если говорить про большинство российских регионов, то следует отметить недостаток плавательных бассейнов и открытых плоскостных сооружений, предназначенных для проведения занятий по лёгкой атлетике и лыжным гонкам. Плавание — основной вид спорта, предназначенный для оздоровления, а лёгкая атлетика и лыжные гонки — наиболее популярные и востребованные, наименее затратные виды спорта.

Эксплуатация спортивных объектов не приносит значительных доходов, поскольку они, как правило, входят в состав крупных многофункциональных комплексов. Для коммерческих организаций экономически выгодно строить лишь объекты, сочетающие в себе спортивную и развлекательную составляющую (спортивно-концертные комплексы, аквапарки и т.д.) . Кроме того, застройщикам приходится возводить спортивную инфраструктуру при комплексном освоении территорий, так как обычно подобное условие ставится местными властями при выделении земельных участков. В остальном, подавляющее большинство

спортивных сооружений возводится в рамках социального заказа на средства бюджетов различных уровней.

Кроме вышеизложенного, заслуживают внимания факты, когда современные спортивные сооружения не удовлетворяют требованиям спортивных регламентов, и, как следствие, спортивные команды лишаются участия в спортивных соревнованиях высокого уровня. Так, 29 января 2013 года стало известно о ЧП, которое произошло в открывшемся ледовом дворце «Лада-Арена» г. Тольятти. Как пишет «Советский спорт», в одной из стен дворца по непонятным причинам образовалась трещина по всей высоте шириной 3-4 сантиметра. Источник также резюмирует, что в случае, если комиссия решит закрыть «Ладу-Арену» на серьезный ремонт, то Тольятти вполне может остаться без континентальной хоккейной лиги (КХЛ) «по техническим причинам» . Согласно ст. 1, п. 1 и 2 регламента КФЛ (сезоны 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014), к участию в Чемпионате допускаются команды Клубов, спортсооружения для проведения «домашних» матчей которых удовлетворяют требованиям Регламента. Спортсооружения, предназначенные для проведения матчей Чемпионата, должны быть приняты в эксплуатацию государственной комиссией до даты начала Чемпионата, иметь разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и соответствовать требованиям Правил игры в хоккей . По сведениям местной прессы г. Тольятти, новый и долгожданный ледовый дворец вместимостью 6500 зрителей открылся в Тольятти летом 2012 года. Именно отсутствие в городе дворца большой вместимости стало причиной того, что «Лада» не могла продолжать выступления в КХЛ .

Наряду с существующими проблемами, государство все же обеспечивает поддержку физической культуры и спорта на всех уровнях государственного бюдже-

та — от федерального до муниципального. Однако для своевременной модернизации спортивной инфраструктуры только лишь государственных мер недостаточно. Основной проблемой здесь является нехватка бюджетного финансирования строительства новых спортивных объектов: стадионов, спортивных площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также модернизации существующих, построенных еще в советское время. По сути, государство просто «не успевает» за растущими потребностями общества, и спорт здесь не исключение. В этой ситуации для реализации социально значимых задач государство привлекает бизнес на основе сложившейся в мире практике государственно-частного партнерства. Механизмы российского государственно-частного партнерства пока еще молоды и находятся на стадии развития. Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом английского термина «public-private partnership» (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии. Во Франции такой опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован еще в 1552 году при постройке канала по концессионному принципу. В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд. фунтов стерлингов, а в течение следующих трех лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. фунтов стерлингов. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны .

Что касается российского опыта, то в отечественной научной литературе базовым выступает определение В. Г. Варнавского, согласно которому государственно-частное партнерство — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом (организационный аспект) в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР .

Большинство авторов, изучающих ГЧП (М.В. Виллисов , М. Дерябина , В. Лихачев ), модифицируют и/или дополняют это определение. Есть и другой подход, в рамках которого авторы склонны относить к ГЧП любые формы взаимодействия бизнеса и государства, в том числе: социальную ответственность бизнеса, благотворительность, субсидии частному бизнесу и любые формы поддержки бизнеса. Что, на наш взгляд, недопустимо. При таком подходе теряются такие важные признаки партнерства, как добровольность и равноправие.

