Зооуголок в школе

Живой уголок в школе

Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.

Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нор­мам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать пос­тоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Растения уголка живой природы подбирают­ся в соответствии с учебной программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строе­нием органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию.

Наиболее распространенные комнат­ные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, ки­парис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия. В уголке живой приро­ды могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки пла­вунцов, стрекоз, поденок. Из позвоночных содержатся рыбы,.

Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб (ка­рася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи); тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).

Содержание животных в уголке живой природы требует со­блюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя при­носить в школу случайных животных.

Для создания нормаль­ных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно открывать для провет­ривания; растения и животные должны периодически дезинфици­роваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры, инвентарь.

Уголок живой природы для школы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений при­учают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и жи­вотными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материаль­ной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранно­го воспитания, формированию научного мировоззрения, воспи­танию научно-атеистических убеждений, привитию детям пат­риотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечи­вает выполнение различных видов практических и исследова­тельских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания и географии.

Содержание маленьких неприхотливых животных (мелкие грызуны, рептилии, аквариумные рыбки, птицы, насекомые) может дать обширный материал для исследований.

БЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Главные вопросы, которые нужно решить, при организации уголка живой природы (по степени важности):

  1. потребности животного;

  2. потребности человека, ухаживающего за животным;

  3. потребности публики, которая прейдет смотреть животное.

Для надлежащей постановки дела необходимо создать условия обитания, как можно более близкие к природным. Для растений это: состав почвы и воздуха, режимы освещенности и полива. Для животных это: клетка образующая необходимую животному территорию, с убежищем, где обитатель может укрыться для отдыха; устраивающие данное животное партнер или партнеры; надлежащий корм: привлекательный на взгляд животного и питательный на ваш взгляд; Возможно меньше поводов для скуки, другими словами, клетка должна быть щедро “обставлена”, желателен один два соседа, с которыми можно в своё удовольствие поцарапаться и повздорить без кровопролития.

Необходимо определить какой цели служит данная коллекция животных и растений. Цель может быть – исследовательская, учебная, просветительская и развлекательная, желательно совмещение целей.

Исследование начинается с изучения материалов по биологии и содержанию объекта. Далее создаются необходимые условия содержания. На каждый объект уголка живой природы заводится карточка или тетрадь, в которую ежедневно заносится вся информация, лучше пусть она будет избыточной, чем упущены какие то моменты. В карточку заносится: возраст, дата поступления, физическое состояние, присваивается номер (при желании дается имя), размеры, вес, окрас, описывается поведение, заносятся все изменения.

Научить ведению исследовательской деятельности, и есть учебная цель. Углубленное изучение объектов, теоретическое совместно с практическим, под руководством специалиста дает лучшие результаты. Уголок живой природы может выполнять большую просветительскую работу. Экскурсии, подробные рассказы о биологии и поведении животных, привлечение к уходу за ними являются очень эффективным средством для этого.

Желательно чтобы коллекция была комплексной, то есть гармонично представлены растения, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.

Растения – необходимый элемент уголка живой природы. Они создают естественный природный фон и являются прекрасными объектами для изучения и исследований.

Насекомые интересны, как своим поведением и неприхотливостью в содержании, так и коротким жизненным циклом. Это могут быть различные палочники, жуки, бабочки и т. д..

Аквариум – превосходная модель уголка живой природы, его обитателей легко наблюдать и изучать.

рых она разработана, наглядностью и практической направленностью. Занятия

проводятся на базе живого уголка («Минизоопарка»), при непосредственном контакте с

животными и птицами. Таким образом, восприятие окружающего мира происходит не

только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение

материала.2

Во время проведения занятий дети имеют возможность кормить животных, держать

их в руках, наблюдать за ними. Обучающиеся приучаются наблюдать за поведением

животных и птиц, рассматривать их внешний вид, окраску, сравнивать и подмечать

характерные особенности. Все это вызывает у ребят неизгладимое впечатление и

положительные эмоции.

Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста с

частично переменным составом. Обучающиеся набираются по желанию. Число

обучающихся в объединении не превышает 15 человек

К концу обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Любители природы» дети будут знать: животных зооуголка; правила

содержания их в домашних условиях требования к корму; животных северных морей и

травянистых равнин; происхождение зверей, птиц, продолжительность жизни животных в

природных условиях; роль заповедников; о пользе различных видов животных и растений

для человека; научатся самостоятельно ухаживать за животными и растениями, оказывать

первую ветеринарную помощь, овладеюют навыками культуры общения, аккуратности,

самостоятельности.

Программа «Экскурсии в уголок живой природы» эколого-туристического отдела

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного

образования детей «Центр детского творчества» г.Заринска предусматривает развитие

экологической культуры воспитанников, направлена на формирование бережного

отношения к природе, способствует усвоению детьми конкретных сведений о животных,

рыбах, растениях позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение

к окружающей среде, миру природы.

