Заработная плата иностранных работников

В штате иностранные работники: шпаргалка для бухгалтера

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

­НДФЛ

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Пример 1

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Пример 2

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. .

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

Можно ли выплачивать заработную плату наличными денежными средствами иностранным гражданам, имеющим вид на жительство в РФ или временно пребывающим или временно проживающим в РФ (Киргизия, Казахстан, Беларусь)?

19 декабря 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранным работникам, имеющим вид на жительство в РФ, заработная плата может выдаваться через кассу без ограничений. Возможность выдачи зарплаты наличными иностранцам, временно пребывающим или временно проживающим в РФ, прямо не ограничена трудовым законодательством, однако во избежание разногласий с контролирующими органами мы бы рекомендовали работодателю все-таки производить указанные расчеты безналичным способом.

Обоснование позиции:
Согласно части первой ст. 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ такие отношения регулируются иностранным правом. Соответственно, если трудовой договор с иностранцем заключен по российскому трудовому законодательству, порядок выплаты ему заработной платы регулируется ст. 136 ТК РФ, которая, в частности, устанавливает, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем при реализации этой нормы в отношении работников-иностранцев необходимо учитывать положения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и соответствующую правоприменительную практику. Согласно пунктам 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее — Закон N 173-ФЗ) все иностранные граждане, кроме постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, для целей применения указанного закона признаются нерезидентами. Как следует из пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, выплата заработной платы работникам-нерезидентам подпадает под определение валютной операции. При этом согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств. В указанной норме содержится перечень исключений из приведенного правила, когда расчеты между юридическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами возможны в наличной иностранной валюте и валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Однако выплата заработной платы в число таких случаев не включена. Таким образом, Закон N 173-ФЗ, по сути, устанавливает для работодателей — юридических лиц запрет на выплату заработной платы работникам-нерезидентам в наличной форме.
В судебной практике ранее преобладала точка зрения о правомерности выдачи иностранным гражданам заработной платы из кассы. Президиум ВАС РФ указывал на невозможность отнесения выплаты заработной платы работникам-нерезидентам наличными денежными средствами к числу незаконных валютных операций и на отсутствие в таких действиях работодателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (постановление от 18.03.2008 N 15693/07). Этот подход был основан на старой редакции указанной нормы КоАП РФ, содержавшей иное определение термина «незаконные валютные операции». Но и после внесения в данную норму поправок Федеральным законом от 12.11.2012 N 194-ФЗ вывод ВАС РФ остался прежним. При этом отмечалось, что действия работодателя по выплате зарплаты нерезиденту формально являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, которое обязывает выплатить зарплату работнику, даже если тот не пожелал воспользоваться своим правом на открытие счета в банке для соответствующих целей (определения от 22.01.2014 N ВАС-19916/13, от 27.01.2014 N ВАС-19914/13).
Ситуация изменилась, когда Верховный Суд РФ поддержал сторонников позиции, в соответствии с которой реализация норм трудового права в отношении работников-нерезидентов должна осуществляться с соблюдением Закона N 173-ФЗ, а кадровые документы (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям валютного законодательства. В постановлении от 06.03.2015 N 307-АД15-691 и еще в 23 постановлениях от той же даты судья Верховного Суда РФ назвала правильным вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в действиях юридического лица, выплатившего своим работникам-нерезидентам зарплату наличными из кассы. Правда, все 24 административных дела завершились освобождением работодателя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
В настоящее время арбитражные суды часто признают обоснованным именно такой итог производства по делу, когда работодателю, не убедившему иностранца открыть счет в уполномоченном банке для получения зарплаты и тем самым виновному в нарушении валютного законодательства, в связи с малозначительностью такого нарушения объявляется лишь устное замечание в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (постановление Четырнадцатого ААС от 23.05.2016 N 14АП-3633/16, постановление Шестого ААС от 09.03.2016 N 06АП-7400/15, постановление Восемнадцатого ААС от 15.12.2015 N 18АП-14096/15, постановление Второго ААС от 08.12.2015 N 02АП-9609/15). Однако прецеденты с назначением административного наказания за подобное нарушение также имеются (постановление АС Дальневосточного округа от 24.05.2018 N Ф03-1521/18, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.08.2016 N Ф02-4483/16). Мнение о неправомерности наличных расчетов по заработной плате между юридическими лицами и работниками-нерезидентами разделяют представители ФНС России (письмо от 29.08.2016 N ЗН-4-17/15799) и Роструда (консультация дежурного инспектора портала «Онлайнинспекция.РФ»). Высказывали такую точку зрения и специалисты ныне расформированного Росфиннадзора (информация от 05.08.2014).
Однако некоторые арбитражные суды по-прежнему руководствуются позицией ВАС РФ и говорят об отсутствии вины работодателя в нарушении валютного законодательства, если он, основываясь на положениях ТК РФ, выплатил иностранцу, не сообщившему реквизиты счета в банке, заработную плату единственным возможным в такой ситуации способом — наличными (постановление АС Московского округа от 31.10.2017 N Ф05-15389/17, постановления Девятого ААС от 27.02.2018 N 09АП-1956/18, от 29.09.2017 N 09АП-41918/17 и от 11.09.2017 N 09АП-33002/17, постановление Восьмого ААС от 29.05.2015 N 08АП-4019/15, постановление Девятнадцатого ААС от 29.04.2015 N 19АП-1520/15).
На наш взгляд, невозможность получать зарплату в кассе, обусловленная для нерезидента содержанием Закона N 173-ФЗ, представляет собой ограничение его прав по сравнению с работниками, которые на основании ст. 136 ТК РФ могут по договоренности с работодателем выбирать между наличным и безналичным способами выплаты заработной платы. Специальные правила для отдельных категорий работников, если они влекут за собой ограничение их прав, в соответствии со ст. 252 ТК РФ могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Поэтому положения валютного законодательства об обязательном использовании для совершения платежа счета, открытого нерезиденту в уполномоченном банке, могли бы считаться специальной нормой, подлежащей применению вместо общей нормы ст. 136 ТК РФ, если бы самим ТК РФ была предусмотрена возможность установления иным федеральным законом особых требований к осуществлению расчетов в рамках трудовых отношений с некоторыми категориями трудящихся. Поскольку законодатель такой оговорки не сделал, необходимо констатировать, что положения Закона N 173-ФЗ противоречат ТК РФ в той части, в которой они ограничивают право работников-нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы. В силу ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. И все же, с учетом нынешней позиции высшего судебного органа, отказ от практики выдачи нерезидентам заработной платы наличными представляется более безопасным для работодателя вариантом.
Вышесказанное касается работодателей — юридических лиц. Однако аналогичные ограничения по способу осуществления валютных операций с нерезидентами Закон N 173-ФЗ устанавливает и для резидентов — физических лиц. Так, согласно ч. 3 ст. 14 указанного закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках за рядом исключений, в числе которых выплата заработной платы работникам не упомянута. В связи с этим представляется, что вопрос о возможности выплаты работникам-нерезидентам заработной платы наличными должен решаться одинаково как для организаций, так и для работодателей — физических лиц (смотрите решение Арбитражного суда Амурской области от 05.12.2016 N А04-10097/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