С нашей точки зрения, наиболее широкий и глубокий смысл имеет концепция, в которой ГЧП рассматривается как часть системы государственного устройства, а именно как инструмент экономического развития, до-

стигаемого посредством максимизации преимуществ партнеров через сотрудничество, при котором идет процесс развития государства за счет продвижения инновационных разработок в сферу применения проектов ГЧП. При этом большую роль играет социальная направленность получаемых результатов, их общественная полезность. ГЧП включает гибкие механизмы формирования новых целей, мероприятий, сетевой обмен опытом между партнерами, более быструю и адекватную реакцию участников на технологические и управленческие изменения. Так, развитие института ГЧП в спорте может привлечь значительные внебюджетные средства как на строительство и реконструкцию спортивных объектов, так и на проведение спортивных мероприятий, развитие отдельных видов спорта и спортивной отрасли в целом. Основным признаком государственно-частного партнерства является участие и бизнеса, и государства в публично-частной кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости . В свою очередь, процесс создания этой добавленной стоимости в значительной степени ориентируется на степень перераспределения задач и рисков между государственным (публичным) и частным партнерами. При этом каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может обеспечить с лучшим качеством и эффективностью, что и составляет синергетический потенциал партнерства.

Если сравнить опыт экономически развитых стран с российским в области реализации девелоперских проектов, здесь уместно выделить следующие тенденции.

1. В экономически развитых странах при изучении вопросов девелопмента на первый план выходят: развитие новых направлений девелопмента недвижимости; применение новых технологий в проектировании и строительстве; совершенствование процессов девелопмента с целью улучшения окружающей среды проживания и жизнедеятельности человека с учетом экологического, социального и иных аспектов; совершенствование схем финансирования и защиты заинтересованных участников девелопмента и т.д.

В России круг актуальных вопросов развития девелоперской деятельности несколько иной: совершенствование законодательной базы; снижение бюрократизации и зависимости девелопмента от властных структур; поиск источников привлечения необходимых финансовых ресурсов; улучшение качества и порядка работы российских подрядчиков; стабилизация и повышение привлекательности рынка недвижимости для отечественных и иностранных инвесторов.

2. Кроме того, в настоящее время в России существует целый ряд специалистов, нуждающихся в оперативном и объективном освещении событий на российском рынке спортивных сооружений:

— специалисты отделов маркетинга и менеджмент девелоперских компаний;

— специалисты компаний, осуществляющих поставку спортивного оборудования;

— специалисты компаний, осуществляющих по-

ставку продукции и / или услуг для строительства гражданских объектов.

Схема ГЧП в российской индустрии спорта имеет большой потенциал развития. Государству нужно максимально задействовать все возможные сферы частного бизнеса для поддержки спорта, прежде всего те, которые на спорте делают свою прибыль. Также нужно законодательно предусмотреть специальные отчисления на спорт со стороны лотерей, букмекеров, тотализаторов, спорт-баров. Не следует забывать про интеллектуально-коммерческие игры, прежде всего спортивный покер, который в 2009 году был выведен из реестра спорта и сейчас в законодательном плане не урегулирован. Но фактически индустрия спортивного покера существует, и после ее цивилизованного урегулирования в игровом законодательстве по аналогии, например с Францией, Германией, Италией, Испанией и другими странами, она сможет наряду с другими сферами принести большие инвестиции в развитие спортивного движения в России.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что в отличие от большинства зарубежных государств, в России государственно-частное партнерство, в том число в области спорта, все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Поэтому, в отличие от европейских стран, где хорошо развиты механизмы государственно-частного партнерства, в том числе и спортивной сфере, в России масштабные спортивные девелоперские проекты на данный момент имеет незначительное количество.