3. «Улитки».

— отличительные особенности вида;

— размножение, питание, уход;

— выработка рефлексов;

— забота о потомстве;

— рекомендации по содержанию и разведению.

4. «Золотая рыбка».

— отличительные особенности вида;

— размножение, питание, уход;

— выработка рефлексов;

— забота о потомстве;

— рекомендации по содержанию и разведению.

«Водоросли».

— отличительные особенности вида;

— размножение, питание, уход;

— выработка рефлексов;

— забота о потомстве;

— рекомендации по содержанию и разведению.

8. «Обитатели аквариума».

— отличительные особенности вида;

— размножение, питание, уход;

— выработка рефлексов;

— забота о потомстве;

— рекомендации по содержанию и разведению.

Пояснительная записка

Формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Одна из форм организации такой деятельности – уголок живой природы. Уголок живой природы – достаточно привлекательный для детей объект наблюдений и заботы. Учитывая то, что в школе отсутствует специальное помещение и условия для оснащения живого уголка, в МБОУ К-Е СОШ № 5 решено организовать мини-живые уголки в рекреации школы и кабинете биологии, доступные для посещения любыми желающими, а также при организации уроков школьного курса биологии.

Растения – необходимый элемент уголка живой природы. Они создают естественный природный фон и являются прекрасными объектами для изучения и исследований.

Аквариум – превосходная модель уголка живой природы, его обитателей легко наблюдать и изучать.

Цель работы – вовлечение учащихся в деятельность по изучению и уходу за животными (аквариумными рыбками) и комнатными растениями на основе полученных знаний об особенностях физиологии и поведения.

Базовыми на начало занятий для учащихся являются знания, полученные в ходе изучения школьных курсов природоведения (в начальном звене), ботаники, зоологии (в среднем звене).
Предложенная система практических и творческих заданий направлена на решение ряда задач: углубление знаний учащихся о многообразии живых организмов, особенностях их внешнего строения и физиологических функций, их взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой; формирование умений, связанных с изучением, заботой и уходом за живущими рядом с человеком животными и растениями, воспитание добросовестного и ответственного отношения перед теми, чья жизнь зависит от наших действий. «Мы в ответе за тех, кого приручили» – эта мысль должна стать основой воспитательной работы.

В целом это будет способствовать:

  • обобщению, углублению и расширению знаний по ботанике, зоологии, природоведению;

  • формированию у воспитанников адекватных общепринятых ценностей и нравственных ориентаций;

  • профориентации воспитанников.

Особые условия работы — необходимость ежедневного ухода за животными, ограниченность пространства в живом уголке, диктуют необходимость организации работы мелкими группами. Более удобна такая форма работы при организации опытнической работы в объединении.

Основные методы и формы организации изучения курса: рассказ-беседа, экскурсии, семинары, практические работы, опыты, лабораторные занятия.

Используются следующие формы работы:

  • групповая (экскурсии, теоретические занятия);

  • мелкогрупповая (уход за животными, заготовка кормов, практические работы, опыты, лабораторные занятия).

Основной целью является выработка у учащихся чувства ответственности по отношению к домашним питомцам и диким обитателям флоры и фауны, осознание своего места в мире природы.

Достигнуть поставленной цели считается возможным при решении следующих задач:

  • знакомство учащихся с конкретными представителями животного и растительного мира, знакомство с их биологическими особенностями, правилами безопасного обращения с ними;

  • формирование у детей потребности заботиться о домашних питомцах, представителях дикой флоры и фауны;

  • получение и развитие навыков по уходу за конкретными представителями уголка живой природы;

  • развитие интереса к познанию природных взаимосвязей и явлений;

  • развитие навыков правильного поведения в окружающей природной среде;

  • привитие навыков наблюдения, постановки опытов, анализа полученных данных.

Дети обожают чудеса и сказки, даже такие скромные как мини сады, растущие в закрытом сосуде. По-научному такая закрытая экосистема и называется флорариум. Флорариум – это один из наиболее интересных и динамично развивающихся вариантов оформления современного интерьера. Основная идея данного вида деятельности в живом уголке школы – воспроизвести в комнатных условиях компактную модель растительного природного биотопа. Варианты ландшафта во флорариумах могут быть самые разные: от суровой пустыни с немногочисленными сукулентами, до тропического леса с орхидеями. Наличие каких-либо животных не предполагается.

В грамотно сконструированном автоматизированном флорариуме, растения практически не требуют ухода.