Правильно считаем зарплату работнику-иностранцу

Есть ли особенности в порядке расчета зарплаты работнику, который является гражданином другого государства? Какие налоги и сборы нужно с такой зарплаты начислить? Когда у иностранца НДФЛ 30%, а когда 13% и как это подтвердить? На все эти вопросы подробно ответим в статье.

Зарплата работника-иностранца — есть ли различия с зарплатой россиян?

Основным документом, определяющим порядок оплаты труда иностранцев, является Закон от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (не путайте с законом «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Непосредственно трудовую деятельность описывает ст. 13 Закона № 115-ФЗ об иностранных гражданах.

Основной вывод из нее такой: никаких индивидуальных особенностей в самом процессе начисления зарплаты работникам-иностранцам нет (все точно так же по трудовому договору и внутренней нормативке). Но при одном важном условии — прежде, чем начислять зарплату иностранцу надо убедиться, что вы в принципе можете это делать.

Список основных исключений, предусмотренных законом 115-ФЗ, можно посмотреть здесь (ниже вы сможете скачать эту памятку):

Памятка по выплате зарплаты иностранцамСкачать

Не забудьте про уведомление МВД (ФНС), если принимаете на работу иностранца.

Платить ли страховые взносы за иностранца?

Страховые взносы с зарплаты иностранца платить надо. Правила их исчисления зависят от того, на каких основаниях иностранный работник трудоустроен и в каком статусе он находится в РФ (см. пояснения в таблице исключений).