Например, правительство Нижегородской области заключило три концессионных соглашения на 10 лет, в рамках которых частный партнер должен профинансировать, построить, оснастить оборудованием и эксплуатировать три физкультурно-оздоровительных комплекса в регионе. В Калининграде построен спортивный комплекс, включающий универсальный спортзал, бассейн и ледовую арену. Реализация проекта обошлась в 363 млн. рублей, из которых 51% составляют бюджетные инвестиции, а 49% — частные. При реализации проекта также был применен механизм концессионного соглашения . В стадии завершения находится строительство бассейна в поселке Саган-Нур в Бурятии. Этот проект реализуется по схеме контракта жизненного цикла (КЖЦ). Эта форма ГЧП подтвердила свою эффективность за рубежом, в частности в Великобритании, Португалии и Голландии, теперь она применяется и в России. Бассейн будет введен в эксплуатацию уже этим летом. Стоимость строительства составила 54 млн. рублей — область и частный партнер поделили финансовое участие поровну . Реализуются два проекта по строительству ледовых дворцов в Чувашской Республике и Ульяновской области. Ульяновский объект будет построен на месте старого спорткомплекса «Торпедо». Общая стоимость работ составит около 1,3 млрд. рублей. Соглашение будет действовать в течение 10 лет с момента сдачи спорткомплекса в эксплуатацию. А вот Ледовый дворец в Чебоксарах обещает стать самым крупным совре-

менным спортивным сооружением в Чувашии. На его строительство запланировано потратить более 1,2 млрд. рублей, из которых 600 млн. составляют частные инвестиции . Заслуживает внимания проект в Онежском муниципальном районе Архангельской области, где строится лыжно-биатлонный комплекс «Онега» стоимостью 490 млн. рублей. Власти региона и инвестор планируют, что первые посетители в комплексе будут уже в 2013 году. Есть «спортивные» проекты на основе ГЧП и в столице: в скором времени будет возобновлено строительство нового стадиона ЦСКА в Москве. Объект был запущен в 2007 году, однако вскоре строительство приостановили по причине недостаточного финансирования. В апреле 2012 года было объявлено, что завершение строительства нового спортивного объекта будет вестись с участием средств Внешэкономбанка, объем кредита составит 14 млрд. рублей. Однако данных о сроках реализации проекта и его окончательной стоимости пока нет .

В целом, динамика реализованных и находящихся в стадии реализации ГЧП-проектов в сфере физкультуры и спорта представлена на рисунке 1.

2009г. 2010г 2011г. 2012г. 2013г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Количество реализованных и находящихся в стадии реализации ГЧП-проектов в сфере физкультуры и спорта в России .

Представленный выше обзор реализуемых проектов в спортивной инфраструктуре свидетельствует, что в России есть значительные перспективы для применения механизмов ГЧП в спорте.

Но для ускорения данного процесса необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Несомненную пользу принесет расширение применения новых схем ГЧП, в частности контрактов жизненного цикла. Стоит ожидать значительного роста количества спортивных объектов, построенных с использованием механизмов ГЧП в свете предстоящих чемпионатов мира по хоккею и футболу, которые пройдут в России в 2016 и 2018 годах.

Вместе с этим стоит отметить, что в России применение ГЧП-механизмов пока сводится к строительству, модернизации и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. Широкое распространение при реализации ГЧП-проектов в спорте получила схема концессионного соглашения, которая применялась почти во всех реализованных на данный момент проектах. Наиболее богатый опыт привлечения частных денег в создание спортивной инфраструктуры наработан в Нижегородской области. Три физкультурно-оздоровительных комплекса в

Павловском, Лукояновском и Краснобаковском районах построены в рамках концессионных соглашений между Нижегородской областью и компанией «Волга — Спорт». Соглашения были заключены в октябре 2010 года. Стоимость каждого ФОКа составила около 500 млн. рублей. Их строительство продолжалось около года. Соглашения были подписаны сроком на 10 лет, по истечении которых объекты будут переданы области, а до этого момента хозяйственную деятельность на них будет осуществлять частный партнер.

В целом, в России государственно-частное партнерство, в том числе и в спортивной девелоперской сфере, идет по пути изучения передового мирового опыта. Поскольку отечественные механизмы и инструменты государственно-частного партнерства развиваются относительно недавно, доля ответственности бизнеса в спорте в этой части пока несущественна.