Основное преимущество флорариума перед другими типами оформленных стеклянных емкостей (аквариум, террариум, полюдариум и т.п.) – совершенно другие требования по уходу: в грамотно сконструированном флорариуме ухаживать за растениями проще, чем за горшечными! Кроме того, замкнутое пространство позволяет создать такую микросреду, которую невозможно повторить в домашних условиях.
В самом простом варианте, флорариум представляет собой пустую емкость (например, не заполненный аквариум), в которой высажены различные наземные растения. Однако обычно флорариум представляет собой гораздо более сложную конструкцию, в которой учтено множество факторов, влияющих на успешное содержание растений.

Флорариум обладает множеством достоинств, что делает его желанным гостем в детской комнате:

  • Декоративность. Согласитесь, что мини сад, зеленеющий в любое время года, это красиво. Кроме того, флорариум можно дополнительно украсить декоративными фигурками, камешками, ракушками, миниатюрными домиками или предметами мебели, проложить дорожки и т.п. Такие флорариумы со сформированным ландшафтом особенно интересны.

  • Компактность. Флорариум добавит изюминку в любую детскую комнату, даже самую скромную по площади. Растения могут жить и в лампоче, и в банке. И хотя флорариумы в стекле смотрятся более эффектно, для детской комнаты лучше выбрать небьющийся прозрачный контейнер.

  • Простота ухода. Правильно сделанный флорариум почти не нуждается ни в поливе, ни в проветривании. Только поддержание

  • внешнего вида – формирование растений, обрезка и т.п.

Безопасность. Флорариум плотно закрывается, поэтому ни дети, ни домашние животные не уколются, не попробуют растения или землю на вкус.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куго-Ейская средняя общеобразовательная школа № 5

П О Р Т Ф О Л И О

МБОУ К-Е СОШ № 5

УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Почему сейчас нет живых уголков в школе

Старый советский детский фильм «Девочка и крокодил» — это история о юном натуралисте Мите, который однажды оставил школьный живой уголок на попечение маленькой девочки Кати.

В живом уголке были кролики, птицы, черепаха и даже крокодил, который сбежал. В наше время нет юннатов и живых уголков. К слову, юннат — это юный натуралист, участник детского (школьного) кружка по природоведению и изучению основ естественных наук. В СССР существовал целый ряд внешкольных детских учреждений. Сейчас это движение оформилось в другие. Юннаты сегодня — это участники кружков живой природы, краеведения, детских научных центров, экологических театров. Ребенок может стать участником кружка. Может ходить в Музей природы, посещать зоопарк.

В Музее природы сейчас есть пиранья, панцирная щука и даже шпорцевая лягушка. Живут улитка, мадагаскарские тараканы и жуки-палочники. Их выносят по просьбе посетителей: в залах прохладно, а живут они в теплом кабинете. Да просто можно поехать в деревню к бабушке, где ребенок увидит корову, козу, кроликов. А вот создать свой живой уголок в школе нельзя. Современные требования (санитарные, пожарные и пр.) не позволяют это сделать. Почему? Да потому, что это большая ответственность. Животным нужна комфортная территория, условия проживания, медпомощь. Могут ли это обеспечить дети?

Так же и дома. Любая зверушка — джунгарик, черепаха, морская свинка, кошка, собака — требует внимания и заботы. К примеру, семилетний ребенок просит собачку. Вы хотите купить. Но тогда будьте готовы к тому, что кормить, лечить эту собачку, гулять с ней будете вы, а не ребенок, даже если он клятвенно пообещал всю заботу о любимце взять на себя. У меня дома есть животные: улитка ахатин, красноухая черепаха.

Сыновья, младшие школьники, просят скорпиона и паука. Нет, я люблю насекомых, но в то же время понимаю, что это дополнительная нагрузка. В раннем детстве, конечно же, хорошо, если ребенок при знакомстве с окружающим миром, с животными проявляет эмоции. Сочувствует кошке, собаке. Одновременно нужно объяснять, что кошка или собака — это живое существо. Если кошка ушла, значит, она не хочет общаться и ее не нужно трогать. В более взрослом состоянии детям нужно прививать бережное отношение к природе через знания. Объяснять, как растут деревья, как живет в лесу лисичка или медведь. Тогда и будет формироваться бережное отношение к миру природы.