Если ваш сотрудник имеет статус проживающего в РФ (постоянно или временно) — его зарплата облагается взносами по тому же принципу, что и зарплата россиян:

  • ОПС — 22% с дохода, не более 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой суммы;
  • ОСС — 2,9% с дохода, не выше 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода начисление взносов на ОСС прекращается;
  • ОМС — 5,1% со всех зарплатных выплат;
  • ОСС — по тарифам, установленным для рабочего места, которое занимает иностранец.

Взносы надо начислять и выплачивать вне зависимости от того, как происходит сотрудничество с иностранным гражданином: по трудовому договору либо договору ГПХ.

Единственное исключение — если иностранец имеет статус ИП, оформленный по законодательству РФ. Тогда при заключении договора с российским юрлицом или ИП на выполнение работ (оказание услуг) иностранец-ИП сам оплачивает за себя страховые взносы.

Если ваш сотрудник является временно пребывающим в РФ, то уплата взносов будет зависеть от его квалификации:

  • Выплаты специалистам высокой квалификации, приглашенным в качестве таковых в РФ, не облагаются никакими страховыми взносами, кроме взносов в ФСС на травматизм (по тарифам).
  • Выплаты всем остальным временно пребывающим работникам-иностранцам не облагаются только взносами на обязательное медстрахование (ОМС). Все остальное — ОПС, ОСС (ВНиМ и травматизм) следует уплачивать так же, как по россиянам и временно проживающим иностранцам.

Как платить НДФЛ с зарплаты работника-иностранца?

Первое, что надо помнить, — ставка НДФЛ не зависит от гражданства по паспорту. Статус налогового резидента (или нерезидента) определяется по другим критериям.

Определять статус резидент/нерезидент следует на дату получения дохода. То есть в нашем случае — на дату начисления зарплаты. В зависимости от того, что у вас получится (индивидуально по каждому сотруднику-иностранцу), применяется та или иная ставка НДФЛ.

Если работник «получился» нерезидентом, то при определении налоговой ставки необходимо также учитывать, что соглашением об избежании двойного налогообложения между РФ и страной, резидентом которой является работник, могут быть установлены особые налоговые ставки. Международные договоры имеют приоритет перед Налоговым кодексом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Если такое соглашение есть, необходимо применять положения международного договора РФ с тем государством, чьим налоговым резидентом является работник.

Для некоторых других доходов нерезидентов (например, дивидендов) в НК РФ тоже предусмотрены другие ставки. Но, в рамках данного материала мы рассматриваем зарплату и аналогичные доходы работника. Поэтому в общую схему включили только 2 ставки.

Как подтвердить — резидент / нерезидент для НДФЛ?

Главный вопрос, который возникает у бухгалтеров при расчете зарплаты сотрудникам-иностранцам, — как подтвердить свои выводы о том, что следует применить ставку НДФЛ 13%? Что иностранец являлся налоговым резидентом на дату расчета ему зарплаты?

Во-первых, работник-иностранец сам может представить документ от ФНС, подтверждающий его статус. С 09.12.2017 это подтверждение выдается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@.

Основное неудобство этой справки в том, что она подтверждает статус налогового резидента за календарный год. Гонять работника каждый месяц за новым подтверждением в ФНС неудобно ни бухгалтеру, ни работнику.

Как быть? Можно ли подтвердить свои заключения по налоговому статусу «на месте»? В законодательстве этот вопрос отдельно не урегулирован. По мнению чиновников, «Что не запрещено – то разрешено» (см. Письмо Минфина РФ от 22.02.2017 № 03-04-05/10518 и Письмо ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@).

Статус налогового резидента можно подтвердить на работе. Достаточно запросить у работника и скопировать документы, из которых следует, что он находился в РФ достаточное количество дней. Это могут быть:

  • страницы паспорта работника с отметками о пересечении границы;
  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (проездные документы, документы о проживании);
  • свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договоры, заключенные для обеспечения пребывания работника в РФ (например, договор аренды служебного жилья, в котором осуществлена регистрация иностранного работника по месту пребывания);
  • справки о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения);
  • иные документы, из которых следует, где находился ваш сотрудник в интересующем периоде.

Подводим итоги

  • Отличий в порядке начисления зарплаты работнику-иностранцу и работнику-россиянину нет.
  • Есть нюансы, касающиеся определения самой возможности начислять зарплату. И есть нюансы, касающиеся применения налоговой ставки.
  • По общему порядку, с зарплаты иностранных работников следует уплачивать страховые взносы по законодательству РФ. Из правила есть исключения, например, для высококвалифицированных специалистов, приглашенных в этом качестве на работу в РФ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.