Одна из причин медленного развития механизмов ГЧП в индустрии российского спорта — фрагментарность отечественного законодательства в этой сфере. Законодательство о государственных закупках плохо адаптировано под ГЧП. Стороны партнерства ограничены в возможности реализовывать проекты с применением различных схем ГЧП, отработанных в практике зарубежных стран. Бизнесу нужны реальные гарантии возвратности вложенных инвестиций. Для частных инвесторов также важно наличие дополнительных преференций, льгот, субсидий, иных видов господдержки, стимулирующих к применению и реализации ГЧП-проектов в спорте. Так, например, государственные власти рассчитывают на то, что предстоящий Чемпионат мира по футболу-2018 повысит инвестиционную привлекательность российских регионов. Но для этого, прежде всего, необходима адекватная и прозрачная нормативная правовая база. В России в отличие, например, от Греции не существует титульного закона о ГЧП, который бы комплексно регламентировал различные формы и модели ГЧП. Нужно активизировать работу по совершенствованию и гармонизации всего массива законодательства, регламентирующего правоотношения ГЧП, в том числе определяющего механизмы госгарантий и господдержки применительно к реализации проектов ГЧП. В Общественной палате РФ уже прошел федеральную экспертизу проект ФЗ об организации и проведении ЧМ по футболу-2018. Но, к сожалению, пока из законопроекта абсолютно непонятно, как будет происходить финансирование строительства и реконструкции стадионов и других объектов, которые имеют отношение к Чемпионату Мира-2018. В частности, не ясно, как и в какой пропорции будут распределяться средства из федерального бюджета, а также субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Непонятен и правовой механизм привлечения частных инвесторов к строительству и реконструкции спортсооружений и социальной инфраструктуры, неизвестно, будут ли им предоставляться государственные гарантии или льготные кредитные линии. Не урегулирована также ответственность государства и инвесторов за невыполнение

взятых обязательств.

В связи с этим, в целях развития спортивной инфраструктуры в рамках ГЧП необходимо создать единый отраслевой управляющий государственный орган в сфере девелоперского бизнеса. Главной задачей данного центра является создание необходимой инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки девелоперского предпринимательства. Опираясь на такой опыт, в рамках ГЧП в сфере развития спортивной инфраструктуры в России необходимо организовать функционирование подобного государственного органа, который бы регулировал следующие вопросы:

— создание национальной сети агентств по всесторонней поддержке структур в области спортивного девелопмента;

— организацию конференций по обмену опытом наиболее успешных девелоперских фирм в области спортивных сооружений, с участием различных стран и международных организаций;

— проведение международных выставок и др.;

— проведение курсов обучения для предпринимателей с участием отечественных зарубежных преподавателей;

— консультационная и информационная поддержка девелоперского бизнеса в сфере развития спортивной инфраструктуры.

В рамках ГЧП особая и не менее важная роль государственного участия должна отводиться вопросам правового регулирования процессов, которые происходят в консультационной деятельности при реализации спортивного девелоперского проекта. Здесь следует отметить, что в настоящий момент в России не существует законодательного регулирования консалтинговой деятельности, и это создает некоторые сложности как для самого консалтингового бизнеса, так и для его потенциальных клиентов. Бизнес страдает от проникновения в его среду неквалифицированных людей, фирм-однодневок, и клиентам непросто ориентироваться в море предложений и заманчивых перспектив. В связи с этим, необходимо объединение профессиональных национальных консалтинговых институтов, в частности региональных девелоперских консультационных центров, где особое внимание со стороны государства должно быть направлено на повышение квалификации консультантов (сертификации, лицензировании, соответствующем реестре) в области спортивного девелоперского бизнеса.