Мария Баринова, сотрудник Музея природы

Столичным школам не хватает зооуголков

По ее словам, это связано с тем, что организация зооуголков требует больших хлопот, а главное, здоровью некоторых детей общение с животными может только навредить.
«Среди детей у многих есть аллергия, бронхиальная астма, другие болезни, поэтому им общение с животными строго противопоказано», — сказала собеседница агентства.
Кроме того, по ее словам, зооуголок — это дополнительная «головная боль» для дирекции.
«Животных надо уметь содержать, следить за их здоровьем, иметь помещения для их содержания», — добавила сотрудница департамента.
Самый большой зооуголок расположен в средней школе № 354 с углубленным изучением математики и биологии им. Д.М. Карбышева в центре столицы. Во дворе школы в вольере содержатся шесть павлинов, а в закрытом помещении — разнообразные попугаи, сова, канюк, горлицы, амадины и городской воробей. В зооуголке имеется также террариум, где содержится более 50 рептилий и амфибий. Широко представлено и семейство грызунов: морские свинки, кролики, шиншиллы, крысы и белка.
Еще одно учебное заведение с зооуголком находится на юго-западе Москвы — это начальная школа-детский сад 1654. «Там собраны растения и животные чуть ли не со всей планеты», — рассказала сотрудница департамента.
По ее словам, намного больше зооуголков в различных учреждениях дополнительного образования — Дворцах творчества, школах искусств и домах культуры. Всего по разным образовательным учреждениям города насчитывается около 200 зооуголков. Все они находятся под контролем столичного комитета ветеринарии, который периодически устраивает осмотры животных.
Как сообщили РИА Новости в столичном комитете ветеринарии, с этого года ветеринары проводят уроки в различных школах Москвы. Они рассказывают школьникам о болезнях животных и птиц, ребята могут принести на такие уроки и своих домашних питомцев. Столичные ветеринары ставят своей задачей донести до московских школьников, как правильно ухаживать за питомцами и не допустить заражения общими для человека и животного болезнями.
«С начала нового учебного года занятия о болезнях животных и птиц проведены в более 130 образовательных учреждениях и детских домах-интернатах города Москвы», — сказала собеседница агентства.

Разрешены ли живые уголки в образовательных учреждениях?

Разрешены ли живые уголки в образовательных учреждениях?

Согласно требований п.6.11. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается; размещение в других помещениях детского сада санитарными правилами не регламентировано.

Согласно требований п.4.12.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

Согласно требований п. 3.4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ. В рекомендуемый состав помещений, в которых организуются занятия естественнонаучной направленности входит и лаборатория юных любителей природы с уголком живой природы.

Живой уголок в детском саду

Ксения Зубкова
Живой уголок в детском саду

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить ее из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.

В соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший, средний и старший дошкольный возраст, — она состоит из трех частей. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами — и обследует их форму, цвет, величину, радуется ярким краскам природы — и начинает постигать многообразие природных объектов. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества.

Особенности знакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы

В 4-5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым — педагогам, родителям — начать приобщение детей к экологической культуре, формирование у них основ экологического миропонимания.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего, с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями — в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды — меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах, можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве — ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако, скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание детей младших групп.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например, сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Работа дошкольников в уголке природы

Что касается растений и ознакомления с ними, то в старшей группе дети знакомятся с новыми комнатными растениями, запоминают их названия, выявляют отличие их строения от уже известных растений.

Большая работа проводится по формированию и закреплению представлений детей о потребности растений в определенных условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Формирование этих представлений, закрепление их в условиях повседневной жизни лучше всего осуществлять посредством проведения несложных опытов.

Опыт с водой. Отбираются растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины и др.). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растений. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения внимания детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже быть в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями.

Дети вместе с воспитателем рассматривают оба растения, сравнивают, выявляют различие в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостает воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).

Опыт с почвой. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева.

Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время наблюдения детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее наблюдение проводится на занятии, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках.

В дальнейшем осуществляется работа по подкормке и пересадке растений и наблюдение за ними.

Опыт со светом. До наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: две — в темноте, одну — на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, воспитатель приглашает детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: желтые и искривленные листья у тех луковиц, которые проросли в темноте (в подвале). В подтверждение этого одну луковицу из тех, что росли в темноте, выставляют на свет, другую оставляют в прежних условиях.

Второе наблюдение проводят, когда луковица с желтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют и третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится занятие, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представления о значении благоприятных условий (света) для роста растений.

Ведутся также систематические наблюдения за состоянием комнатных растений. Детей обучают умению определять растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям и бледным листьям, ухаживать за ними: переставлять на хорошо освещенное место, мыть.

Опыт с ветками (выявление потребности растений в тепле). В зимнее время вносят ветки тополя, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят между рамами. Затем наблюдают за распусканием веток.

Первое наблюдение проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих на подоконнике. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях.

В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.

Размещение объектов в уголке природы

В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго-восток.

Растения не рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебания температуры вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, например традесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Их лучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами. Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне.

Для всех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Для равномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы свет падал на разные стороны их.

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумы ставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они не выносят сквозняков.

Сезонные изменения в уголке природы, В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки. Животных, впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах, наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюда переставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса и луга. К, концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными ветками деревьев и кустов.

Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.