Развитие спортивной инфраструктуры на основе ГЧП должна сопровождаться созданием эффективной правовой базы с подготовкой и принятием соответствующих законодательных актов, призванных восполнить существующие пробелы в правовом механизме функционирования девелоперского бизнеса. Успешное решение названных взаимосвязанных проблем законодательного регулирования девелоперской деятельности, в частности в области развития спортивной инфраструк-

туры, возможно только путем принятия специального федерального закона о девелопменте, а также закона о государственно-частном партнерстве. Таким образом, в результате реализации представленной выше модели управления спортивными девелоперскими проектами участники в лице бизнеса и государства в рамках государственно-частного партнерства получат следующие преимущества:

Национальная экономика получает несколько полезных эффектов, таких как:

— снижение государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортивных программ

федерального и местного уровня;

— развитие социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой население становится более здоровым,

— создание новых рабочих мест;

— увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет развития спортивной отрасли.

— частные бизнес (девелоперская компания в области развития спортивной инфраструктуры): диалог с властью, повышение прибыли, новые возможности для развития бизнеса, рост имиджа компании.

Библиографический список (References)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Galkin V.V Economy of sports and sports business / Galkin, V.V. M.:KNORUS, 2012. P. 288.

7. DerjabinaМ. Public-private partnership: theory and practice / М. //Derjabina. Economy questions. — 2012., number, 2 P. 70.

Проект «Спорт доступный всем».

Актуальность проекта. Здоровье – это бесценный дар, без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. В последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем, связанных с обеспечением массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой. Что является составляющей частью здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Проект «Спорт, доступный всем» включает в себя комплекс мероприятий по развитию физической культуры среди населения поселка Волот. Цель: Привлечение молодёжи, жителей поселка к физической культуре и здоровому образу жизни в доступной для всех форме. Задачи: • Создать условия для эффективной деятельности интересного и полноценного досуга детей и подростков, молодежи путем устройства спортивной площадки, обеспечения информационно-методическими материалами; • Создать спортивную среду для жителей поселка; • Формировать у детей и подростков потребность в систематических занятиях спортом, подъем массовости занятий физической культурой среди школьников; • Способствовать повышению двигательной активности и укреплению здоровья жителей, формировать их физическую культуру, как элемент здорового образа жизни; • Развивать творческий потенциал детей и подростков, совершенствовать духовные (интеллектуальные, нравственные, эстетические) качества подрастающего поколения; Дворовые и школьные спортплощадки привлекают к занятиям физкультурой и спортом людей любого возраста.

Вовлекает детей и подростков в массовый спорт, способствует пропаганде здорового образа жизни и является действенной формой профилактики безнадзорности, вредных привычек в молодежной среде. Данный проект предполагает создание около стадиона спортивные мероприятия, где установлены уличные тренажеры, предназначенные для занятий спортом разных возрастных групп. И запланирована укладка на стадионе бегового покрытия. Что сделает более эффективными тренировки и привлечет к занятиям бегом население. Установка, оформление информационных стендов (стационарного и обновляющегося), что повысит уровень информированности населения по вопросам физической культуры и здорового образа жизни. Спортивная площадка, может привлекать к занятиям физической культурой и спортом не только детей, но и их родителей, жителей поселка Волот,

Разработка и реализация социального проекта «Спорт доступный всем», на наш взгляд, способствует пропаганде здорового образа жизни, популяризации семейных занятий спортом. Этапы проекта: Подготовительный этап — формирование организационной группы проекта (планирование совместных мероприятий) — реклама проекта — привлечение СМИ — разработка сценариев мероприятий

Основной этап — организация спортивной площадки

— организация специализированного бегового покрытия стадиона

Открытие комплекса провести в виде праздника: • презентация проекта «Спорт для всех»

• презентация спортивной площадки

• соревнования по лёгкой атлетике среди учащихся Волотовской средней школы; • информация о секциях района • о тренажерах

• примеры программ тренировок — проведение праздника «День Метателя» — проведение праздника «День Прыгуна» Заключительный этап — подведение итогов, сбор отзывов — создание фотопрезентации — публикации о проекте в СМИ Учитывая вышеизложенное, реализация проекта позволит: — существенно увеличить количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт, что является важным средством формирования привычки здорового образа жизни; — создаст реальную возможность для отбора талантливых детей и подростков в учреждения спортивной направленности; — способствует внедрению разнообразных форм и увеличению количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков; — повысит уровень информированности различных категорий населения по вопросам физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

Участники проекта:

Сфера деятельности участников:

  • Школьники
  • Спортсмены (любители)
  • Предприниматели
  • Служащие
  • Рабочие
  • Безработные

экономические науки

Бобровский Евгений Анатольевич РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ …

УДК 332.1:330.322.3

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ

МАССОВОГО СПОРТА

© 2018

Бобровский Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры физической культуры

Аннотация. В статье анализируется строительство спортивных объектов в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) по направлению «Массовый спорт» и с использованием средств Федерального бюджета на строительство в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). В исследовании представлены результаты этой программы, в рамках которой было построено и введено в эксплуатацию 710 спортивных объектов в рамках ФЦП и 72 спортивных объекта в рамках ФАИП. Лидером по количеству созданных объектов был определен Приволжский федеральный округ, минимальное количество спортивных объектов получил Уральский федеральный округ. В статье рассмотрена структура созданных спортивных объектов, позволившая сделать вывод, что наиболее сбалансированный состав этих объектов в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе, в остальных федеральных округах наблюдается концентрация на возведении универсальных залов. Также было установлено, что существуют диспропорции в распределении плавательных бассейнов и ледовых катков — в Центральном, северо-Западном и Сибирском федеральных округах данных объектов в разы больше, чем в других. Для устранения значительной дифференциации предложено проводить анализ распределения населения по занятиям определенными видами спорта по регионам и поддерживать наиболее слабо развитые путем привлечения частных инвестиций для строительства спортивных объектов.

Ключевые слова: массовый спорт, федеральные округа, спортивная инфраструктура, инвестиции.

SPORTS INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT TO MASS SPORTS ACTIVATIONS

© 2018

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich, lecturer of the department of physical culture

Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: bobrovsky.eugeny2017@yandex.ru)

Keywords: mass sports, federal districts, sports infrastructure, investment.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие массового спорта — одно из ключевых направлений реформирования отрасли физической культуры и спорта в Российской Федерации, которое продолжается на протяжении последних десяти с лишним лет. Необходимость проведения реформ была обоснована несколькими факторами: населению страны, особенно подрастающему поколению, требовался вектор развития для осознания своей национальной целостности, которая в условиях влияния западного мира разрушалось в России с начала 1990-х годов; необходимость в повышении уровня показателей здоровья граждан страны; необходимость обеспечения досуга в молодежной среде для профилактики и борьбы с наркоманией и ростом преступности; поиск и обновление кадров для развития профессионального спорта; а также формирование положительного образа России на мировой арене посредством выступления российских спортсменов и наличием возможностей в России для организации и проведения международных соревнований. Ввиду того, что большая часть материальной спортивной базы была либо разрушена, либо сильно запущена, для развития массового спорта необходимо было создать достаточное количество спортивных объектов, способных обеспечить доступность занятий спортом для граждан страны. В связи с этим была принята и реализована Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» , получившая по окончании временного срока продолжение , направленное

на закрепление полученных результатов и повышение эффективности использования созданных спортивных объектов и дальнейшее увеличение доли населения, систематически занимающегося спортом. Необходимо проанализировать количественные изменения и выявить различия в обеспеченности новыми спортивными объектами по федеральным округам Российской Федерации, чтобы оценить, насколько граждане различных федеральных округов обеспечены спортивными объектами и имеются ли значительные различия в структуре распределения спортивных объектов по округам.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. О том, что на прирост доли населения, систематически занимающегося спортом, напрямую влияет обеспеченность граждан объектами спортивной инфраструктуры отмечено в ряде наших и других исследований . Вместе с этим поднимается проблема дифференциации распределения числа спортивных объектов по территории Российской Федерации , что не может не отразиться на состоянии развития массового спорта в регионах . В последние годы ведется активная пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом через средства массовой информации и популяризацию фитнес-индустрии . Созданные в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» спортивные объекты , строительство которых было на-

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich SPORTS INFRASTRUCTURE .

economic sceinces

правлено на обеспечение отрасли физической культуры не только спортивными объектами для занятий спортом широких слоев населения, но и для проведения официальных спортивных мероприятий и подготовки профессиональных спортсменов. Для того чтобы обеспечить дальнейшее эффективное использование спортивных объектов необходимо совершенствовать систему спортивного менеджмента и работать над привлечением населения в систематическом занятии спортом, формируя потребность в физических нагрузках с детства, а также повышать доступность современных спортивных объектов для занятий дорогостоящими с точки зрения покупки обмундирования видами спорта для детей .

Формирование целей статьи (постановка задания). Оценить спортивную инфраструктуру, созданную в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (ФЦП) по направлению «Массовый спорт», в том числе количество построенных объектов за счет непрограммной части адресной инвестиционной программы в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Цель данного анализа в выявлении наиболее обеспеченных в рамках ФЦП федеральных округов с наибольшим потенциалом для развития массового спорта.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Создание спортивных объектов в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 гг.» (ФЦП) по направлению «Массовый спорт» производилось с использованием целевых инвестиционных средств Федерального бюджета и с использованием средств Федерального бюджета, направленных на строительство в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Всего в рамках ФЦП было построено 710 спортивных объектов в 82 субъектах федерации, в рамках ФАИП было создано 72 спортивных объекта в 38 субъектах федерации .

ной базы. СФО получил в распоряжение 98 спортивных объектов. Все три федеральных округа изначально можно причислить к хорошо обеспеченным спортивной инфраструктурой территориальным единицам, на территории которые расположены крупные промышленно развитые, густонаселенные, финансово обеспеченные области, что выступает компенсирующим фактором при содержании спортивных объектов, например, в холодное время года, позволяя не снижать эффективность от их использования.

Порядка 50-60 спортивных объектов было построено в каждом из следующих федеральных округов: СЗФО, СКФО, ЮФО и ДФО. Минимальное количество спортивных объектов было создано в УФО — всего 30 единиц, что в 8,5 меньше, чем у лидера. Такая ситуация вполне объяснима тем, что в состав УФО входит всего 6 субъектов федерации, 2 из которых имеют обширную территорию и слабую заселенность, а также суровые природно-климатические условия, ввиду которых нецелесообразно строительство большого количества открытых объектов, которые в холодное время года не смогут эксплуатироваться, что отразится на эффективности их использования.

Поскольку строительство спортивных объектов было распределено пропорционально к имеющимся объектам материальной базы в федеральных округах, рассмотрим качественный состав созданной спортивной инфраструктуры в рамках ФЦП по направлению «Массовый спорт».

Рисунок 1 — Количество спортивных объектов, построенных в рамках ФЦП и ФАИП

Максимальное количество спортивных объектов было построено в ПФО — всего 255 единиц (рисунок 1). ЦФО, несмотря на относительно высокую обеспеченность спортивными объектами, получил еще 169 единиц новых спортивных объектов, что говорит о прогрессивном развитии массового спорта в федеральном округе и необходимости в наращивании спортивной материаль-

Рисунок 2 — Виды спортивных объектов, построенных в рамках ФЦП по направлению «Массовый спорт»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках ФЦП по направлению массовый спорт были построены следующие виды спортивных объектов: универсальные залы, плавательные бассейны, ледовые катки, плоскостные сооружения, многофункциональные комплексы и специальные сооружения (рисунок 2). Наиболее сбалансировано выглядит структура спортивных объектов в ЦФО и СЗФО, где нет значительных перекосов. Близок к пропорциональному составу и СФО, кроме дисбаланса в сторону универсальных залов, остальные категории спортивных объектов заполнены примерно в равных количествах. Наглядно значительный дисбаланс в сторону универсальных залов наблюдается в СКФО, что, в свою очередь, объясняется, возможно, территориальным строением федерального округа — наименьшего по площади с гористым рельефом, не позволяющим разместить большое количество ледовых катков, плавательных бассейнов и специальных сооружений. Стоит отметить, что универсальных залов во всех федеральных округах построили гораздо больше, чем остальных спортивных объектов, в том числе и в структуре ПФО — лидера по количеству созданных спортивных объектов. Дифференциация в распределении ле-

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

экономические науки

Бобровский Евгений Анатольевич РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ …

довых катков и плавательных бассейнов, как наиболее сложных и дорогостоящих в эксплуатации, показывает, что в ЮФО (где не построили ни одного ледового катка), СКФО, УФО и ДФО либо низка потребность в данных объектах, либо существуют сложности в эксплуатации или содержании данных объектов, возложенном на местные бюджеты.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе исследования спортивной инфраструктуры, созданной в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 гг.» (ФЦП) по направлению «Массовый спорт» было установлено, что было построено 710 спортивных объектов за счет федеральных средств в рамках ФЦП и 72 спортивных объекта в рамках, так называемой, непрограммной части — Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Распределение числа новых спортивных объектов происходило по принципу

— где изначально было больше спортивных объектов, те федеральные округа и получили наибольшее число новых единиц. Лидером по количеству созданных спортивных объектов является Приволжский федеральный округ, также в тройку лидеров вошли Центральный и Сибирский федеральный округа. Минимальное число спортивных объектов получил Уральский федеральный округ, что нетипично для традиционного распределения инвестиционных потоков в российской экономике, т.к. обычно меньше остальных получает Дальневосточный федеральный округ, как наименее населенный со сложными климатическими условиями субъект Российской Федерации.

В структуре спортивных объектов наиболее сбалансированный состав имеют Центральный и СевероЗападный федеральный округ, к ним же можно причислить и Сибирский федеральный округ. Максимальный дисбаланс в сторону универсальных залов наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, что является тенденцией для всех федеральных округов. Таким образом, мнение о диспропорциях в распределении спортивных объектов, влияющих на возможности населения приобщаться к систематическим занятиям спортом, подтверждается результатами нашего исследования.

Безусловно, в рамках действия Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» были достигнуты хорошие результаты в развитии физической культуры и спорта. Ключевым показателем является увеличение доли населения, систематически занимающегося спортом, которое установилось по стране на уровне порядка 30%. Для закрепления полученных результатов, увеличения числа граждан, систематически занимающихся спортом, необходимо продолжать активную пропаганду здорового образа жизни и занятий спортом, осуществлять государственный контроль за использованием спортивных объектов, чтобы не снижалась эффективность их использования и исключилось нецелевое или сугубо коммерческое использование указанных объектов. Для устранения территориальной дифференциации в распределении спортивных объектов, необходимо учитывать специфику распределения видов спорта по регионам и усиливать слабо развитые направления, привлекая частные инвестиции для строительства спортивных объектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральные целевые программы России. Официальный сайт. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.»

— Режим доступа:http:/fep.ecommy.gov.m/cgi-Ыn/tis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2006/191/ (дата обращения 01.02.2018 г.).

2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на

6. Дорохова В.А. Исследование уровня влияния факторов на динамику численности, занимающихся физической культурой и спортом // Региональный вестник.

2016. № 2 (3). С. 19-20.

7. Юманова Ю.В. Географическая оценка обеспеченности регионов России спортивными сооружениями // В сборнике Науки о земле: от теории к практике (Арчиковские чтения-2017). 2017. С. 211-215.

9. Кузнецова Е.В., Шутов Р.В. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи // В сборнике: социально-экономические аспекты развития современного общества. 2014. С. 132137.

10. Овчинникова В.В., Медведкова Н.И. Массовая физическая культура как начальный этап подготовки к спорту высших достижений // В сборнике Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе. 2015. С. 134-136.

2017. № 1. С. 15-19.

13. Додонов М.И., Евграфов И.Е. Реклама как метод пропаганды физической культуры и спорта // В сборнике Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. 2016. С. 127-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich SPORTS INFRASTRUCTURE ..

economic sceinces

22. Добронравова О.В., Паньков А.В. Спорт — это жизнь! // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 177-180.

24. Аристова Л.В. Качество и конкурентоспособность: стратегии и приоритеты повышения эффективности управления спортивными объектами // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 4. С. 10-12.

26. Волков Р.В. Процессно-ориентированное планирование при управлении объектами спортивной инфраструктуры как инструмент достижения динамического равновесия // Недвижимость: экономика, управление. 2016. №3. С. 71-75.